Церковный календарь
Новости


2018-08-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 2-я (1991)
2018-08-15 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 41-е (15 ноября 1917 г.)
2018-08-14 / russportal
Свт. Іоаннъ, архіеп. Шанхайскій. Единообразіе въ богослуженіи (1994)
2018-08-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 40-е (14 ноября 1917 г.)
2018-08-12 / russportal
Обращеніе свт. Іоанна обще-приходскому годовому собранію (1994)
2018-08-12 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 39-е (13 ноября 1917 г.)
2018-08-11 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 1-я (1991)
2018-08-11 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 82-е (12 февраля 1918 г.)
2018-08-10 / russportal
Митр. Анастасій (Грибановскій). Рѣчь при гробѣ митр. Антонія (1936)
2018-08-10 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 81-е (10 февраля 1918 г.)
2018-08-09 / russportal
Свт. Іоаннъ Шанхайскій. Слово къ Санъ Францисской паствѣ (1994)
2018-08-09 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 80-е (9 февраля 1918 г.)
2018-08-08 / russportal
2-й Всезаруб. Соборъ 1938 г. Докладъ графа П. М. Граббе (1939)
2018-08-08 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 77-е (5 февраля 1918 г.)
2018-08-07 / russportal
Свт. Іоаннъ. "Взойдите на гору и несите дерева и стройте храмъ" (1994)
2018-08-07 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 76-е (3 февраля 1918 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 15 августа 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.

Духовные писатели Русскаго Зарубежья

Монахиня Варвара (Суханова) († 1972 г.).

Монахиня Варвара (въ мірѣ Вѣра Суханова) († 1972), духовная писательница, вѣрное чадо РПЦЗ. Родилась въ 1896 г. въ купеческой семьѣ. Во время Первой міровой и Гражданской войнъ служила сестрой милосердія. Съ послѣдними частями Бѣлой Арміи оставила Россію. Работала учительницей въ русской гимназіи въ Панчевѣ (Сербія). Въ 1929 г. поступила послушницей въ Лѣснинскую женскую обитель въ Хопово (Сербія). Несла самыя разныя послушанія: была клиросной, занималась съ дѣтьми Хоповскаго пріюта, писала иконы. Въ 1932 г. была пострижена въ монашество. Въ 1950 г. вмѣстѣ съ другими сестрами обители переселилась изъ Югославіи во Францію. Мать Варвара много писала. Ея статьи и разсказы появлялись еще въ «Православной Карпатской Руси» (впослѣдствіи «Православная Русь») и въ приложеніи «Дѣтство во Христѣ», когда Братство преп. Іова Почаевскаго находилось еще на Карпатахъ, во Владиміровой. Составила около четырехсотъ «Житій святыхъ для дѣтскаго и юношескаго возраста», которыя подъ иниціалами «М. В.» (Монахиня Варвара) вначалѣ публиковались въ журналѣ «Православная жизнь», а затѣмъ отдѣльными выпусками издавались въ Свято-Троицкомъ монастырѣ въ Джорданвиллѣ (всего было напечатано двадцать такихъ сборниковъ). М. Варвара мирно скончалась послѣ продолжительной болѣзни 27 ноября (10 декабря) 1972 г. въ Лѣснинскомъ монастырѣ (Провемонъ, Франція).

Сочиненія мон. Варвары (Сухановой)

М. В.
Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста.
Выпускъ шестнадцатый. [1970 г.]

Житіе преподобнаго отца нашего Никандра Псковскаго.
Память 24-го сентября. — Отошелъ ко Господу въ 1581 г.

Во дни великаго князя Московскаго Василія Іоанновича [1], въ селѣ Виделебьѣ, Псковской области, жилъ благочестивый крестьянинъ по имени Филиппъ. И супруга его, Анастасія, вела богоугодную жизнь. Старшій сынъ ихъ, Арсеній, воспитанный въ строгомъ благочестіи, въ раннемъ возрастѣ отказался отъ міра, поступилъ въ обитель и принялъ монашеское постриженіе. Въ этой богобоязненной, тихой, молитвенной семьѣ родился будущій великій пустынножитель, въ мірѣ Никонъ. Онъ родился въ 1507 году. Избранникъ Божій уже въ дѣтскомъ возрастѣ любилъ долго прилежно молиться. Отецъ его скончался, когда Никонъ былъ еще малымъ отрокомъ. Святой отрокъ очень хотѣлъ научиться грамотѣ, чтобы читать Божественное Писаніе. Въ селѣ была церковь во имя святителя чудотворца Николая, и святой отрокъ часто посѣщалъ этотъ храмъ Божій. Никонъ любилъ слушать разсказы о чудесахъ, которыя творилъ этотъ славный угодникъ Божій, а самъ думалъ, какъ бы ему спасти свою душу. Зналъ онъ и о преподобныхъ псковскихъ, просіявшихъ своими подвигами и чудесами. Въ то время особенно прославились преподобные Савва и Евфросинъ [2]. Когда Никону исполнилось семнадцать лѣтъ, онъ сталъ просить мать свою, чтобы она удалилась отъ суетнаго міра. Благочестивая Анастасія послушала совѣта своего святаго сына, часть своего имѣнія раздала нищимъ, часть пожертвовала въ церкви Божіи и приняла постриженіе въ одномъ женскомъ монастырѣ. Скоро она скончалась. Никонъ захотѣлъ поклониться нетлѣннымъ мощамъ Псковскихъ чудотворцевъ и побывать въ тѣхъ мѣстахъ, гдѣ они подвизались. Онъ отправился въ городъ Псковъ, посѣтилъ всѣ церкви и монастыри, тамъ бывшіе, обошелъ также окрестныя обители и, наконецъ, исполнилъ свое желаніе — достигъ мѣстъ, ознаменованныхъ подвигами святыхъ Евфросина и Саввы и поклонился мощамъ угодниковъ Божіихъ. Онъ всею своею душою стремился подражать ихъ подвигамъ. Когда святой юноша возвратился въ Псковъ, его принялъ къ себѣ въ домъ торговый человѣкъ Филиппъ, возлюбившій Никона за его необычайное смиреніе и терпѣніе. Видя великое желаніе св. юноши разумѣть грамоту, Филиппъ отдалъ его въ ученіе къ нѣкоему діакону. Господь просвѣтилъ разумъ юнаго подвижника. Скоро онъ изучилъ грамоту и читалъ Божественныя книги такъ, что всѣ дивились его быстрымъ успѣхамъ. Но помыслы юнаго были заняты однимъ — стремленіемъ угодить Господу, спасти свою безсмертную душу! Давно слышалъ онъ объ одномъ пустынномъ мѣстѣ, удаленномъ отъ селъ и деревень, между Псковомъ и Порховомъ [3], среди дикихъ, дремучихъ лѣсовъ и непроходимыхъ болотъ, заросшихъ мохомъ. Не зналъ Никонъ человѣка, который указалъ бы ему это пустынное, безмолвное мѣсто. Смиренный, юный подвижникъ усердно молилъ Господа, чтобы Онъ удостоилъ его увидѣть это пустынное мѣсто. Молитва угодника Божія была услышана, и Господь послалъ ему человѣка, знающаго это безмолвное, дикое мѣсто, по имени Ѳеодора, по прозванію Ситника. Придя къ Ѳеодору, преподобный сталъ просить его:

«Съ юнаго возраста слышалъ я о пустынномъ мѣстѣ, но не было человѣка, который бы указалъ мнѣ его. Тебѣ извѣстно оно. Умоляю тебя, — укажи мнѣ его. За это и самъ ты получишь награду отъ Господа, а моей грѣшной душѣ будешь наставникомъ ко спасенію».

Видя сильное желаніе юнаго святого, благочестивый Ѳеодоръ, тайно отъ другихъ, отвелъ его въ пустыню. Построивъ небольшую хижину, оба они поселились здѣсь и стали подвизаться въ трудахъ и молитвахъ. Спустя нѣкоторое время, Никонъ, придя въ Псковъ, по обычаю своему, пребывалъ на Божественной литургіи въ церкви святаго и славнаго Богоявленія, и тутъ былъ гласъ къ Никону изъ алтаря: «Никонъ, Никонъ, рабъ Мой, иди въ пустыню, указанную тебѣ благочестивымъ человѣкомъ Ѳеодоромъ, и тамъ обрѣтешь себѣ покой. И послѣ тебя распространится мѣсто то, и многіе на немъ спасутся».

Святой преисполнился духовной радости. На пути въ пустыню Никону встрѣтился блаженный Николай Псковскій [4]. Онъ повѣдалъ Никону, что въ пустынѣ ожидаютъ его разныя искушенія отъ бѣсовъ и нападенія отъ злыхъ людей. Но ничто не могло удержать юнаго подвижника. Съ ликованіемъ преподобный возвратился въ свою пустыню и подвизался здѣсь 15 лѣтъ въ трудахъ, молитвѣ, пощеніи, чтеніи Боженственнаго Писанія, постоянномъ бдѣніи. Много напастей терпѣлъ блаженный отъ бѣсовъ и злыхъ людей, но за все благодарилъ Бога.

Между тѣмъ, распространился слухъ о подвигахъ пустынника. Окрестные жители стали стекаться къ нему, прося молитвъ и наставленій. Тяжела была смиренному подвижнику слава отъ людей. Онъ боялся ея. Убѣгая отъ людского прославленія, святой оставилъ свое уединеніе и отправился снова въ Псковъ. Здѣсь его принялъ къ себѣ въ домъ тотъ Филиппъ, у котораго преподобный жилъ во время своего ученія. Узнавъ, что Никонъ твердо рѣшился посвятить себя Богу, онъ отвелъ блаженнаго въ Крыпецкій монастырь св. Іоанна Богослова, основанный преподобнымъ Саввою. Увидѣвъ образъ подвижника и припавъ къ ракѣ его св. мощей, Никонъ молился: «Преподобный угодникъ Божій, Савва, помолись Владыкѣ Христу, да сподобитъ Онъ меня послѣдовать житію твоему, и сопричисли меня къ стаду, тобою избранному».

Со смиреніемъ и слезами Никонъ умолялъ игумена Крыпецкой обители, чтобы удостоилъ его иноческаго постриженія и принялъ въ число братіи. Игуменъ удерживалъ его:

«Монастырь нашъ бѣденъ и скуденъ. Не вытерпишь ты скорбей и тѣсноты на этомъ мѣстѣ». Но Никонъ только повторялъ свою просьбу. Видя неудержимое желаніе подвижника принять иноческій образъ, игуменъ уступилъ его просьбамъ и приказалъ одному изъ священно-иноковъ постричь Никона, причемъ ему наречено было имя Никандръ.

Преподобный съ новой силой устремился на подвиги, — всего себя предалъ Богу, совершенно отказался отъ своей воли, подчиняясь во всемъ волѣ игумена и братіи. Въ молитвенномъ бдѣніи проводилъ онъ ночи, отгоняя сонную тяжесть. Время свободное отъ молитвъ, преподобный Никандръ проводилъ въ рукодѣліи. Игуменъ и братія удивлялись его благонравію, смиренію, покорности, бодрости и крѣпости въ подвигахъ и прославляли Бога.

Вышеупомянутые рабы Божіи Филиппъ и Ѳеодоръ Ситникъ послѣдовали примѣру святого и приняли постриженіе въ той же обители. Первый нареченъ былъ Филаретомъ, а второй — Ѳеодосіемъ. Въ монастырѣ преп. Саввы Крыпецкаго оба они и кончили жизнь свою.

Между тѣмъ преп. Никандръ, убѣгая людской славы и тоскуя о прежней отшельнической жизни, снова отправился въ свою пустыню. Прожилъ онъ тамъ нѣсколько лѣтъ, питаясь дикой горчицей.

Однажды разбойники напали на убогую хижину святого, отобрали скудные пожитки отшельника, отняли у него и послѣднее утѣшеніе — святыя иконы и книгу, а самого его сильно ранили въ ребра копіемъ — оставили еле живымъ. Святой молился за злодѣевъ, взирая на образъ Спасителя: «Господи, Боже мой! Ты, безгрѣшный, принялъ вольное страданіе отъ іудеевъ, нашего ради спасенія. Я же, многогрѣшный, потерпѣлъ все это вполнѣ справедливо за безчисленные грѣхи мои». А объ обидчикахъ своихъ святой такъ просилъ: «Не поставь имъ грѣха сего, ибо они не знаютъ, что творятъ».

Скорый на помощь Господь даровалъ чудеснымъ образомъ исцѣленіе смиренному рабу Своему. Господь вразумлялъ разбойниковъ. На разстояніи полутора версты отъ келліи святаго находилось озеро Демьяново, куда впадаетъ рѣка Демьянка. На берегахъ этого озера разбойники сбились съ пути. Три дня они блуждали, тщетно стараясь найти дорогу и сильно страдая отъ голода. Двое изъ нихъ впали въ совершенное отчаяніе. И стали они хулить святого: «И себя-то самого онъ не могъ защитить». Господь наказалъ нераскаянныхъ. Переходя рѣку Демьянку, они сорвались съ помоста и утонули. Оставшіеся двое устрашились и раскаялись. Они отыскали дорогу къ хижинѣ преп. Никандра и возвратили ему все взятое. Съ горькимъ плачемъ и слезами они просили его простить ихъ и помолиться о нихъ Господу. Съ отеческою любовію принялъ раскаявшихся преп. Никандръ, накормилъ ихъ и умолялъ ихъ оставить свой злой промыселъ — татьбу, разбой, обиды людямъ. Съ миромъ отпустилъ онъ ихъ. Вернувшись домой, разбойники всѣмъ разсказывали о происшедшемъ и прославляли угодника Божія преподобнаго Никандра. Узнавъ о нападеніи разбойниковъ на подвижника, окрестные жители съ усердіемъ приносили ему иконы, хлѣбъ и одежду. Но преподобный не столько боялся разбойниковъ, сколько похвалы людской. Снова оставилъ онъ свою любимую пустынь и отправился въ Крыпецкій монастырь, гдѣ ранѣе принялъ монашество. Тамъ святой продолжалъ свою строгую, подвижническую жизнь. Блаженный питался только однимъ ржанымъ хлѣбомъ и водою. Онъ не вкушалъ ни вина, ни рыбы. Только въ субботу и воскресенье варилъ себѣ немного сочива. Подвижникъ превосходилъ всѣхъ въ обители своей высокою жизнію — трудолюбіемъ, смиреніемъ и послушаніемъ. Святой всѣмъ служилъ: носилъ воду, рубилъ въ лѣсу дрова и приносилъ въ монастырь. Ночи преподобный проводилъ въ постоянномъ бдѣніи. Иногда блаженный выходилъ въ лѣсъ и, обнаживъ свое тѣло, давалъ жалить его комарамъ и оводамъ. Оно покрывалось струями крови, а добровольный мученикъ спокойно сидѣлъ, прядя волну и воспѣвая псалмы Давида. Съ наступленіемъ же утра преподобный возвращался въ монастырь, первымъ спѣшилъ въ церковь, гдѣ выстаивалъ всю службу, не сходя со своего мѣста, и послѣднимъ выходилъ изъ храма. Дивясь его великимъ подвигамъ, братія поставила его въ пономаря. Кромѣ того, на святого было возложено трудное и тяжелое послушаніе печь просфоры. Преп. Никандръ съ радостію сталъ исполнять эту работу, размышляя: «Если Господь нашъ Іисусъ Христосъ назвалъ Своимъ Тѣломъ хлѣбъ, приготовленный для Тайной Вечери, то мнѣ слѣдуетъ радоваться, что Богъ сподобилъ меня приготовлять такіе хлѣбы, на которыхъ совершается Великая и Страшная Тайна: дивнымъ и непостижимымъ образомъ прелагаются они въ Святое Тѣло Христово».

Иноки, видя его непрестающее рвеніе, полюбили его за смиреніе и кротость и просили игумена сдѣлать преп. Никандра келаремъ, который хранилъ и выдавалъ монастырскіе припасы. Игуменъ исполнилъ просьбу братіи. Святой, при этомъ возвышеніи, не измѣнилъ своей прежней строгой жизни, но исполнялъ новую обязанность со смиренномудріемъ и усердіемъ, какъ дѣло, порученное ему Самимъ Господомъ. Не превозносился святой данной ему властію, помня слова Писанія: «Кто хочетъ между вами быть большимъ, да будетъ вамъ слугою» (Матѳ. 20, 26).

Но не долго святой Никандръ былъ келаремъ: тяжела была ему суета, съ которой соединялось келарство. И рѣшился онъ снова, уже навсегда, покинуть обитель. Поселился онъ на одномъ островѣ, находящемся верстахъ въ четырехъ отъ нея. Здѣсь святой построилъ хижину и опять, въ полномъ безмолвіи, среди божественной тишины предался своимъ обычнымъ подвигамъ. Такъ провелъ онъ три съ половиной года. Слава отшельника привлекла къ нему многихъ посѣтителей, которые искали у преподобнаго слова назиданія. Между тѣмъ врагъ и завистникъ людей внушилъ игумену и братіи Крыпецкаго монастыря мысль, что, привлекая къ себѣ народъ, преп. Никандръ, уменьшаетъ монастырскіе доходы. Потому они пришли къ св. отшельнику съ требованіемъ, чтобы онъ удалился съ этого мѣста. И снова отправился онъ въ свою пустыню — на мѣсто, указанное ему Богомъ.

На пути преп. Никандръ прибылъ въ одно село — Локаты. День уже склонялся къ вечеру, и святой зашелъ переночевать къ одному крестьянину. Случилось это въ понедѣльникъ сырной недѣли, когда подвижникъ, по своему обычаю, соблюдалъ строгій постъ. Крестьянинъ сталъ святому предлагать пищу, но блаженный отказался принять ее. Врагъ же спасенія человѣческаго задумалъ надругаться надъ святымъ: незадолго до этого, злые люди напали на домъ одного крестьянина, разграбили и сожгли его. Вотъ крестьянинъ, принявшій святого, обидѣвшись отказомъ преподобнаго, и сталъ говорить сосѣдямъ: «Вѣроятно, и этотъ человѣкъ задумалъ недоброе, потому и не хочетъ ничего ни пить, ни ѣсть у насъ».

Крестьяне повѣрили этимъ безразсуднымъ словамъ, собрались и стали немилосердно бить дреколіемъ святого по всему тѣлу и по головѣ. Но Господь не попустилъ святому погибнуть отъ навѣта бѣсовскаго. Стоны святого Никандра и крики бившихъ его были услышаны прохожими, и они стали уговаривать безумныхъ: «Этотъ старецъ не причинилъ вамъ никакого зла. За что же хотите предать смерти неповиннаго человѣка?»

Бившіе устыдились и молили святого, чтобы онъ простилъ ихъ. Предложили ему хлѣба. Святой не отказался вкусить его и сталъ молиться за своихъ мучителей: «Господи Іисусе Христе, Сыне Божій, не вмѣни имъ этого за грѣхъ: не вѣдаютъ они, что творятъ».

Простивъ отъ всего сердца поселянъ, причинившихъ ему по неразумію побои, незлобивый святой отправился въ дальнѣйшій путь. Однажды, святой, утомившись, прилегъ и сталъ забываться въ дремотѣ. Вдругъ онъ видитъ, что готовы на него броситься два огромныхъ волка. Вставъ, святой осѣнилъ себя крестнымъ знаменіемъ и, ударивъ своимъ посохомъ по землѣ сказалъ: «Удалитесь отъ меня всѣ, дѣлающіе беззаконіе» (Псал. 6, 9). И звѣри тотчасъ же исчезли.

Прибывъ въ свою пустыню, святой снова предался подвигамъ и прожилъ тамъ отшельникомъ до самой блаженной кончины своей, въ продолженіи 32-хъ лѣтъ и 2-хъ мѣсяцевъ. 15 лѣтъ изъ нихъ онъ провелъ не видя лица человѣческаго: люди не знали о мѣстѣ его подвиговъ, пока чудеснымъ образомъ Господь не открылъ міру Своего угодника.

Нѣкто Петръ, по прозванію Есюковъ, жившій въ двѣнадцати верстахъ отъ хижины святого, сильно скорбѣлъ, что нѣтъ у него дѣтей. И вотъ однажды, подбѣжалъ лось къ самому двору Петра. Не случайно произошло это, но Божіимъ изволеніемъ: какъ въ древности чрезъ оленя Господь привелъ ко крещенію святого Евстаѳія Плакиду [5], такъ и преподобнаго Никандра Господь указалъ Петру чрезъ лося. Сѣвъ на коня, Петръ вмѣстѣ со своими людьми погнался за звѣремъ. Спутники мало-по-малу стали отставать отъ него, такъ, что, наконецъ, онъ остался одинъ. Долго Петръ преслѣдовалъ звѣря. Заѣхавъ въ темный лѣсъ, въ глухую, непроходимую дебрь, Петръ потерялъ изъ вида лося. Тутъ же онъ замѣтилъ небольшую хижину, огороженную частоколомъ — жилище преподобнаго Никандра. Петръ постучался въ дверь съ молитвой. Отвѣта не было. Онъ сотворилъ молитву второй и третій разъ. Никто не отзывался. Но Петръ не отходилъ отъ келліи подвижника. Наконецъ, дверь отворилась, и отшельникъ встрѣтилъ посѣтителя, котораго ранѣе никогда не видалъ, словами: «Сынъ мой Петръ, ступай въ страннопріимницу у дуба, я сейчасъ приду туда».

Когда преподобный подошелъ къ Петру, тотъ поклонился ему и просилъ благословенія.

«Чадо Петръ, — отвѣчалъ на его просьбу старецъ, благословеніе Господне да будетъ надъ тобою и надъ супругою твоею».

Петръ подумалъ: «Поистинѣ вижу, что это святой человѣкъ и исполненъ Духа Святого, ибо, ни разу не видя меня, онъ знаетъ и мое имя и то, что я женатъ».

Петръ спросилъ, какъ его зовутъ и сколько времени живетъ онъ въ пустынѣ.

«Грѣшный Никандръ — мое имя, а о лѣтахъ моего пребыванія здѣсь — ты не спрашивай: объ этомъ знаетъ только одинъ Богъ», смиренно отвѣтилъ св. старецъ.

Тогда Петръ, упавъ предъ святымъ на колѣна, сталъ горько жаловаться на свое несчастье: «Вотъ я уже старъ, а нѣтъ дѣтей у меня».

Преп. Никандръ овѣчалъ ему: «Встань, чадо, и возвратись въ домъ свой: по молитвамъ Пресвятой Богородицы, родится у васъ сынъ».

И дѣйствительно, предсказаніе святого исполнилось. Съ тѣхъ поръ Петръ часто приходилъ къ св. отшельнику и насыщался его душеполезными наставленіями.

Однажды угодникъ Божій сказалъ ему: «По отшествіи моемъ изъ этого міра суетнаго распространится это мѣсто. Надъ гробомъ моимъ воздвигнется церковь въ честь славнаго Благовѣщенія Пресвятой Владычицы нашей Богородицы».

Господь удостоилъ Своего угодника дара прозорливости. Разъ къ преподобному Никандру пришелъ одинъ изъ окрестныхъ жителей Симеонъ, желая получить отъ святого благословеніе и наставленіе. Преподобный же, прозрѣвъ, что Симеонъ скоро умретъ, сказалъ: «Сынъ мой Симеонъ, время жизни твоей сокращается», — и, подавъ ему ножницы, продолжалъ: «ступай въ монастырь, какой укажетъ тебѣ Господь, и постригись этими ножницами, такъ какъ приближается конецъ жизни твоей».

Симеонъ, отправился въ одинъ изъ монастырей и, принявъ тамъ постриженіе, вскорѣ, причастившись Христовыхъ Таинъ, съ миромъ отошелъ ко Господу.

Между тѣмъ люди, услышавъ о подвижнической жизни преподобнаго Никандра, стали все чаще и чаще приходить къ нему. Когда они тихо приближались къ его келліи, то слышали, какъ молится святой, какъ онъ плачетъ и часто кладетъ земные поклоны. Лишь только святой замѣчалъ ихъ приходъ, онъ дѣлалъ видъ, что спитъ. Когда приходящій стучался къ нему въ двери со словами: «Благослови, отче!» — св. Никандръ молчалъ. Не отвѣчалъ онъ и на второй разъ. Лишь только послѣ третьяго раза, какъ будто вставъ отъ сна, подвижникъ отвѣчалъ: «Господь нашъ Іисусъ Христосъ да благословитъ тебя, чадо».

Въ подвигахъ проводилъ угодникъ Божій всѣ дни и ночи. Никогда не ложился блаженный спать, но если его одолѣвалъ сонъ, то онъ забывался дремотой сидя и лишь на короткое время, а потомъ опять начиналъ молиться. О своей плоти онъ не заботился. Умывалъ водой только руки и лицо. Питался онъ, по большей части, растеніями. Когда же благочестивые люди приносили ему хлѣбъ, то преподобный принималъ приношеніе съ благодареніемъ. Но хлѣбу давалъ высохнуть и въ такомъ видѣ вкушалъ его. Пилъ онъ одну воду. Хотя угодникъ Божій и велъ такую суровую жизнь, однако никогда нельзя было видѣть лицо его хмурымъ, но всегда оно свѣтилось радостію и спокойствіемъ. Въ теченіе всей великой Четыредесятницы святой вкушалъ только разъ въ недѣлю, а въ пятокъ вербной седмицы онъ шелъ въ Демьяновскій монастырь и, пріобщившись тамъ Страшныхъ и Животворящихъ Таинъ Христовыхъ, снова возвращался къ себѣ въ пустыню. Не на Страстной недѣлѣ, когда братія пріобщалась Святыхъ Таинъ, приходилъ подвижникъ въ монастырь, чтобы пріобщиться вмѣстѣ съ ними, а раньше, чтобы приступать къ Святымъ Тайнамъ отдѣльно отъ иноковъ, такъ какъ считалъ себя недостойнымъ, не достигшимъ предѣла ихъ трудовъ.

Одному лишь Богу вѣдомы труды и подвиги, какіе святой Никандръ перенесъ въ пустынѣ. Часто злые духи являлись смущать преподобнаго и даже наносили ему раны, какъ то было и со святымъ Антоніемъ египетскимъ [6]. Подкрѣпляя подвижника Своего, Господь послалъ ему въ видѣніи преп. Александра Свирскаго [7], который ободрилъ преп. Никандра на брань съ невидимыми врагами. Во Святомъ Евангеліи сказано, что этотъ родъ изгоняется только молитвою и постомъ — этимъ оружіемъ и преподобный Никандръ одержалъ побѣду надъ княземъ тьмы. Но долго пришлось ему бороться съ духами злобы. Всякій разъ, какъ преп. Никандръ хотѣлъ отдохнуть отъ своихъ трудовъ, вокругъ его келліи поднимался такой шумъ, что казалось, будто проѣзжаетъ множество колесницъ, или же слышалась игра на тимпанахъ и свирѣляхъ [8]. Преподобный начиналъ читать псалмы Давидовы, и шумъ прекращался. Такъ злые духи ни днемъ ни ночью не позволяли отдохнуть святому, пока Божіей благодатію онъ не одолѣлъ ихъ въ конецъ.

Однажды большой медвѣдь пришелъ къ келліи святого и началъ чесаться о нее съ такою силою, что она стала дрожать и была готова рухнуть. Перекрестивъ оконце своей келліи и осѣнивъ себя самого крестнымъ знаменіемъ, святой выглянулъ, — и видитъ большого медвѣдя, стоявшаго у его жилища. Преподобный, еще разъ ознаменовалъ себя крестнымъ знаменіемъ, вышелъ изъ келліи и перекрестилъ звѣря. Будто пораженный какой то невидимой силою, медвѣдь упалъ передъ святымъ, сталъ кротко лизать его святыя ноги, а потомъ удалился въ лѣсъ.

Снова явился преп. Александръ Свирскій въ сѣняхъ. Укрѣпляя его на подвиги, онъ сказалъ: «Не бойся, братъ мой Никандръ: съ этого времени избавитъ тебя Господь отъ всѣхъ сѣтей вражіихъ». И съ тѣхъ поръ святой пріобрѣлъ такую власть надъ бѣсами, что они даже не осмѣливались приступить къ его келліи.

Одинъ человѣкъ, по имени Назарій, жившій недалеко отъ пустыни преподобнаго Никандра, впалъ въ тяжкій недугъ: все тѣло его покрыли черви, особенно же большая язва у него открылась на груди, такъ что можно было видѣть внутренности. Больной не могъ шевельнуться отъ страшной боли. И такою страшною болѣзнею несчастный Назарій страдалъ годъ и шесть мѣсяцевъ. Домашніе его горько плакали, не зная, чѣмъ облегчить лютыя мученія болящаго. Назарій же призывалъ мысленно на помощь себѣ преп. Никандра. Наконецъ, онъ повелѣлъ домашнимъ отнести себя къ преподобному. Они принесли страждущаго и положили его предъ келліей отшельника. Когда преп. Никандръ вышелъ изъ своего жилища, Назарій, собравъ всѣ свои силы, сталъ обнимать и орошать слезами ноги святого, прося блаженнаго помолиться о немъ Господу. Преподобный отвѣчалъ: «Назарій, отпусти мои ноги!»

Больной очень удивился, что святой знаетъ его имя и еще усерднѣе сталъ просить великаго прозорливца.

«Если ты, отче», — говорилъ Назарій, — оставишь меня, то я не уйду съ этого мѣста и умру передъ тобою. Посмотри, уже заживо я съѣденъ червями»

Преп. Никандръ приказалъ отнести Назарія въ келлію для странниковъ и сказалъ ему, чтобы онъ постарался заснуть. Больной отвѣчалъ: «Отче святый, во время всей моей болѣзни я ни разу не могъ сомкнуть глазъ моихъ, — какъ же ты теперь совѣтуешь мнѣ заснуть?»

Св. Никандръ сказалъ: «Я истопилъ келлію, ожидая твоего прихода. Засни въ теплой келліи, а прежде покажи твои раны».

Назарій хотѣлъ, было, открыть свою язву, но рубашка пристала къ тѣлу, и ее нельзя было оторвать. Святой перекрестилъ рану и отпустилъ Назарія въ страннопріимницу, гдѣ больной вскорѣ заснулъ крѣпкимъ сномъ. Самъ же св. отшельникъ, заключившись у себя въ келліи, всю ночь усердно молилъ Господа, и Господь услышалъ молитву раба Своего: на утро Назарій, проснувшись, почувствовалъ себя совершенно здоровымъ. Исцѣленный началъ прославлять чудотворца св. Никандра, но преподобный запретилъ ему разсказывать о его дивномъ исцѣленіи — «Чтобы не было съ тобою еще хуже!», добавилъ чудотворецъ.

Другой разъ одинъ крестьянинъ, Симеонъ Васильевъ, крѣпостной князя Кострова, пришелъ къ преподобному и горько жаловался, что у него украли лошадь, и съ того времени прошло уже пять дней. Блаженный съ кротостію сталъ говорить: «Не о томъ, сынъ мой, я скорблю, что у тебя украли лошадь, что она пропала. Скорблю я о томъ человѣкѣ, который укралъ, такъ какъ онъ это сдѣлалъ по внушенію діавола». И прибавилъ: «Сынъ мой Симеонъ, отправляйся въ домъ свой, украденное скоро найдешь».

Въ ту же ночь лошадь сама прибѣжала домой. Симеонъ вторично пришелъ къ преподобному, благодарилъ его и разсказалъ о томъ, что случилось. — «А человѣкъ, похитившій мою лошадь», — добавилъ онъ, — ѣхалъ чрезъ рѣку и потонулъ».

Услышавъ это, преп. Никандръ опечалился и сталъ поучать Симеона: «Сынъ мой, должно скорбѣть о христіанахъ, умершихъ безъ покаянія въ грѣхахъ своихъ». Тогда Симеонъ палъ на колѣна и началъ просить прощенія въ своихъ грѣхахъ. Долго поучалъ его преподобный и своими назиданіями, исполненными любви, просвѣтилъ душевныя очи Симеона. Онъ возвратился въ домъ свой, благодаря Бога и прославляя Его угодника.

Видя, что приближается конецъ его жизни, преп. Никандръ рѣшился возложить на себя великую схиму. Онъ отправился въ Демьяновскій монастырь и здѣсь принялъ отъ руки игумена великое постриженіе. Это произошло за восемь лѣтъ до его кончины.

Въ то время къ преподобному часто приходилъ одинъ діаконъ изъ города Порхова, по имени Петръ, для душеспасительныхъ бесѣдъ. Во время одного посѣщенія преп. Никандръ повѣдалъ Петру: «Братъ Петръ! Много времени прежде страдалъ я ногами, теперь чувствую облегченіе». Петръ взглянулъ на ноги святого, увидѣлъ однѣ кости, обнаженныя отъ своего тѣлеснаго покрова, — и ужаснулся, подивившись несказанному терпѣнію великаго пустынножителя.

Въ другой разъ св. отшельникъ сказалъ Петру: «Братъ Петръ, скоро Господь призоветъ къ Себѣ мою душу, и ты погреби тогда мое грѣшное тѣло».

«Когда извѣстишь меня о своемъ отшествіи къ Богу», — сказалъ Петръ, — «я многогрѣшный все исполню по твоему слову».

Подвижникъ снова началъ просить Петра придти тогда въ пустыню и честно погребсти его тѣло. Тотъ спросилъ, когда послѣдуетъ его кончина. Преподобный отвѣтилъ: «Не знаю, какъ извѣщу тебя, такъ какъ въ то время будетъ брань: тогда сюда придутъ Польскія и Литовскія войска и будутъ держать Псковъ и Порховъ въ осадѣ. Ты же, когда услышишь о моей кончинѣ, небоязненно погреби тѣло мое, и надъ моимъ гробомъ будетъ воздвигнута церковь въ честь великаго и славнаго Благовѣщенія». По прошествіи 32-хъ лѣтъ и 2-хъ мѣсяцевъ съ тѣхъ поръ, какъ преподобный въ послѣдній разъ поселился въ своемъ уединеніи, онъ впалъ въ тѣлесный недугъ. Почувствовавъ приближеніе смерти, онъ со слезами сталъ просить Господа даровать ему отпущеніе всѣхъ прегрѣшеній, призывалъ въ молитвахъ всѣхъ святыхъ и вручалъ пустынное свое мѣстопребываніе попеченію Пресвятой Владычицы Богородицы. Затѣмъ преп. Никандръ возлегъ на одръ, крестообразно сложилъ руки и со словами: «Благословенъ Богъ, тако изволивый, слава Тебѣ!» предалъ Господу свою святую душу. То было 24 сентября 1581 года. По его предсказанію, Польскій король Стефанъ Баторій [9] навелъ въ то время свои полки на землю Русскую. Враги осадили города Псковъ и Порховъ, и по всей той области во множествѣ разсѣялись польскіе и литовскіе люди: нельзя было горожанамъ выходить за городскія стѣны...

Въ пустыню, гдѣ жилъ преп. Никандръ, пришелъ тогда, чтобы получить благословеніе отъ святого, крестьянинъ села Боровичей Іоаннъ, по прозвищу Долгій. Не получая отвѣтнаго возгласа подвижника, онъ вошелъ въ келлію и увидѣлъ, что святой Никандръ отошелъ ко Господу. Вся хижина была наполнена необычайнымъ благоуханіемъ... Іоаннъ благоговѣйно взялъ честное тѣло святого и зарылъ его въ землю близъ дуба. Потомъ, незамѣченный, по молитвамъ святого, польскими войсками, онъ пришелъ въ городъ Порховъ и разсказалъ жителямъ о кончинѣ преподобнаго и о томъ, что онъ похоронилъ его святое тѣло. При этомъ извѣстіи граждане Порхова стали рыдать и скорбѣть, что лишились своего усернаго заступника и молитвенника предъ Богомъ. Очень желали Божіи люди идти на погребеніе преподобнаго, но боялись враговъ. Тогда діаконъ Петръ, видя колебаніе своихъ согражданъ, обратился къ нимъ съ такою рѣчью: «Мужи братья, послушайте, что скажу вамъ о новопреставленномъ отцѣ Никандрѣ. Самъ преподобный предсказалъ мнѣ о своемъ преставленіи къ Богу. Онъ предсказалъ, что его кончина послѣдуетъ во время нашествія литовскихъ людей. Вы же не страшитесь и не бойтесь, но смѣло идите и предайте погребенію честное тѣло подвижника, такъ какъ самъ преподобный сказалъ, что Господь Богъ не предастъ васъ въ руки враговъ».

Своею рѣчью Петръ убѣдилъ согражданъ безбоязненно идти въ пустыню. Никѣмъ не задерживаемые, всѣ граждане, — игумены, священники, діаконы и множество народа въ праздникъ Покрова Пресвятыя Богородицы пришли въ пустыню, на мѣсто подвиговъ и кончины великаго пустынножителя, принесли много свѣчъ, ѳиміама и съ торжествомъ погребли его тѣло.

Не осталось забытымъ уединенное мѣсто подвиговъ великаго Пустынножителя. Черезъ два съ половиной года послѣ кончины преп. Никандра надъ его гробницей была воздвигнута церковь въ честь Благовѣщенія Пресвятой Богородицы.

Въ 1585 году пришелъ на это мѣсто одинъ мірянинъ. Здѣсь онъ принялъ иноческое постриженіе съ именемъ Исаіи. Долгое время Исаія страдалъ болѣзнію ногъ и, наконецъ, по молитвамъ преподобнаго, получилъ исцѣленіе отъ своей болѣзни. Этотъ инокъ на мѣстѣ подвиговъ преподобнаго Никандра устроилъ монастырь и собралъ въ немъ многочисленную братію. По настоятельному прошенію братіи, онъ принялъ игуменство и былъ возведенъ въ этотъ священный санъ митрополитомъ Новгородскимъ Александромъ [10].

Сто слишкомъ лѣтъ святыя мощи преп. Никандра покоились въ землѣ. Въ 1686 году по распоряженію патріарха Всероссійскаго Іоакима онѣ были свидѣтельствованы, послѣ чего названный патріархъ съ соборомъ духовенства причислилъ угодника Божія къ лику святыхъ и установилъ праздновать его память въ день его кончины — 24-го сентября. Много исцѣленій и чудесъ совершалось отъ его святыхъ многоцѣлебныхъ мощей въ благословенныя царскія времена. И по всей Руси люди Божіи прославляли великаго чудотворца и взывали къ нему съ вѣрою: «Преподобне отче Никандре, моли Бога о насъ!»

Взято это житіе изъ книги Минеи Четьи на русскомъ языкѣ, изданіе Московской Синодальной типографіи, 1903 г.

Тропарь преподобнаго, гласъ 4-й.

Гласъ Божественный, иже во Евангеліи, услышавъ, преподобне отче Никандре: пріидите ко мнѣ вси труждающіися и обремененніи, и Азъ упокою вы, и пріемъ крестъ, послѣдовалъ еси Христу: міръ оставль, въ пустыню вселился еси, пощеніемъ же и бдѣніемъ небесный даръ воспріимъ, и души недужныхъ, приходящихъ къ тебѣ съ вѣрою, исцѣляеши, тѣмже и со ангелы срадуется, преподобне, духъ твой.

Кондакъ, гласъ 1-й.

Яко лучу тя солнечную Христосъ показа, преподобне: сіяеши бо въ земли Россійстѣй чудесъ благодатію, и отгоняеши тьму страстей же и скорбей отъ приходящихъ къ тебѣ съ вѣрою, тѣмже почитаемъ твою память, Никандре отче нашъ, и вопіемъ ти: радуйся пустынножителей красото и странѣ нашей похвала и утвержденіе!

Примѣчанія:
[1] Князь Василій Іоанновичъ былъ княземъ съ 1505 по 1533 г.
[2] Преп. Евфросинъ Псковскій преставился въ 1481 году. Мощи его въ царскія времена почивали въ основанномъ имъ въ Спасо-Великопустынскомъ Елеазаровомъ монастырѣ въ Псковской губерніи, на рѣкѣ Толбѣ, въ 30 верстахъ отъ Пскова. Память преп. Евфросина 15-го мая. Его ученикъ преп. Савва, основатель Крыпецкаго Іоанна-Богословскаго монастыря, въ 20 верстахъ отъ Пскова, преставился въ 1495 г. Память 28 августа.
[3] Въ царскія времена то былъ уѣздный городъ Псковской губерніи.
[4] Блаженный Николай Псковскій преставился 28 февраля 1576 г. (см. «Прав. Жизнь» за февраль 1964 г.).
[5] Память великомученика Евстаѳія Плакиды, подружія его и чадъ его 20 сентября (см. «Прав. Жизнь» за 1956 г., сентябрь).
[6] Память преп. Антонія Великаго празднуется 17 января (см. «Прав. Жизнь» № 1, 1967 г.).
[7] Его память 30 августа (см. «Прав. Жизнь» № 8, 1968 г.).
[8] Тимпанъ — музыкальный ударный инструментъ, состоящій изъ котла, обтянутаго кожей; свирѣль — духовой инструментъ.
[9] Стефанъ Баторій былъ королемъ Польскимъ съ 1576 г. по 1586 г.
[10] Митрополитъ Александръ правилъ Новгородскою каѳедрой съ 1577 по 1589 г. въ санѣ архіепископа и съ 1589 по 1591 г. въ санѣ митрополита.

Источникъ: М. В. Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста. Выпускъ шестнадцатый. [1970 г.] — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1970. — С. 87-98.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.