Церковный календарь
Новости


2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 39-я (1922)
2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 38-я (1922)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (2-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (1-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Евангеліе въ церкви (1975)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Новый храмъ въ Бруклинѣ (1975)
2018-11-14 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 4-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-14 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 3-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отвѣтъ (1-й) архіеп. Іоанну Шаховскому (1996)
2018-11-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Неправильный отвѣтъ (1996)
2018-11-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 37-я (1922)
2018-11-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 36-я (1922)
2018-11-13 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово въ день Богоявленія (1883)
2018-11-13 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово въ навечеріе Новаго года (1883)
2018-11-13 / russportal
"Книга Правилъ". Правила св. Кирилла, архіеп. Александрійскаго (1974)
2018-11-13 / russportal
"Книга Правилъ". Правила Ѳеофила, архіеп. Александрійскаго (1974)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - четвергъ, 15 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 6.

Духовные писатели Русскаго Зарубежья

Монахиня Варвара (Суханова) († 1972 г.).

Монахиня Варвара (въ мірѣ Вѣра Суханова) († 1972), духовная писательница, вѣрное чадо РПЦЗ. Родилась въ 1896 г. въ купеческой семьѣ. Во время Первой міровой и Гражданской войнъ служила сестрой милосердія. Съ послѣдними частями Бѣлой Арміи оставила Россію. Работала учительницей въ русской гимназіи въ Панчевѣ (Сербія). Въ 1929 г. поступила послушницей въ Лѣснинскую женскую обитель въ Хопово (Сербія). Несла самыя разныя послушанія: была клиросной, занималась съ дѣтьми Хоповскаго пріюта, писала иконы. Въ 1932 г. была пострижена въ монашество. Въ 1950 г. вмѣстѣ съ другими сестрами обители переселилась изъ Югославіи во Францію. Мать Варвара много писала. Ея статьи и разсказы появлялись еще въ «Православной Карпатской Руси» (впослѣдствіи «Православная Русь») и въ приложеніи «Дѣтство во Христѣ», когда Братство преп. Іова Почаевскаго находилось еще на Карпатахъ, во Владиміровой. Составила около четырехсотъ «Житій святыхъ для дѣтскаго и юношескаго возраста», которыя подъ иниціалами «М. В.» (Монахиня Варвара) вначалѣ публиковались въ журналѣ «Православная жизнь», а затѣмъ отдѣльными выпусками издавались въ Свято-Троицкомъ монастырѣ въ Джорданвиллѣ (всего было напечатано двадцать такихъ сборниковъ). М. Варвара мирно скончалась послѣ продолжительной болѣзни 27 ноября (10 декабря) 1972 г. въ Лѣснинскомъ монастырѣ (Провемонъ, Франція).

Сочиненія мон. Варвары (Сухановой)

М. В.
Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста.
Выпускъ пятнадцатый. [1969 г.]

Житіе и чудеса святаго праведнаго Симеона, Верхотурскаго чудотворца.
Память его празднуется 12-го сентября.

Шилъ ли смиренный Симеонъ зимою шубы, или лѣтомъ ловилъ рыбу — неизмѣнно помогалъ онъ своею работою бѣднякамъ. Праведникъ отличался полною нестяжательностію. Занимаясь шитьемъ шубъ, преимущественно для бѣдныхъ крестьянъ, онъ обходилъ окрестныя селенія и работалъ въ домахъ. Кончивъ работу, уходилъ изъ дома рано поутру, когда всѣ еще спали, чтобы избѣжать не только денежной платы, но и слова благодарности за работу. Святой доволенъ былъ и тѣмъ, что ему давали пищу и кровъ. Вогуличи и другіе инородцы того края, гдѣ жилъ праведный Симеонъ тогда, были еще недавними христіанами. Святой училъ ихъ вѣрѣ христіанской, съ любовію просвѣщалъ. Инородцы, видя его высокую жизнь, чувствуя въ немъ угодника Божія, съ радостію внимали его наставленіямъ. Особенно его любили бѣдные крестьяне, которымъ онъ благотворилъ и которыхъ училъ христіанскому благочестію. Святой Симеонъ неуклонно посѣщалъ храмъ во имя архистратига Михаила, бывшій въ селѣ Меркушинѣ.

Полюбили люди блаженнаго за его простоту, Ко всѣмъ относился онъ привѣтливо, старался каждому послужить, помочь. Святой Симеонъ былъ большимъ постникомъ, отличался чистотою тѣлесною. Всѣхъ онъ любилъ своею святою душою. По преданію, самая смерть праведнаго произошла отъ его великаго поста. Онъ отошелъ ко Господу, когда ему еще не было и 35 лѣтъ. Блаженная его кончина послѣдовала около 1642 года. Его святыя мощи были погребены въ селѣ Меркушинѣ не далеко отъ церкви во имя Архистратига Михаила.

Не много извѣстій о подвижнической жизни св. Симеона дошло до насъ. Смиренный святой не любилъ славы человѣческой, но Господь прославилъ его неисчислимыми чудесами, которыя совершались отъ нетлѣнныхъ мощей праведника. Богу не было угодно, чтобы забытъ былъ на землѣ тотъ, кто все земное забылъ ради Его.

Въ 1692 году замѣтили, что гробъ праведнаго Симеона сталъ подниматься изъ земли. Всѣ были поражены такимъ дивнымъ явленіемъ. Но еще больше люди Божіи удивились, когда сквозь разщелившіяся доски гробовой крышки увидѣли нетлѣнныя мощи угодника Божія. А между тѣмъ уже не было человѣка, который могъ бы припомнить имя праведника, гробъ котораго такъ чудесно сталъ являться. Всѣ жители удивлялись такому необычайному явленію и благодарили Господа, являющаго вѣрныхъ рабовъ Своихъ. Вскорѣ благоговѣйное почитаніе новоявленныхъ св. мощей еще болѣе усилилось, когда отъ нихъ стали совершаться чудотворенія.

Въ то самое время одинъ воевода — Антоній Савеловъ — долженъ былъ ѣхать на службу въ Нерчинскъ [2]. Слуга этого воеводы Григорій еще за годъ до того впалъ въ тяжкій недугъ: все его тѣло разслабѣло, такъ что онъ не могъ ни ходить, ни дѣлать что-либо своими руками. Не желая оставлять своего слуги, воевода взялъ его съ собой на мѣсто новой службы. Но на дорогѣ Григорію сдѣлалось еще хуже. Путь имъ лежалъ черезъ Верхотурье. Прибывъ туда, Григорій узналъ отъ мѣстныхъ жителей о св. мощахъ новоявленнаго праведника и о томъ, что при гробѣ его подаются исцѣленія. Слыша эти разсказы, Григорій сталъ размышлять: «Быть можетъ, Господь и мнѣ подастъ исцѣленіе по молитвамъ Своего новоявленнаго угодника». Слуга сталъ просить своего господина, чтобы тотъ позволилъ ему съѣздить въ Меркушино. Савеловъ позволилъ ему это. И вотъ, прибывъ въ Меркушино, Григорій надъ могилой праведника попросилъ сначала отслужить молебенъ святому Архистратигу Михаилу, а потомъ отпѣть панихиду при гробѣ новоявленнаго святого. Усердно молился Григорій о томъ, чтобы Господь даровалъ ему исцѣленіе по молитвамъ Своего Угодника. Послѣ этого онъ взялъ земли съ гроба, обтеръ ею члены своего тѣла и тотчасъ же почувствовалъ себя совершенно здоровымъ. Въ радости Григорій сталъ прославлять Господа и разсказывалъ окружающимъ о чудесной помощи Свыше.

Среди слышавшихъ объ исцѣленіи Григорія, былъ слуга воеводы Сибирскаго Андрея Нарышкина, Илія Головачевъ. Онъ сильно страдалъ глазами: на нихъ образовалась злокачественная опухоль, и отъ великой боли Илія даже не могъ глядѣть. Страшась совершенно потерять свое зрѣніе, онъ обратился къ Господу съ усердной молитвой объ исцѣленіи. Въ такомъ положеніи его нашелъ Григорій, самъ недавно получившій исцѣленіе отъ своего недуга по молитвамъ святаго Симеона. Григорій сталъ утѣшать Илію: «Не предавайся печали, и отчаянію. Вспомни, какъ милосердъ Господь. Дивны Его дѣла роду человѣческому. И на мнѣ грѣшномъ Онъ недавно проявилъ Свою милость, исцѣлилъ меня отъ тяжкаго недуга по молитвамъ праведнаго человѣка Божія, новоявленнаго Сибирскаго чудотворца. Обратись съ молитвой къ этому угоднику Божію и можешь получить облегченіе и исцѣленіе». По просьбѣ Иліи, Григорій далъ ему земли съ гроба Меркушинскаго чудотворца. Илія, съ вѣрой, что праведникъ поможетъ ему, приложилъ эту землю къ глазамъ. Въ слѣдующую же ночь во время сна больной почувствовалъ, что изъ глазъ его выдѣляется какая-то жидкость. Проснувшись онъ замѣтилъ, что по лицу у него течетъ изъ глазъ кровь. Когда же сняли повязку, то вмѣстѣ съ нею отстала и самая опухоль. Въ великой радости поспѣшилъ Илія придти утромъ къ своему господину и разсказалъ ему обо всемъ случившемся: при этомъ онъ просилъ у Нарышкина позволенія съѣздить въ Меркушино на поклоненіе св. мощамъ новоявленнаго чудотворца и получилъ его согласіе.

Дочь Нарышкина страдала также глазной болѣзнію. Слыша о чудесахъ въ Меркушинѣ, воевода отправился съ нею въ то селеніе. Здѣсь, послѣ панихиды надъ гробомъ праведника, больная получила исцѣленіе, лишь только приложила къ глазамъ своимъ землю, взятую съ гроба святого.

Слухъ о явленіи св. мощей скоро достигъ и до Тобольска [3]. Въ то время Верхотурская страна принадлежала къ епархіи Сибирской. Тобольскіе іерархи съ особеннымъ рвеніемъ наблюдали за чистотой православной вѣры. Между тѣмъ въ эту страну были отправляемы различные люди, уклонившіеся отъ истиннаго Православія. Потому Тобольскіе святители часто сами совершали объѣздъ своей епархіи, или же поручали это кому-либо изъ своихъ помощниковъ. Въ 1693 году съ такой цѣлью прибылъ въ Верхотурье клирикъ Сибирскаго архіерея, по имени Матѳей. Изъ Верхотурья онъ направился въ Меркушино. Здѣсь ему былъ показанъ выходящій изъ земли гробъ съ нетлѣнными мощами угодника Божія. Увѣрившись въ дѣйствительности этого удивительнаго явленія, Матѳей донесъ объ этомъ своему владыкѣ, митрополиту Тобольскому Игнатію, незадолго до того прибывшему въ свою епархію. Кромѣ того клирикъ Матѳей повелѣлъ священнику той церкви, отцу Іоанну, и церковному старостѣ съ прихожанами поставить небольшой срубъ или «голбчикъ» надъ выходящимъ гробомъ. И это было немедленно устроено.

Вскорѣ послѣ этого, въ 1694 году при гробѣ праведнаго произошло слѣдующее чудо.

Въ Верхотурьѣ жилъ тогда одинъ пушкарь по имени Іоаннъ Григорьевъ. Его постигла тяжкая болѣзнь: онъ совершенно разслабъ, такъ что, не надѣясь выздоровѣть, сталъ уже готовиться къ смерти. Болѣзнь все усиливалась. И вотъ однажды, находясь въ такомъ тягостномъ положеніи, онъ во снѣ услышалъ голосъ: «Іоаннъ, иди въ село Меркушино. Вели священнику той церкви отпѣть молебенъ святому Архангелу Божію Михаилу, а у выходящаго гроба — совершить панихиду, и будешь здоровъ!» Пробудившись отъ сна, Іоаннъ тотчасъ же послалъ своего сына, по имени Стефана, къ священнику въ село Меркушино. Тамъ по просьбѣ Стефана былъ отслуженъ молебенъ святому Архистратигу Михаилу и отпѣта панихида надъ гробомъ праведника. Въ это самое время въ Верхотурьѣ разслабленный Іоаннъ почувствовалъ себя гораздо лучше, такъ что даже былъ въ состояніи добраться безъ посторонней помощи къ своему воеводѣ Іоанну Циклеру, которому и разсказалъ о своемъ исцѣленіи и о томъ, какъ онъ услышалъ во снѣ голосъ. Выслушавъ его разсказъ, воевода сказалъ ему: «Не забывай же такой милости Божіей».

Спустя недѣлю Іоаннъ отправился вмѣстѣ со всѣмъ своимъ домомъ въ Меркушино. Совершивъ надъ гробомъ праведнаго панихиду, онъ взялъ съ гроба земли и сталъ обтирать ею свое тѣло. Тотчасъ же почувствовалъ онъ себя вполнѣ здоровымъ, какъ будто никогда и не былъ боленъ.

Не только самъ Іоаннъ испыталъ надъ собою дивную помощь свыше по молитвамъ святого, но даже и дочь его, дѣвица 15-ти лѣтъ, удостоилась по молитвамъ новаго цѣлителя избавленія отъ своего недуга. Ея лицо стало покрываться неисцѣлимымъ струпомъ. Тогда отецъ ея, надъ самимъ собою недавно испытавшій чудесное исцѣленіе при гробѣ праведнаго, съ твердой вѣрой обратился къ этому угоднику. Взявъ все свое семейство, онъ отправился въ Меркушино и тамъ попросилъ священника совершить панихиду надъ гробомъ праведника. Такъ какъ тогда еще не было извѣстно имя этого угодника Божія, то его поминали «именемъ, его же Господь вѣсть». Послѣ этого болящая обтерла землей съ гроба святого Свое лицо и получила по молитвамъ его полное исцѣленіе.

Въ томъ же 1694 году совершилось новое чудо. Верхотурскій воевода Іоаннъ Циклеръ разсказалъ объ этомъ преосвященному митрополиту Тобольскому Игнатію, который прибылѣ въ Верхотурье для освященія вновь построеннаго храма во имя Пресвятой Троицы. Одинъ изъ его слугъ, по имени Петръ, объѣзжалъ коня. Вдругъ конь взбѣсился, сбросилъ съ себя Петра и раздробилъ ему на одной ногѣ кость. Петръ даже не могъ самъ приподняться съ земли. Нога его сильно распухла. Страдая, онъ далъ обѣтъ сходить въ село Меркушино, отслужить молебенъ святому Михаилу Архангелу и отпѣть панихиду надъ гробомъ новаго чудотворца. Вслѣдствіе сильной боли онъ не могъ отправиться туда пѣшкомъ. «Потому онъ обратился ко мнѣ съ просьбой, чтобы я позволилъ ему ѣхать въ Меркушино и далъ ему лошадей, что я и приказалъ тотчасъ же исполнить», разсказывалъ Циклеръ митрополиту. Въ Меркушинѣ, по просьбѣ Петра, сначала отслужили молебенъ Архистратигу Михаилу, затѣмъ панихиду надъ гробомъ праведника. Петръ взялъ земли съ гроба святого и сталъ ею растирать ушибленное мѣсто. По неизреченной милости Божіей, тотчасъ болѣзнь Петра прекратилась, опухоль опала, и онъ сталъ ходить, какъ будто никогда и не хворалъ. Всѣ, видѣвшіе это чудо, прославили Господа, Его великаго Архистратига Михаила и вновь возсіявшаго праведника.

Вскорѣ было совершено первое освидѣтельстованіе святыхъ мощей праведнаго. Вышеназванный митрополитъ Тобольскій Игнатій, объѣзжая епархію, направлялся изъ Пелыми [4] въ городъ Верхотурье, гдѣ онъ намѣревался освятить соборный храмъ. Прибывъ въ деревню Караульное [5] на разстояніи семи верстъ [6] отъ Меркушина, онъ остановился здѣсь на нѣкоторое время. Здѣсь къ нему приступилъ игуменъ Далматовской обители [7], Исаакъ, и сказалъ: «Недалеко отсюда стоитъ село Меркушино съ храмомъ во имя святого Архангела Михаила: при этой церкви находится выходящій изъ земли гробъ. Не благоизволишь-ли, Владыка, самъ осмотрѣть этотъ гробъ? Уже не мало чудесъ и знаменій совершалось у него». Митрополитъ самъ не поѣхалъ, а свидѣтельствовать гробъ послалъ въ Меркушино Исаака, игумена Далматскаго, а вмѣстѣ съ нимъ и ключаря Тобольскаго собора, іерея Іоанна, другого іерея Іоасафа, діакона Петра и іеродіакона Далматовскаго монастыря Василида. Посланные быстро Достигли села Меркушина и приступили къ освидѣтельствованію гробницы со святыми мощами праведника. Ихъ взорамъ представилось все святое тѣло праведника: глава, перси, ребра, станъ и ноги — все оставалось въ цѣлости, кожа словно приросла къ костямъ, только немногое обратилось въ персть. Это первое освидѣтельствованіе послѣдовало 18 декабря 1694 г.

Тѣмъ временемъ и митрополитъ, выслушавъ утреннее славословіе въ Караульномъ, направился съ остальными своими спутниками въ село Меркушино, такъ какъ путь въ городъ Верхотурье лежалъ черезъ это селеніе. Прибывъ въ Меркушино, митрополитъ посѣтилъ церковь во Имя Архистратига Михаила. Потомъ онъ спросилъ игумена Исаака, открывали-ли они гробницу и что въ ней обрѣли? Самъ митролитъ былъ въ нерѣшительности и недоумѣніи, когда услышалъ отвѣтъ игумена. Но милосердный Господь вскорѣ положилъ предѣлъ его колебаніямъ. Въ тотъ же самый день митрополитъ почувствовалъ боль въ лѣвомъ глазу. Преосвященный сначала подумалъ, что болѣзнь его произошла отъ зимней стужи и вѣтра. Но вдругъ, словно молнія блеснула у него мысль, что болѣзнь постигла его за то, что онъ не захотѣлъ самъ освидѣтельствовать св. мощей праведника. Тогда онъ сталъ молиться и взывать: «Помилуй мя, Господи, и исцѣли мое око! И ты, святый праведникъ, не гнѣвайся на меня! Я обѣщаю, что послѣ Божественной литургіи, — если тебѣ будетъ то угодно — я самъ приду къ святымъ мощамъ твоимъ и самъ воззрю на нихъ!» Тотчасъ же боль утихла, и онъ опять сталъ хорошо видѣть своимъ глазомъ. Согласно своему обѣщанію, преосвященный послѣ литургіи вмѣстѣ съ игуменами, священниками и діаконами отправился къ явленному гробу. Раскрывъ гробъ съ подобающимъ благоговѣніемъ, онъ нашелъ то же, что ему сообщилъ игуменъ Исаакъ: онъ увидѣлъ, что все тѣло праведника совершенно цѣло, только не сохранилось перстовъ на рукахъ. Кости были плотно покрыты плотью, такъ что исполнилось слово Писанія: «Прильпе кость моя плоти моей» (Псаломъ 101, ст. 6). Пегребальныя же пелены обратились въ прахъ.

Тогда, исполненный благоговѣнія, митрополитъ провозгласилъ: «Свидѣтельствую и я, что воистину это святыя мощи праведнаго и добродѣтельнаго человѣка. Во всемъ подобны онѣ мощамъ древнихъ святыхъ. Этотъ праведникъ подобенъ Алексію, митрополиту Московскому, или же преп. Сергію, Радонежскому чудотворцу, такъ какъ онъ сподобился отъ Бога нетлѣнія, подобно этимъ свѣтильникамъ вѣры православной!»

Послѣ этого митрополитъ приказалъ снова закрыть гробъ. И то было удивительно, что самый гробъ оставался новымъ, хотя, по разсказамъ мѣстныхъ жителей, онъ находился въ землѣ уже болѣе 50-ти лѣтъ.

Совершивъ панихиду надъ гробомъ праведника, его снова засыпали землей на четверть, съ произнесеніемъ словъ: «Господня земля и исполненіе ея» (Псаломъ 23, ст. 1). Послѣ этого преосвященный вышелъ изъ часовни къ собравшемуся народу и спросилъ: «Нѣтъ ли среди васъ человѣка, который бы помнилъ, кто погребенъ на этомъ мѣстѣ?»

Изъ среды народа выступилъ 70-лѣтній старецъ Аѳанасій и сказалъ: «Никто не помнитъ имени погребеннаго здѣсь праведника. Только сохранилось среди насъ преданіе, что возлѣ церкви первымъ былъ погребенъ какой-то благочестивый и добродѣтельный мужъ». Затѣмъ старецъ разсказалъ все, что зналъ о происхожденіи и подвижнической жизни праведника. Услышавъ все это, митрополитъ сказалъ собравшимся: «Чада, молитесь Господу Богу, да откроетъ Онъ намъ имя праведника, и я, грѣшный, самъ буду молить о томъ же Господа».

Простясь съ народомъ и преподавъ ему свое архипастырское благословеніе, преосвященный отправился въ городъ Верхотурье. По дорогѣ онъ размышлялъ обо всемъ бывшемъ, думалъ о томъ, что, если Господь позволилъ проявить св. мощи Своего угодника, то Онъ откроетъ и имя, данное этому праведнику при святомъ крещеніи. Уже 10 верстъ отъѣхалъ отъ села Меркушина преосвященный. Среди этихъ своихъ размышленій онъ погрузился въ дремоту и внезапно въ сонномъ видѣніи представилось ему множество народа, вопрошающаго объ имени праведника. Въ то же самое время преосвященный услышалъ голосъ: «Симеономъ зовутъ его». Послѣ этого будто-то повторилъ: «Семенъ звать его». Еще въ третій разъ кто-то назвалъ праведника уменьшительнымъ, ласкательнымъ именемъ, какъ родители называютъ дѣтей своихъ. Великой радости исполнился тогда преосвященный. Онъ тотчасъ проснулся и понялъ, что видѣніе было ему Свыше. Объятый удивленіемъ, прибылъ преосвященный въ Верхотурье, гдѣ остановился въ Николаевскомъ монастырѣ [8]. О видѣніи, бывшемъ ему на пути, онъ повѣдалъ архимандритамъ Сергію и Александру и игумену Далматскому Исааку. Слыша разсказъ преосвященнаго, удивились они и сказали, что первое наименованіе праведника показываетъ, какъ слѣдуетъ почитать святого послѣ кончины, второй возгласъ обозначаетъ, какъ звали его при жизни, а наименованіе блаженнаго ласкательнымъ именемъ показываетъ, что такъ звали его родители. Преосвященный сказалъ, что и самъ такъ думаетъ. Послѣ этого они возблагодарили Господа Бога, дивнаго во святыхъ Своихъ. Съ того времени митрополитъ Тобольскій повелѣлъ именовать новоявленнаго угодника Божія Симеономъ.

Около того же времени было еще видѣніе іеродіакону Василиду, послушнику вышеназваннаго Исаака Далматскаго. Послѣ вечерняго правила іеродіаконъ Василидъ сидя задремалъ. И вдругъ ему въ видѣніи представилось множество народа, спрашивавшаго имя новоявленнаго чудотворца. И раздался голосъ: «Къ чему вы много вопрошаете? Уже вамъ извѣстно, что его зовутъ Симеонъ». Проснувшись, іеродіаконъ ознаменовалъ себя крестнымъ знаменіемъ: онъ понялъ, что удостоился видѣнія свыше, и разсказалъ о чудесномъ снѣ своемъ преосвященному Игнатію.

Посѣтивъ городъ Верхотурье и освятивъ здѣсь соборный храмъ 27 декабря 1694 года, митрополитъ поѣхалъ обратно въ Тобольскъ. По дорогѣ онъ заѣхалъ опять въ Меркушино. Вмѣстѣ съ нимъ прибыли сюда Верхотурскій воевода Циклеръ, священники, діаконы и большое число Верхотурскихъ жителей. Въ это время священникъ находившейся тамъ церкви во имя Архистратига Михаила, Іоаннъ, разсказалъ митрополиту, что за день до прибытія преосвященнаго въ Меркушино онъ послѣ вечерняго правила быстро заснулъ и во снѣ увидѣлъ слѣдующее: гробъ со св. мощами праведника перенесли въ церковь, и ему, Іоанну, надо совершить литію у этого гроба. Не зная, какимъ именемъ слѣдуетъ поминать усопшаго, былъ онъ въ недоумѣніи, и вдругъ послышался ему голосъ: «Зачѣмъ недоумѣваешь? Поминай его Симеономъ». Когда священникъ разсказалъ объ этомъ, оказалось, что видѣнія этого онъ удостоился въ тотъ же самый вечеръ, когда іеродіаконъ Василидъ тоже узналъ чрезъ видѣніе во снѣ объ имени праведника.

На другой день митрополитъ еще разъ свидѣтельствовалъ святыя мощи и съ благоговѣніемъ лобызалъ ихъ. Еще разъ торжественно объявилъ онъ всѣмъ присутствующимъ о святыхъ мощахъ праведнаго Симеона Верхотурскаго. Всѣ Божіи люди возблагодарили Господа, поклонились св. мощамъ новоявленнаго угодника и стали въ сердечномъ умиленіи лобызать ихъ. При этомъ Верхотурскій воевода засвидѣтельствовалъ, что мощи св. Симеона воистину подобны нетлѣннымъ мощамъ Кіево-Печерскихъ подвижниковъ. Самъ преосвященный Игнатій возложилъ на гробъ праведнаго шелковую пелену и приказалъ сообщить ему всѣ свѣдѣнія о жизни и чудесахъ св. Симеона. Впослѣдствіи на основаніи того, что самъ видѣлъ и слышалъ, онъ составилъ повѣсть объ явленіи честныхъ мощей, о первыхъ чудесахъ святого и акаѳистъ ему.

Съ этого времени все чаще стали подаваться исцѣленія недугующимъ по молитвамъ праведнаго Симеона. Одно такое исцѣленіе засвидѣтельствовано тѣмъ же митрополитомъ Игнатіемъ. Послѣ посѣщенія Меркушина, преосвященный вмѣстѣ со своими спутниками направился въ городъ Ирбитъ [9], гдѣ въ то время открывалась ярмарка. Въ этомъ городѣ находился нѣкій іеродіаконъ по имени Савватій. Онъ сильно страдалъ тогда зубною болью и изнемогалъ отъ страшнрй ломоты въ ногахъ, такъ что едва могъ ходить, и то лишь съ величайшимъ трудомъ. Наканунѣ 12-го января, дня праздника въ честь св. мученицы Татіаны, вечеромъ незадолго до всенощнаго бдѣнія Савватій заснулъ и вдругъ увидѣлъ во снѣ, будто онъ, взявъ благословеніе у митрополита, отправился въ Меркушино. Вотъ онъ стоитъ въ часовнѣ надъ гробомъ праведнаго. Игуменъ Исаакъ открылъ ему мощи. Бросившись ницъ передъ гробницей святого, онъ взывалъ: «Праведникъ Божій, святой Симеонъ, помилуй меня и молитвами твоими исцѣли мои недуги!» И вдругъ видитъ: святой Симеонъ, приподнявшись, сѣлъ на гробъ, на немъ та самая пелена, которую возложилъ митрополитъ Игнатій. И обратился праведный къ Савватію: «Старче!» Затѣмъ возложивъ на голову Савватія руку свою, святой вторично сказалъ ему: «Поди, поди, Савватій!» Обрадованный іеродіаконъ направился въ церковь Архистратига Михаила и сталъ разсказывать іерею Тобольскаго собора Іосифу и іеродіакону Петру о томъ, какъ онъ сподобился увидѣть праведнаго Симеона. Тутъ Савватій проснулся и почувствовалъ, что всѣ недуги его прошли. Тогда онъ горячо сталъ благодарить Бога и прославлять новаго чудотворца, св. праведнаго Симеона Сибирскаго. Это исцѣленіе произошло въ Ирбитѣ въ то время, когда тамъ собралось много народа. Всѣ удивлялись и благодарили Господа, пославшаго людямъ новаго ходатая и молитвенника.

Скоро стало извѣстно о новомъ чудѣ. Ключарь Соборной Сибирской церкви, іерей Іоаннъ, какъ выше упомянуто, былъ посланъ освидѣтельствовать св. мощи праведнаго Симеона вмѣстѣ съ игуменомъ Исаакомъ. Окончивъ это порученіе, оба вошли въ домъ священника села Меркушина Іоанна, гдѣ имъ готовъ былъ ночлегъ. Ключарь Іоаннъ, утомленный дорогой, скоро заснулъ и узрѣлъ дивное видѣніе. Снилось ему, будто онъ находится въ церкви святого Архистратига Михаила въ Меркушинѣ. Посреди церкви стоитъ гробъ съ мощами св. Симеона. Великое благоуханіе наполняетъ храмъ, подобно тому, какъ это бываетъ во время кажденія по всей церкви. Преосвященнѣйшій Игнатій стоитъ тутъ же, и вокругъ его головы также носится благоуханіе. Въ изумленіи ключарь услышалъ голосъ, обращенный къ нему: «Что ты такъ этому изумляешься? Зачѣмъ ты этому не вѣришь? Такъ же прославляетъ Господь Богъ этого праведнаго, какъ и Василія [10].

Св. Симеонъ даже послѣ своей кончины не давалъ распространяться въ странѣ своей заблужденіямъ, противнымъ истинной вѣрѣ Православной. На другой годъ послѣ открытія его св. мощей, въ 1696 году, 14 января, митрополитъ Игнатій, заботясь о душевномъ спасеніи своей паствы, посылаетъ для обозрѣнія епархіи іеромонаха Израиля и соборнаго іеродіакона Никифора Амвросіева. Они должны были наблюдать, гдѣ и какъ исповѣдуютъ истинную вѣру Христову, вразумлять уклоняющихся отъ Православія и ободрять колеблющихъ. Прибывъ въ Верхотурье, они увидѣли, что въ самомъ городѣ, да и въ окрестностяхъ его, народъ крѣпко держится Православія и живетъ благочестиво. Имъ сообщили, что здѣсь поселились было люди, уклонившіеся отъ Православія. Но не долго они прожили въ этихъ мѣстахъ. Одни изъ нихъ вскорѣ отказались отъ своихъ заблужденій, другіе же покинули эту мѣстность. Посланные не могли не видѣть въ этомъ чудесной помощи свыше. Такъ они и донесли митрополиту Игнатію, и преосвященный также призналъ въ этомъ явленіи особенное благоволеніе святаго Симеона къ тѣмъ мѣстамъ. И до сихъ поръ всѣ жители Верхотурской страны твердо держатся истинной вѣры и нѣтъ среди нихъ уклоняющихся отъ вѣры Православной.

Вскорѣ произошло еще новое чудо. Посланные митрополитомъ возвращались въ Тобольскъ. Путь лежалъ черезъ село Меркушино. Одинъ изъ посланныхъ, іеродіаконъ Никифоръ Амвросіевъ, сидя въ саняхъ, сталъ молиться, чтобы Господь сподобилъ его достойнымъ образомъ поклониться св. мощамъ Своего славнаго угодника. Въ это время іеродіаконъ погрузился въ легкую дремоту и вдругъ видитъ предъ собою мужа въ бѣлой одеждѣ, лѣтъ около 25-ти. Волосы его были русаго цвѣта. Добрымъ взглядомъ онъ смотрѣлъ на Никифора. Тотъ спросилъ его: «Рабъ Божій, скажи мнѣ, какъ тебя зовутъ и кто ты?» Тогда явившійся сказалъ необыкновенно пріятнымъ голосомъ: «Я — Симеонъ Меркушинскій», и съ зтими словами сталъ невидимъ. Іеродіаконъ тотчасъ же проснулся, дрожь объяла его при мысли о видѣніи. Между тѣмъ они прибыли въ Меркушино. Іеродіаконъ Никифоръ съ сердечнымъ благоговѣніемъ и великимъ страхомъ поклонился нетлѣннымъ мощамъ святого праведникаго Симеона, прославилъ Господа и тутъ же повѣдалъ всѣмъ о явленіи бывшемъ ему во снѣ.

Одинъ человѣкъ, Петръ Калининъ, съ рѣки Міаса, разсказалъ въ Меркушинѣ слѣдующее. Въ февралѣ 1700 года онъ съ товарищами своими отправился на рыбную ловлю. Вдругъ на нихъ напали татары, схватили ихъ, везли съ собою куда-то цѣлыхъ два дня. Къ вечеру на третій день перевязали своихъ плѣнниковъ и вскорѣ заснули крѣпкимъ сномъ. Тогда Петръ, возложивъ всю надежду свою на Божіе милосердіе, сталъ взывать къ праведному Симеону: «Праведникъ Божій Симеонъ, помилуй меня и избавь меня отъ этихъ иноплеменниковъ». При этомъ онъ далъ обѣщаніе сходить въ Меркушино и совершить панихиду надъ гробомъ св. Симеона. Лишь только онъ далъ обѣщаніе, тотчасъ же съ рукъ и ногъ его спали сами собою крѣпкія узы, наложенныя врагами. Возблагодаривъ горячо Господа за помощь, онъ взялъ двухъ коней и вернулся къ себѣ.

Чѣмъ болѣе возрастала молва о святыхъ мощахъ Симеона, тѣмъ болѣе у жителей Верхотурья крѣпла мысль почтить достойнымъ образомъ угодника Божія и новаго чудотворца. Люди Божіи задумали перенести мощи святого Симеона изъ села Меркушина въ городъ Верхотурье. Въ 1702 году вступилъ на архипастырскій престолъ новый митрополитъ Филоѳей, отличавшійся своею ученостію и ревностнымъ проповѣданіемъ истинной вѣры Христовой [11]. Къ нему-то и обратились Верхотурскіе жители съ просьбой о перенесеніи мощей святого Симеона. Особенно просили митрополита отъ лица всѣхъ Верхотурскихъ гражданъ воевода Алексѣй Калетинъ и таможенный голова Петръ Худяковъ. Митрополитъ Филоѳей, и самъ питавшій къ святому чувство глубокаго благоговѣнія, охотно далъ свое архипастырское благословеніе и разрѣшилъ перенести святыя мощи въ Николаевскій Верхотурскій монастырь.

Когда было получено это разрѣшеніе отъ преосвященнаго Филоѳея, въ Меркушино отправился архимандритъ Николаевскаго монастыря Израиль. Это происходило около 1-го числа сентября 1704 года, а перенесеніе было назначено на 8 сентября. Архимандритъ долженъ былъ прежде совершить переложеніе святыхъ мощей въ новую раку. Но въ то время началась ненастная погода, такъ что нѣкоторымъ пришла въ голову мысль, благоугодно-ли святому это перенесеніе мощей изъ Меркушина? Такъ думалъ даже упомянутый Худяковъ, бывшій ходатаемъ о ихъ перенесеніи. Но самъ святой Симеонъ разрѣшилъ это недоумѣніе. Худякову во время сна представилось, будто стоитъ онъ въ Меркушинскомъ храмѣ и передъ нимъ гробъ со святыми мощами. Передъ гробомъ — архимандритъ Израиль со множествомъ народа. Вдругъ отъ гроба поднялось нѣкое благоуханіе въ видѣ столба и направилось къ городу Верхотурью. Изъ этого всѣ поняли, что праведному Симеону не противно перенесеніе его честныхъ мощей въ Верхотурье. Тогда 8-го или 9-го числа сентября было совершено переложеніе св. мощей въ новую раку. И замѣчательно, что съ этого дня прекратился дождь, и наступила тихая, хорошая погода.

12 числа сентября 1704 года торжественно съ великимъ благоговѣніемъ было совершено перенесеніе честныхъ мощей славнаго угодника Божія, который съ этихъ поръ сталъ именоваться Верхотурскимъ. И отъ сего дня, въ прежнія благословенныя царскія времена, 12 сентября совершалось торжественное празднованіе въ честь святого Симеона.

По перенесеніи св. мощей въ городъ Верхотурье отъ раки праведнаго съ новой силой стали истекать чудотворенія, изъ которыхъ особенно замѣчательно слѣдующее. Въ Верхотурьѣ проживала вдова Параскева Быкова. Она сильно страдала болѣзнью глазъ, уже совсѣмъ лишилась зрѣнія, не могла даже различать свѣта, а кромѣ того, постоянно чувствовала въ глазахъ нестерпимую боль, такъ что не могла ни спать, ни ѣсть, ни пить. Никакія средства не приносили ей облегченія. Тогда она стала помышлять, что напрасно искать помощи отъ людей, если не будетъ помощи отъ Бога. И милосердный Господь черезъ Своего угодника святого Симеона помогъ скорбящей, страждущей вдовѣ.

12 сентября 1705 года, въ день памяти новаго чудотворца св. Симеона, вдова задремала. Ей представилось, что она стоитъ за литургіей въ церкви святителя Николая, гдѣ почивали св. мощи Симеона праведнаго, и передъ гробницей святого усердно молится о своемъ исцѣленіи. Вдругъ Параскева слышитъ изъ раки гласъ дивнаго новаго чудотворца: «Обѣщайся отслужить молебенъ Господу Богу и праведному Симеону въ Николаевскомъ храмѣ и сдѣлай посильное приношеніе въ этотъ храмъ». Вдовица обѣщала исполнить приказаніе и пожертвовать щедро на храмъ. Проснулась болящая и сейчасъ же почувствовала нѣкоторое облегченіе въ своемъ недугѣ. Но по своей слабости отложила исполнить свое обѣщаніе отслужить молебенъ. И вотъ вскорѣ она вторично увидѣла, будто молится въ той самой церкви и слышитъ, какъ праведный Симеонъ говоритъ ей: «Что же ты забываешь свое обѣщаніе о молебнѣ?» Параскева тотчасъ же воскликнула: «Виновата я, грѣшная, предъ Богомъ и тобою, праведниче. Я исполню свое обѣщаніе, только умилосердись надо мною и исцѣли болѣзнь мою». Проснувшись, вдовица почувствовала себя еще лучше, тѣлесныя силы ея возвратились, только еще она не могла хорошо смотрѣть. Но и послѣ вторичнаго видѣнія она почему-то стала откладывать свое обѣщаніе. Тогда снова видитъ она во снѣ, будто стоитъ въ Николаевскомъ храмѣ. Внезапно праведный сѣлъ въ своей ракѣ и сказалъ ей: «Не забывай своего обѣщанія отслужить молебенъ и не откладывай этого на долгое время». Проснувшись вдовица ясно прозрѣла. Радуясь своему исцѣленію и славя Господа, она поспѣшила въ Николаевскій монаетырь. По ея просьбѣ было еовершено молебствіе у раки праведнаго угодника Симеона Верхотурскаго. Тогда же она сдѣлала и пожертвованіе въ эту обитель,

Не мало было въ то время нестроеній въ Сибирской странѣ. Нерѣдко кочевники нападали на селенія русскихъ и уводили плѣнниковъ. Въ 1709 году лѣтомъ башкиры напали на Багарятинскую слободу, разорили ее и взяли въ плѣнъ мѣстнаго священника Петра вмѣстѣ съ сыномъ его Іереміей. Кочевники, связавъ плѣнныхъ, въ теченіе трехъ дней везли ихъ въ свои улусы (т. е. въ свои становища). Прибывъ на озеро Чебаркулево, они остановились на ночлегъ. Истомленный страхомъ и тягостнымъ путешествіемъ священннкъ быстро впалъ въ сонъ, и вдругъ ему явилась Пресвятая Богородица и повелѣла, чтобы онъ для освобожденія отъ плѣна обѣщалъ поклониться въ Верхотурьѣ мощамъ праведнаго Симеона и сходилъ бы въ село Ниробъ для поклоненія иконѣ святителя и чудотворца Николая. Священникъ пробудился, пораженный такимъ явленіемъ, и съ великой благодарностію сталъ молиться Господу Богу и Его Пречистой Богоматери, а также возносилъ свои моленія славному чудотворцу Симеону. И далъ онъ обѣтъ исполнить все, что повелѣла ему Пресвятая Богородица. Между тѣмъ при наступленіи ночи враги еще сильнѣе затянули веревки, которыми были связаны плѣнники. Вдругъ — ременные путы на плѣнникахъ ослабѣваютъ. Спадаютъ сами собой. Освобожденные такимъ дивнымъ образомъ, священникъ со своимъ сыномъ скрываются сначала въ тростникѣ, который росъ по берегамъ озера, потомъ вступаютъ и въ самую воду по шею, чтобы враги не могли ихъ замѣтить, и такъ освобождаются отъ плѣна. Послѣ этого они отправились на поклоненіе къ образу Николая чудотворца. Отъ всего сердца благодарили они Бога и Пресвятую Богородицу, а въ Верхотурьѣ съ великимъ благоговѣніемъ, съ горячей благодарностію поклонились они св. мощамъ праведнаго Симеона, освободившаго ихъ отъ горькаго плѣна.

Въ 1711 году, въ апрѣлѣ мѣсяцѣ одинъ монастырскій старецъ, по имени Іаковъ, внимательно слушалъ Божественную литургію и старался отрѣшиться мыслію отъ всего земного. Тихо стоялъ онъ въ молитвенномъ умиленіи. Вдругъ при возгласѣ: «Со страхомъ Божіимъ и вѣрою приступите» онъ упалъ ницъ и лежалъ долгое время безъ чувствъ. Когда же онъ пришелъ въ себя, то разсказалъ слѣдующее: когда онъ взиралъ на образъ Пресвятой Богородицы, именуемый Одигитрія, его вдругъ объялъ страхъ. Что съ нимъ дальше было, — онъ не помнитъ, лишь помнитъ одно, какъ предсталъ предъ нимъ праведный Симеонъ и, прикоснувшись къ нему, сказалъ: «Встань, поди и объяви всѣмъ, чтобы воздерживались отъ сквернословія и словъ бранныхъ, иначе Господь пошлетъ на людей и на скотъ ихъ голодъ и моръ. Пусть всѣ усердно молятся Господу, Его Пречистой Матери и всѣмъ святымъ, пусть весь народъ отслужитъ молебное пѣніе объ отвращеніи гнѣва Божія». Кромѣ того праведный Симеонъ приказалъ Іакову разсказать объ этомъ архимандриту и воеводѣ, чтобы люди раскаялись въ своихъ прегрѣшеніяхъ и молились объ избавленіи отъ праведнаго гнѣва Божія. И стали люди горько каяться въ своихъ согрѣшеніяхъ, усердно молились, чтобы милосердный Господь помиловалъ ихъ. И Господь услышалъ слезы, воздыханія народныя, и молитвы покаянныя спасли людей отъ грозящей имъ бѣды.

Праведный Симеонъ являлся цѣлителемъ даже такихъ людей, которые не вѣдали и не слышали объ его прославленіи. Такъ въ 1749 году одинъ крестьянинъ Василій Масленниковъ былъ чудесно избавленъ праведнымъ отъ тяжкаго и продолжительнаго недуга. Онъ жилъ въ Новянскомъ заводѣ и еще съ самаго ранняго дѣтства былъ наученъ раскольниками налагать на себя крестное знаменіе двумя перстами. Однажды Василій тяжко заболѣлъ. Члены его разслабли такъ, что онъ не могъ владѣть правой рукою, не могъ говорить. Въ такомъ болѣзненномъ состояніи онъ пробылъ три года. И вотъ, во время сна, предъ нимъ предсталъ однажды нѣкій свѣтскій человѣкъ среднихъ лѣтъ, въ одеждѣ бѣлой, съ русыми волосами. Явившійся спросилъ Василія: «Хочешь ли ты быть здоровымъ?» Болящій пришелъ въ величайшее изумленіе и отвѣчалъ: «Да, я, господинъ, желаю того. Но кто ты и почему ты такъ заботишься обо мнѣ?» «Я Симеонъ Верхотурскій», отвѣчалъ ему свѣтлый человѣкъ, «немедленно ступай въ Верхотурскій Николаевскій монастырь, помолись съ вѣрою Господу Богу, попроси совершить молебное пѣніе предъ находящимися тамъ мощами и будешь здоровъ. Крестное же знаменіе изображай на себѣ, во образъ Святой Троицы, не двумя, а тремя перстами». Больной далъ обѣщаніе. Проснувшись на другой день, онъ почувствовалъ себя совершенно здоровымъ. Тотчасъ онъ разсказалъ всѣмъ о чудескомъ своемъ исцѣленіи и вскорѣ отправился въ Верхотурье, за 200 верстъ отъ того завода, гдѣ онъ жилъ. Здѣсь исцѣленный исполнилъ все, что повелѣлъ ему славный чудотворецъ и защитникъ Православія въ странѣ Сибирской.

По просьбѣ нѣкоторыхъ почитателей святого Симеона въ 1763 году было произведено новое освидѣтельствованіе его многоцѣлебныхъ мощей. Производившіе осмотръ съ немалымъ усердіемъ и великимъ стараніемъ собирали всѣ свѣдѣнія, какъ о житіи праведнаго, такъ и о посмертныхъ чудесахъ, проистекавшихъ въ разное время отъ нетлѣнныхъ мощей угодника Божія.

Между тѣмъ, чудесныя исцѣленія все продолжали истекать отъ гроба праведнаго Симеона, какъ бы нѣкій живительный потокъ, никогда не изсякающій. Изъ многихъ чудесъ, бывшихъ въ то время, особенно замѣчательно одно — исцѣленіе казака Ѳеодора Кайдалова, проживавшаго въ городѣ Сургутскомъ, Тобольской епархіи. Объ этомъ чудѣ самъ исцѣлѣвшій разсказалъ такъ: «Прилучилось мнѣ», говорилъ онъ, «въ 1790 году, въ день Рождества Христова быть въ дому двоюроднаго моего брата, священника Іоанна Іоанновича Кайдалова. Тутъ я узналъ, что у брата его есть порохъ, и попросилъ его принести сколько нибудь. Братъ согласился и принесъ въ мѣшкѣ 20 фунтовъ пороха. Этотъ мѣшокъ съ порохомъ положенъ былъ среди комнаты на полу. Мнѣ вздумалось попробовать бывшее со мною ружье. Зарядивъ его этимъ порохомъ, я едва спустилъ курокъ, чтобъ выстрѣлить, какъ искра отъ кремня въ куркѣ нечаянно упала въ тотъ мѣшокъ. Послѣдовалъ ужасный взрывъ, которымъ сбросило потолокъ со всего дома, хозяина оглушило и опалило, а у меня, такъ какъ я стоялъ еще ближе къ мѣшку, все платье и тѣло обгорѣло такъ, что по мѣстамъ обнаружились кости. Съ теченіемъ времени тѣло мое покрылось ранами и стало гнить, а въ ранахъ завелись черви и все болѣе и болѣе проникали въ мое тѣло. Въ такомъ болѣзненномъ состояніи въ ночь на 1-ое января я имѣлъ утѣшительное видѣніе. Нѣкій старецъ благообразнаго вида посовѣтовалъ мнѣ пойти поклониться святымъ мощамъ праведнаго Симеона, обѣщая, что этотъ угодникъ Божій подастъ мнѣ исцѣленіе. Съ того времени я постоянно имѣлъ въ мысляхъ праведнаго Симеона. Я возымѣлъ непремѣнное намѣреніе и далъ искренній обѣтъ — съѣздить въ Верхотурье помолиться праведному при ракѣ и святыхъ мощахъ его. Исполненіе этого обѣта имѣло спасительное для меня дѣйствіе, и черезъ полтора мѣсяца я совершенно исцѣлился. Я восхвалялъ, благодарилъ Господа дивнаго во святыхъ Его».

Благоговѣйное уваженіе къ новому чудотворцу, озаряющему своими чудесами Сибирскую страну, все возрастало и увеличивалось. Супруги Турчаниновы въ 1798 году соорудили новую мѣдную раку для св. мощей святого угодника Божія. Въ 1808 году въ селѣ Меркушинѣ была воздвигнута однимъ Верхотурскимъ жителемъ каменная гробница вмѣсто прежней деревянной. Она была сооружена надъ самой могилой праведнаго, изъ которой истекаетъ источникъ чистой воды, не повреждающейся въ сосудахъ, хотя бы и долго приходилось ей стоять. Въ благословенныя царскія времена поклоняющіеся св. мощамъ праведнаго Симеона посѣщали и это мѣсто, брали съ собой воды изъ источника. По усердной молитвѣ и призываніи имени святого Симеона часто отъ этой воды подавались вѣрующимъ различныя исцѣленія недуговъ, душевныхъ и тѣлесныхъ.

Особенно замѣчательно одно чудо праведнаго Симеона, который быстро наказываетъ людей, недугующихъ невѣріемъ, но быстро же и помогаетъ имъ, если они раскаялись и отъ всего сердца обратились съ молитвою къ ходатайству его предъ Богомъ. Одна женщина, Ксенія Ѳеодорова (это было въ началѣ XIX столѣтія въ Верхотурьѣ), взошла въ Николаевскій храмъ, гдѣ почивали св. мощи праведнаго. Она не вѣрила въ чудотворную силу св. мощей, а пришла сюда изъ любопытства. Въ это время въ храмѣ была одна благочестивая, знатная женщина. Она попросила открыть ей мощи праведника, искренно, глубоко почитая его. А Ксенія Ѳеодорова даже и не поклонилась святымъ мощамъ новаго чудотворца, а, взглянувъ на нихъ, небрежно удалилась изъ храма и пошла домой. Не успѣла она пройти и одной версты отъ города, какъ вдругъ поднялся страшный вихрь. Вѣтеръ поднялъ громадный столбъ пыли и мелкаго песку и вся эта пыль обрушилась на Ксенію и совершенно засорила ей глаза. Отъ песку она не могла видѣть свѣтъ, стала протирать глаза, но все было напрасно. Она, было, закричала своимъ спутницамъ, но тѣ за свистомъ вѣтра не слышали ея. Тогда Ксенія поняла, что Господь покаралъ ее за сомнѣніе. Она стала призывать имя праведнаго Симеона, и святой тотчасъ же помогъ ей. Къ ней подошла одна спутница. Ксенія попросила ее, чтобы она проводила ее къ св. мощамъ угодника Божія Симеона. Дорогой Ксенія все время молилась и просила, чтобы Господь простилъ ей прегрѣшеніе. Придя въ храмъ съ твердой надеждой на облегченіе, Ксенія не обманулась въ своемъ ожиданіи. Лишь только приложилась она къ святымъ мощамъ — тотчасъ же прозрѣла. Такъ праведный Симеонъ избавилъ ее отъ недуга, а, вмѣстѣ съ тѣмъ, отъ гибельнаго сомнѣнія.

Послѣ бывшаго еще разъ въ 1825 году освидѣтельствованія св. мощей праведнаго Симеона послѣдовали еще новыя чудеса, изъ которыхъ примѣчательно одно, происшедшее въ 1828 году. Осенью этого года въ октябрѣ одному изъ работавшихъ на Кыновскомъ заводѣ, Агапію Рачеву, нужно было сходить въ домъ находившійся за заводскимъ прудомъ. Въ это время по случаю сильныхъ дождей были открыты на плотинѣ шлюзы, а для пѣшеходовъ было перекинуто нѣсколько досокъ. Рачевъ благополучно переправился. Но въ домѣ онъ просидѣлъ до вечера, такъ что ему пришлось возвращаться въ сумерки. Дойдя до плотины, онъ началъ выбирать мѣсто для перехода. Введенный въ заблужденіе сильнымъ шумомъ и оглушительнымъ гуломъ падавшей внизъ воды, онъ отдалился отъ того мѣста, гдѣ былъ переходъ. Думая скорѣе пройти плотину, онъ ускорилъ шагъ и — вдругъ упалъ въ одно изъ самыхъ опасныхъ мѣстъ передъ плотиной, гдѣ было болѣе трехъ саженъ глубины. Извѣстно, что при открытыхъ шлюзахъ вода со страшной силой напираетъ въ проходы. Около одного такого прохода и упалъ вѣ воду Рачевъ. Опасность была велика. Казалось, ничто уже болѣе не могло спасти упавшаго. Неудержимымъ напоромъ воды его уносило въ проходъ, гдѣ Агапію предстояла вѣрная гибель. Находясь въ такомъ отчаянномъ положеніи, онъ сталѣ призывать на помощь святителя Николая и св. праведнаго Симеона, и молитва утопающаго была услышана. Внезапно, самъ не зная какимъ образомъ, онъ почувствовалъ, что въ рукахъ у него очутилась одна изъ балокъ, которыя поддерживали мостъ. Ободренный Агапій громко сталъ звать на помощь. Никто не являлся. Долго онъ кричалъ. Наконецъ, сталъ изнемогать силами. Балка, за которую онъ держался, была толста, къ тому же она осклизла. Отъ холодной воды руки его стали уже коченѣть. Еще нѣсколько минутъ — и Агапій выпуститъ балку, и тогда онъ погрузится опять въ воду. Опять онъ возопилъ къ милосердному Господу, умоляя спасти его отъ смерти. Тутъ же онъ далъ обѣтъ сходить въ Верхотурье на поклоненіе святымъ мощамъ праведнаго Симеона. Угодникъ Божій, заступникъ находящихся въ бѣдахъ и скорбяхъ, помощникъ всѣхъ призывающихъ его, немедленно оказалъ Агапію свою чудесную помощь. Вдругъ прибѣжалъ народъ, и вытащили люди Божіи утопающаго. Восхвалилъ, возблагодарилъ Господа спасенный отъ смерти Агапитъ, прославилъ великаго сибирскаго чудотворца, св. праведнаго Симеона. Онъ повѣдалъ людямъ, какъ онъ спасся отъ вѣрной смерти покровительствомъ этого святого. Дивился народъ и благодарилъ Бога, давшаго имъ такого скоропослушливаго заступника и цѣлителя.

Спустя шесть лѣтъ, именно въ 1834 году, этотъ славный угодникъ Божій дивнымъ образомъ исцѣлилъ отъ тяжкой болѣзни сына того же Агапія — Матѳея Рачева. Явившись болящему во время забытья, праведный Симеонъ напомнилъ Матѳею, что у него есть неисполненное еще обѣщаніе — сходить въ Верхотурскій монастырь. Болящій вскорѣ оправился и исполнилъ свое обѣщаніе.

Не одни жителй западной Сибири получали по молитвамъ св. Симеона различную помощь. И за предѣлами западной Сибири святой Симеонъ дивнымъ образомъ проявлялъ силу, дарованнуго ему всеблагимъ и всемогущимъ Господомъ. Такъ въ 1844 году произошло исцѣленіе въ Петербургѣ одной женщины, Авдотьи Парѳеньевой. Много и другихъ чудотвореній было совершено по молитвамъ святого угодника Божія. Всѣмъ призывающихъ его съ вѣрою подается заступленіе, отъ огня — спасеніе, болящимъ — исцѣленіе, глухимъ — слухъ, нѣмымъ — разрѣшеніе устъ, плѣненнымъ — освобожденіе, Въ благословенныя царскія Времена непрерывно истекали различныя чудеса отъ Мощей этого славнаго угодника Божія по благодати Господа нашего Іисуса Христа, Ему же слава, хвала и благодареніе во вѣки. Аминь.

Это Житіе взято изъ книги: «Житія Святыхъ», на русскомъ языкѣ. Книга дополнительная. Изданіе Московской Синодальной типографіи, 1908 г.

Верхотурскій Николаевскій монастырь, смотри Православная Жизнь» № 5, 1969 г.

Примѣчанія:
[1] Верхотурье — теперь уѣздный городъ Пермской губерніи, на рѣчкѣ Турѣ, которая, начинаясь отъ Уральскихъ горъ, впадаетъ въ рѣку Тоболъ.
[2] Нерчинскъ окружной городъ Забайкальской области.
[3] Въ 1620 году была учреждена Сибирская епархія. Сибирскій митрополитъ имѣлъ свое пребываніе въ г. Тобольскѣ. Въ составъ этой епархіи входило и Меркушино до 1800 г. А съ этого времени оно стало принадлежать Пермской епархіи.
[4] Пелымь — бывшій городъ, теперь село Тобольской губерніи, Туринскаго округа.
[5] Караульное — острогъ, станица, гдѣ жила стража для защиты путниковъ.
[6] Въ верстѣ тогда въ Сибири считали 1000 саженей.
[7] Далматовскій-Успенскій монастырь былъ основанъ въ 1644 году отцомъ этого игумена Исаака, старцемъ Далматомъ.
[8] Николаевскій мужской монастырь былъ основанъ въ 1604 году инокомъ Іоною.
[9] Ирбитъ — уѣздный городъ Пермской губерніи.
[10] Св. Василій Мангазейскій, память 23 марта.
[11] Митрополитъ Игнатій переселился въ 1698 году въ Москву на покой. На его мѣсто былъ опредѣленъ сначала Святитель Димитрій Ростовскій, но за болѣзнію онъ не оставлялъ Москвы. Въ 1702 году митрополитомъ Тобольскимъ былъ назначенъ Филоѳей Лещинскій.

Источникъ: М. В. Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста. Выпускъ пятнадцатый. [1969 г.] — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1969. — С. 61-79.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.