Церковный календарь
Новости


2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 16-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 15-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (26-30) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (21-25) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-04 / russportal
Прот. М. Хитровъ. Слово на Введеніе во храмъ Пресв. Богородицы (1898)
2018-12-04 / russportal
Слово въ день Введенія во храмъ Пресвятой Богородицы (1866)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 12 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 5.

Духовные писатели Русскаго Зарубежья

Монахиня Варвара (Суханова) († 1972 г.).

Монахиня Варвара (въ мірѣ Вѣра Суханова) († 1972), духовная писательница, вѣрное чадо РПЦЗ. Родилась въ 1896 г. въ купеческой семьѣ. Во время Первой міровой и Гражданской войнъ служила сестрой милосердія. Съ послѣдними частями Бѣлой Арміи оставила Россію. Работала учительницей въ русской гимназіи въ Панчевѣ (Сербія). Въ 1929 г. поступила послушницей въ Лѣснинскую женскую обитель въ Хопово (Сербія). Несла самыя разныя послушанія: была клиросной, занималась съ дѣтьми Хоповскаго пріюта, писала иконы. Въ 1932 г. была пострижена въ монашество. Въ 1950 г. вмѣстѣ съ другими сестрами обители переселилась изъ Югославіи во Францію. Мать Варвара много писала. Ея статьи и разсказы появлялись еще въ «Православной Карпатской Руси» (впослѣдствіи «Православная Русь») и въ приложеніи «Дѣтство во Христѣ», когда Братство преп. Іова Почаевскаго находилось еще на Карпатахъ, во Владиміровой. Составила около четырехсотъ «Житій святыхъ для дѣтскаго и юношескаго возраста», которыя подъ иниціалами «М. В.» (Монахиня Варвара) вначалѣ публиковались въ журналѣ «Православная жизнь», а затѣмъ отдѣльными выпусками издавались въ Свято-Троицкомъ монастырѣ въ Джорданвиллѣ (всего было напечатано двадцать такихъ сборниковъ). М. Варвара мирно скончалась послѣ продолжительной болѣзни 27 ноября (10 декабря) 1972 г. въ Лѣснинскомъ монастырѣ (Провемонъ, Франція).

Сочиненія мон. Варвары (Сухановой)

М. В.
Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста.
Выпускъ шестнадцатый. [1970 г.]

Житіе преподобнаго отца нашего Аѳанасія Аѳонскаго.
Память 5-го іюля. — Отошелъ ко Господу въ 1000 г.

Воевода исполнилъ дѣло назначенное ему царемъ Романомъ, и возвратился въ Царьградъ. По Божію смотрѣнію въ Царьградъ прибылъ преп. Михаилъ, называемый Малеинъ [1] изъ Кименскаго монастыря, который находился въ Малой Азіи. О немъ узналъ св. Авраамій. Онъ много слышалъ о высокой жизни преп. Михаила. Святой посѣтилъ преподобнаго и долго бесѣдовалъ съ великимъ старцемъ. Наслаждаясь его богодухновенными рѣчами, онъ воспламенился желаніемъ отказаться отъ міра и во иноческомъ чинѣ работать Господу. Св. открылъ свою мысль преп. Михаилу. Разсказалъ онъ ему о своей жизни, начиная съ дѣтскихъ лѣтъ. Преп. Михаилъ провидѣлъ, что св. Авраамій будет сосудомъ Духа Святого и очень его возлюбилъ. Онъ много поучалъ юнаго святого. Во время этой бесѣды къ преп. Михаилу пришелъ его племянникъ Никифоръ — восточный воевода, который впослѣдствіи сталъ греческимъ императоромъ. Онъ увидѣлъ св. Авраамія и спросилъ своего дядю: «Откуда этотъ юноша? Кто онъ?» Преп. Михаилъ повѣдалъ своему племяннику о св. юношѣ и сказалъ, что онъ желаетъ быть инокомъ. Такимъ образомъ Никифоръ познакомился съ будущимъ великимъ наставникомъ монаховъ, со славою Святой Горы Аѳонской.

Преп. Михаилъ возвратился въ свою обитель. Св. Авраамій не могъ больше пребывать среди мірской суеты. Онъ устремился въ Малую Азію къ преп. Михаилу. Придя въ обитель Кименскую, св. юноша колѣнопреклоненно, со слезами, сталъ умолять преп. Михаила принять его въ обитель, просилъ постричь его въ иночество. Съ большою любовью принялъ преп. Михаилъ юнаго св. подвижника и облекъ его во одежды иноческія. Прозорливый старецъ позналъ святую, великую душу юнаго подвижника, чувствовалъ въ немъ великое устремленіе къ Богу, пламенную любовь къ Спасу своему.

Въ этой обители не было обычая на новопостриженныхъ надѣватъ власяницу, но преп. Михаилъ облекъ этою одеждою св. Авраамія и нарекъ его Аѳанасіемъ. Новопостриженный просилъ старца разрѣшить ему одинъ разъ въ недѣлю принимать пищу, но мудрый наставникъ не благословилъ его на такой суровый подвигъ и, отсѣкая волю своего новаго ученика, повелѣлъ принимать пищу въ третій день. Сталъ преп. Аѳанасій проходить различныя монастырскія послушанія. Усердно посѣщая всѣ службы церковныя — усердно молился и усердно трудился. Въ свободное время преп. Аѳанасій по благословенію своего учителя переписывалъ св. книги. И настоятель и братья любили кроткаго, смиреннаго юнаго подвижника. Черезъ четыре года преп. Аѳанасій сталъ совершеннымъ инокомъ. Тогда преп. Михаилъ повелѣлъ жить ему въ пустынной келліи, которая стояла отъ обители Кименской въ одномъ поприщѣ [2]. Старецъ повелѣлъ преп. Аѳанасію черезъ день вкушать сухой хлѣбъ съ водою. Во всѣ же Господскіе праздники и Богородичные, какъ и въ дни воскресеные, пребывать въ молитвѣ съ вечера до девяти часовъ утра.

Черезъ нѣкоторое время воевода восточныхъ странъ Никифоръ — племянникъ преп. Михаила, совершая царскую службу, проѣзжалъ мимо обители Кименской и посѣтилъ своего дядю. Бесѣдуя съ преп. Михаиломъ, Никифоръ спросилъ его: «А гдѣ находится юный Авраамій, котораго я видѣлъ у тебя въ Царьградѣ?» «Онъ молитъ Бога о вашемъ спасеніи», отвѣчалъ старецъ. «Онъ уже монахъ. Онъ теперь не Авраамій. Аѳанасіемъ нарекли его въ постригѣ».

Вмѣстѣ съ Никифоромъ пришелъ къ старцу и его братъ, вельможа Левъ. Преп. Михаилъ повѣдалъ военачальнику о высокой жизни преп. Аѳанасія. Братья попросили у старца благословенія посѣтить юнаго подвижника. Преп. Михаилъ разрѣшилъ воеводамъ повидать отшельника. Вельможи отправились къ пустыннику. Великій подвижникъ много бесѣдовалъ съ братьями, которые наслаждались, утѣшались его премудрыми поученіями. Уста святого были исполнены благодати. Воеводы слушали святого и не могли наслушаться. Имъ самимъ хотѣлось оставить мірскую суету и навсегда поселиться возлѣ преп. Аѳанасія — стать его учениками.

Когда братья возвратились къ преп. Михаилу, то сказали ему: «Благодаримъ тебя, отецъ, что ты показалъ намъ сокровище, сокрытое среди пасомыхъ тобою иноковъ».

Старецъ позвалъ преп. Аѳанасія и приказалъ ему снова поучать Никифора и Льва, жаждущихъ спасенія душевнаго. И сталъ говорить преп. Аѳанасій. Его святыми устами дѣйствовала благодать Божія. Слушатели умилялись, сокрушались о грѣхахъ своихъ.

Преп. Михаилъ самъ былъ глубоко тронутъ рѣчами своего ученика. И съ этого времени воеводы отъ всего сердца полюбили блаженнаго Аѳанасія. Никифоръ открылъ наединѣ съ преподобнымъ Аѳанасіемъ свое желаніе отказаться отъ міра и въ безмолвіи иноческомъ работать Богу. Онъ объяснилъ блаженному, что это желаніе возгорѣлось въ немъ отъ его премудрыхъ, благодатныхъ рѣчей. «Я твердо надѣюсь на твои молитвы! Вѣрю твердо, что получу то, къ чему стремится душа моя».

Блаженный Аѳанасій сказалъ Никифору: «Возложи надежду твою на Бога и Тотъ устроитъ жизнь твою по волѣ Своей».

Братья еще долго бесѣдовали съ премудрымъ св. Аѳанасіемъ и ушли отъ него, получивъ большую пользу для душъ своихъ.

Когда преп. Михаилъ состарѣлся и почувствовалъ приближеніе смерти, то задумалъ послѣ своей кончины сдѣлать игуменомъ монастыря великаго подвижника — премудраго и смиреннаго Аѳанасія. О намѣреніи старца узналъ св. Аѳанасій. Но онъ не хотѣлъ начальствовать, любя тишину и уединеніе. Тяжело ему было разставаться съ любимымъ своимъ учителемъ, но все же блаженный твердо рѣшилъ оставить монастырь и поселиться на безмолвной Горѣ Аѳонской. Преподобный считалъ себя недостойнымъ пастырскаго сана. Прибывъ на Аѳонъ, святой сталъ обходить келліи святыхъ отцовъ. Наблюдая ихъ высокую жизнь, онъ самъ увеличилъ свои подвиги. Онъ посѣтилъ отшельниковъ, подвизающихся въ каменныхъ разсѣлинахъ, живущихъ словно земные ангелы. Онъ поселился возлѣ этихъ подвижниковъ и подражалъ ихъ жестокой жизни. Отшельники терпѣли голодъ, жажду, холодъ, морозъ, зной. Они питались дикими овощами.

Въ это время преп. Аѳанасій узналъ о блаженной кончинѣ преп. Михаила. Онъ плакалъ о старцѣ, словно о своемъ отцѣ родномъ. Еще онъ узналъ, что воевода Никифоръ съ своимъ братомъ находятся недалеко отъ Святой Горы. Он устрашился, что вельможи могутъ узнать о мѣстѣ его пребыванія и посѣтятъ его. Бѣгая славы, ища полнаго безмолвія, укрылся преп. Аѳанасій въ отдаленной обители, называемой по-гречески «Тузига». Святой нашелъ тамъ старца, жившаго въ пустыни, внѣ этой обители. Преп. Аѳанасій явился къ этому отшельнику и сталъ просить у него разрѣшенія пребывать вмѣстѣ съ нимъ.

Старецъ спросилъ преподобнаго: «Кто ты, братъ? Откуда ты? Зачѣмъ ты пришелъ ко мнѣ?»

«Я былъ корабельщикомъ, отецъ. Случилась со мною большая бѣда, и я обѣщалъ Богу отказаться отъ міра и оплакивать грѣхи свои. Вотъ почему я одѣлся въ одежды монашескія. Наставляемый Богомъ, я пришелъ сюда, къ твоей святыни, желая пребывать съ тобою, наставиться тобою на путь спасенія. Меня зовутъ Варнавою».

Такъ говорилъ смиренный св. Аѳанасій о себѣ, чтобы укрыться отъ людей. Блаженный бѣжалъ славы. Боялся, что братья Никифоръ и Левъ найдутъ его здѣсь.

Старецъ повѣрилъ словамъ блаженнаго Аѳанасія и разрѣшилъ ему пребывать вмѣстѣ съ нимъ. Кроткій св. Аѳанасій былъ у старца въ полномъ послушаніи.

Однажды блаженный сказалъ старцу: «Начни меня, отецъ, обучать грамотѣ, чтобы я могъ читать псалтирь. Когда я былъ въ міру — я вѣдь ничего не зналъ кромѣ плаванія по морю». Называлъ себя неграмотнымъ ученый, премудрый св. Аѳанасій, чтобы Никифоръ и Левъ не нашли его. Старецъ написалъ смиренному св. Аѳанасію азбуку и сталъ учить блаженнаго, какъ малаго школьника. А преподобный юродствовалъ и дѣлалъ видъ, что онъ непонятливый, неразумный ученикъ, что неспособенъ научиться грамотѣ. Старецъ очень огорчался, даже иногда прогонялъ отъ себя блаженнаго! А преп. Аѳанасій говорилъ: «Не гони меня безумнаго! Бога ради потерпи меня! Помолись Богу, чтобы я понялъ грамоту!» И понемногу св. ученикъ какъ бы сталъ понимать ученіе — началъ читать по слогамъ! А въ это время славный восточный воевода Никифоръ узналъ, что преп. Аѳанасій скрылся изъ Кименскаго монастыря неизвѣстно куда. Онъ очень опечалился и рѣшилъ найти его. Онъ написалъ судьѣ города Солуни, чтобы онъ посѣтилъ Св. Гору Аѳонскую и узналъ, не тамъ-ли находится блаженный инокъ Аѳанасій? Судья, получивъ письмо Никифора, поторопился исполнить его просьбу. Прибывъ на Аѳонъ, судья позвалъ прота — т. е. начальника надъ всѣми игуменами святогорскими. Описалъ его наружность, упомянулъ и о томъ, что онъ большой богословъ, — все, какъ судьѣ написалъ Никифоръ. Протъ внимательно выслушалъ судью, подумалъ и сказалъ: «Нѣтъ, такой инокъ не приходилъ къ намъ. Но всеже я не вполнѣ увѣренъ. Въ скоромъ времени состоится соборъ всѣх святогорцевъ. Если инокъ, котораго ищетъ воевода Никифоръ, находится на Святой Горѣ, то онъ непремѣнно долженъ явиться на соборъ. Я узнаю его по твоему описанію».

Судья, выслушавъ Прота, вернулся въ Солунь. Въ то время былъ обычай три раза въ годъ въ Карейской Лаврѣ собираться всѣмъ инокамъ-святогорцамъ: въ праздникъ Рождества Христова, на Пресвѣтлый праздникъ Пасхи, на праздникъ Успенія Богоматери. Всѣ иноки святогорскіе въ эти святые, великіе праздники вмѣстѣ причащались Божественныхъ Таинъ Христовыхъ, а потомъ вкушали общую трапезу.

Наступилъ великій праздникъ Рождества Христова. Собрались иноки изъ монастырей, изъ келлій. Явились даже отшельники. Пришелъ старецъ-пустынножитель съ преп. Аѳанасіемъ, который называлъ себя Варнавою. Протъ внимательно разсматривалъ всѣхъ иноковъ. Остановился его взглядъ на преп. Аѳанасіи — вотъ точно такимъ описалъ его судья Солунскій.

Протъ спросилъ, какъ имя блаженнаго. И, услышавъ, что его зовутъ Варнавою, сталъ сомнѣваться. Вѣдь искалъ Никифоръ не Варнаву, а Аѳанасія. Протъ хотѣлъ испытать великаго Аѳанасія — ученаго богослова. Хорошо-ли онъ читаетъ? Когда же наступило время чтенія, протъ повелѣлъ блаженному прочитать. Но святой, чтобы не быть узнаннымъ, сказалъ, что онъ неграмотный, невѣжа, человѣкъ необразованный и не можетъ читать предъ всѣмъ соборомъ. Его старецъ отшельникъ улыбнулся, тихо замѣялся и сказалъ проту: «Оставь, отецъ, вѣдь братъ простой человѣкъ. Онъ вѣдь только учится по складамъ читать псалмы». Протъ же строго приказалъ смиренному святому начать чтеніе. И послушный св. инокъ долженъ былъ повиноваться власти данной отъ Бога. И началъ великій св. Аѳанасій прекрасно, проникновенно читать. Удивлялся старецъ-отшельникъ, поражались всѣ иноки дивному, благодатному чтенію. А пустынножитель, у котораго былъ на послушаніи преподобный, даже плакалъ отъ умиленія, и было ему стыдно, что онъ училъ читать такого прекраснаго чтеца! И радовался онъ, что Господь сподобилъ его быть учителемъ богослова.

Одинъ прозорливый старецъ, отецъ Павелъ, сказалъ пророчески о св. Аѳанасіи: «Братья, этотъ братъ, пришедшій послѣ насъ на Святую Гору, по добродѣтели впереди насъ! И въ Царствіи Небесномъ будетъ выше насъ славою. Многихъ онъ наставитъ на путь спасенія. Онъ будетъ начальником этой Горы, и всѣ будутъ ему повиноваться!»

Протъ сказалъ великому Аѳанасію, что воевода Никифоръ съ братомъ своимъ Львомъ ищутъ его. Но смиренный святой сказалъ: «Если ты передашь воеводамъ, что я нахожусь на Святой Горѣ, то я скроюсь въ другое мѣсто!» И протъ ясно понялъ, что если преп. Аѳанасій покинетъ Святую Гору, то они лишатся такого великаго подвижника, смиреннаго, премудраго инока, и обѣщалъ блаженному не открывать знатнымъ сановникамъ мѣсто его жительства.

Протъ повелѣлъ преп. Аѳанасію уйти на безмолвіе въ пустынную келлію, которая находилась въ 3-хъ поприщахъ отъ Карейской Лавры. И въ глубокой тишинѣ сталъ усердно подвизаться великій Аѳанасій. На пропитаніе свое зарабатывалъ самъ перепиской священныхъ книгъ. Святый очень быстро и очень красиво писалъ. За шесть дней переписалъ онъ всю Псалтирь, не оставляя молитвеннаго правила. За свою искусную работу онъ получалъ хлѣбъ.

Въ то время, когда преподобный подвизался въ безмолвіи, воевода западныхъ странъ Левъ, братъ Никифора, съ Божіею помощію одержалъ блестящую побѣду надъ свирѣпыми скиѳами. Возвращаясь съ брани, онъ прибылъ на Аѳонъ, чтобы воздать благодареніе Христу Богу и Его Преблагословенной Матери за побѣду надъ варварами. Помолившись усердно, Левъ сталъ искать преп. Аѳанасія. Ему открыли, гдѣ подвизается великій отшельникъ. Онъ поспѣшилъ къ преподобному. Левъ, увидѣвъ своего любимаго святого, обнялъ его и заплакалъ отъ радости. Онъ нѣкоторое время жилъ у св. Аѳанасія. Дни и ночи воевода бесѣдовалъ съ нимъ, наслаждаясь его благодатными рѣчами.

Святогорцы, видя какъ глубоко цѣнитъ преп. Аѳанасія воевода Левъ, какъ искренно его любитъ, стали умолять блаженнаго, чтобы онъ попросилъ его создать имъ въ Карейской Лаврѣ новую, большую церковь, т. к. старая обветшала и была слишкомъ мала для собора братьевъ. Св. Аѳанасій исполнилъ просьбу святогорцевъ. Христолюбивый воевода съ радостью согласился воздвигнуть новый храмъ. Вельможа далъ много золота и серебра для постройки. Левъ простился со своимъ любимымъ преп. Аѳанасіемъ, со всѣми святогорцами и отправился въ Царьградъ. Онъ извѣстилъ брата своего Никифора, что нашелъ преп. Аѳанасія и получилъ отъ него большую духовную пользу.

Святогорцы, видя, что преп. Аѳанасія знатные люди глубоко чтутъ, ищутъ его поученій, стали особенно имъ дорожить.. Слава о его премудрости, о близости Богу разнеслась по всему Аѳону. Но смиренный подвижникъ боялся славы. И снова онъ скрылся.

Наставляемый Богомъ, онъ дошелъ до самаго края Аѳона, до мѣста, называемаго «Мелана». Эта пустыня далеко находилась отъ Аѳонскихъ обителей, отъ келлій и другихъ жилищъ пустынниковъ. На самомъ верху холма было небольшое ровное пространство. На немъ великій Аѳанасій и устроилъ себѣ шалашъ. Онъ сталъ жить тамъ словно земной ангелъ. Его подвигамъ сталъ противиться дьяволъ. Сатана вселялъ въ сердце преподобнаго нелюбовь къ своему уединенному новому жительству. Святой сталъ думать, какъ бы ему скорѣй уйти съ этого безлюднаго мѣста. Но великій подвижникъ стойко боролся съ этими помыслами и говорилъ себѣ: «Еще потерплю годъ!» Прошелъ годъ и вотъ сказалъ себѣ преподобный: «Завтра утромъ уйду отсюда въ Карейскую Лавру».

Утромъ блаженный всталъ на молитву. Въ девять часовъ утра вдругъ небесный свѣтъ осіялъ подвижника. И — дьяволъ мгновенно скрылся, не стерпѣвъ видѣть сіяющаго преподобнаго! Искушеніе кончилось! Душа блаженнаго исполнилась неизреченнаго веселія, радости небесной. Глубокій миръ воцарился въ его святой душѣ. Святой плакалъ отъ умиленія, отъ радости. И съ этого момента великій Аѳанасій получилъ отъ Бога даръ умиленія. Когда желалъ, то молился со слезами. И какъ теперь святой полюбилъ это суровое, дикое мѣсто. Онъ сталъ спокойно здѣсь жить, день и ночь прославляя Всемогущаго Бога.

Въ это время воевода Никифоръ былъ посланъ царемъ съ войсками на островъ Критъ, которымъ владѣли тогда варвары. Благочестивый воевода надѣялся на Бога, а не на силу своихъ воиновъ. Онъ послалъ одного вѣрнаго своего приближеннаго на Аѳонъ съ письмомъ собору Аѳонскихъ Отцовъ. Воевода просилъ ихъ святых молитвъ о дарованіи ему побѣды надъ врагами. Еще писалъ Никифоръ собору, чтобы отцы отпустили къ нему св. Аѳанасія. Святые святогорскіе отцы усердно стали молиться, чтобы греческое войско побѣдило непріятеля. Они исполнили просьбу воеводы относительно св. Аѳанасія. Вызвавъ его изъ пустыни, они повелѣли ему отправиться къ Никифору. Великій Аѳанасій отказывался ѣхать къ воеводѣ, но онъ долженъ былъ покориться волѣ святыхъ отцовъ. Послали съ блаженнымъ и того старца, у котораго святой былъ на послушаніи и слушался его какъ своего учителя. И вмѣстѣ со старцемъ преподобный отплылъ на островъ Критъ.

И вотъ блаженный Аѳанасій и старецъ явились къ Никифору. Увидѣвъ святого, воевода обнялъ его, поцѣловалъ и заплакалъ отъ радости, почитая его какъ своего любимаго духовнаго отца. Поразился Никифоръ необычайному смиренію великаго Аѳанасія. Святой велъ себя какъ покорный, кроткій послушникъ старца-пустынножителя. Воевода наслаждался благодатными наставленіями преподобнаго. Святой напомнилъ вельможѣ объ его обѣщаніи отказаться отъ міра и быть инокомъ. Никифоръ не отказывался отъ своего обѣта, но просилъ блаженнаго, чтобы онъ устроилъ для него безмолвныя келліи въ пустынѣ, гдѣ преподобный теперь подвизался. Однако любитель безмолвія, творитель сосредоточенной, углубленной молитвы отказался позаботиться о келліяхъ, что очень огорчило Никифора. Нѣсколько дней воевода наслаждался бесѣдами съ великимъ св. Аѳанасіемъ, а потомъ отбылъ на брань съ невѣрными. Съ Божіею помощью, молитвами Царицы Небесной, Никифоръ одержалъ блестящую побѣду надъ варварами, послѣ чего великій Аѳанасій и старецъ вернулись на Святую Гору Аѳонскую.

Послѣ побѣды надъ врагами Никифоръ послалъ святому много золота и серебра со вторичною покорною просьбой: построить келліи. На этотъ разъ преподобный принялъ даръ воеводы. Онъ ясно понялъ, что, по волѣ Божіей, онъ долженъ устроить общежительную обитель. И въ мартѣ 961 года святой приступилъ къ постройкѣ. Сперва онъ устроилъ безмолвное убѣжище для себя и Никифора съ церковью во имя Предтечи Господня, потомъ началъ и постройку храма обительнаго.

При началѣ постройки совершилось большое чудо. Когда стали рыть землю, руки рабочихъ ослабѣли до того, что они не могли и двинуть ими: руки рабочихъ оцѣпенѣли! Святой понялъ, что завистливый сатана связалъ руки рабочихъ. Горячо помолился святой, и мгновенно прекратились козни лукаваго. Мастера стали снова усердно работать. Великій Аѳанасій молитвою разрѣшилъ имъ руки и посрамилъ лукаваго. Такъ совершено было первое чудо преподобнымъ! Онъ прославился еще больше. И мастера почувствовали особенную любовь къ подвижнику. Они еще усерднѣе принялись за работу, съ сознаніемъ, что трудятся во славу Божію и во славу Приснодѣвы. Скоро былъ законченъ прекрасный храмъ во имя Пресвятой Богородицы. Послѣ этого преподобный создалъ еще малые два храма, и тогда только принялъ схиму. Такъ возникла чудная Лавра. Были построены прекраснѣйшія зданія. Созданы были: трапезная, страннопріимница, больница, даже устроены были бани для больныхъ и странниковъ.

Скоро стали стекаться братья въ новую обитель. Съ каждымъ днемъ число ихъ возрастало. Преподобный Аѳанасій ввелъ въ Лаврѣ строгій уставъ, и самъ наблюдалъ, чтобы уставъ соблюдался. Стройно, благолѣпно совершалось богослуженіе. Мирно текла жизнь. Правильно шло послушаніе. Мудро и дивно управлялъ Лаврою блаженный настоятель Аѳанасій.

Однажды Лавру постигло большое испытаніе. Попущеніемъ Божіимъ вышло такъ, что одинъ годъ случился неурожай и голодъ возникъ въ Лаврѣ. Братья, не вынося, какъ строгихъ подвиговъ, такъ и постигшаго Лавру искушенія, одинъ по одному разошлись. И, наконецъ, въ ней остался, и при томъ безъ хлѣба, одинъ только святой, Аѳанасій. Какъ силенъ ни былъ онъ въ подвигахъ, какъ твердъ ни, былъ въ духѣ терпѣнія, но голодъ превозмогъ и его. Твердость въ немъ поколебалась. Святой рѣшился оставить Лавру. Одинъ утромъ, великій Аѳанасій, со своимъ желѣзнымъ жезломъ, въ смутномъ расположеніи духа, уныло шелъ по пути къ Кареѣ. Два часа святой шелъ этимъ путемъ, утомился. Только было захотѣлъ онъ присѣсть, какъ показалась идущая ему навстрѣчу Женщина подъ голубымъ воздушнымъ покрываломъ. Смутился преподобный. Не вѣрилъ онъ собственнымъ глазамъ. Перекрестился. «Откуда взяться здѣсь Женщинѣ? Вѣдь входъ женщинѣ сюда невозможенъ!»

«Куда ты, старецъ?» — скромно спросила Незнакомка св. Аѳанасія, поравнявшись съ нимъ. Преподобный осмотрѣлъ съ ногъ до головы Незнакомку, заглянулъ Ей въ лицо и, въ невольномъ чувствѣ почтительности, потупился.

Скромность одежды, тихій, дѣвственный взоръ небесныхъ очей Незнкомки, Ея трогательный, дивный голосъ — все показывало въ Ней не случайную женщину.

«Ты Кто, и какъ зашла сюда?» — робко спросилъ святой Незнакомку. «И къ чему Тебѣ знать — куда я иду? Ты видишь, что я здѣшній инокъ. Чего же болѣе?»

«Если ты инокъ», — отвѣчала Незнакомка — «ты долженъ иначе, нежели обыкновенные люди, отвѣчать и быть простодушнымъ, довѣрчивымъ и скромнымъ. Я желаю знать, куда ты идешь? Я знаю твое горе, я знаю все, что съ тобою дѣлается. Я могу помочь тебѣ. Но прежде желаю услышать отъ тебя самого — куда ты?»

Изумленный преподобный повѣдалъ Ей свою бѣду.

«И этого-то ты не вынесъ?» — возразила Незнакомка. «Ради насущнаго куска хлѣба, ты бросаешь свою обитель, которая должна быть въ роды родовъ славною? Въ духѣ-ли это иночества? Гдѣ же твоя вѣра? Воротись! Я тебѣ помогу. Все будетъ съ избыткомъ тебѣ даровано. Только не оставляй своего уединенія, которое прославится и займетъ первое мѣсто между всѣми возникшими здѣсь обителями».

«Кто же Ты?» — спросилъ Аѳанасій.

«Та, имени Которой ты посвящаешь свою обитель, Которой ввѣряешь судьбу ея и твоего спасенія. Я — Матерь Господа Твоего», отвѣчала Незнакомка.

Преподобный Аѳанасій недовѣрчиво смотрѣлъ на Нее. И потомъ сказалъ: «Боюсь повѣрить, потому что врагъ преображается въ ангела свѣта. Чѣмъ Ты убѣдишь меня въ справедливости словъ Твоихъ?» — прибавилъ старецъ.

«Видишь этотъ камень», отвѣчала Пречистая, «ударь въ него твоимъ жезломъ, и тогда узнаешь, Кто съ тобою говоритъ. Только знай, что съ этой поры Я навсегда остаюсь домостроительницею (т. е. экономиссою) твоей Лавры».

Преп. Аѳанасій ударилъ жезломъ своимъ въ указанный ему камень. Какъ молніею разразился камень, и изъ трещины его выбѣжалъ шумный ключъ воды, запрыгалъ по скату холма и унесся внизъ до самаго моря...

Пораженный такимъ чудомъ Приснодѣвы, преп. Аѳанасій обернулся, чтобы броситься къ ногамъ Покровительницы Святой Горы Аѳонской, но Ея уже не было. Пречистая незримо скрылась отъ его удивленныхъ взоровъ. Съ той поры этотъ ключъ даже и теперь цѣлительно и обильно струится въ разстояніи двухъ часовъ ходу отъ Лавры. Струится близъ моря, въ дикомъ и пустынномъ лѣсу...

Преп. Аѳаннасій возвратился въ Лавру. Бывшіе пустые сосуды и кладовыя онъ нашелъ, по державной волѣ Божественной Экономиссы, наполненными всѣмъ необходимымъ. Нѣкоторые изъ этихъ сосудовъ сохраняются въ Лаврѣ и до сихъ поръ. Согласно волѣ Царицы Небесной въ Лаврѣ не бываетъ эконома, а только подъэкономъ.

Много разъ впослѣдствіи преп. Аѳанасій удостоивался явленій Приснодѣвы, Которая и дѣйствительно осталась постоянной Домостроительницей его Лавры.

Устроилъ святой дивную Лавру на средства воеводы Никифора и ждалъ, когда онъ поступитъ въ его монастырь. Но блестящій военачальникъ не исполнилъ своего обѣщанія. Греки полюбили своего храбраго воеводу и послѣ смерти царя Романа избрали его царемъ. Заскорбѣлъ преп. Аѳанасій, что его духовный сынъ не отказался отъ міра, не исполнилъ своего обѣта. Вѣдь ради Никифора святой оставилъ свое безмолвіе, тихую одинокую молитвенную жизнь и сталъ заботиться о братьяхъ, о постройкахъ. Преподобный рѣшилъ оставить свою Лавру и снова начать жизнь отшельника. Но, зная, что онъ своимъ уходомъ изъ обители неизреченно опечалитъ своихъ братьевъ, всѣмъ святой сказалъ, что отправляется по монастырскимъ дѣламъ къ новому царю Никифору. Преподобный взялъ съ собою нѣкоторыхъ братьевъ. Когда святой съ иноками прибылъ въ Авиды, то оставилъ при себѣ трехъ братьевъ — остальныхъ отправилъ обратно въ Лавру, говоря, что ему довольно трехъ иноковъ, чтобы явиться съ ними къ царю Никифору. Святой написалъ письмо новому самодержцу, въ которомъ выражалъ свою глубокую скорбь, что онъ, его духовный сынъ, не соблюлъ своего обѣщанія отказаться отъ міра. Ради него онъ оставилъ жизнь отшельника, теперь же оставляетъ Лавру и проситъ на его мѣсто поставить достойнаго инока Евфимія. Содержанія письма онъ не открылъ тремъ инокамъ. Одного изъ нихъ онъ послалъ к царю съ письмомъ. Другого отослалъ въ обитель, самъ же съ ученикомъ Антоніемъ отплылъ на островъ Кипръ. Тамъ онъ съ разрѣшенія игумена одной обители сталъ подвизаться недалеко отъ нея въ пустынномъ мѣстѣ. Онъ попрежнему добывалъ себѣ хлѣбъ переписываніемъ священныхъ книгъ.

Получивъ письмо, царь сталъ глубоко скорбѣть, что изъ-за него святой настоятель покинулъ дивную Лавру. Братъ же, узнавъ о содержаніи письма, сталъ плакать и рыдать, что лишился своего премудраго святого духовнаго отца. Скорбному царю пришлось написать въ Лавру, чтобы ею временно управлялъ инокъ Евфимій. Царь послалъ слугъ своихъ, чтобы они по всей Греціи искали преп. Аѳанасія. И до блаженнаго дошелъ слухъ, что на островъ Кипръ явятся посланные отъ царя. Преподобный, взявъ съ собою своего ученика, отплылъ на другой берегъ. Ночью святой сталъ горячо молиться, чтобы Господь открылъ ему Свою волю — указалъ бы ему мѣсто спасенія. И Всемогущій повелѣлъ ему немедленно вернуться въ свою Лавру: онъ долженъ спасаться не въ полномъ уединеніи, а быть наставникомъ людей, ищущихъ спасенія.

Со спокойною душою, съ радостію вернулся преподобный къ своимъ братьямъ, которые, увидя своего духовнаго отца, стали цѣловать его руки, ноги, плакали отъ радости. И снова мирно потекла жизнь въ благоустроенной Лаврѣ.

Черезъ нѣкоторое время пришлось святому игумену отправиться по монастырскимъ дѣламъ къ царю Никифору въ Царьградъ. Нельзя описать радости царя, когда онъ увидѣлъ своего любимаго великаго св. Аѳанасія, но и стыдно ему было, что онъ не исполнилъ своего обѣта. Преподобный, видя искренное раскаяніе царя, утѣшалъ его. Онъ только внушалъ ему, чтобы и въ царскомъ высокомъ санѣ онъ былъ смиреннымъ, благочестивымъ, кроткимъ и милосерднымъ. И возвратился преподобный въ обитель съ щедрыми дарами царскими, какъ для своей Лавры, такъ и для другихъ святогорскихъ монастырей.

Много трудился преп. Аѳанасій со своими братьями. Однажды, когда святой устраивалъ водопроводъ вмѣстѣ съ иноками, огромное бревно придавило ему ногу и повредило ее. Нѣкій прозорливый старецъ видѣлъ, что тутъ дѣйствовалъ цѣлый полкъ бѣсовъ. Они не могли терпѣть, какъ смиренно съ братьями работаетъ блаженный. И пролежалъ святой цѣлыхъ три года. Но и въ болѣзни онъ неустанно трудился и посрамилъ козни бѣсовскія: онъ прекрасно переписалъ множество священныхъ книгъ.

Когда умеръ царь Никифоръ, то преподобнаго оклеветали предъ новыйъ царемъ Іоанномъ. Императоръ вызвалъ къ себѣ святого. Но только онъ взглянулъ на его святое, сіяющее благодатью лицо, какъ сразу понялъ его чистоту, святость, невинность. Царь Іоаннъ сразу полюбилъ блаженнаго, бесѣдовалъ съ нимъ, отпустилъ съ богатыми дарами. Враги святого были посрамлены. Они раскаялись и просили у преподобнаго прощенія.

Сатана рѣшилъ убить святого черезъ одного инока. Врагъ рода человѣческаго вложилъ въ сердце одного брата такую ненависть къ великому подвижнику, что несчастный рѣшилъ зарѣзать невиннаго старца. Инокъ наточилъ мечъ словно бритву и подошелъ къ келліи подвижника. Святой пребывалъ, какъ всегда, на молитвѣ. Убійца дерзко толкнулъ въ дверь и безъ страха сказалъ: «Благослови, отецъ!» Преподобный кротко спросилъ: «Кто ты?» — и немного пріоткрылъ дверь. Убійца, услышавъ голось земного ангела, затрепеталѣ. Мечъ выпалъ изъ его руки, и онъ упалъ словно мертвый на землю.

Святой ужаснулся. Онъ сталъ поднимать брата. Когда убійца очнулся, то горько зарыдалъ и сталъ умолять святого: «Прости, прости меня, злодѣя».

Преподобный зажегъ свѣчу и — увидѣлъ на землѣ острый сверкающій мечъ. Онъ понялъ все. Святой только кротко произнесъ: «Ты, ты вооружился на меня словно на лютаго разбойника? Ты, мое дитя, пошелъ на меня съ этимъ острымъ мечемъ! Но перестань рыдать. Подойди ко мнѣ. Я облобызаю тебя. И да проститъ тебѣ твой грѣхъ милосердный Господь! Никому ничего не говори, дитя мое!» И всю жизнь каялся преступникъ и всѣмъ разсказывалъ о своемъ страшномъ грѣхѣ, и всѣ прославляли неизреченное, ангельское незлобіе великаго св. Аѳанасія.

Достойно удивленія и его состраданіе. Кто бы ни обращался къ нему, онъ спѣшилъ помочь. Сколько же преподобный совершилъ чудесъ, трудно и перечислить. Больныхъ онъ исцѣлялъ молитвою, но всегда смиренно говорилъ, что недужные выздоравливаютъ отъ травъ, которыми онъ лѣчитъ.

Преподобный Аѳанасій имѣлъ даръ прозорливости. Однажды зимою святой позвалъ къ себѣ своего послушника Ѳеодора и сказалъ ему: «Братъ, возьми хлѣбъ и вино, скорѣй иди въ Кесарійское мѣсто. Когда ты будешь противъ Трохали, спустись къ морю. Ты тамъ найдешь трехъ людей умирающихъ отъ голода и мороза. Одинъ изъ нихъ инокъ. Ты укрѣпи ихъ пищей и питьемъ. Когда несчастные согрѣются, укрѣпятся, то приведи ихъ сюда».

Братъ пошелъ на указанное мѣсто, нашелъ погибающихъ и спасъ ихъ отъ смерти.

Однажды пришлось преп. Аѳанасію вмѣстѣ съ братьями плыть на кораблѣ къ одному острову. Божіимъ попущеніемъ врагъ рода человѣческаго по зависти задумалъ потопить блаженнаго съ братьями. Сатана поднялъ сильную бурю. Громадныя волны опрокинули корабль и всѣ плывущіе оказались подъ водою. Но Господь мгновенно укротилъ бурю и волненіе. Опрокинутый корабль всталъ прямо на поверхности моря. Святой оказался спокойно сидящимъ на кормѣ. А послушныя волны словно руками подняли всѣхъ братьевъ на корабль. Подъ водою остался только одинть инокъ по имени Петръ. Преп. Аѳанасій громко воззвалъ:

«Дитя мое, Петръ — гдѣ же ты?» И по отчему гласу волны изъ пучины морской извлекли инока Петра и поднесли его къ кораблю. Святой подалъ руку своему ученику, и онъ поднялся на корабль. Такъ, съ Божіей помощью, былъ побѣжденъ коварный Сатана, а святой съ братьями веселился и прославлялъ Всемогущаго Бога.

Множество чудесъ творилъ святой Аѳанасій. Отмѣтимъ только нѣкоторыя изъ нихъ.

Монахъ по имени Матѳей былъ мучимъ бѣсомъ. По одному слову преподобнаго, онъ спасся отъ этой страшной напасти.

Другого инока онъ исцѣлилъ отъ смертельной болѣзни — рака, однимъ изображеніемъ креста надъ болящимъ.

Одинъ годъ на островъ, гдѣ Лавра имѣла землю, напало множество саранчи. Преп. Аѳанасій самъ поплылъ на лодкѣ на этотъ островъ, помолился усердно, и налетѣло великое множество птицъ, которыя уничтожили саранчу.

Инокъ Герасимъ былъ исцѣленъ святымъ отъ тяжелой болѣзни. Онъ разсказывалъ, что видѣлъ въ дверную щель, какъ великій подвижникъ молился въ своей келліи. Дивный, небесныйе свѣтъ озарялъ святого молитвенника. Онъ весь сіялъ, словно небожитель. Но смиренный Аѳанасій приказалъ Герасиму никому не говорить, въ какомъ сіяніи онъ видѣлъ его.

Братъ Аѳанасій исцѣлился отъ водяной болѣзни чрезъ одно прикосновеніе святого, который сказалъ: «Иди, чадо, у тебя нѣтъ никакого недуга!»

Много чудесъ совершалось и по кончинѣ великаго свѣтильника Горы Аѳонской, но скажемъ прежде о самой кончинѣ, которая тоже произошла необычайно. Провидя, что наступаетъ время отхода въ жизнь небесную, преподобный созвалъ братьевъ и преподалъ имъ наставленія. Потомъ онъ сказалъ: «Не печальтесь о бѣдствіи, какое произойдетъ со мною, и не соблазняйтесь имъ, но положите, что совершающееся устроеніемъ Божіимъ направляется къ высшей пользѣ. Ибо иначе судятъ люди, и иначе устрояетъ Премудрый». Послѣ этихъ словъ великій св. старецъ облачился въ мантію и съ шестью человѣками изъ братіи отправился на верхъ храма. Надо замѣтить, что храмъ въ это время расширяли, такъ какъ число братіи увеличилось, и онъ сталъ тѣсенъ. Лицо преп. Аѳанасія сіяло небесною радостію. Едва успѣли взошедшіе взглянуть на постройку, какъ верхъ храма разсѣлся, и всѣ упали внизъ. Ужаснулись ученики святого и съ воплями, съ рыданіями стали откапывать своего любимаго св. игумена и братьевъ. Откопали преп. Аѳанасія и шесть иноковъ. Святой и пять братьевъ уже отошли ко Господу. Шестой братъ Даніилъ былъ смертельно раненъ. Онъ жилъ еще нѣкоторое время и, успѣлъ скорбящей братіи повѣдать, что ихъ великій учитель долгое время взывалъ подъ развалинами: «Слава Тебѣ, Боже, Господи Іисусе Христе, помоги мнѣ!» Еще Даніилъ разсказывалъ, что за нѣсколько дней предъ тѣмъ было ему видѣніе: будто царь послалъ за преп. Аѳанасіемъ, который и пошелъ, взявъ съ собою Даніила и еще пятерыхъ. Всѣ вошли въ царскія палаты, а Даніилъ не могъ войти, пока не ввелъ его къ Царю великій игуменъ Аѳанасій.

Братья приняли кончину своего настоятеля, какъ мученическую. Говорили, что Господь предъ отшествіемъ изъ міра сего послалъ ему страданіе и сподобилъ вѣнца мученическаго. Тѣло святого Аѳанасія было нетлѣнно. Святыя его мощи три дня лежали непогребенными, чтобы всѣ святогорцы могли поклониться великому св. игумену. Ликъ его былъ свѣтелъ. На святомъ тѣлѣ была только одна рана на правой ногѣ. Когда отпѣвали святого, то изъ этой раны полилась кровь, и всѣ братья святогорскіе поразились, ужаснулись. Кто видѣлъ когда нибудь, чтобы изъ язвы у трехневнаго мертвеца полилась алая, живая кровь? Дивное чудо Божіе! Иноки съ великимъ благоговѣніемъ стали собирать эту кровь въ платки. Впослѣдствіи отъ этихъ платковъ, омоченныхъ кровію препободнаго, происходили многія чудеса — многіе больные по вѣрѣ своей исцѣлялись.

Съ большими почестями похоронили свѣтильника Горы Аѳонской. Торжественны были похороны и пятерыхъ братьевъ. Инокъ Даніилъ прожилъ еще нѣсколько дней и блаженно отошелъ къ Вѣчному Царю.

Чудеса творилъ преп. и послѣ своей мученической кончины. Такъ онъ явился во снѣ одному иноку, который семь лѣтъ страдалъ тяжелою болѣзнію. Св. старецъ далъ ему испить какой-то жидкости, и братъ выздоровѣлъ.

Одинъ, мучимый демономъ, исцѣлился у гроба преподобнаго.

Одинъ слѣпецъ прозрѣлъ, когда помазалъ очи елеемъ изъ лампады, горѣвшей надъ гробомъ преподобнаго.

Но скажемъ лучше словами описателя житія преподобнага Аѳанасія: «Кто можетъ исчислить звѣзды небесныя, или песокъ морской, тотъ могъ бы перечислить и безчисленныя чудеса великаго свѣтильника Горы Аѳонской!»

Пособія: 1) Минея Четья, іюль, Св. Димитрія Ростовскаго; 2) Вышній Покровъ надъ Аѳономъ, изд. 1902 г., Москва; 3) Избранныя житія св. угодниковъ Божіихъ, возсіявшихъ на св. Горѣ Аѳонской, изданіе св. Ильинскаго скита на Аѳонѣ, 1894 г.

Тропарь преподобному Аѳанасію, гласъ 3-й.

Еже во плоти житію твоему удивишася ангельстіи чины, како съ тѣломъ къ невидимымъ сплетеніемъ исшелъ еси, приснославне, и уязвилъ еси демонскіе полки; отонудуже, Аѳанасіе, Христосъ воздаде богатыми дарованьми: сего ради, отче, моли спастися душамъ нашимъ.

Кондакъ, гласъ 8-й.

Яко невещественныхъ существъ зрителя изрядна и дѣятельна сказателя всеистинна взываетъ тя стадо твое, богоглагольниче! Не оскудѣй моля о рабѣхъ твоихъ, избавитися напастей и обхожденій вопіющимъ ти: радуйся, отче Аѳанасіе!

Примѣчанія:
[1] Память 12-го іюля.
[2] Поприще — 1½ версты.

Источникъ: М. В. Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста. Выпускъ шестнадцатый. [1970 г.] — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1970. — С. 61-75.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.