Церковный календарь
Новости


2018-12-17 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Св. Обитель и духовная школа на служеніи Церкви (1976)
2018-12-17 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Чѣмъ каждый изъ насъ долженъ служить Церкви? (1976)
2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Соборность и церковное сотрудничество (1976)
2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Существуетъ ли невидимая Церковь? (1976)
2018-12-15 / russportal
Первое посланіе къ Коринѳянамъ св. Климента Римскаго (1860)
2018-12-15 / russportal
О святомъ Климентѣ Римскомъ и его первомъ посланіи (1860)
2018-12-14 / russportal
Свт. Зинонъ Веронскій. На слова: "егда предастъ (Христосъ) царство Богу и Отцу" (1838)
2018-12-14 / russportal
Краткое свѣдѣніе о жизни св. священномуч. Зинона, еп. Веронскаго (1838)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 126-й (1899)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 125-й (1899)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 18 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.

Духовные писатели Русскаго Зарубежья

Монахиня Варвара (Суханова) († 1972 г.).

Монахиня Варвара (въ мірѣ Вѣра Суханова) († 1972), духовная писательница, вѣрное чадо РПЦЗ. Родилась въ 1896 г. въ купеческой семьѣ. Во время Первой міровой и Гражданской войнъ служила сестрой милосердія. Съ послѣдними частями Бѣлой Арміи оставила Россію. Работала учительницей въ русской гимназіи въ Панчевѣ (Сербія). Въ 1929 г. поступила послушницей въ Лѣснинскую женскую обитель въ Хопово (Сербія). Несла самыя разныя послушанія: была клиросной, занималась съ дѣтьми Хоповскаго пріюта, писала иконы. Въ 1932 г. была пострижена въ монашество. Въ 1950 г. вмѣстѣ съ другими сестрами обители переселилась изъ Югославіи во Францію. Мать Варвара много писала. Ея статьи и разсказы появлялись еще въ «Православной Карпатской Руси» (впослѣдствіи «Православная Русь») и въ приложеніи «Дѣтство во Христѣ», когда Братство преп. Іова Почаевскаго находилось еще на Карпатахъ, во Владиміровой. Составила около четырехсотъ «Житій святыхъ для дѣтскаго и юношескаго возраста», которыя подъ иниціалами «М. В.» (Монахиня Варвара) вначалѣ публиковались въ журналѣ «Православная жизнь», а затѣмъ отдѣльными выпусками издавались въ Свято-Троицкомъ монастырѣ въ Джорданвиллѣ (всего было напечатано двадцать такихъ сборниковъ). М. Варвара мирно скончалась послѣ продолжительной болѣзни 27 ноября (10 декабря) 1972 г. въ Лѣснинскомъ монастырѣ (Провемонъ, Франція).

Сочиненія мон. Варвары (Сухановой)

М. В.
Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста.
Выпускъ пятнадцатый. [1969 г.]

Память святыхъ мучениковъ Литовскихъ Антонія, Іоанна и Евстаѳія.
Память 13 апрѣля. — Пострадали въ г. Вильнѣ въ 1347 году.

Въ 1342 году псковичи приглашали къ себѣ на княжество Ольгерда съ условіемъ принять святое крещеніе. Знали-ли псковичи о крещеніи князя — неизвѣстно. Но по этому условію видно, что они не видѣли въ дѣлахъ Ольгерда ничего христіанскаго. А псковичи желали, чтобы престолъ княжескій занималъ истинный боголюбивый, богобоязненный, справедливый и милосердный князь. Но Ольгердъ не захотѣлъ и княжить въ Псковѣ, а послалъ туда сына своего Андрея, который тогда же крестился.

Около 1346 года отошла ко Господу благовѣрная великая княгиня Марія. Она была торжественно похоронена въ храмѣ преп. Параскевы, который сама воздвигла..

Послѣ кончины княгини, Ольгердъ показалъ предъ Литовскимъ народомъ, въ которомъ еще было много язычниковъ, что онъ не христіанинъ. Ольгердъ открыто сталъ язычникомъ и язычникомъ свирѣпымъ.

Духовникъ почившей великой княгини, пресвитеръ Несторъ, обратилъ въ христіанство двухъ придворныхъ, родныхъ братьевъ, Кумца и Нежила. Во святомъ крещеніи братья получили имена Антонія и Іоанна. Ольгердъ очень ихъ любилъ и цѣнилъ. Новые христіане перестали являться въ храмъ литовскаго бога Перкуна, не приносили ему жертвы. Братья соблюдали всѣ установленные Церковію посты. И жрецы Перкуна пожаловались на братьевъ жестокому язычнику Ольгерду. Князь въ ярости велѣлъ Антонія и Іоанна бросить въ темницу, забывъ недавнюю къ нимъ любовь. Ольгердъ цѣлый годъ морилъ ихъ голодомъ въ сырой тюрьмѣ — въ мрачномъ подземельѣ. Къ братьямъ стали приходить языческіе жрецы, всячески уговаривая ихъ отказаться отъ Христа. Младшій братъ Антоній стойко держался, терпя ради Господа темничную жизнь. Но другой, старшій братъ Іоаннъ, измученный, усталый, ослабѣлъ духомъ. Онъ объявилъ пришедшимъ жрецамъ, что отрекается отъ христіанства. Тогда Ольгердъ ради малодушнаго отступника Іоанна, освободилъ и брата его Антонія. И этотъ истинный христіанинъ, получивъ свободу, открыто жилъ, какъ православный христіанинъ. Святой мученикъ былъ готовъ всегда пострадать за Христа.

Однажды братья обѣдали съ великимъ княземъ. День былъ постный. Іоаннъ ѣлъ вмѣстѣ съ Ольгердомъ мясо. Св. Антоній безбоязненно держалъ постъ — не прикасался къ мяснымъ блюдамъ. Ольгердъ сталъ усиленно его угощать, просилъ раздѣлить съ нимъ скоромную трапезу. Но стойкій св. Антоній оставался вѣренъ православію и твердо отказался отъ мясной пищи. И жестокій Ольгердъ снова бросилъ св. мученика въ мрачное подземелье. Языческіе жрецы стали безжалостно, яростно пытать св. мученика. Но въ страданіяхъ за Христа св. Антоній оставался радостенъ, спокоенъ. Литовцы только удивлялись мужеству св. мученика. Стали они приходить къ нему въ темницу. А святой проповѣдывалъ имъ о Христѣ. Язычники слушали св. мученика и обращались къ Спасу нашему. Люди поражались любовію святого ко Господу, ради Котораго онъ терпѣливо переносилъ страданія. Удивлялись его постоянной радости, его спокойствію въ мукахъ.

Ольгердъ ласкалъ своего придворнаго — отступника Іоанна. Но совѣсть терзала душу бывшаго христіанина. Онъ ни днемъ ни ночью не находилъ душевнаго покоя. Іоанну разсказывали, какъ веселъ, спокоенъ его братъ, терзаемый жрецами въ мрачномъ подземельѣ. Да и другіе придворные Ольгерда съ презрѣніемъ смотрѣли на отступника, сами же не могли не уважать св. муч. Антонія за его великое мужество.

Горько, стыдно было Іоанну. Даже братъ его родной, св. муч. Антоній, не хотѣлъ его видѣть!. Унылый, страдающій Іоаннъ открылъ свою душу священнику Нестору и умолялъ примирить его съ братомъ. Но св. муч. Антоній сказалъ священнику, что у него нѣтъ ничего общаго съ Іоанномъ, который отказался отъ Христа. Іоаннъ, наконецъ, твердо рѣшилъ снять съ себя великій грѣхъ и вернуться къ Спасу своему. Онъ былъ готовъ теперь на злѣйшія муки, лишь бы искупить свой великій грѣхъ.

Однажды Іоаннъ, какъ обыкновенно, служилъ князю въ банѣ. Неожиданно, онъ смѣло сказалъ ему, что вернулся ко Христу, Спасу своему, отъ Котораго такъ малодушно отказался, не стерпѣвъ голода, холода темничнаго. Ольгердъ молча выслушалъ Іоанна и ничего ему не сказалъ. Послѣ, при своихъ придворныхъ, онъ спросилъ его:

«Точно-ли ты отрекся отъ вѣры отцовъ?»

Іоаннъ спокойно и твердо отвѣтилъ:

«Да, государь, говорю открыто: я снова христіанинъ. Дѣлай со мною, что тебѣ угодно! Я не измѣню святой вѣрѣ».

Ольгердъ пришелъ въ неописуемую ярость. Онъ своими руками сталъ неистово бить святого Іоанна, потомъ слугаміъ приказалъ бить его палками и, наконецъ, повелѣлъ заковать въ тяжелыя оковы и бросить въ темницу.

Терпя страданія за Господа своего, Іоаннъ только радовался, что можетъ, съ Божіей помощію, снять муками съ души своей тяжкій грѣхъ отреченія отъ своего Спасителя. Какъ же св. муч. возвеселился, когда увидѣлъ въ мрачномъ подземельѣ своего свѣтлаго, любимаго брата, который теперь съ любовію смотрѣлъ на него. Братья вмѣстѣ стали восхвалять своего Спасителя, вмѣстѣ причащались Святыхъ Таинъ. Люди стали навѣщать святыхъ мучениковъ. Братья проповѣдывали темнымъ язычникамъ о Христѣ и невѣрные принимали святое крещеніе тайно отъ своихъ жрецовъ. Жрецы узнали, что темница стала училищемъ вѣры Христовой. Они донесли объ этомъ Ольгерду, говоря:

«Кумецъ и Нежило чарами обольщаютъ народъ. Надо предать ихъ суду».

«Берите ихъ въ свое распоряженіе. Дѣлайте съ ними, что хотите», — сказалъ Ольгердъ жрецамъ.

Дикіе, грубые жрецы стали яростно пытать святыхъ мучениковъ. Послѣ лютыхъ терзаній, 14 апрѣля, на дубѣ повѣсили св. муч. Антонія. Жрецы надѣялись, что Іоаннъ опять откажется отъ Христа, если они продолжатъ пытки. Но непреклоненъ былъ св. муч. Іоаннъ. Онъ только радовался, что съ Божіей помощію страдаетъ дольше своего брата для искупленія своего грѣха. Онъ только благодарилъ, восхвалялъ своего Спасителя.

24 апрѣля неистовые жрецы въ ярости задушили св. муч. Іоанна и повѣсили его св. мощи на томъ же дубѣ, на которомъ казнили его св. брата.

Родственникъ мучениковъ Круглецъ, также придворный Ольгерда, юноша умный и прекрасный собою, пораженный твердостію свв. страдальцевъ, принялъ св. крещеніе отъ блаженнаго священника Нестора. Ольгердъ, замѣтивъ, что онъ отращиваетъ волосы (литовцы-язычники стригли волосы и брили бороду), спросилъ: «И ты — христіанинъ?»

«Да, христіанинъ», — смѣло отвѣтилъ Круглецъ, во святомъ крещеніи Евстаѳій.

Ольгердъ надѣялся, что сможетъ своего юнаго придворнаго заставить отказаться отъ Христа. Въ пятницу Рождественскаго поста св. Евстаѳій обѣдалъ вмѣстѣ съ княземъ. Ольгердъ приказалъ ему ѣсть мясныя блюда. Св. Евстаѳій сказалъ:

«Я не буду ѣсть мяса, такъ какъ моя вѣра запрещаетъ мнѣ теперь вкушать скоромную пищу».

Свирѣпый Ольгердъ приказалъ въ сильный морозъ вывести во дворъ св. муч. Евстаѳія и повелѣлъ своимъ слугамъ лить ему въ ротъ ледяную воду. Св. мученикъ сталъ задыхаться. Слуги продолжали жестокую пытку. У страдальца совершенно остановилось дыханіе. Тѣло трепетало, посинѣло. Ольгердъ прекратилъ пытку, ввелъ св. мученика въ домъ, посадилъ за столъ и снова приказалъ ѣсть мясо. Страдалецъ снова отказался отъ скоромной пищи. Ольгердъ пришелъ въ неистовство. Онъ велѣлъ бить и ломать желѣзными прутьями ноги юнаго страдальца. Потомъ приказалъ содрать ему съ головы кожу вмѣстѣ съ волосами. Господь укрѣплялъ св. муч. Евстаѳія, и онъ стойко терпѣлъ пытки. Онъ даже имѣлъ благодатныя силы утѣшать христіанъ, которые со слазами взирали на его муки. Св. муч. Евстаѳій говорилъ вѣрнымъ о вѣчномъ блаженствѣ, о вѣчной радости въ Божіихъ селеніяхъ.

Наконецъ, св. страдальца повѣсили 13 декабря на томъ самомъ дубѣ, который былъ освященъ смертію свв. мучениковъ Антонія и Іоанна. Это было въ 1347 году. Вѣрные перенесли мощи свв. мучениковъ съ мѣста казни въ церковь святителя Николая. И этотъ храмъ сталъ называться «Церковью святителя Николая перенесенія св. мощей».

На мѣстѣ мученическаго подвига страдальцевъ вторая супруга князя Ольгерда построила церковь въ честь Пресвятой Троицы съ монастыремъ.

Въ 1364 году святой митрополитъ Алексій включилъ литовскихъ мучениковъ въ число святыхъ и установилъ празднованіе имъ 14 апрѣля.

Кровь свв. мучениковъ обагрила землю Литовскую. Первохристіанскій учитель Тертулліанъ говорилъ: «кровь свв. мучениковъ — сѣмя Церкви». Такъ эта священная кровь дала обильные плоды: множество язычниковъ обратилось ко Христу. Божіею милостію самъ жестокій Ольгердъ раскаялся во всѣхъ своихъ злодѣяніяхъ и снова вернулся ко Христу. Всѣ его 12 сыновей были православными христіанами. Ольгердъ при концѣ своей жизни даже принялъ иночество.

Источникъ: М. В. Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста. Выпускъ пятнадцатый. [1969 г.] — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1969. — С. 28-31.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.