Церковный календарь
Новости


2018-09-22 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святые Отцы на Вселенскихъ Соборахъ (1970)
2018-09-22 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 64-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-21 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Русская Зарубежная Церковь въ кривомъ зеркалѣ (1970)
2018-09-21 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 63-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Фантастическая исторія (1970)
2018-09-20 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 62-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-19 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №3 (18 марта 1906 г.)
2018-09-19 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 61-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святая Русь въ исторіи Россіи (1970)
2018-09-18 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №2 (16 марта 1906 г.)
2018-09-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Кончина и погребеніе Блаж. Митр. Антонія (1970)
2018-09-17 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 60-е (5 декабря 1917 г.)
2018-09-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Какъ Митр. Антоній создалъ Зарубежную Церковь (1970)
2018-09-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Митрополитъ Антоній какъ учитель пастырства (1970)
2018-09-16 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №1 (14 марта 1906 г.)
2018-09-16 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Раздѣленіе на секціи (1906)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - воскресенiе, 23 сентября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.

Духовные писатели Русскаго Зарубежья

Монахиня Варвара (Суханова) († 1972 г.).

Монахиня Варвара (въ мірѣ Вѣра Суханова) († 1972), духовная писательница, вѣрное чадо РПЦЗ. Родилась въ 1896 г. въ купеческой семьѣ. Во время Первой міровой и Гражданской войнъ служила сестрой милосердія. Съ послѣдними частями Бѣлой Арміи оставила Россію. Работала учительницей въ русской гимназіи въ Панчевѣ (Сербія). Въ 1929 г. поступила послушницей въ Лѣснинскую женскую обитель въ Хопово (Сербія). Несла самыя разныя послушанія: была клиросной, занималась съ дѣтьми Хоповскаго пріюта, писала иконы. Въ 1932 г. была пострижена въ монашество. Въ 1950 г. вмѣстѣ съ другими сестрами обители переселилась изъ Югославіи во Францію. Мать Варвара много писала. Ея статьи и разсказы появлялись еще въ «Православной Карпатской Руси» (впослѣдствіи «Православная Русь») и въ приложеніи «Дѣтство во Христѣ», когда Братство преп. Іова Почаевскаго находилось еще на Карпатахъ, во Владиміровой. Составила около четырехсотъ «Житій святыхъ для дѣтскаго и юношескаго возраста», которыя подъ иниціалами «М. В.» (Монахиня Варвара) вначалѣ публиковались въ журналѣ «Православная жизнь», а затѣмъ отдѣльными выпусками издавались въ Свято-Троицкомъ монастырѣ въ Джорданвиллѣ (всего было напечатано двадцать такихъ сборниковъ). М. Варвара мирно скончалась послѣ продолжительной болѣзни 27 ноября (10 декабря) 1972 г. въ Лѣснинскомъ монастырѣ (Провемонъ, Франція).

Сочиненія мон. Варвары (Сухановой)

М. В.
Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста.
Выпускъ четырнадцатый. [1968 г.]

Празднество Пресвятой Богородицы ради Смоленской иконы Ея Одигитріи.
(Празднуется 28 іюня).

Послѣ Вознесенія Господа нашего Іисуса Христа и послѣ сошествія Святаго Духа на апостоловъ, св. евангелистъ Лука очень искусно на доскѣ написалъ образъ Пресвятой Богородицы. Царица Небесная взглянула на Свое святое изображеніе и сказала: «Отнынѣ будутъ ублажать Меня всѣ роды». И еще прибавила: «Благодать Моя съ иконой этой да будетъ!». Вскорѣ черезъ этотъ святой образъ стали совершаться дивныя и великія чудеса. Этотъ св. чудотворный образъ св. апостолъ и евангелистъ Лука послалъ въ городъ Антіохію къ правителю Ѳеофилу, который увѣровалъ во Христа и которому св. евангелистъ Лука написалъ Св. Евангеліе. «Разсудилось и мнѣ, по тщательномъ изслѣдованіи всего сначала, по порядку описать тебѣ, достопочтенный Ѳеофилъ». Такъ читаемъ мы въ началѣ Евангелія отъ Луки (1, 3).

Всѣ христіане стали чтить чудотворную икону Царицы Небесной. Прошли многіе годы... Святой образъ этотъ былъ изъ Антіохіи перенесенъ во Іерусалимъ. Когда греческая царица Евдокія, супруга благочестиваго царя Ѳеодосія Младшаго, была во Іерусалимѣ (въ 436-37 гг.), то взяла чудотворную икону Приснодѣвы и послала ее въ даръ сестрѣ царя — св. Пульхеріи. Та съ великою радостію приняла святыню и поставила ее въ церкви Пресв. Богородицы, которая называлась «Влахернская». Этотъ храмъ Св. Пульхерія сама воздвигла. Такъ святая чудотворная икона Приснодѣвы сдѣлалась украшеніемъ Царьграда. Черезъ эту святую икону великое множество больныхъ исцѣлялось, особенно болящихъ глазами.

Однажды двумъ слѣпцамъ явилась Пречистая, привела ихъ во Влахернскую церковь, подвела ихъ къ Своей чудотворной иконѣ — и слѣпые мгновенно прозрѣли! Вѣсть объ этомъ чудѣ разнеслась по всему Царьграду. Съ этихъ поръ люди Божіи стали называть этотъ св. образъ «Одигитрія», т. е. «Путеводительница».

Въ царствованіе царя Ираклія на греческую землю напали скиѳы и персы. Пришелъ персидскій воевода Сарваръ, посланный царемъ Хозроемъ. Пришелъ и начальникъ скиѳовъ со множествомъ ратныхъ людей. Эти страшныя силы соединились и долго осаждали Царьградъ. Патріархъ Сергій взялъ честные кресты, иконы, чудотворную икону Одигитріи, ризу Приснодѣвы и съ этими великими святынями обошелъ городскія стѣны, слезно молясь объ избавленіи отъ варваровъ. Когда затѣмъ патріархъ Сергій погрузилъ въ морѣ ризу Приснодѣвы, то совершилось дивное и превеликое чудо: милостію Божіею и предстательствомъ Царицы Небесной, Взбранной Воеводы, на морѣ поднялось сильное волненіе. Громадныя волны потопили всѣ вражескіе корабли. На сушѣ же греки храбро устремились на варваровъ, и непріятель съ позоромъ обратился въ бѣгство! Въ память этого избавленія отъ варваровъ греки установили праздникъ Царицѣ Небесной, съ пѣніемъ акаѳиста, въ субботу пятой недѣли Великаго Поста. Этотъ торжественный праздникъ называется «Похвала Пресвятой Богородицы».

Послѣ этой дивной побѣды надъ варварами царьградцы стали называть св. чудотворную икону Одигитріи-Путеводительницы еще и Помощницей, т. к. помощію Взбранной Воеводы были побѣждены многочисленные варвары. Греческіе императоры всегда брали съ собою въ походы эту икону, твердо вѣря въ помощь Царицы Небесной, и побѣждали непріятеля.

Прошло еще много лѣтъ... Въ Царьградѣ началась иконоборческая ересь. Благочестивые люди, чтобы оберечь отъ поруганія Святую Икону Одигитріи, тайно ночью вынесли изъ Влахернской церкви это сокровище и принесли въ обитель Пантократоръ. Скрытъ былъ чудотворный образъ въ церковной стѣнѣ и зажжена передъ нимъ лампада. Помолились со слезами, въ послѣдній разъ приложились къ великой святынѣ и, скорбя, заградили ее.

Долгіе годы пребывала въ стѣнѣ святая икона. Пребывала въ стѣнѣ церковной она пока не кончилось лютое гоненіе на святые образа. Когда же воцарился миръ, стали искать чудотворную икону Одигитріи. Милосердный Господь открылъ Своимъ людямъ, гдѣ находится этотъ святой образъ. И — о чудо Божіе! Лампада горѣла предъ чудотворною иконою: долгіе, долгіе годы она не угасала! Возрадовались вѣрные и торжественно поставили святую икону на прежнемъ мѣстѣ во Влахернской церкви.

Русскіе путешественники XIV и XV вѣковъ, Стефанъ Новгородецъ, дьякъ Александръ, діаконы Игнатій и Зосима видѣли икону Одигитріи въ Царьградѣ и свидѣтельствуютъ, что Царица Небесная творила великія чудеса чрезъ Свой образъ.

Въ 1453 году Божіимъ попущеніемъ Царьградъ былъ взятъ Турками. Чудотворной иконы Одигитріи-Путеводительницы не оказалось въ Царьградѣ! Авторъ горестныхъ стиховъ на взятіе Константинополя вопрошаетъ: «Гдѣ святыя мощи? Гдѣ святыя иконы? Гдѣ Одигитрія — Госпожа и Владычица міра? Говорятъ — вознеслись на небо!»

Такова исторія подлинника иконы Одигитріи, написанной св. апостоломъ и евангелистомъ Лукою.

Теперь перейдемъ къ описанію чудотворной Смоленской иконы Пречистой.

Въ 1046 году греческій императоръ Константинъ Мономахъ выдавалъ замужъ дочь свою, царевну Анну, за Черниговскаго князя Всеволода Ярославича, сына великаго князя Ярослава Мудраго. Отпуская на чужбину свою любимую дочь, императоръ Константинъ приказалъ сдѣлать точный списокъ иконы Пречистой, именуемой «Одигитрія». Царь благословилъ этимъ спискомъ на бракъ царевну Анну. Съ великимъ благоговѣніемъ приняла дочь царская благословеніе отца. Она горячо чтила эту икону и всегда возносила моленія предъ нею. Отъ брака царевны съ княземъ Изяславомъ Ярославичемъ родился Владиміръ Мономахъ, прозванный такъ въ честь дѣда, царя греческаго Константина Мономаха. Предъ своею кончиною царевна Анна благословила сына своего иконою Одигитріи. Благочестивый князь Владиміръ, какъ и его мать, глубоко чтилъ этотъ святой образъ. Онъ перенесъ его въ городъ Смоленскъ. Тамъ онъ поставилъ святую икону въ соборномъ храмѣ Успенія Пресвятой Богроодицы, который онъ заложилъ 3 мая 1101 года. Съ этого времени этотъ святой образъ сталъ называться Смоленскимъ. И стали источаться отъ него многія чудеса.

Въ 1237 году, когда полчища Батыя подступили къ Смоленску и граждане не видѣли ниоткуда помощи, Сама Богоматерь Одигитрія черезъ Своего избранника, святаго воина Меркурія, спасла городъ отъ разоренія. Св. воинъ Меркурій пришелъ въ Россію съ запада. Родители его были люди богатые и знатные. Лѣтопись пишетъ о немъ, что св. воинъ Меркурій былъ благочестивымъ, закона греческаго, родомъ римлянинъ. Точно мы не знаемъ, родился ли св. Меркурій въ Римѣ, т. к. наши предки называли «римлянами» вообще всѣхъ людей, жившихъ въ странахъ подъ водительствомъ Римскаго папы. Древнее преданіе свидѣтельствуетъ, что св. воинъ Меркурій родился въ Моравіи. Св. воинъ былъ высокъ ростомъ, мужественъ, очень силенъ. Отличался онъ необычайной храбростью. Крѣпкій вѣрою, св. воинъ былъ готовъ положить жизнь свою молодую за вѣру православную. Св. Меркурій жилъ какъ монахъ самой высокой, самой строгой жизни. Постился, ночи проводилъ въ пламенныхъ молитвахъ.

По Божію изволенію святой явился на службу къ Смоленскому князю. То было тяжкое страшное время для нашей многострадальной родины. Грозныя, губительныя полчища татарскія опустошали Русь Святую. Въ 1234 году недруги приблизились къ Смоленску, громя, разоряя все на своемъ пути. Они остановились въ 25 верстахъ отъ города на мѣстѣ, которое и теперь называется «Долгомостье». До сихъ поръ тамъ сохранились многія, многія могилы, которыя свидѣтельствуютъ, что здѣсь когда-то произошло кровопролитное сраженіе.

Начальникомъ татарскаго войска былъ гордый великанъ — роста гигантскаго, силы непомѣрной. Св. воинъ Меркурій глубоко страдалъ, что недруги уничтожатъ наши православныя святыни, поглумятся надъ ними. Онъ пламенно молился, чтобы Господь сподобилъ его пострадать за вѣру православную. Богъ внялъ его святой мольбѣ! Однажды благоговѣйнѣйшій пономарь каѳедральнаго собора, во время ночной молитвы въ этомъ храмѣ, услышалъ нѣкій дивный голосъ, исходившій отъ Смоленской чудотворной иконы Царицы Небесной. Пречистая сказала: «Иди къ рабу Моему Меркурію на Подолье. Ты увидишь его среди двора. Скажи ему тихо: «Меркурій, иди въ бронѣ воинской, Владычица зоветъ тебя!».

Пономарь пошелъ на Подолье и видитъ: среди двора стоитъ высокій воинъ съ воздѣтыми къ небу руками. Тихо подступилъ къ нему пономарь и передалъ святому слова Пречистой. Пономарь и Меркурій пошли вмѣстѣ въ соборъ къ Смоленской иконѣ Владычицы. Св. воинъ, войдя въ храмъ Богоматери, палъ ницъ предъ Ея чудотворнымъ образомъ. Съ трепетомъ услышалъ св. воинъ дивный голосъ, исходящій отъ св. иконы: «Угодникъ Мой Меркурій, сказала Пречистая, посылаю тебя оградить домъ Мой. Властитель ордынскій втайнѣ хочетъ въ нынѣшнюю ночь напасть на городъ Мой со всею своею ратью, съ великаномъ, чтобы опустошить городъ. Но Я умолила Сына и Бога Моего о домѣ Моемъ, чтобы Онъ не отдавалъ его во власть враговъ. Выходи навстрѣчу врага, втайнѣ отъ народа, отъ святителей и отъ князя, невѣдущихъ о нападеніи этой рати, и, силою Христа Бога, ты побѣдишь великана! Сама Я буду съ тобою, помогая рабу Своему. Но, въ мѣстѣ съ побѣдою, ожидаетъ тебя вѣнецъ мученическій, который прими отъ Христа!».

Со слезами поклонился св. мученикъ Меркурій чудотворной иконѣ Смоленской Одигитріи и вышелъ изъ храма. Сѣвъ на коня, онъ отправился на Долгомостье. Вотъ открылся передъ нимъ станъ татарскій, вотъ военная стража. Силою Божіею враги не замѣтили св. воина. Ставъ для воиновъ невидимымъ, св. муч. Меркурій проникъ въ непріятельскій станъ. Тамъ увидѣлъ онъ великана. Смѣлый св. муч. Меркурій оградилъ себя крестнымъ знаменіемъ, призвалъ на помощь Воеводу Небесныхъ силъ и — поразилъ на смерть гордаго исполина!

Только теперь открылись глаза татаръ. Злые враги въ ярости набросились на св. мученика воина Меркурія. А тотъ сталъ разить ихъ на смерть! Словно стебли травы подъ косою, падали татары отъ его меча. Св. воинъ увидѣлъ внезапно великое множество свѣтоносныхъ юношей, которые поражали татаръ. Св. мученикъ увидѣлъ и Дивную Свѣтлую Жену — Взбранную Воеводу. Не только святой увидѣлъ Пречистую. И врагамъ открылся Ея солнцеподобный ликъ. Подъ взглядомъ Ея грозныхъ очей затрепетали татары. Но не уразумѣли дикіе, звѣрообразные люди, что Сама Царица Небесная помогаетъ поражать ихъ ратниковъ св. Меркурію. Сынъ великана, котораго поразилъ на смерть св. воинъ Меркурій, убилъ его. Передъ кончиной св. мученикъ обратился къ Богу съ горячей молитвой за городъ Смоленскъ. И вдругъ враги пришли въ смятеніе. Потерявъ, и своего предводителя, и самыхъ храбрыхъ, самыхъ лучшихъ своихъ соратниковъ, они, гонимые силою небесною, спѣшно покинули предѣлы смоленскіе.

Горожане благоговѣйно похоронили тѣло св. мученика воина Меркурія въ каѳедральномъ соборѣ. Погребли его святыя мощи 24 ноября 1237 года. Надъ его гробницей было повѣшено его оружіе.

Въ 1335 году во время нашествія Тамерлана на южные предѣлы Руси, супруга великаго князя Василія Димитріевича Софія пріѣхала изъ Москвы въ Смоленскъ, чтобы повидать своего отца, великаго князя Литовскаго Витовта. Княжество Смоленское принадлежало тогда Литвѣ. Его захватилъ воинственный великій князь Витовтъ, который и выдалъ свою дочь за великаго князя московскаго Василія Димитріевича. Витовтъ благословилъ свою дочь Софію чудотворной Смоленской иконой Божіей Матери при своемъ свиданіи съ ней въ Смоленскѣ. Великая княгиня Софія съ этимъ безцѣннымъ даромъ вернулась въ Москву. Чудотворный образъ Пречистой былъ поставленъ въ Благовѣщенскомъ Соборѣ. Москвичи во множествѣ приходили къ Смоленской Одигитріи, съ великимъ благоговѣніемъ поклонялись св. иконѣ. Притекали болящіе и по вѣрѣ своей получали исцѣленіе.

Въ 1456 году, по настойчивой просьбѣ смолянъ, великій князь московскій Василій Васильевичъ Темный долженъ былъ отпустить чудотворную Смоленскую икону Божіей Матери обратно въ Смоленскъ. Великій князь съ большимъ сожалѣніемъ возвращалъ смолянамъ ихъ святыню. Онъ приказалъ сдѣлать искуснымъ иконописцамъ точный списокъ этого образа и поставилъ его въ Благовѣщенскомъ соборѣ. Торжественно провожали москвичи чудотворный образъ Пречистой. Послѣ литургіи въ Благовѣщенскомъ соборѣ митрополитъ, все московское духовенство, съ крестнымъ ходомъ, въ сопровожденіи великаго князя, его семейства, бояръ, войска и многочисленнаго народа, проводили св. икону двѣ версты за городъ — до бывшаго тогда въ предмѣстіи Москвы Саввина монастыря. Здѣсь былъ отслуженъ молебенъ. Всѣ люди Божіи плакали, разставаясь со своею любимою, многочтимою чудотворною иконою!

На мѣстѣ молебна въ 1524 году построенъ былъ Новодѣвичій монастырь въ память возвращенія Смоленска подъ власть русскихъ государей, а въ 1525 году въ этомъ монастырѣ былъ поставленъ списокъ съ чудотворной иконы Смоленской Одигитріи. Въ прежнія благословенныя царскія времена ежегодно совершался торжественный крестный ходъ въ благодарность за возвращеніе русскимъ Смоленска отъ Литвы. Въ 1812 году икона Одигитрія была взята изъ Смоленска и смоленскимъ епископомъ препровождена въ городъ Ярославль, гдѣ и пребывала до возвращенія мирныхъ временъ.

Въ Смоленскѣ находилась еще одна чтимая жителями икона Царицы Небесной — списокъ съ чудотворной Одигитріи. Этотъ св. образъ былъ написанъ въ 1602 году. Въ 1800 году для этой святой иконы была устроена каменная церковь надъ Проѣзжими воротами городской стѣны Смоленска. Этотъ святой образъ 5-го августа 1812 года былъ унесенъ нашими войсками, когда они оставляли Смоленскъ. Наши Христолюбивые воины хранили этотъ, тоже чудотворный, образъ Царицы Небесной, какъ великую святыню, какъ свою защиту. Царица Небесная черезъ Свой образъ благословляла воиновъ на ихъ многотрудный ратный подвигъ. И съ Божіею помощію, предстательствомъ Царицы Небесной, гордый врагъ былъ побѣжденъ! Земля Святорусская была освобождена отъ непріятеля. Послѣ славной побѣды военачальникъ князь Кутузовъ возвратилъ въ Смоленскъ чудотворную икону Богородицы Одигитріи. Святой образъ прибылъ обратно 5 ноября на радость и утѣшеніе горожанамъ, пробывъ въ отсутствіи три мѣсяца.

Въ царскія благословенныя времена въ Смоленскомъ величественномъ соборѣ по вторникамъ еженедѣльно читался акаѳистъ Божіей Матери предъ Ея чудотворнымъ образомъ. 5-го ноября ежегодно совершалось молебствіе благодарственное въ память избавленія Смоленска отъ французовъ. А 24 ноября свѣтло праздновали спасеніе Смоленска отъ татарскаго погрома дивною защитою Богоматери, праздновали и память св. мученика воина Меркурія, который, съ помощью Воеводы небесныхъ силъ поразивъ силу татарскую, горячею молитвою умолилъ Пречистую прогнать злыхъ, нечестивыхъ враговъ изъ предѣловъ Смоленскихъ.

Пособія: 1) Четьи-Минеи Св. Димитрія Ростовскаго; 2) Вѣчный Календарь Е. А. Тихомирова.

Тропарь Смоленской Одигитріи, гласъ 4-ый.

Къ Богородицѣ прилежно нынѣ притецемъ грѣшніи и смиренніи и припадемъ, въ покаяніи зовуще изъ глубины души: Владычице! помози на ны милосердовавши, потщися, погибаемъ отъ множества прегрѣшеній, не отврати твоя рабы тщи, Тя бо Едину надежду имамы.

Кондакъ гласъ 6-ый.

Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, развѣ Тебе, Владычице: Ты намъ помози, на Тебе надѣемся и Тобою хвалимся. Твои бо есмы раби, да не постыдимся.

Тропарь св. муч. воину Меркурію:

«Мученикъ Твой Господи...»

Кондакъ, гласъ 4-ый.

Явися во бранехъ непобѣдимъ воинъ, отъ римлянъ родомъ, сыновство имѣ града Смоленска: яко бо сихъ ради наречеся, яко отъ Богородицы стражъ крѣпокъ послася граду. Пѣсньми Меркурія ублажимъ, празднующе весело память его, яко да избавитъ градъ нашъ отъ бѣды ратныя.



Примѣчаніе. Въ благословенныя царскія времена мощи св. мученика Меркурія почивали въ главномъ соборѣ Спасо-Аврааміева монастыря. Храмъ былъ двухъ-этажный. Наверху былъ престолъ Преображенія Господня, а нижній былъ имени преп. Авраамія и св. мученика воина Меркурія — чудотворцевъ Смоленскихъ. Желѣзный шлемъ и желѣзная обувь св. муч. воина Меркурія хранились въ соборной ризницѣ. Этотъ храмъ былъ освященъ въ 1755 году. Монастырь былъ обширенъ и богатъ. Красиво высился надъ славнымъ городомъ Смоленскомъ. Обитель называлась «Училищной», т. к. при ней было духовное училище. Спасо-Аврааміевъ монастырь много пострадалъ при нашествіи поляковъ на Русь Святую, а также и въ 1812 году отъ французовъ. Этотъ монастырь былъ основанъ первымъ Смоленскимъ епископомъ Игнатіемъ въ XII столѣтіи. (Путеводитель по монастырямъ Россійской Имперіи. А. А. Павловскій. 1907 г.).

Источникъ: М. В. Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста. Выпускъ четырнадцатый. [1968 г.] — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1968. — С. 61-68.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.