Церковный календарь
Новости


2018-10-20 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 7-я (1922)
2018-10-20 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 6-я (1922)
2018-10-20 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 108-й (1899)
2018-10-20 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 49-й (1899)
2018-10-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Что дѣлать малому стаду? (1992)
2018-10-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Догматизація Сергіанства (1992)
2018-10-20 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Харизмат. возрожденіе" какъ знаменіе времени (1991)
2018-10-19 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). НЛО въ свѣтѣ православной вѣры (1991)
2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). По поводу обращенія МП къ Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Ново-мученичество въ Русской Правосл. Церкви (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Каноническое положеніе РПЦЗ (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Письмо въ редакцію Вѣстника РХД (1992)
2018-10-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отрицаніе вмѣсто утвержденія (1992)
2018-10-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 103-й (14 марта 1918 г.)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 5-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 4-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - воскресенiе, 21 октября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 21.

Духовные писатели Русскаго Зарубежья

Монахиня Варвара (Суханова) († 1972 г.).

Монахиня Варвара (въ мірѣ Вѣра Суханова) († 1972), духовная писательница, вѣрное чадо РПЦЗ. Родилась въ 1896 г. въ купеческой семьѣ. Во время Первой міровой и Гражданской войнъ служила сестрой милосердія. Съ послѣдними частями Бѣлой Арміи оставила Россію. Работала учительницей въ русской гимназіи въ Панчевѣ (Сербія). Въ 1929 г. поступила послушницей въ Лѣснинскую женскую обитель въ Хопово (Сербія). Несла самыя разныя послушанія: была клиросной, занималась съ дѣтьми Хоповскаго пріюта, писала иконы. Въ 1932 г. была пострижена въ монашество. Въ 1950 г. вмѣстѣ съ другими сестрами обители переселилась изъ Югославіи во Францію. Мать Варвара много писала. Ея статьи и разсказы появлялись еще въ «Православной Карпатской Руси» (впослѣдствіи «Православная Русь») и въ приложеніи «Дѣтство во Христѣ», когда Братство преп. Іова Почаевскаго находилось еще на Карпатахъ, во Владиміровой. Составила около четырехсотъ «Житій святыхъ для дѣтскаго и юношескаго возраста», которыя подъ иниціалами «М. В.» (Монахиня Варвара) вначалѣ публиковались въ журналѣ «Православная жизнь», а затѣмъ отдѣльными выпусками издавались въ Свято-Троицкомъ монастырѣ въ Джорданвиллѣ (всего было напечатано двадцать такихъ сборниковъ). М. Варвара мирно скончалась послѣ продолжительной болѣзни 27 ноября (10 декабря) 1972 г. въ Лѣснинскомъ монастырѣ (Провемонъ, Франція).

Сочиненія мон. Варвары (Сухановой)

М. В.
Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста.
Выпускъ шестнадцатый. [1970 г.]

Житіе блаженнаго Андрея Тотемскаго, Христа ради юродиваго.
Память его 10-го октября. — Отошелъ ко Господу въ 1673 г.

До десяти только лѣтъ прожилъ святой въ домѣ своихъ родителей. Крестьяне-родители не могли дать сыну даже простой грамотности, слабо распространенной въ тогдашней деревнѣ среди крестьянъ. Но они воспитали въ своемъ святомъ сынѣ дѣтски-чистую вѣру въ Бога, твердую и неизмѣнную. Пріучили съ ранняго возраста бояться Бога, молиться Ему и Его святымъ угодниникамъ, ходить въ церковь, строго соблюдать посты, — научили всему тому, въ немъ сами полагали сущность вѣры Христовой. Во всѣ воскресные и праздничные дни родители блаженнаго Андрея посылали его въ приходскую церковь, недалеко отстоящую отъ села Усть-Толшемскаго. И церковь сдѣлалась единственной школой для святого отрока. Здѣсь онъ скоро пріобрѣлъ первыя познанія о Богѣ, и любовь къ Нему прочно, на всю жизнь утвердилась въ его чистомъ, дѣтскомъ сердцѣ. Благочестивымъ отрокомъ овладѣла мысль о необходимости служить одному лишь Богу. День и ночь думалъ святой отрокъ о Господѣ. Въ храмѣ блаженный услыхалъ: «Мы знаемъ, что мы отъ Бога, а что весь міръ лежитъ во злѣ» (1-ое посланіе Св. Еван. Іоанна Богослова, гл. 5, ст. 13). И эти слова глубоко запали въ его святую душу. Онъ твердо рѣшилъ оставить міръ.

Еще услыхалъ блаженный: «Всякій, кто оставитъ домъ, или братьевъ, или сестеръ, или отца, или мать, или жену, или дѣтей, или земли, ради имени Моего, получитъ во сто кратъ и наслѣдуетъ жизнь вѣчную» (Св. Евангеліе отъ Матѳея глава 19 ст. 29). И по любви ко Госпрду ушелъ святой изъ родительскаго дома въ пустынныя, безлюдныя мѣста. Въ безмолвіи, въ тишинѣ сталъ онъ жить словно птица небесная, пребывая въ постѣ и молитвѣ.

Уходъ изъ родительскаго дома былъ первою жертвою святого Андрея Богу. Горячо любя своихъ благочестивыхъ родителей — покинулъ ихъ! Единый Господь утѣшалъ въ пустыни Своего юнаго избранника. Его чистая душа радовалась о Господѣ. И Господь укрѣплялъ святого въ подвигахъ, подавая ему благодать Свою. Неизвѣстно, сколько времени пробылъ въ уединеніи св. Андрей, но когда онъ возвратился въ свое родное село, то не засталъ въ живыхъ своихъ родителей. Святой рѣшилъ навсегда оставить свою родину. Онъ ушелъ въ Галическій Воскресенскій монастырь. Давно эта обитель славилась строгою, благочестивою жизнью своихъ иноковъ. Блаженный Андрей хотѣлъ подъ руководствомъ опытныхъ старцевъ продолжать тамъ свои подвиги. Онъ пришелъ въ монастырь и, не открывая своего званія, поселился у одного инока. Сталъ жить какъ странникъ, какъ неизвѣстный пришелецъ. Братья полюбили блаженнаго за его необычайное смиреніе, за строгую жизнь. Долго присматравался къ святому Андрею инокъ, у которого онъ поселился, и, когда увѣрился въ его искреннемъ благочестіи, кротости, терпѣніи, сказалъ о немъ игумену. Настоятелемъ монастыря былъ въ то время Стефанъ. Онъ сталъ часто бесѣдовать съ юнымъ послушникомъ и увидѣлъ въ немъ избранника Божія. Онъ понялъ, что для святого отрока мало подвиговъ въ тиши монастырской келліи, что онъ въ состояніи выполнить подвиги болѣе трудные — и благословилъ его безмолвствовать.

Казалось-бы, блаженный Андрей достигъ теперь полной возможности служить Единому Богу подъ руководствомъ мудраго игумена Стефана, предаваться въ тишинѣ монастыря молитвѣ и размышленію о Господѣ. Но Богъ призвалъ Своего угодника къ очень трудному подвигу юродства о Христѣ. И по волѣ Божіей мудрый настоятель повелѣлъ своему духовному сыну принять на себя этотъ исключительно тяжкій подвигъ! И началъ блаженный Андрей съ непрестанною молитвою на устахъ, съ постоянной думой о Богѣ обходить окрестные города и обители для поклоненія святынямъ. Босой, въ ветхой разодранной одеждѣ ходилъ блаженный зимой и лѣтомъ, не имѣя, гдѣ главу преклонить. Пищей святого были хлѣбъ и вода, да и тѣхъ онъ принималъ лишь чтобы не умереть отъ голода. Окончивъ свое путешествіе по обителямъ, блаженный снова возвращался въ Воскресенскій монастырь, гдѣ находилъ всегда пріютъ и духовное руководство со стороны благочестиваго настоятеля.

Стефанъ, какъ и прежде, часто бесѣдовалъ съ своимъ святымъ духовнымъ сыномъ. Онъ укрѣплялъ его въ тяжкомъ подвигѣ юродства о Христѣ и наставлялъ блаженнаго съ терпѣніемъ переносить случавшіяся скорби. Въ этихъ бесѣдахъ блаженный Андрей находилъ поддержку и укрѣпленіе къ совершенію новыхъ подвиговъ. Такъ и жилъ св. Андрей: то въ обители, то въ хожденіи по монастырямъ до самой кончины игумена Стефана Галическаго. Послѣ смерти любимаго настоятеля уже ничто не привязывало блаженнаго Андрея къ Воскресенскому монастырю и онъ ушелъ оттуда.

Необыкновенная жизнь блаженнаго обратила на себя вниманіе народа. Стали Божіи люди догадываться о его богоугодной жизни, и молва о святомъ начала распространяться по окрестностямъ. Но святой, избѣгая славы, оставилъ Галичъ и ушелъ въ Тотьму, гдѣ поселился близъ церкви въ честь Воскресенія Хри стова, на берегу рѣки Сухоны. Въ Тотьмѣ его никто не зналъ и потому съ большимъ удобствомъ онъ продолжалъ свои великіе подвиги. Ночи блаженный проводилъ въ молитвѣ, а днемъ, какъ юродивый, бѣгалъ по городу, собирая милостыню. Самому блаженному нужно было очень мало, лишь бы не умереть съ голода, поэтому большую часть получаемыхъ подаяній онъ раздѣлялъ съ другими нищими. Одеждою блаженнаго Андрея было разодранное рубище, которое только прикрывало его тѣло, не защищая отъ дождя и мороза. Обуви онъ никогда не носилъ: ходилъ босымъ и зиму и лѣто. Неразумные люди смѣялись надъ святымъ, оскорбляли, даже били. Но блаженный все терпѣлъ ради Господа. Ни во что вмѣняя голодъ, холодъ, обиды, намѣшки, побои! Многотрудна была жизнь избранника Божія! И не напрасны были великіе подвиги блаженнаго Андрея. Въ награду за нихъ онъ получилъ обильные дары духовные. Уже при своей жизни святой проявилъ великую силу чудотвореній и многіе больные получили исцѣленіе по его святымъ молитвамъ.

Шелъ разъ блаженный Андрей на праздникъ Святого Архидіакона Стефана (27 дек.) въ свое родное село, Усть-Толшемское. Стоялъ декабрь, самое холодное время зимы, а на блаженномъ была, по обыкновенію, ветхая разодранная одежда, едва прикрывавшая наготу. Благодать Божія согрѣвала святого подвижника. Онъ шелъ и веселился о Господѣ въ простотѣ своей незлобивой, кроткой души. Шелъ босой по ледяному пути, по глубокому снѣгу словно по мягкой, шелковой весенней травкѣ. Онъ думалъ только о Господѣ. Сибирскіе инородцы, кочевавшіе въ это время по рѣкѣ Сухонѣ, встрѣтили его на дорогѣ. Святой стоялъ по колѣна въ снѣгу и молился. Инородцы по слуху знали о блаженномъ Андреѣ, о его подвигахъ, о чудесахъ, которыя онъ творилъ. Знали, что этотъ угодникъ Божій и зимой и лѣтомъ ходитъ босой, полуодѣтый. Они узнали, что передъ ними — самъ великій угодникъ Божій — Андрей. Ихъ старшина Ажбакай, во святомъ крещеніи названный Авраміемъ, страдалъ въ это время глазами и, зная о чудесахъ блаженнаго Андрея, началъ просить его объ исцѣленіи. Въ награду за исцѣленіе Ажбакай обѣщалъ много денегъ, но блаженный ничего не взялъ и побѣжалъ, не отвѣтивъ ни слова на его просьбу. Тогда старшина иновѣрцевъ потеръ глаза снѣгомъ, на которомъ стоялъ юродивый, и получилъ исцѣленіе!

Тотемскій воевода Михаилъ Григорьевичъ Ртищевъ долго страдалъ головными болями. Не получая ни отъ куда помощи, воевода обратился къ блаженному Андрею и, призвавъ его въ свой домъ, просилъ его помолиться о немъ. Угодникъ Божій велѣлъ воеводѣ приложиться къ образу Спасителя, находившемуся въ его комнатѣ, и когда онъ приложился къ святой иконѣ, то почувствовалъ себя здоровымъ.

На берегу рѣки Сухоны въ Тотьмѣ обыкновенно собирались городскія дѣти и играли въ свайку. Во время игры они часто спорили между собою. Такъ заспоривъ однажды, они безпрестанно сквернословили. Блаженный Андрей слышалъ это изъ своей хижины и, не терпя ихъ сквернословія, погналъ дѣтей прочь. Дѣти побѣжали отъ него, но одинъ изъ нихъ обругалъ великаго святого и ударилъ желѣзною свайкою. Господь сохранилъ блаженнаго отъ удара безъ вреда, но дерзкаго мальчика немедленно наказалъ! Тутъ же съ крикомъ упалъ онъ на землю и скоро умеръ.

Десять лѣтъ блаженный Андрей юродствовалъ Христа ради. Скончался онъ въ молодыхъ годахъ, всего 35-ти лѣтъ отъ рода, вѣроятно истощивъ свое св. тѣло тяжкими подвигами. Блаженно отошелъ святой ко Господу послѣ многотрудной жизни. Онъ заранѣе зналъ день своей смерти и готовился къ ней. Онъ призвалъ своего друга, пономаря Воскресенской церкви, Іоанна Іаковлева [1], онъ сказалъ ему свое предсмертное завѣщаніе и потомъ всталъ на молитву. Долго молился великій подвижникъ о царствующемъ градѣ, о городахъ русскихъ, о всемъ православномъ мірѣ и усердна была его предсмертная молитва... Окончивъ молитву, блаженный просилъ себѣ прощенія, затѣмъ попросилъ пригласить священника для исповѣди. Когда священникъ окончилъ исповѣдь и причастилъ св. Андрея Святыхъ Таинъ, подвижникъ началъ тихо склоняться какъ бы ко сну и, позвавъ къ себѣ Іоанна Іаковлева, сказалъ: «Братъ, пришло время разлученія души съ тѣломъ: приготовь все нужное для моего погребенія». Съ глубокою скорбію зажегъ Іоаннъ лампаду предъ образомъ и покурилъ въ комнатѣ ѳvміамомъ. Видя, что блаженный началъ кончаться, онъ со слезами поцѣловалъ руку умирающаго и не на долго вышелъ изъ комнаты. Возвратившись снова, онъ нашелъ блаженнаго Андрея уже умершимъ и комнату наполненную благоуханіемъ.

Блаженный Андрей отошелъ ко Господу 10-го октября 1673 года. Вѣсть о кончинѣ его разнеслась по окрестнымъ городамъ и селеніямъ и множество народа собралось ко гробу угодника Божія. Всѣ увидѣли ясное, спокойное лицо блаженнаго, поняли дѣйствіе на немъ божественной благодати и прославили Бога. Многіе тогда вспомнили полученныя исцѣленія по его молитвамъ, вспомнили сказанныя имъ слова, на которыя прежде не обращали вниманія, но которыя сбылись въ свое время. Вспомнивъ все это, знавшіе блаженнаго убѣдились, что среди нихъ жилъ угодникъ Божій, истинный человѣкъ Божій и съ великимъ почетомъ похоронили его святое тѣло подъ колокольней Воскресенской церкви.

Вскорѣ послѣ кончины блаженнаго Андрея Господь прославилъ его даромъ чудотвореній. Мѣсто погребенія его сдѣлалось источникомъ исцѣленій и много больныхъ приходило туда за помощью. Больные брали землю съ могилы блаженнаго и земля эта, по молитвамъ его, возвращала имъ здоровье. Жители города Тотьмы видѣли эти чудеса и среди нихъ съ каждымъ годомъ росло глубокое благоговѣніе къ памяти почившаго святого. Это побудило ихъ просить о постройкѣ церкви надъ гробомъ блаженнаго. 20-го октября 1707 года архіепископъ Великоустюжскій Іосифъ далъ на это разрѣшеніе и церковь была построена. Такъ какъ блаженный Андрей не былъ причисленъ тогда къ лику святыхъ, то церковь была построена не во имя его, а во имя его ангела, св. мученика Андрея Стратилата [2]. Въ благословенныя царскія времена св. мощи блаженнаго Андрея почивали подъ спудомъ въ каменной Успенской церкви города Тотьмы, у лѣваго клироса. Память блаженнаго чтилась мѣстно.

Изъ посмертныхъ многочисленныхъ чудесъ блаженнаго Андрея разскажемъ лишь нѣкоторыя.

Житель Тотьмы Симеонъ Болонининъ полъ года былъ боленъ. Во время болѣзни у него отнялась нога, и онъ былъ не въ силахъ ходить. Часто молился Симеонъ блаженному Андрею, прося помощи, и вотъ разъ онъ видитъ во снѣ, будто онъ въ церкви и молится блаженному около его гроба, а на гробѣ стоитъ чаша, полная земли. Вдругъ изъ гроба послышался голосъ: «Симеонъ, возьми изъ чаши обѣими руками и пересыпай съ руки на руку».

Когда больной исполнилъ приказаніе блаженнаго Андрея, то земля въ его рукахъ сдѣлалась мукою и онъ сталъ просить блаженнаго Андрея объ исцѣленіи. Проснувшись, Симеонъ почувствовалъ нѣкоторое облегченіе отъ болѣзни и могъ придти въ церковь ко гробу чудотворца, гдѣ и получилъ полное исцѣленіе.

Крестьянка Тотемскаго уѣзда Пелагія Пудова долго страдала лихорадкой. Однажды вечеромъ явился ей блаженный Андрей, подошелъ къ ея постели и сказалъ: «Обѣщайся сходить къ блаженному Андрею, что на Тотьмѣ, близъ рѣки Сухоны. Приложись ко гробу его и будешь здорова».

Обрадованная женщина со слезами начала молиться святому, почувствовала себя здоровой, но позабыла свое обѣщаніе. Черезъ два дня она опять сдѣлалась больной хуже прежняго и снова во снѣ явился ей блаженный Андрей на этотъ разъ со Святымъ Евангеліемъ въ рукахъ.

«Что же ты не пришла помолиться блаженному?» сказалъ святой.

«Святче Божій, прости меня грѣшную!» отвѣтила крестьянка, вспомнивъ свое обѣщаніе. Святой далъ ей приложиться къ св. Евангелію, взялъ ее за руку и поднялъ съ постели совершенно здоровой.

Блаженный Андрей сохранилъ скотъ крестьянина Тотемскаго уѣзда Максима Ручкова. Во время скотскаго падежа, свирѣпствовавшаго въ этой деревнѣ, святой явился этому крестьянину и сказалъ: «Рабъ Божій, помолись Андрею Тотемскому и скотъ будетъ цѣлъ».

Обрадованный крестьянинъ исполнилъ приказаніе святого и скотъ его дѣйствительно не пострадалъ. Такъ прославилъ Господь Своего смиреннаго, кроткаго, терпѣливаго угодника.

Житіе взято изъ книги: «Житія святыхъ на русскомъ языкѣ». Книга дополнительная 1-я. Изданіе Синодальной Типографіи, Москва 1908 г.

Примѣчанія:
[1] Іоаннъ Іаковлевъ былъ человѣкъ благочестивый и въ 1670 г. еще при жизни св. Андрея удостоился обрѣтенія св. иконы, изображающей Пресвятую Троицу и Божію Матерь съ предстоящими двумя ангелами и двумя подвижниками. Мѣсто обрѣтенія этой иконы — островъ р. Сухоны Дѣдовской, въ 7 верстахъ къ юго-западу отъ Тотьмы. Блаженный Андрей предъ смертью завѣщалъ Іоанну поставить часовню на мѣстѣ явленія иконы и предсказалъ, что со временемъ тамъ будетъ монастырь. Іоаннъ не торопился исполнить завѣщаніе святаго друга и вспомнилъ о немъ лишь тогда, когда овдовѣлъ, уже будучи священникомъ при Тотемскомъ соборѣ. Послѣ этого Іоаннъ постригся въ монашество съ именемъ Іоны, поставилъ на Дѣдовскомъ островѣ часовню, а близъ нея ископалъ себѣ пещеру для жилья. Обитель въ имя Пресвятой Троицы была построена здѣсь въ концѣ XVII вѣкѣ. Этотъ монастырь существовалъ въ благословенныя царскія времена.
[2] Память св. муч. Андрея Стратилата 19-го августа.

Источникъ: М. В. Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста. Выпускъ шестнадцатый. [1970 г.] — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1970. — С. 99-104.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.