Церковный календарь
Новости


2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 16-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 15-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (26-30) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (21-25) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-04 / russportal
Прот. М. Хитровъ. Слово на Введеніе во храмъ Пресв. Богородицы (1898)
2018-12-04 / russportal
Слово въ день Введенія во храмъ Пресвятой Богородицы (1866)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 11 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.

Духовные писатели Русскаго Зарубежья

Монахиня Варвара (Суханова) († 1972 г.).

Монахиня Варвара (въ мірѣ Вѣра Суханова) († 1972), духовная писательница, вѣрное чадо РПЦЗ. Родилась въ 1896 г. въ купеческой семьѣ. Во время Первой міровой и Гражданской войнъ служила сестрой милосердія. Съ послѣдними частями Бѣлой Арміи оставила Россію. Работала учительницей въ русской гимназіи въ Панчевѣ (Сербія). Въ 1929 г. поступила послушницей въ Лѣснинскую женскую обитель въ Хопово (Сербія). Несла самыя разныя послушанія: была клиросной, занималась съ дѣтьми Хоповскаго пріюта, писала иконы. Въ 1932 г. была пострижена въ монашество. Въ 1950 г. вмѣстѣ съ другими сестрами обители переселилась изъ Югославіи во Францію. Мать Варвара много писала. Ея статьи и разсказы появлялись еще въ «Православной Карпатской Руси» (впослѣдствіи «Православная Русь») и въ приложеніи «Дѣтство во Христѣ», когда Братство преп. Іова Почаевскаго находилось еще на Карпатахъ, во Владиміровой. Составила около четырехсотъ «Житій святыхъ для дѣтскаго и юношескаго возраста», которыя подъ иниціалами «М. В.» (Монахиня Варвара) вначалѣ публиковались въ журналѣ «Православная жизнь», а затѣмъ отдѣльными выпусками издавались въ Свято-Троицкомъ монастырѣ въ Джорданвиллѣ (всего было напечатано двадцать такихъ сборниковъ). М. Варвара мирно скончалась послѣ продолжительной болѣзни 27 ноября (10 декабря) 1972 г. въ Лѣснинскомъ монастырѣ (Провемонъ, Франція).

Сочиненія мон. Варвары (Сухановой)

М. В.
Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста.
Выпускъ четырнадцатый. [1968 г.]

Житіе преп. Адріана Ондрушевскаго.
Память 26-го августа.

Андрей сталъ часто посѣщать великаго подвижника, ведущаго жизнь равноангельную. Онъ слушалъ его мудрыя наставленія и исполнялъ ихъ. Андрей сталъ щедро помогать новой пустынной обители, основанной преп. Александромъ Свирскимъ и способствовалъ ея процвѣтанію. Бояринъ такъ возлюбилъ монашескую жизнь, что оставилъ свое богатство, обширное имѣніе и, по благословенію преп. Александра, удалился въ Валаамскую тишайшую обитель. Бояринъ сталъ смиренно нести монастырскія послушанія. Онъ принялъ иночество съ именемъ Адріана. Нѣсколько лѣтъ преподобный трудился въ общежитіи. Но его высокая душа стремилась спасаться въ строгомъ уединеніи. Свое желаніе онъ открылъ преп. Александру. Великій подвижникъ нашелъ своего ученика готовымъ къ отшельнической жизни.

Преп. Адріанъ выбралъ себѣ пустынное мѣсто въ небольшой избѣ восточной стороны Ладожскаго озера. Эта мѣстность представляетъ ровный каменистый полуостровъ. Весною, когда вскрывается озеро, полуостровъ со всѣхъ сторонъ окружается водою и принимаетъ видъ острова. Постепенно къ преп. Адріану стали собираться ученики — любители строгой пустыннической жизни. Черезъ нѣкоторое время на этомъ мѣстѣ былъ воздвигнутъ храмъ въ честь Святителя Николая.

Тихой, безмолвной жизни иноковъ сталъ мѣшать врагъ рода человѣческаго черезъ разбойниковъ. Въ дремучемъ лѣсу острова Сала, напротивъ Адріановой пустыни, укрывался атаманъ разбойниковъ со своею шайкою. Звали этого злодѣя Ондрусъ. Разбойники грабили суда, плавающія по Ладожескому озеру, и убивали неповинныхъ людей.

Однажды Ондрусъ дерзко заявилъ преп. Адріану, чтобы онъ со своими учениками оставилъ пустынь и храмъ и уходилъ куда хочетъ!

«Иначе будетъ вамъ всѣмъ худо!» — пригрозилъ атаманъ, т. е. другими словами: «Мы васъ всѣхъ перебьемъ!»

Скорбно было преп. Адріану и его ученикамъ оставлять это уединенное мѣсто. Преп. Адріанъ сталъ упрашивать злодѣя, чтобы онъ оставилъ въ покоѣ мирныхъ иноковъ, которые ничѣмъ не мѣшаютъ разбойникамъ. У преп. Адріана не было денегъ, чтобы дать атаману. Угодникъ Божій только обѣщалъ Ондрусу прилежно о немъ молиться, чтобы милосердный Господь спасъ его душу отъ вѣчной гибели. Преподобный жалѣлъ мрачную душу злодѣя и умолялъ атамана оставить грѣшную жизнь, которая приведетъ его въ адъ, на вѣчныя муки.

Ондрусъ только смѣялся надъ преп. Адріаномъ, не вѣря ни въ Бога, карающаго грѣшниковъ, ни въ загробную жизнь. Долго съ горькими слезами упрашивалъ святой атамана бросить свое страшное ремесло, а инокамъ дать возможность мирно прославлять Господа въ пустынной обители. Атаманъ послѣ долгихъ моленій вдругъ смягчился и сказалъ:

«Ну, живите!»

На каменистомъ мысу Ладожскаго озера жилъ другой атаманъ со своею шайкою. Они подстерегали пловцовъ по Ладожскому озеру, и этотъ мысъ до сихъ поръ называется «Сторожевскимъ». Этотъ атаманъ завидовалъ Ондрусу, который удачнѣе нападалъ на суда и потому былъ богаче него. Разбойникъ скрежеталъ зубами отъ злобы на своего соперника по грабежамъ и убійствамъ. Однажды эти два атамана разъѣзжали со своими шайками, ища добычи. Случайно они встрѣтились другъ съ другомъ. Завязалась кровавая борьба. Шайка Ондруса была побѣждена сильными Сторожевцами. Ондруса сковали, бросили въ лодку. Ужасъ невыразимый охватилъ темную душу Ондруса. Онъ ясно понялъ, что послѣ страшныхъ истязаній его звѣрски убьютъ. И вспомнилъ онъ слезныя моленія преп. Адріана: оставить свой страшный промыслъ. Ондрусъ сталъ горько каяться. И вдругъ видитъ онъ передъ собою свѣтлаго пустынника — святого Адріана.

«По милосердію Господа, у Котораго отъ тебя просили пощады пустынному братству, ты свободенъ!» Такъ сказалъ преп. Адріанъ и сталъ невидимъ.

Ондрусъ увидѣлъ себя безъ оковъ на берегу. Никого не было около него. И лодки, и враги его — исчезли. Пораженный до глубины души, атаманъ понялъ, что милосердный Богъ молитвами Своего угодника преп. Адріана спасъ его отъ неминуемой смерти. Ондрусъ устремился въ обитель преподобнаго. Атаманъ пришелъ въ пустынь, когда преп. Адріанъ и его ученики пѣли псалмы. Ондрусъ вскорѣ узналъ, что преп. Адріанъ никуда не отлучался изъ обители. Совершилось чудо дивное: будучи въ своей обители, святой явился къ связанному атаману, лежавшему въ лодкѣ врага! Господь черезъ Своего угодника спасъ разбойника отъ явной гибели — и временной и вѣчной! Ондрусъ палъ къ ногамъ святого и просилъ обратить его на путь спасенія. Преподобный оставилъ бывшаго злодѣя въ своей обители и Ондрусъ въ великомъ покаяніи кончилъ тамъ свою жизнь. И до сихъ поръ островъ, на которомъ жилъ Ондрусъ, называется «Ондрусовымъ», а Николаевскій монастырь — «Ондрусовскою обителью.

И соперникъ покаявшагося разбойника — другой атаманъ, по слезнымъ молитвамъ преп. Адріана, тоже понялъ, куда ведетъ его страшная, преступная жизнь. Великимъ покаяніемъ и бывшій врагъ Ондруса очистилъ свою душу. На мѣстѣ разбойничьяго притона онъ основалъ пустынную обитель, въ которой ревностно трудился для спасенія своей души. Онъ принялъ постригъ съ именемъ Кипріана. Люди, раньше боявшіеся лютаго разбойника, теперь стали почитать его, какъ великаго подвижника!

Вотъ какъ сильна была молитва преп. Адріана! Онъ спасъ двухъ лютыхъ разбойниковъ отъ вѣчной погибели. Еще многихъ другихъ грѣшниковъ направилъ онъ на путь покаянія.

Слава о святой жизни преп. Адріана дошла до самой Москвы. Въ августѣ 1549 года святой прибылъ въ этотъ городъ и былъ воспріемникомъ царевны Анны — дочери царя Іоанна Грознаго и благовѣрной царицы Анастасіи Романовой.

Когда блаженный старецъ возвращался изъ Москвы въ свою обитель и былъ уже недалеко отъ нея, близъ селенія Обжи, злые люди напали на преподобнаго и убили его. Злодѣи думали, что царь его щедро наградилъ и что святой возвращается въ свою обитель съ большими деньгами. Но разбойники ничего не нашли у святого.

Братья долго ждали своего любимаго святого настоятеля. Не дождались они его возвращенія. Тяжко скорбѣли осиротѣвшіе иноки безъ своего добраго и мудраго отца. Искали преподобнаго, гдѣ только могли, спрашивали о немъ — никто не зналъ о пропавшемъ безъ вѣсти!

Прошло два года. Одною ночью преп. Адріанъ въ сонномъ видѣніи явился нѣсколькимъ старцамъ своей обители и повѣдалъ имъ о своей мученической кончинѣ. Онъ указалъ и мѣсто, гдѣ разбойники скрыли его тѣло. Преподобный повелѣлъ перенести его въ обитель.

На другой же день, именно 17-го мая, иноки поспѣшили на мѣсто, указанное св. Адріаномъ и тамъ обрѣли, въ болотѣ, нетлѣнныя его мощи. Иноки съ честію перенесли ихъ въ свою обитель и похоронили возлѣ стѣны церкви святителя Николая.

Стали иноки чтить память св. Адріана 26 августа, въ день его ангела, и 17 мая, въ день перенесеніе его св. мощей. Убіеніе преподобнаго и явленіе его старцамъ стали изображать на иконахъ.

Императоръ Александръ Благословенный въ 1819 году осматривалъ Олонецкую губернію. Онъ пожелалъ поклониться св. мощамъ преподобномученика Адріана. Царя вызвался проводить въ Адріанову Пустынь одинъ крестьянинъ. Императоръ направился съ нимъ, одинъ, безъ свиты, на Ондрусовъ островъ. Долго, со слезами молился царь Александръ Благословенный у гроба преподобномученика.

Вскорѣ императоръ прислалъ для обительскаго храма сосуды и книги.

Въ 1828 году св. мощи преподобномученика Адріана были торжественно перенесены въ новый обительскій храмъ въ честь Введенія Пресвятой Богородицы.

Источникъ: М. В. Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста. Выпускъ четырнадцатый. [1968 г.] — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1968. — С. 73-76.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.