Церковный календарь
Новости


2018-09-23 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Римъ и Халкидонскій Соборъ (1970)
2018-09-23 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 65-е (9 декабря 1917 г.)
2018-09-22 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святые Отцы на Вселенскихъ Соборахъ (1970)
2018-09-22 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 64-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-21 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Русская Зарубежная Церковь въ кривомъ зеркалѣ (1970)
2018-09-21 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 63-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Фантастическая исторія (1970)
2018-09-20 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 62-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-19 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №3 (18 марта 1906 г.)
2018-09-19 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 61-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святая Русь въ исторіи Россіи (1970)
2018-09-18 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №2 (16 марта 1906 г.)
2018-09-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Кончина и погребеніе Блаж. Митр. Антонія (1970)
2018-09-17 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 60-е (5 декабря 1917 г.)
2018-09-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Какъ Митр. Антоній создалъ Зарубежную Церковь (1970)
2018-09-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Митрополитъ Антоній какъ учитель пастырства (1970)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 24 сентября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 5.

Духовные писатели Русскаго Зарубежья

Монахиня Варвара (Суханова) († 1972 г.).

Монахиня Варвара (въ мірѣ Вѣра Суханова) († 1972), духовная писательница, вѣрное чадо РПЦЗ. Родилась въ 1896 г. въ купеческой семьѣ. Во время Первой міровой и Гражданской войнъ служила сестрой милосердія. Съ послѣдними частями Бѣлой Арміи оставила Россію. Работала учительницей въ русской гимназіи въ Панчевѣ (Сербія). Въ 1929 г. поступила послушницей въ Лѣснинскую женскую обитель въ Хопово (Сербія). Несла самыя разныя послушанія: была клиросной, занималась съ дѣтьми Хоповскаго пріюта, писала иконы. Въ 1932 г. была пострижена въ монашество. Въ 1950 г. вмѣстѣ съ другими сестрами обители переселилась изъ Югославіи во Францію. Мать Варвара много писала. Ея статьи и разсказы появлялись еще въ «Православной Карпатской Руси» (впослѣдствіи «Православная Русь») и въ приложеніи «Дѣтство во Христѣ», когда Братство преп. Іова Почаевскаго находилось еще на Карпатахъ, во Владиміровой. Составила около четырехсотъ «Житій святыхъ для дѣтскаго и юношескаго возраста», которыя подъ иниціалами «М. В.» (Монахиня Варвара) вначалѣ публиковались въ журналѣ «Православная жизнь», а затѣмъ отдѣльными выпусками издавались въ Свято-Троицкомъ монастырѣ въ Джорданвиллѣ (всего было напечатано двадцать такихъ сборниковъ). М. Варвара мирно скончалась послѣ продолжительной болѣзни 27 ноября (10 декабря) 1972 г. въ Лѣснинскомъ монастырѣ (Провемонъ, Франція).

Сочиненія мон. Варвары (Сухановой)

М. В.
Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста.
Выпускъ пятнадцатый. [1969 г.]

Житіе преподобнаго и богоноснаго отца нашего Антонія, основателя св. Кіево-Печерской Лавры и первоначальника иноковъ Россійскихъ, начавшихъ подвизаться въ пещерахъ.
Память 10-го іюля. — Отошелъ ко Господу въ 1073 году.

Преп. Несторъ, — составившій житіе св. Антонія, пишетъ: «Богъ положилъ юному подвижнику желаніе странствовать». Господь внушилъ Антипѣ идти въ Греческую землю — на Святую Гору Аѳонскую. Здѣсь святой увидѣлъ чудныя, прекрасныя, строгія обители. Онъ захотѣлъ навсегда остаться въ одной изъ нихъ. Онъ пришелъ въ одинъ изъ монастырей и слезно сталъ умолять игумена постричь его. Игуменъ по волѣ Божіей исполнилъ просьбу юнаго подвижника и постригъ его, — посвятилъ во иноческій санъ съ именемъ Антонія.

Вскорѣ вся братія стала уважать русскаго святого за его глубокое смиреніе, за кротость, за жизнь равноангельную.

Но избранникъ Божій возжелалъ большаго уединенія, большаго безмолвія. Душа его искала жизни отшельника. Онъ избралъ себѣ мѣстомъ подвиговъ Эвсигменову скалу прибрежную. Его духовнымъ старцемъ сдѣлался Ѳеоктистъ — игуменъ Эвсигменовой обители. Онъ благословилъ преп. Антонія подвизаться въ полюбившейся ему пещерѣ. До сихъ поръ на Аѳонѣ сохранилась эта пещера. Впослѣдствіи надъ нею была устроена церковь во имя преп. Антонія.

Прошло не мало времени съ тѣхъ поръ, какъ сталъ подвизаться преп. Антоній на Святой Горѣ. Исполняя волю Божію, прозорливый игуменъ Ѳеоктистъ однажды вызвалъ къ себѣ преп. Антонія и сказалъ ему:

«Господь укрѣпилъ тебя въ святыхъ подвигахъ. Тебѣ нужно и другихъ руководить въ святой жизни. Возвратись же въ свою Русскую Землю, и да будетъ тамъ благословеніе Святой Горы Аѳонской!»

Подчиняясь волѣ Божіей, оставилъ великій подвижникъ свою тихую пещеру, покинулъ любимую Гору Аѳонскую — Удѣлъ Земной Царицы Небесной, и пошелъ на Родину.

Достигнувъ Кіева, преподобный обошелъ всѣ богатыя обители, устроенныя князьями, — но ни одна ему не пришлась по душѣ! Нѣтъ, не такъ живутъ, не такъ спасаются иноки Святой Горы! Преподобный сталъ искать безмолвное, пустынное мѣсто, гдѣ можно жить какъ на Аѳонѣ. Однажды пришелъ онъ къ горѣ Берестовской, которая по своей отвѣсной, почти отсѣченной высотѣ со стороны рѣки казалась неприступной. Гора была покрыта густымъ лѣсомъ. На ней въ пещерахъ имѣли въ былое время притонъ варяги, разбойничавшіе по Днѣпру. Преподобный избралъ одну изъ пещеръ этихъ злодѣевъ для своихъ святыхъ подвиговъ. Это было въ 1013 году. Сталъ онъ жить какъ на Аѳонѣ — въ полномъ безмолвіи. Одинъ Господь былъ свидѣтелемъ его великихъ подвиговъ.

Такъ началъ онъ свою подвижническую жизнь на Руси при великомъ князѣ Владимірѣ, во времена мирныя. Когда же престолъ великокняжескій послѣ смерти великаго князя занялъ окаянный Святополкъ — убійца свв. князей Бориса и Глѣба, начались кровопролитія, усобицы. Эти волненія заставили преп. Антонія удалиться опять на Святую Гору, и онъ тамъ подвизался еще нѣсколько лѣтъ.

Когда благовѣрный князь Ярославъ побѣдилъ Святополка Окаяннаго, снова наступили времена мирныя. Нѣкій благочестивый пресвитеръ села Берестова, по имени Иларіонъ, любя молиться въ полномъ уединеніи, выбралъ себѣ мѣсто на одномъ холмѣ, покрытомъ лѣсомъ. О. Иларіонъ выкопалъ здѣсь себѣ пещеру и втайнѣ сталъ подвизаться въ ней. Въ это время святогорскій игуменъ Ѳеоктистъ снова по Божіей волѣ призвалъ къ себѣ преп. Антонія и сказалъ ему:

«Антоній, Богу угодно, чтобы ты вернулся на свою Родину. Пусть будетъ съ тобою благословеніе Святой Горы».

Прозорливый игуменъ тутъ же предсказалъ преп. Антонію, что онъ будетъ наставникомъ многихъ монаховъ, стремящихся къ высшей иноческой жизни.

«Иди съ миромъ», сказалъ блаженный Ѳеоктистъ великому подвижнику.

И святой вернулся на Родину. Господь привелъ преп. къ той пещерѣ, которую выкопалъ себѣ о. Иларіонъ. Въ это время она оказалась пустою, такъ какъ великій князь Ярославъ Мудрый, любя и почитая о. Иларіона, поставилъ его митрополитомъ Кіевскимъ. О. Иларіонъ былъ первымъ митрополитомъ изъ русскихъ. Въ этой пещерѣ преп. Антоній и поселился. Она напоминала ему Святой Аѳонъ. Преп. молился, говоря:

«Господи, утверди меня на этомъ мѣстѣ. Да будетъ на этомъ мѣстѣ благословеніе Святой Горы Аѳонской и молитвы моего духовнаго отца».

Сталъ угодникъ Божій подвизаться въ этой безмолвной пещерѣ! Ълъ онъ только черствый хлѣбъ, и то черезъ день-два, даже иногда и черезъ недѣлю. Пилъ одну воду. Молился день и ночь и работалъ, т. е. жилъ какъ на Аѳонѣ.

Скоро разнеслась молва о св. отшельникѣ. Бѣжалъ славы, бѣжалъ людей преп. Антоній, а народъ устремлялся къ нему. Люди Божіи стали во множествѣ его посѣщать, приносили все необходимое для постника. Люди слушали жадно его мудрыя наставленія, искали утѣшенія въ скорбяхъ, просили совѣта. Всѣхъ принималъ великій угодникъ Божій съ любовію и ласкою.

Многіе приходили къ блаженному, желая остаться съ нимъ навсегда. Преп. Никонъ, по сказанію Нестора, явился къ преп. Антонію уже въ санѣ іеромонаха. Явился 23 лѣтъ юный преп. Ѳеодосій. «Кіевскій Антоній», пишетъ преп. Несторъ, «прославился, какъ великій Антоній Египетскій».

Великій князь Изяславъ, который наслѣдовалъ великокняжескій престолъ послѣ Ярослава, пришелъ съ дружиною просить молитвъ Антонія и его благословенія. Преп. Антоній, сіявшій свѣтомъ дѣлъ своихъ, хранилъ глубокое смиреніе. И по смиренію онъ не принималъ санъ священства. Число желающихъ подвизаться вмѣстѣ съ преподобнымъ съ каждымъ днемъ все увеличивалось. Однажды молодой, знатный бояринъ, пріѣхалъ къ преп. Антонію на конѣ, въ богатой одеждѣ, окруженный конными отроками. Передъ юнымъ вели другого коня въ блестящей сбруѣ. Иноки вышли изъ пещеры и поклонились ему, какъ подобаетъ вельможѣ. А юный бояринъ отвѣтилъ имъ — земнымъ поклономъ. Потомъ снялъ съ себя боярскую одежду и положилъ ее передъ великимъ Антоніемъ. Юноша поставилъ передъ святымъ коней своихъ и сказалъ, что всю эту мірскую прелесть отдаетъ онъ на его волю, а самъ хочетъ быть монахомъ въ пещерѣ. Св. старецъ говорилъ юному о гнѣвѣ, который постигнетъ его отъ отца — св. юноша остался вѣренъ своему рѣшенію. Блаженный іеромонахъ Никонъ постригъ юнаго. Нарекли его — Варлаамомъ. Явился къ преп. Антонію и Ефремъ — евнухъ княжескій. И онъ былъ постриженъ преп. Никономъ. За эти постриженія много пришлось пережить преп. Антонію и его братіи великихъ скорбей, гоненій. Отецъ блаженнаго Варлаама, бояринъ Іоаннъ, со множествомъ слугъ явился въ пещерную обитель, съ яростію разогналъ братью, сына своего извлекъ изъ пещеры, сорвалъ съ него монашескую одежду и, облекши его въ свѣтлыя боярскія одѣянія, насильно возвратилъ въ свои палаты.

Великій князь Изяславъ, съ своей стороны, разгнѣвался на преп. Антонія и на блаженнаго іером. Никона за постриженіе Варлаама и Ефрема. Великій князь угрожалъ отправить преп. Антонія съ братіей въ заточеніе, а самую пещеру уничтожить. Пришлось великому Антонію вмѣстѣ съ братіей спасаться отъ гнѣва великаго князя, покинуть свой пещерный монастырь и идти въ другую сторону.

Христолюбивая великая княгиня, любившая и почитавшая иноковъ, умолила, однако, Изяслава вернуть на прежнее мѣсто смиренныхъ монаховъ, угрожая гнѣвомъ Божіимъ. И убоялся Бога Изяславъ. Онъ послалъ своихъ людей за преп. Антоніемъ съ братіей. Три дня искали иноковъ послы великокняжескіе. Наконецъ, нашли преподобнаго съ его братіей. Такъ смогъ вернуться великій Антоній съ братіей на мѣсто своихъ подвиговъ. Вернулся и блаженный Варлаамъ. Снова могли къ преп. Антонію приходить люди Божіи для спасенія души своей. Преп. Антоній съ любовію всѣхъ принималъ и научалъ, какъ слѣдовать Христу, а иныхъ повелѣвалъ блаженному Никону постригать въ монахи. Выкопали обширную пещеру, устроили въ ней церковь и келліи. Существуетъ и теперь пещера, въ которой преп. прожилъ 40 лѣтъ. Жили иноки дружно, по братски, всецѣло подчиняясь своему великому учителю. То были первые иноки будущаго Кіево-Печерскаго монастыря. Нынѣшнія т. наз. дальнія пещеры въ городѣ Кіевѣ — это и есть первый зародышъ Кіево-Печерскаго монастыря.

Такъ исполнилъ преп. Антоній свое великое дѣло — основалъ строгую святую обитель.

Великій Антоній былъ рѣдкимъ образцомъ простоты и смиренія. Его обхожденіе съ братіей было любовно и ласково. Къ нему спѣшилъ каждый, кто чувствовалъ, что ему нужно излить душу, сознаться въ чемъ-либо грѣховномъ, получить утѣшеніе. Св. старецъ былъ готовъ служить каждому, какъ послѣдній рабъ, хотя и былъ между братьями первый и большій. Преп. старецъ ухаживалъ за болящими и молитвою своею исцѣлялъ ихъ. Онъ давалъ больнымъ особое зелье, благословивъ его и сотворивъ надъ нимъ молитву. Вкушая это благодатное лѣкарство, страждущіе получали исцѣленіе отъ всякаго недуга.

Преп. много времени удѣлялъ болящему Исаакію Затворнику, которымъ завладѣлъ діаволъ, соблазнивъ его во образѣ Іисуса Христа. Заставивъ его плясать до полнаго изнеможенія, онъ оставилъ его чуть живого. Милосердный великій старецъ прилагалъ все свое стараніе къ спасенію несчастнаго. Онъ усиленно молился о прельщенномъ діаволомъ и спасъ его душу и тѣло.

Число братіи все увеличивалось, а великій Антоній жаждалъ уединенной жизни. Однажды онъ собралъ своихъ учениковъ и сказалъ имъ:

«Вотъ, братіе! Богъ васъ собралъ. Вы имѣете благословеніе отъ Святой Горы. Игуменъ тамъ меня постригъ въ иноки, а я — васъ: да будетъ на васъ благословеніе первое отъ Бога и Пресвятой Богородицы, а второе — отъ Святой Горы». Сказавъ это, преп. Антоній возвѣстилъ братіи: «Живите одни, я поставлю вамъ игумена, а самъ хочу жить въ уединеніи, какъ и прежде».

Поставилъ онъ имъ, великій наставникъ, во игумена смиреннаго преп. Варлаама, а самъ затворился въ одной изъ келлій обширной пещеры. Но святой искалъ большаго покоя и переселился оттуда на другой холмъ, гдѣ началъ копать новую пещеру, которая теперь находится надъ великимъ пещерскимъ монастыремъ и называется «Антоніевою» пещерою.

Блаженный игуменъ Варлаамъ и братія, принявъ благословеніе отъ преп. Антонія, продолжали жить въ первой обширной пещерѣ. Мало-по-малу братія размножалась. Мѣсто для общаго моленія въ пещерѣ оказалось слишкомъ мало, и явилась мысль поставить небольшую церковь внѣ пещеры. Блаженный о. игуменъ Варлаамъ, ничего, не предпринималъ безъ благословенія великаго Антонія. Онъ пришелъ съ братьями къ нему и сказалъ:

«Отче, братія размножается и мы не можемъ вмѣщаться во время соборнаго пѣнія въ пещерѣ. Повелѣніемъ Господнимъ и Пресвятыя Богородицы и твоей святою молитвою благослови поставить намъ церковь малую внѣ пещеры».

Благословилъ великій наставникъ игум. Варлаама и братьевъ на это святое дѣло. О. игуменъ и братья поклонились до земли преподобному Антонію и начали созидать надъ пещерою небольшую церковь въ честь Успенія Пресвятыя Богородицы.

Великій князь Изяславъ создалъ церковь каменную, во имя св. великомученика Димитрія — своего покровителя. Онъ рѣшилъ устроить свой монастырь при этомъ храмѣ и пригласилъ на игуменство въ немъ блаженнаго Варлаама. Великій князь, надѣясь на богатство, желалъ возвеличить свой монастырь и сдѣлать его превосходнѣе Печерскаго. Но намѣреніе князя осталось тщетнымъ. Не богатствомъ устрояются монастыри, а слезными молитвами святыхъ подвижниковъ — ихъ пощеніемъ, бдѣніемъ, воздыханіями сердечными. Преп. Антоній не имѣлъ золота и серебра, но, слезами орошая, насадилъ и возрастилъ несравненный монастырь Печерскій.

Послѣ того, какъ блаженный Варлаамъ перешелъ въ монастырь св. великомуч. Димитрія, братія Печерскаго монастыря осталась безъ игумена. Иноки пришли къ своему великому наставнику:

«Отче! поставь намъ игумена».

Святой старецъ спросилъ:

«Кого же вы хотите?»

«Кого хочетъ Богъ, Пресвятая Богородица и ты, честный отче» — отвѣтили иноки.

И сказалъ имъ преподобный: «Тотъ, кто среди васъ послушливъ, кротокъ и смиренъ, и пусть будетъ вашимъ игуменомъ».

Братія тутъ же обратилась къ кроткому, смиренному преп. Ѳеодосію — строгому подвижнику. Великій наставникъ благословилъ преп. Ѳеодосія на игуменство. Иноки же, числомъ 20, радуясь поклонились преп. Антонію земнымъ поклономъ.

Принявъ игуменство, блаженный Ѳеодосій сталъ еще больше подвизаться. Мудро, съ Божіей помощію и молитвами своего великаго старца, управлялъ онъ святою обителью.

Число братіи стало при немъ все болѣе увеличиваться и возрасло до 100 человѣкъ. Преп. Ѳеодосій задумалъ устроить монастырь. Отправился онъ къ своему великому духовному отцу:

«Отче! братія еще болѣе увеличивается, — не поставить ли намъ монастырь?»

Великій настоятель съ радостію сказалъ:

«Благословенъ Господь Богъ, да будетъ съ вами молитва Пресвятыя Богородицы и отцовъ, живущихъ на Святой Горѣ, и да помогутъ они вамъ».

Сказавъ это, преп. Антоній послалъ одного изъ братій къ великому князю Изяславу, говоря:

«Княже христолюбивый! Богъ умножаетъ братію, мѣсто же мы имѣемъ тѣсное. Поэтому просимъ, благоволи дать намъ гору, которая находится надъ пещерою».

Князь исполнился радости и незамедлительно послалъ своего, боярина, чтобы тотъ закрѣпилъ за братіей просимую гору. На этой-то горѣ преп. Ѳеодосій и братія его построили большую деревянную церковь, украсили ее иконами, поставили много келлій и оградили монастырь столбами. Въ новую обитель иноки переселились изъ своихъ пещеръ. Монастырь этотъ сталъ называться Печерскимъ, такъ какъ прежде черноризцы жили въ пещерѣ.

Стало заботой преп. Ѳеодосія утвердить свой монастырь чиннымъ уставомъ иночествующихъ, какъ въ затворѣ, такъ и въ монастырѣ. По благословенію и молитвамъ преп. Антонія, при содѣйствіи Божіемъ, въ помощь тогда явился честный Михаилъ, инокъ святого Студійскаго монастыря, прибывшій съ митрополитомъ Георгіемъ изъ Греціи. Къ нему и обратился преп. Ѳеодосій съ вопросами объ уставѣ отцовъ Студійскихъ: какъ поются у нихъ пѣснопѣнія, что и когда читаютъ, какъ держатъ поклоны, — спрашивалъ о стояніи въ церкви и сѣданіи на трапезѣ, о родѣ пищи и дняхъ поста. Подробно узнавъ обо всемъ этомъ отъ Михаила, а также от блаженнаго Ефрема евнуха, посѣщавшаго святыя мѣста, преп. Ѳеодосій установилъ должный порядокъ въ своемъ монастырѣ. Отсюда и всѣ русскіе монастыри приняли уставъ. Почему монастырь Печерскій былъ честію почтенъ предъ всѣми монастырями.

Въ игуменство преп. Ѳеодосія прибылъ въ монастырь преп. отецъ нашъ Несторъ, будущій лѣтописецъ Россійскій, имѣя 17 лѣтъ отъ рожденія. По благословенію и совѣту преп. Антонія, съ радостію былъ принятъ онъ игуменомъ Ѳеодосіемъ. Преп. Несторъ написалъ и житіе великаго Антонія, передавъ потомству о подвигахъ первоначальника монастыря, о его чудесахъ, о дарѣ прорицанія.

О пророческомъ дарѣ преп. Антонія свидѣтельствуетъ, между прочимъ, слѣдующее обстоятельство: однажды три князя Ярославичи — Изяславъ, великій князь Кіевскій, Святославъ Черниговскій и Всеволодъ Переяславскій, собираясь въ походъ противъ половцевъ, пришли къ преп. Антонію ради благословенія. Великій старецъ, провидя духомъ гнѣвъ Божій на нихъ, прослезившись, сказалъ имъ:

«Ради грѣховъ вашихъ, вы будете поражены варварами, многіе изъ воиновъ вашихъ будутъ потоплены въ рѣкѣ, нѣкоторые будутъ томиться въ плѣну, прочіе падутъ отъ острія меча».

Это пророчество сбылось на рѣкѣ Альтѣ, откуда едва спаслись бѣгствомъ сами князья, Изяславъ и Всеволодъ — въ Кіевъ, а Святославъ — въ Черниговъ. Половцы же, разсѣявшись по всей землѣ Россійской, разоряли ее и уводили въ плѣнъ жителей.

Шимону же, сыну Африкана, князя варяжскаго, бывшему въ битвѣ вмѣстѣ съ князьями, святой предсказалъ избавленіе, по благодати Божіей, отъ смерти во время битвы съ половцами, а также и его погребеніе въ церкви Печерской, по прошествіи многихъ лѣтъ. Пророчествовалъ преп. Антоній и о чудотворномъ созиданіи этой церкви — и все это сбылось.

Послѣ пораженія русскихъ на рѣкѣ Альтѣ, кіевляне лишили Изяслава престола великокняжескаго и изгнали его изъ стольнаго Града. Великимъ княземъ сталъ полоцкій князь Всеславъ, который правилъ всего семь мѣсяцевъ, ибо Изяславъ собралъ рати и, изгнавъ Всеслава, вернулся въ Кіевъ. Пришлось преп. Антонію пережить гоненіе, ибо дьяволъ внушилъ негоднымъ людямъ сказать Изяславу, будто во время его отсутствія святой старецъ завелъ дружбу съ полоцкимъ княземъ Всеславомъ. Не разобравъ дѣла, Изяславъ воспылалъ гнѣвомъ на неповиннаго св. старца, который былъ занятъ только денно-нощною молитвою въ своей пещерѣ. Святославъ, князь Черниговскій, узнавъ, что братъ его гнѣвается на преп. Антонія, прислалъ за нимъ ночью и взялъ его въ Черниговъ. Преподобный избралъ себѣ уединенное, безмолвное мѣсто близъ города, въ горѣ Болдынѣ, выкопалъ себѣ пещеру и сталъ въ ней подвизаться. На этомъ мѣстѣ послѣ былъ устроенъ монастырь.

Когда Изяславъ вскорѣ понялъ, что онъ совершенно напрасно гнѣвается на святого старца, то раскаялся и послалъ въ Черниговъ, умоляя преподобнаго возвратиться къ своему богоизбранному стаду. Кроткій и смиренный сердцемъ, преп. Антоній преклонился къ моленію князя и возвратился къ братіи своей, которая въ его отсутствіе напоминала овецъ, не имущихъ пастыря. Такъ было Богу угодно, чтобы всесвѣтлый свѣтильникъ Россійскій сіялъ возлѣ града Кіева, просвѣщая всю Русь истиннымъ житіемъ монашескимъ.

По возвращеніи своемъ великій старецъ благословилъ св. игумена Ѳеодосія приступить къ созданію новаго каменнаго Печерскаго храма, для котораго Господь указалъ преп. Антонію и самое мѣсто. Это было послѣднимъ земнымъ дѣломъ великаго подвижника.

Пребывъ въ другой пещерѣ еще 16 лѣтъ, великій Антоній блаженно отошелъ въ жизнь вѣчную 10 іюля 1073 г. Отошелъ онъ на вѣчное блажество послѣ своихъ великихъ трудовъ о Господѣ въ 90-е лѣто отъ рожденія.

Св. мощи преп. Антонія почиваютъ подъ спудомъ въ той самой пещерѣ, гдѣ онъ подвизался. Святой хранилъ глубокое смиреніе во всю свою земную жизнь. Смиреніемъ закрывается онъ отъ славы человѣческой и за гробомъ. Не разъ пытались открыть его св. мощи, но были остановлены и возбраняемы огнемъ, исходившимъ изъ его гроба. Люди, пытавшіеся открыть св. мощи преп. Антонія долго и много страдали тѣломъ, пока не покаялись въ своемъ дерзновеніи.

Тропарь, гласъ 4-й.

Отъ мірскаго мятежа изшедъ, отверженіемъ же міра евангельски Христу послѣдовалъ еси: и равноангельное житіе поживъ, въ тихое пристанище Святыя Горы Аѳона достиглъ еси, отонуду-же благословеніемъ Отцевъ въ гору Кіева пришедъ, и тамо трудолюбно жизнь совершивъ, Отечество свое просвѣтилъ еси, и множеству монашествующихъ стезю ведущую къ небесному царствію показавъ, Христови сія привелъ еси: Его же моли, Антоніе преподобне, да спасетъ душы наша.

Кондакъ, гласъ 8-й.

Возложивъ себе Богу, паче всѣхъ Возлюбленному отъ юности, преподобне, Тому отъ всея души любовію послѣдовалъ еси: міра же тлѣнная нивочтоже вмѣнивъ, въ земли пещеру содѣлалъ еси, и въ ней добрѣ противу невидимаго врага козней подвизався, яко свѣтозарное солнце во вся концы земли возсіялъ еси: отонудуже веселяся, прешелъ еси къ небеснымъ чертогомъ. И нынѣ со ангелы Владычню престолу предстоя, поминай насъ чтущихъ память твою, да зовемъ ти: радуйся, Антоніе, отче нашъ!

Пособія: 1) Кіево-Печерскій Патерикъ. 2) Вѣчный Календарь Тихомирова. 3) Житія св. Угодниковъ Божіихъ, возсіявшихъ на на св. Горѣ Аѳонской. 4) Русская Исторія, Дудинъ, Стеблевъ, Толстой, изд. Москва 1912 г.

Источникъ: М. В. Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста. Выпускъ пятнадцатый. [1969 г.] — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1969. — С. 37-45.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.