Церковный календарь
Новости


2018-10-20 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Харизмат. возрожденіе" какъ знаменіе времени (1991)
2018-10-19 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). НЛО въ свѣтѣ православной вѣры (1991)
2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). По поводу обращенія МП къ Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Ново-мученичество въ Русской Правосл. Церкви (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Каноническое положеніе РПЦЗ (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Письмо въ редакцію Вѣстника РХД (1992)
2018-10-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отрицаніе вмѣсто утвержденія (1992)
2018-10-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 103-й (14 марта 1918 г.)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 5-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 4-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Пятьдесятъ лѣтъ жизни Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Измѣна Православію путемъ календаря (1992)
2018-10-12 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Тайна беззаконія въ дѣйствіи (1992)
2018-10-12 / russportal
Опредѣленіе Архіер. Собора РПЦЗ отъ 13/26 октября 1953 г. (1992)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Григорію мірянину (1908)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Василію патрицію (1908)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - суббота, 20 октября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 18.

Духовные писатели Русскаго Зарубежья

Монахиня Варвара (Суханова) († 1972 г.).

Монахиня Варвара (въ мірѣ Вѣра Суханова) († 1972), духовная писательница, вѣрное чадо РПЦЗ. Родилась въ 1896 г. въ купеческой семьѣ. Во время Первой міровой и Гражданской войнъ служила сестрой милосердія. Съ послѣдними частями Бѣлой Арміи оставила Россію. Работала учительницей въ русской гимназіи въ Панчевѣ (Сербія). Въ 1929 г. поступила послушницей въ Лѣснинскую женскую обитель въ Хопово (Сербія). Несла самыя разныя послушанія: была клиросной, занималась съ дѣтьми Хоповскаго пріюта, писала иконы. Въ 1932 г. была пострижена въ монашество. Въ 1950 г. вмѣстѣ съ другими сестрами обители переселилась изъ Югославіи во Францію. Мать Варвара много писала. Ея статьи и разсказы появлялись еще въ «Православной Карпатской Руси» (впослѣдствіи «Православная Русь») и въ приложеніи «Дѣтство во Христѣ», когда Братство преп. Іова Почаевскаго находилось еще на Карпатахъ, во Владиміровой. Составила около четырехсотъ «Житій святыхъ для дѣтскаго и юношескаго возраста», которыя подъ иниціалами «М. В.» (Монахиня Варвара) вначалѣ публиковались въ журналѣ «Православная жизнь», а затѣмъ отдѣльными выпусками издавались въ Свято-Троицкомъ монастырѣ въ Джорданвиллѣ (всего было напечатано двадцать такихъ сборниковъ). М. Варвара мирно скончалась послѣ продолжительной болѣзни 27 ноября (10 декабря) 1972 г. въ Лѣснинскомъ монастырѣ (Провемонъ, Франція).

Сочиненія мон. Варвары (Сухановой)

М. В.
Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста.
Выпускъ четырнадцатый. [1968 г.]

Житіе св. праведнаго Филарета Милостиваго.
Память 1-го декабря.

Въ Греціи, въ области Пафлагонской, въ деревнѣ Амніи жилъ блаженный Филаретъ. Его родители были благородные, благочестивые люди. Когда отрокъ выросъ, ему нашли богатую благородную невѣсту. Звали ее Ѳеозва. Господь далъ имъ трехъ дѣтей: сына и двухъ дочерей. Богатъ былъ св. Филаретъ. У него были большія стада скота, нивы, села, множество рабовъ и рабынь. Но у св. Филарета было очень доброе, милосердное сердце. И онъ сталъ раздавать деньги свои вдовамъ, сиротамъ, питалъ странниковъ. Множество бѣдняковъ стали приходить къ нему, и онъ давалъ каждому, что онъ просилъ — или вола, или коня, или осла, или одежду или пищу. Онъ зналъ, что, если онъ дастъ нищему, то это все равно, что накормить, или согрѣть, или одѣть Самого Господа Іисуса Христа.

Но Господь хотѣлъ испытать милостиваго Филарета. На страну, гдѣ жилъ святой, напали враги. Угнали они съ собою стада овецъ, воловъ и коней святаго Филарета, всѣхъ рабовъ взяли въ плѣнъ. Оставили ему только раба, рабыню, пару воловъ, да одну корову. Всѣ нивы свои, поля Филаретъ тогда роздалъ или они были просто взяты вокругъ него живущими земледѣльцами. Оставилъ себѣ Филаретъ только одинъ домъ и одну ниву. Святой не опечалился, что Господь отнялъ у него богатство. Онъ зналъ, что богатому трудно войти въ Царствіе Небесное. Однажды св. Филаретъ взялъ пару своихъ воловъ и пошелъ пахать на свою ниву. Онъ весело сталъ пахать, восхваляя Бога, Который повелѣлъ всѣмъ трудиться. Въ тотъ же день одинъ крестьянинъ пахалъ свою ниву. Вдругъ волъ задрожалъ, упалъ и издохъ. Крестьянинъ горько заплакалъ, т. к. волъ былъ не его, — онъ взялъ его у своихъ сосѣдей. Крестьянинъ вспомнилъ о блаженномъ Филаретѣ и пошелъ къ нему подѣлиться съ нимъ горемъ своимъ. Жаль стало святому плачущаго крестьянина, и онъ отдалъ ему одного изъ своихъ воловъ. Крестьянинъ поклонился ему до земли и ушелъ, славя Бога.

Когда св. Филаретъ возвращался домой только съ однимъ воломъ, въ воротахъ его дома встрѣтила его жена и спросила: «Господинъ мой, гдѣ другой волъ?» «Я отдыхалъ послѣ трудовъ, а волъ отвязался и ушелъ. Навѣрно его кто-нибудь поймалъ». Жена его опечалилась и послала сына своего искать вола. Отрокъ обходя поля встрѣтилъ крестьянина, который пахалъ на ихъ волѣ. «Гдѣ ты взялъ этого вола?» — строго спросилъ отрокъ. «Этотъ волъ нашъ». «Не сердись, дитя мое», — кротко отвѣтилъ кростьянинъ, — «этого вола далъ мнѣ твой отецъ». Отрокъ, вернувшись домой, разсказалъ матери, что отецъ его самъ подарилъ вола крестьянину. Разгнѣвалась Ѳеозва на мужа своего и стала ругать его.

«О, жена моя, кротко отвѣтилъ ей блаженный. За одного вола Господь намъ пошлетъ сто воловъ». Черезъ пять дней волъ крестьянина съѣлъ ядовитой травы и подохъ. Крестьянинъ пришелъ къ св. Филарету и сказалъ: «Видно Богъ на меня прогнѣвался, что я у тебя, тоже нищаго, взялъ вола». Св. Филаретъ ничего ему не отвѣтилъ, а поскорѣе привелъ оставшагося вола и отдалъ крестьянину. А, чтобы тотъ взялъ его даръ сказалъ: «Бери вола, а то я уѣзжаю въ дальнюю сторону». Когда же въ домѣ святаго узнали о томъ, что святой отдалъ бѣдняку послѣдняго вола, жена его и дѣти стали плакать, что имъ придется умереть отъ голода. Вѣдь нечѣмъ будетъ пахать ниву! Блаженный утѣшалъ ихъ, говоря, что у него спрятано сокровище, — Господь не оставитъ ихъ голодными!

Въ это время царь повелѣлъ всѣмъ воинамъ собираться на войну, т. к. безбожные враги напали на царство Греческое. Каждый воинъ долженъ былъ привести въ полкъ двухъ коней. У одного бѣднаго воина былъ одинъ только конь, да и тотъ внезапно издохъ. Бѣдный воинъ пришелъ къ милостивому Филарету и сказалъ: «Знаю я, что ты самъ нищій и что у тебя только одинъ конь. Но, ради Бога, смилосердуйся надо мною, чтобы меня не наказалъ начальникъ, — дай мнѣ коня твоего». Блаженный Филаретъ сказалъ ему: «Возьми, братъ, моего коня и иди съ миромъ». Воинъ взялъ коня и ушелъ, прославляя Бога. И осталась у св. Филарета только одна корова съ теленкомъ, одинъ оселъ и нѣсколько ульевъ пчелъ. Одинъ бѣднякъ пришелъ къ нему и попросилъ теленка. Съ радостью отдалъ его ему святой. Корова же стала искать своего теленка. Она жалобно мычала, и всѣ жалѣли ее, особенно жена блаженнаго. Тогда и святому жалко стало корову, онъ поспѣшилъ за крестьяниномъ и попросилъ его вернуться съ теленкомъ, чтобы утѣшить корову. Вернувшійся домой теленокъ радостно подбѣжалъ къ своей матери и сталъ жадно сосать ее. Святому жаль стало разлучать дѣтеныша отъ матери — и онъ отдалъ крестьянину и корову..

Черезъ нѣкоторое время насталъ голодъ въ Греціи. Нечѣмъ стало кормить блаженному жену свою и дѣтей. Взялъ онъ осла своего и ушелъ въ другую страну, къ своему другу. Получивъ у него взаймы шесть пудовъ пшеницы, онъ радостнымъ вернулся домой и насытилъ жену и дѣтей. Когда онъ отдыхалъ послѣ пути, пришелъ нищій и попросилъ у него рѣшето пшеницы. Жена его Ѳеозва, которая въ это время сѣяла пшеницу, сказала ему: «Накорми сначала жену твою и дѣтей. Дай мнѣ одинъ, дѣтямъ по пуду, рабыни тоже, а остатокъ дай кому хочешь». Онъ посмотрѣлъ на нее, засмѣялся и сказалъ: «А мнѣ ты не хочешь отдѣлить части?» Она же отвѣтила: «Ты ангелъ, а не человѣкъ, тебѣ не надо отдѣлять пшеницы». Блаженный отсыпалъ два пуда пшеницы и далъ нищему. Жена его разсердилась и въ гнѣвѣ сказала: «Ты бы отсыпалъ ему и третій пудъ». Святой тутъ же далъ нищему и третій пудъ пшеницы. Жена его въ огорченіи раздѣлила оставшуюся пшеницу между собою и дѣтьми. Черезъ нѣкоторое время съѣли они пшеницу — опять стали голодать. Тогда Ѳеозва пошла къ сосѣдямъ, попросила у нихъ взаймы полъ хлѣба. Набрала она еще травы-лебеды, сварила ее, дала ѣсть своимъ голоднымъ дѣтямъ, мужа же своего она даже и къ столу не позвала.

Одинъ изъ богатыхъ друзей св. Филарета узналъ о его бѣдности и послалъ къ нему четырехъ муловъ, которые везли ему каждый по десяти пудовъ пшеницы, и написалъ ему: «Посылаю тебѣ и твоей семьѣ сорокъ пудовъ пшеницы. Когда у тебя выйдетъ, пошлю еще». Святой возблагодарилъ Бога, а жена его, увидѣвъ, что Господь помогаетъ ея мужу, перестала гнѣваться на него и кротко попросила раздѣлить пшеницу между всѣми въ семьѣ. Святой взялъ свою часть и въ два дня роздалъ ее бѣднымъ. Жена опять на него разсердилась и перестала пускать его ѣсть за столъ. Однажды вышелъ къ семьѣ своей св. Филаретъ, въ то время, какъ они обѣдали, и попросилъ принять его къ трапезѣ, не какъ отца, а какъ странника и гостя. Они засмѣялись и приняли его. Жена ему напомнила о сокровищѣ, о которомъ онъ не такъ давно упоминалъ. Блаженный сказалъ: «Потерпи немного, вскорѣ ты увидишь сокровище».

Не оставалось у блаженнаго ничего кромѣ нѣсколькихъ ульевъ пчелъ. Но и теперь, въ такой нищетѣ, когда и хлѣба не было дома — онъ все-таки подавалъ нищимъ медъ. Его домашніе, видя, что они и меда лишатся, собрали весь медъ въ банки и, когда на слѣдующій день святой хотѣлъ изъ улья дать меда, то не нашелъ въ немъ ничего. Святой снялъ съ себя веряхнюю одежду и отдалъ нищему. Когда онъ пришелъ домой, жена его спросила «Гдѣ твоя одежда?» «Я оставилъ ее около поля», отвѣтилъ святой. Сынъ его пошелъ искать ее возлѣ ульевъ, но, конечно, не нашелъ ее. Ѳеозва изъ своего платья сшила мужу верхнюю одежду и одѣла его.

Въ эти времена царствовала царица Ирина съ сыномъ своимъ Константиномъ. Когда царь выросъ, мать разослала по всей странѣ пословъ, чтобы они нашли ему красивую невѣсту, кроткую и скромную. Послы, увидѣвъ красивый домъ св. Филарета, подумали, что здѣсь живетъ богатый человѣкъ, и вошли въ него. Одинъ изъ воиновъ предупредилъ ихъ, что въ этомъ красивомъ домѣ живетъ бѣднякъ, но никто не повѣрилъ ему. Филаретъ, увидѣвъ входящихъ царскихъ пословъ, взялъ жезлъ свой и пошелъ къ нимъ навстрѣчу. Поклонившись имъ до земли, онъ съ радостью принялъ ихъ. Потомъ онъ пошелъ къ своей женѣ и сказалъ ей: «Госпожа Ѳеозва, сдѣлай хорошій ужинъ, угостимъ гостей. Они издалека пришли къ намъ, и я ихъ очень полюбилъ».

— «У насъ ничего нѣтъ въ домѣ, даже масла и вина нѣтъ, развѣ лебеду только я сварю имъ», — отвѣтила Ѳеозва.

— «Разожги огонь, укрась верхнюю комнату, вымой столъ изъ слоновой кости и не безпокойся. Господь подастъ намъ пищу, чтобы угостить нашихъ гостей», сказалъ блаженный женѣ своей.

Ѳеозва сдѣлала все, какъ ей сказалъ мужъ, а черезъ нѣкоторое время старшины деревни пришли черезъ боковыя двери дома и принесли ягнятъ, куръ, голубей, вино, хлѣбъ и другой ѣды для царскихъ гостей.

Ѳеозва приготовила хорошій ужинъ, позвала гостей въ верхнюю комнату. Царскіе послы удивлялись, видя красивую комнату, столъ изъ слоновой кости, отдѣланный золотомъ. Особенно же они удивлялись, глядя на благообразнаго св. Филарета, который ихъ такъ встрѣчалъ, какъ могъ бы встрѣчать гостей только страннопріимецъ Авраамъ. Когда гости ужинали, вошелъ сынъ святаго, Іоаннъ, который былъ очень похожъ на своего отца, а внуки блаженнаго приносили и уносили кушанье. Царскіе послы спросили, есть-ли у него жена. «Есть, господа мои, а вотъ и мои дѣти стоятъ передъ Вами, а это внуки мои.» Попросили царскіе слуги, чтобы Филаретъ позвалъ жену свою. Ѳеозва была уже старая, но, когда послы увидѣли ее, то замѣтили, что лицо ее еще сохраняло слѣды бывшей красоты. Они подумали, что и дочери ея навѣрно красивы, и попросили Филарета позвать ихъ. «У моей дочери есть три юныхъ дочки», отвѣтилъ блаженный. Послы захотѣли взглянуть на внучекъ. Очень понравилась имъ одна изъ внучекъ, красивая и скромная Марія. Царскіе послы очень обрадовались этой встрѣчѣ. Взяли они Марію съ блаженнымъ ея дѣдомъ, съ отцомъ, матерью, со всѣми домашними, и отправились въ Царьградъ. Съ ними ѣхали еще десять дѣвушекъ. Но изъ всѣхъ самая скромная, самая красивая была Марія. Когда она прибыла во дворецъ, то изъ всѣхъ дѣвушекъ царь выбралъ ее себѣ въ невѣсты.

Скоро наступилъ радостный день свадьбы. Царь щедро одарилъ всю семью блаженнаго, далъ множество золота, серебра, драгоцѣнныхъ камней, большіе красивые дома, имѣнія. Теперь то и вспомнила Ѳеозва о томъ соскровищѣ, о которомъ предсказалъ ей ея блаженный супругъ. Царь очень полюбилъ святого Филарета. На свадьбѣ онъ обнялъ его и поцѣловалъ въ голову. Ѳеозва и дѣти святого старца каялись, что часто обижали милосердаго Филарета, и просили у него прощенія. А блаженный, когда получилъ много денегъ, возблагодарилъ Бога и сказалъ женѣ, сыновьямъ и внукамъ своимъ: «Давайте устроимъ пиръ и призовемъ на него Царя и Владыку нашего.»

И пошелъ святой по всѣмъ распутьямъ, дорогамъ собирать нищихъ, убогихъ, прокаженныхъ, слѣпыхъ, хромыхъ и привелъ ихъ къ своему дому, поставилъ возлѣ воротъ, а самъ пошелъ впередъ и объявилъ роднымъ: «Дѣти мои, Царь приближается съ великими вельможами, готовъ-ли обѣдъ?» «Да, готовъ, честный отче», — отвѣтили родные. Блаженный махнулъ рукою нищимъ и тотчасъ-же великое ихъ множество вошло въ домъ его. Онъ разсадилъ ихъ за столъ, самъ сталъ съ ними обѣдать. Теперь поняли его домашніе о какомъ Царѣ говорилъ блаженный. Онъ принималъ Самого Христа во образѣ нищей братіи, а вельможи его это сами убогіе. И всѣ удивлялись его смиренію: какъ онъ теперь, дѣдъ царицы, обѣдаетъ съ нищими и имъ служитъ. Онъ повелѣлъ и сыну своему Іоанну служить нищимъ. Потомъ онъ позвалъ своихъ родныхъ и спросилъ: «Дѣти мои, вы отъ Бога получили богатство. Помните то сокровище, которое я обѣщалъ вамъ? Вотъ теперь исполнилось обѣщаніе мое. Скажи-те мнѣ, что я вамъ еще долженъ?» Его родные плакали отъ умиленія, жалости, раскаянія. «Прости намъ прегрѣшенія наши предъ тобою» — просили они. «Хотите-ли вы блаженствовать въ раю?», спросилъ Филаретъ. «Помогайте бѣднымъ, и Господь вознаградитъ васъ и въ этой жизни и въ будущей. Дайте по десять золотыхъ, каждый изъ васъ, на эту нищую братію и убогую.» Они съ радостью исполнили повелѣніе, и блаженный, накормивъ нищихъ, далъ каждому по золотому и отпустилъ ихъ. Святой продалъ своимъ роднымъ все имущество, которое получилъ отъ царя, а деньги роздалъ нищимъ. Царь, когда узналъ объ этомъ, то восхвалилъ доброту блаженнаго и далъ ему еще имѣнія, чтобы онъ могъ помогать бѣднымъ.

Сдѣлалъ милостивый Филаретъ три хранилища — три ящика для денегъ. Одинъ ящикъ онъ наполнилъ золотыми деньгами, другой серебряными, а третій мѣдными. Иногда, такъ разсказывалъ самъ святой, приходитъ проситель въ одеждахъ чистыхъ и новыхъ. Онъ уже готовъ дать ему изъ третьяго ящика — нѣсколько мѣдныхъ монетъ, но рука его, по волѣ Божіей, достаетъ золото и отдаетъ просящему. Просящій, пусть и чисто одѣтый, былъ дѣйствительно бѣднымъ человѣкомъ. А иногда приходитъ къ святому рваный, грязный нищій и блаженный уже собирается дать ему золото или серебро. Но рука невольно достаетъ мѣдныя деньги, потому что просящій нарочно одѣлся въ лохмотья, чтобы ему подали побольше, а Господь видитъ обманъ и не позволяетъ рукѣ блаженнаго дать ему золото или серебро.

Самъ святой одѣвался всегда скромно. Даже когда ходилъ во дворецъ, то не надѣвалъ, ни золотого пояса, ни драгоцѣнныхъ одеждъ, въ какія въ то время полагалось одѣваться богатымъ людямъ.

Пришло время его отшествія ко Господу, — Блаженный предвидѣлъ свою кончину. Онъ пришелъ въ одинъ женскій монастырь Царьградскій, далъ игуменьѣ на монастырь много золота, попросилъ у нихъ мѣсто для своей могилы и сказалъ: «Черезъ нѣсколько дней я уйду въ міръ иной, пойду къ Царю». Святой роздалъ затѣмъ нищимъ всѣ свои деньги. Тутъ-же онъ заболѣлъ и легъ. Черезъ девять дней онъ позвалъ жену, дѣтей, внуковъ, всѣхъ родныхъ и сказалъ имъ: «Царь Святой зоветъ меня къ себѣ. Я васъ оставляю и иду къ Нему.» Они сразу не поняли, о какомъ Царѣ онъ говоритъ, и сказали ему: «Развѣ можно тебѣ идти сегодня къ Царю, ты вѣдь болѣнъ». Святой повторилъ: «Уже готовы тѣ, которые хотятъ взять меня и поставить предъ Царемъ». Тогда всѣ поняли, что отходитъ онъ къ Царю Небесному, и горько заплакали. Святой же махнулъ имъ рукою и сталъ утѣшать и поучать ихъ, чтобы они ласково принимали странниковъ, помогали вдовамъ, сиротамъ, посѣщали больныхъ, заключенныхъ въ темницахъ, чтобы они никого не обижали, зло ни о комъ не говорили, чтобы мертвыхъ погребали и никогда бы не гордились своимъ богатствомъ, которое имъ далъ Господь. Потомъ онъ позвалъ сына Іоанна и сказалъ ему, что онъ женится на дальней родственницѣ своей и проживетъ съ нею тихо и благочестиво. Второму сыну онъ предсказалъ, что онъ будетъ монахомъ. Внучкамъ своимъ онъ сказалъ что онѣ будутъ монахинями.

Помолился св. Филаретъ о женѣ своей, о дѣтяхъ, о всѣхъ своихъ и о всемъ мірѣ. Лицо его просіяло, какъ солнце. Онъ радостно запѣлъ псаломъ «Милость и судъ воспою Тебѣ, Господи». Когда онъ кончилъ пѣть псаломъ, воздухъ вокругъ него заблагоухалъ, точно пролились благовонные ароматы. Онъ началъ читать «Отче Нашъ» и когда сказалъ: «Да будетъ воля Твоя» — поднялъ руки и предалъ духъ свой Господу. Ему было тогда 90 лѣтъ. Лицо его даже и въ такой старости не измѣнилось: было оно благообразно и красиво. Когда царь узналъ о кончинѣ своего любимаго Филарета Милостиваго, онъ съ царицею и съ вельможами поспѣшилъ въ монастырь. Они цѣловали его святое лицо, руки и плакали о немъ. Въ память святого они дали нищимъ щедрую милостыню.

А какое великое множество нищихъ и убогихъ изъ городовъ и деревень сошлось на погребеніе къ блаженному! Точно муравьи окружили они тѣло блаженнаго, хромая, ползая, одинъ другого толкая. До небесъ доходилъ ихъ слезный вопль, рыданіе убогихъ. При его тѣлѣ одинъ бѣсноватый нищій исцѣлился.

Послѣ кончины святого, другъ его узрѣлъ такое видѣніе: «Нѣкій мужъ, навѣрно Ангелъ Божій, бѣлый, свѣтлый, какъ снѣгъ, показалъ ему огненную рѣку, текущую со страшнымъ шумомъ, а по другую сторону рѣки другъ святого увидѣлъ Свѣтлый Рай — прекрасный, исполненный радости и веселія несказаннаго. Благоуханіе носилось надъ райскою страною. Росли деревья высокія, прекрасныя, со многими плодами, и колыхались подъ тихимъ вѣтромъ. Тамъ онъ увидѣлъ многое множество людей, облаченныхъ въ бѣлыя одежды, которые утѣшались плодами райскими. Вдругъ онъ увидѣлъ одного мужа (это былъ самъ св. Филаретъ, но другъ его не узналъ), одѣтаго въ одежду пресвѣтлую и сидящаго на золотомъ престолѣ, посреди садовъ прекрасныхъ. По одну сторону отъ него стояли новопросвѣщенныя дѣти, т. е. дѣти только что принявшіе вѣру Христову и крестившіяся. Они держали свѣчи въ рукахъ. По другую сторону стояло множество нищихъ и убогихъ въ одеждахъ бѣлыхъ, и каждому изъ нищихъ хотѣлось быть поближе къ святому. Вдругъ появился одинъ юноша, лицомъ свѣтелъ. Въ рукѣ онъ держалъ золотой жезлъ. Другъ св. Филарета робко спросилъ юношу: «Господинъ, кто этотъ человѣкъ, не Авраамъ-ли?» И отвѣтилъ свѣтоносный юноша: «Это Филаретъ Амніатскій, онъ сдѣлался вторымъ Авраамомъ за свою любовь къ нищимъ и за чистую, честную жизнь.» Въ этотъ моментъ св. Филаретъ увидалъ своего друга, еще болѣе просвѣтлѣлъ лицомъ и сталъ такъ звать его: «Дитя мое, иди сюда». А другъ его отвѣтилъ: «Не могу придти къ тебѣ, не могу пройти чрезъ огненную рѣку». «Я тебѣ помогу», — воскликнулъ блаженный и протянулъ ему руку. Другъ съ помощью святого прошелъ черезъ узкій мостъ и уже достигалъ до святого. На этомъ видѣніе окончилось.

Жена святого Ѳеозва стала блаженною. Послѣ погребенія своего мужа она уѣхала къ себѣ на родину. Тамъ она все свое имущество истратила на обновленіе церквей, сожженныхъ персами. Создавъ множество монастырей и домовъ для странниковъ, нищихъ и больныхъ, она вернулась въ Константинополь къ внучкѣ своей царицѣ Маріи. Когда Ѳеозва скончалась, то ее погребли возлѣ ея мужа. Ихъ же молитвами и намъ милость получить въ день суда да подастъ Единъ Щедрый и Милостивый Господь Нашъ Іисусъ Христосъ, Ему же, со Безначальнымъ Его Отцемъ и Святымъ Духомъ, подобаетъ честь и слава во вѣки вѣковъ. Аминь.

Источникъ: М. В. Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста. Выпускъ четырнадцатый. [1968 г.] — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1968. — С. 112-119.

Назадъ / Къ оглавленію


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.