Церковный календарь
Новости


2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). По поводу обращенія МП къ Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Ново-мученичество въ Русской Правосл. Церкви (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Каноническое положеніе РПЦЗ (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Письмо въ редакцію Вѣстника РХД (1992)
2018-10-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отрицаніе вмѣсто утвержденія (1992)
2018-10-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 103-й (14 марта 1918 г.)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 5-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 4-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Пятьдесятъ лѣтъ жизни Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Измѣна Православію путемъ календаря (1992)
2018-10-12 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Тайна беззаконія въ дѣйствіи (1992)
2018-10-12 / russportal
Опредѣленіе Архіер. Собора РПЦЗ отъ 13/26 октября 1953 г. (1992)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Григорію мірянину (1908)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Василію патрицію (1908)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 3-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 2-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 19 октября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 7.

Духовные писатели Русскаго Зарубежья

Монахиня Варвара (Суханова) († 1972 г.).

Монахиня Варвара (въ мірѣ Вѣра Суханова) († 1972), духовная писательница, вѣрное чадо РПЦЗ. Родилась въ 1896 г. въ купеческой семьѣ. Во время Первой міровой и Гражданской войнъ служила сестрой милосердія. Съ послѣдними частями Бѣлой Арміи оставила Россію. Работала учительницей въ русской гимназіи въ Панчевѣ (Сербія). Въ 1929 г. поступила послушницей въ Лѣснинскую женскую обитель въ Хопово (Сербія). Несла самыя разныя послушанія: была клиросной, занималась съ дѣтьми Хоповскаго пріюта, писала иконы. Въ 1932 г. была пострижена въ монашество. Въ 1950 г. вмѣстѣ съ другими сестрами обители переселилась изъ Югославіи во Францію. Мать Варвара много писала. Ея статьи и разсказы появлялись еще въ «Православной Карпатской Руси» (впослѣдствіи «Православная Русь») и въ приложеніи «Дѣтство во Христѣ», когда Братство преп. Іова Почаевскаго находилось еще на Карпатахъ, во Владиміровой. Составила около четырехсотъ «Житій святыхъ для дѣтскаго и юношескаго возраста», которыя подъ иниціалами «М. В.» (Монахиня Варвара) вначалѣ публиковались въ журналѣ «Православная жизнь», а затѣмъ отдѣльными выпусками издавались въ Свято-Троицкомъ монастырѣ въ Джорданвиллѣ (всего было напечатано двадцать такихъ сборниковъ). М. Варвара мирно скончалась послѣ продолжительной болѣзни 27 ноября (10 декабря) 1972 г. въ Лѣснинскомъ монастырѣ (Провемонъ, Франція).

Сочиненія мон. Варвары (Сухановой)

М. В.
Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста.
Выпускъ пятнадцатый. [1969 г.]

Житіе св. Архіепископа Сербскаго Саввы.
Родился въ 1169 году. — Отошелъ ко Господу 12 января 1235 г.

Проходятъ въ молитвѣ, въ устремленіи къ Богу дѣтство, отрочество св. королевича и наступаетъ юность. Родители рѣшили женить избранника Божія и повѣдали ему о своемъ желаніи. О, какъ опечалилась душа св. юноши! Онъ, который всегда любилъ иноковъ, въ тайникахъ своей чистой души размышлялъ о счастьѣ иноческой жизни и о бренности земного счастья, которое сопряжено съ мірскою суетою. Св. королевичъ всегда стремился къ дѣвственной, чистой жизни. Онъ съ юныхъ лѣтъ жаждалъ посвятить себя единому Богу, ревностно работать для Него единаго до гробовой доски. Но будучи послушнымъ сыномъ онъ боялся огорчить своихъ родителей. Онъ горячо молился, чтобы Господь избавилъ его отъ брака, привелъ бы на путь иноческій. И милосердный Господь внялъ мольбами Своего юнаго избранника.

По волѣ Божіей во дворецъ родителей св. юноши пришелъ со Святой Горы одинъ русскій инокъ. Онъ сталъ разсказывать о строгой монашеской жизни въ этомъ Удѣлѣ земномъ Царицы Небесной. Св. королевичъ слушалъ эти разсказы и воспламенѣлъ желаніемъ уйти на Аѳонъ, о которомъ онъ уже и раньше зналъ и уже давно летѣлъ душою въ эту безмолвную, прекрасную пустыню, жаждалъ уйти отъ роскоши, суеты богатаго дворца. Св. королевичъ открылъ свое желаніе русскому иноку. По волѣ Божіей и Царицы Небесной тотъ сказалъ ему:

«Да, ты долженъ оставить славу міра сего и сдѣлаться смиреннымъ инокомъ».

Св. королевичъ тайно покинулъ домъ родительскій и ушелъ на Гору Аѳонскую.

Какъ описать скорбь родителей, когда исчезъ изъ дома ихъ сынъ возлюбленный, ихъ любимое святое дитя, ихъ утѣшеніе, ихъ отрада!

Вельможи, слуги вѣрные стали вездѣ искать пропавшаго безъ вѣсти св. королевича. Всѣхъ разспрашивали: не видали-ли они царственнаго юношу? Наконецъ имъ сказали, что королевичъ скрылся на Аѳонѣ и находится въ обители «Руссикѣ».

Устремились туда вельможи съ королевскими вѣрными слугами и, дѣйствительно, нашли тамъ своего королевича. Они убѣдительно уговаривали св. юношу вернуться къ своимъ родителямъ, чтобы успокоить, утѣшить ихъ старость. Они даже хотѣли силой увезти обратно на родину блаженнаго юношу. Вельможамъ казалось, что святой дѣлаетъ большую ошибку, мѣняя славу, роскошь королевскую на бѣдную, смиренную, пустынную жизнь иноческую. Но похитить св. юношу не допустили Господь и Пречистая, Которые съ дѣтскихъ его лѣтъ возлюбили Своего избранника. Св. королевичъ уговорилъ воеводъ помолиться вмѣстѣ съ иноками за всенощнымъ бдѣніемъ. Слушали, слушали вельможи очень продолжительную службу и, непривыкшіе къ долгимъ ночнымъ моленіямъ, крѣпко заснули въ своихъ сѣдалищахъ церковныхъ, въ «формахъ». А въ это время совершилось торжественное постриженіе св. юноши во святой иноческій чинъ — чинъ ангельскій. Ростиславу дано было при постригѣ новое имя «Савва». Это же имя носилъ св. Савва Освященный, который предъ своей кончиною предсказалъ, что въ его обитель явится изъ Сербіи просвѣтитель этой страны — архіеп. Савва. Пророчество это впослѣдствіи сбылось, когда святитель посѣтилъ эту обитель.

Такъ исполнилось давнее желаніе св. юноши — получилъ онъ по волѣ Божіей одежды иноческія, одежды ангельскія! Но когда посланники королевскіе увидѣли св. Савву въ этихъ одеждахъ, то очень огорчились, не понимая, что ихъ королевичъ теперь одѣтъ не славою земною, а славою вѣчною, небесною! Не понимали они почему взоръ юнаго сіяетъ счастьемъ неземнымъ, а ликъ его свѣтится радостію нездѣшнею. Новопостриженный передалъ опечаленнымъ воеводамъ свои богатыя одежды королевича и юношескіе волосы, обрѣзанные при постригѣ. Святой передалъ письмо родителямъ, въ которомъ утѣшалъ ихъ словами своего Божественнаго Учителя: «Всякій, кто ради имени Моего оставитъ домъ, братьевъ, сестеръ, отца, мать, жену, дѣтей, имѣніе — получитъ сторицею и наслѣдуетъ жизнь вѣчную».

И остался преп. Савва въ русскомъ монастырѣ и сталъ нести великіе иноческіе подвиги съ Божіей помощію. Будучи знатнаго рода, онъ держалъ себя, какъ самый простой инокъ, смиренно служилъ братьямъ св. обители. Желая научиться жизни иноческой, онъ посѣтилъ всѣ святогорскіе монастыри, бесѣдовалъ съ опытными, мудрыми старцами. Словно пчела собиралъ вездѣ медъ духовной мудрости. Преподобный Савва странствовалъ въ бѣдной одеждѣ инока, босой проходилъ каменистые, острые пути Аѳонскіе. Вездѣ иноки съ великою любовью встрѣчали бывшаго королевича. Бѣжалъ славы, почестей преп. Савва, но противъ своего желанія получилъ ихъ. Вскорѣ всѣ святогорскіе иноки стали почитать преп. Савву, который подвизался въ денно-нощныхъ молитвахъ и трудахъ.

Родители преп. Саввы сначала горевали, что лишились любимаго своего сына, а потомъ, разсудивши, признали, что ихъ дитя избрало путь совершенный, путь, ведущій въ обители райскія. Они благоразумно утѣшились и въ радости восхваляли Господа.

Королъ Стефанъ послалъ на Аѳонъ богатые дары и написалъ письмо своему святому сыну, въ которомъ хвалилъ его за избраніе пути святого, ведущаго ко спасенію души. Преп. Савва дары роздалъ бѣднымъ обителямъ и нуждающимся инокамъ. Родителямъ преп. Савва писалъ мудрыя письма, которыя проливали божественный свѣтъ въ ихъ души. Подъ вліяніемъ своего святого сына они сами отреклись отъ міра. Король Стефанъ отказался отъ королевскаго престола и передалъ его своему сыну. Со своею супругою Анною облекаются они въ одежды иноческія. Епископъ посвящаетъ ихъ и даетъ имена Симеона и Анастасіи.

Уже въ преклонныхъ лѣтахъ Симеонъ оставляетъ Сербію и устремляется на св. Гору.

Какъ описать радость преп. Саввы, когда онъ увидѣлъ своего отца въ смиренной одеждѣ инока! Нѣтъ словъ, чтобы описать эту умилительную встрѣчу — встрѣчу святого отца со святымъ сыномъ! Оба плакали отъ святой радости, оба благодарили Господа за святое свиданіе. И стали вмѣстѣ подвизаться святые, причемъ по началу юный сынъ былъ учителемъ своего отца.

Св. Симеонъ привезъ съ собою много драгоцѣнныхъ сосудовъ, много золота и серебра. Бывшій король щедро раздавалъ это богатство бѣднымъ монастырямъ. Слава о сербскомъ владыкѣ прошла по всей Горѣ Аѳонской. Но преп. Симеонъ, какъ и его святой сынъ, сторонились похвалъ, прославленія.

Царственные иноки поселились вмѣстѣ въ Ватопедской обители. Множество иноковъ стало посѣщать этотъ монастырь, чтобы повидать бывшаго короля и королевича, которые успѣли уже прославиться своимъ милоседіемъ и высокою жизнію.

Вскорѣ свв. отецъ и сынъ стали вмѣстѣ странствовать по Святой Горѣ. Преп. Савва, чтобы не огорчать своего родителя, надѣлъ сапоги. Преп. Симеонъ не могъ безъ содроганія видѣть, какъ его царственный сынъ ранитъ нѣжныя ноги объ острые камни аѳонскихъ путей.

Такъ свв. отецъ и сынъ, оставивъ роскошь, блескъ двора королевскаго ради любви ко Господу, рука объ руку шли тернистымъ путемъ иноческимъ, труднымъ путемъ, но дарующимъ, невѣдомую міру сему, неизреченную радость, утѣшеніе о Господѣ. Много сдѣлалъ добра преп. Савва для обителей святогорскихъ. Преп. Симеонъ щедро давалъ ему нужныя средства, чтобы онъ могъ широко благотворить. Вмѣстѣ съ отцомъ преп. Савва привелъ Ватопедскій монастырь въ цвѣтущее состояніе: обитель расцвѣла словно кринъ (т. е. лилія) благовонный.

Преп. Савва возобновилъ запустѣвшій Хилендарскій монастырь. Эта обитель была въ полной власти греческаго царя. Преп. Савва отправился въ Царьградъ, явился къ императору и сталъ просить у него отдать ему Хилендарскій монастырь. Царь уже зналъ о высокой жизни бывшаго королевича. Императоръ, бесѣдуя съ юнымъ святымъ, удивлялся его мудрости. Онъ съ радостію исполнилъ просьбу преподобнаго: отдалъ подъ его разумную власть Хилендарскій монастырь. Кромѣ того греческій императоръ приходился сватомъ св. Симеону. Онъ разспрашивалъ преп. Савву о его родителѣ. Императоръ отпустилъ святого съ великою честію. Царственные иноки оставили Ватопедскую обитель, чтобы устроить запущенный Хилендарскій монастырь. Со скорбью разставались со святой братіей Ватопедскаго монастыря великіе подвижники и благотворители. Но воля Божія была и воля Царицы Небесной, чтобы устроена была сербская обитель, что святые и сдѣлали. Такъ возникъ славный, большой сербскій монастырь. Въ него устремились изъ Сербіи иноки, искавшіе безмолвной, подвижнической жизни. Преп. Савва еще разъ поѣхалъ къ греческому императору, прося его окончательно утвердить возобновленную обитель. Царь съ радостію исполнилъ просьбу своего святого родственника и далъ ему много золота. Теперь преподобные еще больше могли украсить свою обитель. О ней теперь сталъ особенно заботиться и король Сербіи.

Преп. Симеонъ, много и долго потрудившись въ своей обители, блаженно отошелъ ко Господу. Скорбѣлъ преп. Савва, что лишился своего святого отца, своего помощника и устроителя обители. Утѣшеніе находилъ онъ въ молитвѣ, раздавалъ нищимъ щедрую милостыню о упокоеніи души своего родителя.

Преп. Савва остался одинъ — одинъ съ Господомъ. Онъ рѣшилъ спасаться въ строгомъ уединеніи. Поставивъ игумена для своей обители, онъ купилъ «молчальную» келлію и сталъ очень усердно молиться и поститься. Преп. Савва такъ изнурилъ свое тѣло, что сталъ болѣть. Все же не оставилъ онъ своихъ трудовъ ради Господа. Онъ терпѣливо переносилъ свою болѣзнь. Святой молилъ Бога, чтобы Онъ, Милосердный, показалъ ему, въ какомъ состояніи находится теперь душа его почившаго родителя. И по волѣ Божіей преп. Симеонъ явился ему въ великой, небесной славѣ, въ вѣнцѣ, сіяющемъ ярче солнца. Съ нимъ были еще свѣтлыя, невѣдомыя небесныя лица. Возрадовался преп. Савва, увидя родителя своего въ немеркнущей славѣ небесной. Преп. Симеонъ сказалъ своему святому сыну, чтобы онъ, не взирая на болѣзнь, стойко продолжалъ свои подвиги, творилъ бы добрыя дѣла. Онъ возвѣстилъ св. сыну, что его ждетъ на небесахъ вѣнецъ нерукотворенный, слава неземная.

Послѣ этого небеснаго явленія возликовала душа преп. Саввы. Онъ словно обновился, укрѣпился душою и сталъ еще ревностнѣе трудиться для Господа. Любя Бога — любилъ онъ и ближнихъ своихъ. Онъ утѣшалъ скорбящихъ, ободрялъ унывающихъ. Святой щедро давалъ бѣднымъ, а Господь съ такой же щедростью подавалъ ему сокровища для раздачи неимущимъ. Въ тѣ давнія времена обители святогорскія много страдали отъ нападеній пиратовъ. Такимъ разореннымъ монастырямъ помогалъ преп. Савва и ихъ возстанавливалъ.

Послѣ бывшаго видѣнія своего отца въ небесной славѣ, преп. Савва сталъ молить Господа, чтобы Онъ показалъ и людямъ, какъ Ему угодилъ преп. Симеонъ, принявши смиренно чинъ иноческій. И Господь услышалъ молитву своего избранника. Однажды во время богослуженія братья ощутили дивное благоуханіе, исходившее изъ гроба, гдѣ покоились св. мощи преп. Симеона. А въ это время преп. Савва уединенно молился въ башнѣ. Когда иноки приблизились ко гробу, то съ трепетомъ увидѣли, что онъ наполненъ благоуханнымъ мѵромъ, исходящимъ отъ св. мощей преп. Симеона.

Было прекращено богослуженіе, иноки окружили гробъ и въ священномъ трепетѣ запѣли: «Господи, помилуй!» Потомъ старшій изъ служащихъ іеромонаховъ всѣхъ братьевъ помазалъ мѵромъ и позвалъ преп. Савву. Явился святой сынъ мѵроточиваго отца и, увидѣвъ это великое чудо, несказанно возрадовался и благодарилъ Господа, что Онъ такъ дивно прославилъ его отца.

Вѣсть о чудѣ дошла и до Сербіи. Народъ въ радости восхвалялъ Господа, даровавшаго имъ такого великаго святого.

Протъ (т. е. старшій среди игуменовъ) не благословилъ преп. Савву, а самъ смиренно принялъ отъ него благословеніе. Всѣ игумены Аѳонскіе собрались и рѣшили праздновать память преп. Симеона мѵроточиваго и описать его житіе и подвиги.

Смиренный преп. Савва долго не принималъ высокаго сана священника, считая себя недостойнымъ его. Съ трудомъ уговорили его благочестивѣшіе отцы Горы Аѳонской служить Господу въ чинѣ іеромонаха. Преп. Савва изъ уединенной келліи вернулся въ Хиландарскую обитель, и тутъ принялъ священство. Въ этомъ новомъ чинѣ съ великимъ благоговѣніемъ сталъ служитъ Господу преп. Савва. Вскорѣ по принятіи священства преподобный совершилъ странствованіе въ греческій городъ Солунь. Тамъ высшія духовныя власти уже давно слышали о подвигахъ св. Саввы, о его милосердіи и пригласили совершить богослуженіе вмѣстѣ съ ними. Какъ награду за ревностное служеніе Господу высшее духовенство пожаловало ему набедренникъ.

А въ это время въ Сербіи происходили раздоры: ссорились между собою два державныхъ брата: король Стефанъ и князь Вулка.

Король написалъ письмо преп. Саввѣ, прося молиться о немъ и о враждующемъ противъ него братѣ Вулкѣ, да прекратилась бы между ними, братьями родными, такая грѣховная вражда. Король Стефанъ, глубоко вѣря въ чудодѣйственную силу св. мощей своего преподобнаго отца, покорнѣйше просилъ перенести его св. мощи въ Сербію — на родную землю. Надѣялся онъ, что этимъ самымъ прекратится вражда, раздоры и настанетъ спокойствіе и примиреніе между братьями. Преп. Савва, конечно, съ радостію исполнилъ желаніе своего державнаго брата. И вотъ — совершилось торжественное перенесеніе мѵроточивыхъ мощей преп. Симеона въ родную землю. Вмѣстѣ съ сонмомъ духовенства, съ князьями, многочисленнымъ народомъ съ великою честію встрѣтилъ король Стефанъ св. мощи преп. Симеона. Весь народъ удивлялся, съ какимъ почтеніемъ преклонился король передъ своимъ братомъ — священноинокомъ преп. Саввою. Св. мощи поставили въ обители Студеницкой, которую соорудилъ самъ преп. Симеонъ. Преп. Савва нѣкоторое время оставался въ этомъ монастырѣ. И здѣсь, какъ на Аѳонѣ, повторилось чудесное истеченіе мѵра отъ св. мощей. Преп. Савва помазалъ мѵромъ иноковъ Студеницкой обители и богомольцевъ. Преп. Савва усердно молился у гроба своего св. отца и совѣтовалъ инокамъ подражать его святой жизни, указывая имъ на дивное чудо.

Съ прибытіемъ мощей мѵроточивыхъ въ Сербію, утихла вражда, раздоры. Бывшій король внесъ Божій миръ на свою родину и наступила благодатная, тихая жизнь. Молитвы преп. Симеона у престола Божія спасла Сербію, умиротворили враждующихъ. Бывшій король теперь управлялъ своею страною лучше царя земного.

Король Стефанъ упросилъ преп. Савву сдѣлаться игуменомъ Студеницкаго монастыря. Какъ ни стремилась душа святого обратно на св. Аѳонъ, но онъ понялъ, что по волѣ Божіей и Царицы Небесной долженъ остаться на своей родинѣ. И здѣсь онъ продолжалъ свою высокую жизнь. Черезъ преп. Савву великимъ свѣтомъ благочестія просвѣтилась земля Сербская. Сербскій народъ уже давно чтилъ преп. Савву, какъ великаго святого, и къ нему съ любовію устремлялись души людей Божіихъ.

Преп. творилъ много чудесъ, которыя, конечно, не всѣ были записаны современниками. Приведемъ только два, наиболѣе яркихъ.

Однажды преп. Савва увидѣлъ разслабленнаго, который неподвижно лежалъ въ полномъ изнеможеніи. Святой исполнился глубокй жалости къ несчастному. Преп. Савва сталъ со слезами молиться о недужномъ и помазалъ его мѵромъ, исходящимъ отъ св. мощей преп. Симеона. И это мѵро, орошенное слезами состраданія преп. Саввы, тотчасъ же воздвигло разслабленнаго, влило въ него жизненную силу. Исцѣленный всталъ со одра болѣзни, почувствовалъ бодрость, силу, какъ никогда не болѣвшій.

А вотъ другое чудо. Однажды король Стефанъ, будучи милосерднымъ, пріютилъ у себя болгарскаго князя Стрезу, осыпалъ его всякими благодѣяніями. Но Стреза оказался злымъ, неблагодарнымъ человѣкомъ. Онъ возсталъ противъ своего благодѣтеля, собралъ негодныхъ людей, которые пошли вмѣстѣ съ болгарскимъ княземъ противъ своего законнаго, добраго короля. Должна была произойти междоусобная война, совершиться кровопролитіе. Чтобы пресѣчь братоубійственную брань, преп. Савва безстрашно пошелъ въ станъ болгарина и сталъ уговаривать Стрезу не начинать битвы, примириться съ королемъ. Мудрыя рѣчи не подѣйствовали на злого болгарина. Въ скорби вернулся обратно преп. Савва. Но Господь не замедлилъ наказать Стрезу. Вдругъ ночью, въ станѣ вражескомъ поднялся плачъ, крикъ, которые исходили изъ палатки, гдѣ спалъ Стреза. Воины вбѣжали къ нему и нашли болгарина истекающимъ кровію, пронзеннымъ его собственнымъ мечемъ. Умирающій могъ только произнести: «Грозный юноша, назвавшій себя посланцемъ преп. Саввы, напалъ на меня спящаго и, взявши мой мечъ, пронзилъ мою внутренность». Услышавши эти слова умирающаго, воины въ страхѣ разбѣжались: поняли хорошо, что ангелъ Божій по повелѣнію Вѣчнаго Судіи, убилъ дерзкаго Стрезу, шедшаго на брань противъ благочестиваго короля, противъ своего благодѣтеля.

Много другихъ дивныхъ чудесъ совершилъ преподобный. Весь сербскій народъ съ великою любовію прославлялъ святого Савву. Но преподобный твердо рѣшилъ бѣжать славы и вернуться на Аѳонъ, въ свой любимый Хиландарскій монастырь. Несказанно обрадовалась вся братія этой св. обители, когда увидѣла своего любимаго преп. Савву. Веселились иноки и другихъ святогорскихъ обителей.

Вскорѣ послѣ отъѣзда на Аѳонъ преп. Саввы, вдругъ, къ огорченію сербскаго народа, перестало истекать мѵро отъ мощей св. Симеона. Король Стефанъ и другіе Божіи люди видѣли въ этомъ гнѣвъ Божій. Король извѣстилъ объ этомъ преп. Савву и умолялъ его вернуться въ Сербію. Святой не исполнилъ просьбы королевской и народной. Онъ только написалъ своему усопшему отцу посланіе, обращаясь къ нему, какъ къ живому, и велѣлъ прочесть это посланіе у гроба преп. Симеона послѣ богослуженія. Какъ повелѣлъ великій просвѣтитель земли Сербской, такъ было и сдѣлано. Послѣ торжественнаго богослуженія была прочитано это удивительное посланіе живого сына къ отшедшему въ горній міръ отцу. Прочли посланіе, и вдругъ всѣ присутствующіе ощутили дивное благоуханіе, исходящее отъ мощей преп. Симеона. Къ радости людей Божіихъ снова обильно стало истекать цѣлебное мѵро. Благоговѣйный страхъ охватилъ всѣхъ присутствующихъ при этомъ чудѣ. Всѣ стали возносить Господу благодарственныя молитвы и прославили свв. Савву и Симеона.

Изъ Хиландарскаго монастыря преп. Савва снова отправился къ греческому царю и патріарху въ городъ Никею. Святой долженъ былъ просить помощи для своей обители и для другихъ святогорскихъ монастырей. Съ великою честію приняли царь и патріархъ преп. Савву и стали уговаривать его принять санъ святительскій. Смиренный угодникъ Божій долго отказывался, ссылаясь на свое недостоинство, но все же, видя въ этомъ волю Божію, уступилъ просьбамъ царя и патріарха. Въ 1222 году преп. Савва былъ торжественно посвященъ. Во время посвященія этого достойнѣйшаго святителя, небесный свѣтъ озарилъ его. Это дивное сіяніе божественное удостоился увидѣть одинъ Христолюбецъ, присутствовавшій при посвященіи. Онъ и повѣдалъ людямъ о своемъ видѣніи. Всѣ прославили Господа, даровавшаго людямъ такого великаго свѣтильника.

Святитель Савва прежде всего позаботился о Церкви Сербской. Онъ испросилъ у царя и патріарха, чтобы сербскіе архіепископы посвящались на своей землѣ. До этого времени посвященіе совершалось только въ Царьградѣ. Далекое путешествіе должны были совершать архипастыри сербскіе. Царь и патріархъ исполнили просьбу избранника Божія. Императоръ одарилъ его деньгами, зная сколь милосерденъ былъ святитель, всегда помогающій неимущимъ.

Святитель вернулся въ свой Хиландарскій монастырь, чтобы проститься съ братіей, которая глубоко скорбѣла, разлучаясь съ великимъ угодникомъ Божіимъ. И святителю было горько оставлять божественное безмолвіе Горы Аѳонской. Но преподобному явилась въ небесной славѣ Сама Богоматерь и благословила его на новый путь — укрѣпила его на великіе труды для своей родины.

Когда святитель Савва прибылъ въ Сербію, то нашелъ своего брата-короля Стефана тяжело больнымъ. Люди горевали, боялись, что король не вынесетъ тяжкаго недуга. Сталъ святитель Савва усердно молиться объ исцѣленіи брата. Милосердный Господь внялъ мольбамъ своего избранника. Тяжко болящій въ одно мгновеніе исцѣлился на радость и утѣшеніе сербскаго народа, такъ любившаго своего короля. Когда святитель Савва совершалъ богослуженіе и кадилъ гробъ, гдѣ почивали св. мощи преп. Симеона, вдругъ отъ святого тѣла стало изобильно истекать мѵро цѣлебное, какъ бы въ отвѣтъ на усердныя молитвы великаго просвѣтителя. Нельзя описать, нельзя перечислить тѣхъ трудовъ, которые совершилъ для Сербской Церкви святитель Савва. Онъ посвятилъ 12 епископовъ, далъ уставъ, устроилъ благолѣпное служеніе въ храмахъ, пріобрѣлъ все необходимое для церквей — всюду завелъ порядокъ, совершалъ неисчислимыя чудеса.

Приведемъ еще два чуда, наиболѣе яркихъ. Однажды святитель бесѣдовалъ съ венгерскимъ королемъ. Святой убѣждалъ его не начинать войны съ королемъ Стефаномъ. Ожесточенный венгерецъ не хотѣлъ и слушать разумныхъ рѣчей св. Саввы. День былъ знойный. Святитель возжаждалъ и попросилъ дать ему чашу студеной воды. Такой не оказалось, такъ какъ отъ зноя весь ледъ растаялъ. Тогда сталъ святитель дерзновенно молиться, и вдругъ, по его молитвѣ, посыпался градъ, повѣялъ живительною прохладою. Ужаснулся венгерскій король и хорошо понялъ, что его убѣждаетъ не начинать войны великій угодникъ Божій и чудотворецъ. Его святыми устами Самъ Творецъ вселенной запрещаетъ ему начинать битву съ сербскимъ королемъ. Венгерецъ со страхомъ, благоговѣніемъ взиралъ на избранника Божія. И душа его смягчилась, умилилась.

А вотъ еще другое удивительное чудо. Король Стефанъ скончался, не успѣвъ принять чинъ иноческій — образъ ангельскій. Народъ сербскій горько оплакивалъ своего милосерднаго короля. Уже готовились къ погребенію. Великій просвѣтитель Сербіи сталъ горячо молиться, потомъ положилъ руку на сердце умершаго и къ своей радости почувствовалъ какъ оно забилось. Король вдругъ открылъ глаза. Трепетъ охватилъ окружавшихъ гробъ покойнаго. Святитель постригъ благочестиваго короля, облекъ его одеждою иноческою. И новопостриженный инокъ въ полномъ сознаніи передалъ царство своему старшему сыну. Его святой братъ молился. И во время бесѣды съ Господомъ великаго святителя — тихо, блаженно отошелъ новопостриженный въ жизнь вѣчную!..

Слава о святомъ дошла и до Руси, и люди святорусскіе, какъ и всѣ балканскіе народы, стали почитать великаго просвѣтителя братской, православной страны.

Св. Савва два раза былъ на Святой Землѣ. Поклонился св. Гробу Господню. Побывалъ на многихъ святыхъ мѣстахъ. Когда онъ посѣтилъ Лавру св. Саввы Освященнаго, то получилъ въ даръ икону Божіей Матери, именуемую «Млекопитательница». Когда преп. Савва, основатель этого строгаго монастыря, отходилъ ко Господу, то заповѣдалъ отдать эту св. икону царственному паломнику изъ далекой Сербіи. Онъ даже назвалъ его имя. Великій авва провидѣлъ, что Сербіи будетъ данъ отъ Господа дивный просвѣтитель. Когда св. архіепископъ второй, послѣдній, разъ возвращался изъ Святой Земли къ себѣ на родину черезъ Константинополь, то заѣхалъ къ царю Асѣну, болгарскому, своему родственнику. Послѣ службы на Богоявленіе, разболѣлся св. архіепископъ. 12 января 1235 года, причастившись Святыхъ Таинъ, въ полночь, мирно почилъ онъ о Господѣ.

Его св. мощи перенесъ король Владиславъ въ сербскій монастырь «Милешево». При нашествіи турокъ Синапъ Паша святотатственно похитилъ святыя мощи изъ этой обители и сжегъ ихъ близъ Бѣлграда на полѣ Врачарѣ, чтобы уничтожить память о великомъ просвѣтителѣ сербскаго народа. Но Господь еще больше прославилъ Своего угодника, его же молитвами, Христе Боже, сподоби въ мирѣ и тишинѣ пожить, Тебѣ благоугождающе. Аминь.

Пособіе: Житіе св. угодниковъ Божіихъ, возсіявшихъ на св. Горѣ Аѳонской. Изданіе Русскаго Св.-Ильинскаго скита на Аѳонѣ, 1894 г.

Примѣчаніе: О Ватопедскомъ монастырѣ см. «Православная Жизнь» № 1, 1965 г.

Источникъ: М. В. Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста. Выпускъ пятнадцатый. [1969 г.] — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1969. — С. 3-12.

Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.