Церковный календарь
Новости


2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 16-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 15-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (26-30) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (21-25) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-04 / russportal
Прот. М. Хитровъ. Слово на Введеніе во храмъ Пресв. Богородицы (1898)
2018-12-04 / russportal
Слово въ день Введенія во храмъ Пресвятой Богородицы (1866)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 11 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 18.

Духовные писатели Русскаго Зарубежья

Монахиня Варвара (Суханова) († 1972 г.).

Монахиня Варвара (въ мірѣ Вѣра Суханова) († 1972), духовная писательница, вѣрное чадо РПЦЗ. Родилась въ 1896 г. въ купеческой семьѣ. Во время Первой міровой и Гражданской войнъ служила сестрой милосердія. Съ послѣдними частями Бѣлой Арміи оставила Россію. Работала учительницей въ русской гимназіи въ Панчевѣ (Сербія). Въ 1929 г. поступила послушницей въ Лѣснинскую женскую обитель въ Хопово (Сербія). Несла самыя разныя послушанія: была клиросной, занималась съ дѣтьми Хоповскаго пріюта, писала иконы. Въ 1932 г. была пострижена въ монашество. Въ 1950 г. вмѣстѣ съ другими сестрами обители переселилась изъ Югославіи во Францію. Мать Варвара много писала. Ея статьи и разсказы появлялись еще въ «Православной Карпатской Руси» (впослѣдствіи «Православная Русь») и въ приложеніи «Дѣтство во Христѣ», когда Братство преп. Іова Почаевскаго находилось еще на Карпатахъ, во Владиміровой. Составила около четырехсотъ «Житій святыхъ для дѣтскаго и юношескаго возраста», которыя подъ иниціалами «М. В.» (Монахиня Варвара) вначалѣ публиковались въ журналѣ «Православная жизнь», а затѣмъ отдѣльными выпусками издавались въ Свято-Троицкомъ монастырѣ въ Джорданвиллѣ (всего было напечатано двадцать такихъ сборниковъ). М. Варвара мирно скончалась послѣ продолжительной болѣзни 27 ноября (10 декабря) 1972 г. въ Лѣснинскомъ монастырѣ (Провемонъ, Франція).

Сочиненія мон. Варвары (Сухановой)

М. В.
Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста.
Выпускъ шестнадцатый. [1970 г.]

Житіе преподобнаго отца нашего Моисея Мурина.
Память 28 августа.

«Ибо Сынъ Человѣческій пришелъ взыскать и спасти погибшее» (Матѳ. 18, 11).

Разсказываютъ, что однажды Моисею захотѣлось отомстить одному пастуху за то, что злыя собаки послѣдняго помѣшали ему совершить одно преступленіе. Узнавъ, что пастухъ пасетъ свое стадо на другой сторонѣ Нила, безпощадный Моисей рѣшилъ убить его. Но Нилъ былъ въ эту пору въ полномъ разливѣ и имѣлъ въ ширину около 6000 шаговъ. Явная опасность не удержала Моисея, пылавшаго неукротимою злобою. Онъ раздѣлся, привязалъ одежду свою къ головѣ, взялъ мечъ въ зубы и поплылъ по рѣкѣ.

Но Господь хранилъ неповиннаго пастуха. Замѣтивъ плывущаго разбойника, онъ бросилъ своихъ овецъ, далеко отбѣжалъ отъ стада и укрылся въ одномъ мѣстѣ. Моисей переплылъ Нилъ и, не найдя пастуха, убилъ четырехъ самыхъ лучшихъ барановъ, связалъ ихъ и съ ними обратно переплылъ рѣку. Мясо онъ съѣлъ со своею шайкою, а овчины промѣнялъ на вино.

Долго злодѣйствовалъ Моисей наводя ужасъ на всю страну. Но Милосердный Господь спасъ этого злодѣя отъ вѣчной погибели: изъ сосуда сатаны сдѣлалъ его Своимъ избранникомъ. Позналъ Моисей весь ужасъ своей жизни, ведущей его въ адъ, на вѣчныя муки. Ужаснулся онъ, и сталъ плакать о великихъ грѣхахъ своихъ. Но онъ не пришелъ въ отчаяніе, а надѣялся, что Милосердный Господь проститъ его, омоетъ его темную душу. Онъ оставилъ свою шайку и устремился въ пустынную обитель. Громко исповѣдуя грѣхи свои, онъ молилъ братьевъ принять его въ число иноковъ. Зная его ужасное прошлое, они долго не сдавались на его просьбы. Но Моисей не отходился отъ монастырскихъ воротъ и не переставалъ молиться, просить, плакать. Наконецъ, повѣривъ его искреннему раскаянію, игуменъ принялъ его и наложилъ на него строгое послушаніе. Моисею было тогда около 30-и лѣтъ. Онъ вполнѣ покорился волѣ настоятеля. Питаясь только хлѣбомъ и водою, проводя цѣлыя ночи въ покаянной молитвѣ, Моисей безропотно и со смиреніемъ исполнялъ все, что ему приказывали, и безпрестанно проливалъ слезы о прежней своей жизни. Спустя нѣкоторое время, игуменъ обители дозволилъ ему жить отдѣльно въ отшельнической келліи. Тутъ однажды на него напали четыре разбойника. Моисей связалъ разбойниковъ и словно снопъ плевелъ взвалилъ ихъ себѣ на плечи и принесъ въ монастырь. Моисей сказалъ игумену: «Вотъ эти четыре разбойника напали на меня. Я связалъ ихъ — но не мнѣ ихъ наказывать. Что прикажешь съ ними дѣлать?»

«Отпусти ихъ», отвѣчалъ настоятель. «Намъ не слѣдуетъ убивать никого!»

Разбойники были крайне удивлены такимъ незнакомымъ для нихъ милосердіемъ. А когда узнали, что связавшій ихъ есть знаменитый Моисей, то сами умилились сердцемъ и раскаялись. Они бросили разбой и вступили въ монастырь. И многіе другіе разбойники пошли путемъ покаянія и сдѣлались хорошими иноками.

Очень трудны были первые годы пустынной жизни для Моисея. Ему пришлось выдержать сильную внутреннюю борьбу. Онъ вспоминалъ свою прежнюю, свободную, разгульную жизнь. Чтобы бороться съ этими помыслами онъ сталъ жестоко поститься и усердно молиться. Со слезами повергался Моисей на колѣни, моля Господа не оставить его безъ Своей благодатной помощи. «Не унывай», говорилъ ему его игуменъ преп. Исидоръ, «это бѣсы тебя искушаютъ». И Моисей усиливалъ свои подвиги, стоялъ цѣлый день на молитвѣ. Но иногда и во снѣ его мучили воспоминанія прежней жизни. Тогда онъ рѣшился побѣдить сонъ постоянными трудами и молитвою. Онъ по цѣлымъ ночамъ молился или обходилъ келліи старцевъ-подвижниковъ, принося имъ воду изъ отдаленнаго мѣста. Діаволъ завидуя великому трудолюбцу жестоко напалъ на подвижника. Однажды блаженный Моисей наклонился надъ колодцемъ, чтобы почерпнуть сосудомъ воду для одного старца. Сатана со страшною силою ударилъ Моисея большою дубиною по ногамъ. Св. Моисей отъ сильнаго сотрясенія упалъ безъ сознанія и лежалъ словно мертвый. Утромъ монахи придя за водою нашли подвижника полумертвымъ. Они повѣдали игумену скита великому аввѣ Исидору, что Моисей лежитъ возлѣ колодца почти бездыханный. Настоятель и братья пошли къ колодцу, подняли съ земли подвижника и отнесли къ церкви. Послѣ этого діавольскаго нападенія почти цѣлый годъ преп. Моисей пребывалъ въ полномъ разслабленіи. Когда онъ укрѣпился тѣломъ, авва Исидоръ объяснилъ ему, что Божіимъ попущеніемъ напалъ на него сатана. Онъ долженъ понять, что ни пощеніемъ ни молитвою, ни трудами онъ не сможетъ побѣдить діавольскія нападенія, если не будетъ тому спсообствовать благодать Божія. Авва Исидоръ посовѣтовалъ ему причаститься Божественныхъ Таинъ Христовыхъ. И послѣ причастія преп. Моисей сталъ спокойно пребывать въ своей келліи. Воспоминанія прежней разгульной жизни оставили его. И до конца своей жизни преп. Моисей пребывалъ въ святомъ мирномъ устроеніи души. Онъ исполнился благодати Духа Святого и прославился какъ великій, смиренный подвижникъ, какъ Божій угодникъ.

Однажды правитель области прибылъ въ скитъ нарочито для того, чтобы увидѣть обращеннаго разбойника. Узнавъ объ этомъ преп. Моисей оставилъ свою келлію, чтобы укрыться среди болота, въ заросляхъ тростника. Святой встрѣтилъ на пути своемъ правителя, который спросилъ его: «Гдѣ келлія старца Моисея?» «На что тебѣ его?» спросилъ блаженный, «онъ человѣкъ безумный, лживый, ничтожный монахъ!»

Правитель удивился и, пришедши въ церковь, сообщилъ инокамъ, какой отзывъ онъ слышалъ о преп. Моисеѣ. Тѣ очень огорчились, потому что всѣ глубоко уважали подвижника. «Каковъ былъ инокъ, встрѣтившійся тебѣ?» спросили они у правителя.

«Высокаго роста, лицемъ черный, въ ветхой одеждѣ», отвѣчалъ правитель.

«Да это былъ самъ Моисей», сказали иноки; «онъ избѣгаетъ славы человѣческой и не желаетъ, чтобы его хвалили и превозносили».

Удивился правитель великому смиренію преп. Моисея и удалился изъ скита съ большою пользою для души своей.

Горячая любовь къ ближнимъ была главною добродѣтелью преп. Моисея. Онъ ласково и привѣтливо принималъ приходившихъ къ нему и охотно бесѣдовалъ съ ними о предметахъ душеспасительныхъ. Самъ храня строжайшій постъ, онъ радушно угощалъ посѣщавшихъ его. Однажды въ скитѣ положено было строго поститься передъ Пасхою цѣлую недѣлю, вкушать только сухой хлѣбъ. Въ это время къ преп. Моисею пришли братья изъ Египта. Чтобы угостить ихъ онъ приготовилъ варево, которое и вкусилъ вмѣстѣ съ ними, считая это дѣломъ братской любви христіанской. Нѣкоторые иноки, видя, что изъ его келліи выходитъ дымъ, донесли аввѣ Исидору, что святой преступилъ заповѣдь. «Когда онъ въ субботу придетъ въ собраніе братьевъ, то обличу его», сказалъ настоятель. Когда же преп. Моисей въ субботу явился въ церковь, то мудрый игуменъ предъ всѣми церковниками сказалъ ему: «Авва Моисей! ты нарушилъ заповѣдь человѣческую, но исполнилъ заповѣдь Божію!»

Въ житіи преп. Арсенія повѣствуется о великой любви къ людямъ блаженнаго Моисея. Одинъ инокъ издалека пришелъ въ скитъ, желая видѣть преп. Арсенія. Братъ церковникъ привелъ его къ нему. Но великій молчальникъ не сталъ разговаривать со странникомъ. Онъ сидѣлъ молча, долу взирая. Инокъ, не дождавшись поученія отъ преп. Арсенія, ушелъ отъ него. Странникъ сталъ просить брата, который привелъ его къ св. Арсенію, чтобы онъ указалъ ему келлію Отца Моисея, который раньше былъ разбойникомъ. Церковникъ исполнилъ просьбу странника. Блаженный Моисей радушно принялъ ихъ, угостилъ, съ любовью бесѣдовалъ со странникомъ и отпустилъ его съ миромъ.

Церковникъ спросилъ пришедшаго инока: «Вотъ ты видѣлъ обоихъ — отца Арсенія и отца Моисея, какъ тебѣ кажется — который изъ нихъ лучше?»

«Тотъ, который насъ любезно принялъ — тотъ лучше», отвѣтилъ инокъ.

Одинъ богоугодный старецъ узналъ о мнѣніи странника и сталъ молиться говоря: «Господи, открой мнѣ дѣланіе этихъ отцовъ: одинъ убѣгаетъ отъ людей ради имени Твоего, а другой во имя Твое всѣхъ принимаетъ. Который же изъ нихъ совершеннѣйшій?» И видитъ старецъ: по рѣкѣ плывутъ два большихъ корабля. На одномъ находится авва Арсеній и Духъ Божій управляетъ кораблемъ его въ полномъ безмолвіи. А на другомъ кораблѣ плыветъ авва Моисей и съ нимъ находятся ангелы Божіи, которые управляютъ кораблемъ и угощаютъ святого душистымъ сотовымъ медомъ.

Преп. Моисей достигъ великаго смиренія. Онъ всегда глубоко скорбѣлъ о грѣхахъ своихъ, считая себя недостойнымъ милости Божіей. Когда при рукоположеніи его въ первую степень священства его облекли въ бѣлую одежду, то епископъ сказалъ: «Вотъ, Моисей, ты теперь весь сдѣлался бѣлъ!»

«Владыко», — отвѣчалъ смиренный подвижникъ, «снаружи я таковъ. Дай Богъ, чтобы былъ такимъ внутри».

Епископъ хотѣлъ провѣрить, дѣйствительно-ли св. Моисей достигъ смиренія. Онъ сказалъ клирикамъ: «Когда Моисей войдетъ въ алтарь, — выгоните его оттуда. Потомъ послѣдуйте за нимъ и послушайте, что онъ будетъ говорить». Клирики исполнили приказаніе епископа. Когда преп. Моисей вошелъ въ алтарь они ему сказали: «Уходи вонъ, еѳіопъ!»

Святой покорно вышелъ и произнесъ укоряя себя: «Хорошо съ тобою поступили, песъ! Хорошо сдѣлали съ тобою, чернокожій еѳіопъ! Какъ ты, недостойный, дерзаешь входить въ святое мѣсто! Ты не человѣкъ! Какъ ты осмѣливаешься входить къ служителямъ Божіимъ!»

Клирики передали эти слова епископу, и онъ повелѣлъ снова позвать блаженнаго въ алтарь и хиротонисалъ его въ пресвитера. Потомъ спросилъ его: «О чемъ ты думалъ, когда тебя выгоняли, а потомъ снова возвратили?»

И отвѣтилъ смиренный подвижникъ: «Я былъ словно песъ, который убѣгаетъ, когда его гонятъ, а когда зовутъ быстро возвращается обратно».

И сказалъ епископъ: «Этотъ человѣкъ достоинъ благодати Божественной. Такъ какъ только смиреннымъ Господь посылаетъ свою благодать».

Когда преп. Моисей былъ еще въ новоначаліи, отцы скитскіе хотѣли узнать, насколько искренно было его смиреніе. Однажды въ скитѣ было собраніе братьевъ. Отцы стали громко говорить: «И зачѣмъ этотъ еѳіопъ находится въ нашемъ собраніи?» Св. Моисей слыша эти рѣчи, обходилъ ихъ молчаніемъ.

Когда братья покинули собраніе, отцы спросили блаженнаго: «О, Моисей, не смутился-ли ты слыша унизительныя для тебя слова?»

Святой отвѣтилъ имъ словами псалмопѣвца Давида: «Смятохся и не глаголахъ» (Пс. 46, ст. 5) — т. е. «Смутился, но промолчалъ». «Перенесъ уничиженіе молчаніемъ».

Послѣ принятія пресвитерскаго сана преп. Моисей прожилъ еще 15 лѣтъ. Ему было 75 лѣтъ, когда Господь послалъ ему мученическую кончину. У него было 75 учениковъ. Блаженный предузналъ время и образъ своей смерти. Однажды онъ сказалъ своимъ ученикамъ: «Бѣгите отсюда и скройтесь, т. к. нынче варвары нападутъ на насъ».

«А ты, авва», сказали ученики, «развѣ не скроешься съ нами?»

«Нѣтъ!» отвѣтилъ преподобный, — я слишкомъ старъ. На мнѣ же должны исполниться слова: «Взявшій мечъ мечемъ погибнетъ» (Ев. Св. Мат. 26/52).

«И мы не убѣжимъ, но умремъ съ тобою», — отвѣчали ученики. Однако, преп. Моисей убѣдилъ ихъ, наконецъ, скрыться. Только семеро учениковъ остались съ нимъ, желая раздѣлить его участь. Когда же варвары дѣйствительно сдѣлали нападеніе, то одинъ изъ оставшихся убѣжалъ и скрылся въ окрестности. Варвары посѣкли мечами преп. Моисея и шестерыхъ учениковъ его. Они пострадали около 400 года. И вдругъ видитъ братъ, бѣжавшій отъ варваровъ: открывается небо съ вышины сходятъ на семь святыхъ мучениковъ семь сіяющихъ вѣнцовъ ...

Когда варвары ушли, скрывавшійся братъ вернулся въ скитъ и увидѣлъ своего любимаго духовнаго отца и братьевъ посѣченныхъ, лежащихъ въ крови. И горько возрыдалъ инокъ. Вернулись и другіе братья въ обитель, и плакали надъ святыми убіенными. Иноки торжественно ихъ похоронили.

Такова была мученическая кончина отца нашего преп. Моисея, который былъ раньше лютымъ разбойникомъ, но угодилъ Богу глубокимъ, искреннимъ покаяніемъ. И для него не только открылся рай, но и небо, какъ мученику. Блаженный сподобился вѣнца славы. Его же молитвами да и насъ на истинное покаяніе наставитъ и царства небеснаго сподобитъ Человѣколюбивый Владыка Христосъ Богъ нашъ. Ему же со Отцемъ и Святымъ Духомъ честь и слава, нынѣ и присно и во вѣки вѣковъ, аминь.

Пособія: Минея Четья св. Димитрія Ростовскаго. Вѣчный Календарь Тихомирова.

Тропарь преп. Моисею, гласъ 1-й.

Пустынный житель, и въ тѣлеси ангелъ, чудотворецъ явился еси богоносе отче нашъ, Моисее: постомъ, бдѣніемъ, молитвою небесная дарованія пріимъ, исцѣляеши недужныя и души вѣрою приходящихъ ти. Слава Давшему тебѣ крѣпость, слава Вѣнчавшему тя, слава Дѣйствующему тобою исцѣленія.

Кондакъ, гласъ 4-й.

Мурины заушивъ и лице демоновъ поплевавъ, мысленно просіялъ еси, якоже солнце свѣтло, свѣтомъ житія твоего и ученіемъ наставляя души наша.

Источникъ: М. В. Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста. Выпускъ шестнадцатый. [1970 г.] — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1970. — С. 81-86.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.