Церковный календарь
Новости


2018-08-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 3-я (1991)
2018-08-16 / russportal
Н. Д. Кузнецовъ. Основанія, приводимыя для учрежденія Патріаршества (1918)
2018-08-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 2-я (1991)
2018-08-15 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 41-е (15 ноября 1917 г.)
2018-08-14 / russportal
Свт. Іоаннъ, архіеп. Шанхайскій. Единообразіе въ богослуженіи (1994)
2018-08-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 40-е (14 ноября 1917 г.)
2018-08-12 / russportal
Обращеніе свт. Іоанна обще-приходскому годовому собранію (1994)
2018-08-12 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 39-е (13 ноября 1917 г.)
2018-08-11 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 1-я (1991)
2018-08-11 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 82-е (12 февраля 1918 г.)
2018-08-10 / russportal
Митр. Анастасій (Грибановскій). Рѣчь при гробѣ митр. Антонія (1936)
2018-08-10 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 81-е (10 февраля 1918 г.)
2018-08-09 / russportal
Свт. Іоаннъ Шанхайскій. Слово къ Санъ Францисской паствѣ (1994)
2018-08-09 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 80-е (9 февраля 1918 г.)
2018-08-08 / russportal
2-й Всезаруб. Соборъ 1938 г. Докладъ графа П. М. Граббе (1939)
2018-08-08 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 77-е (5 февраля 1918 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 17 августа 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 5.

Духовные писатели Русскаго Зарубежья

Монахиня Варвара (Суханова) († 1972 г.).

Монахиня Варвара (въ мірѣ Вѣра Суханова) († 1972), духовная писательница, вѣрное чадо РПЦЗ. Родилась въ 1896 г. въ купеческой семьѣ. Во время Первой міровой и Гражданской войнъ служила сестрой милосердія. Съ послѣдними частями Бѣлой Арміи оставила Россію. Работала учительницей въ русской гимназіи въ Панчевѣ (Сербія). Въ 1929 г. поступила послушницей въ Лѣснинскую женскую обитель въ Хопово (Сербія). Несла самыя разныя послушанія: была клиросной, занималась съ дѣтьми Хоповскаго пріюта, писала иконы. Въ 1932 г. была пострижена въ монашество. Въ 1950 г. вмѣстѣ съ другими сестрами обители переселилась изъ Югославіи во Францію. Мать Варвара много писала. Ея статьи и разсказы появлялись еще въ «Православной Карпатской Руси» (впослѣдствіи «Православная Русь») и въ приложеніи «Дѣтство во Христѣ», когда Братство преп. Іова Почаевскаго находилось еще на Карпатахъ, во Владиміровой. Составила около четырехсотъ «Житій святыхъ для дѣтскаго и юношескаго возраста», которыя подъ иниціалами «М. В.» (Монахиня Варвара) вначалѣ публиковались въ журналѣ «Православная жизнь», а затѣмъ отдѣльными выпусками издавались въ Свято-Троицкомъ монастырѣ въ Джорданвиллѣ (всего было напечатано двадцать такихъ сборниковъ). М. Варвара мирно скончалась послѣ продолжительной болѣзни 27 ноября (10 декабря) 1972 г. въ Лѣснинскомъ монастырѣ (Провемонъ, Франція).

Сочиненія мон. Варвары (Сухановой)

М. В.
Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста.
Выпускъ четырнадцатый. [1968 г.]

Житіе и страданіе святаго апостола Іакова, брата Господня по плоти.
Память 23 октября.

Своею чистою душою онъ возлюбилъ Господа нашего Іисуса Христа. На его глазахъ росъ Богомладенецъ. Онъ всегда преклонялся передъ Нимъ. Его высокая душа чувствовала въ Немъ Богочеловѣка. О томъ, почему св. Іаковъ называется братомъ Божіимъ, дошло до насъ такое преданіе. Когда св. Іосифъ раздѣлялъ землю между своими дѣтьми, онъ захотѣлъ дать также нѣкоторую часть и Богомладенцу. Всѣ сыновья Іосифа воспротивились желанію отца. Одинъ лишь св. Іаковъ съ радостію, съ любовію принялъ Господа Іисуса Христа въ совмѣстное владѣніе своею частію. Вотъ почему св. Іаковъ сталъ называться братомъ Господнимъ.

Когда Приснодѣва должна была бѣжать въ Египетъ съ Богомладенцемъ, то св. Іаковъ и здѣсь проявилъ свою горячую любовь къ Спасителю нашему. Онъ, вмѣстѣ со Святымъ Семействомъ, отправился въ Египетъ — раздѣлилъ трудности далекаго пути. А когда Спасъ нашъ сталъ совершеннолѣтнимъ и благовѣствовалъ народу о Царствіи Божіемъ, являя Себя Истиннымъ Мессіею, — св. Іаковъ твердо увѣровалъ въ Него и, внимая Его Божественному ученію, еще сильнѣе полюбилъ Его. Св. Іаковъ сталъ жить еще строже, горя любовію Серафимской къ Спасителю своему.

По преданію, во время крестныхъ страданій Господа нашего, св. Іаковъ горячо молился въ одной изъ пещеръ долины Іосафатовой. Святой далъ обѣтъ не вкушать пищи, пока Господь не Воскреснетъ изъ мертвыхъ. И Господь послѣ Своего Свѣтозарнаго Воскресенія явился въ пещерѣ св. ап. Іакову и неизреченно обрадовалъ его. О явленіи Спаса нашего св. ап. Іакову упоминаетъ св. ап. Павелъ Въ 1-мъ посланіи къ Коринѳяномъ: «Потомъ же явися Іакову, таже апостоломъ всѣмъ».

За Богоугодную жизнь вѣрные назвали святого апостола Іакова Праведнымъ. Ему была поручена новопросвѣщенная Церковь Іерусалимская. Сталъ онъ такимъ образомъ епископомъ Матери Христіанскихъ Церквей, Іерусалимской. Такова была воля Божія. Св. ап. Іаковъ былъ причтенъ къ числу семидесяти апостоловъ. Онъ первый составилъ и написалъ чинъ Божественной Литургіи. Его литургія впослѣдствіи была сокращена св. Василіемъ Великимъ, потомъ и св. Іоанномъ Златоустымъ. Литургія ап. Іакова совершается до нашихъ дней въ Іерусалимѣ, въ день его памяти.

Св. ап. Іаковъ написалъ Соборное Посланіе къ двѣнадцати колѣнамъ Израилевымъ — Богодухновенное посланіе. Не только вѣрные, но даже и невѣрующіе въ Сына Божія, даже язычники почитали св. ап. Іакова, какъ великаго учителя. Первосвященники настолько уважали св. епископа, что позволяли ему молиться во Святая Святыхъ храма Іерусалимскаго. Святая Святыхъ представляло самую внутреннюю, священнѣйшую часть храма Іерусалимскаго, куда входилъ одинъ лишь первосвященникъ только разъ въ годъ. Ковчега завѣта съ его святынями (жезломъ Аарона прозябшимъ, златымъ сосудомъ съ манною, скрижалями закона, данными Богомъ черезъ Моисея) въ храмѣ въ это время уже не было. Здѣсь находился только одинъ камень отъ перваго храма Соломонова. Завѣса, отдѣлявшая Святая Святыхъ отъ святилища, во время крестной смерти Спаса нашего разодралась на двое, сверху до низу.

Первосвященники, видя его непорочную жизнь, измѣнили его имя: стали называть св. ап. Іакова «Обли» или«Офли», что значитъ «Ограда, утвержденіе людямъ»,

Не только днемъ, но и ночью св. ап. Іаковъ входилъ во Святая Святыхъ. Падая ницъ, со слезами, приносилъ онъ Господу молитвы за весь міръ, за всѣхъ людей. Люди Божіи любили Праведнаго. Святой съ великою мудростію, съ великою любовію пасъ въ Іерусалимѣ стадо Христово. Своею проповѣдію многихъ іудеевъ и эллиновъ обратилъ онъ ко Христу. Даже нѣкоторые изъ старѣйшинъ іудейскихъ увѣровали въ Спаса нашего. Божіи люди съ наслажденіемъ слушали Богодухновенныя проповѣди Праведнаго, множество народа собиралось къ нему. Одни желали услышать его ученіе, другіе жаждали только коснуться края его одежды. Такое поклоненіе народное человѣку, обратившемуся ко Христу, особенно возмутило іудейскаго архіерея Ананія, лютаго врага христіанъ. Много было враговъ Спаса нашего, которые боялись, что подъ вліяніемъ проповѣдей и праведной жизни св. ап. Іакова весь народъ іудейскій увѣруетъ во Христа. Враги Христовы сговорились предложить св. ап. Іакову своимъ поученіемъ отвратить людей отъ Спасителя міра. Если же онъ не согласится — немедленно убить его.

Приближался праздникъ Пасхи. Множество народа со всѣхъ сторонъ стеклось во Іерусалимъ. Собрались даже и язычники, Фестъ Порцій, Римскій правитель Іудеи, который избавилъ св. ап. Павла отъ рукъ евреевъ и послалъ его въ Римъ, тогда уже умеръ (около 62 года по Рождествѣ Христовѣ). Преемника ему еще не прислали изъ Рима. Ананія, книжники, фарисеи воспрльзовались, что нѣтъ римскаго правителя, и рѣшили, чтр теперь самое удобное время безъ всякаго суда убить св. ап. Іакова.

Они обратились въ храмѣ съ такой просьбой къ Праведному: «Умоляемъ тебя, праведный человѣкъ, чтобы ты въ день праздника Пасхи, на который собралось отовсюду множество народа, произнесъ поученіе. Увѣрь ихъ въ томъ что они заблуждаются, считая Іисуса Сыномъ Божіимъ, и убѣди ихъ отказаться отъ такого ложнаго мнѣнія. Мы всѣ почитаемъ тебя, внимаемъ тебѣ, — какъ и весь народъ. Всѣ мы твердо убѣждены въ томъ, что ты говоришь истину, не взирая на лица. Такъ внуши народу, что онъ прельщается Распятымъ Іисусомъ. Молимъ тебя — стань на высокой кровлѣ храма, чтобы всѣмъ можно было видѣть и слышать тебя, такъ какъ на праздникъ собралось — ты самъ видишь — многое множество людей, какъ евреевъ, такъ и изъ другихъ народовъ».

Возвели враги Господа нашего св. ап. Іакова на крышу храма и громко закричали: «О, праведникъ! Тебѣ всѣ мы должны вѣрить. Этотъ народъ заблуждается, послѣдуя Распятому Іисусу. Скажи намъ, по всей истинѣ, что думаешь ты самъ о Христѣ!»

И вотъ съ кровли раздался громкій отвѣтъ Праведнаго:

«Вы спрашиваете меня о Сынѣ Человѣческомъ, Который добровольно потерпѣлъ страданіе, былъ распятъ, погребенъ и на третій день воскресъ изъ мертвыхъ? Онъ нынѣ возсѣдаетъ на небесахъ, одесную Вышняго, и снова пріидетъ на облакахъ небесныхъ судить живыхъ и мертвыхъ».

Весь народъ услышалъ мощный голосъ святого, который свидѣтельствовалъ о Іисусѣ Христѣ, о Спасителѣ міра. И какъ одна душа воскликнули люди Божіи:

«Слава Богу! Осанна Сыну Давидову!»

Фарисеи же и книжники вознегодовали: «Несмотрительно поступили мы, позволивъ Іакову говорить о Іисусѣ. Вѣдь народъ пришелъ еще въ большее смущеніе».

Въ злобѣ и ярости враги Спасителя свергли съ кровли храма св. ап. Іакова!

«И праведникъ прельстился!» — вопили убійцы.

Сверженный св. ап. Іаковъ еще былъ живъ. Святой приподнялся, сталъ на колѣни, поднялъ свои руки къ небу и такъ молился: «Господи Боже Отче, отпусти имъ грѣхъ этотъ: они не вѣдаютъ, что творятъ!»

Злобные же фарисеи стали бросать камни въ святого. Весь въ крови, былъ едва живой св. апостолъ. Одинъ человѣкъ изъ рода Рихавова возопилъ: «Остановитесь, что вы дѣлаете? Праведный молится за васъ, а вы побиваете его камнями!»

Но въ это самое время одинъ суконщикъ, схвативъ скалку, на которую накатываются сукна, въ ярости, со страшною силою ударилъ праведнаго по головѣ. Мозгъ страдальца вытекъ на землю, и св. ап. Іаковъ предалъ духъ свой Господу. Такъ принялъ онъ мученическую кончину за Спаса нашего, на 66 году своей многотрудной жизни. Онъ былъ 30 лѣтъ епископомъ Святого Града. Святое его тѣло было погребено тамъ же, около храма. Христіане оплакивали горько Праведнаго.

Вскорѣ послѣ мученической кончины св. ап. Іакова послѣдовали великія бѣдствія для іудейскаго народа: осада Іерусалима римскими войсками, разрушеніе этого города. Многіе іудеи воспринимали эти бѣдствія, какъ заслуженныя — за убіеніе св. ап. Іакова Праведнаго.

Въ 1200 году русскій паломникъ Антоній былъ въ Константинополѣ и поклонялся св. мощамъ св. ап. Іакова: онѣ находились въ придѣлѣ Халкопратійскаго храма, а его св. глава пребывала въ храмѣ св. апостоловъ.

Въ Москвѣ на Старо-Іерусалимскомъ подворьѣ сохранялась въ прежнія благословенныя времена часть его св. мощей, присланная Александрійскимъ патріархомъ Іероѳеемъ въ 1853 году. Въ настоящее время св. его мощи, по свидѣтельству нѣкоторыхъ, находятся въ Римѣ въ церкви 12 Апостоловъ.

Пособіе: Житія святыхъ, изложенныя по руководству Четьихъ-Миней, св. Димитрія Ростовскаго. Мѣсяцъ октябрь. Изданіе Московской Синодальной Типографіи, Москва 1902 г.

Источникъ: М. В. Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста. Выпускъ четырнадцатый. [1968 г.] — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1968. — С. 99-103.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.