Церковный календарь
Новости


2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 16-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 15-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (26-30) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (21-25) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-04 / russportal
Прот. М. Хитровъ. Слово на Введеніе во храмъ Пресв. Богородицы (1898)
2018-12-04 / russportal
Слово въ день Введенія во храмъ Пресвятой Богородицы (1866)
2018-12-03 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 124-й (1899)
2018-12-03 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 123-й (1899)
2018-12-03 / russportal
Прот. Михаилъ. Бесѣды св. Василія Великаго и прав. Іоанна Кронштадтскаго (1976)
2018-12-03 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Жизнь въ Церкви - жизнь въ благодати (1976)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 10 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.

Духовные писатели Русскаго Зарубежья

Монахиня Варвара (Суханова) († 1972 г.).

Монахиня Варвара (въ мірѣ Вѣра Суханова) († 1972), духовная писательница, вѣрное чадо РПЦЗ. Родилась въ 1896 г. въ купеческой семьѣ. Во время Первой міровой и Гражданской войнъ служила сестрой милосердія. Съ послѣдними частями Бѣлой Арміи оставила Россію. Работала учительницей въ русской гимназіи въ Панчевѣ (Сербія). Въ 1929 г. поступила послушницей въ Лѣснинскую женскую обитель въ Хопово (Сербія). Несла самыя разныя послушанія: была клиросной, занималась съ дѣтьми Хоповскаго пріюта, писала иконы. Въ 1932 г. была пострижена въ монашество. Въ 1950 г. вмѣстѣ съ другими сестрами обители переселилась изъ Югославіи во Францію. Мать Варвара много писала. Ея статьи и разсказы появлялись еще въ «Православной Карпатской Руси» (впослѣдствіи «Православная Русь») и въ приложеніи «Дѣтство во Христѣ», когда Братство преп. Іова Почаевскаго находилось еще на Карпатахъ, во Владиміровой. Составила около четырехсотъ «Житій святыхъ для дѣтскаго и юношескаго возраста», которыя подъ иниціалами «М. В.» (Монахиня Варвара) вначалѣ публиковались въ журналѣ «Православная жизнь», а затѣмъ отдѣльными выпусками издавались въ Свято-Троицкомъ монастырѣ въ Джорданвиллѣ (всего было напечатано двадцать такихъ сборниковъ). М. Варвара мирно скончалась послѣ продолжительной болѣзни 27 ноября (10 декабря) 1972 г. въ Лѣснинскомъ монастырѣ (Провемонъ, Франція).

Сочиненія мон. Варвары (Сухановой)

М. В.
Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста.
Выпускъ шестнадцатый. [1970 г.]

Сказаніе о чудотворной иконѣ Пресвятыя Богородицы, именуемой «Достойно есть».
Праздникъ 11 іюня.

Недалеко отъ монашескаго городка Кареи, на Святой Горѣ Аѳонской, въ долинѣ, которая принадлежитъ Пантократорской обители находится много келлій [1].

Въ царствованіе братьевъ-царей Василія и Константина Порфирородныхъ, въ патріаршествѣ Николая Хрисоверга, жили въ этой долинѣ, въ келліи, два подвижника. При келліи была небольшая церковь во имя Успенія Пресвятой Богородицы. Ревностно спасались старецъ іеромонахъ и его послушникъ. Жили строго, въ безмолвіи, уединенно, усердно работая Господу. Иноки рѣдко выходили изъ своей тихой келліи.

Случилось однажды, что старцу этой келліи захотѣлось выслушать всенощное бдѣніе подъ воскресеніе въ Карейскомъ Успенскомъ соборѣ. А его ученикъ остался стеречь келлію. Старецъ заповѣдалъ послушнику дома исполнить всенощное бдѣніе, а самъ ушелъ въ Карею.

Наступила ночь. Вдругъ послышался стукъ въ дверь. Инокъ открылъ ее и увидѣлъ предъ собою незнакомаго монаха. Радостію исполнилась душа благоговѣйнаго инока. Онъ привѣтливо встрѣтилъ незнакомца и предложилъ ему отдохнуть отъ пути въ своей келліи. И странникъ остался на ночь у гостепріимнаго послушника. Когда же наступило время совершенія утренней службы оба инока бодренно встали на молитву. Въ безмятежной, ночной тишинѣ прославляли они своего Создателя. И неслись въ небо ихъ славословія. Шла умилительная, сосредоточенная ночная служба. Пѣли воскресный канонъ. Когда послушникъ сталъ воспѣвать Царицѣ Небесной обычную древнюю пѣснь св. Косьмы, епископа Маіюмскаго: «Честнѣйшую херувимъ» — вдругъ дивный гость ангельскимъ, умилительнымъ, дивнымъ голосомъ запѣлъ такъ: «Достойно есть яко воистину блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего»; а къ этому пѣснопѣнію уже прибавлялъ и «Честнѣйшую Херувимъ» до конца.

Слезы умиленія потекли изъ очей домашняго инока. Никогда въ жизни онъ не слышалъ ни этихъ славословій Приснодѣвѣ, ни такого сладостнаго, небеснаго, умилительнаго пѣнія!

Незнакомый инокъ кончилъ свое пѣснопѣніе.

— «Чудно!» воскликнулъ послушникъ, растроганный до глубины души. «Мы поемъ только «Честнѣйшую херувимъ», а такой пѣсни «Достойно есть» мы никогда не слыхали. Прошу тебя, сотвори любовь, напиши мнѣ эту пѣснь, чтобы и я могъ такимъ же образомъ величать и славить Богородицу».

— «Хорошо,» отвѣчалъ дивный странникъ, «дай мнѣ бумаги и чернилъ, я напишу тебѣ эту пѣснь.»

— «Прости, отче!» — кланяясь и съ прискорбіемъ, въ духѣ смиренія и простоты говорилъ домашній пѣвецъ гостью: «мы со старцемъ занимаясь молитвою и рукодѣліемъ, рѣдко нуждаемся въ бумагѣ и чернилахъ, и потому въ настоящее время нѣтъ у насъ ни того, ни другого.»

— «Такъ принеси мнѣ, по крайней мѣрѣ, какую нибудь каменную плиту», продолжалъ невѣдомый странникъ.

Послушникъ сейчасъ же принесъ гладкую, каменную доску и подалъ ее незнакомцу. Дивный инокъ, взявъ плиту, перстомъ своимъ началъ на ней писать всю вышеупомянутую Богородичную пѣснь. И, о чудо! какъ воскъ умягчился камень подъ чудодѣйственною рукою удивительнаго посѣтителя. Пишущій перстъ его глубоко въ него врѣзывался, и слова ясно и четко отпечатывались на камнѣ.

Начертавъ всю пѣснь, онъ подалъ доску обратно домашнему иноку и сказалъ: «Отнынѣ навсегда такъ пойте и вы, и всѣ православные христіане». И мгновенно сталъ невидимъ.

Въ благоговѣніи затрепеталъ послушникъ. Онъ ясно понялъ, что его посѣтилъ небожитель! Это былъ Архангелъ Гавріилъ, посланный отъ Бога возвѣстить христіанамъ эту новую ангелами сложенную, подобающую Матери Божіей дивную пѣснь.

Совершилось великое чудо, а за этимъ чудомъ слѣдовало новое чудо! Послушникъ взглянулъ на Образъ Богоматери передъ которымъ пѣта была ангельская пѣснь. Икона была вся озарена небеснымъ свѣтомъ. Радостію сіялъ Ликъ Приснодѣвы. И небесная радость охватила душу благоговѣйнаго инока.

Отшельникъ сталъ перечитывать нѣсколько разъ чудесныя слова, дивнымъ образомъ начертанныя на доскѣ небожителемъ. И на разсвѣтѣ божественная пѣснь уже торжественно звучала въ устахъ благочестиваго инока... Старецъ возвратился съ бдѣнія и засталъ своего послушника поющимъ чудную пѣснь. Онъ былъ пораженъ новизною этого пѣснопѣнія и спросилъ: «Откуда ты научился такъ пѣть?»

Тогда послушникъ разсказалъ старцу все случившееся, — показалъ и самую доску съ чудесно начертанною на ней божественною пѣснію. Старецъ внимательно выслушалъ необычайный разсказъ своего ученика о явленіи къ нему въ келлію незнакомаго дивнаго посѣтителя. Долго съ изумленіемъ и ужасомъ разсматривалъ старецъ исписанную неземнымъ перстомъ каменную плиту, нѣсколько разъ перечитывая чудесно написанную на ней божественную пѣснь.

Потомъ оба они, взявши камень, представили его въ Протатъ [2] и обетоятельно разсказали Проту [3] Святой Горы и собору старцевъ подробности дивнаго небеснаго явленія. Тогда всѣ едиными устами и единымъ сердцемъ прославили Христа Господа, сотворившаго такое чудо во славу Преблагословенной Своей Матери и воспѣли Ей новую пѣснь, принесенную на землю Архангеломъ Гавріиломъ.

Вслѣдъ за этимъ донесли патріарху и царю о чудесномъ этомъ явленіи святогорскому иноку. Было подробно записано это дивное чудо. Для большаго же подтвержденія истины, самую каменную плиту съ начертанною на ней пѣснію Богоматери отослали къ царю и патріарху въ Константинополь.

И съ этихъ поръ эта величественная небесная пѣснь «Достойно есть» поется въ Церкви Христовой. Она вполнѣ выражаетъ славу Богоматери, Славнѣйшей всѣхъ горнихъ воинствъ.

Поется она и при Божественной Литургіи и при другихъ церковныхъ службахъ. Она распространилась по всей вселенной. Даже малыя дѣти знаютъ ее и чистыми устами съ великою радостію поютъ ее во славу Богоматери.

Святые отцы Горы Аѳонской рѣшили, что никто иной, какъ самъ Архистратигъ Гавріилъ посѣтилъ смиреннаго отшельника. Вѣдь св. Архангелъ и при жизни на землѣ Царицы Небесной былъ пламеннымъ воспѣвателемъ Ея величія, былъ Ея питателемъ, Ея служителемъ и радостнымъ благовѣстникомъ. Это онъ — начальникъ Горнихъ силъ, написалъ на доскѣ архангельскимъ своимъ перстомъ дивную пѣснь въ честь Приснодѣвы!

Это чудо произошло 11-го іюня и этот день святые отцы святогорскіе постановили праздновать, особенно монахи, жившіе на Кареѣ. Еще они установили съ честною иконою, передъ которой Архистратигъ Гавріилъ пѣлъ «Достойно есть», совершать торжественный крестный ходъ вокругъ Кареи во второй день Пасхи.

Эту святую икону святые отцы Аѳона взяли изъ келліи и перенесли въ соборный протатскій храмъ въ Кареѣ. Святой образъ носитъ названіе «Достойно есть» и теперь находится въ этомъ храмѣ въ алтарѣ на горнемъ мѣстѣ. Всѣмъ, приходящимъ и поклоняющимся съ вѣрою и любовью, св. икона струитъ благодатные дары исцѣленій душевныхъ и тѣлесныхъ. Самая келлія со времени этого чуда называется «Достойно есть».

Почтили праздникомъ святые отцы Горы Аѳонской и святого Архистратига, который принесъ земнымъ пѣснь ангельскую. Они рѣшили установить ему соборъ, по той же мысли, какъ установленъ церковью соборъ 26-го марта въ честь того же Архангела Гавріила. Но такъ какъ 12 іюня большею частію приходится въ постъ святыхъ верховныхъ апостоловъ, когда поется аллилуія и совершаются междучасія, то, чтобы сохранить эти святыя установленія церкви и не дозволить разрѣшенія поста — установили отправлять только Богородичный праздникъ въ самый день совершенія чуда, а соборъ Архангела Гавріила перенести на 13-ое число мѣсяца іюля.

Въ 1488 г. отъ Богоматерной иконы «Достойно есть» совершилось слѣдующее чудо. Всѣ монахи обитающіе въ Кареѣ на второй день Пасхи по обычаю собрались на службу церковную въ храмъ Протата. Пришли изъ окрестности Кареи иноки, живущіи въ келліяхъ. Послѣ службы совершился торжественный крестный ходъ вокругъ Кареи, съ чудотворною иконою Божіей Матери.

Въ сказанномъ году четыре монаха, обитавшіе въ Кареѣ, на подворьѣ обители св. Діонисія, нарушили по сатанинскому дѣйствію святоотеческое преданіе и установленіе. Когда крестный ходъ проходилъ мимо ихъ подворья, то монахи не только не вышли навстрѣчу святой иконѣ «Достойно есть», но, затворясь въ своемъ домѣ, называли совершающихъ крестный ходъ ядцами и винопійцами, а установленіе крестнаго хода — дѣломъ противозаконнымъ. Богоматерь не оставила безъ вразумленія этихъ несчастныхъ поругателей святыни. Въ вечеръ того же дня вдругъ безъ предшествующихъ признаковъ бури, выпалъ сильный дождь съ градомъ! По утру на слѣдующій день оказалось, что растенія огородныя, виноградники и всѣ другіе плоды этого подворья были совершенно выбиты. И что удивительнѣе: бѣдствіе это постигло исключительно только подворье Діонисіатское. Въ этомъ событіи всѣ ясно увидѣли гнѣвъ Божій на хулителей святыни. Когда монахи сообщили своей обители о постигшемъ ихъ бѣдствіи, то пребывавшій въ то время у нихъ въ обители святѣйшій Константинопольскій патріархъ Нифонтъ въ праведномъ гнѣвѣ наложилъ на нихъ строгую эпитимію за безумное ихъ презрѣніе къ святой иконѣ. Въ слѣдующій годъ, по внушенію святѣйшаго патріарха Нифонта, эти монахи выразили уже подобающее уваженіе чудотворной иконѣ Божіей Матери, а у совершающихъ крестный ходъ торжественно просили прощенія, что и получили.

Впослѣдствіи монахи обители Кутлумуша тоже не захотѣли совершать Крестный ходъ съ чудотворною иконою Божіей Матери именуемой «Достойно есть». Монахи вообразили, что они монастырскіе, и не должны участвовать въ совершеніи крестнаго хода съ иноками, живущими въ келліяхъ, а должны это дѣлать отдѣльно, какъ и другіе монастыри. Во второй день Пасхи во всѣхъ обителяхъ Аѳонскихъ совершаются крестные ходы. Монастырь Кутлумушъ отстоитъ отъ Кареи только на четверть часа хода и крестный ходъ съ иконою «Достойно есть» проходитъ мимо этой обители. И Кутлумушцы не пожелали присоединиться къ торжественному крестному ходу, не почтили дивнаго, чудотворнаго образа Царицы Небесной. Владычица и ихъ наказала. Внезапно и съ моря и съ суши напали разбойники на пристань Кутлумушскую. Невѣрные предали огню все тамъ находившееся. Увидѣвъ въ этомъ явный гнѣвъ Божій, Кутлумушцы раскаялись въ своемъ самопревозношеніи и на слѣдующій годъ смиренно совершили крестный ходъ вмѣстѣ съ другими чтителями чудотворной иконы Царицы Небесной.

Но черезъ нѣкоторое время эти неразумные монахи обители Кутлумуша снова не захотѣли участвовать въ общемъ крестномъ ходу съ чудотворной иконой Царицы Небесной. На этотъ разъ монахи получили свыше еще сильнѣйшее вразумленіе: новосозданная ихъ трапеза и другія зданія и стѣны внутри и внѣ обители подобно стѣнамъ Іерихонскимъ внезапно рушились! Только теперь сознали Кутлумушцы свой грѣхъ и стали искренно каяться въ своемъ неразуміи.

Молитвами Присноблаженныя и Пренепорочныя Матери Бога нашего да удостоимся всѣ мы Царствія Небеснаго! Аминь.



Въ 1838 г. Протатомъ поручено было составить службу въ честь Богоматерной иконы «Достойно есть» ученому іеродіакону нашего монастыря Русика Венедикту. Служба эта была напечатана въ Аѳинахъ въ 1854 г. Есть и Акаѳистъ Пресвятой Богородицѣ въ честь этой чудотворной иконы.

Обитель Пантократорская [4] находится у самаго моря, въ полчаса пути отъ русскаго Ильинскаго скита. Монастырь основанъ въ концѣ XIII вѣка военачальникомъ Алексѣемъ. Онъ похороненъ въ стѣнахъ этой обители.

Греческій монастырь «Діонисіатъ» построенъ на большомъ, висящемъ надъ взморьемъ камнѣ. Основанъ Императоромъ Византійскимъ Алексѣемъ III Комненомъ, по просьбѣ отшельника Діонисія, жившаго въ 1365 г. на этомъ мѣстѣ.

Греческій монастырь «Кутлумушъ» находится невдалекѣ отъ Кареи, въ довольно ровномъ мѣстѣ. На мѣстѣ монастыря въ древности была обитель во имя «Преображенія Господня». Обитель «Котлумушъ» основана въ XII вѣкѣ императоромъ Византійскимъ Алексѣемъ Комненомъ.

Примѣчанія:
[1] На Аѳонѣ келліей называется маленькій монастырекъ. Онъ управляется старцами-настоятелями.
[2] Протатъ — главное управленіе всѣми монастырями Горы Аѳонской. Находится въ Кареѣ.
[3] Протъ — главный изъ всѣхъ старцевъ, управляющихъ Аѳономъ.
[4] Пантократоръ — Вседержитель.

Источникъ: М. В. Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста. Выпускъ шестнадцатый. [1970 г.] — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1970. — С. 50-56.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.