Церковный календарь
Новости


2018-11-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ I-й, Ч. 2-я, Гл. 2-я (1922)
2018-11-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ I-й, Ч. 2-я, Гл. 1-я (1922)
2018-11-18 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 114-й (1899)
2018-11-18 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 113-й (1899)
2018-11-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Признаки Христовой Церкви (1976)
2018-11-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. О важности догмата о Церкви (1976)
2018-11-18 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 8-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-18 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 7-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Докладъ Архіерейскому Сѵноду РПЦЗ (1996)
2018-11-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Психіатрія и исповѣдь (1996)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 49-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 48-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 47-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 46-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 45-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 44-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 19 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.

Духовные писатели Русскаго Зарубежья

Монахиня Варвара (Суханова) († 1972 г.).

Монахиня Варвара (въ мірѣ Вѣра Суханова) († 1972), духовная писательница, вѣрное чадо РПЦЗ. Родилась въ 1896 г. въ купеческой семьѣ. Во время Первой міровой и Гражданской войнъ служила сестрой милосердія. Съ послѣдними частями Бѣлой Арміи оставила Россію. Работала учительницей въ русской гимназіи въ Панчевѣ (Сербія). Въ 1929 г. поступила послушницей въ Лѣснинскую женскую обитель въ Хопово (Сербія). Несла самыя разныя послушанія: была клиросной, занималась съ дѣтьми Хоповскаго пріюта, писала иконы. Въ 1932 г. была пострижена въ монашество. Въ 1950 г. вмѣстѣ съ другими сестрами обители переселилась изъ Югославіи во Францію. Мать Варвара много писала. Ея статьи и разсказы появлялись еще въ «Православной Карпатской Руси» (впослѣдствіи «Православная Русь») и въ приложеніи «Дѣтство во Христѣ», когда Братство преп. Іова Почаевскаго находилось еще на Карпатахъ, во Владиміровой. Составила около четырехсотъ «Житій святыхъ для дѣтскаго и юношескаго возраста», которыя подъ иниціалами «М. В.» (Монахиня Варвара) вначалѣ публиковались въ журналѣ «Православная жизнь», а затѣмъ отдѣльными выпусками издавались въ Свято-Троицкомъ монастырѣ въ Джорданвиллѣ (всего было напечатано двадцать такихъ сборниковъ). М. Варвара мирно скончалась послѣ продолжительной болѣзни 27 ноября (10 декабря) 1972 г. въ Лѣснинскомъ монастырѣ (Провемонъ, Франція).

Сочиненія мон. Варвары (Сухановой)

М. В.
Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста.
Выпускъ пятнадцатый. [1969 г.]

Кіево-Печерская Лавра.

Обитель Печерская, возникшая при великомъ подвижникѣ преп. Антоніи, вырасла трудами преп. Ѳеодосія въ правильный и благоустроенный монастырь, который сдѣлался образцомъ для всѣхъ монастырей Россіи. Болѣе 1½ вѣка обитель процвѣтала, обогащаемая усердіемъ русскихъ князей и народа, прославляемая знаменіями и чудесами свыше, а болѣе всего святою и строгою жизнію своихъ иноковъ.

Въ 1240 году нашествіе татаръ привело ее надолго въ запустѣніе, и иноки разбѣжались по окрестнымъ горамъ. Тамъ выкопали они себѣ пещеры, но, по привязанности къ святому мѣсту, часто собирались на развалинахъ Печерской обители и для богослуженія устроили себѣ тутъ небольшую церковь въ одномъ придѣлѣ, уцѣлѣвшемъ отъ разоренія.

Въ 1470 году благочестивый князь Слуцкій Симеонъ Александровичъ возстановилъ изъ развалинъ монастырь и соборную его церковь, хотя далеко не въ прежнемъ великолѣпіи. Счастливые дни для обители начались лишь съ присоединеніемъ Малороссіи къ Россіи, но ужасный пожаръ 1718 года опять разорилъ ее. Въ этомъ пожарѣ погибли всѣ древнія грамоты, сокровища и библіотека Лавры. Благодаря императору Петру Великому, давшему средства, Лавра послѣ пожара опять возстановилась. Соборная Успенская церковь была окончательно обновлена послѣ пожара и освящена въ 1729 г., 14 августа. Съ этого времени и до нынѣ [1] Кіево-Печерская Лавра не испытывала новыхъ бѣдствій.

Вотъ вкратцѣ описаніе Лавры. Противъ Святыхъ воротъ стоитъ главный Златоверхій храмъ Лавры, называемый Великою Церковію. Главный престолъ въ немъ во имя Успенія Божіей Матери съ иконою, сверху царскихъ вратъ, принесенной изъ Царьграда въ 1073 году. Многіе святыни сохранились въ храмѣ: «мозаическая икона Христа Спасителя», иконы болящаго праведнаго Іосифа, благословляющаго Спаса нашего, въ золотой ризѣ и брильянтовомъ вѣнцѣ, дарохранительница, пожертвованная императоромъ Николаемъ Павловичемъ и императрицей, большой серебрянный вызолоченный крестъ, въ 47 фунтовъ. Изъ свв. мощей здѣсь находятся глава св. равноапостольнаго великаго князя Владиміра, мощи преп. Ѳеодосія, частица мощей Святителя и чудотворца Николая, мощи Михаила, 1-го митрополита Кіевскаго, и другія. Подъ полами церкви погребены многіе изъ лицъ, славныхъ своимъ благочестіемъ, заслугами передъ церковью и отечествомъ и благотвореніемъ этой св. обители.

Послѣ гроба преп. Ѳеодосія, справа, входъ въ Лаврскую ризницу. Въ ней отмѣтимъ: два рукописанныхъ св. евангелія 16 вѣка царей Іоанна и Петра Алексѣевичей, золотой напрестольный крестъ гетмана Ивана Мазепы, нѣсколько панагій, подаренныхъ императорами и императрицами. Замѣчательны ризы царя Алексѣя Михайловича и императрицы Елисаветы Петровны. Ризница не богата древностями, такъ какъ неиболѣе замѣчательныя были уничтожены пожаромъ 1718 года.

Въ 20 саженяхъ отъ Великой Церкви возвышается, отдѣльнымъ зданіемъ, высокая колокольня, имѣющая 43 сажени 2 аршина 2 вершка до креста и 70 аршинъ поперечника въ основаніи. Во второмъ этажѣ помѣщается ученая и церковно-богослужебная библіотека Лавры, не имѣющая особо-цѣнныхъ книгъ.

Колокольня была начата въ 1731 году, окончена въ 1745 году. Имѣетъ она четыре яруса. Самый большой колоколъ вѣситъ 1000 пудовъ. Съ крестомъ колокольня имѣетъ 46 саженъ вышины. Часы помѣщены въ четвертомъ ярусѣ, откуда открывается великолѣпный видъ на окрестности Кіева, почти на 50 верстъ.

Отъ южной стѣны Великой Церкви вправо находится братская трапеза — старинное, конца XVII вѣка, зданіе со сводами. У входа въ трапезу — гробы казненныхъ Мазепою Искры и Кочубея. Между трапезой и колокольней — митрополичій домъ, а рядомъ съ нимъ домъ намѣстника.

Слѣва отъ церкви келліи иноковъ, помѣщеніе духовнаго собора Лавры и книжный складъ, рядомъ съ которымъ находилась въ благословенныя царскія времена Лаврская, въ два этажа, типографія, въ которой постоянно шли работы. При типографіи были свои мастерскія, литографія и словолитня.

Надъ ближними пещерами стоитъ каменная церковь Воздвиженія Креста Господня. Здѣсь также имѣются святыни: крестъ съ значительной частью Древа Животворящаго Креста Господня, икона Царицы Небесной въ кіотѣ. Влѣво отъ входа въ эту церковь находится, за желѣзною рѣшеткою, дверь, черезъ которую богомольцы, съ зажжеными свѣчами въ рукахъ, входили въ пещеру, сопровождаемые однимъ изъ монашествующихъ. Всѣхъ преподобныхъ, нетлѣнно почивающихъ въ ближнихъ пещерахъ, 71 и затворниковъ 9. Мощи святыхъ сохраняются въ гробницахъ, которыя поставлены въ нишахъ по обѣ стороны пещерныхъ галлерей. У каждаго изголовья — изображеніе сбятсго съ теплящейся лампадою и табличка съ его именемъ. Гробъ подъ спудомъ преп. Антонія помѣщенъ рядомъ съ келліей, гдѣ онъ подвизался. Преп. игуменъ Варлаамъ покоится въ малой церкви, какъ и преп. Никола Святоша, бывшій придверникъ. Въ пещерѣ находится трапеза, гдѣ также почиваютъ св. мощи преподобныхъ. Тутъ же церковь Пресвятой Богородицы. По выходѣ изъ пещеръ, на востокъ — небольшой деревянный домикъ съ церковію Срѣтенія Господня»

Входъ въ дальнія пещеры черезъ деревянную галлерею въ 91 сажень длины, начинающуюся невдалекѣ отъ ближнихъ пещеръ. Здѣсь стоитъ семиглавая церковь Рождества Пресвятыя Богородицы, выстроенная въ 1696 году, и небольшая церковь во имя зачатія св. Анны. Справа отъ алтаря этой церкви находится павильонъ, изъ котораго спускающаяся внизъ деревянная галлерея приводитъ ко входу въ дальнія пещеры. Въ нихъ — церковь Благовѣщенія Пресвятыя Богородицы, преп. Ѳеодосія, келлія его и церковь Рождества Христова. Въ дальнихъ пещерахъ почиваютъ 45 преподобныхъ. Выходъ изъ пещеръ — въ ту часовню, которою и входятъ въ нее. Влѣво отъ часовни, на возвышеніи, семиглавая церковь занимаетъ мѣсто первой деревянной церкви во имя Успенія Пресвятыя Богородицы, построенной первымъ игуменомъ преподобнымъ Варлаамомъ.

Изъ дальнихъ пещеръ богомольцы направлялись въ прежнія времена въ Лаврскую гостиницу, по нагорной дорогѣ, мимо садовъ. Гостиница стояла на обширномъ и ровномъ дворѣ, за Лаврою, противъ пещеръ. Она состояла изъ шести каменныхъ корпусовъ съ различными необходимыми при нихъ службами. Стояла она на томъ мѣстѣ, гдѣ преп. Ѳеодосій въ 1058 году, устроилъ богодѣльный домъ съ церковью Архидіакона Стефана. При гостиницѣ въ 1842 году была устроена больница и церковь во имя Божіей Матери, Ея Святсй иконы «Всѣхъ скорбящихъ радости».

Недалеко отъ воротъ Лаврской гостиницы находится церковь Воскресенія Христова и церковь Ѳеодосія Печерскаго, на мѣстѣ, гдѣ братія, во время перенесенія св. мощей преподобнаго, отдыхала.

Къ Лаврѣ принадлежатъ Китаевская и Голосѣевская пустыни. Китаевская пустынь находилась ниже Лавры по Днѣпру въ девяти верстахъ, въ одной верстѣ отъ Днѣпра. Она была назначена для уединенія престарѣлыхъ братій и для погребенія ихъ. По преданію, основаніе этой пустыни относится къ XII вѣку и приписывается великому князю Андрею Боголюбскому. Въ XVII столѣтіи иноки Лавры устроили здѣсь небольшой скитокъ. Тамъ находилась каменная церковь Живоначальной Троицы, каменная теплая церковь 12-ти апостоловъ, каменная колокольня 22 сажени вышиною, каменный двухъэтажный корпусъ подъ братскія келліи и деревянный корпусъ для начальника пустыни. Отъ Троицкой церкви къ сѣверу — большой монастырскій садъ — кладбище.

Въ горахъ, окружающихъ пустынь, много ископанныхъ пещеръ. Здѣсь же находился Лаврскій свѣчной заводъ съ различными кладовыми и сушильнями.

Голосѣевская пустынь — въ трехъ верстахъ, въ тѣсной, живописной полянѣ. Здѣсь былъ раньше Лаврскій хуторъ, но игуменъ Петръ Могила соорудилъ здѣсь деревянную церковь во имя преп. Іоанна Сочавскаго, построилъ домъ и учредилъ монашеское общежитіе. Митрополитъ Филаретъ построилъ здѣсь церковь Покрова Пресвятыя Богородицы съ двумя придѣлами и малый скитъ для себя съ домовой церковью Іоанна Многострадальнаго. Пустынь стала любимымъ лѣтнимъ мѣстопребываніемъ Кіевскихъ митрополитовъ.

Главный храмовой праздникъ Лавры считался день Успенія Богоматери. Въ мирныя времена къ этому великому празднику стекались толпы богомольцевъ и происходилъ торжественный крестный ходъ вокругъ Лавры.

Особенно торжественно праздновались еще дни: 3-го мая, память преп. Ѳеодосія Печерскаго; 10 іюля — память преп. Антонія Печерскаго; 15 іюля — св. равноап. вел. кн. Владиміра.

Описаніе Лавры взято изъ Всеобщаго Путеводителя по монастырямъ и св. мѣстамъ Россійской Имперіи, А. А. Павловскаго, изд. 1907 г.

Примѣчаніе:
[1] Описаніе Лавры составлено въ мирныя Царскія времена!

Источникъ: М. В. Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста. Выпускъ пятнадцатый. [1969 г.] — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1969. — С. 46-51.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.