Церковный календарь
Новости


2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 16-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 15-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (26-30) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (21-25) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-04 / russportal
Прот. М. Хитровъ. Слово на Введеніе во храмъ Пресв. Богородицы (1898)
2018-12-04 / russportal
Слово въ день Введенія во храмъ Пресвятой Богородицы (1866)
2018-12-03 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 124-й (1899)
2018-12-03 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 123-й (1899)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 10 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.

Духовные писатели Русскаго Зарубежья

Монахиня Варвара (Суханова) († 1972 г.).

Монахиня Варвара (въ мірѣ Вѣра Суханова) († 1972), духовная писательница, вѣрное чадо РПЦЗ. Родилась въ 1896 г. въ купеческой семьѣ. Во время Первой міровой и Гражданской войнъ служила сестрой милосердія. Съ послѣдними частями Бѣлой Арміи оставила Россію. Работала учительницей въ русской гимназіи въ Панчевѣ (Сербія). Въ 1929 г. поступила послушницей въ Лѣснинскую женскую обитель въ Хопово (Сербія). Несла самыя разныя послушанія: была клиросной, занималась съ дѣтьми Хоповскаго пріюта, писала иконы. Въ 1932 г. была пострижена въ монашество. Въ 1950 г. вмѣстѣ съ другими сестрами обители переселилась изъ Югославіи во Францію. Мать Варвара много писала. Ея статьи и разсказы появлялись еще въ «Православной Карпатской Руси» (впослѣдствіи «Православная Русь») и въ приложеніи «Дѣтство во Христѣ», когда Братство преп. Іова Почаевскаго находилось еще на Карпатахъ, во Владиміровой. Составила около четырехсотъ «Житій святыхъ для дѣтскаго и юношескаго возраста», которыя подъ иниціалами «М. В.» (Монахиня Варвара) вначалѣ публиковались въ журналѣ «Православная жизнь», а затѣмъ отдѣльными выпусками издавались въ Свято-Троицкомъ монастырѣ въ Джорданвиллѣ (всего было напечатано двадцать такихъ сборниковъ). М. Варвара мирно скончалась послѣ продолжительной болѣзни 27 ноября (10 декабря) 1972 г. въ Лѣснинскомъ монастырѣ (Провемонъ, Франція).

Сочиненія мон. Варвары (Сухановой)

М. В.
Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста.
Выпускъ пятнадцатый. [1969 г.]

Житіе и страданіе святаго священномученика Поликарпа, епископа Смирнскаго.
Пострадалъ въ царствованіе Марка Аврелія Антонина въ 167 году. Память 23 февраля.

Въ самомъ раннемъ возрастѣ св. Полпкарпъ лишился отца и матери. Его усыновила одна благочестивая вдова по имени Каллиста. Во снѣ ей явился ангелъ Божій и повелѣлъ взять себѣ на воспитаніе св. ребенка — малаго Поликарпа. У вдовы не было дѣтей, и она всею душою полюбила пріемнаго сына, словно своего родного ребенка. Каллиста воспитала его въ строгомъ благочестіи. Тихій, молитвенный, кроткій св. Поликарпъ радовалъ свою пріемную мать.

Когда воспитанникъ Каллисты пришелъ въ возрастъ, она передала ему управленіе всѣмъ ея богатымъ домомъ. Однажды Каллиста уѣхала обозрѣвать свои имѣнія и задержалась въ нихъ на долгое время. Во время отсутствія своей пріемной матери св. юноша Поликарпъ сталъ подавать щедрую милостыню нищимъ, убогимъ, сиротамъ. Давалъ просящимъ бѣднякамъ хлѣбъ, вино, всякую пищу. И такъ истощились обильные запасы продовольственные богатой вдовы.

Когда Каллиста возвращалась къ себѣ домой, на пути встрѣтилъ ее одинъ изъ ея домочадцевъ и сталъ жаловаться на блаженнаго юношу, что онъ въ ея отсутствіи безпощадно расточилъ всѣ ея запасы и всѣ деньги, которыя она ему поручила. Очень опечалилась Каллиста. Придя домой, она стала осматривать свои кладовыя. И что же? Онѣ были наполнены всевозможными продуктами. Случилось это дивное чудо св. молитвами блаженнаго юноши. Передъ приходомъ своей названной матери онъ усердно помолился Всемогущему Богу, говоря: «Господи Боже, Отецъ возлюбленнаго Твоего Отрока — Ты наполнившій сосуды вдовы Сарептской при Твоемъ пророкѣ Иліи, Ты услыши меня сей часъ и сотвори, да во имя Христова наполнятся опустошенныя кладовыя!»

Съ великою вѣрою, съ великимъ дерзновеніемъ просилъ Бога св. юноша. И всемогущій Господь исполнилъ просьбу Своего избранника.

Вдова, увидѣвъ, что продукты не уменьшились, а даже увеличились, разгнѣвалась на доносчика, хотѣла побить доносчика за ложь. Но блаженный юноша заступился за слугу, говоря:

«Не бей его изъ-за меня! Наложи на меня раны! Онъ сказалъ тебѣ истину, вѣрный твой слуга. Онъ правду сказалъ тебѣ, что я опустошилъ твои кладовыя. Я видѣлъ нашихъ братьевъ во Христѣ голодныхъ, жаждущихъ и роздалъ убогимъ, нищимъ, всѣ твои запасы. И бѣдняки воздавали хвалы милосердному Господу. Ихъ молитвами Богъ послалъ Своего ангела, и онъ сторицею отдалъ истощенное! Отдалъ Богъ твое — тебѣ! Вѣдь и ты всегда щедро одаряла нищихъ!»

Удивилась Каллиста, восхвалила щедраго Бога за это великое чудо. Она еще больше полюбила святого пріемнаго сына и стала сама творить много добра бѣднымъ, нищимъ, убогимъ, сиротамъ и вдовамъ. Она сдѣлала его наслѣдникомъ всѣхъ своихъ богатствъ, всѣхъ имѣній. Послѣ блаженной кончины своей благодѣтельницы св. юноша получилъ богатое наслѣдство. Св. Поликарпъ роздалъ богатство свое нищимъ, а самъ пребывалъ въ молитвѣ, въ чтеніи книгъ божественныхъ и въ добрыхъ дѣлахъ. Св. юноша жилъ въ великомъ воздержаніи, довольствуясь самою простою пищею, хранилъ непорочное дѣвство. День и ночь находился онъ въ работѣ, помогая больнымъ и старымъ.

О высокой жизни св. Поликарпа узналъ св. епископъ Вукола и всею душою полюбилъ юнаго подвижника. Святитель поставилъ его клирикомъ, потомъ діакономъ. А такъ какъ св. Поликарпъ отличался большимъ краснорѣчіемъ, то св. Вукола повелѣлъ ему въ церкви и на всякомъ другомъ мѣстѣ учить народъ. Св. Поликарпъ жилъ во времена апостольскія. Его узналъ и полюбилъ св. ап. и евангелистъ Іоаннъ Богословъ и сдѣлалъ его своимъ ученикомъ. Полюбилъ святого Поликарпа и первоверховный ап. Павелъ. Зналъ св. Поликарпъ и другихъ святыхъ апостоловъ, слѣдовалъ за ними, трудился вмѣстѣ съ ними въ дѣлахъ проповѣди. Онъ былъ подражателемъ ихъ святой, многотрудной жизни.

Когда св. Поликарпъ вернулся въ городъ Смирну къ св. епископу Вуколу, тотъ поставилъ его въ пресвитерство. И св. Поликарпъ въ новомъ своемъ чинѣ іерейскомъ еще больше сталъ подвизаться въ проповѣди слова Божія.

Св. Поликарпъ написалъ много мудрыхъ посланій, которыя, къ сожалѣнію, почти всѣ погибли во время гоненія на христіанъ. Господь открылъ св. епископу Вуколѣ, передъ его блаженной кончиной, что послѣ него престолъ епископскій долженъ занять блаженный пресвитеръ Поликарпъ. Когда св. Вукола отходилъ ко Господу, то взялъ правую руку св. іерея Поликарпа, приложилъ ее къ своей груди и поручилъ ему своихъ овецъ — свое стадо Христово.

Св. епископъ Вукола сказалъ: «Слава Тебѣ, Господи!» И отошелъ съ миромъ въ Царство Небесное.

На погребеніе св. епископа Вукола собралось множество апостольскихъ епископовъ. Присутствовали они и при посвященіи во епископа Смирны св. Поликарпа. Многіе изъ нихъ сподобились дивнаго видѣнія. При посвященіи св. Поликарпа свѣтъ божественный озарилъ всѣхъ находящихся въ церкви. Нѣкоторые изъ достойныхъ видѣли бѣлую голубицу, сіяющую словно молнія, которая летала вокругъ головы св. Поликарпа. Иные видѣли этого великаго святого одѣтаго въ одежду воина, опоясаннаго военнымъ поясомъ, словно приготовленнаго къ брани; другіе видѣли его облеченнымъ царскою порфирою. Ликъ его сіялъ свѣтомъ небеснымъ, неизреченнымъ. Одна дѣва видѣла его гораздо выше ростомъ, чѣмъ святой былъ на самомъ дѣлѣ. Ризы его на правомъ плечѣ были алаго цвѣта. Когда св. Поликарпъ при посвященіи во епископа преклонилъ колѣна — онъ вдругъ увидѣлъ ноги Самого Господа нашего Іисуса Христа, Который невидимо присутствовалъ здѣсь. Такъ Самимъ Христомъ и Духомъ Святымъ былъ поставленъ во епископа избранникъ Божій.

Съ Божіей помощью, мудро, кротко, смиренно управлялъ Церковью св. Поликарпъ. Много перенесъ онъ скорбей, спасая души человѣческія, творя предивныя чудеса. Однажды святой Поликарпъ посѣтилъ городъ Теосъ, который находился около теплыхъ минеральныхъ водъ, называемыхъ «Леведія». Онъ остановился у епископа этого города, котораго звали Дафнъ. Въ домѣ его былъ большой недостатокъ во всемъ потребномъ для жизни. Св. Поликарпъ помолился, и съ этого времени Дафнъ ни въ чемъ не имѣлъ недостатка. Его неплодныя нивы давали изобиліе хлѣба, виноградники стали приносить прекрасный урожай, чего до молитвы св. Поликарпа не было. Бочка прежде пустая вдругъ наполнилась прекраснымъ виномъ. Такъ св. Поликарпъ низвелъ благословеніе Божіе на домъ епископа Дафна.

Когда св. Поликарпъ возвращался въ свой городъ Смирну, онъ на пути остановился въ гостиницѣ съ діакономъ, который его сопровождалъ. Былъ уже поздній вечеръ. Св. Поликарпъ вмѣстѣ съ діакономъ немного подкрѣпился пищею, легъ и усталый сейчасъ же заснулъ. Въ полночь ангелъ Божій толкнулъ святого въ бокъ и воззвалъ:

«Поликарпъ!»

Угодникъ Божій спросилъ:

«Что, Господи?»

И отвѣтилъ Божій ангелъ:

«Встань скорѣй, выйди изъ гостиницы, она сейчасъ рухнетъ».

Надо замѣтить, что въ домѣ этомъ жили люди невѣрующіе — незнающіе Спасителя міра. Въ гостиницѣ творились дѣла беззаконныя. Св. Поликарпъ быстро всталъ, толкнулъ, крѣпко спящаго, діакона и приказалъ ему немедленно встать. Уставшій отъ пути діаконъ недовольнымъ голосомъ произнесъ:

«Я погрузился въ первый сонъ, святой отецъ, ну, куда мы пойдемъ? Ты всегда занятъ размышленіемъ о божественномъ, цѣлыя ночи читаешь священныя книги, усердно молишься. Ты самъ не спишь и другимъ спать не даешь!»

Св. Поликарпъ смиренно промолчалъ. Ангелъ Божій вторично явился и повторилъ повелѣніе Божіе немедленно выйти изъ гостиницы. Второй разъ святой разбудилъ діакона и прямо ему сказалъ :

«Вставай, гостиница сейчасъ рухнетъ».

А діаконъ опять спокойно отвѣтилъ своему духовнику:

«А я крѣпко вѣрю Богу, что это зданіе не упадетъ, пока ты въ немъ находишься».

«И я вѣрю Богу, но на каменное зданіе не полагаюсь», сказалъ діакону св. Поликарпъ.

Въ третій разъ явился ангелъ Божій, повторяя повелѣніе всемогущаго Господа. И только на этотъ разъ св. Поликарпъ едва уговорилъ діакона немедленно покинуть гостиницу. И только они вышли изъ нея — послышался грохотъ рушившихся камней — и отъ гостиницы остались лишь развалины, подъ которыми были заживо погребены всѣ обитавшіе въ ней.

Св. Поликарпъ, видя это грозное паденіе и глядя въ Божіе небо, произнесъ:

«Господи Боже всесильный, Отецъ Іисуса Христа, Благословеннаго Твоего Сына, Ты, Который предвозвѣстилъ Ниневитянамъ черезъ пророка Іону разрушеніе ихъ города и по милости Твоей пощадилъ ихъ, воистинну благословляю Тебя, Боже мой. Ты рукою ангельскою вывелъ насъ изъ этого дома и избавилъ насъ отъ внезапной смерти, какъ Ты избавилъ Лота изъ Содома! Ты всегда сохраняешь Твоихъ рабовъ отъ всякаго зла, о, Благой, о вѣчно Милостивый!»

Такъ прославлялъ святой милосерднаго Господа, а діаконъ съ великимъ благоговѣніемъ слушалъ эти хвалы и, вмѣстѣ со своимъ духовнымъ отцомъ, прославлялъ всемогущаго Творца вселенной.

Исцѣлилъ св. Поликарпъ слугу князя Смирнскаго отъ бѣснованія. На этого слугу ночью вдругъ со страшною силою напалъ бѣсъ. Князь и всѣ его домашніе, не знали, что дѣлать, какъ укротить бѣсноватаго. Утромъ князь послалъ за евреями, чтобы они вылѣчили его слугу. Евреи пришли въ княжескій домъ, пытались укротить одержимаго, изгнать изъ него бѣса, но бѣсноватый устремился на нихъ и жестоко ихъ избилъ. Онъ растерзалъ на нихъ одежды, кусалъ ихъ, какъ лютый звѣрь. Евреи полуживые, окровавленные, нагіе, едва спаслись изъ страшныхъ рукъ одержимаго.

Въ это время въ домѣ княжескомъ находился одинъ христіанинъ. Онъ сказалъ князю:

«Если ты разрѣшишь, я позову одного человѣка, который безъ всякаго труда исцѣлитъ твоего раба».

Князь съ радостію согласился и христіанинъ пошелъ къ блаженному епископу Поликарпу, который тотчасъ же исполнилъ просьбу князя. Когда св. Поликарпъ приближался къ дому княжескому, бѣсъ, мучащій слугу, вдругъ громко сталъ вопить:

«Горе мнѣ, горе мнѣ! Поликарпъ идетъ сюда. Я долженъ противъ моего желанія скорѣй отсюда бѣжать».

И только святой вошелъ въ домъ княжескій, бѣсъ съ трепетомъ вышелъ изъ одержимаго. Князь былъ пораженъ этимъ чудомъ.

Вскорѣ послѣ этого чуда въ городѣ Смирнѣ, ночью, вспыхнулъ опустошительный пожаръ. Люди еще спокойно спали, а уже большая часть города была объята пламенемъ. И какъ ни старались угасить пожаръ, напрасно трудились: пламя распространялось все дальше и дальше. Тутъ князь вспомнилъ о св. Поликарпѣ и сказалъ своимъ совѣтникамъ:

«Никто не сможетъ угасить пожаръ — одинъ только христіанскій учитель Поликарпъ укротитъ силу огненную. Онъ исцѣлилъ моего раба отъ бѣснованія».

И немедленно князь послалъ своихъ людей къ св. Поликарпу. Угодникъ Божій не замедлилъ исполнить просьбу князя. Св. Поликарпъ воздѣлъ руки къ небу и сталъ дерзновенно молить всемогущаго Господа о прекращеніи бѣды народной. И вдругъ пожаръ затихъ, пламя потухло, словно на вихри огня полилась обильная вода. Прекратились вопли бѣдствующаго народа. Наступила тишина. Люди думали, что въ лицѣ св. Поликарпа сошелъ съ небесъ одинъ изъ боговъ. А угодникъ Божій сталъ проповѣдывать темному народу о Христѣ и объяснять имъ, что только Его силою онъ угасилъ пожаръ. «Я только рабъ Іисуса Христа, Сына Божія», говорилъ св. Поликарпъ. Слушая благодатныя слова избранника Божія, многіе увѣровали въ Спаса міра и присоединились къ Церкви Христовой.

Однажды была великая засуха, а за нею и голодъ. Всѣ люди, вмѣстѣ со своимъ княземъ и градоначальниками, стали умолять св. Поликарпа, чтобы онъ испросилъ у своего Бога дождь на ихъ сухія поля, сады и луга. И милосердный Господь по молитвѣ своего угодника послалъ обильный дождь. Земля ожила, напившись благодатною влагою, и въ этотъ годъ былъ такой урожай, какого раньше никогда и не бывало. Темные язычники удивлялись всѣмъ этимъ чудесамъ. Св. Поликарпъ на больныхъ возлагалъ руки и тѣ выздоравливали. Множество народа увѣровало во Христа. Церковь Христова съ каждымъ днемъ росла и росла. Въ Смирнѣ оставалось очень мало язычниковъ.

Св. Ириней Ліонскій былъ ученикомъ св. Поликарпа. Онъ писалъ о немъ съ великою любовію. Вотъ что мы узнаемъ отъ него: «Я былъ еще очень молодъ, когда былъ съ Поликарпомъ (св. Ириней Ліонскій былъ приведенъ родителями къ св. Поликарпу въ отроческомъ возрастѣ). Что было въ то время, я помню живѣе, чѣмъ недавно случившееся. Я могъ бы теперь указать мѣсто, гдѣ сидѣлъ блаженный и бесѣдовалъ, — могъ бы изобразить его походку, образъ его жизни и внѣшній видъ, его бесѣды къ народу, его дружеское обращеніе со св. ап. и евангелистомъ Іоанномъ, какъ онъ самъ разсказывалъ, и съ прочими самовидцами Господа, то, какъ онъ припоминалъ слова ихъ и пересказывалъ, что слышалъ отъ нихъ о Господѣ, Его ученіи и чудесахъ. По милости Божіей ко мнѣ, я и тогда внимательно слушалъ Поликарпа и записывалъ слова его не на доскѣ, но въ глубинѣ моего сердца. Этотъ-то дивный старецъ, много лѣтъ епископствовавшій и многократно бесѣдовавшій съ народомъ, обратился къ намъ съ однимъ кроткимъ посланіемъ, весьма близкимъ по духу съ посланіемъ св. ап. Павла, въ которомъ онъ всѣ свои наставленія какъ бы сокращаетъ въ одно изреченіе: «Будемъ сперва учить самихъ себя поступать по заповѣди Господней, а потомъ учите и женъ вашихъ, чтобы онѣ пребывали въ должной имъ вѣрѣ, любви и чистотѣ, чтобы любили мужей своихъ со всею искренностію и всѣхъ другихъ равно со всѣмъ цѣломудріемъ, и дѣтей своихъ будемъ воспитывать въ страхѣ Божіемъ. Наши дѣти, какъ и всѣ мы, должны быть непорочны, цѣломудрены, не клеветники, не двуязычны, воздержаны, милосердны, старательны, какъ служители Бога и Христа, чтобы воскресали царствовать вмѣстѣ съ Нимъ».

Тысячи людей разнаго возраста слушали наставленія старца-епископа, прилагали ихъ къ своей жизни, приносили въ далекія страны, какъ св. Ириней, который, вѣроятно, по совѣту своего учителя отправился на западъ въ Галлію (Францію) для проповѣди христіанства.

Блаженный епископъ Поликарпъ посѣтилъ Римъ во времена Аникиты, папы Римскаго (168-169 г.). Святой много боролся тамъ съ еретиками, многихъ вернулъ къ вѣрѣ православной.

Блаженный епископъ Поликарпъ разсказывалъ, какъ строго относился св. евангелистъ Іоаннъ Богословъ къ еретикамъ. Однажды св. ап. Іоаннъ въ городѣ Ефесѣ вошелъ въ баню, гдѣ въ это время находился еретикъ Херинтъ. Св. апостолъ, завидѣвъ его, тотчасъ же покинулъ баню. Сопровождавшимъ апостолъ приказалъ немедленно покинуть баню, говоря:

«Бѣжимъ скорѣй отсюда! Вѣдь здѣсь находится Херинтъ, врагъ правды Божіей: баня можетъ внезапно рухнуть!»

Однажды св. Поликарпа встрѣтилъ на пути еретикъ Маркіонъ [1] и дерзко сказалъ ему:

«Узнай насъ!»

«Знаю я тебя — сына діавольскаго!» — отвѣтилъ св. Поликарпъ.

И всѣ апостолы и ихъ ученики очень строго поступали съ еретиками. Они не хотѣли и говорить съ ними. Св. ап. Павелъ пишетъ: «Еретика, послѣ перваго и второго вразумленія отвращайся, зная, что таковый развратился и грѣшитъ, будучи самоосужденъ» (Тит. 3, 10-11).

Св. Поликарпъ глубоко скорбѣлъ, что православныхъ людей искушаютъ лжеучители, проповѣдуютъ ересь богопротивную. Святой часто повторялъ: «Боже Благій! До какого времени Ты допустилъ меня дожить!»

Св. Поликарпъ написалъ мудрое богодухновенное посланіе къ Филиппійцамъ.

Послѣ кончины императора Антонина, который царствовалъ 22 года, престолъ его занялъ Маркъ Аврелій съ братомъ своимъ Лукіемъ. При этихъ царяхъ пострадалъ уже въ глубокой старости св. епископъ Поликарпъ. Настало лютое гоненіе на христіанъ. Вѣрные показали непобѣдимое мужество. Свв. мучениковъ били жестоко, пробивая тѣло до костей, терзали съ такою силою, что выпадали внутренности, влачили по острымъ черепкамъ и камнямъ. Св. мучениковъ отдавали на растерзаніе дикимъ звѣрямъ. И шли страдальцы съ радостію, безстрашно на лютыя мученія. Глядя на нихъ, только удивлялись язычники.

Особенно поразилъ невѣрныхъ юный мученикъ Германикъ, который дерзновенно шелъ на смерть. Судія, видя его блестящую юность, сталъ уговаривать его поклониться богамъ, пощадить свою юную красоту. Никакія уговоры не соблазнили Германика. И когда на него выпустили разъяренныхъ голодныхъ звѣрей — онъ не устрашился, а самъ устремился къ нимъ, дразня ихъ, раздражая, чтобы они скорѣй растерзали его. Язычники удивлялись мужеству христіанъ, а нѣкоторые стали настойчиво требовать отъ судьи, чтобы и св. епископъ Поликарпъ былъ взятъ на мученіе, какъ презирающій боговъ. Св. епископъ Поликарпъ, узнавъ, что и его хотятъ предать на муку, не думалъ уходить изъ города, но христіане стали его умолять для пользы Церкви покинуть Смирну. Св. Поликарпъ укрылся въ одной деревенькѣ. День и ночь святой молился о мирѣ церковномъ. За три дня до того, какъ невѣрные нашли его въ этой деревушкѣ, святой видѣлъ во снѣ, что его подушка вдругъ вся была охвачена пламенемъ и мгновенно сгорѣла. Св. Поликарпъ проснулся и сказалъ бывшимъ съ нимъ:

«Ради Господа моего Іисуса Христа меня сожгутъ невѣрные».

И черезъ три дня въ Великую пятницу, когда уже завечерѣло, посланные отъ проконсула пришли за св. Поликарпомъ. Схвативъ на улицѣ двухъ мальчиковъ, они стали бить ихъ, требуя, чтобы они указали, гдѣ скрывается св. епископъ Поликарпъ. И мальчики указали слугамъ проконсула, гдѣ живетъ св. Поликарпъ. Святой въ это время молился на плоской крышѣ своего жилища и сверху увидѣлъ приближающихся слугъ проконсула. Онъ сказалъ:

«Да будетъ воля Господа Бога моего!»

Онъ поспѣшилъ по ступенямъ лѣстницы спуститься къ нимъ навстрѣчу. Онъ предсталъ предъ слугами проконсула съ лицомъ благолѣпнымъ, сіяющимъ радостію небесною. Св. Поликарпъ любезно привѣтствовалъ посланныхъ. Увидѣвъ предъ собою глубокаго старца, украшеннаго сѣдиною, его свѣтлое, тихое, кроткое лицо, они сказали другъ другу:

«Зачѣмъ намъ было столько трудиться, чтобы обрѣсти этого достойнаго, неповиннаго ни въ чемъ благолѣпнаго старца».

Св. Поликарпъ предложилъ посланнымъ угощеніе, радушно, ласково предлагалъ имъ ѣсть и пить сколько хотятъ, а себя попросилъ отпустить для молитвы. Св. Поликарпъ, оставивъ посланныхъ, сталъ въ уединеніи горячо молиться. Великій угодникъ Божій за все, за все благодарилъ милосерднаго Господа, за всю свою жизнь съ самыхъ раннихъ лѣтъ. Святой поручилъ Богу Церковь святую, которая была разсѣяна по всему міру. Послѣ долгой молитвы св. Поликарпъ вернулся къ слугамъ проконсула. Обязанные исполнить приказаніе своего начальника, они св. старца посадили на осла и направились въ городъ Смирну.

Наступила Великая Суббота. Два знатныхъ сенатора, Иродъ и Никита, встрѣтили на пути св. Поликарпа, ѣхавшаго на ослѣ. Они пожалѣли его старость и взяли къ себѣ на колесницу. Сенаторы стали уговаривать святого притворно отказаться отъ Христа, не отдавать себя на страшныя пытки.

«Ты только скажи: «Владыка кесарь, я согласенъ принести жертву богамъ», и такими словами ты избавишься отъ горькой смерти».

Св. Поликарпъ молчалъ. Сенаторы нѣсколько разъ повторяли свою просьбу только для видимости отказаться отъ Христа.

«Никогда не исполню вашей просьбы!» — смиренно, кротко сказалъ священномученикъ.

Сенаторы въ гнѣвѣ стали укорять св. Поликарпа и столкнули съ колесницы священномученика. Святой епископъ упалъ и повредилъ себѣ ногу. Терпѣливо переносилъ боль священномученикъ. Слуги проконсула привели его на судъ. Злые язычники, увидя св. Поликарпа, стали вопить отъ радости, что наконецъ его будутъ судить. А священномученникъ среди этихъ злыхъ воплей услышалъ дивный голосъ Господа нашего, идущій съ небесъ:

«Мужайся, Поликарпъ, и великодушно подвизайся».

Нѣкоторые изъ христіанъ, здѣсь присуствующіе, ясно слышали эти слова Божія.

«Это ты, Поликарпъ?» — спросилъ судья священномученика.

«Да, это я», — спокойно отвѣтилъ блаженный епископъ.

«Откажись отъ Христа, поклянись царскою фортуною», уговаривалъ судья священномученика. Нѣсколько разъ судья повторилъ свою просьбу и, наконецъ, сказалъ: «Пріиди въ себя, образумься, Поликарпъ, и скажи: «Погуби безбожныхъ!» (т. е. св. Поликарпъ долженъ былъ сказать, чтобы погибли всѣ не поклоняющіеся богамъ).

Св. священномученикъ возвелъ свои свѣтлыя очи къ небу, руки простеръ надъ нечестивыми и, обращаясь къ Богу, сказалъ: «Погуби безбожныхъ» (т. е. погуби тѣхъ, которые не чтутъ Единаго Истиннаго Бога).

«Откажись отъ Христа! Злословь Его, и я тебя отпущу на свободу», сказалъ судья.

«Я восемьдесятъ шесть лѣтъ служу Христу! Какъ могу хулить Его, Который до сихъ поръ бережно меня хранилъ отъ всякаго зла».

«Выпущу на тебя лютыхъ звѣрей», грозилъ судья священномученику.

«Выпусти, а я все же не перемѣню лучшаго на худшее», — спокойно сказалъ св. Поликарпъ.

«Отдамъ тебя на сожженіе» — кричалъ въ ярости судья.

«Ты угрожаешь мнѣ огнемъ угасающимъ, а не вѣдаешь объ огнѣ неугасимомъ, въ которомъ безбожники и невѣрные вѣчно будутъ горѣть. Не медли больше! Скорѣй исполни то, что ты задумалъ мнѣ сдѣлать».

И судья приказалъ своему чиновнику сказать всѣмъ присутствующимъ, что св. Поликарпъ объявляетъ себя христіаниномъ.

Язычники, увѣрившись, что священномученикъ дѣйствительно христіанинъ, стали неистово вопить:

«Онъ развратитель народа, отецъ христіанамъ, разоритель нашихъ боговъ! Сжечь его живымъ!»

Невѣрные приготовили множество дровъ и хвороста. Въ этой работѣ имъ усердно помогали іудеи по своему обыкновенію.

Святой Поликарпъ спокойно снялъ съ себя поясъ, одежды, сапоги. Мучители приготовили желѣза, громадные гвозди, чтобы пригвоздить ими священномученика, такъ какъ они боялись, что онъ убѣжитъ изъ костра.

«Меня не надо пригвождать», сказалъ св. Поликарпъ. «Тотъ, Кто дастъ мнѣ силы перенести пламень огненный, Тотъ дастъ и терпѣніе, чтобы съ мѣста не сдвинуться, даже повернуться на какую либо сторону».

И мучители не пригвоздили священномученика, но только его связали и положили на дрова. Безжалостно готовились сжечь святого, убѣленнаго сѣдиною, утружденнаго глубокою старостію. Жестоко готовили чистѣйшую жертву благоуханную всемогущему Богу.

Присутствующіе при казни христіане записали послѣднія слова священномученика:

«Благодарю Тебя, Господи Боже, что Ты присоединилъ меня къ лику Твоихъ мучениковъ и исповѣдниковъ. Благодарю, что я пью чашу страданій Твоего Христа! Я страдаю вмѣстѣ съ Нимъ, чтобы и послѣ всеобщаго воскресенія Онъ удостоилъ меня быть съ Нимъ въ жизни вѣчной. Пріими меня, какъ жертву, угодную Тебѣ — жертву, которую Ты Самъ избралъ. Я славлю Тебя, Боже, и хвалю Тебя и Іисуса Христа Твоего, Архіерея Вѣчнаго, съ Нимъ же Тебѣ и со Святымъ Духомъ подобаетъ всякая честь и слава нынѣ и всегда и во вѣки вѣковъ, аминь!»

Когда священномученикъ произнесъ «аминь», тотчасъ же слуги разожгли костеръ. Дрова мгновенно загорѣлись. Пламя высоко взвилось ввысь. И — совершилось чудо предивное на удивленіе всѣмъ присутствующимъ. Пламя только окружило святого, но не касалось его. Огонь не приближался къ св. Поликарпу, а высоко поднялся надъ его головою и огненною аркою соединился высоко надъ священномученикомъ, какъ бы оберегая его отъ своей разрушительной силы. Священномученикъ стоялъ среди огня совершенно невредимый. Пребывалъ словно сіяющее чистое золото въ горнилѣ. Вѣрные обоняли дивное благовоніе, которое нельзя сравнить ни съ какими земными ароматами.

Увѣровали-ли нечестивые, присутствующіе здѣсь, видя это великое чудо? Омраченные душою, они стали неистово вопить, приказывали палачу немедленно пронзить святого черезъ огонь длиннымъ острымъ оружіемъ. И безумный палачъ исполнилъ требованіе язычниковъ: пронзилъ оружіемъ священномученика. Изъ язвы истекло множество крови. Кровавый потокъ залилъ пылающій костеръ. Удивился народъ. Темные люди стали приходить въ разумъ, стали познавать, какая великая разница между христіанами и невѣрными. Только злобные іудеи не хотѣли понять чуда Божія и стали просить судью, чтобы онъ не отдавалъ мощей священномученика Поликарпа христіанамъ. Омраченные разумомъ евреи думали, что христіане станутъ прославлять своего епископа, какъ всемогущаго Бога. Безумные не понимали, что вѣрные не могутъ человѣку, хотя бы и святому, воздавать такую же честь, какъ Спасителю міра, пострадавшему за весь родъ человѣческій. И судья исполнилъ желаніе іудеевъ и повелѣлъ сотнику сжечь святыя мощи священномученика. Огонь не могъ коснуться живаго св. Поликарпа, но теперь св. тѣло покорилось силѣ огня. Вѣрные благоговѣйно собрали изъ пепла его святыя кости, которыя были драгоцѣннѣе камней самоцвѣтныхъ, дороже чистаго золота. Христіане съ честію похоронили св. кости, оплакивая своего любимаго, великаго пастыря и учителя.

Св. Поликарпъ совершилъ свои страданія 25 апрѣля въ Великую субботу, и отошелъ на вѣчную радость къ Господу нашему Іисусу Христу, Ему же со Отцемъ и Святымъ Духомъ честь слава и благодареніе во вѣки вѣковъ, аминь.

Смирнская Церковь написала окружное посланіе о мученичествѣ св. Поликарпа. Оно составляетъ одинъ изъ драгоцѣнѣйшихъ памянтиковъ христіанской древности. На русскій языкъ оно переведено архим. Поликарпомъ.

Примѣчаніе:
[1] Еретикъ Маркіонъ родился въ Синопѣ. Былъ сыномъ епископа. Самъ былъ пресвитеромъ, но за ересь отлученъ отъ Церкви Православной собственнымъ отцомъ. Ересь его заключалась въ отрицаніи Ветхаго Завѣта и части Новаго Завѣта. Въ его ученіи, Богъ, Вѣчное Добро, борется съ матеріей, находящейся подъ властію діавола. Маркіонъ утверждалъ богопротивную ложь, что Тѣло Спаса нашего было невещественно, было только кажущееся.

Источникъ: М. В. Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста. Выпускъ пятнадцатый. [1969 г.] — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1969. — С. 13-23.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.