Церковный календарь
Новости


2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 39-я (1922)
2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 38-я (1922)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (2-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (1-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Евангеліе въ церкви (1975)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Новый храмъ въ Бруклинѣ (1975)
2018-11-14 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 4-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-14 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 3-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отвѣтъ (1-й) архіеп. Іоанну Шаховскому (1996)
2018-11-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Неправильный отвѣтъ (1996)
2018-11-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 37-я (1922)
2018-11-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 36-я (1922)
2018-11-13 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово въ день Богоявленія (1883)
2018-11-13 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово въ навечеріе Новаго года (1883)
2018-11-13 / russportal
"Книга Правилъ". Правила св. Кирилла, архіеп. Александрійскаго (1974)
2018-11-13 / russportal
"Книга Правилъ". Правила Ѳеофила, архіеп. Александрійскаго (1974)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - четвергъ, 15 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 7.

Духовные писатели Русскаго Зарубежья

Монахиня Варвара (Суханова) († 1972 г.).

Монахиня Варвара (въ мірѣ Вѣра Суханова) († 1972), духовная писательница, вѣрное чадо РПЦЗ. Родилась въ 1896 г. въ купеческой семьѣ. Во время Первой міровой и Гражданской войнъ служила сестрой милосердія. Съ послѣдними частями Бѣлой Арміи оставила Россію. Работала учительницей въ русской гимназіи въ Панчевѣ (Сербія). Въ 1929 г. поступила послушницей въ Лѣснинскую женскую обитель въ Хопово (Сербія). Несла самыя разныя послушанія: была клиросной, занималась съ дѣтьми Хоповскаго пріюта, писала иконы. Въ 1932 г. была пострижена въ монашество. Въ 1950 г. вмѣстѣ съ другими сестрами обители переселилась изъ Югославіи во Францію. Мать Варвара много писала. Ея статьи и разсказы появлялись еще въ «Православной Карпатской Руси» (впослѣдствіи «Православная Русь») и въ приложеніи «Дѣтство во Христѣ», когда Братство преп. Іова Почаевскаго находилось еще на Карпатахъ, во Владиміровой. Составила около четырехсотъ «Житій святыхъ для дѣтскаго и юношескаго возраста», которыя подъ иниціалами «М. В.» (Монахиня Варвара) вначалѣ публиковались въ журналѣ «Православная жизнь», а затѣмъ отдѣльными выпусками издавались въ Свято-Троицкомъ монастырѣ въ Джорданвиллѣ (всего было напечатано двадцать такихъ сборниковъ). М. Варвара мирно скончалась послѣ продолжительной болѣзни 27 ноября (10 декабря) 1972 г. въ Лѣснинскомъ монастырѣ (Провемонъ, Франція).

Сочиненія мон. Варвары (Сухановой)

М. В.
Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста.
Выпускъ четырнадцатый. [1968 г.]

Житіе преподобнаго и богоноснаго отца нашего Филоѳея.
Память 21 октября.

Къ братьямъ, томившимся въ темницѣ, явилась Сама Пречистая — въ образѣ ихъ матери. Приснодѣва чудеснымъ образомъ вывела заключенныхъ братьевъ изъ тюрьмы, и они къ своей неописуемой радости оказались на свободѣ, въ полной увѣренности, что ихъ спасла родная мать! Богородица привела ихъ въ городъ Неаполь Малоазійскій и направила ихъ въ монастырь, ввела въ храмъ обительскій. Царица Небесная дала юнымъ мудрые совѣты, какъ они должны вести себя въ обители, обѣщала ихъ навѣстить и покинула счастливыхъ братьевъ! Св. Ѳеофилъ повѣдалъ игумену этой обители, какъ родная мать вывела его съ братомъ изъ темницы, какъ привела въ этотъ монастырь. Мудрый игуменъ сейчасъ же понялъ, Кто совершилъ это великое чудо, Кто явился юнымъ подъ видомъ ихъ матери — Сама Царица Небесная вывела плѣненныхъ невѣрными братьевъ, Сама была Путеводительницей въ его обитель! Игуменъ обласкалъ юношей и съ радостію принялъ ихъ въ свою обитель. Настоятель очень скоро постригъ Ѳеофила во иноческій чинъ, во образъ ангельскій, такъ какъ св. юноша отличался примѣрнымъ послушаніемъ, кротостію, смиреніемъ. Онъ усердно молился и постился. Игуменъ нарекъ его въ монашествѣ Филоѳеемъ. Вся братія полюбила святого юношу. Его любовь къ Богу, къ братьямъ обители привлекала сердца.

По сосѣдству съ мужскимъ монастыремъ въ городѣ находилась женская обитель. По волѣ Божіей и Царицы Небесной въ нее поступила мать преп. Филоѳея и его брата. Она тоже была пострижена. Однажды эта инокиня зашла въ мужской монастырь. Среди братіи она сейчасъ же узнала своихъ ненаглядныхъ сыновей. О, какъ передать трогательную встрѣчу матери съ дѣтьми милыми, которыхъ она считала плѣненными, изнывающими въ рукахъ злыхъ турокъ! Проливали слезы радости мать и сыновья! Всѣ иноки, видя эту трогательную встрѣчу, умилялись и восхваляли Господа и Пречистую.

Мать спросила своихъ сыновей: «Какъ же, дѣти мои любезныя, вы освободились изъ плѣна?»

Удивились юные, увѣренные въ томъ, что ихъ сама мать вывела изъ тюрьмы и помѣстила ихъ въ этомъ монастырѣ. Радостная мать ясно поняла, что Сама Царица Небесная спасла ея сыновей, и объяснила имъ, Кто избавилъ ихъ отъ горькаго плѣненія, Кто привелъ ихъ въ эту обитель. Они должны благодарить, всю жизнь возносить хвалы своей Избавительницѣ, своей Спасительницѣ. И она сама до смерти своей будетъ воздавать Ей благодаренія, возносить хвалы.

Строгій подвижникъ, преп. Филоѳей не долго оставался въ городскомъ монастырѣ — онъ искалъ безмолвія, уединенія. Святой отправился на св. Гору Аѳонскую. Онъ поступилъ въ строгую Діонисіатскую обитель. Здѣсь преп. Филоѳей проходилъ различныя послушанія — вездѣ смиренно трудился для спасенія души своей. Когда игуменъ нашелъ его достойнымъ жизни отшельнической, то отпустилъ его въ пустынное безмолвіе.

Изумительны были подвиги преп. Филоѳея въ уединеніи. По цѣлымъ недѣлямъ онъ ничего не ѣлъ. Дни и ночи святой проводилъ въ молитвѣ. Сатана, видя высокую жизнь отшельника, ополчился на него. Злой духъ употребилъ всѣ свои козни, чтобы помѣшать ему подвизаться. Но Господь охранялъ вѣрнаго раба Своего. Однажды сатана принялъ на себя видъ человѣка, потерпѣвшаго кораблекрушеніе и вызвалъ подвижника изъ пещеры. Преп. Филоѳей, думая, что передъ нимъ дѣйствительно человѣкъ въ бѣдѣ, вышелъ къ сатанѣ. Врагъ рода человѣческаго сбросилъ преподобнаго въ глубокую пропасть Но св. Филоѳей остался совершенно невредимымъ и съ Божіею помощію вышелъ благополучно изъ этой глубочайшей пропасти. Снова сталъ усердно подвизаться Божій избранникъ въ своей пещерѣ. Такъ Всемогущій Господь посрамилъ діавола, за великое смиреніе преп. Филоѳея.

Святой любилъ уединеніе, тишину, но по волѣ Божіей къ нему стали собираться иноки, стремящіеся къ строгой жизни. Вокругъ пещеры преподобнаго селились его ученики. Но сатана не оставилъ въ покоѣ и безмолвный скитъ. Онъ напалъ на тихую обитель черезъ пиратовъ-турокъ. Ученики преподобнаго въ страхѣ бѣжали отъ морскихъ разбойниковъ. Святой продолжалъ спокойно молиться. Вдругъ пираты увидѣли, что море разбушевалось. Они поспѣшили на свои корабли, боясь, что буря ихъ потопитъ. Такъ Господь, по молитвѣ Своего угодника, поднялъ бурю на морѣ, такъ и ученики преп. спокойно могли вернуться къ своему великому наставнику.

Преп. Филоѳей получилъ отъ Господа за свою высокую жизнь, за великое смиреніе даръ прозорливости. Однажды святой посѣтилъ Ватопедскую обитель. Во время Божественной литургіи преподобный увидѣлъ, что надъ іеромонахомъ, который служилъ обѣдню, кружится страшный черный воронъ. Преподобный понялъ, что іеромонахъ недостойно совершаетъ служеніе, и убѣдилъ его оставить священнодѣйствіе.

Преп. Филоѳей дожилъ до глубокой старости. Передъ своею блаженною кончиною святой, по смиренію своему, завѣщалъ своимъ ученикамъ, чтобы его тѣло не погребали, а просто бросили бы въ лѣсу на съѣденіе звѣрямъ. Ученики побоялись ослушаться своего учителя и исполнили его завѣщаніе. Но Господь прославилъ св. мощи Своего угодника. Однажды одинъ старый инокъ изъ братіи ловилъ рыбу. Ему пришлось заночевать при морѣ. Вдругъ онъ видитъ надъ лѣсомъ яркое сіяніе. Старый рыболовъ озябъ при морѣ. Подумавъ, что въ лѣсу горитъ костеръ, инокъ направился къ огню, чтобы погрѣться. Подойдя къ свѣту, старецъ вдругъ увидѣлъ, что не отъ костра идетъ сіяніе. На землѣ покоились кости неизвѣстнаго угодника Божія. На нихъ лежалъ черепъ. Отъ св. мощей исходило необычайное сіяніе, которое устремлялось въ небеса, освѣщая всю окрестность. Старецъ въ страхѣ палъ на колѣни и сталъ возносить молитвы передъ св. мощами неизвѣстнаго святого. Усердно помолившись, инокъ съ великимъ благоговѣніемъ, съ трепетомъ взялъ св. мощи и отнесъ ихъ въ свою келлію. Ночью въ сонномъ видѣніи ему является преп. Филоѳей и грозно ему приказываетъ, чтобы онъ немедленно отдалъ главу его ученикамъ. Старецъ рано утромъ поспѣшилъ исполнить приказаніе угодника Божія. Ученики преп. Филоѳея несказанно возрадовались, что инокъ-рыболовъ обрѣлъ св. мощи ихъ любимаго учителя. Братья съ великимъ благовѣніемъ прикладывались къ его св. главѣ. Иноки просили св. молитвъ преподобнаго, чтобы онъ помогъ имъ всегда исполнять его мудрыя наставленія, и шли бы они по его стопамъ и достигли бы Царства Небеснаго.

Пособіе: Избранныя житія св. Угодниковъ Божіихъ, возсіявшихъ на св. Аѳонской Горѣ. Изд. русскаго св. Ильинскаго Скита на Аѳонѣ, 1894 г.

Источникъ: М. В. Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста. Выпускъ четырнадцатый. [1968 г.] — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1968. — С. 96-99.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.