Церковный календарь
Новости


2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). По поводу обращенія МП къ Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Ново-мученичество въ Русской Правосл. Церкви (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Каноническое положеніе РПЦЗ (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Письмо въ редакцію Вѣстника РХД (1992)
2018-10-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отрицаніе вмѣсто утвержденія (1992)
2018-10-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 103-й (14 марта 1918 г.)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 5-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 4-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Пятьдесятъ лѣтъ жизни Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Измѣна Православію путемъ календаря (1992)
2018-10-12 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Тайна беззаконія въ дѣйствіи (1992)
2018-10-12 / russportal
Опредѣленіе Архіер. Собора РПЦЗ отъ 13/26 октября 1953 г. (1992)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Григорію мірянину (1908)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Василію патрицію (1908)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 3-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 2-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 19 октября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.

Духовные писатели Русскаго Зарубежья

Монахиня Варвара (Суханова) († 1972 г.).

Монахиня Варвара (въ мірѣ Вѣра Суханова) († 1972), духовная писательница, вѣрное чадо РПЦЗ. Родилась въ 1896 г. въ купеческой семьѣ. Во время Первой міровой и Гражданской войнъ служила сестрой милосердія. Съ послѣдними частями Бѣлой Арміи оставила Россію. Работала учительницей въ русской гимназіи въ Панчевѣ (Сербія). Въ 1929 г. поступила послушницей въ Лѣснинскую женскую обитель въ Хопово (Сербія). Несла самыя разныя послушанія: была клиросной, занималась съ дѣтьми Хоповскаго пріюта, писала иконы. Въ 1932 г. была пострижена въ монашество. Въ 1950 г. вмѣстѣ съ другими сестрами обители переселилась изъ Югославіи во Францію. Мать Варвара много писала. Ея статьи и разсказы появлялись еще въ «Православной Карпатской Руси» (впослѣдствіи «Православная Русь») и въ приложеніи «Дѣтство во Христѣ», когда Братство преп. Іова Почаевскаго находилось еще на Карпатахъ, во Владиміровой. Составила около четырехсотъ «Житій святыхъ для дѣтскаго и юношескаго возраста», которыя подъ иниціалами «М. В.» (Монахиня Варвара) вначалѣ публиковались въ журналѣ «Православная жизнь», а затѣмъ отдѣльными выпусками издавались въ Свято-Троицкомъ монастырѣ въ Джорданвиллѣ (всего было напечатано двадцать такихъ сборниковъ). М. Варвара мирно скончалась послѣ продолжительной болѣзни 27 ноября (10 декабря) 1972 г. въ Лѣснинскомъ монастырѣ (Провемонъ, Франція).

Сочиненія мон. Варвары (Сухановой)

М. В.
Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста.
Выпускъ пятнадцатый. [1969 г.]

Житіе Прокопія Вятскаго, Христа ради юродиваго.
Память его празднуется 21 декабря. — Отошелъ ко Господу въ 1627 года.

Въ шести верстахъ отъ Хлынова [1] въ деревнѣ Корякинской жилъ крестьянинъ Максимъ Плушковъ. Онъ и жена его Ирина были люди благочестивые и богобоязненные, почитали духовенство. Жалѣли бѣдняковъ и помогали имъ. Не имѣя дѣтей, Максимъ и Ирииа усердно просили ихъ у Господа. И Милосердный Богъ услышалъ ихъ молитвы; въ 1578 году у нихъ родился сынъ, которому во святомъ крещеніи нарекли имя Прокопій. Съ ранняго возраста Прокопій отличался благочестіемъ и трудолюбіемъ. Св. отрокъ усердно помогалъ своимъ родителямъ въ сельскихъ работахъ. Когда св. отроку было 12 лѣтъ отъ роду, отецъ послалъ его одинъ разъ въ поле на работу. Вдругъ поднялась сильная буря. Отъ грома и страшной, ослѣпительной молніи св. Прокопій упалъ съ лошади на землю и лежалъ какъ мертвый. Увидѣли его, безчувственнаго, сосѣди и извѣстили родителей. Максимъ и Ирина сильно скорбѣли о своемъ единственномъ сынѣ. Когда съ плачемъ принесли они его къ себѣ въ домъ, сюда собрались родные и сосѣди. Родители св. отрока стали усердно молиться Господу, призывая на помощь Пресвятую Богородицу и Святителя Николая чудотворца. Св. Прокопій какъ бы пробудился отъ сна, опомнился. Святой вернулся къ жизни, но съ этого времени находился въ изступленіи, раздиралъ на себѣ одежду, бросалъ ее на землю, ходилъ нагимъ. Скорбные родители привезли своего больного сына въ Вятскую обитель Успенія Пресвятой Богородицы. Въ то время архимандритомъ монастыря былъ его основатель, преподобный Трифонъ. Родители горячо молились Милосердному Господу и Пречистой Его Матери за своего сына, призывали на помощь Святителя Николая и преп. Сергія Радонежскаго. Припавъ къ ногамъ преподобнаго Трифона, они просили и его помолиться объ исцѣленіи и вразумленіи св. Прокопія. Отслуживъ молебенъ, преп. Трифонъ окропилъ больного святой водой — и онъ сталъ здоровымъ! Съ радостію возвратились родители блаженнаго отрока въ свой домъ, прославляя Господа и Его угодника, преподобнаго Трифона.

Послѣ исцѣленія, св. Прокопій, какъ и до болѣзни, жилъ со своими родителями и во всемъ повиновался имъ.

Черезъ нѣкоторое время, получивъ отъ своихъ родителей благословеніе, св. Прокопій отправился въ городъ Слободской [2]. Здѣсь св. поселился у священника Иларіона, который служилъ при церкви св. Великомученицы Екатерины. Св. Прокопій прожилъ у него три года, служа ему и послушно исполняя всѣ его повелѣнія. Когда блаженному Прокопію исполнилось 20 лѣтъ, родители стали думать о бракѣ своего сына. Но святой желалъ работать Единому Господу, Котораго съ раннихъ лѣтъ возлюбивъ своею чистою душою!

Тайно отъ родителей блаженный удалился въ Хлыновъ и принялъ на себя подвигъ юродства Христа ради. Онъ раздиралъ на себѣ одежды и бросалъ ихъ на землю, ходилъ нагъ и босъ. Въ своихъ подвигахъ онъ подражалъ святымъ Божіимъ: Андрею Цареградскому, Прокопію Устюжскому и Василію Блаженному Московскому.

Каждый день онъ обходилъ городскія церкви, тайно молился предъ ними, ходилъ по улицамъ и городскому торгу. Блаженный наложилъ на себя подвигъ молчанія и почти никто не слышалъ отъ него слова. Разумные, духовные Божіи люди понимали великій подвигъ юродства и преклонялись предъ смиреніемъ святого Прокопія. Съ благоговѣніемъ взирали на него. А неразумные смѣялись надъ блаженнымъ. И вмѣстѣ съ уличными мальчиками били блаженнасо. Кротко терпѣлъ святой всѣ издѣвательства и насмѣшки. Даже благодарилъ Бога за оскорбленія, за побои. Святой только молился Господу за своихъ обидчиковъ, молился, чтобы Богъ вразумилъ этихъ безумныхъ, простилъ бы имъ грѣхи! Съ великимъ терпѣніемъ переносилъ святой лютые зимніе морозы, а лѣтомъ зной. Онъ лѣтними ночами отдавалъ плоть свою на съѣденіе комарамъ и мошкамъ. И днемъ и ночью подвизался блаженный. И со слезами покаянія молился непрестанно! Терпѣлъ и голодъ и жажду. Велико было смиреніе св. Прокопія! Велико было его незлобіе! Святой не имѣлъ постояннаго пристанища и ночевалъ тамъ, гдѣ его заставала ночь: на церковной паперти, на улицѣ, въ грязи или на кучѣ навоза. У святого даже не было ни рогожи, ни изголовья, ни одежды для покрова! Одромъ его была земля, а покрываломъ — небо!

И за великіе подвиги Господь сподобилъ Своего угодника дара прозорливости. Св. Прокопій началъ ходить по болящимъ города Хлынова. Если онъ видѣлъ, что больной долженъ выздоровѣть, то своими руками приподнималъ его съ одра, радовался и веселился о немъ. Если же провидѣлъ блаженный, что больной выздоровѣть не можетъ, то начиналъ плакать надъ нимъ, цѣловалъ его, складывалъ свои руки на груди и знаками указывалъ готовиться къ погребенію. Не одинъ разъ блаженный Прокопій предсказывалъ о угрожавшемъ городу пожарѣ. Задолго до этого несчастья, святой поднимался на колокольню, звонилъ въ колокола часто какъ бы въ набатъ. Когда святой хотѣлъ оповѣстить, что въ городъ придутъ указы съ требованіемъ денежныхъ сборовъ, то за много времени ходилъ по торгу, разставляя въ рядъ молодыя деревца и, проходя, ударялъ ихъ деревомъ же, изображая этимъ людей на «правежѣ».

Во времена св. Прокопія неисправныхъ плательщиковъ, для взысканія съ нихъ долга, били на площади палками по голенямъ. Это наказаніе называлось «правежомъ». Его то и изображалъ блаженный, ударяя палкою по молодымъ деревцамъ.

Вятскій воевода князь Александръ Ростовскій и жена его Наталія были почитателями блаженнаго. Видя, что его. предуказанія исполняются, князь часто призывалъ св. подвижника къ себѣ въ домъ. Княгиня своими руками обмывала тѣло святого и надѣвала на него новыя сорочки. Она брала его съ собою въ церковь. Нѣкоторое время святой носилъ сорочки княгини, но вскорѣ опять ихъ раздиралъ, бросалъ на землю и попиралъ ногами. И снова ходилъ нагой, какъ и раньше. Видя, что тѣло его обмыто отъ грязи, блаженный Прокопій ложился на землѣ, ходилъ по чернымъ банямъ, поварнямъ и корчемницамъ города до тѣхъ поръ, пока тѣло его становилось чернымъ, какъ было прежде. Богобоязненные люди также нерѣдко снабжали блаженнаго одеждою, надѣвали обувь, но онъ то раздавалъ ихъ нищимъ, то раздиралъ и бросалъ.

Чаще всего святой приходилъ къ церкви Вознесенія Христа и молился здѣсь. Священнникъ той церкви Іоаннъ Колачниковъ былъ духовникомъ блаженнаго Прокопія. Святой часто приходилъ къ своему духовному отцу на исповѣдь. Тогда блаженный разрѣшалъ себя отъ молчанія и бесѣдовалъ съ духовникомъ, какъ всѣ люди, а не какъ юродивый. Каждый воскресный день онъ пріобщался Святыхъ Христовыхъ Таинъ. И съ клятвою заповѣдалъ блаженный Прокопій своему духовному отцу, никому не разсказывать о томъ, что онъ говоритъ съ нимъ, какъ и всѣ другіе люди, чтобы никто не зналъ о его добровольномъ подвигѣ юродства Христа ради до тѣхъ поръ, пока Господь не переселитъ его изъ этой жизни. Провидя будущее, святой Прокопій предсказывалъ его безъ словъ, но нагляднымъ образомъ. Въ то время въ Вятской темницѣ заключенъ былъ опальный Московскій бояринъ Михаилъ Татищевъ. Блаженный Прокопій приходилъ къ нему и, приходя къ нему, приносилъ то хлѣба, то воды. Бояринъ съ радостью принималъ приносимое и благодарилъ Господа за посѣщенія святого. При этихъ посѣщеніяхъ блаженный тащилъ узника черезъ окно, или билъ по замку тюрьмы, стучалъ въ ея двери. Всѣмъ этимъ святой давал знать о скоромъ освобожденіи опальнаго боярина. И пророчество вскорѣ сбылось. Пришелъ изъ Москвы царскій указъ: Татищевъ былъ прощенъ и снова возвращенъ въ Москву.

Разъ пришелъ блаженный въ приказную избу. Воевода, князь Григорій Жемчужниковъ, сидѣлъ тамъ на своемъ мѣстѣ. Святой Прокопій снялъ съ его головы шапку и надѣлъ на себя. Тогда воевода уступилъ ему и свое мѣсто. Блаженный сѣлъ на мѣстѣ его, какъ судья. Потомъ взялъ князя за руку, вывелъ изъ приказной избы и провелъ къ тюрьмѣ, затворилъ его въ ней и ушелъ. Черезъ нѣсколько дней по повелѣнію царя воевода былъ посаженъ въ тюрьму на недѣлю за какой-то проступокъ..

Пришелъ однажды святой Прокопій къ своему духовному отцу, священнику Іоанну. Въ это время у священника обѣдали, и кромѣ домашнихъ былъ здѣсь сынъ его Іоаннъ, тоже священникъ. Посадили за столъ и святого Прокопія. По окончаніи обѣда блаженный взялъ ножъ и началъ имъ махать надъ головой сына священника и подносилъ къ его груди. Всѣ были въ ужасѣ, боялись, что онъ заколетъ его, но, бросивъ ножъ на землю, святой обнялъ молодого священника и началъ горько плакать надъ нимъ, какъ надъ умершимъ, затѣмъ ушелъ. Черезъ годъ сбылось пророчество подвижника: родственники закололи ножемъ до смерти того молодого священника.

Однажды блаженный Прокопій пришелъ въ городъ Слободской. Священникъ церкви во имя святого Іоанна Предтечи Іоаннъ Юминъ вмѣстѣ со своимъ маленькимъ сыномъ звонилъ къ вечернѣ. Блаженный подошелъ къ мальчику и взялъ его на руки, но тотъ съ испуга заплакалъ. Отпустивъ его, Прокопій легъ на землю, вытянулъ ноги, а руки сложилъ на груди. И вскорѣ послѣ того мальчикъ умеръ.

Жена священника Іоанна Юмина сильно страдала отъ зубной боли. Священникъ, встрѣтивъ блаженнаго въ своей церкви, просилъ его: «Помолись, рабъ Божій, Господу, чтобы Онъ подалъ исцѣленіе моей женѣ, страждущей отъ зубной боли». Блаженный, вырвавъ свой зубъ, подалъ священнику и ясно сказалъ: «Возьми!» И болѣзнь у жены священника прекратилась, когда она взяла тотъ зубъ въ свой ротъ.

Въ той же Предтеченской церкви было такое происшествіе. Одинъ юноша по имени Корнилій Корсаковъ пѣлъ за литургіей. Святой Прокопій, подойдя къ клиросу, всталъ рядомъ съ нимъ, потомъ взялъ Корнилія за руку, повелъ его къ царскимъ вратамъ и толкнулъ въ алтарь. Черезъ шесть лѣтъ Корнилій принялъ на себя санъ священника, а послѣ, когда овдовѣлъ, былъ игуменомъ Кипріаномъ.

Такъ подвизался блаженный 30 лѣтъ. Господу было благоугодно открыть блаженному о предстоящей кончинѣ. Подвижникъ находился тогда въ Хлыновѣ. Святой стоялъ въ одной церкви за утреней, потомъ перешелъ въ Преображенскій Новодѣвичій монастырь и былъ здѣсь до конца богослуженія. Изъ монастыря онъ вышелъ на Пятницкій мостъ и молился. Перейдя его, онъ сѣлъ, отеръ свое тѣло снѣгомъ. Потомъ пришелъ подъ городскую башню, называемою «Вышкой», обратился лицемъ на востокъ, снова усердно молился Богу и съ миромъ предалъ Господу свою чистую, святую душу. Руки блаженнаго были молитвенно простерты...

Узнавъ о кончинѣ святого Прокопія, его духовный отецъ Іоаннъ извѣстилъ городского воеводу Никиту Борятинскаго и духовенство города.

Одинъ благочестивый человѣкъ, подъячій Симеонъ Павловъ, попросилъ у воеводы и духовныхъ властей позволенія приготовить тѣло праведника къ погребенію. И св. мощи блаженнаго съ честію перенесены были въ домъ Симеона. Здѣсь со всѣмъ усердіемъ облекли святого въ погребальныя ризы. Собралось все духовенство города, жители съ женами и съ дѣтьми. Всѣ молились почившему праведнику. Умиленно, со слезами молились: «О, блаженне Прокопіе, помолись за насъ прилежно Богу!»

Святое и трудолюбное тѣло блаженнаго погребли въ монастырѣ преподобнаго Трифона съ сѣверной стороны Успенскаго храма.

Блаженная кончина св. Прокопія послѣдовала 21 декабря 1627 года. Всего житія его было 50 лѣтъ, изъ которыхъ 30 лѣтъ онъ провелъ въ подвигѣ юродства Христа ради.

Въ 1666 году одна дѣвица изъ Слободского уѣзда Марѳа Тимоѳеевна была одержима нечистымъ духомъ. Послѣ усердной молитвы въ Вятскомъ Успенскомъ монастырѣ ей было видѣніе: два свѣтоносныхъ мужа предстали предъ ней, называя другъ друга Трифономъ и Прокопіемъ. Они обѣщали Марѳѣ скорое исцѣленіе, и она скоро избавилась отъ своего недуга. Такъ прославилъ Господь угодниковъ Своихъ!

Житіе взято изъ книги: «Житія Святыхъ на русскомъ языкѣ». Изданіе Московской Синодальной Типографіи. 1908 годъ.

Примѣчанія:
[1] Теперь городъ Вятка на рѣкѣ того же имени, Вяткѣ, лѣвомъ притокѣ Камы.
[2] Городъ Слободской на рѣкѣ Вяткѣ, выше города Вятки, въ 31 верстъ отъ нея, уѣздный городъ Вятской губерніи.

Источникъ: М. В. Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста. Выпускъ пятнадцатый. [1969 г.] — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1969. — С. 111-116.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.