Церковный календарь
Новости


2018-08-14 / russportal
Свт. Іоаннъ, архіеп. Шанхайскій. Единообразіе въ богослуженіи (1994)
2018-08-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 40-е (14 ноября 1917 г.)
2018-08-12 / russportal
Обращеніе свт. Іоанна обще-приходскому годовому собранію (1994)
2018-08-12 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 39-е (13 ноября 1917 г.)
2018-08-11 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 1-я (1991)
2018-08-11 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 82-е (12 февраля 1918 г.)
2018-08-10 / russportal
Митр. Анастасій (Грибановскій). Рѣчь при гробѣ митр. Антонія (1936)
2018-08-10 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 81-е (10 февраля 1918 г.)
2018-08-09 / russportal
Свт. Іоаннъ Шанхайскій. Слово къ Санъ Францисской паствѣ (1994)
2018-08-09 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 80-е (9 февраля 1918 г.)
2018-08-08 / russportal
2-й Всезаруб. Соборъ 1938 г. Докладъ графа П. М. Граббе (1939)
2018-08-08 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 77-е (5 февраля 1918 г.)
2018-08-07 / russportal
Свт. Іоаннъ. "Взойдите на гору и несите дерева и стройте храмъ" (1994)
2018-08-07 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 76-е (3 февраля 1918 г.)
2018-08-06 / russportal
Свт. Іоаннъ Шанхайскій. "Возлюбл. нашей Санъ Францисской паствѣ" (1994)
2018-08-06 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 75-е (1 февраля 1918 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 15 августа 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.

Духовные писатели Русскаго Зарубежья

Монахиня Варвара (Суханова) († 1972 г.).

Монахиня Варвара (въ мірѣ Вѣра Суханова) († 1972), духовная писательница, вѣрное чадо РПЦЗ. Родилась въ 1896 г. въ купеческой семьѣ. Во время Первой міровой и Гражданской войнъ служила сестрой милосердія. Съ послѣдними частями Бѣлой Арміи оставила Россію. Работала учительницей въ русской гимназіи въ Панчевѣ (Сербія). Въ 1929 г. поступила послушницей въ Лѣснинскую женскую обитель въ Хопово (Сербія). Несла самыя разныя послушанія: была клиросной, занималась съ дѣтьми Хоповскаго пріюта, писала иконы. Въ 1932 г. была пострижена въ монашество. Въ 1950 г. вмѣстѣ съ другими сестрами обители переселилась изъ Югославіи во Францію. Мать Варвара много писала. Ея статьи и разсказы появлялись еще въ «Православной Карпатской Руси» (впослѣдствіи «Православная Русь») и въ приложеніи «Дѣтство во Христѣ», когда Братство преп. Іова Почаевскаго находилось еще на Карпатахъ, во Владиміровой. Составила около четырехсотъ «Житій святыхъ для дѣтскаго и юношескаго возраста», которыя подъ иниціалами «М. В.» (Монахиня Варвара) вначалѣ публиковались въ журналѣ «Православная жизнь», а затѣмъ отдѣльными выпусками издавались въ Свято-Троицкомъ монастырѣ въ Джорданвиллѣ (всего было напечатано двадцать такихъ сборниковъ). М. Варвара мирно скончалась послѣ продолжительной болѣзни 27 ноября (10 декабря) 1972 г. въ Лѣснинскомъ монастырѣ (Провемонъ, Франція).

Сочиненія мон. Варвары (Сухановой)

М. В.
Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста.
Выпускъ шестнадцатый. [1970 г.]

Убіеніе блаженнаго Игоря-Георгія [1], во иночествѣ Гавріила, великаго князя Черниговскаго и Кіевскаго.
Пострадалъ въ 1147 году. Память 5-го іюня.

Великій князь обратился за помощью къ князьямъ Черниговскимъ. Князья медлили съ помощью. А тѣмъ временемъ Изяславъ, собравъ рать, пошелъ на Кіевъ. По дорогѣ его встрѣтили послы Кіевской области и сказали ему: «Мы всѣ за тебя, не хотимъ Ольговичей. Гдѣ увидимъ твои знамена — тамъ и будемъ!»

Изяславъ приближался къ Кіеву. Благовѣрный великій князь готовился къ битвѣ, какъ вдругъ увидѣлъ, что знамя Изяслава развѣвается въ полкахъ Кіевскихъ, которыми предводительствовалъ тысяцкій Углѣбъ. Увидя явную измѣну, великій князь Игорь еще не терялъ бодрости: онъ намѣревался ударить на Изяслава, но силы слишкомъ оказались неравны, и Изяславъ смялъ рать Игореву.

Изяславъ торжественно, побѣдоносно вступилъ въ Кіевъ и былъ единодушно провозглашенъ великимъ княземъ.

Несчастнаго князя Игоря, слабаго ногами, схватили въ болотѣ, гдѣ увязъ его конь. Благовѣрнаго князя нѣсколько дней держали въ подгородномъ Выдубицкомъ монастырѣ. Затѣмъ его оковали и заключили въ темницу Іоанновской обители въ Переяславлѣ. Такъ пострадалъ блаженный князь за грѣхи своего отца! Изнуренный печалію и болѣзнею, св. князь Игорь изъявилъ желаніе отказаться отъ міра. «Давно и въ самомъ счастіи», говорилъ онъ, «я хотѣлъ посвятить Богу душу мою. Теперь въ темницѣ и при дверяхъ гроба, могу-ли желать другого?»

Великій князь Изяславъ отвѣтилъ святому князю: «Ты — свободенъ, но выпускаю тебя только ради твоей болѣзни». Блаженнаго князя отнесли въ келлію. Восемь дней лежалъ св. князь какъ мертвый. Но, послѣ постриженія, которое совершилъ святитель Евѳимій, онъ оказался выздоровѣвшимъ, и былъ онъ нареченъ Гавріиломъ. Поселился онъ въ Ѳедоровскомъ монастырѣ, созданномъ великимъ княземъ Мстиславомъ Владиміровичемъ Мономахомъ. Вскорѣ принялъ онъ схиму.

Святославъ Ольговичъ, князь Черниговскій, глубоко скорбѣлъ о своемъ родномъ братѣ и просилъ Изяслава отпустить его въ Черниговъ, но великій князь не далъ своего согласія. Тогда Святославъ Ольговичъ, поддержанный другими князьями, рѣшилъ отомстить за брата своего любимаго и сталъ собирать рать, чтобы идти войною противъ великаго князя Кіевскаго.

Когда Изяславъ узналъ, что князь Черниговскій собираетъ войско противъ него, то послалъ въ Кіевъ къ своему родному брату Владиміру Мстиславичу, требуя помощи. Изяславъ повелѣлъ кіевлянамъ придти къ нему, чтобы идти въ походъ наі Черниговъ.

«Идемъ за тебя и съ дѣтьми!» — кричали кіевляне въ отвѣтъ на рѣчь посла Изяслава. Но въ это время нашелся злой человѣкъ, который сталъ разжигать давнюю ненависть къ Олеговичамъ.

«Мы рады итти за тебя», говорилъ этотъ злодѣй, «но вспомните, что врагъ князя нашего и народа, Игорь, не въ темницѣ сидитъ, а спокойно живетъ въ монастырѣ Ѳеодоровскомъ. Умертвимъ его и тогда спокойно пойдемъ на Черниговъ!»

И сотни голосовъ въ ярости завопили: «Смерть Игорю!» Въ безуміи вопили, не понимая, что смиренный святой схимникъ Гавріилъ не опасенъ для ихъ великаго князя.

Князь Владиміръ Мстиславовичъ пытался успокоить разъяренныхъ бунтовщиковъ. Онъ говорилъ имъ: «Братья, друзья мои, братъ мой, а вашъ великій князь не приказалъ вамъ идти на безоружнаго, мирнаго схимника, онъ повелѣлъ только идти противъ своихъ враговъ. Вѣдь за Игоремъ слѣдитъ стража и Ладаръ тысяченачальникъ».

Самъ митрополитъ Климъ удерживалъ мятежниковъ, угрожалъ имъ Божіимъ наказаніемъ за убіеніе невиннаго схимника. Два боярина, присланные Изяславомъ, тысяченачальникъ Ладаръ и Рагуйло пытались остановить народный мятежъ — все было тщетно.

Бунтовщики устремились къ монастырю. Князь Владиміръ сѣлъ на коня, чтобы предупредить неистовыхъ, но онъ былъ принужденъ сдѣлать большой крюкъ въ пути и потому не поспѣлъ во время въ монастырь: мятежная толпа уже была въ монастырскихъ вратахъ... Въ обители въ это время шла Божественная литургія. Блаженный схимонахъ Гавріилъ чувствовалъ, что хотятъ его убить. Святой стоялъ предъ иконой Богоматери на колѣняхъ и молился со слезами, ожидая страданій и кончины. Дикіе мятежники съ громкими воплями ворвались въ церковь, потерявъ уваженіе къ святости храма, къ самой Божественной Литургіи. Богомольцы въ смущеніи — не препятствовали бунтовщикамъ. Крамольники набросились на страстотерпца, сорвали съ него мантію и рясу, оставили въ одной рубашкѣ и вывели съ воплемъ, съ яростными криками изъ храма.

«Нагъ пришелъ я въ міръ, нагъ и изыду из него», говорилъ св. мученикъ. Князь Владиміръ встрѣтилъ страдальца въ монастырскихъ вратахъ, когда святого уводили изъ обители разъяренные мятежники. Св. мученикъ посмотрѣлъ на князя Владиміра и сказалъ: «Охъ, братъ мой, куда они меня ведутъ?» Князь Владиміръ мгновенно соскочилъ съ коня, въ защиту невиннаго страдальца, стараясь вырвать его изъ убійственныхъ рукъ. Онъ говорил народу: «Братія, не творите этого грѣха!»

Онъ прикрылъ собственною одеждою раздѣтаго св. мученика и повелъ въ домъ къ своей матери. Разъяренные люди били святого, ударяли и князя Владиміра. Увидѣвъ это, князь Михаилъ соскочилъ съ коня, чтобы помочь князю Владиміру. Онъ сталъ на защиту и его и святого мученика. Мятежники стали бить и святого князя Михаила, сорвали съ него крестъ и золотыя цѣпи. За это время князь Владиміръ успѣлъ ввести св. мученика во дворъ своей матери и заперъ ворота. Злодѣи взломали ворота дома и двери сѣней, схватили страдальца и въ дикомъ озлобленіи убили его. Такъ кончилъ жизнь свою невинный страдалецъ, князь Игорь — схимонахъ Гавріилъ. Въ мукахъ отошелъ онъ ко Господу на вѣчное блаженство 19 сентября 1147 года, въ пятницу, въ тотъ день, когда Спасъ нашъ пострадалъ за весь родь человѣческій.

Мятежники привязали къ ногамъ св. мученика веревку и повлекли по улицамъ, ругаясь надъ святыми мощами убіеннаго ими угодника Божія. Злодѣи влекли св. нагое тѣло и бросили его возлѣ торговой площади.

Многіе добрые люди плакали о святомъ князѣ-инокѣ. Они приходили къ святымъ мощамъ преподобномученика и покрывали ихъ одеждами. Плакалъ о святомъ князѣ и благородный, богобоязненный братъ Изяслава, — князь Владиміръ Мстиславичъ. Онъ послалъ своихъ домашнихъ, чтобы они омыли св. мощи преподобномученика и положили бы въ церкви Святого Михаила. И въ ту же ночь Господь явилъ дивное знаменіе въ этомъ храмѣ. Вдругъ вся церковь засіяла отъ свѣчей, которыя небесною силою зажглись сами собой! Объ этомъ чудѣ извѣстили митрополита, но онъ запретилъ говорить объ этомъ великомъ знаменіи Божіемъ. На разсвѣтѣ дня субботняго митрополитъ призвалъ игумена Ѳеодоровскаго монастыря Ананію и повелѣлъ ему похоронить св. мощи благовѣрнаго князя Игоря. Пришелъ игуменъ, увидѣлъ св. тѣло преподобномученика, кровію обагренное и горько заплакалъ. Онъ облекъ св. мощи въ одежды схимника.

«Горе живущимъ нынѣ! Горе вѣку суетному! Горе сердцамъ жестокимъ!» воскликнулъ игуменъ.

Во время отпѣванія великаго князя Игоря вдругъ раздался оглушительный раскатъ грома, сверкнула ослѣпительная молнія. Надъ церковію явился свѣтозарный, ярко сіяющій столпъ. Ужаснулись всѣ Кіевляне, вострепетали, заплакали и восклицали: «Господи помилуй!» Поняли и мятежники, какое преступленіе они совершили, убивъ неповиннаго, святого князя Игоря — угодника Божія. Почуяли ожесточенные гнѣвъ Божій и тоже заплакали поздними слезами, каялись во своемъ великомъ грѣхѣ!

Св. мощи были перенесены въ монастырь св. Сѵмеона — въ обитель, которую создалъ дѣдъ преподобномученика, князь Святополкъ Ярославичъ. Тамъ св. мощи торжественно были положены въ каменную раку и похоронены въ церкви.

И снова Господь явилъ знаменіе, прославляя Своего избранника. Однажды въ праздникъ въ церкви, гдѣ почивали св. мощи князя Игоря, вдругъ предъ глазами многочисленныхъ богомольцевъ сами собой ярко зажглись свѣчи надъ гробомъ его! Храмъ вдругъ озарился небеснымъ сіяніемъ и люди обоняли дивное благоуханіе. Всѣ присутствующіе въ храмѣ восхвалили Господа, Дивнаго во святыхъ Своихъ!

Вѣсть о убіеніи Святого князя Игоря дошла до Святослава Ольговича — родного брата страстотерпца. Князь Святославъ собралъ свою дружину, повѣдалъ о своемъ тяжкомъ горѣ. Горькими слезами оплакивалъ Святославъ брата своего любимаго, злодѣйски замученнаго.

Вмѣстѣ съ княземъ скорбѣла, плакала и его дружина. И въ тотъ же годъ пошли князья Черниговскіе войною противъ великаго князя Изяслава за убіеніе блаженнаго князя Игоря.

По просьбѣ князей Черниговскихъ изъ Москвы пришелъ со многою силою князь Георгій Владиміровичъ Мономахъ по прозванію Долгорукій. И соединенными силами пошли бранію на Изяслава Мстиславича великаго князя Кіевскаго — за убійство неповиннаго святого князя-инока!

Изяслава изгнали изъ Кіева, и престолъ великокняжескій занялъ Юрій Владиміровичъ Долгорукій.

Въ 1150 году вѣрный братъ святого князя мученика Святославъ Ольговичъ перенесъ его святыя мощи изъ Кіева въ Черниговъ и положилъ въ Преображенском соборѣ. Перенесеніе совершилось 5-го іюня, и въ этотъ день былъ установленъ праздникъ св. мученику князю Игорю — во иночествѣ Гавріилу. Люди Божіи во множествѣ приходили на поклоненіе св. мощамъ и прославляли Господа и Его св. угодника. Гдѣ теперь находятся св. мощи князя Игоря — неизвѣстно.

Есть весьма основательное преданіе, что во время нашествія Батыя онѣ съ ракой были опущены подъ полъ собора. Въ концѣ прошлаго вѣка оборвалась часть карниза и проломила полъ. Когда опустились въ проломъ, то увидали, что этотъ же кусокъ отшибъ часть глубоко стоявшей подъ поломъ раки, о существованіи которой ничего не знали, а чрезъ отверстіе видно было нетлѣнное тѣло въ княжеской одеждѣ.

Въ придѣлѣ св. Іоанна Богослова великой Кіево-Печерской Лавры находилась Игоревская Икона Богоматери, предъ которою святой князь Игорь молился передъ смертью.

По лѣтописи блаженный князь Игорь былъ средняго роста, сухощавъ, носилъ длинныя волосы и узкую небольшую бороду.

Примѣчаніе:
[1] Георгія — во святомъ крещеніи.

Источникъ: М. В. Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста. Выпускъ шестнадцатый. [1970 г.] — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1970. — С. 56-60.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.