Церковный календарь
Новости


2018-09-24 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Особое мнѣніе Ѳ. Д. Самарина (1906)
2018-09-24 / russportal
Предсобор. Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №4 (22 марта 1906 г.)
2018-09-24 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Приложеніе къ дѣянію 92-му (1999)
2018-09-24 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 92-й (24 февраля 1918 г.)
2018-09-23 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Римъ и Халкидонскій Соборъ (1970)
2018-09-23 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 65-е (9 декабря 1917 г.)
2018-09-22 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святые Отцы на Вселенскихъ Соборахъ (1970)
2018-09-22 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 64-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-21 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Русская Зарубежная Церковь въ кривомъ зеркалѣ (1970)
2018-09-21 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 63-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Фантастическая исторія (1970)
2018-09-20 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 62-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-19 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №3 (18 марта 1906 г.)
2018-09-19 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 61-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святая Русь въ исторіи Россіи (1970)
2018-09-18 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №2 (16 марта 1906 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 25 сентября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 5.

Духовные писатели Русскаго Зарубежья

Монахиня Варвара (Суханова) († 1972 г.).

Монахиня Варвара (въ мірѣ Вѣра Суханова) († 1972), духовная писательница, вѣрное чадо РПЦЗ. Родилась въ 1896 г. въ купеческой семьѣ. Во время Первой міровой и Гражданской войнъ служила сестрой милосердія. Съ послѣдними частями Бѣлой Арміи оставила Россію. Работала учительницей въ русской гимназіи въ Панчевѣ (Сербія). Въ 1929 г. поступила послушницей въ Лѣснинскую женскую обитель въ Хопово (Сербія). Несла самыя разныя послушанія: была клиросной, занималась съ дѣтьми Хоповскаго пріюта, писала иконы. Въ 1932 г. была пострижена въ монашество. Въ 1950 г. вмѣстѣ съ другими сестрами обители переселилась изъ Югославіи во Францію. Мать Варвара много писала. Ея статьи и разсказы появлялись еще въ «Православной Карпатской Руси» (впослѣдствіи «Православная Русь») и въ приложеніи «Дѣтство во Христѣ», когда Братство преп. Іова Почаевскаго находилось еще на Карпатахъ, во Владиміровой. Составила около четырехсотъ «Житій святыхъ для дѣтскаго и юношескаго возраста», которыя подъ иниціалами «М. В.» (Монахиня Варвара) вначалѣ публиковались въ журналѣ «Православная жизнь», а затѣмъ отдѣльными выпусками издавались въ Свято-Троицкомъ монастырѣ въ Джорданвиллѣ (всего было напечатано двадцать такихъ сборниковъ). М. Варвара мирно скончалась послѣ продолжительной болѣзни 27 ноября (10 декабря) 1972 г. въ Лѣснинскомъ монастырѣ (Провемонъ, Франція).

Сочиненія мон. Варвары (Сухановой)

М. В.
Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста.
Выпускъ шестнадцатый. [1970 г.]

Житіе свт. Алексія, митрополита Кіевскаго и всея Россіи, чудотворца.
Память 12 февраля. — Отошелъ ко Господу въ 1378 г.

Ѳеодоръ Бяконтъ пользовался большимъ почетомъ при дворѣ княжескомъ. Любилъ князь Даніилъ Александровичъ благочестиваго, вѣрнаго слугу своего Ѳеодора. Іоаннъ, сынъ князя, былъ крестнымъ отцемъ старшаго сына Ѳеодора Елевѳерія, родившагося въ 1292 году.

Родители святого воспитывали Елевѳерія въ строгомъ благочестіи. Когда святой сталъ отрокомъ, то его отдали обучаться грамотѣ, священному писанію. Въ тѣ времена дѣти должны были хорошо знать Новый и Ветхій завѣты, читать Псалтырь, Часословъ, акаѳисты, каноны, изучали богослуженіе — словомъ познавали самое важное въ жизни. Учителя указывали дѣтямъ путь, ведущій въ Царство Небесное.

Чудеснымъ образомъ Господь призвалъ святого отрока Елевѳерія на служеніе Ему Единому. Путь святому былъ указанъ Божіимъ гласомъ когда ему исполнилось 12 лѣтъ. До этого момента, св. отрокъ, какъ и всѣ дѣти, имѣлъ свои забавы, игры. Но вотъ однимъ лѣтнимъ, солнечнымъ днемъ задумалъ св. Елевѳерій пойти за городъ, въ луга, лѣса — пташекъ голосистыхъ ловить. Зимою онѣ у него распѣвали въ клѣткахъ, услаждали его дѣтскій слухъ, а вешнею порою, въ сіящій день Св. Благовѣщенія, святой уносилъ ихъ въ клѣткѣ за горой, въ дубраву и тамъ съ радостью выпускалъ ихъ на волю...

И такъ святой отрокъ взялъ съ собою сѣти и, веселяся съ дѣтскимъ, чистымъ сердцемъ, вышелъ за Кремлевскія ворота...

Дальше, дальше отъ города устремлялся Елевѳерій. Миновалъ деревни пригородныя. Вотъ передъ нимъ раскинулись луга благовонные, поля ржаныя. Вѣтеръ ходилъ волнами по травѣ шелковой, по хлѣбнымъ полямъ. Тишь, благодать... Только высоко, въ нѣжно-лазуревомъ небѣ распѣваютъ жаворонки, прославляя Создателя Своего. Легкія облака на мгновеніе заслоняли ликъ солнечный, и по ярко зеленымъ лугамъ бѣжали синія тѣни. Оглянулся св. отрокъ назадъ. Далеко, далеко золотятся маковки храмовъ Москвы родной, да бѣлѣютъ стѣны Кремлевскія. Любо святому! «Дивна дѣла Твоя Господи! Вся премудростью сотворилъ еси!» восклицаетъ св. отрокъ.

Впереди показалась свѣтлая лента Москвы-рѣки, искрящейся на солнцѣ. А вонъ за рѣчкой на высокомъ берегу нѣжно зазеленѣли лѣса березовые. Зеленыя косы ивъ плакучихъ качаются надъ тихою рѣкою и отражаются въ прибрежныхъ мелкихъ волнахъ. Забылъ святой отрокъ, зачѣмъ онъ и пришелъ въ эту зеленую пустыню. Вспомнивъ, сталъ нехотя разставлять сѣти. Но въ этотъ день по волѣ Божіей ни одна изъ пташекъ не попалась въ его сѣти. Утомленный, легъ святой въ душистую травку, да и заснулъ легкимъ, тонкимъ сномъ. И вдругъ слышитъ святой чудный, таинственный голосъ: «Алексій, что напрасно трудишься? Тебѣ предстоитъ ловить человѣковъ!»

Воспрянулъ отъ сна изумлениый св. отрокъ. Вся его чистая, дѣтская душа устремилась на Божій зовъ, назвавшій его не Елевѳеріемъ, а Алексіемъ!

Что бы значилъ этотъ Божественный, дивный призывъ?

Задумчивымъ, углубленнымъ въ себя вернулся домой св. Елевѳерій... Съ этого момента чужды стали для него дѣтскія игры и забавы...

Его рѣзвые, шумные друзья стали удивляться, почему ихъ недавно веселый другъ сталъ серьезнымъ не по лѣтамъ. Святой спѣшилъ только на зовъ колокольный. Въ храмѣ погружался въ молитву. Съ великимъ вниманіемъ читалъ Священное писаніе. И постепенно выросло у него одно желаніе: отказаться отъ міра. Благочестивые его родители не препятствовали пламенному желанію сына.

Святой поступилъ въ Московскій Богоявленскій монастырь. Его постригъ игуменъ Стефанъ — братъ преп. Сергія Радонежскаго и назвалъ Алексіемъ.

Получилъ избранникъ Божій имя, которое слышалъ въ тонкомъ снѣ среди зеленой пустыни. Всего 20 лѣтъ было св. юному монаху. И 20 лѣтъ подвизался святой Алексій въ Богоявленскомъ монастырѣ. Игуменъ и братья удивлялись его строгой жизни! Словно ангелъ Божій жилъ святой среди людей. Ночи проводилъ въ молитвѣ и строго постился. Любили, почитали его всѣ, и знатные, и богатые, и бѣдные. Всѣ Москвичи знали о высокой жизни Святого Алексія. Живя въ обители Богоявленской, избранникъ Божій изучалъ Священное писаніе. Онъ выучился греческому языку. Святой сличилъ съ греческимъ подлинникомъ славянскій переводъ Св. Евангелія. Онъ нашелъ въ переводѣ нѣкоторьш ошибки и исправилъ ихъ. Въ благословенныя царскія времена Св. Евангеліе, собственноручно исправленное св. Алексіемъ, хранилось въ Чудовомъ монастырѣ и выносилось на литургіи на маломъ входѣ въ дни, посвященные памяти Святителя Алексія.

Митрополитъ Ѳеогностъ, преемникъ Святителя Петра, узнавъ св. Алексія и оцѣнивъ его высокую жизнь и мудрость, приблизилъ къ себѣ и поручилъ святому управленіе церковными дѣлами. Около этого же времени св. Алексій близко сошелся съ преп. Сергіемъ, съ которымъ до самой своей блаженной кончины былъ связанъ христіанскою дружбою. Чѣмъ ближе митрополитъ Ѳеогностъ узнавалъ св. Алексія, тѣмъ выше цѣнилъ, тѣмъ больше любилъ его. И пожелалъ онъ имѣть его своимъ преемникомъ. Митрополитъ посвятилъ его во епископа Великаго города Владиміра. Съ согласія великаго князя, Святитель Ѳеогностъ послалъ въ Константинополь просить патріарха и императора, чтобы они не назначали въ Россію другого митрополита, кромѣ св. Алексія. Вѣдь въ то время Русская церковь находилась еще въ зависимости отъ патріарховъ Константинопольскихъ. Патріархъ согласился на просьбу митрополита Ѳеогноста и вызвалъ къ себѣ Святителя Алексія. Но посланные въ Царьградъ, возвратившись въ Москву, не застали уже въ живыхъ ни митрополита, ни великаго князя.

Великій князь Симеонъ, умирая, завѣщалъ братьямъ своимъ слушаться, почитать Святителя Алексія, избраннаго усопшимъ митрополитомъ Ѳеогностомъ. Святитель Алексій отправился въ Царьградъ, чтобы получить благословеніе отъ патріарха. И патріархъ благословилъ угодника Божія — быть первосвятителемъ Русской церкви. Возвратившись изъ Царьграда въ Россійскую землю и принявши высокое правленіе — сталъ неутомимо трудиться Святой Архипастырь. И сіялъ онъ святорусскимъ людямъ своею высокою жизнью, любовью къ Богу, къ паствѣ своей. Сіялъ милосердіемъ, кротостью и великою мудростью. И сердца Божіихъ людей устремлялись къ любвеобильному Архипастырю. Не только москвичи, но и вся Святая Русь превозносила святого митрополита.

Двѣ звѣзды озаряли въ это время Русь Святую — создатель Свято-Троицкой Лавры, преподобный Сергій Радонежскій, подвизавшійся среди заповѣдныхъ лѣсовъ, и святой митрополитъ Алексій.

Творилъ святитель Алексій и чудеса — его святыми молитвами многіе болящіе исцѣлялись. Слухъ объ этихъ чудотвореніяхъ прошелъ не только по всей Руси, но о нихъ узнали и невѣрные татары. Съ благоговѣніемъ произносили они его имя. Слава о его святой жизни дошла до отдаленной столицы татарскаго хана. Жена хана Чанибека тяжело заболѣла, и наконецъ ослѣпла. Три года ни одинъ врачъ не могъ вернуть зрѣніе несчастной ханшѣ. Она рѣшилась обратиться къ святителю Алексію, о которомъ слышала, какъ о великомъ чудотворцѣ.

Чанибекъ прислалъ пословъ въ Москву съ письмомъ къ великому князю Іоанну Іоанновичу. «Слышали мы», — писалъ ханъ, «что есть у васъ служитель Божій, котораго Богъ слушаетъ во всемъ, чего онъ ни попроситъ. Пришлите его къ намъ: если его молитвами царица исцѣлѣетъ, то будете имѣть со мною миръ. Если же нѣтъ, то пойду войной на вашу землю, плѣню ее огнемъ и мечемъ!»

Великій князь сообщилъ объ этомъ письмѣ святителю Алексію и умолялъ угодника Божія исполнить желаніе хана. Угодникъ Божій, пламенно любя свою родину, съ глубокою вѣрою отвѣтилъ Іоанну Іоанновичу:

«Дѣло это выше силъ моихъ! Но вѣрую, что Господь, даровавшій зрѣніе слѣпорожденному, поможетъ и мнѣ милостію Своею!»

Передъ отъѣздомъ въ орду Святитель Алексій отслужилъ молебенъ въ Успенскомъ соборѣ, передъ гробомъ Святителя Петра. И здѣсь явлено ему было Господомъ дивное предзнаменованіе. Во время молебна, когда Святитель горячо молился, прося Божіей помощи, вдругъ свѣча, поставленная при гробѣ митрополита зажглась сама собою. Загорѣлась на глазахъ изумленнаго народа, молившагося вмѣстѣ со своимъ любимымъ архипастыремъ. И, вмѣстѣ съ зажегшеюся свѣчею, въ сердцѣ угодника Божія ярко вспыхнула надежда. Господь ему поможетъ! Господь даруетъ зрѣніе слѣпой царицѣ! И возрадовался великій князь Іоаннъ вмѣстѣ съ народомъ.

Вѣсть о чудѣ со свѣчею быстро разнеслась по всей Москвѣ. Изъ устъ въ уста передавали радостную вѣсть люди Божіи, которые слезно молились о дарованіи успѣха своему святому Архипастырю. Отъ большой свѣчи, чудомъ зажегшейся, святитель отдѣлилъ маленькую свѣчку и взялъ ее въ свой трудный, далекій путь...

Ѣдетъ въ 1357 году святой митрополитъ со своимъ клиромъ въ столицу татарскаго царства. Молитва съ устъ его не сходитъ. А тѣмъ временемъ царицѣ Тайдулѣ Господь даруетъ дивный сонъ: приближается къ ней нѣкій свѣтлый старецъ, въ архіерейскія ризы облаченный, со многими священниками. Поспѣшила навстрѣчу къ нему Тайдула — и проснулась. Она приказала слугамъ своимъ приготовить многоцѣнныя облаченія для грядущаго к ней Святителя и для его священниковъ. Встрѣтить архипастыря направился самъ ханъ Чанибекъ. Съ великою честію встрѣтилъ царь святаго митрополита. Почтительно ввелъ въ свой дворецъ. Возлѣ одра больной царицы сталъ святой Алексій служить молебенъ, зажегши свѣчу, которая была сдѣлана изъ небольшой части свѣчи, зажегшейся у гроба Святителя Петра. Долго молился чудотворецъ, потомъ окропилъ слѣпую ханшу святою водою. Мгновенно увидѣла свѣтъ Тайдула къ несказанной своей радости. Ханъ со своими вельможами, со всѣми присутствующими только дивился и благодарилъ Бога, дивнаго во святыхъ Своихъ. Богатыми подарками одарилъ Чанибекъ великаго чудотворца и его священниковъ и отпустилъ всѣхъ съ миромъ.

Съ непередаваемою радостію встрѣтила Москва своего чудотворца. Вышли навстрѣчу великій князь и народъ, купцы, горожане, крестьяне. Всѣ называли угодника Божія ангеломъ хранителемъ Руси Святой. Ликовалъ весь русскій народъ!

Пришлось святому митрополиту для спасенія своей родины еще разъ перенести тяжелый, дальній путь въ орду. Ханъ Чанибекъ жилъ недолго. Его злодѣйски убилъ сынъ Бердибекъ. Этотъ страшный человѣкъ умертвилъ и 12 своихъ братьевъ. Затѣмъ Бердибекъ прислалъ въ Москву своего вельможу Иткара съ требованіемъ отъ князей очень тяжелой дани. Князья трепетали, слыша о жестокомъ нравѣ Бердибека. Святитель Алексій, больше своей жизни любя свою родину, поѣхалъ къ злодѣю, чтобы умолить его не разорятъ русскихъ людей тяжелыми поборами. Святой обратился къ Тайдулѣ, искренно почитавшей святителя, чтобы она испросила у своего страшнаго, жестокаго сына милости для русской Церкви и народа. Горячо молился св. Алексій, чтобы Господь смягчилъ сердце жестокаго хана. Заступничествомъ Божіей Матери дѣло Святителя увѣнчалось успѣхомъ. Бердибекъ обѣщалъ не трогать русскую Церковь и не разорять россіянъ тяжкими данями. И снова великій князь со своимъ семействомъ, бояре, народъ торжественно встрѣчали возвратившагося святителя, какъ небеснаго утѣшителя: по словамъ лѣтописи, «Всѣ имяху его оттолѣ велика предъ Богомъ».

Послѣ смерти великаго князя Іоанна Іоанновича княжество досталось сыну его девятилѣтнему Димитрію Іоанновичу. Малолѣтствомъ наслѣдника престола великокняжескаго воспользовался Суздальскій князь Димитрій Контантиновичъ. Онъ поѣхалъ въ орду, щедро одарилъ хана и, получивъ ярлыкъ на великое княженіе, поселился во Владимірѣ.

Святитель Алексій остался вѣренъ законному наслѣднику Димитрію Іоанновичу. И правда побѣдила! Московскіе бояре со многимъ воинствомъ пошли въ походъ на Владиміръ, и Димитрій Суздальскій, не вступая въ бой, ушелъ въ свой удѣлъ. А законный наслѣдникъ получилъ въ ордѣ ярлыкъ на великое княженіе. Юный великій квязь Димитрій Іоанновичъ очень любилъ, почиталъ святителя Алексія. Угодникъ Божій былъ ему отцомъ и мудрымъ совѣтникомъ въ дѣлахъ правленія.

Святитель Алексій воздвигъ въ Кремлѣ около Спасскихъ воротъ монастырь съ дивнымъ каменнымъ храмомъ въ честь чуда Архистратига Михаила въ Хонѣхъ [1].

Обитель была построена на землѣ, которую ему подарила Тайдула въ благодарность за свое исцѣленіе. Раньше на этомъ мѣстѣ находился ханскій конюшенный дворъ. Святитель, вернувшись изъ орды послѣ совершеннаго имъ чуда, воздвигъ эту прекрасную обитель и заповѣдалъ похоронить его въ этомъ монастырѣ.

Кромѣ монастыря во имя чуда св. Архистратига Михаила, Святитель Алексій основалъ еще нѣсколько монастырей. Святой воздвигъ на берегу рѣки Яузы Спасо-Андроніевъ монастырь. Въ Москвѣ святой Алексій основалъ еще Алексіевскій женскій монастырь, въ Серпуховѣ — Владычный, въ Нижнемъ Новгородѣ — Благовѣщенскій, и во Владимірѣ — Царево-Константиновскій монастырь.

Доживъ до глубокой старости, Святитель Алексій почувствовалъ приближеніе кончины. Святитель вызвалъ изъ Свято-Троицкой обители друга своего преп. Сергія, и хотѣлъ возложить на святого драгоцѣнный крестъ, желая видѣть его на престолѣ митрополичьемъ. Но блаженный пустынножитель смиренно отказался и просилъ его отпустить обратно въ тишину заповѣдныхъ лѣсовъ. Поклонился до земли преп. Сергій и сказалъ: «Прости меня, великій Архіерей Христовъ! Отъ юности моей я не былъ златоносцемъ, а теперь тѣмъ болѣе хочу остаться въ нищетѣ». Послѣ напрасныхъ убѣжденій, Святитель отпустилъ великаго старца въ его тихую обитель.

Насталъ часъ блаженной кончины Святителя Алексія. Немощнымъ тѣломъ, но сильный душою, онъ отслужилъ литургію, простился съ великимъ княземъ и народомъ и 12 февраля 1378 года ясно, тихо ушелъ къ Незаходимому Солнцу — Христу Богу нашему. Святителю было 85 лѣтъ. Великій Архіерей былъ торжественвю похороненъ, какъ онъ заповѣдалъ, въ храмѣ святого Архистратига Михаила, въ придѣлѣ Благовѣщенія Пречистой Дѣвы Богородицы. Со всѣхъ концовъ Руси потянулись люди Божіи на поклоненіе честнымъ мощамъ чудотворца. Нельзя перечислить многочисленныхъ исцѣленій отъ различныхъ болѣзней совершавшихся у гроба святителя Алексія.

Черезъ много лѣтъ святыя и многоцѣлебныя его мощи были обрѣтены нетлѣнными, какъ и ризы его были нетлѣнны, словно святитель былъ только наканунѣ въ нихъ облаченъ. Св. мощи были перенесены въ церковь, созданную во имя его, и въ благословенныя царскія времена источали онѣ многочисленныя исцѣленія его святыми молитвами, благодатію Господа нашего Іисуса Христа, Ему же со Отцемъ и Святымъ Духомъ да будетъ благодареніе во вѣки вѣковъ. Аминь.

Тропарь, гласъ 8-й.

Яко Апостоломъ сопрестольна, и врача предобра, и служителя благопріятна, къ рацѣ твоей честнѣй притекающе, святителю Алексіе, богомудре чудотворче, сошедшеся любовію въ память твою свѣтло празднуемъ, въ пѣснехъ и пѣніихъ радующеся и Христа славяще, таковую благодать тебѣ даровавшаго исцѣленій, и граду твоему великое утвержденіе.

Кондакъ, гласъ 8-й.

Божественнаго и пречестнаго святителя Христова, новаго чудотворца Алексія, вѣрно вси поюще людіе, любовію да ублажимъ, яко пастыря великаго, служителя же и учителя премудра земли Россійстѣй. Днесь въ память его притекающе, радостно возопіемъ пѣснь богоносному. Яко имѣя дерзновеніе къ Богу, многообразныхъ насъ избави обстояній, да зовемъ ти: радуйся, утвержденіе граду нашему!

Примѣчаніе:
[1] Монастырь этотъ со своимъ храмомъ взорванъ большевиками.

Источникъ: М. В. Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста. Выпускъ шестнадцатый. [1970 г.] — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1970. — С. 14-20.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.