Церковный календарь
Новости


2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 126-й (1899)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 125-й (1899)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 16-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 15-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - четвергъ, 13 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.

Духовные писатели Русскаго Зарубежья

Монахиня Варвара (Суханова) († 1972 г.).

Монахиня Варвара (въ мірѣ Вѣра Суханова) († 1972), духовная писательница, вѣрное чадо РПЦЗ. Родилась въ 1896 г. въ купеческой семьѣ. Во время Первой міровой и Гражданской войнъ служила сестрой милосердія. Съ послѣдними частями Бѣлой Арміи оставила Россію. Работала учительницей въ русской гимназіи въ Панчевѣ (Сербія). Въ 1929 г. поступила послушницей въ Лѣснинскую женскую обитель въ Хопово (Сербія). Несла самыя разныя послушанія: была клиросной, занималась съ дѣтьми Хоповскаго пріюта, писала иконы. Въ 1932 г. была пострижена въ монашество. Въ 1950 г. вмѣстѣ съ другими сестрами обители переселилась изъ Югославіи во Францію. Мать Варвара много писала. Ея статьи и разсказы появлялись еще въ «Православной Карпатской Руси» (впослѣдствіи «Православная Русь») и въ приложеніи «Дѣтство во Христѣ», когда Братство преп. Іова Почаевскаго находилось еще на Карпатахъ, во Владиміровой. Составила около четырехсотъ «Житій святыхъ для дѣтскаго и юношескаго возраста», которыя подъ иниціалами «М. В.» (Монахиня Варвара) вначалѣ публиковались въ журналѣ «Православная жизнь», а затѣмъ отдѣльными выпусками издавались въ Свято-Троицкомъ монастырѣ въ Джорданвиллѣ (всего было напечатано двадцать такихъ сборниковъ). М. Варвара мирно скончалась послѣ продолжительной болѣзни 27 ноября (10 декабря) 1972 г. въ Лѣснинскомъ монастырѣ (Провемонъ, Франція).

Сочиненія мон. Варвары (Сухановой)

М. В.
Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста.
Выпускъ шестнадцатый. [1970 г.]

Страданіе св. мученика Іоанна Новаго изъ Янины, сожженнаго турками въ 1526 году въ Царьградѣ.
Пострадалъ 18-го апрѣля.

Доблестный мученикъ Христовъ Іоаннъ родился въ Янинѣ [1]. Родители его были люди благочестивые, истинные христіане. Они воспитали своего сына въ страхѣ Божіемъ. Съ самаго ранняго возраста св. отрокъ любилъ посѣщать святые храмы. Онъ усердно молился, внимательно слушая слово Божіе. Родители Іоанна не были людьми богатыми и отдали своего сына изучать портняжное ремесло. Святой прилежно трудился съ молитвою на устахъ. Рано сталъ зарабатывать деньги юный святой портной. Онъ дѣлилъ ихъ на три части: одну — употреблялъ на милостыню, другую — отдавалъ родителямъ, а третью расходовалъ на свое содержаніе. Рано остался сиротою св. юноша. Отошли ко Господу его боголюбивые родители. Послѣ ихъ кончины св. Іоаннъ отправился въ Царьградъ. Въ то время тамъ патріаршій престолъ занималъ святитель Іеремія, который тоже былъ родомъ изъ города Янины. Въ Константинополѣ св. Іоаннъ открылъ свою мастерскую. Св. юноша жилъ высокою, чистою жизнію. Господь помогалъ ему въ работѣ, укрѣплялъ въ молитвѣ, въ его цѣломудренной жизни. Торговля. его шла успѣшно. Другіе купцы, турки и греки, отступившіе отъ Христа, стали по зависти преслѣдовать святого юношу. Вѣдь въ то время нѣкоторые греки, желая богатой, спокойной жизни, измѣнили Христу Богу, нашему и приняли магометанство, не думая о будущей жизни, не страшась суда Божія.

Турки искушали юнаго святого, говоря между собою въ его присутствіи: «Какъ жалко видѣть христіаниномъ такого прекраснаго и мужественнаго юношу, который единственно для дневного пропитанія и одежды занимается такимъ презрѣннымъ ремесломъ! О, если бы онъ оставилъ свою вѣру и принялъ нашу, тогда получилъ бы отъ султана великія почести и нажилъ бы огромное состояніе!» Но св. юноша не прельщался благами земными. Его чистая душа устремлялась къ Спасу нашему. Сильна была его любовь ко Христу! Непреклонна его твердая вѣра! Онъ былъ готовъ пострадать за Христа, пролить за Него кровь свою! Однажды святой юноша твердо рѣшился принять муки за Господа. Онъ идетъ къ своему духовнику, протоіерею Великой церкви, и открываетъ ему свое рѣшеніе. Осторожный и мудрый духовный отецъ сказалъ своему сыну: «Христіанамъ произвольно идти на страданіе по неизвѣстности исхода возбраняется святыми канонами. Нельзя самоувѣренно желать мученичества. Можно не выдержать страданій до конца и отречься отъ своей вѣры. Страшно сдѣлаться не мученикомъ, а посмѣяніемъ дьявола!» Такъ мудрый протоіерей, боясь за свое духовное чадо, отклонялъ св. Іоанна отъ мученичества. Заскорбѣлъ св. юноша, но повиновался своему духовнику, хотя душа его жаждала мученическаго подвига, горѣла желаніемъ пострадать за Христа, Спасителя міра.

Наступилъ Великій Постъ — Святая четыредесятница. Въ теченіе всего поста нечестивые мусульмане особенно обижали и огорчали мужественнаго Іоанна. Онъ терпѣлъ отъ нихъ насмѣшки, обиды, угрозы — обольщеніями старались они св. Іоанна заставить отказаться отъ Христа, за блага міра сего измѣнить вѣрѣ истинной.

Въ Страстную недѣлю, когда святой поклонялся страстямъ Господнимъ и сострадалъ въ душѣ своей Спасу міра, онъ окончательно, твердо рѣшилъ: идти на муки за Господа. Въ Великій Четвергъ св. Іоаннъ бѣжитъ къ своему духовнику и, припавъ къ ногамъ его, говоритъ: «Честный отче! Я окончательно рѣшился пострадать за Христа, — иначе быть не можетъ. Къ тебѣ же я пришелъ просить твоихъ молитвъ и пріобщить меня Божественныхъ Тайнъ. Если ты разрѣшишь мнѣ — хорошо! Если нѣтъ, я все же пойду на мученіе. Я надѣюсь на милостъ Божію, которая поможетъ мнѣ въ страданіяхъ окончить подвигъ мученическій. Благодать Божія поможетъ мнѣ стать побѣдителемъ врага рода человѣческаго, а не посмѣшищемъ его!»

Выслушавъ св. юношу, духовникъ сказалъ ему: «Помни, чадо, что духъ бодръ, плоть же немощна, какъ сказалъ Господь. Знай и то, что такіе подвиги требуютъ приготовленія, постомъ и усердными, долгими моленіями къ Богу. Пусть умъ твой очистится ими, потомъ уже Богъ откроетъ тебѣ, что должно дѣлать. Воля Божія обычно открывается въ свѣтлыхъ, возвышенныхъ видѣніяхъ, сопровождаемыхъ божественными знаменіями». Св. юноша повиновался своему духовному отцу.

На другой день, въ Великую пятницу, св. Іоаннъ, исполненный неизреченной радости, опять является къ духовнику и говоритъ ему: «Честный отче, Господь открылъ мнѣ волю Свою! Въ эту ночь снилось мнѣ, будто я пляшу среди огня, какъ отроки вавилонскіе, и славословлю Христа. И такъ молю тебя: напутствуй меня своими молитвами, благословеніемъ и пріобщеніемъ Божественныхъ Таинъ.»

Мудрый протоіерей горячо помолился за своего духовнаго сына и сказалъ: «Чадо мое! Богъ да укрѣпитъ тебя! Да поможетъ тебѣ побороть видимыхъ и невидимыхъ враговъ и пострадать за Него!» Преподавъ святому Божественныя Тайны, онъ благословилъ его на мученическій подвигъ и съ миромъ отпустилъ его. Въ радости несказанной возвратился святой Іоаннъ въ свою мастерскую. Святой сталъ горячо молиться, чтобы Господь послалъ ему благодать терпѣть мужественно страданія. Его святую, пламенную мольбу прервали сосѣди-магометане. Они упорно стали склонять его къ своей вѣрѣ. Невѣрные стали клеветать, говоря, что еще въ городѣ Триккалѣ [2] онъ предъ народомъ далъ обѣщаніе отречься отъ Христа. Св. Іоаннъ въ гнѣвѣ спросилъ лжецовъ: «Обо мнѣ-ли вы это говорите, или о другомъ комъ?» «О тебѣ!» — отвѣтили злобные магометане. «Никогда! — воскликнулъ св. Іоаннъ — ни въ Триккалѣ, ни гдѣ-либо въ другомъ мѣстѣ не имѣлъ я подобной, богопротивной мысли — отречься отъ Христа моего! Я жилъ и буду жить о Христѣ моемъ и готовъ умереть за Него! Я отвергаю Магомета и вѣру его! Дѣлайте со мной что хотите, чѣмъ больше будете мучить меня, тѣмъ болѣе добра сдѣлаете мнѣ!»

Скрежеща зубами отъ злобы, мусульмане устремились на св. мученика, схватили его и, осыпая палочными побоями и камнями повлекли къ судьѣ, которому донесли, что Іоаннъ поносилъ ихъ вѣру и при всѣхъ исповѣдывалъ Христа Истиннымъ Богомъ. Судья спросилъ св. мученика: «Правда-ли все это?» Доблестный воинъ Христовъ мужественно, смѣло проповѣдывалъ Христа, Бога Истиннаго, ученіе же Магомета и послѣдователей его обличалъ очень рѣзко. Толпа магометанъ, услышавши проповѣдь св. мученика, пришла въ несказанную ярость! И раздраженный судья отдалъ св. воина Христова на жертву дикой, разъяренной толпѣ. Люди неистово били св. мученика по устамъ, потомъ повергли на землю и сѣкли немилосердно. Страдалецъ съ Божіей помощію благодушно переносилъ лютыя, страшныя истязанія и только молилъ Господа, чтобы Онъ помогъ ему окончить страданія со славою. Послѣ этихъ мученій судья предложилъ св. Іоанну выбирать одно изъ двухъ: или терпѣть дальше муки и погибнуть въ лютыхъ страданіяхъ — единственно за свое упорство, за нежеланіе отречься отъ Христа, или отказаться отъ своей вѣры и принять ихъ законъ, чѣмъ онъ пріобрѣлъ бы себѣ богатство и почести отъ султана. Въ отвѣтъ на рѣчь судьи — св. мученикъ съ возрастающею твердостію громко объявилъ, что ничто въ мірѣ не отлучитъ его отъ любви ко Христу, и что религія судьи со всѣми обѣщанными имъ почестями и отличіями ничего не значитъ для него!

Поразился судья мужеству святого мученика, его непоколебимой вѣрѣ, но все же рѣшилъ испытать его: можетъ быть, онъ еще одумается, и ради земныхъ благъ откажется отъ Христа? Судья повелѣлъ связать св. мученика двумя цѣпями и вести въ темницу. «Даю тебѣ время на размышленіе до утра!» — грозно произнсеъ судья. «Если ты исполнишь мое требованіе, то получишь большіе дары и почести. Если же нѣтъ, то кончишь жизнь свою на кострѣ.» Угроза не подѣйствовала на доблестнаго страдальца. Св. мученикъ повторялъ, что онъ ни за какія блага міра этого тлѣннаго не откажется отъ истинной вѣры православной! Судья приказалъ бить святого безъ пощады и тогда только бросить его въ темницу.

Судья сталъ размышлять какимъ бы злѣйшимъ пыткамъ подвергнуть мужественнаго страдальца. На слѣдующее утро снова св. муч. Іоаннъ былъ приведенъ къ судьѣ, который спросилъ его: «Рѣшилъ ли ты наконецъ отказаться отъ Христа и быть вмѣстѣ съ нами?» И снова страдалецъ, добрый воинъ Христовъ, заявилъ, что онъ — христіанинъ и готовъ страдать, умереть за своего Искупителя.

Судья въ ярости приказалъ суковатыми палками жестоко бить страстотерпца. Молча, съ молитвою на устахъ терпѣлъ муки св. Іоаннъ. Весь израненый, истекающій кровью онъ тихо молился, ни вздохнувъ, ни застонавъ, точно били кого-то посторонняго, а не его! Страстотерпецъ говорилъ: «Господи, укрѣпи меня! Единый, Всемогущій, дай мнѣ силу и крѣпость. Боже, изъ небеснаго чертога простри мнѣ Твою всесильную руку!» Такъ молился страстотерпецъ. Присутствующіе христіане слышали его моленія.

А мучителямъ своимъ говорилъ страдалецъ: «Никогда, никогда не отрекусь отъ Христа! Никакія муки, никакія угрозы, никакія прельщенія, ласки, и уговоры не заставятъ меня измѣнить моему Спасителю! Дѣлайте со мною что хотите! Какъ можно скорѣе пошлите меня отъ временной жизни — въ безконечную. Я — рабъ Христовъ! Иду за Христомъ! Умираю за Христа, чтобы вѣчно жить съ Нимъ!» И снова судья повелѣлъ св. страстотерпца бросить въ темницу. Его, израненаго, истекающаго кровью, не вели, а влекли въ тюрьму. Св. мученика терзали за волосы, ударяли по щекамъ, попирали ногами и, наконецъ, бросили въ тюрьму.

А на утро снова привели на судъ страдальца. И опять стали палачи бить его. Избивали св. мученика, а Господь Всемогущій укрѣплялъ Своего избранника. Въ страданіяхъ воспѣвалъ онъ Воскресшаго Христа. Была Свѣтлая Недѣля, и святой въ веселіи пѣлъ побѣдную пѣснь Первенцу изъ мертвыхъ, Побѣдителю смерти и ада! И торжественно звучалъ его ангелоподобный голосъ: «Христосъ Воскресе изъ мертвыхъ, смертію смерть поправъ, и сущимъ во гробѣхъ животъ даровавъ!»

Воскресшій Господь былъ со страдальцемъ! Въ мукахъ подавалъ святому Іоанну Господь Вѣчную Пресвѣтлую Пасхальную радость! Въ веселіи пѣлъ страстотерпецъ, а тѣло его было сплошною, кровавою, язвою. Земля алѣла подъ нимъ отъ потоковъ крови! Святой говорилъ палачамъ: «Бейте, бейте меня еще сильнѣе! Налагайте большія раны, но знайте, что никакими муками не заставите меня сдѣлаться магометаниномъ. Никогда!» Судья устыдился такому терпѣнію доблестнаго воина Христова. Онъ прекратилъ пытку и снова приказалъ ввергнуть святого въ самое тѣсное, въ самое мрачное отдѣленіе темницы. Сталъ голодомъ и жаждой морить воина Христова. А страдалецъ весь измученный, голодный, жаждущій, съ Божіею помощію и въ темницѣ неустанно воспѣвалъ Воскресшаго Христа.

Наконецъ, судья убѣдился, что никакія муки не заставятъ св. Іоанна отказаться отъ Христа и осудилъ его на сожженіе. Между тѣмъ вѣсть о страданіяхъ св. муч. Іоанна дошла до Великой Церкви. Патріархъ Іеремія узналъ, что св. мученика сожгутъ на кострѣ. Патріархъ съ общаго согласія синода, послалъ судьѣ большую сумму денегъ съ просьбою отложить исполненіе приказа до окончанія Свѣтлыхъ Праздничныхъ Дней. Просьба владыки была исполнена.

Мученикъ оставался въ заключеніи до пятницы Свѣтлой Недѣли. Утромъ означеннаго дня св. страдальца вывели изъ темницы и привели къ судьѣ, который опять началъ принуждать святого отречься отъ вѣры Христовой, чтобы избѣжать лютой, огненной казни. Исполнившись неизреченной радости, св. мученикъ воскликнулъ: «Никогда не отрекусь отъ Сладчайшаго и Спасительнаго имени Христа моего — Бога Истиннаго. За Него я пострадаю!» И затѣмъ среди толпы мусульманъ онъ запѣлъ дивнымъ, неземнымъ голосомъ: «Христос воскресе из мертвыхъ, смертію смерть поправъ и сущимъ во гробѣхъ животъ даровавъ!» Турки в несказанной ярости принялись терзать воина Христова. Тогда судья, видя непоколебимость св. юноши и невозможность обуздать дикую толпу магометанъ, своихъ единовѣрцевъ, рѣщилъ какъ можно скорѣе сжечь святого, скорѣй приготовить костеръ! Когда приготовляли костеръ, жестокіе магометане били палками и камнями св. страстотерпца, а онъ все пѣлъ: «Христосъ воскресе! Христосъ воскресе!»

Наконецъ, мусульмане нанесли дровъ и на открытомъ и просторномъ мѣстѣ зажгли костеръ. По ихъ дикому вѣрованію, кто приноситъ огонь или дрова на сожженіе христіанина, тотъ получитъ великую награду въ будущей жизни.

Въ пылающій, большой костеръ бросили доблестнаго воина Христова.

Страдалецъ Христовъ былъ веселъ и спокоенъ передъ огненною казнею. Ликъ его былъ свѣтелъ. Онъ съ нетерпѣніемъ готовился къ огненной пыткѣ, словно ждалъ его не жгучій пламень костра, а прохладное, блаженное мѣсто вѣчнаго покоя! Между тѣмъ слуги того дома, передъ которымъ палачи зажгли костеръ, не могли равнодушно смотрѣть, какъ передъ ихъ глазами сжигали живого человѣка. Они неожиданно напали на убійцъ и прогнали ихъ палками. Палачи, схвативъ полусгорѣвшаго св. муч. Іоанна, продолжавшаго обличать гонителей и прославлять Христа и Его воскресеніе, вышли съ нимъ за городъ. Тамъ они устроили еще большій костеръ и подвели къ нему св. страдальца. Воинъ Христовъ, не заставляя трудиться своихъ палачей, самъ бросился въ огонь, продолжая пѣть «Христосъ воскресе!» Пѣлъ онъ среди огня подобно тремъ вавилонскимъ отрокамъ, пѣвшимъ пѣснь Богу въ пещи огненной. Такъ исполнилось сновидѣніе, видѣнное св. муч. Іоанномъ до страданія.

Нѣкоторые изъ христіанъ-очевидцевъ, сочувствуя страдальцу, упросили за деньги палачей разбросать огонь и усѣчь голову мученика мечемъ для прекращенія его страданій. Просьба христіанъ была исполнена, — и такъ доблестный воинъ Христовъ, окончивъ свои неизреченныя муки, отошелъ на вѣчную немеркнущую Пасхальную радость. Въ райскихъ селеніяхъ вмѣстѣ съ ангелами несмолкаемо воспѣваетъ онъ Воскресшаго Спаса нашего.

Послѣ мученической кончины св. Іоанна жестокіе изувѣры бросили его тѣло и честную главу въ огонь. Но Христолюбцы цѣною золота купили себѣ позволеніе собрать святыя мощи. Когда костеръ потухъ, христіане взяли св. останки и перенесли ихъ въ Великую Церковь, куда собрался народъ на поклоненіе св. мощамъ новомученика. Совершивъ всенощное бдѣніе, положили святыя мощи страстотерпца Христова въ Патріаршей церкви, гдѣ онѣ до сихъ поръ источаютъ чудеса.

Примѣчанія:
[1] Іоаннина или Янина — городъ въ Эпирѣ.
[2] Триккалъ — городъ близъ Янины.

Источникъ: М. В. Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста. Выпускъ шестнадцатый. [1970 г.] — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1970. — С. 35-40.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.