Церковный календарь
Новости


2018-10-19 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). НЛО въ свѣтѣ православной вѣры (1991)
2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). По поводу обращенія МП къ Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Ново-мученичество въ Русской Правосл. Церкви (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Каноническое положеніе РПЦЗ (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Письмо въ редакцію Вѣстника РХД (1992)
2018-10-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отрицаніе вмѣсто утвержденія (1992)
2018-10-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 103-й (14 марта 1918 г.)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 5-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 4-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Пятьдесятъ лѣтъ жизни Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Измѣна Православію путемъ календаря (1992)
2018-10-12 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Тайна беззаконія въ дѣйствіи (1992)
2018-10-12 / russportal
Опредѣленіе Архіер. Собора РПЦЗ отъ 13/26 октября 1953 г. (1992)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Григорію мірянину (1908)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Василію патрицію (1908)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 3-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 19 октября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 4.

Духовные писатели Русскаго Зарубежья

Монахиня Варвара (Суханова) († 1972 г.).

Монахиня Варвара (въ мірѣ Вѣра Суханова) († 1972), духовная писательница, вѣрное чадо РПЦЗ. Родилась въ 1896 г. въ купеческой семьѣ. Во время Первой міровой и Гражданской войнъ служила сестрой милосердія. Съ послѣдними частями Бѣлой Арміи оставила Россію. Работала учительницей въ русской гимназіи въ Панчевѣ (Сербія). Въ 1929 г. поступила послушницей въ Лѣснинскую женскую обитель въ Хопово (Сербія). Несла самыя разныя послушанія: была клиросной, занималась съ дѣтьми Хоповскаго пріюта, писала иконы. Въ 1932 г. была пострижена въ монашество. Въ 1950 г. вмѣстѣ съ другими сестрами обители переселилась изъ Югославіи во Францію. Мать Варвара много писала. Ея статьи и разсказы появлялись еще въ «Православной Карпатской Руси» (впослѣдствіи «Православная Русь») и въ приложеніи «Дѣтство во Христѣ», когда Братство преп. Іова Почаевскаго находилось еще на Карпатахъ, во Владиміровой. Составила около четырехсотъ «Житій святыхъ для дѣтскаго и юношескаго возраста», которыя подъ иниціалами «М. В.» (Монахиня Варвара) вначалѣ публиковались въ журналѣ «Православная жизнь», а затѣмъ отдѣльными выпусками издавались въ Свято-Троицкомъ монастырѣ въ Джорданвиллѣ (всего было напечатано двадцать такихъ сборниковъ). М. Варвара мирно скончалась послѣ продолжительной болѣзни 27 ноября (10 декабря) 1972 г. въ Лѣснинскомъ монастырѣ (Провемонъ, Франція).

Сочиненія мон. Варвары (Сухановой)

М. В.
Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста.
Выпускъ четырнадцатый. [1968 г.]

Сказаніе о чудотворной иконѣ Пресвятой Богородицы, именуемой Кукузелисса, находящейся въ Лаврѣ св. Аѳанасія.
Празднованіе въ честь этой Богоматерней иконы 1-го октября, когда совершается память преп. Іоанна Кукузеля.

Откуда такое названіе? Изъ житія преп. Іоанна Кукузеля мы узнаемъ, почему такъ называется эта чудотворная икона Царицы Небесной.

Тихъ и нѣженъ былъ отрокъ Іоаннъ — болгаринъ, учившійся въ придворной Константинопольской школѣ. Это было въ XII вѣкѣ, при императорѣ Комнинѣ. Св. отрокъ, очень способный къ наукамъ, отличался ангельскою красотою и нѣжностію голоса. Лицо святого было одухотворено. Св. Іоаннъ былъ сыномъ бѣдной вдовы, родился въ Диррахіи. Школьники часто насмѣхались надъ своимъ кроткимъ, молчаливымъ товарищемъ. Состоятельные сверстники св. Іоанна, зная его бѣдность, спрашивали:

«Чѣмъ ты питаешься?»

Св. отрокъ кротко отвѣчалъ:

«Кукіей (бобы) и зеліемъ».

Это была пища бѣдняковъ.

Шутники въ насмѣшку такъ и прозвали святого: «Кукузель».

Тихій отрокъ былъ самымъ лучшимъ ученикомъ въ школѣ. Императоръ обратилъ вниманіе на его выдающіяся способности, а, главное, на красоту голоса, и сталъ св. Іоаннъ первымъ придворнымъ пѣвцомъ. Всѣ придворные любили, баловали св. отрока за его скромность, за умилительное пѣніе, которое влекло души человѣческія отъ земного къ небесному.

Юный св. Іоаннъ жилъ среди роскоши, удовольствій, но сердце его томилось, искало иного. Онъ не зналъ, съ кѣмъ бы ему подѣлиться своею непонятною тоскою среди всеобщей радости. И Господь, видя его томленіе, вскорѣ послалъ Своему юному рабу утѣшителя, который увелъ его изъ суетнаго міра. Со Святой Горы Аѳонекой прибылъ въ Царьградъ Лаврскій игуменъ. Св. Іоаннъ познакомился съ нимъ, полюбилъ его всѣмъ своимъ нѣжнымъ, чистымъ, дѣтскимъ сердцемъ и однажды открылъ ему свое пламенное желаніе послужить Господу во иноческомъ чинѣ, оставивъ императора, который принуждалъ его жениться. Святой твердо рѣшилъ покинуть шумную, придворную жизнь и поселиться въ прекрасной, желанной его сердцу пустынѣ. Старецъ благословилъ его намѣреніе и, когда игуменъ уѣхалъ изъ Царьграда, юный св. Іоаннъ почти вслѣдъ за нимъ, тайно отъ всѣхъ — скрылся изъ столицы и въ видѣ странника пошелъ на Святую Гору.

Св. Іоаннъ скромно постучался въ Лаврскія ворота. Привратникъ спросилъ его:

«Кто ты? Что тебѣ надо?»

«Я — простолюдинъ, пастухъ и хочу быть монахомъ».

Привратникъ взглянулъ на его юное, почти дѣтское лицо и проговорилъ: «Молодъ еще!»

«Хорошо въ юности трудиться для Господа!» Такъ отвѣтилъ св. Іоаннъ и сталъ умолять привратника доложить о немъ игумену. Настоятель съ радостію принялъ св. Іоанна и далъ ему послушаніе пасти козлищъ на горныхъ пажитяхъ.

Между тѣмъ императоръ, узнавъ объ исчезновеніи своего любимца, послалъ нарочныхъ по городамъ, селеніямъ, пустыннымъ мѣстамъ отыскивать своего сладкопѣвца. Посланные побывали и на св. Горѣ Аѳонской, даже въ Лаврѣ преп. Аѳанасія, но, по волѣ Божіей, нигдѣ его не нашли. А юный святой инокъ въ безмолвіи, въ тишинѣ пасъ свое стадо и молился. Отрадна, легка была для него эта пустынная, одинокая жизнь. Преподобный радовался и благодарилъ Господа.

Однажды стадо его мирно паслось, а онъ сидѣлъ и размышлялъ о величіи Божіи. Въ умиленіи сердца онъ воспѣвалъ Творца Своего. Звуки его ангельскаго, нѣжнаго, умилительнаго голоса звучали небесною свирѣлью въ безмолвномъ, горномъ просторѣ. Душа святого пастуха изливалась въ этомъ неземномъ пѣніи, прославляя Великаго Художника вселенной. Казалось, небо заслушалось его голоса, преклонившись къ землѣ. Облака словно пріостановили свой легкій полетъ, неподвижно внимая небеснымъ звукамъ, летящимъ съ земли. Замерли горныя вершины. Деревья, травы, цвѣты, недавно шелестѣвшіе подъ вѣтромъ, стали неподвижны, ловя нездѣшніе звуки.

«Откуда несется это божественное пѣніе?» — спросилъ себя нѣкій старый отшельникъ, который подвизался въ трещинѣ скалы, недалеко отъ того мѣста, гдѣ пасъ свое стадо святой пастухъ. Пустынникъ вскорѣ обнаружилъ искуснаго пѣвца. Заслушался старецъ. Слезы умиленія катились по его впалымъ, блѣднымъ щекамъ. Стадо перестало пастись... Козлища обступили блаженнаго юношу и, затаивъ дыханіе, не сводя съ него глазъ, словно очарованныя, слушали его несказанно-прекрасное пѣніе.

Отшельникъ, увидя это Божіе чудо, поспѣшилъ въ Лавру и повѣдалъ игумену о необыкновенномъ пастухѣ. Игуменъ тотчасъ же вызвалъ его изъ пустыни, и пришлось признаться Іоанну, что онъ — бывшій придворный сладкопѣвецъ. Старецъ-игуменъ едва его узналъ: настолько святой измѣнился отъ подвиговъ поста, молитвы, бдѣнія. Еще недавно Іоаннъ цвѣлъ свѣжею красотою чистой юности. Теперь передъ нимъ стоялъ блѣдный, сухой тѣломъ молодой подвижникъ. Игуменъ, опасаясь гнѣва царскаго, поѣхалъ тотчасъ же въ Царьградъ. Онъ боялся гнѣва императора, если тотъ узнаетъ, что въ его Лаврѣ скрывается его бывшій любимецъ. Игуменъ откровенно признался царю, что уже постригъ сладкопѣвца Іоанна Кукузеля.

«Іоаннъ Кукузель!» — воскликнулъ императоръ. Мой любимый, мой скромный, кроткій Іоаннъ!»

Невольныя слезы брызнули изъ очей императора.

«Жаль мнѣ моего единственнаго пѣвца! Жаль Іоанна! Но, если онъ уже постригся, — дѣлать нечего! Спасеніе души дороже всего! Пусть молится о спасеніи души моей и о царствѣ моемъ!»

Послѣ этихъ словъ царя, успокоенный, радостный старецъ возвратился въ Лавру.

Святой Іоаннъ сталъ монастырскимъ пѣвцомъ. Однажды Великимъ Постомъ, блаженный, пропѣвъ ночью акаѳистъ (то былъ день «Похвалы Божіей Матери») предъ иконой Царицы Небесной, — отъ усталости тутъ же заснулъ.

«Радуйся, Іоаннъ!» Въ тонкомъ снѣ слышитъ блаженный чей-то неизъяснимо-прекрасный, кроткій голосъ. Смотритъ святой Іоаннъ, въ небесномъ сіяніи стоитъ передъ нимъ Владычица:

«Пой и не переставай пѣть!»

Звучитъ любовію нѣжный голосъ Невѣсты Неневѣстной. «Я тебя не оставлю!»

Проговорила такъ Пречистая и положила Своему пѣвцу въ руку золотую монету. Св. Іоаннъ проснулся. И съ удивленіемъ замѣчаетъ онъ, что въ его правой рукѣ блеститъ червонецъ. Потрясенный, умиленный, плача радостными слезами, восхвалилъ преподобный Іоаннъ Пречистую. Этотъ червонецъ былъ привѣшенъ къ иконѣ Божіей Матери, передъ которой св. Іоаннъ пѣлъ акаѳистъ. И отъ этого образа, съ привѣшенной къ нему монетой, стали твориться великія чудеса.

Когда у блаженнаго отъ долгихъ стояній на молитвѣ открылись раны на ногахъ и закишѣли червями, снова Пречистая явилась ему во снѣ и тихо произнесла:

«Будь отнынѣ здравъ!»

И больной тотчасъ же исцѣлился.

Преп. Іоаннъ послѣ своей свѣтлой жизни съ неземною улыбкою на устахъ отошелъ ко Господу. Онъ заранѣе предсказалъ день и часъ своей блаженной кончины. И смерть его была такъ же умилительно-прекрасна, тиха и свѣтла, какъ вся его святая жизнь.

Пособіе: «Вышній Покровъ надъ Аѳономъ». Изд. 1902 г., Москва.

Источникъ: М. В. Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста. Выпускъ четырнадцатый. [1968 г.] — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1968. — С. 93-96.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.