Церковный календарь
Новости


2018-11-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ I-й, Ч. 2-я, Гл. 2-я (1922)
2018-11-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ I-й, Ч. 2-я, Гл. 1-я (1922)
2018-11-18 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 114-й (1899)
2018-11-18 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 113-й (1899)
2018-11-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Признаки Христовой Церкви (1976)
2018-11-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. О важности догмата о Церкви (1976)
2018-11-18 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 8-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-18 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 7-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Докладъ Архіерейскому Сѵноду РПЦЗ (1996)
2018-11-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Психіатрія и исповѣдь (1996)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 49-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 48-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 47-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 46-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 45-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 44-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 19 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.

Духовные писатели Русскаго Зарубежья

Монахиня Варвара (Суханова) († 1972 г.).

Монахиня Варвара (въ мірѣ Вѣра Суханова) († 1972), духовная писательница, вѣрное чадо РПЦЗ. Родилась въ 1896 г. въ купеческой семьѣ. Во время Первой міровой и Гражданской войнъ служила сестрой милосердія. Съ послѣдними частями Бѣлой Арміи оставила Россію. Работала учительницей въ русской гимназіи въ Панчевѣ (Сербія). Въ 1929 г. поступила послушницей въ Лѣснинскую женскую обитель въ Хопово (Сербія). Несла самыя разныя послушанія: была клиросной, занималась съ дѣтьми Хоповскаго пріюта, писала иконы. Въ 1932 г. была пострижена въ монашество. Въ 1950 г. вмѣстѣ съ другими сестрами обители переселилась изъ Югославіи во Францію. Мать Варвара много писала. Ея статьи и разсказы появлялись еще въ «Православной Карпатской Руси» (впослѣдствіи «Православная Русь») и въ приложеніи «Дѣтство во Христѣ», когда Братство преп. Іова Почаевскаго находилось еще на Карпатахъ, во Владиміровой. Составила около четырехсотъ «Житій святыхъ для дѣтскаго и юношескаго возраста», которыя подъ иниціалами «М. В.» (Монахиня Варвара) вначалѣ публиковались въ журналѣ «Православная жизнь», а затѣмъ отдѣльными выпусками издавались въ Свято-Троицкомъ монастырѣ въ Джорданвиллѣ (всего было напечатано двадцать такихъ сборниковъ). М. Варвара мирно скончалась послѣ продолжительной болѣзни 27 ноября (10 декабря) 1972 г. въ Лѣснинскомъ монастырѣ (Провемонъ, Франція).

Сочиненія мон. Варвары (Сухановой)

М. В.
Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста.
Выпускъ пятнадцатый. [1969 г.]

Житіе святаго отца нашего Иннокентія, епископа Иркутскаго.
Память 26-го ноября.

Послѣ кончины своихъ родителей, окончивъ въ 1706 году курсъ обученія въ Кіевской академіи, св. Іоаннъ воспринялъ иночество и вступилъ съ именемъ Иннокентія в число братіи Кіево-Печерской Обители.

Юный св. инокъ сталъ ревностно подвизаться въ монастырѣ. Но не долго онъ въ немъ находился. Бывшій его преподаватель словесности Стефанъ Яворскій вызвалъ святого въ Москву для преподаванія въ Московской Славяно-греко-латинской академіи. Здѣсь св. Иннокентій преподавалъ словесность и поучалъ учениковъ искусству церковной проповѣди, т. к. святой отличался краснорѣчіемъ. Св. Иннокентій былъ выдающимся, талантливымъ преподавателемъ и въ 1714 году былъ назначенъ префектомъ академіи. Святой преподавалъ нравственное богословіе и философію. Обязанностью святого было наблюдать за порядкомъ внутренней и внѣшней жизни воспитанниковъ.

Въ 1719 году онъ былъ вызванъ, въ званіи соборнаго іеромонаха, в Александро-Невскую Лавру и назначенъ на корабль «Самсонъ», стоявшій въ Ревелѣ [1]. Вскорѣ святой былъ переведенъ оберъ-іеромонахомъ в приморскій городъ Або. Св. Иннокентій былъ назначенъ начальникомъ флотскихъ іеромонаховъ, и долженъ былъ каждую недѣлю посѣщать каждый корабль.

По волѣ Божіей святой долженъ былъ просвѣтить отдаленнѣйшую окраину Земли Русской — Восточную Сибирь. Сибирь была завоевана при царѣ Іоаннѣ Грозномъ въ 80-хъ годахъ XVI вѣка. Этотъ край завоевала горсть отважныхъ казаковъ во главѣ со своимъ атаманомъ Ермакомъ Тимоѳеевичемъ. Медленно, но непрерывно Сибирь заселялась русскими переселенцами. По берегамъ многочисленныхъ рѣкъ они строили зимовья для сбора дани съ инородцевъ, крѣпости, для военной защиты отъ набѣговъ, и города, гдѣ сосредоточивалось управленіе завоеваннаго края. Переселенцы распространяли вѣру православную въ Сибири. Въ зимовьяхъ строились часовни, въ крѣпостяхъ — церкви, въ городахъ — соборные храмы и монастыри. Въ 1620 году была открыта Сибирская епархія въ городѣ Тобольскѣ [2]. Но одинъ епископъ не могъ управлять цѣлой Сибирью. Духовенства было очень мало. Во многихъ церквахъ не было пѣнія. Священники были мало духовно образованы, монастыри существовали безъ особаго устава. Всюду царилъ безпорядокъ. Сибирь нуждалась въ ревностныхъ апостолахъ вѣры православной.

Въ половинѣ XVII столѣтія русскіе переселенцы дошли до границъ Китайской имперіи, до озера Байкала и рѣки Амура. У русскихъ переселенцевъ начинаются сношенія съ Китаемъ. Отъ нихъ проникаетъ въ Китай православная вѣра Христова.

Въ 1650 году казацкій атаманъ Іероѳей Хабаровъ занялъ китайскій городъ Албазинъ на лѣвомъ берегу рѣки Амура. Укрѣпившись на Албазинѣ и настроивъ городковъ, казаки держались здѣсь тридцать пять лѣтъ и отсюда владѣли всѣмъ теченіемъ Амура. Но въ 1685 году Китайцы осадили 450 казаковъ, засѣвшихъ въ Албазинѣ, 15-ти-тысячнымъ войскомъ съ многочисленной артиллеріей. Истребивъ часть русскихъ, остальныхъ (около 300 человѣкъ) взяли они въ плѣнъ. Предложено было плѣнникамъ — или вернуться въ свои сибирскія поселенія, или вступить въ подданство Китайскому богдыхану. Перешло въ китайское подданство только 45 человѣкъ съ женщинами и дѣтьми. Эти плѣнные албазинцы и были зерномъ православной русской миссіи въ Китаѣ. При уходѣ своемъ изъ Албазина они взяли съ собою изъ крѣпостной церкви бѣдную церковную утварь съ иконами и въ числѣ ихъ образъ святителя Николая, а также насильно увлекли съ собой священника Максима Леонтьева. Русскіе плѣнники были приняты богдыханомъ Канси очень ласково и поселены были въ самой столицѣ Китая — въ Пекинѣ, на такъ называемомъ Берестовомъ урочищѣ, въ сѣверо-восточномъ углу столицы, у самой городской стѣны. Спустя немного времени богдыханъ отдалъ плѣннымъ христіанамъ буддійское капище, которое они передѣлали въ часовню. Сами плѣнники причислены были къ почетному сословію воиновъ. Въ 1696 году часовня превращена была въ церковь во имя Святой Софіи, Премудрости Божіей, но обычно называлась Никольскою по имени чтимой иконы. Престарѣлый отецъ Максимъ ревностно трудился на чужбинѣ до самой кончины своей, послѣдовавшей въ 1711 или 1712 году. По мысли митрополита Тобольскаго Филоѳея, неутомимаго апостола Сибири, въ 1715 году, съ согласія богдыхана, отправлена была въ Пекинъ первая русская миссія изъ десяти лицъ — подъ начальствомъ архимандрита Иларіона Лежайскаго. Богдыханъ принялъ миссію ласково, далъ ей содержаніе и дозволилъ богослуженіе.

Въ 1718 году настоятель миссіи архимандритъ Иларіонъ скончался, и Святѣйшій Синодъ рѣшилъ отправить въ Пекинъ святителя Иннокентія. Императоръ Петръ Великій одобрилъ это рѣшеніе.

5-го марта 1721 года, въ присутствіи государя, святой Иннокентій былъ посвященъ въ епископа въ Петербургѣ и затѣмъ отправленъ въ Китай.

Около года ѣхалъ святитель до города Иркутска. Его сопровождали два іеромонаха, два діакона, пять пѣвчихъ, нѣсголько служителей. Путешествіе было очень утомительно. Много было опасностей по пути. Дорогъ не было, климатъ Сибири — суровый. Путешественниковъ могли встрѣтить дикіе звѣри, на нихъ могли напасть кочевники-инородцы. Для защиты отъ нихъ надо было имѣть порохъ и ружья. Съ Божіей помощью, только въ мартѣ 1722 года святитель со своей свитой прибыли въ Иркутскъ. Надо было ждать разрѣшенія на въѣздъ въ Пекинъ. Переговоры шли очень долго. Святитель Иннокентій жилъ со своей свитой въ городѣ Селенгинскѣ въ Троицкомъ монастырѣ. Положеніе ихъ было очень тягостное. Такъ бѣдно имъ жилось, что для пропитанія занимались они рыбной ловлей. Святитель утѣшалъ изнемогающихъ людей, говоря, что Господь вознаградитъ ихъ за терпѣніе...

Нужда заставила избранника Божія переѣхать на дачу Троицкаго Селенгинскаго монастыря. При дачѣ былъ храмъ, и тамъ служилъ святитель. Одна лишь молитва поддерживала его. Еще святой занимался иконописью: въ благодатной тишинѣ, съ молитвой на устахъ, угодникъ Божій писалъ иконы. Въ царское время иконы, писанныя рукою святого, сохранялись въ храмѣ села Куналеи, которое находилось недалеко отъ дачи Троицкаго монастыря. Кромѣ занятія иконописью, святитель ревностно проповѣдывалъ Слово Божіе дикимъ бурятамъ и монголамъ. Церковь такъ воспѣваетъ святого проповѣдника: «Радуйся, яко проповѣдью Евангелія, тобою къ языкамъ монгольскимъ принесенной, злоухищреніе душъ человѣческихъ жестоко посрамися». Въ Селенгинскѣ и на дачѣ монастыря святой прожилъ три года. Пока царствовалъ Богдыханъ Канси была еще надежда получить разрѣшеніе на проѣздъ въ Пекинскую миссію. Но послѣ его кончины воцарился сынъ его Юнъ-чженъ, который былъ очень нерасположенъ къ иностранцамъ и христіанамъ. Еще три года бѣдствовалъ блаженный епископъ, перенося всякія лишенія.

Только 26-го августа 1727 года святитель получилъ отъ Святѣйшаго Синода указъ: занять престолъ епископскій въ городѣ Иркутскѣ.

Большіе труды, большія заботы ждали святого архипастыря! И ревностный св. епископъ своей паствѣ всю жизнь посвятилъ! Онъ просвѣщалъ невѣжественныхъ священниковъ. Въ тѣ времена многіе священники съ трудомъ читали! Святитель наставлялъ непросвѣщенныхъ священниковъ. Вѣдь священники — строители великихъ таинъ Божіихъ, свѣтъ для тьмы, соль земли, звѣзды неба, трубы, разоряющія стѣны грѣховнаго града! Священники, училъ святой архипастырь, должны усердно устроять домъ Божій, украшать его всякимъ благолѣпіемъ, особенно усердно проповѣдывать Слово Божіе, непрерывно поучая своихъ духовныхъ дѣтей. Чтобы получить просвѣщенныхъ священниковъ, святитель устроилъ училище для дѣтей при Вознесенскомъ монастырѣ. Въ немъ могли обучаться дѣти всѣхъ сословий, духовенство же было обязано въ новую русскую школу посылать своихъ дѣтей отъ 7-ми до 15-ти лѣтъ. Изъ этой школы должны были выходить будущіе пастыри. Святитель вызвалъ въ школу достойныхъ учителей. Угодникъ Божій изъ своихъ средствъ, очень скудныхъ, помогалъ школѣ. Много св. епископъ заботился о благолѣпіи службъ церковныхъ не только въ Иркутскѣ: онъ былъ ревностнымъ устроителемъ церковной жизни во всей подчиненной ему епархіи. При слабомъ здоровіи, сверхъ своихъ силъ святитель объѣзжалъ всю свою епархію, хотя и трудно было ему переносить суровый климатъ Сибири.

Трогательны, просты были его умилительныя проповѣди, дышащія любовью къ людямъ! Уговаривалъ святитель быть милосердными, творить милостыню. Не надо привязываться къ богатству. Имъ можно получить вѣчную муку, если употреблять только для себя, для своихъ прихотей, и — вѣчное блаженство, если расточать его на дѣла милосердія! «Христа ради, милостыню нищимъ!» — вопіютъ убогіе. Бѣдняки не просятъ великаго дара! Дайте копейку, или небольшой кусокъ хлѣба Бога ради! Будьте милостивы! Милостыня — пріобрѣтеніе для вѣчности. Ею получаетъ вѣрующій царство небесное. Молюсь о васъ, мои любимые, чтобы вы получили царство небесное. Посѣщайте больныхъ, нуждающимся помогайте, томящимся въ темницахъ и оковахъ приносите все необходимое для нихъ, нищаго накормите, напойте и одѣньте, принимайте странниковъ, погребайте мертвыхъ бѣдняковъ. Этими добродѣтелями мы получаемъ царство небесное. Великіе праздники особенно надо прославлять дѣлами милосердія. Вы приготовляете себѣ къ Свѣтлому Празднику Пасхи красивыя одежды, надо не тѣло только, но и душу украшать — дѣлами добрыми.

Надо жертвовать и на церковь. Приносите въ храмъ свѣчи и просфоры. Но Знайте, что главная жертва Богу — сердце сокрушенное, молитва покаянная. Что принесетъ въ храмъ бѣднякъ. убогій, нищій? Воздыханія о грѣхахъ, слезы умиленія. Пречистая, принеся въ даръ храму два птенца голубиныхъ, дала намъ примѣръ жертвы на домъ Божій. Безлѣностно посѣщайте службы Божіи, приходите къ вечернѣ, къ утренѣ, къ обѣднѣ — къ самому началу. Слушайте Божественное пѣніе въ молчаніи, со вниманіемъ. А изъ церкви до отпуста не выходите! А если кто живетъ далеко отъ церкви, то и дома усердно помолитесь, съ сокрушеніемъ сердечнымъ. Исполняйте молитвенное правило, положите поклоны по силѣ. Кротко живите и во Христѣ любовь нелицемѣрную имѣйте ко всякому христіанину. Любите враговъ своихъ и Бога молите за нихъ! Никого не обижайте и никому не завидуйте. Почитайте священниковъ, какъ служителей Бога и всѣмъ церковникамъ честь воздавайте! Въ церкви Божіей стойте на молитвѣ съ страхомъ, не помышляйте что-либо злое, но только смиренно, сокрушетшо повторяйте: «Господи помилуй!» Праздники Господскіе и Пречистой Богородицы и всѣхъ святыхъ почитайте честно. Дѣтей своихъ и слугъ учите страху Божію. Приказывайте ходить въ церковь каждый день, а особенно въ праздники. Если согрѣшите по діавольскому наущенію, то спѣшите исповѣдывать грѣхъ отцу духовному, чтобы смерть не застала васъ безъ покаянія. А главное: будьте смиренны, не высокоумны, не празднословьте, не укоряйте друга вашего, не досаждайте ему!

Святитель совѣтуетъ ежедневно читать житія святыхъ. Онѣ учатъ насъ терпѣнію, смиренію, молчанію, дѣламъ добрымъ. Вѣдь святые не съ небесъ упали, — а родились на землѣ. Тѣло имѣли земное какъ и мы. Имѣли искушенія отъ демоновъ, но ихъ побѣждали смиренною молитвою и постомъ. Они всѣмъ сердцемъ работали Богу, трепѣли мученія за имя Христово. Надъ всѣми святыми безмѣрно возвышается Матерь Божія — Высшая небесъ и Чистшая свѣтлостей солнечныхъ, Заступница грѣшнаго міра. Святитель Иннокентій говоритъ о Владычицѣ міра: Пречистая Мать не только Сыну Своему Возлюбленному, но и всѣмъ намъ православнымъ. Богородица — Мать Сыну Своему по естеству человѣчества. Она намъ Мать по милосердію и по ходатайству и по заступленію. Какъ мать родная всегда милосердна къ своимъ дѣтямъ: питаетъ, грѣетъ, одѣваетъ, раститъ. Если дѣти ее огорчаютъ — она все имъ прощаетъ, терпитъ всѣ ихъ недостатки, всѣ немощи. Такъ и Пречистая Дѣва Марія питаетъ насъ хлѣбомъ милосердія Своего, доитъ молокомъ щедротъ, грѣетъ насъ ризою покрова Своего, одѣваетъ нашу наготу одѣяніемъ брачнымъ. Люди падаютъ въ ровъ грѣховиый, а Богоматерь Своею милостивой рукой выводитъ ихъ изъ тьмы къ свѣту! А когда мы, согрѣшивши, начинаемъ каяться — Приснодѣва скоро насъ прощаетъ и Своими молитвами преклоняетъ Господа къ прощенію! Пречистая терпитъ всѣ наши немощи, зная нашу слабость. Притекайте къ Ней, къ Милосердной Матери! Со дерзновеніемъ, съ надеждою всѣ притекайте! Молитесь Царицѣ Небесной теплыми молитвами, со усердными слезами молитесь!

Святитель на высоту христіанскаго совершенства призывалъ своихъ пасомыхъ. Его мудрое, простое отеческое слово глубоко западало въ сердца слушателей. Множество народа стекалось, чтобы послушать его поученія. Многихъ слово святителя исправляло и поддерживало на жизненномъ пути, среди бѣдъ и невзгодъ. Многіе годы хранилось преданіе о краснорѣчивыхъ и сердечныхъ поученіяхъ великаго архипастыря. Многіе списывали его поученія.

Въ то время въ Сибири было очень мало церквей. Не имѣя средствъ, святитель не могъ строить новыя. И потому онъ разрѣшалъ строить часовни въ своей епархіи, въ которой было всего 33 церкви и 4 монастыря. Въ Иркутскѣ святитель освятилъ въ 1729 году двѣ церкви. Въ одной проповѣди на освященіе церкви святитель говоритъ: «Если кто-либо пожелаетъ святую церковь построить, то создайте не только стѣны, украшайте домъ Божій не только богатыми ризами, дорогими сосудами, а и богобоязненными, благоразумными священниками!»

Вслѣдствіе отдаленности храмовъ Божіихъ, въ Сибири много было людей, которые до 30 лѣтъ и болѣе не ходили въ церковь и не соблюдали постановленій Церкви. Святитель убѣждалъ людей, чтобы они по мѣрѣ возможности ходили въ храмъ.

Святой пастырь краснорѣчиво изображалъ кончину міра, говорилъ о воскресеніи мертвыхъ, о Страшномъ Судѣ Божіемъ, о будущемъ блаженствѣ праведныхъ и о лютыхъ мукахъ грѣшниковъ. Своими проповѣдями побуждалъ онъ къ покаянію.

Въ поученіи на Введеніе во храмъ Пресвятой Богородицы, святитель говоритъ: «Она, Пречистая, отъ рожденія трехъ лѣтъ всегда пребывала во храмѣ. Она, Чистая, Безгрѣшная! А мы грѣшные, нечистые, не только отъ трехъ лѣтъ рожденія, но и до 30 лѣтъ живемъ, а въ церковь не входимъ и грѣхи всегда творимъ и не раскаеваемся!»

Святитель, самъ просвѣщая народъ, наставлялъ священниковъ учить людей благочестію.

Вотъ одинъ изъ многихъ примѣровъ непросвѣщенности духовной жителей Сибири. Въ 1729 году святой епископъ обозрѣвалъ зимою свою епархію ло лѣвому берегу рѣки Ангары. Святителю донесли, что у нѣкоего Іоанна Шункова проживаетъ лама. Послѣдній задумалъ построить кумирню, и Шунковъ, православный христіанинъ, помогалъ ему строить языческое капище. Іоанна стали допрашивать, почему онъ участвовалъ въ такомъ грѣшномъ для христіанина дѣлѣ? Шунковъ признался, что онъ дѣйствительно помогалъ строить кумирню, т. к. лама обѣщалъ за помощь молиться своему богу за его дѣтей, чтобы они были здоровы. Іоанну объяснили его грѣхъ, и церковный судъ наказалъ его за суевѣріе, для примѣра другимъ, темнымъ людямъ.

Въ то время въ Сибири не разъ были неурожаи хлѣба. Святитель объяснялъ эти бѣдствія, какъ Божье наказаніе за грѣхи народа, какъ Его праведный гнѣвъ! Въ 1728 году св. епископъ предсказалъ, что за беззаконія грядетъ бѣдствіе — голодъ! Онъ призывалъ къ покаянію. Дѣйствительно, по всей иркутской епархіи въ томъ году стояла засуха. Святитель повелѣлъ по всѣмъ церквамъ возносить моленія Господу о ниспосланіи дождя. И молитвы святого были услышаны: въ концѣ іюля прошелъ сильный дождь и — грозная опасность голода исчезла. На слѣдующій годъ, наоборотъ, лѣто было необыкновенно дождливо. Угодникъ Божій снова призываетъ людей къ покаянію. Возноситъ блаженный свои дерзновенныя молитвы — и дождливое время смѣняется благодатною, умѣренною погодою.

Мудро поучалъ св. епископъ монашествующихъ, на которыхъ онъ имѣлъ большое вліяніе. Благодаря пребыванію святителя въ Вознесенскомъ монастырѣ, эта обитель стала процвѣтать, привлекая множество богомольцевъ. Люди Божіи искали утѣшенія въ скорбяхъ, исцѣленій отъ недуговъ, притекали къ великому проповѣднику. Своею подвижническою жизнію св. Иннокентій давалъ братіи монастыря примѣръ истиннаго, высокаго иночества, вдохновлялъ ихъ на подвиги, укрѣплялъ совѣтами, молитвою дерзновенною, мудрыми наставленіями. Вознесенскій монастырь сдѣлался центромъ епархіальнаго управленія. Святитель своею жизнію прославилъ эту обитель не только на всю Сибирь, но и на всю Русь Святую. О святомъ епископѣ узнала вся Россія!

Святитель только 4 года и 3 мѣсяца пребывалъ на иркутской каѳедрѣ, но благодаря его неустаннымъ трудамъ процвѣла вѣра православная въ Иркутскомъ краѣ. Святой былъ ревностнымъ учителемъ добра и правды. Онъ просвѣтилъ дикихъ монголовъ и бурятъ, распространилъ свѣтъ православія въ странѣ Сибирской. Святой просвѣтилъ учителя монгольской школы Лапсана. Угодникъ Божій часто бесѣдовалъ съ нимъ. И эти бесѣды, подвижническая жизнь Святителя, его пламенная любовь къ Богу и людямъ поразили язычника. Лапсанъ послѣ кончины св. Иннокентія вмѣстѣ съ своими домашними крестился и сталъ ревностнымъ христіаниномъ.

Многотрудна была жизнь святого архипастыря! Много невзгодъ, много лишеній претерпѣлъ онъ въ Сибири! Святой шествовалъ тѣснымъ, скорбнымъ путемъ. Тяжко ему было привыкнуть къ суровому Сибирскому климату, но подвижникъ не искалъ перемѣщенія на другую каѳедру, зная что онъ получилъ ее по волѣ Божіей. Любилъ святитель учить темныхъ людей, но любилъ и уединяться для молитвы въ пещеру, которую ископалъ для себя основатель Вознесенской обители — блаженный старецъ Герасимъ. Каждую ночь св. епископъ читалъ творенія святыхъ отцовъ или составлялъ поученія для своей паствы. Часто по ночамъ, выходя изъ своей келліи, святой направлялся къ главному храму Вознесенсмой обители и молился на него со всѣхъ четырехъ сторонъ. И ночь не была отдыхомъ для подвижника.

Иногда святой Иннокентій удалялся въ моиастырское село Еланку, верстахъ въ 15-ти отъ Иркутска. Смиренный святой и здѣсь не давалъ себѣ отдыха, а принималъ участіе въ полевыхъ работахъ. Въ своей домашней жизни святитель былъ чрезвычайно простъ. Одежда его состояла изъ власяницы, поверхъ которой онъ надѣвалъ сдѣланный изъ кожи лося подрясникъ и кожаный поясъ. Такъ святой удручалъ свое тѣло!

Великіе подвиги, дальніе, утомительные разъѣзды надломили слабое здоровье святого архипастыря. Онъ былъ истощенъ непрерывными заботами, скорбями. Св. епископъ сталъ страдать сильными головными болями. Присоединились и другія болѣзни и немощи.

3 октября 1731 года святитель въ послѣдній разъ служилъ, въ воскресенье.

Болѣзнь съ каждымъ днемъ усиливалась. Святой трогательно, смиренно благодарилъ всѣхъ ему служившихъ. Онъ заповѣдывалъ братіи Вознесенской обители построить новый, каменный храмъ вмѣсто прежняго деревяннаго, крайне обветшавшаго. Святой скорбѣлъ, что сейчасъ не можетъ дать 1000 рублей на новую церковь ввиду задержки жалованія. 25 ноября святой просилъ братію и духовенство города помолиться о немъ. И церковь иркутская стала горячо молиться о выздоровленіи своего любимаго архипастыря — святого подвижника. Но воля Божія была иная. Господь призвалъ къ Себѣ Своего избранника на вѣчное упокоеніе послѣ скорбной, многотрудной жизни.

Утромъ въ субботу 26-го ноября 1731 года святитель блаженно, мирно отошелъ ко Господу. Ему было всего 50 лѣтъ отъ роду.

Люди Божіи скорбѣли, горько плакали, потерявъ своего любящаго отца и великаго учителя. Множество народа собралось на погребеніе святителя. Его св. мощи были положены въ Тихвинской церкви Вознесенскаго монастыря.

Много чудесъ проистекло отъ святыхъ мощей славнаго угодника Божія. Упомянемъ нѣкоторыя.

Въ 1770 году, проживавшая въ Иркутскѣ, Пелагія Судейкина сильно заболѣла горячкой. Во время болѣзни ей было видѣніе. Она стоитъ въ Тихвинской церкви. Святитель совершаетъ утреню. Она попросила благословенія. Святитель вышелъ изъ алтаря, благословилъ, потомъ послалъ ей со свѣтлымъ юношей частицу артоса. Онъ вкусила и почувствовала себя здоровой. Желая возблагодарить своего цѣлителя, Пелагія спросила, какую читать ему молитву? Святитель вторично вышелъ къ ней, развернулъ предъ ней свитокъ, и она прочла: «Милостивый мой наставниче, благоутробія сокровище, правовѣрія учителю, архіереевъ похвало, безпомощныхъ заступниче, отче нашъ, іерарше, моли Богц о насъ». Пробудившись, Пелагія почувствовала себя совершенно здоровой.

Якутскій купецъ Павелъ Лебедевъ переломилъ себѣ ногу. Его болѣзнь такъ усилилась, что онъ сталъ готовиться къ смерти. Въ ночь на 3 января 1785 года въ комнату, гдѣ лежалъ больной, вошелъ святитель съ жезломъ въ рукѣ и сказалъ: «Проси помощи у Иннокентія въ Иркутскѣ».

Лебедевъ проснулся, потомъ опять погрузился въ дремоту, не придавая особеннаго значенія видѣнію. Святитель опять явился и, укоряя болящаго въ невѣріи, ударилъ жезломъ въ полъ. Лебедевъ, пробудившись, увидѣлъ на полу слѣдъ отъ удара! Онъ началъ вѣрить. Передъ утромъ святитель въ третій разъ явился болящему, и ужасная боль смѣнилась легкимъ зудомъ. Утромъ Лебедевъ уже могъ ходитъ безъ костыля и поспѣшно направился къ гробу своего цѣлителя.

Въ 1786 году протоіерей Іаковъ Загоскинъ замѣтилъ, что зрѣніе его слабѣетъ. Онъ долго страдалъ и, наконецъ, вовсе пересталъ видѣть. Слыша о чудесахъ, которыя подаетъ святой Иннокентій, больной непрестанно обращался къ нему съ молитвой о помощи. Однажды, сидя въ креслѣ, онъ забылся легкой дремотой. Вдругъ предъ нимъ явился святитель Иннокентій въ полномъ облаченіи, какъ онъ почиваетъ во гробѣ. Святитель положилъ свою десницу на голову болящаго и повелѣлъ чаще призывать его имя. Спустя немного времени протоіерей началъ слегка разбирать окружающіе его предметы, а потомъ сталъ я с н о видѣть все!

Въ Вознесенскій монастырь, въ которомъ погребены мощи святого Иннокентія, разъ прибыли два человѣка, чтобы прогуляться. Зайдя въ церковь, они остановились предъ ракою угодника Божія и начали кощунствовать. Одинъ взялъ святителя за руку, другой за ногу. Господь наказалъ ихъ за дерзость. Когда они возвращались домой, дрожки, на которыхъ оба ѣхали, упали, и одинъ изъ кощунниковъ сломалъ себѣ руку, другой ногу.

Лѣтомъ 1783 года въ Вознесенскомъ монастырѣ произошелъ пожаръ. Была уже объята пламенемъ и деревянная Тихвинская церковь, подъ которой покоились мощи святого Иннокентія. Народъ съ ужасомъ ожидалъ, что святыя мощи погибнутъ въ огнѣ и просилъ у епископа Михаила вынести ихъ изъ пещеры. Епископъ на эту просьбу отвѣтилъ: «Если покойный Иннокентій угодилъ Богу, то ради его нетлѣнныхъ мощей Всемогущій спасетъ и церковь». И тотчасъ огонь началъ ослабѣвать. Тихвинская церковь осталась цѣлою, лишь съ обгорѣлыми снаружи стѣнами.

Въ 1796 году изъ Екатеринбурга была привезена въ Иркутскъ одна слабоумная женщина. Кто она была такая, какъ ей было имя — никто не зналъ. Добрые люди пріютили ее. Находясь въ болѣзни, она просила денегъ у своихъ благодѣтелей. «На что тебѣ деньги?» спросили ее. «Мнѣ надо идти за рѣку, поставить свѣчи тамъ, гдѣ живутъ одѣтые въ черное платье и погребенъ старецъ».

Ей дали денегъ, она переправилась черезъ Ангару, попросила указать ей дорогу въ Вознесенскую обитель. Въ это время въ монастырѣ совершалась Литургія. Въ теченіе всей службы больная усердно молилась предъ иконою Богоматери и часто подходила къ тому мѣсту, гдѣ находилась гробница святителя. Черезъ два дня слабоумная не только получила облегченіе отъ своего недуга, но даже стала разсуждать совершенно здраво! Она разсказала, кто она и откуда, прибавила, что ей во снѣ явился святитель, велѣлъ исповѣдаться и пріобщаться Святыхъ Таинъ. Святой сказалъ ей, что вскорѣ въ такой-то день она умретъ. Дѣйствительно, въ назначенный святителемъ день, она скончалась.

Честное тѣло святителя, погребенное подъ алтаремъ Тихвинской церкви въ Вознесенской обители, оставалось подъ спудомъ. Около 1765 года по случаю перестройки храма гробницу съ мощами святителя открыли. Гробъ былъ совершенно цѣлъ, даже бархатъ, которымъ онъ былъ обитъ, не былъ поврежденъ сыростью. Святыя мощи оказались совершенно нетлѣнными и издавали благоуханіе.

Въ 1800 году, сентябрь, Ржевскій и Левашевъ, бывшіе съ ревизіей въ Иркутской губерніи, донесли императору Павлу I о нетлѣнности мощей святаго Иннокентія и о чудесахъ, проистекавшихъ отъ мощей угодника Божія. Въ томъ же году, согласно съ желаніемъ Государя, Святѣйшій Синодъ предписалъ двумъ епископамъ, Веніамину Иркутскому и Іустину, викарію Казанскому, произвести точное дознаніе по этому дѣлу. Строгое изслѣдованіе духовныхъ и мірскихъ лицъ, производившееся въ началѣ 1801 года, вполнѣ подтвердило сообщеніе сенаторовъ. 5-го марта епископъ обратился къ Святѣйшему Синоду съ ходатайствомъ: «Чтобы перваго Иркутскаго епископа Иннокентія причесть къ лику святителей, Церковію почитаемыхъ и прославляемыхъ. Тѣло его нетлѣнное, какъ истинныя мощи, и достойны, чтобы для почитанія народнаго были объявлены и открыты». Черезъ два года Святѣйшій Синодъ потребовалъ отъ Иркутскаго епископа новыя свѣдѣнія. Отвѣтъ былъ, что въ нетлѣнномъ тѣлѣ святителя за эти два года не произошло перемѣны, что усердіе жителей все увеличивается, что произошли новыя исцѣленія и явленія святителя, описаніе которыхъ въ числѣ 24-хъ послано въ Святѣйшій Синодъ. Послѣ этого синодальнымъ опредѣленіемъ святитель Иннокентій причисленъ былъ къ лику святыхъ, чтимыхъ всею Русскою Церковію, и днемъ празднованія его установлено было 26-ое число ноября. Опредѣленіе было утвержено императоромъ Александромъ I 28 октября 1804 года, а 1 декабря объявлено во всеобщее свѣдѣніе.

9-го февраля 1805 года въ Вознесенскомъ монастырѣ совершилось великое духовное торжество. Множество народа стеклось въ обитель на открытіе св. мощей новопрославленнаго чудотворца. Св. мощи были поставлены въ Вознесенскомъ храмѣ. Божіи люди, какъ одна душа, прославляли св. епископа. Прославимъ и мы этого славнаго святителя Русской Церкви и воззовемъ:

Тропарь святителю, гласъ 3-ій.

Непорочности соименнаго пастыря, проповѣдника вѣры въ языцѣхъ монгольскихъ, славу и украшеніе Иркутскія паствы, любовію восхвалимъ вси вѣрніи: той бо есть хранитель страны сея и молитвенникъ о душахъ нашихъ.

Житіе святителя Иннокентія сокращено по книгѣ: «Житія Святыхъ на русскомъ языкѣ». Изданіе Московской Синодальной Типографіи 1908 г.

Примѣчанія:
[1] Ревель — губерн. городъ Эстляндской губ. на южномъ берегу Финскаго залива, образуюшаго здѣсь Ревельскую бухту.
[2] Городъ Тобольскъ расположенъ на правомъ берегу рѣки Иртыша (лѣвый притокъ Оби), близъ впаденія въ него рѣки Тобола. Основанъ въ 1587 г.

Источникъ: М. В. Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста. Выпускъ пятнадцатый. [1969 г.] — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1969. — С. 98-109.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.