Церковный календарь
Новости


2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 16-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 15-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (26-30) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (21-25) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-04 / russportal
Прот. М. Хитровъ. Слово на Введеніе во храмъ Пресв. Богородицы (1898)
2018-12-04 / russportal
Слово въ день Введенія во храмъ Пресвятой Богородицы (1866)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 12 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.

Духовные писатели Русскаго Зарубежья

Монахиня Варвара (Суханова) († 1972 г.).

Монахиня Варвара (въ мірѣ Вѣра Суханова) († 1972), духовная писательница, вѣрное чадо РПЦЗ. Родилась въ 1896 г. въ купеческой семьѣ. Во время Первой міровой и Гражданской войнъ служила сестрой милосердія. Съ послѣдними частями Бѣлой Арміи оставила Россію. Работала учительницей въ русской гимназіи въ Панчевѣ (Сербія). Въ 1929 г. поступила послушницей въ Лѣснинскую женскую обитель въ Хопово (Сербія). Несла самыя разныя послушанія: была клиросной, занималась съ дѣтьми Хоповскаго пріюта, писала иконы. Въ 1932 г. была пострижена въ монашество. Въ 1950 г. вмѣстѣ съ другими сестрами обители переселилась изъ Югославіи во Францію. Мать Варвара много писала. Ея статьи и разсказы появлялись еще въ «Православной Карпатской Руси» (впослѣдствіи «Православная Русь») и въ приложеніи «Дѣтство во Христѣ», когда Братство преп. Іова Почаевскаго находилось еще на Карпатахъ, во Владиміровой. Составила около четырехсотъ «Житій святыхъ для дѣтскаго и юношескаго возраста», которыя подъ иниціалами «М. В.» (Монахиня Варвара) вначалѣ публиковались въ журналѣ «Православная жизнь», а затѣмъ отдѣльными выпусками издавались въ Свято-Троицкомъ монастырѣ въ Джорданвиллѣ (всего было напечатано двадцать такихъ сборниковъ). М. Варвара мирно скончалась послѣ продолжительной болѣзни 27 ноября (10 декабря) 1972 г. въ Лѣснинскомъ монастырѣ (Провемонъ, Франція).

Сочиненія мон. Варвары (Сухановой)

М. В.
Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста.
Выпускъ шестнадцатый. [1970 г.]

Житіе преп. отца нашего Геннадія Костромскаго.
Память 23 января.

«Любезные мои родители: не докучайте мнѣ такими рѣчами,» отвѣчалъ св. отрокъ, «я не хочу заниматься дѣтскими играми! Богъ творитъ что хочетъ, а человѣкъ что можетъ. Духъ же Святый наставляетъ всякаго на путь истинный». Такъ разумно объяснялъ св. отрокъ свое поведеніе отцу и матери. Но мудрыя рѣчи святого отрока казались имъ только странными, непонятными.

Достигши юношескаго возраста, св. Григорій твердо рѣшилъ жизнь свою посвятить Господу. Богъ вложилъ святому мысль отправиться въ Россію и тамъ поступить въ какую-нибудь обитель. Тайно отъ родителей святой юноша удалился изъ родного дома, снялъ съ себя богатую боярскую одежду, отдалъ ее бѣднякамъ, а отъ нихъ взялъ рубшце и одѣлся въ него. Такъ въ видѣ нищаго-странника пошелъ святой по Литовской землѣ, направляясь къ Руси. Много святому юношѣ пришлось пережить всякихъ бѣдъ, напастей отъ злыхъ людей. Проходилъ черезъ села, города, мѣста пустынныя. Молился святой и день и ночь. Господь укрѣплялъ его, помогалъ ему на тяжеломъ пути! Съ большими трудностями юный святой наконецъ достигъ желанной Россіи. Онъ пришелъ въ славный, царствующій городъ Москву. Святой обходилъ монастыри, церкви, прикладывался къ мощамъ св. угодниковъ Божіихъ. Св. юноша выбиралъ себѣ обитель, въ которой бы могъ подвизаться въ постѣ, молитвѣ и трудахъ.

Однажды св. Григорій въ Москвѣ встрѣтилъ одного юношу по имени Ѳеодора, который тоже стремился къ иноческой жизни. Ѳеодоръ сдѣлался другомъ св. Григорія. По внушенію Божію друзья отправились въ Великій Новгородъ и тамъ усердно посѣщали церкви и монастыри.

Изъ Новгорода странники отправились на рѣку Свирь, въ безлюдную пустыню. Руководимые Богомъ юные пришли къ великому пустыннику преп. Александру [1]. Св. Григорій и другъ его стали усердно просить преподобнаго принять ихъ въ свою обитель.

Прозорливый св. старецъ взглянулъ на Ѳеодора, провидѣлъ Духомъ Святымъ, что юный не выдержитъ строгой иноческой жизни, что его путь — мірской, а не монашескій, и сказалъ: «Ты, чадо Ѳеодоре, будешь водить звѣря бѣлоголоваго.»

А св. Григорію сказалъ, «А ты, чадо Григорій, самъ будешь пастырь словеснымъ овцамъ и наставникъ множеству иноковъ. Иди, чадо, на Комельскій лѣсъ, къ преп. Корнилію [2], и тотъ научитъ тебя, какъ молиться и какъ тебѣ пасти словесное стадо иноковъ, а въ нашей пустынѣ молодымъ отрокамъ невозможно жить. Однако, отдохните здѣсь, чада мои, сколько дней пожелаете.»

Двѣ недѣли пробыли юные въ пустынѣ преп. Александра, затѣмъ по благословенію великаго пустынника пошли черезъ пустыню въ предѣлы города Вологды, на Комельскій лѣсъ. Обитель преп. Корнилія находилась въ глубокой пустынѣ. Долго шли юные странники. Наконецъ показалась пустынная обитель преп. Корнилія среди густого бора. Постучались во Святыя Врата. Инокъ открылъ ихъ и привелъ юныхъ къ преп. Корнилію. Святой, увидѣвъ юныхъ странниковъ, спросилъ ихъ: «Дѣти, какъ прошли вы мѣста непроходимыя и зачѣмъ вошли въ эту убогую пустыню? Чего ищете вы?»

Св. Григорій объяснилъ св. старцу, что они желаютъ поступить въ его обитель и быть иноками.

Прозорливецъ сразу узналъ, кто изъ нихъ выдержитъ всѣ трудности пустынной, иноческой жизни, и съ радостью принялъ его въ свою св. обитель.

Св. Григорія преп. Корнилій сталъ долго испытывать. Давалъ ему различныя послушанія. И сталъ ревностно трудиться юный святой. Усердно молился, строго постился. Послѣ испытанія св. старецъ постригъ преп. Григорія и назвалъ его Геннадіемъ. Преп. Корнилій мудро наставлялъ юнаго святого: училъ его терпѣнію, послушанію, кротости, смиренію, молитвѣ и трудамъ для обители.

А другъ св. Геннадія, какъ предсказали преподобные отцы Александръ и Корнилій, вернулся въ міръ, женился, имѣлъ дѣтей и, благочестиво проживъ, скончался въ Москвѣ, въ глубокой старости.

Мудрый наставникъ преп. Корнилій путемъ смиренія велъ своего ревностнаго ученика — преп. Геннадія. Онъ заставлялъ его трудиться по монастырскому хозяйству: въ пекарнѣ, въ поварнѣ. Но преп. Геннадій при большомъ трудѣ не оставлялъ подвиговъ поста и молитвы. Нѣкоторые лѣнивые, ропотливые братья осуждали преп. Геннадія, завидовали его высокой жизни, поносили святого, избранника Божія!

Преп. Корнилій слышалъ рѣчи недостойныхъ иноковъ и укрѣплялъ своего святого ученика, говоря: «Чадо Геннадій, не скорби, не обижайся на братьевъ. По внушенію бѣсовскому они такъ говорятъ!»

Дьяволъ черезъ негодныхъ братьевъ напалъ и на самого святого настоятеля. Ненавистникъ добра — сатана, возмутилъ недостойныхъ монаховъ. Они возстали противъ мудраго, святого старца!

Преп. рѣшилъ удалиться отъ зла. Онъ взялъ съ собою своего ученика Геннадія, оставилъ свой монастырь, имъ созданный, и ушелъ въ Костромскіе предѣлы, въ дикій лѣсъ, на Сурское озеро. Преп. Корнилій удалился на 60 верстъ отъ своей обители. Недалеко отъ того мѣста, куда пришелъ преп. Корнилій со своимъ св. ученикомъ, жили царскіе крестьяне, которые занимались пчеловодствомъ. Со своего занятія они платили оброкъ государю. Люди они были благочестивые. Узнавъ о приходѣ преп. Корнилія и Геннадія, они пришли къ святымъ, построили имъ келлію, стали приносить хлѣбъ, медъ, другіе съѣстные припасы необходимые для жизни пустынножителей.

Преподобные въ тишинѣ, среди лѣсного покоя, усердно молились, постились, но и много трудились. Они хотѣли имѣть хлѣбъ, добытый своими трудами. Для этого вырубали лѣсъ, пахали землю, чтобы сдѣлать ее годною для посѣва зерна. Святые даже выкопали четыре пруда!

Однажды великій князь Василій IѴ-ый Іоанновичъ (княжилъ съ 1505-1538 г.) поѣхалъ на Богомолье на Бѣло-Озеро. Онъ исполнялъ свой обѣтъ, моля Господа дать ему дѣтей. Великій князь посѣтилъ обитель преп. Корнилія и былъ очень огорченъ не найдя въ ней великаго старца. Василій Іоанновичъ узналъ, что изъ-за ропотливыхъ, лѣнивыхъ братьевъ св. старецъ покинулъ свой монастырь. Великій князь сказалъ монахамъ: «Ради вашего ропота не живетъ Отецъ Корнилій въ своей пустыни!»

Василій Іоанновичъ тотчасъ же послалъ своихъ слугъ просить преподобнаго возвратиться въ свой монастырь.

Смиренно повиновался блаженный старецъ великому князю. Онъ вернулся въ свою обитель, припалъ къ ногамъ Василія Іоанновича, просилъ прощенія, что оставилъ свой монастырь. Благовѣрный князь съ великою любовію поднялъ блаженнаго, просилъ его помолиться, чтобы Милосердный Господь даровалъ ему наслѣдника, который бы строилъ святыя обители, храмы, утверждалъ бы вѣру православную.

Благовѣрный князь съ благоговѣніемъ называлъ блаженнаго: «Любимче мой, отецъ Корнилій!» Василій Іоанновичъ просилъ св. старца больше не оставлять своего монастыря, а для устройства новой пустынной обители послать кого-либо изъ достойныхъ иноковъ.

Когда благовѣрный князь удалился, преп. Корнилій послалъ преп. Геннадія, чтобы онъ устроилъ новую, пустынную обитель и воздвигъ бы въ ней церковь во имя Преображенія Господня. И по благословенію своего святого наставника, преп. Геннадій устроилъ новую обитель въ пустыни, собралъ иноковъ, воздвигъ Божію церковь, благолѣпно украсилъ ее иконами. Съ Божіей помощью досталъ и богослужебныя книги.

Къ нему стали собираться братья въ такомъ количествѣ. что надо было выстроить второй теплый храмъ во имя преп. Сергія Радонежскаго чудотворца. Преподобный украсилъ вторую церковь, какъ и первую. Самъ же преп. Геннадій неутомимо трудился, подавая примѣръ братіи. Святой былъ образцомъ смиренія и терпѣнія. Святой наставникъ устроилъ для братьевъ удобныя келліи. Днемъ святой рубилъ дрова, а по ночамъ разносилъ ихъ на своихъ плечахъ по братскимъ келліямъ. Блаженный смиренно работалъ въ пекарнѣ, въ поварнѣ, мылъ на братію власяницы, дѣлалъ свѣчи, варилъ кутью, пекъ просфоры. Пребывалъ въ постѣ и молитвѣ. Великій подвижникъ носилъ на себѣ вериги, кресты желѣзные и тяжкія цѣпи.

«Кто въ состояніи изобразить всѣ подробности жизни преп. Геннадія, всѣхъ его подвиговъ и терпѣнія, или кто можетъ перечислить болѣзни и труды его и попеченіе о братіи!» Такъ восклицаетъ составитель житія преподобнаго, ученикъ его Алексій, который далѣе, въ похвалу преподобному Геннадію, и болѣе во славу Божію, повѣствуетъ о чудесахъ его, совершенныхъ благодатію Божіею, при его жизни и по смерти.

Вотъ нѣкоторыя изъ этихъ чудесъ.

Однажды случилось преп. Геннадію придти въ царствующій городъ Москву съ учениками своими Серапіономъ и Уаромъ. Святой былъ съ честію принятъ боярыней Іуліаніей Ѳеодоровной, женой Романа Юрьевича. Іуліанія просила блаженнаго благословить сыновей ея Даніила, Никиту и дочь Анастасію. Когда святой благословлялъ Анастасію, то сказалъ:

«Ты лоза прекрасная и вѣтвь пдодовитая, будешь намъ Государыней-Царицей благовѣрной!»

Слыша эти слова, боярыня Іуліанія вмѣстѣ со своими дѣтьми и всѣми бывшими при этомъ людьми удивилась, что за непонятныя рѣчи произноситъ св. Геннадій, — и откуда онѣ возвѣщены ему?

Боярыня Іуліанія щедро довольствовала преп. Геннадія, и въ продолженіи не одного года. Все, сказанное пророчески старцемъ, сбылось: Анастасія Романовна сдѣлалась царицей, первой супругой Іоанна Васильевича Грознаго (управлялъ государствомъ съ 1533 по 1584 г.). Царица особенно почитала преп. Геннадія, посылала для его св. обители честныя иконы, ризы и другія нужныя для церковной службы вещи.

Однажды бояринъ Борисъ Палецкій, постигнутый болѣзнію, пришелъ въ Обитель Преображенія Господня помолиться. Преподобный Геннадій весьма обрадовался прибытію князя, созвалъ братію и встрѣтилъ посѣтителя во Святыхъ Воротахъ съ подобающею молитвою и далъ ему въ руки свой посошокъ. И съ того часа князь сталъ здоровъ и прославилъ Бога, и всѣ радовались выздоровленію князя. Бояринъ далъ щедрую милостыню преподобному и братіи и возвратился въ свой домъ со всѣми людьми. Посошокъ — благословеніе св. старца, князь поручилъ везти бывшему съ нимъ священнику Василію. Этотъ священникъ почему-то разсердился на князя и, похуля благословеніе святого, бросилъ тотъ посошокъ въ рѣку Кострому. Князь очень опечалился, лишившись благословенія преп. Геннадія. Когда же названный священникъ прибылъ къ себѣ въ домъ, то нашелъ тамъ жену свою умершую, а спустя нѣкоторое время и самъ впалъ въ тяжелый недугъ! Тогда онъ началъ каяться въ грѣхѣ своемъ, что посмѣялся надъ княземъ и преподобнымъ старцемъ, во гнѣвѣ бросивъ посошокъ въ рѣку!

Священникъ далъ обѣщаніе постричься въ св. обители преп. Геннадія — въ дому Спасовомъ. Спустя немного времени, священникъ этотъ пришелъ въ Обитель Спасову, припалъ къ ногамъ преподобнаго, повѣдалъ о случившемся, просилъ прощенія въ своей дерзости и умолялъ святого принять его въ обитель. Преподобный съ любовію благословилъ священника и сказалъ: «Брате, Христосъ сказалъ: Приходящаго ко Мнѣ не изгоню вонъ (Іоан. 6, 37)».

Потомъ блаженный старецъ повелѣлъ священника постричь въ монашескій чинъ и нарекъ имя ему Варлаамъ. Варлаамъ подвизался довольно продолжительное время въ Обители Преображенія Господня, а потомъ, по благословенію святаго старца Геннадія, былъ игуменомъ въ Богоявленскомъ монастырѣ въ городѣ Костромѣ. Вышеупомянутый князь Борисъ Палецкій пожертвовалъ въ домъ Спасовъ, во обитель Геннадіеву, цѣнный колоколъ.

Однажды Вологодскій и Великопермскій владыка Кипріанъ тяжело заболѣлъ. Владыка глубоко почиталъ преп. Геннадія, любилъ его святую обитель. Онъ послалъ одного изъ своихъ слугъ за старцемъ Геннадіемъ, прося его посѣтить по случаю болѣзни. Преподобный пришелъ со своими учениками, іеромонахами Мисаиломъ и Алексіемъ въ городъ Вологду и попросилъ благословенія у епископа Кипріана. Владыка обрадовался приходу святого старца и, не имѣя до того времени никакой возможности встать со своей постели, всталъ на встрѣчу святого, благословилъ его съ учениками крестнымъ знаменіемъ, и, взявъ преподобнаго за руку, ввелъ его во внутреннюю келлію.

Долгое время бесѣдовалъ святитель съ преподобнымъ старцемъ. Люди же, видя облегченіе епископа отъ болѣзни вслѣдствіе посѣщенія преподобнаго, очень удивились и прославили Бога, Творящаго чрезъ угодниковъ Своихъ преславныя чудеса!

Послѣ бесѣды преп. Геннадій и владыка Кипріанъ вкусили благословеннаго хлѣба. На другой день епископъ предъ всѣми людьми просилъ преподобнаго: «Наставникъ пустынный, преподобный Отецъ Геннадій, моли за насъ Милостиваго Бога, чтобы Онъ облегчилъ мнѣ тѣлесную болѣзнь и исцѣлилъ недугъ ноги моей».

Преподобный сказалъ святителю: «Человѣколюбецъ Богъ помогаетъ отъ скорби и цѣлитъ недуги душевные и болѣзни тѣлесныя и облегчаетъ немощь страждущимъ людямъ, — и не наше это дѣло великое! Господинъ мой, Святитель, все возможно отъ Бога, а отъ человѣковъ — ничто. Вотъ ты, господинъ мой, теперь уже здоровъ отъ общей скорби тѣлесной, нога же твоя пусть напоминаетъ тебѣ о послѣднемъ часѣ и не исцѣлится до послѣдняго твоего издыханія! Миръ тебѣ, господинъ мой, святый отче!»

Владыка Кипріанъ послѣ этого прожилъ еще пять лѣтъ и отошелъ ко Господу.

Списатель житія преп. Геннадія, ученикъ и преемникъ его по игуменству, Алексій, разсказываетъ о себѣ самомъ слѣдующее. Будучи оскорбленъ братіей Геннадіевой обители Всемилостиваго Спаса, Алексій удалился отсюда въ городъ Кострому и поселился въ обители Богоявленія Господня. Но вскорѣ сильно заболѣлъ онъ и не могъ стоять въ церкви. По этой причинѣ онъ переселился изъ Костромы въ Адріанову пустынь близъ Пошехонья. Болѣзнь, однако, не прекращалась. По откровенію Божію онъ возвратился въ Геннадіеву обитель Всемилостиваго Спаса и, притекши съ мольбой ко гробу преп. Геннадія, просилъ прощенія въ своемъ малодушіи и получилъ исцѣленіе.

Изъ многочисленныхъ посмертныхъ чудесъ преподобнаго Геннадія упомянемъ еще слѣдующія.

Нѣкто боярскій сынъ Иванъ Лихаревъ пожертвовалъ Геннадіеву Спасову монастырю одно свое село, но потомъ передумалъ и передалъ это село въ Троице-Сергіеву Лавру. Вскорѣ послѣ этого сынъ его Алексій умеръ неожиданно, а жена впала въ тяжкую болѣзнь. Сосѣди и знакомые стали говорить, что мужъ ея поступилъ нехорошо, обидѣвъ Спасову обитель и отдавъ село въ другой монастырь, и совѣтывали ей написать письмо мужу, который находился въ Переяславлѣ Залѣсскомъ. Жена написала и тотчасъ же почувствовала облегченіе! Между тѣмъ въ Переяславлѣ Іоаннъ тоже заболѣлъ: на него напалъ какой-то страхъ и исказилось его лицо. Окружавшіе также упрекали его, зачѣмъ онъ оставилъ обитель Спасову. Тогда Іоаннъ внялъ посланію жены и совѣтамъ ближнихъ, возвратилъ село въ обитель преп. Геннадія и обѣщался отъ нея не отходить. Вскорѣ Іоаннъ получилъ исцѣленіе отъ своей болѣзни.

Молившіеся при гробѣ преп. Геннадія съ вѣрою и усердіемъ получали исцѣленіе отъ различныхъ болѣзней: отъ боли зубной, отъ болѣзни глазъ, отъ разслабленія, особенно же отъ изступленія ума и бѣснованія.

Было и такое чудо. Одинъ іеродіаконъ Геннадіевой обители укралъ церковныя книги и скатерти и, прошедши только нѣсколько верстъ до рѣки Андомы, почувствовалъ разслабленіе и не могъ двинуть ни руками, ни ногами. Дали знать игумену, и онъ послалъ за діакономъ, котораго и привезли въ обитель съ книгами. Діаконъ повинился въ своемъ согрѣшеніи, припалъ ко гробу преп. Геннадія, прося прощенія и исцѣленія рукъ и ногъ. И, по молитвамъ преподобнаго Геннадія, Богъ помиловалъ его и возвратилъ ему здоровье.

Посадскій человѣкъ города Костромы Лука Густышовъ не имѣлъ вѣры къ чудесамъ преподобнаго Геннадія и рѣшилъ не бывать въ обители Спасовой и у гроба преподобнаго. Будучи выбранъ въ цѣловальники въ таможню (т. е, въ присяжные сборщики таможенныхъ пошлинъ), онъ отправился со своими товарищами для сбора государевыхъ денегъ. Внезапно онъ былъ пораженъ тяжкою болѣзнію: опухли щеки, разболѣлась нестерпимо голова, и онъ пришелъ въ изступленіе. Родственники привезли его домой, гдѣ онъ и лежалъ при смерти. Пришедши въ сознаніе, онъ вспомнилъ грѣхъ свой, обѣщался идти въ обитель Спасову и ко гробу преподобнаго Геннадія. Отслуживъ тамъ молебенъ, онъ молитвами преподобнаго Геннадія получилъ исцѣленіе.

Одна дворянка галицкаго уѣзда, корежской волости, изъ рода Лаптевыхъ, имѣла четверыхъ сыновей, изъ которыхъ одинъ, по имени Кириллъ, пожелалъ постричься въ Геннадіевомъ монастырѣ и свою долю изъ отцовскаго имѣнія хотѣлъ отдать вкладомъ въ монастырь. Мать, узнавъ объ этомъ, стала клясть сына и не позволяла ему отдать свою долю въ монастырь. Вдругъ ее постигла тяжкая нестерпимая болѣзнь головная. Мучимая этою болѣзнею, она вспомнила свой грѣхъ, дала обѣщаніе идти въ обитель Спасову, помолиться у гроба преподобнаго Геннадія и внести долю сына. Тутъ же она почувствовала облегченіе отъ болѣзни и вскорѣ исполнила свое обѣщаніе. Сынъ ея постригся подъ именемъ Корнилія, она же прославила Бога за дарованное ей исцѣленіе.

Преподобный Геннадій передъ своею блаженною кончиною оставилъ мудрое простое поученіе своимъ ученикамъ, въ которомъ изложилъ свои мысли и завѣтъ объ иноческой жизни.

Преподобный Геннадій отошелъ ко Господу 23 января 1565 года. Тихая и мирная кончина его послѣдовала послѣ непродолжительной болѣзни.

Ученикъ преподобнаго Геннадія и преемникъ его, игуменъ Алексій, въ похвальномъ словѣ святому, перечисляетъ его добродѣтели и отмѣчаетъ, что за нихъ почитали его и въ царской семьѣ: святой былъ воспріемникомъ дочери Іоанна Грознаго отъ первой супруги его Анастасіи Романовны, которой раньше предсказалъ бракъ съ царемъ и чадородіе.

Со словъ старца Антонія, постриженника Іосифова-Волоколамскаго монастыря, Алексій разсказываетъ о преподобномъ Геннадіи еще такое обстоятельство. Когда однажды преп. Геннадій находился въ Москвѣ за Богослуженіемъ въ церкви, въ которой стояли царскіе слуги и боярскія жены, вошла бѣдная и убогая женщина съ дѣтьми, которыя плакали у нея на рукахъ, другія подлѣ нея. Смотря на бѣдную женщину, знатныя боярыни, воздыхая къ Господу и Пресвятой Богородицѣ, про себя думали: «Господь даровалъ дѣтей такимъ нищимъ, которымъ нечѣмъ ихъ кормить, а намъ, имѣющимъ возможность отъ царскаго жалованія воспитывать дѣтей, Господь не далъ чадородія, конечно за наши грѣхи!»

Преп. Геннадій уразумѣлъ ихъ мысли и сказалъ имъ: «Не скорбите, госпожи! Если будете жить благочестиво въ своемъ положеніи, то по повелѣнію Божію съ этого времени будете рождать дѣтей».

По пророчеству преподобнаго сбылись его слова, не съ одной, но со многими благородными женами. И въ другихъ городахъ преподобный Геннадій предсказалъ многимъ благочестивымъ женщинамъ чадородіе.

Обрѣтеніе св. мощей преподобнаго Геннадія совершено въ 1644 г. во дни благочестиваго царя Михаила Ѳеодоровича и при патріархѣ Іосифѣ, когда ветхій деревянный храмъ Преображенія Господня разобрали и начали строить каменный храмъ. При копаніи рвовъ обрѣли гробъ съ нетлѣннымъ тѣломъ и ризами преподобнаго.

Примѣчанія:
[1] См. Православная Жизнь №8 1968 г.
[2] Преп. Корнилій Комельскій отошелъ ко Господу въ 1537 году. Память его совершается 19-го мая.

Источникъ: М. В. Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста. Выпускъ шестнадцатый. [1970 г.] — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1970. — С. 3-11.

Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.