Церковный календарь
Новости


2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Соборность и церковное сотрудничество (1976)
2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Существуетъ ли невидимая Церковь? (1976)
2018-12-15 / russportal
Первое посланіе къ Коринѳянамъ св. Климента Римскаго (1860)
2018-12-15 / russportal
О святомъ Климентѣ Римскомъ и его первомъ посланіи (1860)
2018-12-14 / russportal
Свт. Зинонъ Веронскій. На слова: "егда предастъ (Христосъ) царство Богу и Отцу" (1838)
2018-12-14 / russportal
Краткое свѣдѣніе о жизни св. священномуч. Зинона, еп. Веронскаго (1838)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 126-й (1899)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 125-й (1899)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 17 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 4.

Духовные писатели Русскаго Зарубежья

Монахиня Варвара (Суханова) († 1972 г.).

Монахиня Варвара (въ мірѣ Вѣра Суханова) († 1972), духовная писательница, вѣрное чадо РПЦЗ. Родилась въ 1896 г. въ купеческой семьѣ. Во время Первой міровой и Гражданской войнъ служила сестрой милосердія. Съ послѣдними частями Бѣлой Арміи оставила Россію. Работала учительницей въ русской гимназіи въ Панчевѣ (Сербія). Въ 1929 г. поступила послушницей въ Лѣснинскую женскую обитель въ Хопово (Сербія). Несла самыя разныя послушанія: была клиросной, занималась съ дѣтьми Хоповскаго пріюта, писала иконы. Въ 1932 г. была пострижена въ монашество. Въ 1950 г. вмѣстѣ съ другими сестрами обители переселилась изъ Югославіи во Францію. Мать Варвара много писала. Ея статьи и разсказы появлялись еще въ «Православной Карпатской Руси» (впослѣдствіи «Православная Русь») и въ приложеніи «Дѣтство во Христѣ», когда Братство преп. Іова Почаевскаго находилось еще на Карпатахъ, во Владиміровой. Составила около четырехсотъ «Житій святыхъ для дѣтскаго и юношескаго возраста», которыя подъ иниціалами «М. В.» (Монахиня Варвара) вначалѣ публиковались въ журналѣ «Православная жизнь», а затѣмъ отдѣльными выпусками издавались въ Свято-Троицкомъ монастырѣ въ Джорданвиллѣ (всего было напечатано двадцать такихъ сборниковъ). М. Варвара мирно скончалась послѣ продолжительной болѣзни 27 ноября (10 декабря) 1972 г. въ Лѣснинскомъ монастырѣ (Провемонъ, Франція).

Сочиненія мон. Варвары (Сухановой)

М. В.
Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста.
Выпускъ пятнадцатый. [1969 г.]

Житіе преподобнаго отца нашего Нила Сорскаго.
Память его 7-го апрѣля.

Преподобный происходилъ изъ дворянскаго рода Майковыхъ. Родился въ 1433 году. Св. Нилъ по тому времени получилъ блестящее образованіе. Но мудрый учитель монаховъ не превозносился ни своими познаніями, ни благородствомъ. Всегда называлъ себя невѣждою. Именовалъ себя и простымъ поселяниномъ, хотя выросъ въ имѣніи богатыхъ и знатныхъ родителей, среди сельскихъ обитателей.

Святой въ юныхъ лѣтахъ оставилъ свое богатство и ушелъ въ обитель преп. Кирилла Бѣлозерскаго. Его духовникомъ здѣсь былъ строгій, мудрый старецъ отецъ Паисій Ярославовъ, который впослѣдствіи былъ игуменомъ Свято-Троицкой Лавры. Старцу Паисію предлагали даже занять митрополичій престолъ, но смиренный подвижникъ отказался отъ этого великаго сана.

Преп. Нилъ искалъ болѣе высокой иноческой жизни. Проживъ нѣкоторое время въ Кирилловомъ монастырѣ, онъ вмѣстѣ съ монахомъ Иннокентіемъ, который былъ изъ рода дворянъ Охлѣбиныхъ, отправился на востокъ. Иноки хотѣли познакомиться съ жизнію восточныхъ монаховъ. Преп. Нилъ со своимъ спутникомъ побывалъ на Святой Горѣ Аѳонской, изучалъ строгую жизнь святогорцевъ. Ему по сердцу пришлись Аѳонскіе скиты, гдѣ спасались всего нѣсколько монаховъ со своимъ настоятелемъ. Эти монастырьки находились въ уединенномъ, безмолвномъ мѣстѣ. Спасались иноки въ общей молитвенной жизни при общемъ трудѣ, ни о чемъ кромѣ молитвы не помышляя. Преп. задумалъ и на своей Родинѣ основать скитъ. Кромѣ святогорскихъ монастырей побывалъ преп. Нилъ вмѣстѣ съ о. Иннокентіемъ и въ Константинопольскихъ обителяхъ.

Вернувшись на Родину, святой сталъ жить за оградою Кирилловой обители въ уединенной келліи. Ища полнаго безмолвія, преп. поселился въ глуши, въ 15-ти верстахъ отъ монастыря. Онъ выбралъ себѣ мѣсто мало доступное для мірскихъ людей на рѣкѣ Сорѣ. Преп. Нилъ водрузилъ здѣсь крестъ, выстроилъ часовню, келлію. Дико, мрачно было это мѣсто. Какая разница съ райскою красотою Святой Горы, съ ея живительнымъ воздухомъ, съ роскошными плодами и цвѣтами! Рѣчка Сора походила больше на болото, чѣмъ на текучую рѣчку. Вся мѣстность скита была низкая, болотистая, нездоровая. Однако нашлись подвижники, которые захотѣли раздѣлить съ преп. Ниломъ суровую, безмолвную жизнь въ этомъ мрачномъ мѣстѣ. И собрались къ преподобному иноки, которые стремились учиться отъ него глубокой, духовной жизни. Желали жить, какъ и преподобный, въ непрестанной молитвѣ, въ бдѣніяхъ, трудахъ и въ полномъ безмолвіи. Преп. Нилъ самъ выкопалъ колодезь съ живительною, цѣлебною водою. Самъ выкопалъ прудокъ маленькій. Въ благословенныя царскія времена цѣлы были эти и колодезь и прудокъ. Все скитское общество преподобнаго состояло изъ іеромонаха, діакона и 12-ти старцевъ, въ числѣ коихъ были отецъ Діонисій [1], изъ князей Звенигородскихъ, и о. Нилъ Полевъ, потомокъ князей Смоленскихъ. Оба инока пришли изъ монастыря Іосифа Волоколамскаго въ скитъ къ преподобному, такъ какъ святой Нилъ сіялъ тогда, какъ великое свѣтило, въ пустынѣ Бѣлозерской.

Для того, чтобы воздвигнуть деревянный храмъ, пришлось прежде всего на этой болотистой почвѣ сдѣлать высокій холмъ. Здѣсь же была устроена братская усыпальнииа. На рѣчкѣ Сорѣ преп. Нилъ устроилъ водяную мельницу.

Каждая келлія поставлена была на возвышеніи, и каждая отъ храма и отъ другой келліи — на разстояніи брошенаго камня.

Въ храмъ свой скитники, по примѣру восточныхъ, собирались только по субботамъ, воскресеньямъ и праздникамъ. Въ прочіе дни каждый молился и трудился въ своей келліи. Всенощная скитская какъ на Аѳонѣ продолжалась всю ночь. Послѣ каждой каѳизмы предлагалось по три и по четыре чтенія изъ Святыхъ Отцевъ.

Во время литургіи пѣли только трисвятую пѣснь, аллилуія, Херувимскую и «Достойно». Все остальное читалось протяжно — на распѣвъ.

По субботамъ, въ братской усыпальницѣ совершалась общая панихида за упокой умершихъ.

Братія скита преп. Нила жили особенною, сосредоточенною жизнію. Они внимательно слѣдили за каждымъ движеніемъ своей души и очищали ее непрестанною Іисусовою молитвою, взывая: «Господи Іисусе Христе, Сыне Божій, помилуй мя грѣшнаго!»

Иноки всегда «ходили предъ Богомъ», т. е. всегда помнили, что Вездѣсущій, Всевѣдущій Господь знаетъ каждую мысль, каждое движеніе души. Братья старались непрестанною молитвой очищать свои мысли и достигали высокой чистоты душевной, отгоняя богопротивные помыслы.

Преп. Нилъ принесъ на Русь новую, до тѣхъ поръ невиданную, сосредоточенную, строгую скитскую жизнь. Братья его скита жили подобно древнимъ пустынножителямъ Египта и Палестины. Они подражали жизни древнихъ иноковъ. Иноки всегда размышляли о смерти, скорбѣли о грѣхахъ своихъ, пребывали въ своихъ келліяхъ, были молитвенны, смиренны и кротки.

Сами они питались очень скромно, но съ любовію, какъ имъ велѣлъ преп. Нилъ, принимали нищихъ, странниковъ, угощали ихъ, чѣмъ могли. Входъ въ скитъ женщинамъ былъ строго запрещенъ. Преп. Нилъ училъ иноковъ жить по писаніямъ святыхъ Отцевъ, просвѣщенныхъ духовнымъ разумомъ. Преп. Нилъ тайно совершалъ великіе подвиги, тѣлесные и духовные, но былъ всегда на высотѣ глубокаго смиренія. Онъ искренно считалъ себя великимъ грѣшникомъ.

Въ своихъ мудрыхъ писаніяхъ онъ является такимъ наставникомъ иноковъ, котораго еще не было на Руси. Онѣ заключаютъ въ себѣ глубокія, психологическія наблюденія надъ дѣйствіями души. Преп. Нилъ предписываетъ полную скитскую нестяжательность и простоту во всемъ.

На соборѣ въ 1508 г. великій учитель иноковъ предложилъ, чтобы у монастырей не было селъ, чтобы монахи жили трудами рукъ своихъ. Всѣ Бѣлозерскіе пустынники присоединилиськъ мнѣнію св. старца, но Іосифъ Волоколамскій и другіе иноки были противъ принудительнаго распространенія скитской жизни, и ихъ голосъ былъ уваженъ. Россійскіе святители, князья съ большимъ уваженіемъ относились къ новому святому наставнику монаховъ. Новый путь монашескій изумлялъ и восхищалъ современниковъ.

О великомъ смиреніи преп. Нила свидѣтельствуетъ его духовное завѣщаніе. Великій учитель заповѣдуетъ своимъ ученикамъ, чтобы послѣ кончины тѣло его было брошено въ пустыни — въ пищу звѣрямъ или закопано съ презрѣніемъ въ яму, такъ какъ, пишетъ святой, «оно тяжко согрѣшило предъ Богомъ и недостойно погребенія». «Сколько въ моей силѣ было, старался я не пользоваться на землѣ въ этой жизни никакою честію. Такъ пусть будетъ и по смерти моей».

Преп. Нилъ скончался 7-го мая 1508 года на 76 году отъ рожденія. Святыя его мощи почивали подъ спудомъ въ его пустыни.

И по смерти св. отецъ остался вѣренъ себѣ. Такъ, когда въ 1569 году царь Іоаннъ Грозный хотѣлъ, по усердію своему, въ скиту преп. Нила на мѣсто деревяннаго построить каменный храмъ — то святой Нилъ, явясь Іоанну въ сонномъ видѣніи, строго запретилъ ему строить новый храмъ, на мѣстѣ стараго.

Кирилло-Бѣлозерскій монастырь.

Кирилло-Бѣлозерскій монастырь находился при городѣ Кирилловѣ, Новгородской губерніи, на берегу озера Сиверскаго и при рѣчкѣ Свіязѣ. Въ 1397 году на сѣверномъ берегу этого озера поселился, въ выкопанной имъ пещерѣ, выходецъ Московскаго Симонова монастыря, великій св. подвижникъ, архимандритъ Кириллъ. Преподобный искалъ уединенія, и такъ какъ мѣсто было вполнѣ подходящее, то святой срубилъ здѣсь деревянную церковь въ честь Успенія Пресвятой Богородицы. Устроилъ и нѣсколько келлій. Мѣстность, которую избралъ преп. Кириллъ, и его строгая жизнь стала привлекать многочисленныхъ послѣдователей и общежитіе быстро возросло въ большой, благоустроенный монастырь. Преп. Кириллъ преставился 9 іюня 1427 года. Святыя его мощи въ благодатныя царскія времена покоились въ церкви его имени — Кирилло-Бѣлозерской. Монастырь раздѣлялся на большой и малый, вслѣдствіе его постепеннаго развитія и увеличенія. Въ большомъ было 9 церквей, а въ маломъ Ивановскомъ — двѣ церкви. Св. мощи преп. Кирилла хранились въ сребро-позлащенной ракѣ. Въ маломъ монастырѣ сохранялись подъ каменной палаткой деревянная келлія преп. Кирилла, его колодезь и крестъ. Изъ вещей преп. Кирилла уцѣлѣли: деревянный красный сосудъ, фелонь, подрясникъ, овчинный тулупъ, шерстяной колпакъ, костыль орѣховаго дерева, кожаный поясъ, двѣ чаши, святцы, писаные рукой преподобнаго, и духовное завѣщаніе, въ которомъ онъ поручалъ свою обитель Можайскому князю Андрею. Всѣ эти вещи сохранялись бережно въ мирныя времена. Сокровища монастыря послѣ блаженной кончины преподобнаго стали быстро расти, и монастырь сильно разбогатѣлъ. Великіе князья и Московскіе цари уважали монастырь и одаряли его. Вокругъ него образовалась слобода, которая въ 1778 году получила названіе города Кириллова. Изъ святынь монастыря была особенно замѣчательна Смоленская чудотворная икона Божіей Матери, съ которой 28-го іюля ежегодно совершался торжественный крестный ходъ.

Пособіе: Житіе преп. Нила Сорскаго, изложенное ректоромъ Костромской Духовной Семинаріи Архим. Іустиномъ. Изданіе Аѳонскаго Русскаго Пантелеимонова монастыря. 1892 г.

Тропарь преподобному Нилу Сорскому.

Мірскаго житія отвергся и мятежа житейскаго бѣгая, преподобне и Богоносне отче нашъ Ниле, не облѣнился еси собрати цвѣты райскія отъ писаній отеческихъ и въ пустыню вселився, процвѣлъ еси яко кринъ сельный: отонюду же прешелъ еси и въ небесныя обители. Научи и насъ, честно почитающихъ тя, твоимъ царскимъ путемъ шествовати, и молися о душахъ нашихъ.

Кондакъ преподобному.

Терпя потерпѣлъ еси суетныя обычаи и мірскія нравы братій твоихъ, обрѣлъ еси пустынное безмолвіе, преподобне отче, идѣже постомъ, бдѣніемъ и непрестанною молитвою въ трудахъ подвизався, ученьми твоими правыя стези указалъ еси намъ шествовати ко Господу. Тѣмже и почитаемъ тя, всеблаженне Ниле!

Примѣчаніе:
[1] О. Діонисій, когда жилъ въ монастырѣ Іосифа, то работалъ за двоихъ въ хлѣбопекарнѣ. При своемъ трудѣ пѣлъ ежедневно 77 псалмовъ и творилъ съ сокрушеніемъ, съ молитвою Іисусовою 3.000 поясныхъ поклоновъ.

Источникъ: М. В. Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста. Выпускъ пятнадцатый. [1969 г.] — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1969. — С. 23-27.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.