Церковный календарь
Новости


2018-09-25 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Приложеніе къ дѣянію 94-му (1999)
2018-09-25 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 94-й (27 февраля 1918 г.)
2018-09-25 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). По поводу новой папской энциклики (1970)
2018-09-25 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 93-й (26 февраля 1918 г.)
2018-09-24 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Особое мнѣніе Ѳ. Д. Самарина (1906)
2018-09-24 / russportal
Предсобор. Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №4 (22 марта 1906 г.)
2018-09-24 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Приложеніе къ дѣянію 92-му (1999)
2018-09-24 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 92-й (24 февраля 1918 г.)
2018-09-23 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Римъ и Халкидонскій Соборъ (1970)
2018-09-23 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 65-е (9 декабря 1917 г.)
2018-09-22 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святые Отцы на Вселенскихъ Соборахъ (1970)
2018-09-22 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 64-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-21 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Русская Зарубежная Церковь въ кривомъ зеркалѣ (1970)
2018-09-21 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 63-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Фантастическая исторія (1970)
2018-09-20 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 62-е (7 декабря 1917 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 26 сентября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 44.

Духовные писатели Русскаго Зарубежья

Монахиня Варвара (Суханова) († 1972 г.).

Монахиня Варвара (въ мірѣ Вѣра Суханова) († 1972), духовная писательница, вѣрное чадо РПЦЗ. Родилась въ 1896 г. въ купеческой семьѣ. Во время Первой міровой и Гражданской войнъ служила сестрой милосердія. Съ послѣдними частями Бѣлой Арміи оставила Россію. Работала учительницей въ русской гимназіи въ Панчевѣ (Сербія). Въ 1929 г. поступила послушницей въ Лѣснинскую женскую обитель въ Хопово (Сербія). Несла самыя разныя послушанія: была клиросной, занималась съ дѣтьми Хоповскаго пріюта, писала иконы. Въ 1932 г. была пострижена въ монашество. Въ 1950 г. вмѣстѣ съ другими сестрами обители переселилась изъ Югославіи во Францію. Мать Варвара много писала. Ея статьи и разсказы появлялись еще въ «Православной Карпатской Руси» (впослѣдствіи «Православная Русь») и въ приложеніи «Дѣтство во Христѣ», когда Братство преп. Іова Почаевскаго находилось еще на Карпатахъ, во Владиміровой. Составила около четырехсотъ «Житій святыхъ для дѣтскаго и юношескаго возраста», которыя подъ иниціалами «М. В.» (Монахиня Варвара) вначалѣ публиковались въ журналѣ «Православная жизнь», а затѣмъ отдѣльными выпусками издавались въ Свято-Троицкомъ монастырѣ въ Джорданвиллѣ (всего было напечатано двадцать такихъ сборниковъ). М. Варвара мирно скончалась послѣ продолжительной болѣзни 27 ноября (10 декабря) 1972 г. въ Лѣснинскомъ монастырѣ (Провемонъ, Франція).

Сочиненія мон. Варвары (Сухановой)

М. В.
Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста.
Выпускъ шестнадцатый. [1970 г.]

Сказаніе о святомъ Андреѣ, князѣ Смоленскомъ, Переяславскомъ чудотворцѣ [1].
Память его 27-го октября. — Отошелъ ко Господу около 1390 г.

Братья возстали противъ миролюбиваго, кроткаго святого князя Андрея, желая завладѣть его удѣломъ. Но блаженный самъ отказался отъ своего удѣла, не желая заводить войны междоусобной. Святой оставилъ княженіе, семью, родной городъ и бѣднякомъ, неизвѣстнымъ странникомъ явился около 1360 г. въ городъ Переяславль-Залѣсскій. Святой князь Андрей поселился при церкви святителя Николая Чудотворца у городскихъ воротъ [2].

Нѣкоторое время спустя Смоленскій князь былъ принятъ пономаремъ къ этой церкви. Въ тихой скромной должности тридцать лѣтъ подвизался блаженный князь, скрывая отъ всѣхъ свое знатное происхожденіе. Смоленскій князь терпѣлъ всякую нужду, но былъ усерднымъ молитвенникомъ храма и велъ жизнь чистую, строгую.

Святой князь Андрей блаженно отошелъ ко Господу около 1390 года. На его святомъ тѣлѣ нашли золотую цѣпь и перстень — знаки княжескаго достоинства, тяжелыя желѣзныя вериги — знакъ его великаго подвижничества, а также малую хартію, на которой рукою почившаго было написано: «Азъ есмь Андрей, единъ отъ Смоленскихъ князей. Зависти ради и крамолы отъ братій моихъ, оставихъ княженіе мое и домъ и прочее» [3].

Бѣднаго святого пономаря похоронили при Никольской церкви, при которой онъ проходилъ свое скромное служеніе, причемъ его святое тѣло обвертѣли берестой.

Много лѣтъ прошло съ тѣхъ поръ, но жители Переяславля помнили о подвижникѣ-пономарѣ. Скоро послѣ кончины начали почитать его святымъ и праздновать память въ день преставленія — 24 октября. Написали образъ святого князя, составили службу — особыя стихиры, канонъ. Но потомъ, около половины XVI столѣтія празднованіе памяти святого Андрея почему-то прекратилось. О подвижникѣ стали забывать. Въ то время въ Переяславлѣ Залѣсскомъ подвизался преподобный Даніилъ, уроженецъ этого города [4], очевидно хорошо зналъ устныя преданія о святомъ князѣ Андреѣ, посѣщалъ храмъ, при которомъ угодникъ Божій служилъ пономаремъ, и его могилу, видѣлъ его образъ и вериги. Преп. Даніилъ рѣшилъ содѣйствовать прославленію святого князя Андрея.

Въ послѣдній годъ жизни преподобному Даніилу случилось быть въ Москвѣ по дѣламъ своей обители. Онъ просилъ у малолѣтняго государя Іоанна Васильевича IV, своего крестнаго сына, и у митрополита Іоасафа [5] средства на обновленіе обветшавшихъ церквей города Переяславля во имя Іоанна Предтечи (у западныхъ городскихъ воротъ) и во имя святителя Николая. Затѣмъ преп. Даніилъ разсказалъ царю и митрополиту, что при Никольскомъ храмѣ лежатъ мощи святого Андрея, князя Смоленскаго, и просилъ дозволенія освидѣтельствовать ихъ. Преп. Даніилъ передалъ тѣ устные разсказы, которые ходили въ Переяславлѣ о святомъ угодникѣ, упомянулъ о томъ, что раньше память его въ Никольской церкви праздновалась ежегодно, указывалъ на службу святому и на его образъ и горько жаловался на то, что жители Переяславля перестали вспоминать о святомъ угодникѣ Божіемъ.

— «Для того возвѣстилъ я все это державѣ твоей, государь», говорилъ преподобный, «чтобы не пришелъ въ забвеніе такой святой. Боюсь, чтобы за молчаніе свое я не былъ повиненъ осужденію».

Государь отпустилъ средства изъ своей казны на постройку новыхъ храмовъ намѣсто обветшавшихъ и, вмѣстѣ съ митрополитомъ, разрѣшилъ преподобному Даніилу и мѣстному духовенству раскопать могилу святого Андрея и осмотрѣть его мощи, лежащія въ землѣ. Когда преподобный, возвратившись въ Переяславль, возвѣстилъ объ этой милости, всѣ такъ обрадовались, что хотѣли звономъ собирать народъ на торжество открытія св. мощей. Но одинъ священникъ замѣтилъ:

— «Если Богу будетъ угодно явить мощи раба Своего, то безъ звона совершимъ молебствіе и пойдемъ къ могилѣ угодника. Тогда станетъ ясно, угодно ли это дѣло Богу и самому святому».

Такъ и поступили. Отпѣли молебенъ и, разобравъ надгробіе, раскопали могилу. Оказалось, что, хотя тлѣніе и коснулось мощей святого, однако, тѣло оставалось цѣлымъ: составы не отдѣлились одинъ отъ другого. Несмотря на то, что о торжествѣ не извѣщали нарочно, на него собралось множество народа. И когда святыя мощи ископали и отгребли съ нихъ истлѣвшую бересту, многіе недужные брали ея кусочки и получали исцѣленіе. Освидѣтельствовавъ мощи святого князя Андрея и не вынимая ихъ изъ земли, преподобный Даніилъ послалъ донесеніе царю и митрополиту. Изъ Москвы для офиціальнаго освидѣтельство ванія св. мощей были присланы архимандритъ Чудовскаго монастыря Іона и протопопъ Успенскаго собора Гурій. Когда они осмотрѣли мощи святого угодника Божія, Іона спросилъ преподобнаго Даніила: «Зачѣмъ ты свидѣтельствовалъ эти мощи? Кто повелѣлъ тебѣ это?»

Преп. Даніилъ былъ сильно огорченъ укоризненными словами Іоны. Святой заплакалъ и говорилъ, что поступилъ не самовольно, а съ дозволенія царя и митрополита, которые приказали ему освидѣтельствовать св. мощи благовѣрнаго князя Андрея. Преп. Даніилъ указалъ на его образъ, сослался на службу святому. Наконецъ, преп. Даніилъ представилъ трехъ человѣкъ, которые получили исцѣленіе отъ недуговъ при открытіи св. мощей: управитель царскихъ селъ Іоаннъ Оклячеевъ сказалъ, что онъ исцѣлился отъ долголѣтней головной болѣзни послѣ прикосновенія къ мощамъ благовѣрнаго св. князя Андрея; одна женщина изъ Переяславля разсказала, что три года она страдала тяжелою болѣзнею горла, не могла выговорить слова, но когда, при открытіи мощей святого князя, она взяла кусочекъ бересты и проглотила его, тотчасъ же почувствовала облегченіе и стала свободно говорить; другая женщина также при помощи бересты отъ мощей святого исцѣлилась отъ продолжительной глазной болѣзни.

Но ни доводы преподобнаго Даніила, ни засвидѣтельствованныя чудеса святого князя Андрея не убѣдили Іону и Гурія. Іона обратился къ преподобному съ такими словами: «Преосвященный митрополитъ ничего не сказалъ мнѣ о святыхъ мощахъ и не далъ никакого приказанія». Это значило, что митрополитъ Іоасафъ оставилъ дѣло на рѣшеніе самихъ Іоны и Гурія, а они сочли недостаточно ясными свидѣтельства о святости благовѣрнаго князя Андрея и отказывались прославить угодника Божія церковнымъ празднованіемъ. Преподобный Даніилъ сильно огорчился рѣшеніемъ митрополита и посланныхъ имъ слѣдователей и предсказалъ, что за невѣріе въ святость угодника Божія всѣхъ троихъ постигнутъ скорби: митрополитъ скоро будетъ сверженъ съ престола, Іонѣ предсказалъ разныя несчастія, Гурію — потерю любимаго сына. Они смутились, было, услышавъ грозныя предсказанія преп. Даніила, великаго подвижника, но потомъ сказали, что отъ старости онъ лишился смысла (въ то время преподобному было 80 лѣтъ) и говоритъ неподобное. Однако, пророчество преподобнаго Даніила точно сбылось! Митрополитъ Іоасафъ, управлявшій церковью въ малолѣтство царя Іоанна Васильевича, съ великимъ безчествіемъ былъ сверженъ съ престола бояриномъ Шуйскимъ и его сторонниками въ ночь на 3-ье января 1542 года и отправленъ въ Кирилловъ Бѣлозерскій монастырь; Іону постигли великія бѣды, а у Гурія скончался любимый сынъ.

Но заботы преп. Даніила о прославленіи святого князя Андрея не пропали напрасно! Съ того времени воспоминаніе о святомъ князѣ ожило въ Переяславлѣ-Залѣсскомъ и память его начали праздновать мѣстно. Указомъ Святѣйшаго Синода 1749 года мѣстное празднованіе благовѣрному князю Андрею было утверждено: на всѣхъ службахъ въ церквахъ города Переяславля отнынѣ стали поминать святого князя Андрея рядомъ съ именами другихъ угодниковъ Переяславскихъ.

Чудеса при его гробѣ продолжали совершаться. Такъ во время одного пожара деревянная церковь святителя Николая сгорѣла до тла, но гробъ святого князя, его образъ, стоявшій надъ гробомъ, пелена и икона Богоматери на гробѣ остались цѣлы и невредимы. Въ благословенныя царскія времена святыя мощи благовѣрнаго князя Андрея почивали подъ спудомъ въ церкви святителя Николая [6].

Житіе взято изъ книги: «Житія святыхъ на русскомъ языкѣ», книга дополнительная 1-я. Изданіе Синодальной Типографіи. Москва, 1908 г.

Тропарь св. благовѣрному князю Андрею, гласъ 8-й:

Блаженство евангельское возлюбивъ Богомудре княже Андрее, чистоту сердца дѣвствомъ почтилъ еси, и суету міра сего презрѣвъ, устремился еси зрѣти Бога, иже тя прослави чудесы, во врачеваніи различнѣ страждущихъ. Сего ради молимъ тя, проси намъ у Христа Господа, всякихъ скорбей избавленія, и полученіе Царства Небеснаго.

Второй тропарь, гласъ 2-й:

Градъ твой Смоленскъ яко чуждь имѣя, водворился еси во градъ Переяславль, и въ дому святителя Николая жестокимъ житіемъ временную жизнъ совершивъ, востеклъ еси въ горняя предстояти Христу, Егоже моли о творящихъ память твою, да вси вопіемъ ти: радуйся святе княже Андрее, ангеломъ собесѣдниче, и человѣкомъ помощниче.

Примѣчанія:
[1] Переяславль-Залѣсскій, уѣздный городъ Владимірской губерніи, расположенъ при рѣкѣ Трубежѣ и при озерѣ, которое въ древности называлось Клещино — теперь Плещеево. Залѣсскимъ городъ называется въ отличіе отъ Переяславля южнаго (Полтавской губерніи) и существовавшаго въ древнее время Переяславля Рязанскаго.
[2] Въ г. Переяславлѣ очень хорошо сохранился древній земляной валъ, въ которомъ видны мѣста прежнихъ воротъ. Церковь святителя Николая въ царскія времена стояла внѣ вала, у южныхъ воротъ.
[3] Золотую цѣпь и перстень изъ Никольской церкви взялъ въ Москву великій князь Іоаннъ Васильевичъ (съ 1462 по 1505 г.). Вериги святого Андрея хранились въ Никольской церкви въ благословенныя царскія времена, а хартія затерялась.
[4] Преп. Даніилъ, Переяславскій Чудотворецъ, родился въ 1460 г. Подвизался сначала въ Переяславскомъ монастырѣ Никиты Столпника, постриженіе принялъ въ Боровской обители преп. Пафнутія, послѣ чего вернулся въ родной городъ и около 30-ти лѣтъ провелъ въ Горицкомъ монастырѣ. Въ 1508 году онъ основалъ въ Переяславлѣ свой монастырь во имя Пресвятой Троицы, который существовалъ въ благословенныя царскія времена и назывался Даниловъ. При жизни преподобнаго монастырь отличался широкой благотворительностью. Скончался преп. Даніилъ 7 апрѣля 1540 г. Память его празднуется 7-го апрѣля.
[5] Митрополитъ Іоасафъ управлялъ Русскою Церковью съ 1539 по 1542 г.
[6] Церковь святителя Николая Чудотворца сначала была деревянная. Въ 1714 г. закончена постройкой каменная церковь. Около того же времени при ней учрежденъ Дѣвичій Княжескій Андреевскій монастырь. Въ 1764 г. монастырь упраздненъ и обращенъ въ приходскую церковь. Въ благословенныя царскія времена при церкви Святителя Николая чудотворца было два придѣла: одинъ во имя св. великом. Димитрія Солунскаго, другой (устроенный въ 1812 г.) во имя св. благовѣрнаго князя Андрея.

Источникъ: М. В. Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста. Выпускъ шестнадцатый. [1970 г.] — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1970. — С. 104-108.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.