Церковный календарь
Новости


2018-12-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. 60-лѣтіе священнослуженія митр. Анастасія (1976)
2018-12-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свѣтильникъ Русской Церкви блаж. митр. Антоній (1976)
2018-12-17 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Св. Обитель и духовная школа на служеніи Церкви (1976)
2018-12-17 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Чѣмъ каждый изъ насъ долженъ служить Церкви? (1976)
2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Соборность и церковное сотрудничество (1976)
2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Существуетъ ли невидимая Церковь? (1976)
2018-12-15 / russportal
Первое посланіе къ Коринѳянамъ св. Климента Римскаго (1860)
2018-12-15 / russportal
О святомъ Климентѣ Римскомъ и его первомъ посланіи (1860)
2018-12-14 / russportal
Свт. Зинонъ Веронскій. На слова: "егда предастъ (Христосъ) царство Богу и Отцу" (1838)
2018-12-14 / russportal
Краткое свѣдѣніе о жизни св. священномуч. Зинона, еп. Веронскаго (1838)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 126-й (1899)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 125-й (1899)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 18 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.

Духовные писатели Русскаго Зарубежья

Монахиня Варвара (Суханова) († 1972 г.).

Монахиня Варвара (въ мірѣ Вѣра Суханова) († 1972), духовная писательница, вѣрное чадо РПЦЗ. Родилась въ 1896 г. въ купеческой семьѣ. Во время Первой міровой и Гражданской войнъ служила сестрой милосердія. Съ послѣдними частями Бѣлой Арміи оставила Россію. Работала учительницей въ русской гимназіи въ Панчевѣ (Сербія). Въ 1929 г. поступила послушницей въ Лѣснинскую женскую обитель въ Хопово (Сербія). Несла самыя разныя послушанія: была клиросной, занималась съ дѣтьми Хоповскаго пріюта, писала иконы. Въ 1932 г. была пострижена въ монашество. Въ 1950 г. вмѣстѣ съ другими сестрами обители переселилась изъ Югославіи во Францію. Мать Варвара много писала. Ея статьи и разсказы появлялись еще въ «Православной Карпатской Руси» (впослѣдствіи «Православная Русь») и въ приложеніи «Дѣтство во Христѣ», когда Братство преп. Іова Почаевскаго находилось еще на Карпатахъ, во Владиміровой. Составила около четырехсотъ «Житій святыхъ для дѣтскаго и юношескаго возраста», которыя подъ иниціалами «М. В.» (Монахиня Варвара) вначалѣ публиковались въ журналѣ «Православная жизнь», а затѣмъ отдѣльными выпусками издавались въ Свято-Троицкомъ монастырѣ въ Джорданвиллѣ (всего было напечатано двадцать такихъ сборниковъ). М. Варвара мирно скончалась послѣ продолжительной болѣзни 27 ноября (10 декабря) 1972 г. въ Лѣснинскомъ монастырѣ (Провемонъ, Франція).

Сочиненія мон. Варвары (Сухановой)

М. В.
Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста.
Выпускъ шестнадцатый. [1970 г.]

Житіе и чудеса преподобнаго отца нашего Трифона Печенгскаго [1].
Память его 15 декабря. — Отошелъ ко Господу въ 1583 году.

Преподобный Трифонъ родился и получилъ воспитаніе въ предѣлахъ Новгородскихъ, — въ самомъ-ли Новгородѣ, или гдѣ-либо въ его области, о томъ не сохранилось письменнаго свидѣтельства. По устному же преданію, онъ родился близъ города Торжка [2], гдѣ и жили его благочестивые родители, принадлежавшіе, вѣроятно, къ духовному званію. Преподобный родился въ 1495 году. Подражая богоугодной жизни своихъ родителей, съ юныхъ лѣтъ святой сталъ поститься, усердно молиться, былъ тихъ, кротокъ и милостивъ. Съ величайшей радостію стремился онъ въ домъ Божій, всегда стараясь придти первымъ. Съ величайшимъ благоговѣніемъ внималъ Божественному пѣнію. Горяча была молитва юнаго подвижника. Однажды отрока сильно поразили слова: «Пустыннымъ животъ блаженъ есть, Божественнымъ раченіемъ воскриляющымся» [3]. Понялъ святой отрокъ: крылья для молитвы это пустынная, безмолвная жизнь. Блаженна жизнь пустынножителя. Юный подвижникъ часто сталъ уходить для молитвы въ глухія, непроходимыя мѣста: ни зима, ни зной не могли удержать благочестиваго отрока. Уединеніе пустыни не страшило, а радовало его. Родители тщетно старались удержать святого отрока, такъ какъ по волѣ Божіей онъ стремился въ пустыню.

Однажды, по своему обычаю, святой отрокъ былъ въ пустынѣ и упражнялся здѣсь въ богоугодныхъ подвигахъ. Вдругъ раздался дивный, Божественный голосъ: «Я — Милующій васъ, вспомнилъ о тебѣ. Ступай въ землю пустынную, жаждущую, гдѣ не ходилъ еще никто и не обиталъ ни одинъ человѣкъ». Великій страхъ объялъ подвижника, недоумѣвавшаго, чей голосъ слышалъ онъ.

«Я — Іисусъ, — раздался вторично гласъ, — Которому ты служишь въ этой пустынѣ».

Святой убоялся еще болѣе и сказалъ: «Владыко Господи, я человѣкъ малознающій и не книжный».

Тогда опять послышался голосъ Божій: «Не дерзай противорѣчить. Ступай, куда Я пошлю тебя. Говори, что Я тебѣ повелю».

Послѣ этого святой еще болѣе усердно сталъ молиться к поститься, еще чаще сталъ посѣщать храмъ Божій. По окончаніа церковнаго пѣнія избранникъ Божій уединялся въ пустынѣ для молитвы. Среди божественной тишины онъ думалъ о чудныхъ словахъ, которыя онъ услышалъ въ пустынѣ. Наконецъ, вразумляемый Святымъ Духомъ, онъ постигъ, что подъ именемъ земли непроходимой, жаждущей разумѣются язычники, жаждущіе евангельскаго благовѣстія. Тогда избранникъ Божій оставилъ мѣсто, гдѣ родился, и, будучи еще міряниномъ, направился туда, куда ему указывалъ Господь. И пришелъ святой на берегъ Сѣвернаго Ледовитаго океана, въ Кольскую область на рѣку Печенгу [4]. Издавна страна эта входила въ составъ Новгородскихъ земель, а послѣ паденія Новгорода (въ 1478 г.) перешла подъ власть великихъ князей Московскихъ. Здѣсь обитали лопари [5]. Подражая Господу нашему Іисусу Христу, Который не имѣлъ, гдѣ преклонить главы Своей, преподобный странствовалъ по рѣкѣ Печенгѣ, не имѣя крова и пристанища, скитался по лѣсамъ и горамъ, среди каменныхъ разсѣлинъ и пропастей. Часто ему досаждалн нечистые духи, но святой мужественно претерпѣвалъ всѣ нападки бѣсовъ. Часто, обливаясь слезами, преподобный бросался на землю горячо молился и въ сердечномъ умиленіи взывалъ къ Создателю: «Любовь Твоя, Господи, да отгонитъ отъ меня страхъ, Скажи мнѣ, Господи, путь, на который наставитъ меня десница Твоя».

Кромѣ Господа не съ кѣмъ было бесѣдовать уединенному подвижнику. Вокругъ него обитали лопари, жившіе во мракѣ самаго грубаго язычества. Они почитали богами камни, утесы и горы, рѣки и озера, звѣрей и даже гадовъ. Покланялись грубо сдѣланнымъ идоламъ и заколали имъ въ жертву оленей. Лопари кочевали по мѣстамъ гористымъ или болотистымъ, куда трудно было достигнуть. Ихъ бѣдныя и грязныя поселенія, состоящія изъ шалашей, далеко отстояли другъ отъ друга, верстъ на сто или болѣе. Но вотъ, встрѣчаясь съ лопарями на берегахъ рѣки Печенги, святой началъ вступать съ ними въ бесѣду. Принявъ видъ торговца, святой сначала говорилъ съ ними о предметахъ купли. Затѣмъ, съ Божіей помощію, начиналъ обличать идолопоклонство, говорилъ о суетности, ничтожности ихъ боговъ. А затѣмъ уже начиналъ проповѣдывать о Единомъ, въ Троицѣ Славимомъ, Богѣ. Разсказывалъ о созданіи міра, о грѣхопаденіи, о томъ, какъ Единородный Сынъ Божій Своею крестною смертію искупилъ грѣхи всего міра, повѣдалъ лопарямъ о славномъ воскресеніи Сына Божія, о Его вознесеніи на небо. Ревностно проповѣдывалъ онъ о вѣчномъ царствіи, о блаженствѣ праведниковъ и безконечной мукѣ грѣшниковъ. Мракъ царилъ въ темныхъ, жестокихъ душахъ, и долго не внимали лопари Божественному ученію. Особенно вооружились на святого проповѣдника волхвы, называемые «кебуны». Они вступали въ препирательство съ преподобнымъ, но, не умѣя одолѣть его словами, словно лютые, дикіе звѣри бросались на блаженнаго, всячески старались причинить ему зло, били, толкали, бросали на землю, со злобою вопили и требовали, чтобы святой Трифонъ оставилъ ихъ предѣлы, грозя ему страшными мученіями и лютой смертію. Иногда, вооружившись дреколіемъ, они говорили между собою: «Пойдемъ, убъемъ его». Но хранимый Божіей благодатію, преподобный иногда укрывался въ горахъ или каменныхъ разсѣлинахъ, иногда невидимо проходилъ мимо своихъ враговъ, ослѣпленныхъ злобою. Затѣмъ показывался снова и безбоязненно продолжалъ свою проповѣдь. Нерѣдко лопари видѣли, какъ изъ устъ проповѣдника исходилъ огонь, и дивились такому чуду. Наконецъ, нѣкоторые, внимая словамъ проповѣдника, стали принимать ученіе евангельское. Другіе же темные, неразумные, не вразумлялись чудомъ, а съ яростію кричали: «Возьмемъ и умертвимъ его!»

Но готовые принять святое благовѣстіе теперь говорили имъ: «Мы не находимъ въ немъ вины. Добру учитъ онъ насъ, возвѣщаетъ о царствіи Божіемъ, о будущей жизни, о воскресеніи изъ мертвыхъ. Лучше оставимъ его. Если мы найдемъ въ немъ какую-либо вину, то тогда и убьемъ его».

Съ такими словами отгоняли своего просвѣтителя лопари, а онъ радовался духомъ тому, что подвергся ударамъ и поношенію ради Господа.

Не мало лѣтъ оглашалъ святой ученіемъ своимъ лопарей, жившихъ на рѣкѣ Печенгѣ и по рѣкѣ Пазѣ [6]. Прозрѣвали уже многіе. Но не было іерея, который бы могъ крестить ихъ. Святой Трифонъ отправился въ Новгородъ, взялъ у архипастыря Новгородскаго грамоту и получилъ отъ него благословеніе. Взялъ онъ отсюда также плотниковъ и, возвратившись на рѣку Печенгу, приступилъ къ постройкѣ храма во имя Пресвятой и Живоначальной Троицы. Самъ преподобный продолжалъ подвизаться въ добродѣтеляхъ и изнурялъ свою плоть тѣлесными трудами. Каждую ночь онъ пребывалъ въ усердной молитвѣ, днемъ издалека носилъ на своихъ плечахъ бревна и тесъ для постройки церкви. Не оставлялъ угодникъ Божій и своихъ апостольскихъ трудовъ, но съ великимъ тщаніемъ утверждалъ въ святой вѣрѣ тѣхъ, которые склонялись къ ней. Наконецъ, церковь была построена. Но оставалась она три года неосвященной. Посѣтилъ преподобный Кольскую волость, гдѣ было небольшое число русскихъ пришельцевъ [7], и тутъ неожиданно нашелъ священника Илію, который два раза (въ 1534 и 1535 годахъ) былъ посылаемъ Новгородскимъ архіепископомъ Макаріемъ [8] въ тѣ части епархіи, которыя населены были финнами. Пригласивъ священноинока Илію съ собою, блаженный Трифонъ возвратился на рѣку Печенгу. Илія освятилъ церковь и крестилъ лопарей, которые были просвѣщены проповѣдью преподобнаго. Преподобный же Трифонъ воспринялъ иноческое постриженіе, которое совершилъ надъ нимъ священноинокъ Илія.

Новопросвѣщенные лопари отъ своего усердія начали приносить въ церковь различные дары и клали ихъ къ ногамъ святого Трифона, какъ то было во времена апостольскія. Другіе же отдавали блаженному земли, озера, рѣчныя и морскія угодья. Подвижникъ ничего не бралъ себѣ изъ приносимаго, но отдавалъ все на нужды воздвигнутой имъ церкви, а за подаянія повелѣвалъ въ той церкви молить Бога о здравіи живыхъ и о упокоеніи усопшихъ, записывая имена ихъ въ помянники.

Слухъ о благочестивой жизни преподобнаго сталъ распространяться. Къ нему приходили изъ русскихъ земель бѣльцы и иноки, желающіе подвизаться подъ его руководствомъ. Такъ образовалась обитель при церкви Живоначальной Троицы, и число подвизавшихся въ ней росло все болѣе и болѣе. Новопросвѣщенные лопари дѣлали приношенія преподобному, но этого было недостаточно для поддержанія благолѣпія церковнаго и для пропитанія иноковъ. Много вообще трудностей пришлось перенести преподобному Трифону въ дикой странѣ. Однажды преподобный, замѣсивъ хлѣбъ, вышелъ изъ своей келліи. Въ это время въ келлію вошелъ большой медвѣдь. Опрокинувъ квашню, онъ сталъ ѣсть приготовленное тѣсто. Возвратившись въ келлію и увидѣвъ звѣря, преподобный сказалъ: «Именемъ Господа Іисуса Христа повелѣваю тебѣ: выйди изъ келліи и стань вотъ здѣсь смирно». Медвѣдь покорно сталъ передъ келліей. Преподобный взялъ большую палку и нанесъ нѣсколько ударовъ звѣрю говоря: «Во имя Іисуса Христа даю тебѣ удары за то, что ты сдѣлалъ». Затѣмъ онъ отпустилъ звѣря. И съ тѣхъ поръ все было тихо въ окрестностяхъ монастыря. Ни медвѣди, ни волки не нападали на монастырское стадо оленей. Такую силу Господь даетъ Своимъ угодникамъ, что даже и дикіе двѣри повинуются имъ, какъ нѣкогда повиновались праотцу нашему Адаму.

Однажды преподобный купилъ для монастырскихъ нуждъ въ городѣ Колѣ ручные жернова. Отъ города до Печенгскаго монастыря было около 150 верстъ. Дорога проходила то по болотамъ, то по гористой мѣстности. Но преподобный не страшился трудовъ тѣлесныхъ. Онъ на своихъ плечахъ понесъ жернова въ обитель. Бывшіе съ нимъ ученики умоляли его, чтобы онъ передалъ имъ тяжкую ношу. «Братія, отвѣтствовалъ имъ святой, тяжкое бремя лежитъ на потомкахъ Адама съ рожденія и до самой смерти. Нѣтъ, лучше мнѣ повѣсить себѣ на шею мельничный камень, чѣмъ смущать братію своею праздностію».

Ученики дивились разумному отвѣту, но еще болѣе изумлялись, видя терпѣніе святого. Всю дорогу преподобный Трифонъ несъ на себѣ жернова, не взирая на плохой путь. Къ тому же подвижникъ ничего не вкушалъ во время пути, такъ какъ путешествіе происходило великимъ постомъ.

Между тѣмъ, число иноковъ въ Печенгской обители сильно возросло. Показывая примѣръ смиренія, преподобный не восхотѣлъ принять на себя управленіе новою обителью, но поставилъ игуменомъ ученика своего Гурія [9]. Тяжела была жизнь иноковъ. Недалеко отъ монастыря начиналось Студеное море большую часть года покрытое льдомъ. Земли у монастыря было немного, да и та была камениста и мало пригодна для земледѣлія. Зимою стояла великая стужа. Лѣтомъ снѣгъ сходилъ лишь на короткое время. Нерѣдко хлѣбъ и овощи померзали. Часто инокамъ приходилось переносить лишенія и невзгоды. Цѣлый рядъ годовъ погибали отъ морозовъ всѣ овощи и посѣвы. Скудные монастырскіе запасы совершенно истощились, и братіи грозила голодная смерть. Тогда преподобный, взявъ съ собою нѣсколькихъ иноковъ, отправился къ Новгороду и странствовалъ въ этой области цѣлыхъ восемь лѣтъ, переходя изъ города въ городъ, изъ одного селенія въ другое. Именемъ Христовіямъ онъ собиралъ милостыню и отсылалъ ее въ монастырь. Такъ кормилъ онъ своихъ духовныхъ дѣтей и спасъ ихъ отъ неизбѣжной смерти. Много страждущихъ и болящихъ исцѣлилъ въ то время преподобвый въ Новгородскихъ предѣлахъ и тѣмъ вознаграждалъ боголюбивыхъ людей за ихъ подаянія. По прошествіи восьми лѣтъ блаженный возвратился въ свою обитель и снова предался иноческимъ трудамъ [10].

Ходилъ преподобный Трифонъ за милостыней и въ Москву. Было это во дни царя и великаго князя Іоанна Васильевича [11]. Наканунѣ прибытія святого въ Москву, царь шелъ изъ своихъ палатъ въ соборный храмъ Успенія Богоматери къ литургіи. На пути предстали предъ нимъ два благолѣпныхъ инока. Царь милостиво посмотрѣлъ на явившихся и привѣтливо спросилъ ихъ, откуда они. «Одинъ изъ насъ пришелъ изъ монастыря Соловецкаго, другой — просвѣтитель лопарей и строитель церкви Живоначальной Троицы на рѣкѣ Печенгѣ, въ Кольскомъ уѣздѣ, смиренный Трифонъ». Такъ услышалъ Царь, послѣ чего явившіеся стали невидимы. Окружавшіе царя бояре замѣтили, что царь съ кѣмъ то говоритъ, слышали его голосъ, но не видѣли, кто это бесѣдовалъ съ царемъ, спросить же не осмѣливались.

На слѣдующій день царь Іоаннъ съ царевичемъ Ѳеодоромъ опять шелъ къ литургіи. Въ это самое время къ нему подошелъ преподобный Трифонъ, вмѣстѣ съ другимъ инокомъ, изъ Соловецкаго монастыря. Иноки смиренно подали царю свои челобитныя. Царь остановился и сказалъ имъ: «Я еще вчера видѣлъ васъ. Сейчасъ я иду къ Божественной литургіи. Послѣ разберу ваши просьбы». Сказавъ это, царь прошелъ въ святой храмъ, а благовѣрный царевичъ вошелъ въ одинъ изъ придѣловъ, снялъ съ себя верхнюю драгоцѣнную одежду и, призвавъ къ себѣ одного изъ бояръ, онъ сказалъ ему: «Ступай, отдай эту одежду иноку Трифону и скажи, что царевичъ посылаетъ ее въ даръ ему. Пусть онъ сдѣлаетъ изъ нея священную одежду для богослуженія». Посланный немедленно исполнилъ волю царевича. Преподобный Трифонъ съ радостью принялъ драгоцѣнную милостыню и возблагодарилъ Господа, вложившаго благую мысль въ сердце царевича.

По окончаніи Божественной службы царь Іоаннъ Васильевичъ сѣлъ съ боярами въ своихъ палатахъ и приказалъ прочесть челобитныя иноковъ. При этомъ онъ повѣдалъ боярамъ, какъ вчера явились ему эти странники, которые сегодня подали челобитныя.

«Мы видимъ ихъ сегодня, государь, а вчера нѣтъ. Слышали мы, какъ ты говорилъ, а говорящихъ съ тобой не видѣли и голоса ихъ не слышали».

«Я съ ними говорилъ довольно долго: какъ это вы ихъ не видѣли?»

Царь повелѣлъ призвать къ себѣ иноковъ, подавшихъ челобитныя. Царь спросилъ: «Вы ли вчера говорили со мною?» «Нѣтъ, великій государь; вчера насъ и въ Москвѣ еще не было. Только сегодня пришли въ царствующій градъ».

Слыша это, царь и бояре удивились. Они поняли, что предъ ними стоятъ потаенные рабы Божіи. Съ того времени царь особенно полюбилъ преподобнаго Трифона. Онъ одарилъ иноковъ, пожаловалъ въ обитель, основанную преподобнымъ, колокола и церковную утварь и милостиво отпустилъ ихъ.

Святой съ большой милостыней возвратился въ свою обитель и съ ликованіемъ былъ встрѣченъ иноками и новопросвѣщенной своей паствой [12].

Долгое время подвизался святой Трифонъ и достигъ маститой старости: ему уже исполнилось 88 лѣтъ. Незадого до своей блаженной кончины святой впалъ въ тяжкій недугъ. Игуменъ Гурій и братья, видя то, скорбѣли и со слезами говорили ему: — «Зачѣмъ ты, отче, оставляешь насъ? На кого покидаешь насъ сирыхъ?»

Святой утѣшалъ и ободрялъ ихъ: «Не скорбите, чада мои, и не прерывайте добрый путь теченія моего! Возложите все упованіе свое на Господа, ибо Онъ никогда не оставлялъ меня въ бѣдахъ и несчастіяхъ. Не оставитъ онъ и васъ, собранныхъ во имя Его. Только любите Его всей душой, и всѣмъ сердцемъ. Чада мои, любите другъ друга и твердо соблюдайте всѣ иноческіе обѣты. Уклоняйтесь отъ начальствованія. Вы знаете меня много лѣтъ. Я всегда старался служить всѣмъ и никому никогда не отказывалъ, всегда у всѣхъ былъ въ послушаніи. Не скорбите о томъ, что я оставляю васъ! Смерть для вѣрующаго христіанина не страшна, она доставляетъ ему покой. Душа человѣческая подобна нѣкоему страннику: она приходитъ въ мертвенное тѣло, оживляетъ его и нѣкоторое время пребываетъ въ немъ. Но лишь только она оставляетъ тѣло, плоть наша становится прахомъ. Душа возвращается къ Творцу, переселяется въ свое отечество. Дѣти мои, не будемъ обременять души наши грѣхами, но станемъ стремиться къ вѣчному Свѣту. Не любите міра, ибо сами вы знаете, что міръ во злѣ лежитъ. Еще послѣднюю заповѣдь даю вамъ: когда душа моя покинетъ эту грѣшную плоть, погребите тѣло мое въ пустынѣ, у церкви Успенія Пресвятой Богородицы, куда я часто удалялся для богомолья и молчанія» [13].

Такъ назидалъ въ послѣдній разъ святой Трифонъ братію. Сподобившись причастія Страшныхъ Христовыхъ Таинъ, старецъ сѣлъ на своей рогожинѣ. Силы уже совсѣмъ оставляли его. Вдругъ игуменъ замѣтилъ, что преподобный прослезился. Видя это, игуменъ сказалъ блаженному: «Отче, что съ тобою? Вѣдь самъ ты запрещаешь намъ скорбѣть. Ты говоришь, что съ радостію идешь къ Сладкому Іисусу. Такъ почему же ты проливаешь слезы?»

«Тяжкая напасть постигнетъ эту святую обитель, многіе погибнутъ отъ острія меча. Но не смущайтесь, уповайте на Бога, Онъ можетъ возобновить обитель!»

Сказавъ это, святой легъ на своей рогожинѣ. Лицо его просіяло дивнымъ свѣтомъ, и съ улыбкою онъ предалъ Господу свою чистую душу. Блаженная кончина его послѣдовала 15 декабря 1583 года. Иноки благоговѣйно погребли его честное тѣло въ пустынѣ, гдѣ онъ самъ указалъ мѣсто.

И послѣ своего отшествія ко Господу онъ не покидаетъ всѣхъ молящихся ему. Часто дивный заступникъ и на сушѣ и на морѣ оказываетъ скорую помощь призывающимъ его и съ вѣрою притекающимъ къ его мощамъ.

Одно чудо произошло вскорѣ послѣ преставленія святого. Царь Ѳеодоръ Іоанновичъ велъ войну съ Швеціей и осадилъ одинъ непріятельскій городъ [14]. Самъ онъ расположился недалеко отъ города. Шведы коварнымъ образомъ узнали, гдѣ стоятъ царскіе шатры, и ночью навели пушки на то мѣсто. Царь послѣ воинскихъ трудовъ почивалъ въ своемъ шатрѣ. Вдругъ предъ нимъ предсталъ благообразный инокъ: «Встань, царь, и выйди изъ шатра, чтобы тебѣ не быть убитымъ». Царь спросилъ: «Кто ты, отче?» «Я — Трифонъ, которому ты далъ въ милостыню одежду свою съ намѣреніемъ, чтобы твоя милостыня была раньше всѣхъ. За это Господь, обѣщавшій спасеніе царямъ, говоритъ тебѣ: скорѣе встань съ ложа и немедленно выйди изъ шатра!» Царь пробудился и вышелъ изъ шатра. Въ это самое время шведы стали стрѣлять, и одно ядро, ударившись въ царскій шатеръ, пробило ложе, на которомъ только что почивалъ царь. Видя дивное покровительство святого Трифона, возрадовался царь и возблагодарилъ Господа. Тутъ же отправилъ царь посланцевъ въ Печенгскій монастырь разыскивать святого, — не зная, что преподобный уже скончался. Съ того времени царь Ѳеодоръ Іоанновичъ еще больше сталъ чтить преподобнаго Трифона и часто дѣлалъ вклады и пожертвованія въ его монастырь.

Вскорѣ обитель постигло несчастіе, о которомъ говорилъ предъ своей кончиной преподобный Трифонъ. Шведы съ большою ратью приступили къ обители Живоначальной Троицы. Они сожгли храмъ Успенія Пресвятыя Богородицы, гдѣ были погребены святыя мощи преподобнаго [15]. При этомъ храмѣ находился нѣкій благочестивый священноинокъ Іона. Одно время онъ былъ іереемъ въ городѣ Колѣ, при храмѣ во имя святителя и чудотворца Николая. У него родилась дочь. Вскорѣ послѣ рожденія младенецъ захворалъ и былъ уже при смерти. Іона, посовѣтовавшись со своей супругой, далъ обѣтъ вступить въ число иноковъ Трифонова монастыря, если выздоровѣетъ дочь его. Когда при святомъ крещеніи младенца погрузили въ воду, онъ тотчасъ получилъ исцѣленіе. Іона, оставивъ жену и дочь, постригся и сталъ священноинокомъ. При нашествіи враговъ въ 1590 году онъ былъ замученъ изъ числа первыхъ. Послѣ этого шведы направились къ самой обители. Цѣлыхъ семь дней враги не осмѣливались напасть на нее: они видѣли на стѣнахъ его множество вооруженныхъ воиновъ. Наконецъ, въ самый день праздника Рождества Христова, по Божіему попущенію шведы овладѣли обителью. Кончалась Божественная литургія. Сначала непріятели избили всѣхъ иноковъ и мірянъ, бывшихъ на монастырскихъ службахъ. Потомъ, какъ дикіе звѣри, ворвались въ церковь и умертвили всѣхъ тамъ бывшихъ: однихъ они перерубили пополамъ, другимъ отсѣкли руки и ноги. Игумена Гурія и казначея они подвергли разнымъ мученіямъ, стараясь узнать, гдѣ находится монастырская казна: кололи оружіемъ, жгли на огнѣ. Но Христовы страдальцы не отвѣчали имъ ни слова, только съ молитвой взирали на небеса. Враги разъярились еще болѣе и изрубили доблестныхъ иноковъ на части. Затѣмъ шведы осквернили храмъ, подожгли его вмѣстѣ съ тѣлами умерщвленныхъ ими иноковъ и разорили всю обитель до основанія! Но безбожные убійцы не избѣгли праведнаго суда Божія. На обратномъ пути они заблудились и почти всѣ погибли отъ голода. Только нѣкоторые изъ нихъ спаслись и принесли на родину вѣсть о погибели своихъ сотоварищей. Всего въ монастырѣ было убито тогда иноковъ 51, а мірянъ 65 человѣкъ. Только тѣ, кто находились въ отлучкѣ, на работахъ или другихъ монастырскихъ службахъ, избѣгли вражескаго меча. Возвратившись въ обитель, они оплакали и погребли умерщвленныхъ. Донесли обо всемъ царю Ѳеодору Іоанновичу. Благовѣрный государь сильно скорбѣлъ о разореніи обители и повелѣлъ вновь построить ее въ Кольскомъ острогѣ [16] при храмѣ въ честь славнаго Благовѣщенія Пресвятой Богородицы. Когда въ 1619 году обитель сгорѣла, то повелѣніемъ благовѣрнаго Государя Михаила Ѳеодоровича она была построена близъ города, за рѣкою Колою.

Много чудесъ совершалось въ обители преподобнаго Трифона. Священноинокъ той св. обители Іона, по прозванію Сорокоумъ, долженъ былъ проѣзжать мимо могилъ убіеннаго Іоны и святого Трифона. Въ обители было установлено правило: если кому-либо изъ братіи случалось проѣзжать мимо того мѣста, онъ долженъ былъ совершить панихиду и благоговѣйно поклониться предъ тѣми могилами. Инокъ же Іона дерзнулъ не только нарушить это правило, но даже осмѣлился сѣсть на одну могилу (убіеннаго Іоны). Отъѣхавъ немного, онъ вдругъ впалъ въ тяжкій недугъ: параличъ разслабилъ его тѣло и едва живымъ привезли его обратно въ обитель. Іона созналъ свой грѣхъ и предъ всѣми каялся: «Богъ наказалъ меня, братья, за грѣхъ мой. Я не сотворилъ поминовенія преподобному и даже сѣлъ на могилу праведнаго».

Съ великою вѣрою молилъ Іона Господа и преподобнаго Трифона о прощеніи. На четвертый день ночью явились ему во снѣ два мужа: одинъ благолѣпный и благообразный старецъ былъ облеченъ въ монашеское одѣяніе, другой же былъ въ фелони [17]. Устрашенный больной не могъ произнести ни слова. Тотъ, на которомъ была іерейская фелонь, сказалъ другому старцу: «Отче мой, святой Трифоне, коснись болящаго и исцѣли его». Старецъ отвѣчалъ: «Ты, Іона, почтенъ саномъ іерейскимъ, ты долженъ коснуться, такъ какъ болящій сѣлъ на твою могилу».

«Нѣтъ, отче Трифоне, говорилъ другой старецъ, ты первоначальникъ въ этой странѣ и мой учитель, я же твой рабъ и ученикъ».

Преподобный Трифонъ сказалъ: «Если ты называешь меня своимъ учителемъ, то тебѣ подобаетъ исполнить мое повелѣніе».

Тогда старецъ, облеченный въ фелонь, осѣнилъ болящаго крестнымъ знаменіемъ и перстомъ коснулся его со словами: «Во имя Пресвятой Троицы и молитвами преподобнаго Трифона, будь здоровъ и впредь никогда не нарушай правилъ, которыя установлены были въ обители первыми отцами».

Пробудившись, больной почувствовалъ себя здоровымъ и, видя свѣтъ, какъ бы послѣдующій удалявшимся преподобнымъ, быстро поднялся съ постели и побѣжалъ за этимъ свѣтомъ. Другіе иноки, видя его неожиданное и скорое исцѣленіе, прославили Пресвятую Троицу и преподобнаго Трифона.

Мѣсто, гдѣ былъ погребенъ преподобный, нѣсколько лѣтъ оставалось неогороженнымъ. Однажды на то мѣсто пріѣхала помолиться кровоточивая женщина. По своей неразсудительности она дерзнула сѣсть на могилу преподобнаго Трифона. Вдругъ невидимая сила далеко отбросила ее отъ могилы вмѣстѣ съ оленемъ, на которомъ она пріѣхала. Нѣкоторое время женщина лежала точно мертвая. Бывшій при этомъ народъ былъ пораженъ ужасомъ. Съ того времени построили надъ гробомъ преподобнаго часовню, куда для молитвы собирались богомольцы.

Сынъ стрѣльца Назарія Пастухова изъ Колы, по имени Игнатій, заболѣлъ и пролежалъ въ своемъ недугѣ цѣлыхъ три года. Болѣзнь усиливалась: онъ оглохъ и такъ ослабѣлъ, что родители отчаялись въ его выздоровленіи. Вспомнивъ безмезднаго цѣлителя, святого Трифона, они съѣздили ко гробу преподобнаго со своимъ болящимъ сыномъ. Здѣсь они отслужили молебенъ и съ теплою вѣрою молились святому угоднику Божію. На возвратномъ пути, когда они еще недалеко отъѣхали отъ обители, вдругъ отрокъ получилъ исцѣленіе, сталъ слышать и почувствовалъ себя совершенно здоровымъ.

Инокъ Печенгской обители, по имени Іоасафъ, тяжело заболѣлъ. Шесть недѣль страдалъ онъ нестерпимой головною болью и, наконецъ, ослѣпъ. Болѣзнь усиливалась, и Іоасафъ уже отчаялся въ своемъ выздоровленіи. Въ такой бѣдѣ съ сердечною вѣрою помолился онъ преподобному Трифону. Ночью во снѣ явился ему свѣтолѣпный инокъ. Больной спросилъ его, кто онъ?

«Я — Трифонъ, строитель этого монастыря». Съ этими словами онъ коснулся десницей лица и глазъ Іоасафа и сказалъ: «Во имя Пресвятой Троицы, будь здравъ и прозри. Не нарушай никогда обѣтовъ иноческихъ». Проснувшись, болящій почувствовалъ себя здоровымъ и сталъ видѣть.

Изъ монастыря преподобнаго Трифона послана была ладья на рыбную ловлю въ рѣку Печенгу. На ладьѣ той былъ управителемъ монахъ Веніаминъ. Поднялась буря и отнесла ее въ открытое море. Волны высоко вздымались и покрывали ладью. Ее то прибивало къ берегамъ, къ которымъ нельзя было пристать, то снова относило въ море. Всѣ отчаялись въ своемъ спасеніи, только одинъ монахъ Веніаминъ ободрялъ ихъ, убѣждая не малодушествовать и уповать на Пресвятую Троицу и на преподобнаго Трифона. Наконецъ волны принесли ладью въ устье рѣки Варьемы [18], прибили къ мели и угрожали совершенно разбить ее. Веніаминъ снова ободрялъ отчаявшихся: «Не ужасайтесь. Вскорѣ увидимъ спасеніе отъ Господа». Однако, малодушные спустили малую лодку и въ ней поплыли къ берегу. Веніаминъ остался въ ладьѣ и съ нимъ одинъ мірянинъ. Они громко взывали: «Пресвятая Троица, помогай намъ! Мы обѣщались на этой ладьѣ умереть при казнѣ и при запасахъ монастырскихъ». Въ это время явился на морѣ благообразный инокъ такого вида, какимъ изображается на иконѣ преподобный Трифонъ. Приблизившись къ ладьѣ, разбиваемой волнами, онъ осѣнилъ ее крестнымъ знаменіемъ и сталъ невидимъ. Остановилась буря, утихли волны и ладья благополучно вошла въ рѣку Печенгу.

Въ октябрѣ мѣсяцѣ, на морѣ бываютъ сильные вѣтры. Плыло съ Двины нѣсколысо большихъ ладей съ хлѣбными запасами. На одной находился инокъ Печенгской обители Аркадій съ частью монастырскихъ запасовъ. Ладью принесло къ крутому скалистому берегу. Бросили якори, но волны заливали ладью. Послѣ долгой борьбы люди пересѣли въ маленькую лодку и на ней пристали къ берегу, все время творя молитву: «Господи, помилуй!» Съ берега они видѣли, какъ ихъ ладья уже погружалась въ море. Вдругъ явился на ней благообразный старецъ. Онъ ходилъ по ладьѣ и помогалъ ей веревкой. Потомъ запретилъ вѣтру, утишилъ море и сталъ невидимъ. Возвратившись съ берега, они нашли ладью въ цѣлости и, возблагодаривъ Пресвятую Троицу и преподобнаго Трифона, приплыли въ городъ. Всѣ прочія ладьи, числомъ семь, потонули отъ бури, только люди спаслись.

Житель Колы Иларіонъ Грохотовъ, ловя на морѣ рыбу, разорвалъ себѣ глазъ удой. Все лицо его опухло, глазъ закрылся. Отъ нестерпимой боли Иларіону казалось, что онъ умираетъ. Товарищи повезли его въ Колу. Когда плыли по Кольскому заливу [19], больной началъ громко молить преподобнаго Трифона объ исцѣленіи, обѣщаясь до кончины своей работать въ его обители. Помолчавъ немного, онъ спросилъ товарищей: «Видите, отъ города идетъ къ намъ судно. На немъ сидятъ молніеносные иноки». Ему отвѣчали, что никого не видятъ. Вдругъ больной закричалъ: «Прозрѣлъ — вижу!» — и началъ разсказывать: «Я видѣлъ молніеносныхъ иноковъ на суднѣ. Одинъ изъ нихъ, похожій на преподобнаго Трифона, подошелъ ко мнѣ, коснулся воскриліемъ своей одежды моего ока, и я прозрѣлъ!» Всѣ дивились чуду, а исцѣленный по обѣту своему проработалъ до самаго окончанія своей жизни на монастырскихъ рыбныхъ ловляхъ.

Инокъ изъ обители Кадалажской, по имени Іоасафъ Майковъ, по обѣту трудился въ Старо-Печенгской обители. Завистникъ рода человѣческаго смутилъ его. Іоасафъ, забывъ обѣты иноческіе, впалъ въ нетрезвую жизнь. Явился Іоасафу преподобнй Трифонъ и грозно сказалъ: «Недостойный инокъ, такъ ли ты обѣщался работать Господу?» Іоасафъ въ ужасѣ упалъ на землю и почувствовалъ, какъ на него надѣли тяжкіе оковы. Когда къ нему подошли другіе иноки, то слышали, какъ гремятъ оковы, но не могли ихъ ни видѣть, ни осязать. Они спросили его, что съ нимъ случилось, и онъ разсказалъ имъ все: о явленіи преподобнаго и о своемъ наказаніи. Цѣлую недѣлю пребывалъ Іоасафъ въ оковахъ. Снова явился ему преподобный, запретилъ грѣшить и разрѣшилъ его отъ оковъ.

Игуменъ Печенгской обители Іоаннъ [20], побѣждаемый духомъ властолюбія, отправился въ Москву за милостыней для обители. Чтобы сдѣлать угодное патріарху Никону [21], онъ говорилъ отъ лица Печенгской братіи, будто они всѣ хотятъ, чтобы обитель преподобнаго Трифона была приписана къ устроенному патріархомъ Крестному монастырю [22]. Патріархъ послалъ его съ соотвѣтствующими полномочіями въ Крестный монастырь. Іоаннъ оттуда поѣхалъ въ Печенгскую обитель, забралъ дорогую утварь и казну, частію отвезъ въ Крестный монастырь, а частію взялъ себѣ. Этого мало! Дерзкій игуменъ для чего-то началъ раскапывать могилу преподобнаго Трифона. Господь наказалъ его. У гробницы святого онъ былъ пораженъ невидимою силою, со страхомъ бѣжалъ въ монастырь, затѣмъ впалъ въ болѣзнь и скончался лютой смертью.

Много и другихъ чудесъ на сушѣ и на морѣ совершалось по молитвамъ преподобнаго Трифона.

Память преподобнаго Трифона вскорѣ послѣ его кончины установлено праздновать мѣстно.

Основанный преподобнымъ Трифономъ монастырь былъ послѣ шведскаго разоренія (въ 1590 г.) переведенъ въ городъ Колу въ 1619 г. Въ 1764 г. онъ былъ упраздненъ, а въ 1886 г. возстановлены для распространенія и утвержденія истинной вѣры Христовой въ отдаленной окраинѣ нашего отечества.

Сначала монастырь былъ построенъ при церкви въ честь Срѣтенія Господня, стоящей на мѣстѣ древней Успенской пустыни. Но такъ какъ мѣстность оказалась неудобной, его перенесли послѣ 1890 г. на мѣсто древней Печенгской обители, къ церкви во имя преподобнаго Трифона.

Это житіе взято изъ книги: Житія Святыхъ на русскомъ языкѣ, изложенныя по руководству Четьихъ Миней св. Димитрія Ростовскаго. Книга дополнительная 1-я, изд. Синодальная типографія. Москва, 1908 г.

Тропарь преподобнаго, гласъ 8-й.

Пути вводящаго въ жизнь наставникъ и учитель былъ еси; первѣе бо, преподобне отче нашъ Трифоне, пришелъ еси въ часть Норвегскія земли, и въ послѣднихъ концѣхъ сѣверныя страны языки просвѣтилъ еси, породивъ водою и Духомъ Святымъ, и священная твоя чада въ безплодной пустныни, яко древа масличная насадилъ еси, велію обитель Святыя и Живоначальныя, Единосущныя и Нераздѣльныя Троицы создалъ еси и монаховъ множество собралъ. Тѣмъ яко апостоломъ и пустынножителемъ, равночестна чтуще тя, прилѣжно припадающе, вопіемъ: моли всѣхъ Бога за страждущую страну нашу Россійскую и за область твою, и за вся люди, почитающыя память твою.

Кондакъ, гласъ 8-й.

Все твое умное желаніе къ Богу вперивъ, и Того званію невозвратно отъ души послѣдовалъ еси, въ пустыню конечную вселився, и тамо ангельски и равноапостольнѣ поживъ, многимъ путь былъ еси ко спасенію: сего ради и Христосъ тя прослави, и даромъ чудесъ обогати, ибо великихъ царей Іоанна и Ѳеодора Россійскихъ чудесы удивилъ еси. Тѣмже вси вопіемъ ти: радуйся, исповѣдниче Христа Бога нашего; радуйся, граду твоему непоколебимое утвержденіе, Трифоне отче нашъ!

Примѣчанія:
[1] Первоначальное древнее житіе преп. Трифона, писаное самовидцами подвижника, пропало во время разоренія Печенгскаго монастыря шведами въ 1596 году. Но почитатели святого сохранили о немъ свѣдѣнія въ малыхъ книжицахъ и краткихъ запискахъ, изъ которыхъ было составлено вновь житіе преподобнаго, вѣроятно, во второй половинѣ XVII вѣка.
[2] Торжокъ нынѣ уѣздный городъ Тверской губерніи, при рѣкѣ Тверцѣ, лѣвомъ притокѣ Волги.
[3] Второй тропарь 1-го антифона 5-го гласа.
[4] Рѣка Печенга въ Архангельской губерніи, Кольскаго уѣзда. Впадаетъ въ Печенгскую губу Сѣвернаго Ледовитаго океана. Мѣсто дѣятельности преп. Трифона — сѣверо-западная часть Кольскаго полуострова, отъ рѣки Колы до границы Норвегіи. Время, съ котораго начались здѣсь апостольскіе труды преп. Трифона, указывается приблизительно — съ 1520 г. по 1525 г.
[5] Лопари — народъ Тюркскаго племени, живутъ по берегамъ Бѣлаго моря и Ледовитаго океана, главнымъ образомъ, на Кольскомъ полуостровѣ, теперь Лапландіи, занимаются оленеводствомъ и рыбной ловлей.
[6] Паза — рѣка Архангельской губ., Кемскаго уѣзда, на границѣ Россіи съ Норвегіей. Представляетъ собою стокъ озера Энаре (въ Норвегіи) и впадаетъ въ Сѣверный океанъ.
[7] Кола — самый сѣверный изъ городовъ Европейской Россіи. Стоитъ на Мурманскомъ берегу на концѣ длиннаго залива Сѣвернаго океана.
[8] Макарій управлялъ Новгородской епархіей съ 1526 по 1542 г. А съ 1542 до 1563 г. Московской Митрополіей.
[9] Игуменъ Гурій управлялъ обителью съ 1556 по 1590 г.
[10] Есть извѣстія о голодѣ въ 1570 г. по всей Русской землѣ. Къ этому времени и относятся, вѣроятно, странствованія преп. Трифона.
[11] Іоаннъ Васильевичъ Грозный царствовалъ отъ 1533 до 1584 г. Путешествіе св. Трифона въ Москву относятъ къ 70-мъ годамъ XVI столѣтія.
[12] Вѣроятно, къ этому времени относится грамота, данная царемъ Іоанномъ на имя игумена Печенгскаго монастыря Гурія. Грамотой предоставлялось монастырю пользоваться рыбными ловлями въ пяти морскихъ губахъ, и тѣмъ, что выброситъ море — «кита или моржа или какого иного звѣря, и морскимъ берегомъ, землею и островами и рѣками и малыми ручейками, верхотинами и тонями и горными мѣстами и пажнями и лѣсами и лѣтними озерки и звѣриными ловищи и Лопарями, которые Лопари наши».
[13] Храмъ въ честь Успенія Пресвятой Богородицы отстоялъ въ 18-ти верстахъ отъ Печенгской обители, вверхъ по теченію рѣки Печенги.
[14] Царь Ѳеодоръ Іоанновичъ царствовалъ съ 1584 до 1598 г. Война со шведами, о которой здѣсь говорится, была въ 1590 году.
[15] По преданію, это нападеніе было 18 декабря 1590 г.
[16] «Острогъ» — укрѣпленное мѣсто. Кольскій острогъ — городъ Кола.
[17] Фелонь — священническая риза.
[18] Рѣка Варьема Архангельской губ., Кемскаго уѣзда, на Лапландскомъ берегу, близъ Норвежской границы, впадаетъ въ Сѣверный океанъ.
[19] Кольская губа или Кольскій заливъ — самый большой изъ заливовъ Лапландіи со стороны Сѣвернаго океана.
[20] Упоминается съ 1654 по 1658 г.
[21] Патріархъ Никонъ управлялъ Русскою Церковью съ 1652 по 1658 г.
[22] Крестный монастырь Архангельской губ., Онежскаго уѣзда, на островѣ Кіѣ, Онежскаго залива, въ 15-ти верстахъ къ сѣв.-зап. отъ города Онеги и въ 8-ми верстахъ отъ берега. Происхожденіе монастыря такое. Въ 1639 г. Никонъ, будучи іеромонахомъ, ѣхалъ изъ Анзерскаго Соловецкаго скита, былъ застигнутъ бурей и едва спасся, приставъ къ пустынному острову Кію. Здѣсь онъ водрузилъ крестъ, а впослѣдствіи, уже будучи митрополитомъ, посѣтилъ островъ и, найдя свой крестъ цѣлымъ, далъ обѣтъ построить обитель, что и исполнилъ въ 1656 г. Обитель существовала въ благословенныя царскія времена.

Источникъ: М. В. Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста. Выпускъ шестнадцатый. [1970 г.] — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1970. — С. 121-134.

Назадъ / Къ оглавленію


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.