Церковный календарь
Новости


2018-08-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 4-я (1991)
2018-08-17 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 42-е (16 ноября 1917 г.)
2018-08-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 3-я (1991)
2018-08-16 / russportal
Н. Д. Кузнецовъ. Основанія, приводимыя для учрежденія Патріаршества (1918)
2018-08-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 2-я (1991)
2018-08-15 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 41-е (15 ноября 1917 г.)
2018-08-14 / russportal
Свт. Іоаннъ, архіеп. Шанхайскій. Единообразіе въ богослуженіи (1994)
2018-08-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 40-е (14 ноября 1917 г.)
2018-08-12 / russportal
Обращеніе свт. Іоанна обще-приходскому годовому собранію (1994)
2018-08-12 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 39-е (13 ноября 1917 г.)
2018-08-11 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 1-я (1991)
2018-08-11 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 82-е (12 февраля 1918 г.)
2018-08-10 / russportal
Митр. Анастасій (Грибановскій). Рѣчь при гробѣ митр. Антонія (1936)
2018-08-10 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 81-е (10 февраля 1918 г.)
2018-08-09 / russportal
Свт. Іоаннъ Шанхайскій. Слово къ Санъ Францисской паствѣ (1994)
2018-08-09 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 80-е (9 февраля 1918 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - суббота, 18 августа 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.

Духовные писатели Русскаго Зарубежья

Монахиня Варвара (Суханова) († 1972 г.).

Монахиня Варвара (въ мірѣ Вѣра Суханова) († 1972), духовная писательница, вѣрное чадо РПЦЗ. Родилась въ 1896 г. въ купеческой семьѣ. Во время Первой міровой и Гражданской войнъ служила сестрой милосердія. Съ послѣдними частями Бѣлой Арміи оставила Россію. Работала учительницей въ русской гимназіи въ Панчевѣ (Сербія). Въ 1929 г. поступила послушницей въ Лѣснинскую женскую обитель въ Хопово (Сербія). Несла самыя разныя послушанія: была клиросной, занималась съ дѣтьми Хоповскаго пріюта, писала иконы. Въ 1932 г. была пострижена въ монашество. Въ 1950 г. вмѣстѣ съ другими сестрами обители переселилась изъ Югославіи во Францію. Мать Варвара много писала. Ея статьи и разсказы появлялись еще въ «Православной Карпатской Руси» (впослѣдствіи «Православная Русь») и въ приложеніи «Дѣтство во Христѣ», когда Братство преп. Іова Почаевскаго находилось еще на Карпатахъ, во Владиміровой. Составила около четырехсотъ «Житій святыхъ для дѣтскаго и юношескаго возраста», которыя подъ иниціалами «М. В.» (Монахиня Варвара) вначалѣ публиковались въ журналѣ «Православная жизнь», а затѣмъ отдѣльными выпусками издавались въ Свято-Троицкомъ монастырѣ въ Джорданвиллѣ (всего было напечатано двадцать такихъ сборниковъ). М. Варвара мирно скончалась послѣ продолжительной болѣзни 27 ноября (10 декабря) 1972 г. въ Лѣснинскомъ монастырѣ (Провемонъ, Франція).

Сочиненія мон. Варвары (Сухановой)

М. В.
Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста.
Выпускъ пятнадцатый. [1969 г.]

Житіе преподобнаго Трифона Вятскаго.
Память его празднуется октября въ 8-ой день. Отошелъ ко Господу въ 1612 году.

Въ селѣ Малой Немнюшкѣ Пинежскаго уѣзда [1], на далекомъ сѣверѣ, въ Мезени, жилъ благочестивый крестьянинъ по имени Димитрій. И онъ и жена его, Пелагія, твердо соблюдали заповѣди Божіи, часто посѣщали церковь, подавали милостыню неимущимъ. Они были зажиточны. Имѣли нѣсколько сыновей, младшимъ изъ которыхъ былъ Трофимъ. Благодать Божія почивала на св. отрокѣ. Онъ всегда повиновался родителямъ, съ раннихъ лѣтъ соблюдалъ строгій постъ, былъ тихъ нравомъ, кротокъ, ко всѣмъ привѣтливъ. Отецъ Трофима скоро умеръ. Блаженный отрокъ жилъ съ матерью и братьями, повинуясь имъ во всемъ. Когда онъ достигъ совершеннолѣтняго возраста, сродники желали, чтобы онъ вступилъ въ супружество. Но въ этомъ одномъ блаженный не захотѣлъ повиноваться волѣ старшихъ, — хотѣлъ пребывать въ дѣвствѣ, служа Едикому Господу. Желая расположить къ браку Трофима, братья прибѣгли къ такому средству: они заставили одну служанку одѣться въ лучшія одежды и, скрывъ ее въ одномъ мѣстѣ, послали туда Трофима. Служанка начала соблазнять чистаго юношу ласками и словами, но напрасно были ея усилія. Цѣломудренный святой не хотѣлъ слышать ея рѣчей и громко восклицалъ: «Горе мнѣ, горе! Что за несчастье приключилось со мною? За что хотятъ меня отлучить отъ Господа, Бога моего, и низринуть на вѣчную погибель?»

Слыша эти слова святаго, братья дивились его цѣломудрію и воздержанію и съ тѣхъ поръ перестали даже напоминать ему о бракѣ. Однажды благочестивый юноша былъ въ церкви. По окончаніи утрени священникъ, поучая народъ, говорилъ: «Храните измлада чистоту тѣлесную и духовную. Если кто сохранитъ чистоту и воспріемлетъ на себя ангельскій иноческій образъ, Господь Богъ сопричислитъ того къ Своимъ избраннымъ».

Святой юноша твердо запомнилъ эти слова и молился Господу, чтобы Онъ помогъ ему сохранить чистоту и сподобилъ воспріять ангельскій образъ. Съ этого времени началъ онъ думать, какъ бы втайнѣ отъ матери и братьевъ оставить родной домъ и поселиться тамъ, гдѣ ему укажетъ Господь. И вотъ однажды, отпросившись у матери на какое-то дѣло, святой Трифонъ навсегда ушелъ изъ своего дома. Блаженный прошелъ обширныя пустыни сѣвера, встрѣчалъ на пути своемъ много селъ и городовъ. Онъ терпѣлъ голодъ, холодъ, нищету.

Дойдя до Великаго Устюга [2], блаженный обрѣлъ въ этомъ городѣ наставника себѣ — священника Іоанна. Святой исповѣдался ему и съ его благословенія отошелъ изъ Устюга въ близъ лежащую волость Шомоску [3]. Преподобный нанялся здѣсь на работу и прилежно трудился. Жители волости полюбили блаженнаго, хотѣли его удержать у себя, а для того уговаривали его и даже принуждали вступить въ бракъ. Но Святой тайно оставилъ Шомоксу и пришелъ сначала въ Пермь, а послѣ этого въ городокъ, основанный Строгановыми — Орловъ. Строгановы, знатные и богатые люди, получили при вел. князѣ Василіи Іоанновичѣ и царѣ Іоаннѣ Грозномъ право заселять пустынныя земли сѣверо-востока, варить соль, а зато были обязаны защищать эти окрестныя земли отъ набѣговъ дикихъ сосѣдей. Для защиты отъ набѣговъ строились остроги или городки, — небольшія крѣпости. Такою крѣпостію и былъ городокъ Орловъ или Орелъ, расположенный на рѣкѣ Камѣ. Блаженный Трифонъ цѣлый годъ прожилъ здѣсь — на церковной паперти! Господь помогалъ ему выносить лютую зимнюю стужу. А вѣдь святой ходилъ въ ветхой одеждѣ странника, прикрывающей только наготу тѣла. Благодать Божія согрѣвала святого!

Одинъ разъ зимою блаженный шелъ по высокому, отвѣсному берегу рѣки Камы. Мимо проѣзжали люди Строгановыхъ. Увидавъ бѣднаго странника, они вдругъ схватили его и сбросили съ высоты внизъ, къ рѣкѣ, а внизу были глубокіе снѣжные сугробы! Когда блаженный упалъ въ снѣгъ, съ верху отвѣсной горы оборвался нависшій сугробъ и засыпалъ блаженнаго, такъ что долго его не было видно. Озорники раскаялись и пожалѣли святого. Они спустились внизъ, вынесли оттуда святого и сняли съ него сапоги, чтобы вытряхнуть набившійся снѣгъ. При этомъ сами они сильно потерпѣли отъ трескучаго мороза и дивились тому, какъ преподобный былъ съ веселымъ лицомъ, а вокругъ себя какъ бы распространялъ теплоту! Они просили прощенія у преподобнаго и тотчасъ же получили его. Придя домой, они разсказали о происшедшемъ своему господину Іакову Строганову. На другой день блаженный, по обычаю своему, былъ утромъ въ церкви и усердно молился. Въ церковь пришелъ и Строгановъ. По окончаніи Божественной службы, Строгановъ подошелъ къ преподобному и сказалъ: — «Воистину ты Божій избранникъ, во всемъ подобный древнимъ святымъ. Прошу тебя, Господа ради, помоги мнѣ. У меня сначала было много дѣтей, по Божіимъ изволеніемъ всѣ они умерли. Остался одинъ только сынъ, Максимъ, но и тотъ заболѣлъ. Прошу тебя: помолись о немъ Господу. По твоимъ святымъ молитвамъ, Господь даруетъ ему здоровье. Я же буду во всемъ помогать тебѣ».

Блаженный отвѣтилъ: «То, о чемъ ты просишь, дѣло не наше, а Божье. Я же грѣшенъ и недостоинъ взять на себя такое великое дѣло. Но велика благодать Божія».

Вслѣдъ затѣмъ преп. Трифонъ помолился о выздоровленіи отрока, и Господь исцѣлилъ его. Послѣ того святой удалился изъ города въ село Никольское на рѣкѣ Виляди [4], гдѣ, какъ прежде, велъ жизнь нищаго странника.

Въ селѣ Никольскомъ жилъ приказной человѣкъ Максимъ Ѳеодоровъ. Его сынъ, двухлѣтній младенецъ Тимоѳей, сильно заболѣлъ и уже былъ при смерти. Когда Максима не было дома и съ больнымъ ребенкомъ оставалась жена его Іуліанія, женщина Богобоязненная и нищелюбивая, святой Трифонъ посѣтилъ домъ Максима. Іуліанія сильно обрадовалась и просила преподобнаго помолиться объ ея больномъ сынѣ. Блаженный утѣшилъ ее. Всю ночь онъ молился, а на утро взялъ ладанъ, покадилъ сначала святыя иконы, а потомъ и младенца. Тотчасъ дитя получило исцѣленіе. Весело играло оно, будто и не было больнымъ. Іуліанія со слезами благодарила цѣлителя, предлагала ему отъ своего имѣнія, просила не покидать ихъ дома. Блаженный отвѣчалъ ей: «Не ради меня грѣшнаго получилъ исцѣленіе этотъ отрокъ, но ради вѣры твоей Господь спасъ его».

Отказавшись отъ награды за исцѣленіе младенца, преподобный наставлялъ Іуліанію не забывать страннолюбія — подавать милостыню. Онъ предсказалъ ей, что будутъ у нея и еще дѣти. И это исполнилось!

Уже давно желалъ святой воспринять ангельскій образъ. Живя, въ мірѣ, измлада онъ велъ подвижническую жизнь. Теперь же, послѣ совершенія чуда, избѣгая людской славы, святой ушелъ въ Пыскорскій монастырь и поселился въ немъ [5]. Вскорѣ онъ. пришелъ къ настоятелю обители, іеромонаху Варлааму, и просилъ принять его въ число братій. Игуменъ постригъ преподобнаго во иночество и нарекъ ему имя Трифонъ. Въ то время ему было 22 года. Преподобный еще усилилъ свои подвиги. Онъ служилъ братіи, трудами смиряя плоть, ночами бодрствовалъ и молился. Всѣ дивились его подвигамъ и великому смиренію. Скоро преподобнаго Трифона поставили пономаремъ. Проходилъ онъ и другія монастырскія послушанія: пекъ просфоры, сучилъ свѣчи, варилъ кушанья для братіи, пекъ хлѣбы, носилъ на себѣ дрова изъ лѣса. Сверхъ того настоятель далъ ему послушаніе ходить за болящими братіями, — кормить и поить ихъ. Всѣ эти работы преподобный исполнялъ безъ ропота, съ великою радостію. Однако, и такихъ подвиговъ было мало для преподобнаго Трифона. Въ лѣтнія ночи онъ выходилъ изъ своей келліи и, обнажившисв до пояса, отдавалъ свое тѣло на съѣденіе комарамъ и оводамъ. И такъ, неподвижно, какъ столпъ, святой простаивалъ на молитвѣ до утра. Къ церковнымъ службамъ подвижникъ приходилъ первымъ. Изъ церкви же уходилъ въ свою келлію, ни съ кѣмъ не заговаривая и не слушая праздныхъ разговоровъ. Твердо исполнялъ святой келейное правило. Вкушалъ лишь хлѣбъ да воду и то въ мѣру, въ опредѣленные лишь дни. Постели онъ не имѣлъ, ложился не надолго уснуть на землѣ. Вѣроятно, отъ такихъ непрестанныхъ трудовъ и великихъ подвиговъ преподобный Трифонъ тяжко заболѣлъ: не принималъ пищи, не спалъ, наконецъ, не могъ даже двинуться, такъ что переворачивали его иноки. Болѣлъ онъ болѣе 40 дней, плакалъ и раскаивался въ своихъ согрѣшеніяхъ. Однажды, когда болящій былъ въ забытьѣ, явился ему ангелъ Господень въ свѣтлыхъ ризахъ и, ставъ по правую руку, сказалъ: «Я твой хранитель, посланъ отъ Бога. Мнѣ повелѣно взять душу твою».

Преподобному представилось, что у него выросли крылья. Онъ всталъ, какъ будто никогда не болѣлъ, смотрѣлъ на свой одръ, и одръ показался ему какъ бы землею. Ангелъ взлетѣлъ на воздухъ. Преподобный какъ будто слѣдовалъ за нимъ. Ни неба, ни земли не видѣлъ онъ, видѣлъ только чудный свѣтъ. Великій гласъ сказалъ ангелу: «Ты поспѣшилъ взять его сюда, верни снова, гдѣ онъ былъ».

Ангелъ Божій поставилъ преподобнаго въ келліи, гдѣ онъ лежалъ, и сталъ невидимъ. Въ это время настоятеля съ братіями не было въ обители: они работали въ полѣ. Но если-бы кто видѣлъ тогда преподобнаго, тотъ бы подумалъ, что предъ нимъ лежитъ бездыханное тѣло. Очнувшись отъ своего видѣнія, подвижникъ воззрѣлъ на иконы и горячо молился о своемъ спасеніи. Вдругъ святой замѣчаетъ у своего одра стоящаго старца въ свѣтлой одеждѣ. Это былъ Святитель Николай Чудотворецъ. Въ рукахъ святителя былъ крестъ. Святой сказалъ преподобному:

«Рабъ Божій Трйфонъ, ты боленъ?»

«Да, господинъ мой», отвѣчалъ болящій, — «я сильно изнемогаю».

«Встань и ходи».

«Но я не могу, господинъ мой».

Тогда свѣтлый мужъ взялъ болящаго за руки, поднялъ его со словами: «Встань и ходи», и благословилъ преподобнаго Трифона своимъ крестомъ.

Больной почувствовалъ себя здоровымъ.

Съ этого времени преподобный Трифонъ сталъ подвизаться еще усерднѣе. И Господь прославилъ Своего раба даромъ чудесъ.

Преп. Трифонъ исцѣлилъ дѣвицу, одержимую злымъ духомъ и больного двухлѣтняго ребенка.

Вѣсть о чудесахъ пронеслась по окрестностямъ монастыря, и многіе стали приходить къ преп. Трифону ради духовной пользы, приносили больныхъ дѣтей, приводили бѣсноватыхъ. Нѣкоторые изъ иноковъ позавидовали преподобному и начали его злословить и поносить. Дьякъ монастыря Василій и еще нѣкоторые изъ братіи причиняли много зла ему: поносили святого, клеветали на него. Но Господь защитилъ Своего вѣрнаго раба. Черезъ нѣкоторое время Василій впалъ въ болѣзнь и долго хворалъ, пока не получилъ исцѣленія отъ преподобнаго Трифона.

Блаженный не желалъ славы людской и не хотѣлъ, чтобы среди братіи были раздоры. И потому, помолившись, онъ оставилъ Пыскорскую обитель, ища себѣ уединенія. На берегу рѣки Камы онъ нашелъ малую лодку, сѣлъ въ нее и поплылъ внизъ по рѣкѣ. Онъ уже удалился отъ монастыря на 150 поприщъ [6] и достигъ рѣки Нижней Муллы [7]. Чудесный голосъ трижды указалъ преподобному это мѣсто для пребыванія. Тотчасъ же волны направили лодку къ берегу, къ устью рѣки Мулянки. Этою рѣкою, противъ теченія, лодка прошла еще пять поприщъ. На берегу Мулянки, при впаденіи въ нее другой рѣки, преподобный обрѣлъ уединенную, красивую полянку, окруженную лѣсомъ. Святой остановился здѣсь и устроилъ себѣ небольшую хижинку. На этомъ мѣстѣ было остятское мольбище. Остяки [8] приносили здѣсь жертвы своимъ идоламъ. На этомъ мѣстѣ преподобный началъ подвизаться съ новой силой. Онъ безпрестанно молился, питался травой, называемой «сарана» [9], самъ, копалъ землю и сажалъ овощи для пропитанія себѣ.

Давно преподобный желалъ научиться грамотѣ, читать и разумѣть Божественное писаніе. Теперь святой усердно просилъ Господа, чтобы Онъ осѣнилъ его благодатію, отверзъ ему очи сердечныя къ уразумѣнію писанія. И милосердный Господь услышалъ молитву святого. Съ этого времени преп. Трифонъ сталъ читать Божественныя книги, разумѣть ихъ и по нимъ молиться. Между тѣмъ, жившіе по близости остяки узнали, что недалеко поселился отшельникъ. Ихъ старѣйшина Зевендукъ собралъ до 70 человѣкъ остяковъ. Всѣ вооружились и пришли къ преподобному. Въ это время онъ копалъ землю. Святой въ одной рукѣ держалъ лопату, а въ другой желѣзную клюку. Когда остяки увидѣли подвижника, то имъ показалось, что въ рукахъ его мечъ и желѣзная палица. Зевендукъ спросилъ преподобнаго: «Кто ты, какъ твое имя, зачѣмъ пришелъ и поселился здѣсь? Что дѣлаешь ты? Часто я видѣлъ, какъ съ этого мѣста къ небу восходитъ огненный столбъ, а иногда дымъ или паръ».

«Имя мое — Трифонъ», отвѣчалъ преподобный. «Я рабъ Господа моего Іисуса Христаъ.

«Но кто же твой Богъ?» спросили остяки.

Тогда преподобный передалъ имъ всю исторію Божественнаго домостроительства, исповѣдалъ имъ о Спасеніи міра. Онъ имъ объяснилъ, что кумиры ихъ не боги. Таинственныя явленія, которыя случаются при нихъ, — только вражіе наважденіе. Слова преп. Трифона, исполненныя Божіей благодати, потрясли души этихъ простыхъ людей. Остяки внимательно слушали проповѣдь угодника Божія. Послѣ того они пошли къ своему князю Амбалу и разсказали ему о преподобномъ и его ученіи.

«Никогда», — говорили они, «не слышали ни мы, ни отцы наши такого ученія».

Амбалъ разспрашивалъ ихъ о преподобномъ и сказалъ, что и онъ хочетъ увидѣть святого человѣка.

Около того мѣста, гдѣ поселился преподобный, росла огромная ель. Къ ней собирались для жертвоприношеній остяки съ окрестныхъ рѣкъ. При этомъ деревѣ, силою бѣсовскою, происходили устрашающія явленія. Если кто изъ христіанъ, не твердый вѣрою, смѣялся подъ деревомъ, ломалъ его вѣтви или бралъ что-нибудь изъ приношеній, съ тѣми случались несчастія, даже смерть!

Въ то время посѣтилъ преподобнаго Трифона купецъ Ѳеодоръ Сухоятинъ, который велъ торговыя дѣла съ остяками. Онъ далъ преподобному топоръ изъ хорошаго желѣза. При этомъ купецъ разсказалъ, какъ одинъ христіанинъ изъ города Чердыни [10], посмѣявшись надъ почитаемымъ деревомъ, внезапно заболѣлъ и померъ.

Услыша объ этомъ, преп. Трофимъ рѣшился на подвигъ — истребить языческое мольбище. Молитвою и постомъ онъ готовилъ себя къ подвигу четыре недѣли. Затѣмъ, взявъ святую икону, пошелъ къ тому мѣсту, гдѣ стояла ель. Это было огромное и необычайно широкое дерево, въ обхватѣ двѣ съ половиной сажени. Вѣтви ели имѣли четыре сажени длины и даже болѣе. Помолившись предъ образомъ, преподбный возложилъ его на себя и съ молитвою началъ рубить топоромъ дерево. При Божіей помощи, онъ скоро срубилъ его. На ели висѣло много предметовъ, которые язычники приносили въ жертву своимъ богамъ, — золото, серебро, шелкъ, полотенца и шкуры звѣрей. Святой сжегъ всѣ приношенія вмѣстѣ съ деревомъ.

Когда услыхалъ объ этомъ остятскій князь Амбалъ, онъ со множествомъ остяковъ пришелъ къ преподобному. Увидѣвъ, что ихъ священное дерево повержено на землю и сожжено, остяки дивились, какъ могъ сдѣлать это человѣкъ безъ всякаго вреда для себя. Амбалъ, безъ укоризны и поношенія, тихо сказалъ святому:

«Дивлюсь я, старче, какъ это могъ ты сдѣлать? Отцы наши и мы почитали это дерево, какъ бога. Никто не могъ даже подумать о томъ, чтобы сокрушить его. Даже люди вашей вѣры и тѣ не смѣли его касаться. Или ты сильнѣе боговъ нашихъ?»

Преподобный отвѣчалъ:

«Богъ, Котораго я проповѣдывалъ вамъ, Тотъ помогъ мнѣ въ этомъ удивительномъ для васъ дѣлѣ, помогъ для вашего спасенія».

Остяки громко воскликнули: «Великъ Богъ христіанскій!» Но, жалѣя о своемъ мольбищѣ они отправились въ городокъ на рѣкѣ Сылвѣ [11] къ прикащику Іоанну съ жалобой на преподобнаго, — какъ онъ срубилъ и сжегъ священное дерево. Они спрашивали:

«Онъ проповѣдуетъ намъ Христа Бога и велитъ креститься, — мы же не знаемъ, что сдѣлать съ этимъ человѣкомъ?»

Въ городкѣ былъ тогда другой прикащикъ Строгановыхъ Третьякъ Моисеевъ, который зналъ преподобнаго. Слыша слова остяковъ, Третьякъ сказалъ имъ:

«Я знаю этого человѣка, о котрромъ вы говорите. Онъ — мужъ святой! Исполните все, что онъ говорилъ вамъ: ученіе его ведетъ къ безсмертной жизни».

Остяки не знали, какъ имъ быть, какъ отомстить святому за истребленіе священнаго дерева. Видя, что они замышляютъ злое, Іоаннъ и Третьякъ сказали имъ:

«Зачѣмъ вы гнѣваетесь на него? Мы его отыскиваемъ, чтобы принять его благословеніе. Укажите намъ, гдѣ онъ поселился».

Между тѣмъ, вскорѣ разнесся слухъ, что черемисы [12] идутъ воиной на Пермь, грабятъ суда на рѣкѣ Камѣ, убиваютъ торговыхъ и другихъ людей, и собираются идти на остяковъ. Тогда остяки рѣщили убить преподобнаго, потому что боялись, какъ бы онъ, захваченный черемисами, не указалъ имъ остяцкія жилища. Въ то время у начальника остяковъ Зевендука находилось нѣсколько русскихъ людей, бѣжавшихъ изъ плѣна отъ черемисъ. Когда остяки съ Зевендукомъ пошли убивать святого, эти русскіе люди послѣдовали за ними. Придя на то мѣсто, гдѣ обиталъ преподобный, остяки долго искали, но не могли найти его келліи, такъ какъ, по волѣ Бржіей, она стала для нихъ невидима. Святой же въ то время стоялъ на молитвѣ въ своей келліи. Много дивились этому сами остяки, которымъ не удалось исполнить свой злой умыслъ. Съ того времени они начали почитать блаженнаго Трифона и обращаться въ христіанство. Скоро крестилась дочь остяцкаго князя Амбала и дочь вогульскаго князя Бебяка, а съ ними и многіе другіе обратились въ Христову вѣру. Крещеные остяки приносили святому воскъ, медъ и все потребное. Чтобы не огорчать этихъ простыхъ людей, святой съ любовію принималъ приношенія и усердно молился за новообращенныхъ христіанъ.

Но не долго преп. Трифону пришлось жить съ остяками. Скоро онъ оставилъ уединеніе и поселился снова въ Пыскорскомъ монастырѣ. Случилось это такъ. Братья стали жалѣть, что удалился отъ нихъ подвижникъ. Доходили до нихъ слухи о его подвигахъ и чудесахъ въ пустынѣ. Въ то время на монастырскихъ соляныхъ промыслахъ изсякъ соляной растворъ. Работы знающихъ людей не помогли. Тогда настоятель и братья рѣшили обратиться къ преподобному съ просьбой вернуться въ обитель. Было для того и другое побужденіе. При преподобномъ монастырь посѣщали многіе, прося его молитвъ или исцѣленія отъ болѣзни. Теперь монастырь обѣднѣлъ. Строитель и братія обратились къ Третьяку, упомянутому прикащику Строгановыхъ, чтобы онъ уговорилъ преподобнаго возвратиться въ обитеяъ. Третьякъ отправилъ за преподобнымъ своихъ людей рѣкою Камою. Они уговорили подвижника вернуться въ обитель и привезли его на стругѣ. Кокга стругъ подходилъ къ монастырю, строитель и иноки вышли навстрѣчу преподобному. Лишь только святой вышелъ на берегъ, они упали на землю и просили у подвижника прощенія за прежнюю обиду и благословенія. А смиренный святой поклонился инокамъ, прося ихъ молитвъ и благословенія. Съ такою честію приняли преп. Трифона Пыскарскіе иноки и съ радостію повели его въ монастырь. Скоро братія попросили святого о томъ, чтобы по прежнему текъ соляной растворъ, который, повидимому, совершенно изсякъ. Преп. Трифонъ пригласилъ братьевъ на молитву и самъ усердно молился съ ними. Потомъ велѣлъ очистить трубы въ соляныхъ варницахъ, и соляной растворъ появился снова — гораздо обильнѣе, чѣмъ прежде.

Живя въ монастырѣ, подвижникъ безвыходно пребывалъ въ своей келліи и непрестанно молился Господу. Названный выше дьякъ Василій, ранѣе враждебный къ преподобному, узнавъ о чудѣ, раскаялся въ своемъ прегрѣшеніи и просилъ черезъ другихъ преподобнаго посѣтить его келлію, гдѣ лежалъ онъ разслабленнымъ. Когда передали эту просьбу преподобному Трифону, онъ пришелъ къ болящему, благословилъ и простилъ его. Послѣ того, по молитвѣ святого, Василій получилъ исцѣленіе.

Одинъ человѣкъ, по имени Петръ, имѣлъ сына четырехъ лѣтъ, тоже Петра, нѣмого отъ рожденія. Имѣя великую вѣру къ святому, Петръ однажды пришелъ въ монастырь вмѣстѣ съ сыномъ и просилъ преподобнаго помолиться объ отрокѣ. Святой помолился, и отрокъ сталъ говорить.

Въ народѣ пошла молва о чудесахъ преподобнаго Трифона. Но святой не терпѣлъ славы людской и захотѣлъ снова уединиться. Выйдя изъ обители, онъ отправился къ братьямъ Строгановымъ Іакову и Григорію и просилъ у нихъ позволенія поселиться въ ихъ владѣніяхъ. Они съ радостію предложили ему идти на рѣку Чусовую [13] и избрать въ ихъ вотчинѣ мѣсто, какое ему будетъ угодно. Преподобный отправился на Чусовую, обошелъ много мѣстъ, наконецъ избралъ для отшельничества одну гору, гдѣ и поставилъ себѣ хижину. Окрестные жители скоро узнали объ отшельникѣ и начали посѣщать его, прося молитвъ и благословенія. Для этихъ посѣтителей преподобный построилъ часовню и украсилъ ее святыми иконами [14]. Особенно привлекали къ преподобному чудеса, которыя онъ совершалъ надъ болящими. Онъ исцѣлилъ бѣсноватую женщину Іуліанію и бѣсноватаго Игнатія.

Очень поучительно было исцѣленіе отъ глазной болѣзни крестьянина Григорія. Страдая болѣзнію глазъ, Григорій много лѣтъ почти ничего не видѣлъ. Слыша о чудесахъ святого, онъ сказалъ себѣ: «Пойду и я къ преподобному, помолюсь образу Святой Софіи, Премудрости Божіей, чтобы Господь и мнѣ даровалъ исцѣленіе». Образъ же Святой Софіи находился въ устроенной преподобнымъ часовнѣ и болѣе другихъ почитался богомольцами. Придя къ подвижнику, Григорій со слезами просилъ его молитвъ. Видя твердую вѣру болящаго, преподобный помолился объ его исцѣленіи, окропилъ глаза его святою водою, и тотъ прозрѣлъ. Но черезъ нѣкоторое время, по діавольскому внушенію, Григорій усомнился въ чудѣ, котораго удостоился, и думалъ такъ: «Не Премудрость Божія помиловала меня, не ради молитвъ Трифона я получилъ исцѣленіе. Болѣзнь прошла сама собою, и я сталъ видѣть». За такое невѣріе Григорій опять ослѣпъ. Тогда, понявъ свое прегрѣшеніе, онъ началъ каяться и плакать: «Увы, мнѣ, увы, за мое невѣріе я впалъ въ слѣпоту!» Григорій снова попросилъ отвести себя къ преподобному, раскаялся и вновь, по молитвѣ святого, получилъ прозрѣніе. Преподобный же наставлялъ его:

«Чадо, ты видишь, что милость Божія подала тебѣ прозрѣніе, вѣруй этому! Вѣдь ничего не бываетъ безъ воли Божіей, но все отъ Бога, по вѣрѣ нашей и по добрымъ дѣламъ. Не будь же маловѣренъ и не согрѣшай, чтобы не случилось съ тобою худшее».

Преподобный Трифонъ питался трудами рукъ своихъ: самъ сѣялъ хлѣбъ. И вотъ случилось съ нимъ происшествіе, которое заставило его удалиться изъ вотчины Строгановыхъ, съ рѣки Чусовой. Преподобный расчистилъ мѣсто для посѣва, срубилъ лѣсъ и началъ сжигать срубленныя деревья. Вдругъ поднялась сильная буря; загорѣлся сосѣдній лѣсъ. Далѣе огонь перешелъ на дрова, заготовленныя поселянами для соляныхъ промысловъ Строгановыхъ, и дровъ погорѣло до 300 саженъ. Крестьяне вознегодовали на преподобнаго. Неблагодарные забыли всѣ благодѣянія святого, всѣ его исцѣленія болящихъ. Въ безуміи, въ ярости они собрались и отправились на гору, гдѣ обиталъ подвижникъ, схватили его и — бросили внизъ угодника Божія съ высокой горы, по острымъ камнямъ. За его милосердіе хотѣли убить его! Они думали, что святой расшибется до смерти. Но, по благодати Божіей, преподобный всталъ и началъ тихо подвигаться къ рѣкѣ Чусовой, желая избѣжать своихъ гонителей и дать имъ время опомниться. Крестьяне же, увидѣвъ, что святой поднялся и идетъ, бросились его догонять. Преподобный, насколько хватило силъ, поспѣшилъ къ рѣкѣ Чусовой, думая, какъ бы ему переплыть рѣку и уйти отъ своихъ враговъ. И вотъ святой увидѣлъ у берега судно, съ трудомъ взошелъ на него, отчалилъ отъ берега и поплылъ по теченію рѣки, не имѣя ни весла, ни чего другого. Въ то время Господь поспѣшилъ Святому угоднику на помощь. Судно перевезло его и остановилось у противоположнаго берега. Преп. Трифонъ прославилъ Бога за дивную помощь и молился за враговъ своихъ. Преслѣдовавшіе угодника Божія, увидѣвъ явное чудо, ужаснулись. Быстро пошли они къ своему господину, Григорію Строганову, разсказать обо всемъ происшедшемъ, обвиняя преподобнаго въ сожженіи дровъ. Строгановъ разгнѣвался на преп. Трифона, приказалъ разыскать его и привести къ себѣ. Когда преподобный былъ приведенъ, Строгановъ долго порицалъ и поносилъ его, затѣмъ велѣлъ заковать въ желѣзо. Но святой предсказалъ Григорію Строганову:

«Вскорѣ и самъ ты перенесешь то же!»

Дѣйствительно, на четвертый день изъ Москвы пришли царскіе посланные. Они взяли Григорія и сковали. Вспомнилъ тогда Григорій о пророчествѣ святого. Онъ приказалъ снять съ него оковы и, припавъ къ ногамъ чудотворца, умолялъ о прощеніи и просилъ, чтобы онъ помолился о прекращеніи царскаго гнѣва. Святой помолился о томъ и далъ ему наставленіе. Возблагодаривъ святого, Строгановъ все-таки просилъ уйти изъ его владѣній. Жилъ же тамъ преподобный девять лѣтъ (до 1579 года). Многіе стали скорбѣть о чудотворцѣ, помня многочисленныя исцѣленія, имъ совершенныя. Святой же утѣшилъ ихъ тѣмъ, что вмѣсто себя онъ оставляетъ своего ученика Іоанна. Войдя въ свою часовню, гдѣ потомъ была воздвигнута церковь въ честь Успенія Пресвятой Богородицы, святой долго молился и, благословивъ народъ, вышелъ изъ тѣхъ предѣловъ.

И вложилъ Богъ на сердце преп. Трифону идти въ Вятскую землю. Началъ онъ размышлять: «Отъ многихъ слышалъ я, что въ Вятской землѣ нѣтъ ни одной иноческой обители». Онъ пришелъ въ городъ Чердынь, въ обитель св. евангелиста Іоанна Богослова [15] къ своему духовному отцу іеромонаху Варлааму [16] и, разсказавъ о всѣхъ злоключеніяхъ, открылъ ему о своемъ намѣреніи пойти на Вятку.

«Имѣю сильное желаніе достигнуть той земли. Прошу твоего совѣта и благословенія».

Варлаамъ сказалъ преподобнаму, что Самъ Господь внушилъ ему идти на Вятку, и благослогвилъ святого. Когда преподобный дошелъ до Кай-города, что на верхнемъ теченіи Камы [17], то встрѣтилъ здѣсь вятчанина изъ города Слободскаго — Іоанна Витезова. Іоаннъ сказалъ преподобному, что уже давно вятчане желаютъ, чтобы у нихъ былъ монастырь, и ищутъ человѣка, который могъ бы устроить его, но не находятъ.

«И если ты, святой отче, помышляешь быть на Вяткѣ», — сказалъ Іоаннъ, — «жители той страны съ радостію примутъ тебя и будутъ тебѣ повиноваться».

Преподобный возрадовался и, ободренный, направился туда. Когда онъ достигъ рѣки Вятки [18], то, утомленный труднымъ путемъ, захотѣлъ немного отдохнуть, и выпить воды изъ названой рѣки. Съ молиітвою онъ началъ пить воду и — вода показалась ему сладкая, какъ медъ [19]. Возблагодаривъ Бога, подвижникъ снова пошелъ въ путь. Не доходя еще до Вятской земли, преп. Трифонъ удостоился видѣнія. Онъ увидѣлъ въ Вятской землѣ высокое, прекрасное мѣсто, покрытое красивыми деревьями. Среди нихъ одно было выше и прекраснѣе прочихъ. Преподобный влѣзъ на это дерево и возрадовался духомъ, а всѣ другія деревья преклонялись передъ нимъ.

18 января 1580 года святой Трифонъ пришелъ въ городъ Слободской, а оттуда напривился къ г. Хлынову или Вяткѣ [20]. Здѣсь святой обходилъ городскія церкви и усердно молился Господу. Никто въ Хлыновѣ не зналъ угодника Божія, бѣднымъ странникомъ ходилъ онъ по городу. Особенно часто являлся преподобный въ церковь великаго чудотворца Николая Мѵрликійскаго, къ чудотворному образу святителя, именуемому Великорѣцкимъ. Вспоминая бывшее ему явленіе святителя Николая въ Пыскарскомъ монастырѣ, преподобный часто молился предъ его образомъ. На святого странника обратилъ здѣсь вниманіе дьяконъ той церкви Максимъ Мальцевъ. Максимъ понялъ, что это человѣкъ Божій и съ любовію принялъ преп. Трифона въ домъ свой. Многіе изъ вятчанъ, узиавъ о преподобномъ, начали почитать его, призивали въ свои дома и упокаевали. Видя любовь къ себѣ христолюбцевъ, подвижникъ молился за нихъ. Скоро полюбили святого многіе хлыновцы. Ходя по городу, преподобный Трифонъ смотрѣлъ туда и сюда и старался найти мѣсто, пригодное для построенія обители. Потомъ онъ пришелъ на сходъ вятскихъ людей и сталъ просить ихъ о построеніи монастыря. Наконецъ, обратился къ нимъ съ посланіемъ, въ которомъ между прочимъ писалъ:

«Слышалъ я о вѣрѣ вашей, знаю о вашемъ желаніи построить монастырь. И если вы хотите исполнить свое желаніе, Господь призываетъ меня грѣшнаго на это дѣло, и я готовъ поработать Богу и потрудиться, насколько поможетъ мнѣ Господь. Мѣсто, удобное для монастыря, находится за рѣкою Засорою, гдѣ стоятъ двѣ малыхъ и ветхихъ церкви: одна — во имя Пресвятой Богородицы, а другая во имя Аѳанасія и Кирилла Александрійскихъ. Вручите, если вамъ угодно, это дѣло мнѣ и священнику-иноку Онисиму, который обѣщаетъ трудиться вмѣстѣ со мною и совершать службы на этомъ мѣстѣ. Пошлите меня, убогаго старца, къ Москвѣ бить челомъ царю Іоанну Васильевичу и просвѣщенному митрополиту Антонію о построеніи монастыря» [21].

При тѣхъ церквахъ жители Вятки погребали усопшихъ, и въ нѣкоторые дни приходившіе изъ города священники совершали здѣсь богослуженіе. Иноковъ при церквахъ не было. Вятчане обрадовались и, написавъ челобитье, послали преп. Трифона въ Москву, къ царю и митрополиту, просить разрѣшенія на открытіе монастыря. Разрѣшеніе скоро было дано. Митрополитъ назначилъ преподобнаго строителемъ новосозидаемой обители и посвятилъ его въ санъ священника. Это было 24-го марта 1580 г. 12 іюня царь Іоаннъ Васильевичъ далъ грамоту на строеніе монастыря и пожертвовалъ обители ту землю, которую просилъ преп. Трифонъ. Сверхъ того, царь повелѣлъ дать колокола и богослужебныя книги для новой обители. Получивъ царскія грамоты, 24 іюня преподобный вышелъ изъ Москвы, 20-го іюля пришелъ на Вятку и былъ встрѣченъ съ великою радостію. Теперь онъ сталъ строить монастырь и сначала поставилъ келліи для братіи. Однако, обѣ церкви были очень ветхи и преподобный помышлялъ, какъ бы построить новый храмъ. Здѣсь встрѣтились ему препятствія. Жители Вятки, начавшіе съ такой радостію, скоро охладѣли. Одни еще мало знали преподобнаго, а нѣкоторые даже относились къ нему съ недовѣріемъ, какъ къ чужому. Тутъ преподобный услышалъ, что недалеко отъ города Слободского [22] есть недостроенная деревянная церковь на мѣстѣ предполагавшагося монастыря. Преподобный Трифонъ просилъ ее у жителей Слободского и они отдали ее святому. Преп. Трифонъ послалъ своихъ учениковъ Діонисія и Гурія, чтобы разобрать церковь и рѣкой перевезти ее въ Хлыновъ, къ мѣсту новаго монастыря. Съ Божіей помощію, въ одинъ день церковь была разобрана до основанія и разложена по порядку. Бревна свезли къ рѣкѣ, положили ихъ на плоты и поплыли внизъ по Вяткѣ. Когда приблизились уже къ мѣсту новаго монастыря, поднялась сильная буря, плоты занесло пескомъ, и они стали неподвижно. По усердной молитвѣ иноковъ, вѣтеръ поднялъ волны, которыя смыли весь песокъ, и плоты благополучно пристали къ берегу. Въ тотъ годъ сильный дождь лилъ со дня Успенія Пресвятой Богородицы до дня Рождества Ея, въ наказаніе вятчанамъ, которые, положивъ начало доброму дѣлу, по своему небреженію не хотѣли продолжать его. Но Господь не попустилъ, чтобы остановилось доброе дѣло. 8 сентября, въ день Рождества Пресвятыя Богородицы, благочестивый поселянинъ Никита Кучковъ, жившій отъ Хлынова въ пяти поприщахъ, удостоился узрѣть видѣніе. Во время сна ему представилось, будто онъ находится въ городѣ Хлыновѣ и вдругъ видитъ Царицу Небесную съ небесными силами и со Святымъ Іоанномъ Предтечею. Пресвятая Богородица сказала собравшемуся здѣсь множеству народа: «Вы обѣщались построить монастырь во имя Мое, зачѣмъ же нынѣ вы забыли о своемъ обѣщаніи? Есть у васъ и строитель, данный вамъ Богомъ. Онъ скорбитъ и въ молитвахъ непрестанно проситъ о томъ Господа. Вы презираете его, не исполняете его велѣній. Если же нынѣ не исполните Моего повелѣнія, то постигнетъ васъ гнѣвъ Божій: пожаръ, голодъ и моръ».

Послѣ этого Богоматерь въ сопровожденіи народа направилась къ мѣсту монастыря и, показавъ рукою, сказала:

«Здѣсь воздвигните храмъ Мой!»

Предтеча же сказалъ народу: «Зрите, христіане, Пресвятая Богоматерь разгнѣвалась на васъ, за то, что нерадѣете о строеніи монастыря. Если хотите избѣгнуть гнѣва Божія, то ревнуйте о строеніи монастыря того».

Въ страхѣ пробудился Никита отъ сна. Немедленно онъ пошелъ въ Хлыновъ и разсказалъ на собраніи народа о своемъ видѣніи. Весь народъ прославилъ Господа, и въ тотъ же день, 8-го сентября, заложена была церковь во имя честнаго и славнаго Благовѣщенія Пресвятыя Богородицы. Дождь прекратился. Вскорѣ церковь была построена и освящена.

Съ великою радостію преп. Трифонъ продолжалъ постройку монастыря. Онъ поставилъ новыя келліи, принималъ иноковъ, поучалъ ихъ — словомъ и примѣромъ. Слава о подвижникѣ распространилась далеко. Стали приходить къ нему въ обитель изъ Вятской земли и другихъ съ желаніемъ принять постригъ. Преподобный принималъ ихъ съ радостію, и они повиновались ему, какъ отцу. Братіи собралось скоро 40 человѣкъ. Монастырскій храмъ становился тѣсенъ.

Въ то время посланъ былъ царемъ въ Вятку воевода Василій Овцынъ, благочестивый и богобоязненный, милостивый къ нищимъ, почитавшій духовный и монашескій чинъ. Преподобнаго Трифона воевода сильно полюбилъ и часто съ нимъ бесѣдовалъ. Преподобный попросилъ помочь ему въ построеніи новой церкви въ честь Успенія Пресвятой Богородицы. И вотъ какъ воевода помогъ ему.

Въ свѣтлый праздникъ Пасхи, въ первый день, воевода устроилъ въ своемъ домѣ большой пиръ и созвалъ именитыхъ жителей Вятки. Пригласилъ онъ и преп. Трифона. Когда всѣ подкрѣпились пищей, воевода Василій сказалъ:

«Православные христіане! Я давно слышалъ, что вы желаете устроить монастырь. Господь послалъ вамъ строителя — отца и наставника ко спасенію (воевода указалъ на преп. Трифона). Господь хочетъ чрезъ этого раба Своего собрать множество иноковъ. Но обитель скудна, и церковь мала. Онъ ходатайствуетъ предъ Богомъ объ отпущеніи намъ грѣховъ нашихъ. Поможемъ и мы ему, кто сколько въ силахъ. Принесите въ даръ Богу отъ своего имѣнія».

Гости тотчасъ же всѣ стали записывать, на построеніе церкви. На второй и на третій день воевода устраивалъ пиры, и всѣхъ онъ призывалъ къ жертвамъ. Всего оказалось пожертвовано болѣе 600 рублей [23] Тотчасъ же преп. Трифонъ вмѣстѣ съ воеводой начали строить новую деревянную церковь: заготовляли лѣсъ, совѣщались съ плотниками и заложили обширный храмъ въ честь Успенія Божіей Матери.

Преп. Трифонъ сталъ ходить въ Москву. Царь Іоаннъ Васильевичъ, а потомъ и его сынъ Ѳеодоръ Іоанновичъ пожертвовали въ монастырь села и деревни, озера, рыбныя ловли и другія угодья. Давали на нихъ жалованныя грамоты. Одинъ изъ бояръ, благочестивый князь Іоаннъ Михайловичъ Воротынскій въ то время сильно скорбѣлъ о томъ, что не имѣлъ сына. Онъ преп. Трифона призвалъ къ себѣ въ домъ. Князь и жена его съ любовію встрѣтили святого. Видя ихъ вѣру, преподобный помолился Господу, а потомъ сказалъ князю, что у него родится сынъ Алексій. Черезъ годъ предсказаніе исполнилось. Съ того времени князь Воротынскій еще болѣе сталъ уважать преподобнаго Трифона и не упускалъ посылать въ его обитель обильную милостыню.

Царь Ѳеодоръ Іоанновичъ и патріархъ Іовъ любили и почитали блаженнаго Трифона. Патріархъ возвелъ преподобнаго въ санъ архимандрита и далъ ему антиминсы для новой церкви. Благочестивые москвичи жертвовали въ монастырь книги, иконы, облаченій и другіе предметы. Царь приказалъ дать преподобному 12 телѣгъ, чтобы преподобный могъ увезти полученныя пожертвованія.

Ѣздилъ преп. Трифонъ изъ Вятки и въ Казань. Въ то время митрополитомъ Казанскимъ былъ Гермогенъ. Преп. Трифонъ предсказалъ святителю Гермогену во время одной бесѣды, что онъ будетъ патріархомъ въ Москвѣ и что скончается мученикомъ [24].

Трифонъ часто поучалъ свою братію, — наставлялъ ее въ заповѣдяхъ Божійхъ и въ иноческихъ правилахъ, училъ строгой, сосредоточенной монашеской жизни. Самъ преп. былъ великимъ постникомъ и молитвенникомъ. Носилъ онъ желѣзныя вериги, ветхую и заплатанную власяницу. Если христолюбцы приносили преподобному что-либо изъ пищи или деньги, святой все отдавалъ въ монастырь, — ни одной вещи не признавалъ онъ своею, все было владѣніемъ Пресвятой Богородицы. Въ келліи подвижника были только святыя иконы и книги.

Преподобный былъ требователенъ къ братіи, не терпѣлъ нарушеній иноческаго устава. А это вызывало неудовольствіе. Нѣкоторые изъ монаховъ не хотѣли слушать его поученій и наставленій, оставили иноческія правила, стали жить, какъ міряне. Часто приходили лѣнивые монахи къ преп. Трифону и просили послабленій. Даже дерзко заявляли святому: пусть сдѣлаетъ послабленія, или же откажется отъ настоятельства. Незлобивый св. Трифонъ кротко увѣщевалъ лѣнивыхъ и дерзкихъ: «Намъ, братія, слѣдуетъ жить по преданію святыхъ отецъ. Довольствоваться общею трапезою въ опредѣленное время».

Побывавъ въ Москвѣ, въ Сольвычегодскѣ и въ Соловецкомъ монастырѣ, преп. Трифонъ отправился въ городъ Слободской. Жители этого города обрадовались приходу подвижника. Еще въ 1599 г. они получили разрѣшеніе отъ патріарха Іова на устройство монастыря, но дѣло почему-то замедлилось. Когда же преп. Трифонъ сказалъ имъ, что хочетъ устроить у нихъ монастырь, они съ радостію приняли его, отвели мѣсто для обители, усердно стали помогать ему. Вскорѣ построили церковь и освятили ее въ честь Богоявленія Господня. Къ преподобному начали собираться люди, искавшіе иноческихъ подвиговъ, и принимали отъ него постриженіе. Подвижникъ наставлялъ ихъ и укрѣплялъ въ иноческихъ трудахъ, служа всѣмъ примѣромъ. Поставили келліи, обвели монастырь оградой и надъ воротами монастырскими построили церковь во имя Архистратига Михаила.

Построивъ монастырь, преподобный отправился вмѣстѣ съ ученикомъ своимъ Досиѳеемъ въ страну Поморскую для сбора пожертвованій на новую обитель. По пути пришелъ преподобный въ городъ Сольвычегодскъ [25]. Здѣсь святой посѣтилъ знатныхъ людей Строгановыхъ. Всѣ принимали его радушно. Лишь одинъ изъ нихъ, Никита Строгановъ, разгнѣвался на преподобнаго, не принялъ отъ него благословенія, такъ что подвижникъ тотчасъ вышелъ изъ его дома. На другой день Никита раскаялся въ своемъ гнѣвѣ и обидѣ преподобному и объяснилъ ученику его, Досиѳею, чѣмъ былъ вызванъ его поступокъ. Оказывается, Никита Строгановъ считалъ себя оскорбленнымъ преп. Трифономъ. Послѣ изгнанія изъ Вятскаго монастыря Никита пригласилъ подвижника къ себѣ и поселилъ его въ Сольвычегодскомъ Введенскомъ монастырѣ [26]. Онъ устроилъ святому особую келлію, часто посылалъ съ своего стола пищу и питье, давалъ все потребное.

Вскорѣ преп. Трифонъ захотѣлъ идти въ Соловецкую обитель. Строгановъ далъ ему судно, людей и все нужное для продолжительнаго путешествія. Плывя по Двинѣ, преп. Трифонъ отпустилъ людей, продалъ всѣ вещи и судно, а самъ въ образѣ убогаго, по своему обычаю, достигъ Соловецкой обители. Побывъ тамъ недолго, онъ пришелъ въ Успенскій Вятскій монастырь и отдалъ вырученныя деньги на нужды обители. Разсказавъ о причинѣ своего гнѣва на преп. Трифона, Никита прибавилъ:

«Я разгнѣвался на него за то, что онъ все, что я далъ ему, хитростію употребилъ на монастырское строеніе. Я не размыслилъ, что онъ дѣлаетъ это для спасенія душъ нашихъ».

Теперь Никита просилъ чрезъ Досиѳея прощенія у подвижника и приглашалъ его въ свой домъ. Преподобный исполнилъ желаніе Строганова, пришелъ къ нему и далъ благословеніе его дому. Съ щедрыми пожертвованіями — иконами, книгами и ризами для храма, солью и желѣзомъ для братіи — отпустилъ Никита святого Трифона.

Нѣкоторое время преподобный прожилъ въ Николаевскомъ Коряжемскомъ монастырѣ [27]. Многіе приходили сюда, прося молитвъ преп. Трифона. По его святымъ молитвамъ, стали происходить чудотворенія отъ образа святителя Христова Николая Чудотворца. Слухъ объ этомъ распространился, и къ преподобному стало стекаться еще больше народа. Вспоминая о видѣніи, бывшемъ ему въ Пыскарскомъ монастырѣ, преподобный усердно, со слезами молился предъ образомъ святого Николая, простаивая на молитвѣ цѣлыя ночи.

Оставивъ Коряжемскій монастырь, преподобный пошелъ въ городъ Сольвычегодскъ. Затѣмъ онъ обходилъ со святыми иконами Устьсысольскій и Устюжскій уѣзды по рѣчкамъ Вычегдѣ и Двинѣ. Вездѣ въ городахъ и селахъ говорили о святомъ старцѣ. Многіе приходили къ нему, слыша о чудесныхъ исцѣленіяхъ, совершавшихся по молитвамъ подвижника. Приходящіе приносили ему пожертвованія для новаго монастыря: золото и серебро, книги, — всякій жертвовалъ, что могъ и что имѣлъ. Приходило къ преподобному тогда и много нищихъ: святой всѣхъ ихъ одѣлялъ милостыней. Во время этого хожденія, одинъ человѣкъ, по внушенію діавола, сталъ поносить и укорять святого, будто онъ обманываетъ народъ и ходитъ съ иконами ради прибытка. Внезапно его поразилъ тяжкій недугъ. Наказанный раскаялся въ своемъ согрѣшеніи, просилъ помолиться о немъ и получилъ здравіе, когда преподобный вознесъ за него молитву и окропилъ его святой водой. Также наказана была и женщина, похулившая святого.

Вернулся преподобный съ иконами въ Слободской Богоявленскій монастырь и принесъ сюда собранныя пожертвованія. Отсюда подвижникъ предпринялъ трудное путешествіе въ Соловецкую обитель, — послѣднее путешествіе своей многотрудной жизни. Здѣсь поклонился онъ св. мощамъ преподобныхъ Зосимы и Савватія. Соловецкіе иноки, слышавшіе о подвигахъ преп. Трифона, съ великою честью приняли его и не хотѣли отпускать отъ себя. Нѣкоторые изъ нихъ прозорливо предрекали святому его скорую кончину. Но подвижникъ, благодаря соловецкимъ иноковъ, просилъ отпустить его на Вятку, въ Успенскій монастырь, потому что тамъ онъ желалъ найти мѣсто своего упокоенія.

Плывя рѣкою Вяткой, глубокій старецъ впалъ въ предсмертный недугъ. Больнымъ онъ прибылъ 15-го іюля въ городъ Хлыновъ и отправилъ своего слугу въ Успенскій монастырь къ архимандриту Іонѣ Малеину. Подвижникъ смиренно просилъ своего бывшаго ученика принять его въ обитель, которую самъ же устроилъ. Но, питая злобу на преподобнаго, Іона отказался принять угодника Божія. Святой ни мало не возропталъ на это, такъ какъ всѣ скорби принималъ съ великою радостію. Изнемогая отъ болѣзни, онъ послалъ своего слугу къ Никольскому діакону, упомянутому Максиму Мальцову. Максимъ пошелъ къ преподобному и засталъ его больнымъ, лежащимъ въ лодкѣ. Приподнявшись въ лодкѣ, преподобный благословилъ Максима Владимірской иконой Царицы Небесной и просилъ діакона перенести его въ свой домъ. Максимъ съ радостію взялъ больного старца къ себѣ, ухаживалъ за нимъ, какъ за своимъ отцомъ. Узнавъ о возвращеніи подвижника, многіе приходили къ нему за благословеніемъ. Приходилъ къ святому и духовный отецъ его, священникъ Варлаамъ, который былъ духовникомъ и архимандрита Іоны. По просьбѣ преподобнаго Варлаамъ повѣдалъ ему подробно объ Успенскомъ монастырѣ, его игуменѣ и братіи. Такъ святой старецъ пробылъ въ домѣ діакона Максима, болѣя, до 23 сентября. Чувствуя приближеніе кончины, преподобный снова сталъ проситься въ Успенскій монастырь чрезъ соборныхъ священниковъ, а также чрезъ Варлаама и келаря монастыря, старца Діонисія. Наконецъ, архимандритъ Іона устыдился своего безсердечія, просилъ благословенія у святого старца и призывалъ его въ обитель.

Услыша объ этомъ преподобный съ радостію возблагодарилъ Господа и просилъ помочь ему дойти до монастыря. Архимандритъ Іона со всею братіею встрѣтилъ преподобнаго во вратахъ обители и, припавъ къ его ногамъ, просилъ прощенія.

«Отче святый», — говорилъ онъ, — я виновникъ твоихъ страданій, жестоко оскорбилъ я тебя. Прости меня, такъ какъ врагъ омрачилъ мое сердце гнѣвомъ и ввелъ меня въ грѣхъ».

«Чадо мое духовное, Іона! Господь да проститъ тебя», — отвѣчалъ съ великою любовію блаженный старецъ, — «такъ какъ это дѣло врага нашего, діавола».

Немного дней прожилъ преп. Трифонъ въ Успенской обители. 8 октября 1612 г. онъ мирно предалъ Богу свою святую душу. Архимандритъ Іона съ братіею съ честію погребли его святое тѣло въ Успенскомъ монастырѣ.

Преп. Трифонъ оставилъ свою духовную грамоту или завѣщаніе. Настоятелемъ онъ благословлялъ архимандрита Іону, отъ котораго такъ много потерпѣлъ. Завѣщалъ братіи жить въ любви, въ мирѣ, согласіи, неопустительно являться къ церковнымъ службамъ, хранить монастырское имущество и не имѣть частной собственности.

Св. мощи преп. Трифона обрѣтены въ 1684 г. при построеніи каменной церкви во имя Успенія Божіей Матери. Въ царское время онѣ почивали подъ спудомъ въ упомянутой церкви.

Примѣчанія:
[1] Архангельской губерніи.
[2] Великій Устюгъ, родина св. Стефана Пермскаго, теперь уѣздный городъ Вологодской губ., расположенъ на берегу Сухоны, при сліяніи ея съ рѣкою Югомъ.
[3] Волость Шомокса получила свое названіе отъ рѣки того же имени, праваго притока Сѣверной Двины.
[4] Рѣка Вилядь Вологодской губ., лѣвый притокъ Вычегды.
[5] Этотъ монастырь былъ основанъ около 1560 г. Іоанникіемъ Строгановымъ.
[6] 1 поприще — 1½ версты.
[7] Рѣка Нижняя Мулла или Мулянка — лѣвый притокъ Камы. Впадаетъ въ Каму близъ города Перми.
[8] Остяки — народъ финскаго племени, обитающій теперь преимущественно въ сѣверныхъ частяхъ Тобольской, Томской и Енисейской губерніи.
[9] Сарана — желтая лилія, луковицу которой ѣдятъ.
[10] Чердынь — уѣздный городъ Пермской губ.
[11] Въ этомъ городкѣ сосредоточивалось все управленіе надъ вотчинами Строгановыхъ по нижнему теченію рѣки Сылвы.
[12] Черемисы — народъ финскаго племени, обитающій въ восточныхъ губерніяхъ Россіи: Вятской, Казанской Уфимской, Пермской, Костромской и Нижегородской. Походъ черемисовъ, о которомъ здѣсь рѣчь, былъ въ 1572 г.
[13] Рѣка Чусовая — лѣвый притокъ рѣки Камы. Протекаетъ въ Пермской губ.
[14] Черезъ нѣкоторое время на томъ мѣстѣ былъ построенъ монастырь.
[15] Богословскій монастырь въ городѣ Чердыни Пермской губ. основанъ не позже первой половины XVI вѣка.
[16] Выше духовнымъ отцомъ преподобнаго названъ Іоаннъ, священникъ города Устюга. Но это духовный отецъ выбранный на время. Іеромонахъ Варлаамъ былъ, повидимому, постояннымъ духовникомъ преп. Трифона.
[17] Кай-городъ — близъ лѣваго берега рѣки Камы — теперь село. Въ древности здѣсь было складочное мѣсто соли съ заводомъ Строгановыхъ.
[18] Рѣка Вятка — правый притокъ рѣки Камы. Протекаетъ по Вятской губ.
[19] Въ Слободскомъ уѣздѣ по р. Вяткѣ были въ царскія времена устроены часовни, по преданію, на тѣхъ мѣстахъ, гдѣ отдыхалъ преп. Трифонъ по пути въ городъ Вятку или Хлыновъ.
[20] Вятка въ царскія времена былъ губернскимъ городомъ. Основанъ новогородцами въ 1181 г. подъ именемъ Хлынова для защиты отъ набѣговъ вотяковъ и черемисъ. Расположенъ на лѣвомъ, высокомъ берегу р. Вятки, близъ устья рѣки Хлыновщины. Изъ «Хлынова» переименованъ въ «Вятку» въ 1780 г.
[21] Царь Іоаннъ Васильевичъ Грозный царствовалъ съ 1533 г. по 1584 г. Митрополитъ Антоній управлялъ Московской митрополіей съ 1577 г. по 1580 г.
[22] Слободской — уѣздный городъ Вятской губ. Расположенъ на правомъ берегу рѣки Вятки, въ 31-ой отъ города Вятки, а по теченію рѣки въ 70-ти верстахъ.
[23] На царскія деньги около 30.000 рублей времени Государя мученика Николая Александровича.
[24] Митрополитъ Казанскій 3 іюля 1606 г. возведенъ былъ на патріаршій престолъ. Поляки и русскіе измѣнники въ Смутное время заключили св. патріарха въ темницу и заморили голодомъ въ 1612 г.
[25] Сольвычегодскъ, уѣздный городъ Вологодской губерніи, расположенъ на правомъ берегу рѣки Вычегды.
[26] Этотъ монастырь основанъ Строгановыми въ 1561 г. Существовалъ до революціи.
[27] Николаевскій Коряжемскій монастырь находился въ Сольвычегодскомъ уѣздѣ, въ 16-ти верстахъ къ востоку отъ Сольвычегодска.

Источникъ: М. В. Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста. Выпускъ пятнадцатый. [1969 г.] — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1969. — С. 79-97.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.