Церковный календарь
Новости


2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 16-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 15-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (26-30) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (21-25) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-04 / russportal
Прот. М. Хитровъ. Слово на Введеніе во храмъ Пресв. Богородицы (1898)
2018-12-04 / russportal
Слово въ день Введенія во храмъ Пресвятой Богородицы (1866)
2018-12-03 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 124-й (1899)
2018-12-03 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 123-й (1899)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 10 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 24.

Духовные писатели Русскаго Зарубежья

Монахиня Варвара (Суханова) († 1972 г.).

Монахиня Варвара (въ мірѣ Вѣра Суханова) († 1972), духовная писательница, вѣрное чадо РПЦЗ. Родилась въ 1896 г. въ купеческой семьѣ. Во время Первой міровой и Гражданской войнъ служила сестрой милосердія. Съ послѣдними частями Бѣлой Арміи оставила Россію. Работала учительницей въ русской гимназіи въ Панчевѣ (Сербія). Въ 1929 г. поступила послушницей въ Лѣснинскую женскую обитель въ Хопово (Сербія). Несла самыя разныя послушанія: была клиросной, занималась съ дѣтьми Хоповскаго пріюта, писала иконы. Въ 1932 г. была пострижена въ монашество. Въ 1950 г. вмѣстѣ съ другими сестрами обители переселилась изъ Югославіи во Францію. Мать Варвара много писала. Ея статьи и разсказы появлялись еще въ «Православной Карпатской Руси» (впослѣдствіи «Православная Русь») и въ приложеніи «Дѣтство во Христѣ», когда Братство преп. Іова Почаевскаго находилось еще на Карпатахъ, во Владиміровой. Составила около четырехсотъ «Житій святыхъ для дѣтскаго и юношескаго возраста», которыя подъ иниціалами «М. В.» (Монахиня Варвара) вначалѣ публиковались въ журналѣ «Православная жизнь», а затѣмъ отдѣльными выпусками издавались въ Свято-Троицкомъ монастырѣ въ Джорданвиллѣ (всего было напечатано двадцать такихъ сборниковъ). М. Варвара мирно скончалась послѣ продолжительной болѣзни 27 ноября (10 декабря) 1972 г. въ Лѣснинскомъ монастырѣ (Провемонъ, Франція).

Сочиненія мон. Варвары (Сухановой)

М. В.
Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста.
Выпускъ шестнадцатый. [1970 г.]

Житіе преподобнаго отца нашего Діодора, Юрьегорскаго чудотворца [1].
Память его празднуется 27-го ноября.

Преподобный отецъ нашъ Діодоръ родился въ концѣ XVI столѣтія въ селѣ Турчасовѣ Каргопольскаго уѣзда, на рѣкѣ Онегѣ, близъ Бѣлаго моря [2]. Отца его звали Іероѳей, мать — Марія. Во святомъ крещеніи онъ получилъ имя Діомидъ. Когда Діомиду было 15 лѣтъ, онъ, принявъ благословеніе своихъ благочестивыхъ родителей, отправился помолиться въ Соловецкій монастырь [3] и не возвратился оттуда въ родительскій домъ. Святой юноша всею душою полюбилъ монастырскую жизнь и ревностно трудился въ славной обители, проходя разныя службы съ полнымъ послушаніемъ, безъ всякаго прекословія и ропота. И всѣ братья полюбили смиреннаго, кроткаго юнаго святого.

Съ великимъ страхомъ Божіимъ и смиреніемъ стоялъ святой въ храмѣ, слушая священное пѣніе и чтеніе. Всѣмъ сердцемъ юный подвижникъ стремился къ ангельскому образу и, когда ему минуло 19 лѣтъ, онъ слезно молилъ игумена Антонія [4] сподобить его иноческаго постриженія. Видя смиреніе и слезы юноши, игуменъ далъ повелѣніе постричь его и наречь въ монашествѣ Діодоромъ. Затѣмъ переданъ былъ онъ подъ руководство старца, опытнаго въ иноческомъ житіи, священноинока Іосифа, родомъ изъ Великаго Новгорода [5]. Старецъ этотъ былъ великимъ почитателемъ пустыннаго монашества и нерѣдко разсказывалъ своему юному послушнику, какъ въ лѣсныхъ дебряхъ спасаются святые пустынники. И душа юнаго подвижника устремлялась въ пустыню. Святой жаждалъ полнаго уединенія, полной тишины. Онъ возжелалъ всѣмъ сердцемъ поселиться въ лѣсу среди пустынножителей и подражать ихъ многотрудной жизни! Преподобный Діодоръ непрестанно помышлялъ теперь только объ этомъ, хотя очень усердно исполнялъ свои тяжелыя послушанія въ хлѣбнѣ и поварнѣ. Одинъ разъ, трудясь съ братіями въ хлѣбнѣ, преподобный смотрѣлъ на озеро [6]. Вдругъ онъ сказалъ имъ: «Смотрите, братія: по водѣ какъ по суху ходитъ пустынножитель!»

Братья посмотрѣли, но ничего не видали. Послѣ того юный подвижникъ служилъ въ квасопарнѣ. Труждаясь безъ лѣности, онъ усердно молился Господу и въ храмѣ и въ келліи. Много лѣтъ подвизался такъ преподобный Діодоръ въ Соловецкомъ монастырѣ. Сюда пришелъ къ нему престарѣлый отецъ его Іероѳей къ радости преподобнаго, принялъ монашеское постриженіе и прожилъ въ монастырѣ до смерти. Подвижникъ похоронилъ родителя своими руками.

По смерти отца у преподобнаго Діодора укрѣпилось стремленіе оставить многолюдный монастырь, уйти въ пустыню, и въ полномъ безмолвіи работать Господу. Святой жаждалъ многоскорбной, тяжелой жизни отшельника. Выходилъ святой изъ Соловецкой обители на островъ [7], чтобы разыскать тамошнихъ отшельниковъ, побесѣдовать съ ними, даже жить съ пустынниками. Сорокъ дней ходилъ преподобный по острову. Онъ питался только травой и росой. Святой изнемогъ отъ голода. Еле дыша, онъ легъ подъ деревомъ. Здѣсь нашли его братья Соловецкаго монастыря, пришедшіе сюда собирать растенія и ягоды. Братья подумали, что святой подвижникъ умеръ. На носилкахъ принесли они его къ монастырскому подворью. Когда же братія замѣтили въ немъ признаки жизни, то поняли, что онъ изнемогаетъ отъ голода. Тотчасъ же дали ему хлѣба съ квасомъ. Такъ былъ спасенъ ревнитель пустыннаго подвига отъ голодной смерти.

Этотъ несчастный случай не удержалъ преп. Діодора отъ исполненія своего завѣтнаго желанію. Вскорѣ онъ снова отправляется на Соловецкій островъ и поселяется на немъ. Первое время преподобный занималъ пустую келлію, оставленную неизвѣстнымъ пустынникомъ. Когда же преподобному удалось, наконецъ, встрѣтить двухъ отшельниковъ и побесѣдовать съ ними о пустынной жизни, то онъ еще болѣе возлюбилъ подвигъ отшельничества. Самъ поставилъ онъ себѣ въ лѣсу хижину и пребывалъ въ ней, трудясь днями и проводя ночи въ молитвѣ.

Преподобнаго не оставляла мысль посѣтить всѣхъ отшельниковъ острова, безвѣстныхъ тружениковъ и рабовъ Божіихъ, скрывавшихся отъ человѣческихъ взоровъ въ лѣсныхъ дебряхъ. Помолясь Господу и Соловецкимъ чудотворцамъ объ исполненіи своего завѣтнаго желанія, преп. Діодоръ началъ обходить пустыню. И милосердный Господь внялъ молитвамъ угодника Своего: сподобилъ его видѣть многочисленныхъ отшельниковъ, — иноковъ и мірянъ, которые тогда спасались на Анзерскомъ и Соловецкихъ островахъ [8]. Желая облегчить ихъ подвигъ, преподобный началъ часто приходить въ монастырь и приносить имъ оттуда пропитаніе. Погребалъ скончавшихся.

Однажды зимою пошелъ святой въ пустыню и встрѣтился съ отшельникомъ Никифоромъ, міряниномъ, родомъ изъ Новгорода. Отшельникъ въ эту студеную пору былъ совершенно нагой. Благодать Божія согрѣвала подвижника. Пустынножитель, обратившись къ преп. Діодору, сказалъ: «Посѣщай, посѣщай, Діодоръ, чтобы и самого тебя посѣтилъ Богъ». И побѣжалъ. Преп. Діодору хотѣлось побесѣдовать съ пустынникомъ, но онъ не могъ догнать его.

Посѣтивъ еще болѣе совершеннаго отшельника, преподобный удостоился бесѣды съ нимъ и узналъ, кто онъ такой. Его имя было Тимоѳей, родомъ онъ былъ изъ города Алексина [9]. Онъ ушелъ въ пустыню въ Смутное время въ царствованіе перваго Лже-Димитрія [10], уходя отъ великаго мятежа и разстройства въ Московскомъ государствѣ. Въ малой ладьѣ прибылъ Тимоѳей на островъ, пришелъ въ пустыню, построилъ себѣ хижину, сталъ жить въ ней. Пустынникъ 3 года терпѣлъ искушенія, пока явившійся свѣтообразный старецъ не указалъ ему траву, которой онъ долженъ питаться, и воду, которую долженъ пить. Одушевленный разсказомъ пустынножителя, преп. Діодоръ рѣшилъ окончательно поселиться въ пустынѣ.

«Рабъ Христовъ, — сказалъ преп. Діодоръ пустыннику Тимоѳею, «моли Бога, чтобы Онъ помогъ мнѣ нести труднѣйшій подвигъ жизни отшельника. Молись, чтобы Господь въ этомъ подвигѣ спасъ мою душу!»

Преподобный сталъ часто ходить къ Никифору и Тимоѳею, приносилъ имъ все необходимое, молилъ ихъ продолжать свой высокій подвигъ, утѣшалъ въ скорбяхъ, самъ обѣщал до смерти хранить обѣтъ иночества и неисходно пребывать въ пустынѣ.

Многіе иноки по примѣру преп. Діодора стали оставлять монастырь и поселяться въ пустынѣ. Братья Соловецкаго монастыря начали роптать на преп. Діодора и говорили: «Онъ разоряетъ монастырь, а пустыни устраиваетъ монастырскимъ добромъ. Пустыни наполняетъ братіями, которыхъ уводитъ изъ монастыря. Проживая въ пустынѣ они уже не трудятся для обители. Прельщаются и другіе. Если теперь будемъ мы послаблять ему, то онъ Соблазнитъ многихъ и немалый вредъ принесетъ монастырю».

Въ это время въ пустыню, слѣдуя преп. Діодору, ушелъ изъ монастыря больничный келарь Кирикъ. Оскорбились его уходомъ больничные братья и слезно просили своего игумена преп. Иринарха [11], чтобы онъ велѣлъ отыскать Кирика въ пустынѣ черезъ отшельника Діодора. «Кирикъ опечалилъ насъ своимъ отшествіемъ, говорили они игумену, потому что никто не умѣлъ такъ покоить насъ, какъ онъ. Скорбимъ мы теперь!»

Слыша ихъ жалобу, игуменъ и вся братья Соловецкая сильно разгнѣвались на преп. Діодора. Послали на островъ нѣкоторыхъ изъ братіи, стрѣльцовъ и монастырскихъ работниковъ, чтобы разыскать преподобнаго Діодора и другихъ отшельниковъ. Ихъ нашли, схватили, келліи ихъ разорили и привели въ монастырь, какъ преступниковъ. Преподобнаго же Діодора, какъ виновника всему, привели связаннаго, какъ злодѣя. Всѣмъ пустынникамъ было приказано жить въ монастырѣ, а преподобнаго Діодора заковали въ желѣзо и бросили въ больницу. Здѣсь святой пробылъ пять съ половиною мѣсяцевъ въ строгомъ заключеніи, не имѣя возможности выйти ни въ церковь, ни къ братіи. Освободившись по Божіей милости отъ узъ, преподобный тайно покинулъ монастырь уже навсегда и ушелъ въ прежнюю свою пустыню. Всѣ келліи и жилища пустынниковъ были разорены. Видѣлъ это преп. Діодоръ, скорбѣлъ и молился со слезами: «Милостивый Господи, Владыко Человѣколюбче! Если угодно Тебѣ это, да будетъ воля Твоя».

Долго и усердно искали преподобнаго Діодора братія Соловецкаго монастыря, но не нашли, такъ какъ Господь покрылъ раба Своего. Шесть мѣсяцевъ пробылъ преподобный въ пустынѣ въ непрестанной молитвѣ Господу и Соловецкимъ угодникамъ, чтобы найти ему болѣе удобное и безопасное мѣсто для безмолвія. Одинъ только, кажется, человѣкъ изъ Соловецкой братіи зналъ мѣсто пустыннаго уединенія преподобнаго Діодора, — родной братъ его [12], который иногда и посѣщалъ пустынника. Разъ пришелъ онъ къ келліи брата-отшельника. Не получая отвѣта на свое молитвенное привѣтствіе, онъ вошелъ внутрь келліи и увидалъ преподобнаго безъ чувствъ, лежащимъ на землѣ, сильно распухшимъ. Подвижникъ объяснилъ брату, что избитъ бѣсами.

Послѣ того преподобный Діодоръ рѣшилъ уйти для подвиговъ на другое мѣсто. Онъ переплылъ на лодкѣ море и, выйдя на берегъ въ устьѣ рѣки Онеги [13], возблагодарилъ Господа, помогшаго ему безопасно переплыть морскую пучину. Оттуда онъ поплылъ вверхъ по рѣкѣ, ища мѣста для поселенія. Преподобному понравилось пустынное мѣсто по рѣчкѣ Кенѣ, не доходя Кенозера [14]. Здѣсь онъ рѣшилъ поселиться. Сотворивъ молитву, поставилъ онъ крестъ, срубилъ келлію и предался обычнымъ подвигамъ, прилагая труды къ трудамъ, принося Господу благовонное кадило молитвъ своихъ.

Но ревностнаго отшельника и здѣсь ждали испытанія. Около того мѣста крестьяне ловили звѣрей. Встрѣтивъ преподобнаго, они избили его и сожгли келлію и лодку. Надругались надъ святымъ старцемъ, таскали его за ноги и оставили еле живымъ. При этомъ крестьяне кричали великому подвижнику: «Зачѣмъ поселился ты здѣсь? Ужъ не хочешь-ли поставить монастырь? Не задумалъ-ли отнять насильно наши угодья и рыбную ловлю? Если не уйдешь отсюда, убьемъ тебя!»

Преподобный ушелъ оттуда, молясь за своихъ обидчиковъ. Придя къ рѣкѣ Онегѣ, подвижникъ сталъ подъ берегомъ на обычную молитву, а въ это время ѣхалъ къ рѣкѣ богатый Московскій купецъ Надѣя Свѣтечниковъ. Увидя старца, онъ поклонился ему и спросилъ, откуда и кто онъ.

«Нищій я и скитаюсь», смиренно отвѣчалъ подвижникъ. На настойчивые разспросы купца преподобный Діодоръ разсказалъ ему о своихъ злоключеніяхъ. Купецъ разгнѣвался на крестьянъ, пожалѣлъ невинно обиженнаго подвижника и сказалъ ему: «Я донесу обо всемъ царю и онъ отмститъ твоимъ обидчикамъ»

Но блаженный старецъ не хотѣлъ этого и молилъ своего защитника: «Нѣтъ, господинъ мой, не дѣлай этого, не доноси царю».

Купецъ обѣщалъ исполнить волю кроткаго святого старца, но, придя въ Кенозерское село, разсказалъ мѣстному судьѣ о поселянахъ, избившихъ святого, и грозилъ донести на нихъ. Виновные испугались. Они разыскали подвижника и, припадая къ его ногамъ, умоляли вернуться на прежнее мѣсто, соглашаясь устроить ему келлію и всячески покоить его.

Но преподобный Діодоръ удалился отъ нихъ къ Заводлому озеру. Нашелъ онъ тамъ пустынное мѣсто — гору Юрьеву при Юрьевѣ озерѣ [15]. Мѣсто это отличалось красотой и показалось преподобному удобнымъ для отшельничества. Возрадовался великій пустынникъ, возблагодарилъ Господа, водрузилъ крестъ, построилъ келлію и предался подвигамъ пустыни: бдѣнію, молитвѣ и трудамъ. Семь лѣтъ подвизался здѣсь преподобный Діодоръ совершенно одинъ. Послѣ того пришелъ къ нему нѣкій инокъ Прохоръ. Онъ увидѣлъ труды преподобнаго, удивился его равно-ангельной жизни и остался его сожителемъ.

Много разъ пустынники слышали звонъ на мѣстѣ томъ, слышали его и приходившіе сюда мірскіе люди. Они говорили объ этомъ святомъ старцу. Преподобный же прославлялъ Господа. И вотъ однажды явился ему святолѣпный мужъ и сказалъ: «Богу угодно, чтобы на мѣстѣ этомъ былъ храмъ во имя Живоначальныя Троицы, другой — во имя Пречистой Богородицы, честнаго и славнаго Ея Введенія, третій — во имя преподобныхъ Зосимы и Савватія Соловецкихъ чудотворцевъ. Соберутся сюда братія, и общежитіе умножится».

Но пустынникъ не помышлялъ о созданіи монастыря и не придалъ видѣнію особеннаго значенія. Видѣніе повторилось. Повторилось и небесное повелѣніе. Преп. Діодоръ сталъ совѣтоваться съ Прохоромъ. Онъ говорилъ своему сожителю: «Недоумѣваю, какъ могу я устроить общежительный монастырь съ тремя храмами, когда не имѣю ни одной мѣдницы!» Такъ смущался и размышлялъ святой пустынникъ, но въ слѣдующую же ночь явился ему въ третій разъ святолѣпный мужъ и сказалъ: «Что ты помышляешь въ сердцѣ своемъ и недоумѣваешь? Ты безпокоишься, что ничего не имѣешь? Но пойми, что судьбы Божіи не испытанны и «вся возможна суть у Бога» [16]. Не думай теперь ни о чемъ».

Далѣе явившійся посылаетъ преподобнаго въ Москву, къ келарю Троицкой Лавры, велитъ разсказать ему все происшедшее и обѣщаетъ, что келарь будетъ строить храмы на этомъ мѣстѣ и что найдутся и другіе строители монастыря.

«Ты же не преслушайся», говорилъ явившійся мужъ преподобному, « — не наводи на себя гнѣва Божія».

И сталъ невидимъ...

Тою же ночью преподобный рѣшилъ идти въ Москву. Онъ сказалъ Прохору о своемъ рѣшеніи, просилъ его потерпѣть на этомъ мѣстѣ, стойко пребывать въ постѣ и молитвѣ и ждать его возвращенія. Горячо помолился преп. Діодоръ и съ Божіей помощію отправился въ дальній, трудный путь. Пришелъ великій подвижникъ въ Троице-Сергіеву Лавру, помолился у мощей Сергія и Никона, Радонежскихъ чудотворцевъ. Келаря Александра Булатникова [17] въ Лаврѣ онъ не засталъ: въ то время келарь былъ въ Москвѣ. Преп. Діодоръ поспѣшилъ въ Москву, молился предъ ея святынями и разыскалъ келаря Александра. Келарь разсказалъ о пришедшемъ изъ Поморскаго края пустынникѣ благочестивой матери царя Михаила Ѳеодоровича инокинѣ Марѳѣ [18]. Она призвала преподобнаго къ себѣ, разспрашивала о его пустынной жизни, о мѣстѣ подвиговъ, о видѣніи, котораго удостоился, дала ему церковные сосуды, образа, книги, ризы, колокола и двѣсти рублей денегъ на устройство церквей и монастыря. Обѣщалась жертвовать и на будущее время, наказавъ блаженному старцу приходить къ ней и напоминать о нуждахъ пустынной его обители. Инокиня Марѳа повелѣла преподобному съ усердіемъ устраивать монастырь свой. Повѣдала она о подвижникѣ своему сыну, царю Михаилу Ѳеодоровичу, и благочестивый царь далъ ему грамоту. Келарь Александръ также снабдилъ преподобнаго книгами, ризами, колоколами и деньгами. Жертвовали и другіе христолюбцы и надавали подвижнику 300 рублей [19].

Изъ Москвы преп. Діодоръ пошелъ въ Великій Новгородъ къ митрополиту Кипріану [20], своему епархіальному владыкѣ, чтобы просить его дозволенія на устроеніе монастыря. Келарь Александръ далъ преподобному письмо къ митрополиту съ просьбою оказать покровительство подвижнику. Новгородскій владыка принялъ святого старца очень ласково, помѣстилъ у себя, обо всемъ разспрашивалъ. Онъ полюбилъ великаго пустынника и съ радостію далъ ему благословенную грамоту на построеніе монастыря, антиминсъ на освященіе церкви, денегъ, разныхъ припасовъ на путь-дорогу. Далъ онъ ему жалованную грамоту, которой освобождалъ монастырь отъ податей. Далъ для новой обители и священника, который долженъ былъ совершать богослуженіе. Отпуская блаженнаго старца, митрополитъ обѣщалъ ему покровительство и помощь на будущее время.

Радостно шелъ преподобный Діодоръ въ свою желанную пустыню, размышляя и удивляясь тому, какъ это, ранѣе ничего не имѣя, онъ получилъ все нужное для устройства храмовъ и монастыря. Еще болѣе возрадовался онъ, увидѣвъ своими глазами дорогую пустыню, убогую келлію и сожителя своего Прохора, который дожидался здѣсь возвращенія блаженнаго старца.

Преподобный началъ трудиться надъ созданіемъ обители. Прежде всего онъ обратился къ Господу съ усердной молитвой: показать ему то мѣсто, гдѣ долженъ быть устроенъ главный храмъ монастыря. И удостоился онъ видѣнія: съ неба сошелъ превеликій Крестъ и сталъ на горѣ; около же креста вилось множество вороновъ, которые спустились потомъ на гору и разсѣлись по деревьямъ. И услышалъ преподобный голосъ, говорящій: «На этомъ мѣстѣ да воздвигнется храмъ Пресвятой Троицѣ. А сколько видишь здѣсь птицъ, столько сойдется сюда иноковъ, и на этомъ мѣстѣ прославится имя Божіе».

Преподобный повѣдалъ Прохору о видѣніи, и они прославили Бога. Потомъ подрядили плотниковъ и работниковъ рубить лѣсъ на церковное зданіе. Когда лѣсъ былъ готовъ, приступили къ постройкѣ деревяннаго храма во имя Живоначальной Троицы. Въ прежнее время на Юрьевой горѣ было языческое кладбище, ложнымъ богамъ приносились тамъ жертвы, и мѣсто это было нечисто. Когда начали строить храмъ, гора тряслась, слышны были въ ней крики. Плотники испугались и хотѣли оставить работу. Тогда святой совершилъ на горѣ молебное пѣніе, окропилъ мѣсто святою водою и — бѣсы съ шумомъ и криками бѣжали въ Юрьево озеро, потомъ исчезли въ лѣсу. Поставивъ храмъ во имя Живоначальной Троицы, приступили къ постройкѣ Введенскаго храма и придѣла во имя Соловецкихъ чудотворцевъ. Устроили келліи, монастырь обнесли оградой. Іерей, приведенный преподобнымъ Діодоромъ изъ Новгорода совершалъ богослуженія въ главномъ храмѣ [21].

Братіи въ новоустроенной обители первое время было всего трое: преподобный Діодоръ, его сожитель Прохоръ и священникъ, пришедшій изъ Новгорода. Но потомъ одинъ по одному начали сходиться къ нимъ міряне, постригались во иноческій образъ и трудились въ пустынной обители со смиреніемъ и послушаніемъ. Самъ преподобный прилежно и съ любовію трудился для братіи и въ хлѣбнѣ и въ поварнѣ, мылъ братскія свиты и заботился о братіи, какъ отецъ о дѣтяхъ. Новоначальныхъ братій онъ утѣшалъ и училъ трудиться, подвизаться, избѣгать празднословія, которымъ врагъ часто прельщаетъ иноковъ.

Разъ, стоя на молитвѣ, преподобный увидѣлъ какъ бы мѣдный столбъ — отъ земли до неба. У столба того висѣли крючья, и по нимъ поднимаются многіе иноки. Одни по крючьямъ и столбу восходятъ до небесъ, небеса отверзаются, великій свѣтъ озаряетъ пришедшихъ, и небеса затворяются снова. Другіе поднимаются лишь до половины столба и падаютъ на землю, чтобы снова начать восхожденіе. Видѣніе означало трудность и высоту иноческаго подвига.

Когда въ монастырь Живоначальной Троицы собралось много братіи, почувствовался недостатокъ въ хлѣбѣ и въ другихъ продуктахъ, необходимыхъ для пропитанія. И не откуда было получить ихъ въ пустынной обители: мѣсто далеко отстояло отъ мірскихъ селъ. А въ лѣтнее время, по причинѣ окружающихъ болотъ, къ монастырю не было и дороги. Только съ большимъ трудомъ и по крайней нуждѣ доходилъ кто нибудь до обители. Насталъ голодъ, и братія начали роптать на преподобнаго Діодора.

«Неразумно истратилъ ты всѣ средства на постройки: въ одно время выстроилъ три храма, поставилъ келліи, оградилъ монастырь. А теперь намъ нечѣмъ питаться. Лучше бы ты поставилъ сначала одинъ храмъ, а другой послѣ. Не можемъ переносить мы голода и завтра же утромъ всѣ разойдемся, кто куда хочетъ».

Блаженный старецъ утѣшалъ голодныхъ братьевъ и говорилъ: «Потерпите, братія. Богъ насъ не оставитъ, такъ какъ можетъ пропитать насъ».

Но братья не переставали роптать. Святой старецъ сталъ на молитву и просилъ Господа не оставить уповающихъ на него. Тогда явился преподобному святолѣпный мужъ и сказалъ: «Не малодушествуй, укрѣпляй братію и вспомни, сколько душъ пропиталъ Господь въ пустынѣ: неужели же васъ немногихъ не можетъ Онъ пропитать? Трудитесь и благодарите Бога, ловите на озерахъ рыбу».

Явленіе это повторилось два раза. Но преподобный не повѣрилъ своимъ видѣніямъ: онъ считалъ ихъ бѣсовскимъ наважденіемъ. Увидѣвъ святолѣпнаго старца въ третій разъ онъ испытывалъ его, заставляя читать молитву. Явившійся прочелъ «Достойно есть», и лицо его озарилось неземнымъ свѣтомъ. Преподобный Діодоръ упалъ къ ногамъ чуднаго старца и вопрошалъ его: «Кто ты, господинъ мой, и почему имѣешь такое попеченіе о мѣстѣ этомъ и о братіи — о насъ грѣшныхъ? Сладкій свѣтъ осіялъ сердце мое въ твоемъ присутствіи».

«Я постриженникъ Кириллова монастыря, игуменъ Ошевенскаго монастыря. Имя мое Александръ [22]. Не скорби, Діодоръ, укрѣпляй братію! Возложите упованіе на Бога, работайте Ему со страхомъ и Всемогущій Господь пропитаетъ васъ».

Затѣмъ чудотворецъ напомнилъ свои слова, сказанныя въ прежнія явленія, предсказалъ умноженіе братіи въ обители и сталъ невидимъ...

Преподобный Діодоръ прославилъ Бога и угодника его, преподобнаго Александра, и умолилъ братьевъ идти на озеро и ловить рыбу. Братья пошли на ловлю и поймали множество рыбъ. Потомъ продали ихъ за 60 рублей и купили хлѣба и всего потребнаго. Въ другой разъ во время голода сподвижникъ преподобнаго Прохоръ услышалъ гласъ отъ образа Пресвятой Богородицы предъ которымъ молился: «Не скорбите, но имѣйте любовь между собою и трудитесь. Богъ не оставитъ васъ, но пропитаетъ на этомъ мѣстѣ. Идите на озеро и ловите рыбу». И снова братья наловили множество рыбы. Случилось и еще разъ голодать Юрьевской братіи. Иноки роптали на преподобнаго, а онъ, кроткій душею, утѣшалъ братьевъ, призывалъ надѣяться только на Бога, Который не заставитъ терпѣть выше силъ и будетъ милостивъ. Братья успокоились и, вышедши послѣ за монастырь по дѣлу, они увидѣли лежащей черную лисицу, взяли ее и, продавъ ее за 8 рублей, купили пищи.

До этого времени у монастыря не было своей пахотной земли и своего хлѣба, потому часто и приходилось братьямъ голодать. Теперь, когда братья умножились, преподобный и сподвижникъ рѣшили завести свои пашни. Иноки рубили лѣсъ и распахивали землю.

Но преподобному готовились новыя тяжкія испытанія. Въ то время присланъ былъ патріархомъ Всероссійскимъ Филаретомъ [23] въ Юрьегорскій монастырь опальный старецъ Ѳеодосій. Поживъ недолго въ обители онъ замыслилъ зло на преподобнаго Діодора — рѣшилъ убить святого старца. Улучивъ время, злодѣй зазвалъ подвижника въ лѣсъ и тамъ исполнилъ свой замыселъ: повалилъ преподобнаго на землю, билъ его безъ милости и давилъ за горло. Потомъ злодѣй потащилъ безчувственнаго подвижника подъ лежачее дерево и накрылъ имъ, думая, что святой умеръ. Но благодать Божія помогла преподобному. Онъ пришелъ въ себя и съ великимъ трудомъ добрелъ до своей келліи. Увидѣвъ преподобнаго, Ѳеодосій обмеръ отъ страха. Потомъ пришелъ въ келлію подвижника, палъ ему въ ноги, и со слезами просилъ у него прощенія, умоляя не сказывать никому о происшедшемъ. Кроткій святой старецъ простилъ преступника, не разгнѣвался даже на него и только замѣтилъ: «Богъ да проститъ тебѣ, чадо: ибо не твое это дѣло, но бѣсовское».

Блаженный старецъ обѣщалъ Ѳеодосію отъ всѣхъ скрыть его преступленіе и сталъ любить его болѣе прежняго. Но злодѣя нисколько не тронуло незлобіе святого и ничуть не исправило. Прошло немного времени и Ѳеодосій началъ возмущать противъ преподобнаго Діодора новоначальныхъ иноковъ, уговаривалъ ихъ уйти изъ монастыря. Одинъ разъ братья рубили лѣсъ. Былъ съ ними и Ѳеодосій. Онъ вырѣзалъ топоромъ на деревѣ подобіе лица преподобнаго Діодора, подписалъ его имя и началъ бить изображеніе плетью. Всѣ смѣялись на это. Ѳеодосій продолжалъ возмущать новоначальныхъ братьевъ и прельстилъ 17 человѣкъ бѣжать изъ монастыря. Сговорившись, они ограбили монастырскую казну, взяли изъ имущества обители столько, сколько могли унести съ собою. и, оскорбивъ угодника Божія, ушли. Но святой старецъ не огорчился лишеніемъ монастырскихъ достатковъ, онъ даже радовался уходу недостойныхъ братьевъ, которые соблазняли своимъ неповиновеніемъ другихъ. Уповая на одного Бога, блаженный благодарилъ Его за всѣ скорби. Много обидъ принялъ преподобный Діодоръ и отъ другихъ неразумныхъ людей и всегда терпѣлъ безропотно, молясь за своихъ оскорбителей, направляя ихъ ко спасенію. Святой кротко, съ любовію ихъ обличалъ, уговаривалъ и наставлялъ на путь истинной христіанской жизни. И прежніе его враги дѣлались его почитателями, преклонялись предъ его незлобіемъ, терпѣніемъ, кротостію. Часто великій святой уединялся отъ братьевъ и безмолствовалъ, усердно день и ночь молясь Господу.

Приближалась уже блаженная кончина угодника Божія. По монастырскимъ дѣламъ нужно было преподобному ѣхать въ городъ Каргополь [24]. Предъ отъѣздомъ святой позвалъ къ себѣ священноинока Іоасафа и старца Прохора, перваго сожителя своего, и поручилъ имъ управленіе обителью, убѣждая съ радѣніемъ и безъ послабленій держать монастырь. Старцу Прохору онъ открылъ о своей скорой смерти. «Уже не увидимся мы съ тобою, говорилъ преподобный своему пустынному сподвижнику. Если Богу угодно, встрѣтимся въ будущемъ мірѣ».

Пріѣхавъ въ Каргополь, преподобный Діодоръ скоро заболѣлъ и, послѣ непродолжительной болѣзни, пріобщившись Животворящихъ Таинъ Христовыхъ, съ миромъ преставился въ 27 день ноября 1633 г. Святое его тѣло было погребено при приходской церкви того священника, который его напутствовалъ предъ смертію.

Но недолго трудолюбивому тѣлу подвижника пришлось лежать вдали отъ своей обители. Черезъ два мѣсяца послѣ кончины преподобнаго пришелъ въ Каргополь Прохоръ и взялъ его нетлѣнное тѣло. Привезя святыя мощи угодника Божія въ Юрьегорскій монастырь, старецъ Прохоръ похоронилъ его близъ церкви Живоначальной Троицы на южной сторонѣ [25].

Господь прославилъ преподобнаго Діодора дарами благодати Своей — прозорливости и чудесъ.

Однажды подвижникъ ѣздилъ въ Великій Новгородъ для сбора подаяній на обитель и, возвращаясь оттуда, остановился въ деревнѣ Андомской (близъ Онежскаго озера), у одного христолюбца Іоанна, имѣвшаго дочь дѣвицу, которая предъ тѣмъ была просватана. Бесѣдуя съ преподобнымъ, Іоаннъ сказалъ: «Отче святый! Я хочу дочь свою отдать замужъ». Помолчавъ немного, подвижникъ замѣтилъ: «Рабъ Божій! Подожди недолго и, какъ будетъ угодно Богу о ней, такъ и поступи». На слѣдующій день преподобный отправился въ свою обитель, а дочь Іоанна черезъ сорокъ дней послѣ этого умерла дѣвицей.

Другое чудо случилось послѣ кончины преподобнаго Діодора. Юноша Андрей, послушникъ Юрьегорской обители, жилъ невоздержно, разсѣянно, забывая, что онъ пришелъ въ монастырь для спасенія своей безсмертной души. Не хотя смерти грѣшника, Господь наказалъ легкомысленнаго послушника Андрея слѣпотою. Юноша искалъ у людей себѣ помощи, но не находилъ. Тогда послушникъ пришелъ ко гробу преподобнаго, горячо молился объ исцѣленіи, утиралъ свои слѣпые глаза покровомъ съ гроба и клобукомъ преподобнаго, и тотчасъ прозрѣлъ къ своей великой радости. Это произошло въ 1656 году. Но скоро забылъ легкомысленный Андрей милость угодника Божія и мысленно сталъ возвращаться къ своей распущенной жизни, которая вела его въ адъ. Тогда явившійся ему во снѣ преподобный Діодоръ строго ему сказалъ: «Не согрѣшай, не согрѣшай, чтобы не захворать тебѣ прежнею болѣзнію». Но немного времени помнилъ Андрей предостереженіе угодника Божія и снова сталъ грѣховно, распущенно жить. И напала на него болѣзнь и страдалъ онъ ею, пока не покаялся настоятелю и не исправилъ своей жизни.

Разъ у Андрея возникло желаніе уйти изъ обители. Но преподобный Діодоръ еще разъ явился ему во снѣ и сказалъ: «Терпи на этомъ мѣстѣ и хорошо тебѣ будетъ».

Вспомнилъ Андрей милости, явленныя ему угодникомъ Божіимъ, убоялся оставить обитель, съ радостію обѣщался терпѣть въ ней, сколько будетъ угодно Господу, и принялъ монашеское постриженіе.

Житіе это взято изъ книги: «Житія святыхъ на русскомъ языкѣ». Книга 1-я дополнительная, изд. Москва, Синодальная Типографія 1908 г.

Примѣчанія:
[1] Древнее житіе преп. Діодора написано неизвѣстно кѣмъ въ половинѣ XVII столѣтія.
[2] Турчасово — село Архангельской губ., теперь Онежскаго уѣзда, въ 122 верстахъ отъ уѣзднаго города.
[3] Соловецкій монастырь находится на Соловецкомъ островѣ Бѣлаго моря. Основанъ въ первой половинѣ XV вѣка преподобными Германомъ, Савватіемъ и Зосимой.
[4] Игуменъ Антоній управлялъ Соловецкимъ монастыремъ съ 1603 по 1612 г.
[5] Постриженіе преп. Діодора было при игуменѣ Антоніи, значитъ не ранѣе 1603 г. и не позднѣе 1612 г., черезъ три года по приходѣ преподобнаго въ обитель, когда ему было 19 лѣтъ. Слѣдовательно, онъ родился между 1584 и 1593 г., пришелъ въ Соловецкій монастырь между 1600 и 1609 гг.
[6] Здѣсь, вѣроятно, разумѣется Святое озеро, которое лежитъ близъ монастыря съ восточной стороны.
[7] Вблизи Соловецкаго острова находятся еще острова: Анзерскій, Муксалмскій — большой и малый, два Заяцкихъ — большой и малый. Всего вѣроятнѣе преп. Діодоръ отправился изъ Соловецкаго монаетыря на Соловецкій же островъ.
[8] Въ житіи преподобнаго называются слѣдующіе отшельники: старецъ Ефремъ Черный, мірянинъ Никифоръ Новгрродецъ, иноки: Алексій Калужанинъ, Іоасафъ, Тихонъ Москвитинъ, Ѳеодоръ Рязанецъ, Порфирій, Трифонъ, Іоасафъ Молодой, Севастіанъ. Имена другихъ не названы.
[9] Алексинъ — уѣздный городъ Тульской губ.
[10] Царствовалъ онъ съ 1605 по 1606 г. Его называли «Разстрига», такъ какъ онъ былъ разстриженнымъ монахомъ Григоріемъ Отрепьевымъ.
[11] Управлялъ Соловецкой обителью съ 1613 г. по 1626 г. Память его 17 іюля.
[12] Имя его неизвѣстно.
[13] Рѣка Онега протекаетъ въ губерніяхъ Олонецкой и Архангельской, впадаетъ въ Бѣлое море въ Онежской губ.
[14] Кена — лѣвый притокъ рѣки Онеги. Она вытекаетъ изъ Кенозера — озера на границѣ Пудожскаго и Каргопольскаго уѣзда Олонецкой губ.
[15] Мѣсто это находится въ Онежскомъ уѣздѣ Архангельской губерніи, въ 147 верстахъ къ юго-западу отъ города Онеги, на границѣ Олонецкой губ.
[16] Евангеліе отъ Марка, глава 10, ст. 27.
[17] Александръ Булатниковъ, постриженникъ Соловецкаго монастыря, былъ келаремъ Троицкой Лавры съ 1622 г. по 1642 г. Будучи знатнымъ по происхожденію и воспріемникомъ дѣтей царя Михаила Ѳеодоровича, Александръ имѣлъ значительныя средства и давалъ богатые вклады, главнымъ образомъ, въ монастырь преп. Сергія.
[18] Инокиня Марѳа, насильно постриженная въ монашество Борисомъ Годуновымъ въ 1601 г., была женою боярина Ѳеодора Никитича Романова (въ монашествѣ Филарета) и называлась въ мірѣ Ксенія Іоанновна.
[19] Въ царствовяніе послѣдняго царя-мученика Николая Александровича эти деньги равнялись 4200 рублямъ.
[20] Управлялъ Новгородской митрополіей съ 1626 г. по 1634 г.
[21] Путешествіе преп. Діодора въ Москву и строеніе монастыря относится къ 1626 году. Дальнѣйшая исторія обители такова: она существовала до 1764 г., когда обращена была въ приходскій храмъ Юрьегорскаго погоста. Храмъ Живоначальныя Троицы имѣлъ два придѣла — Введенскій и во имя Зосимы и Савватія, Соловецкихъ чудотворцевъ.
[22] Память преп. Александра Ошевенскаго празднуется 20 апрѣля.
[23] Управлялъ Россійскою Церковью съ 1619 по 1633 г.г.
[24] Уѣздный городъ Олонецкой губерніи на берегу рѣки Онеги.
[25] Мощи преп. Діодора въ благословенныя царскія времена почивали подъ спудомъ въ самой церкви Живоначальной Троицы, въ 1764 г. обращенной въ приходскую.

Источникъ: М. В. Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста. Выпускъ шестнадцатый. [1970 г.] — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1970. — С. 109-120.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.