Церковный календарь
Новости


2018-10-19 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). НЛО въ свѣтѣ православной вѣры (1991)
2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). По поводу обращенія МП къ Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Ново-мученичество въ Русской Правосл. Церкви (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Каноническое положеніе РПЦЗ (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Письмо въ редакцію Вѣстника РХД (1992)
2018-10-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отрицаніе вмѣсто утвержденія (1992)
2018-10-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 103-й (14 марта 1918 г.)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 5-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 4-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Пятьдесятъ лѣтъ жизни Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Измѣна Православію путемъ календаря (1992)
2018-10-12 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Тайна беззаконія въ дѣйствіи (1992)
2018-10-12 / russportal
Опредѣленіе Архіер. Собора РПЦЗ отъ 13/26 октября 1953 г. (1992)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Григорію мірянину (1908)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Василію патрицію (1908)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 3-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 19 октября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 6.

Духовные писатели Русскаго Зарубежья

Монахиня Варвара (Суханова) († 1972 г.).

Монахиня Варвара (въ мірѣ Вѣра Суханова) († 1972), духовная писательница, вѣрное чадо РПЦЗ. Родилась въ 1896 г. въ купеческой семьѣ. Во время Первой міровой и Гражданской войнъ служила сестрой милосердія. Съ послѣдними частями Бѣлой Арміи оставила Россію. Работала учительницей въ русской гимназіи въ Панчевѣ (Сербія). Въ 1929 г. поступила послушницей въ Лѣснинскую женскую обитель въ Хопово (Сербія). Несла самыя разныя послушанія: была клиросной, занималась съ дѣтьми Хоповскаго пріюта, писала иконы. Въ 1932 г. была пострижена въ монашество. Въ 1950 г. вмѣстѣ съ другими сестрами обители переселилась изъ Югославіи во Францію. Мать Варвара много писала. Ея статьи и разсказы появлялись еще въ «Православной Карпатской Руси» (впослѣдствіи «Православная Русь») и въ приложеніи «Дѣтство во Христѣ», когда Братство преп. Іова Почаевскаго находилось еще на Карпатахъ, во Владиміровой. Составила около четырехсотъ «Житій святыхъ для дѣтскаго и юношескаго возраста», которыя подъ иниціалами «М. В.» (Монахиня Варвара) вначалѣ публиковались въ журналѣ «Православная жизнь», а затѣмъ отдѣльными выпусками издавались въ Свято-Троицкомъ монастырѣ въ Джорданвиллѣ (всего было напечатано двадцать такихъ сборниковъ). М. Варвара мирно скончалась послѣ продолжительной болѣзни 27 ноября (10 декабря) 1972 г. въ Лѣснинскомъ монастырѣ (Провемонъ, Франція).

Сочиненія мон. Варвары (Сухановой)

М. В.
Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста.
Выпускъ шестнадцатый. [1970 г.]

Страданіе святой мученицы Фотины.
Память 20 марта. — Пострадала около 66 года.

Фотина измѣнила сейчасъ же свою грѣховную жизнь и всею душою устремилась къ Божественному Учителю. Впослѣдствіи она сдѣлалась великою проповѣдницею Св. Евангелія въ Карѳагенѣ [1] и даже въ Римѣ. Въ Карѳагенѣ вмѣстѣ со св. Фотиной безбоязненно проповѣдывалъ сынъ ея Іосія. Старшій же сынъ Фотины, по имени Викторъ, мужественно подвизался на войнѣ, которую въ то время варвары вели съ римлянами, и по окончаніи войны, повелѣніемъ императора Нерона [2] назначенъ былъ начальникомъ надъ войсками въ городъ Атталію [3], съ тѣмъ, чтобы подвергать мученіямъ находившихся тамъ христіанъ. Когда правитель города Севастіанъ узналъ объ этомъ, то сказалъ Виктору: «Воевода, я достовѣрно знаю, что ты христіанинъ и что мать твоя съ братомъ твоимъ Іосіею — послѣдователи Петра; а посему и того, что повелѣлъ тебѣ императоръ, ты не исполнишь изъ боязни погубить душу свою».

«Я горю желаніемъ исполнить волю Небеснаго Безсмертнаго Царя, Христа, Бога нашего», отвѣчалъ на то Викторъ, — а повелѣніемъ Нерона о томъ, чтобы предавать мученіямъ христіанъ, я пренебрегаю».

Тогда Севастіанъ сказалъ Виктору: «Какъ искренному другу, совѣтую тебѣ: подчинись волѣ императора. Вѣдь если ты станешь съ должнымъ усердіемъ исполнять царское повелѣніе и христіанъ, которыхъ тебѣ удастся разыскать, будешь подвергать судебному допросу и мученіямъ, то и императору угодное сдѣлаешь и себѣ пріобрѣтешь принадлежащія имъ имущества, а матери и брату твоему я сообщу отъ себя письмомъ, чтобы они не склоняли язычниковъ къ отреченію отъ отеческихъ вѣрованій. Пусть они тайно исповѣдуютъ вѣру во Христа, Бога вашего, если желаютъ, чтобы и ты изъ-за нихъ не подвергся, вмѣстѣ съ ними, одинаковымъ мученіямъ».

«Никогда я этого не сдѣлаю», мужественно отвѣчалъ Викторъ, «и не только не сдѣлаю, но даже подумать не хочу о томъ, чтобы подвергать христіанъ мученіямъ, или насильно взять что-либо отъ нихъ, или совѣтовать матери и брату моему не проповѣдывать о томъ, что Христосъ есть Истинный Богъ, напротивъ, я и самъ, всею душою, хочу быть проповѣдникомъ Христа. И я буду имъ такъ же, какъ и они».

На это Севастіанъ сказалъ св. Виктору: «О, Викторъ! всѣ мы хорошо знаемъ, какія бѣдствія ожидаютъ тебя, мать и брата твоего». Послѣ этихъ словъ лицо Севастіана вдругъ разгорѣлось, и онъ упалъ на землю отъ острой и жестокой боли въ глазахъ, причемъ онъ совершенно потерялъ способность говорить. Бывшіе при этомъ слуги, подхвативъ его, положили на ложе, и онъ пролежалъ три дня, не сказавъ ни одного слова. По прошествіи же трехъ дней онъ закричалъ громкимъ голосомъ и сказалъ: «Одинъ христіанскій Богъ есть Истинный Богъ! Одна христіанская вѣра есть вѣра истинная. И одно есть крещеніе, — крещеніе во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Нѣтъ, другой истинной вѣры, кромѣ вѣры христіанской!» Вошедши къ Севастіану, Викторъ спросилъ его: «Отчего такъ неожиданно произошла въ тебѣ такая перемѣна?»

«Любезнѣйшій Викторъ», — отвѣчалъ Севастіанъ, — «меня призываетъ къ Себѣ Христосъ твой»!

Викторъ тотчасъ же наставилъ Севастіана въ вѣрѣ, и онъ принялъ Святое Крещеніе. Выходя изъ купели, онъ внезапно прозрѣлъ и прославилъ Бога. Бывшіе при этомъ слуги, увидѣвъ это дивное чудо, устрашились, какъ бы и имъ подобно Севастіану не подвергнуться изъ-за своего невѣрія такой же болѣзни, и тоже крестились.

Вскорѣ послѣ происшедшаго обращенія къ Богу Севастіана, императору Нерону было донесено, что правитель города Атталіи, какъ и начальникъ надъ войсками Викторъ, исповѣдуютъ вѣру Петра и Павла и всѣхъ привлекаютъ къ себѣ, убѣждая слѣдовать ихъ проповѣди. Донесли царю и о томъ, что вѣру Христову проповѣдуютъ въ Карѳагенѣ мать Виктора Фотина и сынъ ея Іосія. Императоръ пришелъ въ неописуемую ярость. Тотчасъ же послалъ въ Атталію воиновъ, чтобы они привели къ нему на судъ находившихся въ этомъ городѣ христіанъ, мужчинъ и женщинъ. Въ это время атталійскимъ христіанамъ явился Самъ Божественный нашъ Учитель и сказалъ: «Пріидите ко мнѣ всѣ труждающіеся и обремененные, и Я успокою васъ» (Ев. отъ Матѳ. 11, 28). «Я буду съ вами, и Неронъ будетъ побѣжденъ, а также и тѣ, кто находятся при немъ».

Виктору же Господь сказалъ: «Съ этого дня Фотинъ [4] будетъ имя тебѣ, такъ какъ многіе, тобою просвѣщенные, обратятся ко Мнѣ».

Укрѣпилъ Спасъ нашъ на предстоящія страданія и Севастіана такими словами: «Блаженъ тотъ, кто совершитъ свой подвигъ до конца». Господь сказалъ эти слова и взошелъ на небо.

Святая Фотина также извѣщена была Господомъ объ ожидающихъ ее страданіяхъ и немедленно же въ сопровожденіи множества христіанъ отправилась изъ Карѳагена въ Римъ. Когда она вошла въ Римъ, то пришелъ въ движеніе весь городъ и всѣ говорили: «Кто она, эта женщина?» Святая же Фотина безбоязненно проповѣдывала Св. Евангеліе Христово. Между тѣмъ былъ приведенъ въ Римъ и сынъ ея Фотинъ, носившій прежде имя Виктора, вмѣстѣ съ Севастіаномъ и взятыми съ ними воинами, но святая Фотина предупредила Виктора, прежде него явившись къ Нерону съ сыномъ своимъ Іосіею и христіанами, пришедшими съ нею изъ Карѳагена. Неронъ спросилъ святую: «Для чего вы пришли къ намъ?»

«Для того», отвѣчала Фотина, — «чтобы научить тебя чтить Христа».

Въ это время бывшіе при императорѣ сказали ему: «Градоначальникъ Севастіанъ и воевода Викторъ, которые не вѣруютъ въ боговъ, пришли изъ Атталіи». «Пусть приведутъ ихъ ко мнѣ» — повелѣлъ Неронъ. Когда святые были приведены, то онъ спросилъ ихъ: «Правда-ли то, что я слышалъ о васъ?»

«Все то, что ты слышалъ о насъ, царь», — отвѣтили святые, — истинная правда».

Тогда Неронъ, обратившись къ святымъ женамъ, спросилъ ихъ: «Согласны-ли вы отречься отъ Христа вашего или желаете умереть за Него?»

«О, царь! — отвѣчали святыя жены, обративъ взоры свои къ небу, — никогда не будетъ того, чтобы мы отреклись отъ вѣры во Христа и отъ той любви, которую имѣемъ къ Спасителю міра».

«А какъ ваши имена?» спросилъ Неронъ.

«Я, — отвѣчала св. Фотина, — отъ Христа, Бога моего, получила имя Фотины, сестры же мои называются такъ: первая родившаяся послѣ меня, — Анастасіей, вторая — Фото, третья Фотидой, четвертая — Параскевой, а также Киріакіей, а имена сыновей моихъ такія: имя старшаго, который Господомъ названъ Фотиномъ, — Викторъ, младшаго же Іосія».

«Итакъ, всѣ ли вы, — сказалъ на это Неронъ, согласны подвергнуться мученіямъ и умереть за Назорея Христа!»

«Всѣ мы, — отвѣтила св. Фотина, — съ радостью и веселіемъ, готовы умереть за Господа и всѣ этого желаемъ!»

Тогда мучитель Неронъ велѣлъ желѣзными молотками раздробить имъ кисти рукъ. Принесена была наковальня, и нечестивые мучители, положивъ на нее руки св. мучениковъ стали бить по нимъ молотками. Били они съ третьяго часа до шестого [5], при чемъ три раза смѣнялись бившіе, но святые не ощущали никакой боли! Неронъ, узнавъ объ этомъ, пришелъ въ смущеніе и повелѣлъ совсѣмъ отсѣчь имъ руки. Мучители съ ожесточеніемъ схватили тогда святыхъ мучениковъ, связали имъ руки и снова положили на наковальню. Прежде другихъ подвергнута была мученію святая Фотина, но мучители, рубившіе топорами ей руки, много разъ смѣнялись и, на имѣя никакого успѣха, въ изнеможеніи падали, какъ мертвые, а святая мученица оставалась по благодати Христовой невредимою, молилась и говорила: «Господь мнѣ помощникъ, и не убоюся, что сотворитъ мнѣ человѣкъ» [6]. Снова смутился жестокій царь. Онъ уже сталъ думать о томъ, какимъ бы еще мученіямъ подвергнуть святыхъ. Наконецъ, царь приказалъ Севастіана, Фотина и Іосію ослѣпить и заключить во внутреннее отдѣленіе темницы, а святую Фотину съ пятью сестрами ея — отвести въ свой золотой дворецъ [7]. Императоръ велѣлъ дочери своей Домнинѣ постоянно находиться при нихъ. Пребывая во дворцѣ, св. муч. Фотина наставила въ вѣрѣ Христовой царевну Домнину и сто рабынь ея, и всѣ онѣ приняли святое крещеніе. Св. Фотина также обратила ко Христу одного волхва, который принесъ однажды для питья ей и ея сестрамъ настойку ядовитой травы. И за обращеніе ко Христу этихъ невѣрныхъ св. Фотина претерпѣла множество мученій.

Прошло три года. Однажды императоръ Неронъ приказалъ освободить бывшаго въ числѣ его придворныхъ одного слугу своего, который по его повелѣнію былъ заключенъ въ темницу. Посланные отъ царя, придя въ темницу, увидѣли тамъ святыхъ мучениковъ Севастіана, Фотина, и Іосію. Къ ихъ удивленію узники цвѣли здоровьемъ. Ихъ ослѣпленные глаза прекрасно стали видѣть. Самая темница была свѣтла, исполнена дивнаго благоуханія. Посланные разсказали царю объ этомъ чудѣ, и повѣдали ему, что множество народа собирается въ темницу, и заключенные проповѣдуютъ имъ Христово ученіе. Увѣровавъ во Христа, люди принимаютъ отъ узниковъ крещеніе. Заключенные обладаютъ большимъ богатствомъ. Услышавъ все это, царь пришелъ въ ужасъ и, повелѣвъ привести къ себѣ святыхъ мученниковъ, сказалъ имъ: «Не запретилъ ли я вамъ моимъ царскимъ повелѣніемъ проповѣдывать о Христѣ въ городѣ Римѣ? Какъ же вы, находясь въ темницѣ, осмѣлились это дѣлать? За это я предамъ васъ многимъ и страшнымъ мученіямъ».

«Дѣлай съ нами все, что хочешь», — сказали на это святые мученики, — но мы не перестанемъ проповѣдывать Христа — Истиннаго Бога и Творца всего!»

Отъ мужественныхъ словъ св. мучениковъ Неронъ пришелъ еще въ большую ярость. Онъ повелѣлъ распять святыхъ внизъ головою и въ теченіе трехъ дней по голому тѣлу бить ихъ ремнями пока не распадутся члены ихъ. Страшное приказаніе было исполнено. Поставлена была стража наблюдать за тѣмъ, чтобы святые мученики висѣли три дня. На четвертый день пришли посланные отъ царя посмотрѣть, живы-ли святые мученики. И, когда увидѣли, что они висятъ и еще живы, тутъ же ослѣпли. Въ это время ангелъ Божій, сошедши съ неба, отвязалъ святыхъ и, облобызавъ ихъ, сдѣлалъ совершенно здоровыми. Тогда святые, сжалившись надъ ослѣпленными царскими слугами, помолились, и тѣ тотчасъ прозрѣли. Увѣровавъ, они крестились, во имя Христа Бога нашего, и стали послѣдователями святыхъ. Нечестивый Неронъ, узнавъ объ этомъ, приказалъ создрать кожу со святой муч. Фотины. Укрѣпляемая Господомъ, страдалица пѣла:

«Господи! Ты испыталъ меня и знаешь! Ты знаешь, когда я сажусь и когда встаю. Ты разумѣешь помышленія мои издали» (Псаломъ 138, 1-2).

Содравъ со св. муч. Фотины кожу, св. страдалицу бросили въ колодецъ. Потомъ схватили Севастіана, Фотина и Іосію, отрѣзали имъ подколѣнныя кости и бросили собакамъ. Затѣмъ содрали и съ нихъ кожу и бросили св. страдальцевъ въ ветхое каменное строеніе.

Потомъ Неронъ приказалъ привести къ себѣ пятерыхъ сестеръ св. муч. Фотины. Жестокій императоръ велѣлъ отрѣзать имъ сосцы, а потомъ и съ нихъ содрать кожу. Когда мучителп подошли къ св. Фотидѣ, чтобы совершить надъ нею эту мучительную казнь, она не пожелала, чтобы кто-либо изъ палачей истязалъ ее, и ставъ на мѣсто мученія, сама мужественно содрала съ себя кожу и бросила ее въ лицо Нерона. Жестокій гонитель христіанъ былъ изумленъ мужествомъ, великимъ терпѣніемъ св. Фотиды. Онъ придумалъ для нея новое, жесточайшее и уже смертоносное мученіе. По его повелѣнію въ царскомъ саду склонили другъ къ другу два дерева и къ вершинамъ ихъ привязали за ноги св. муч. Фотиду послѣ чего отпустили деревья. Св. страдалица была разорвана и такъ предала свою чистую душу Господу, Котораго возлюбила, для Котораго радостно терпѣла страданія неизреченныя.

Послѣ казни св. муч. Фотиды, Неронъ повелѣлъ всѣмъ остальнымъ мученикамъ мечемъ отсѣчь головы, а св. Фотину, вынувъ изъ колодца, заключить въ темницу, гдѣ она и пробыла двадцать дней. Затѣмъ Неронъ приказалъ привести къ себѣ св. муч. Фотину спросилъ страдалицу, не покорится-ли она ему теперь и, раскаявшись въ своемъ упорствѣ, не принесетъ-ли жертвы идоламъ? Св. муч. Фотина плюнула въ лицо жестокому царю и сказала:

«О, нечестивѣйшій слѣпецъ, заблуждающійся и безумный человѣкъ! Неужели ты считаешь меня настолько неразумною, чтобы я согласилась отречься отъ Владыки Моего Христа и принесла жертву подобнымъ тебѣ слѣпымъ идоламъ?»

Услышавъ такія слова, въ ярости безумной, Неронъ повелѣлъ снова бросить св. муч. Фотину въ колодецъ. И когда это повелѣніе было исполнено, то св. Фотина тихо, радостно предала свою душу Богу и въ вѣнцѣ мученическомъ вѣчно веселится въ царствѣ небесномъ вмѣстѣ со всѣми, пострадавшими съ нею.

Примѣчаніе. Въ Константинополѣ, за Влахернскими вратами была церковь во имя св. муч. Фотины. Въ ней почивали ея святыя мощи.

Примѣчанія:
[1] Карѳагенъ — древній приморскій городъ на сѣверѣ Африки, основанный финикіянами и ставшій знаменитой въ древности ихъ колоніей. Разрушенный въ 146 году до Рождества Христова, онъ возстановленъ былъ при первыхъ римскихъ императорахъ, достигъ высокой степени процвѣтанія и отличался въ первые вѣка христіанства сильнымъ развитіемъ языческаго греко-римскаго культа, отчего долгое время въ немъ держались суевѣрія, чародѣйства и, такъ называемыя, магическія искусства. Теперь на его мѣстѣ находится городъ Тунисъ.
[2] Императоръ Неронъ царствовалъ въ Римѣ съ 54 до 68 года. Бывшее при немъ гоненіе на христіанъ началось съ 65 года и продолжалось до 68 года, когда этотъ лютый гонитель самоубійствомъ положилъ конецъ жизни своей. Въ это гоненіе пострадали въ Римѣ святые апостолы Петръ и Павелъ.
[3] Атталія — городъ въ провинціи Памфиліи, расположенной въ южной прибрежной части Малой Азіи. Этотъ городъ основанъ былъ за 1½ вѣка до Рождества Христова Атталомъ Филадельфомъ.
[4] Имя Фотинъ значитъ свѣтозарный.
[5] 3-й часъ дня соотвѣтствовалъ нашему 9 час. утра, 6-й — 12 ч. дня.
[6] Псаломъ 117, стихъ 6.
[7] «Золотой домъ» Нерона извѣстенъ былъ необыкновенными своими размѣрами, высотою и богатствомъ своихъ украшеній. Нѣкоторыя комнаты и сѣни этого дворца были украшены золотомъ и драгоцѣнными камнями.

Источникъ: М. В. Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста. Выпускъ шестнадцатый. [1970 г.] — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1970. — С. 20-26.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.