Церковный календарь
Новости


2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Каноническое положеніе РПЦЗ (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Письмо въ редакцію Вѣстника РХД (1992)
2018-10-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отрицаніе вмѣсто утвержденія (1992)
2018-10-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 103-й (14 марта 1918 г.)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 5-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 4-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Пятьдесятъ лѣтъ жизни Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Измѣна Православію путемъ календаря (1992)
2018-10-12 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Тайна беззаконія въ дѣйствіи (1992)
2018-10-12 / russportal
Опредѣленіе Архіер. Собора РПЦЗ отъ 13/26 октября 1953 г. (1992)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Григорію мірянину (1908)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Василію патрицію (1908)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 3-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 2-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). О постановленіяхъ II Ватиканскаго собора (1992)
2018-10-11 / russportal
Епископъ Григорій (Граббе). Докладъ о положеніи экуменизма (1992)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 17 октября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 5.

Духовные писатели Русскаго Зарубежья

Монахиня Варвара (Суханова) († 1972 г.).

Монахиня Варвара (въ мірѣ Вѣра Суханова) († 1972), духовная писательница, вѣрное чадо РПЦЗ. Родилась въ 1896 г. въ купеческой семьѣ. Во время Первой міровой и Гражданской войнъ служила сестрой милосердія. Съ послѣдними частями Бѣлой Арміи оставила Россію. Работала учительницей въ русской гимназіи въ Панчевѣ (Сербія). Въ 1929 г. поступила послушницей въ Лѣснинскую женскую обитель въ Хопово (Сербія). Несла самыя разныя послушанія: была клиросной, занималась съ дѣтьми Хоповскаго пріюта, писала иконы. Въ 1932 г. была пострижена въ монашество. Въ 1950 г. вмѣстѣ съ другими сестрами обители переселилась изъ Югославіи во Францію. Мать Варвара много писала. Ея статьи и разсказы появлялись еще въ «Православной Карпатской Руси» (впослѣдствіи «Православная Русь») и въ приложеніи «Дѣтство во Христѣ», когда Братство преп. Іова Почаевскаго находилось еще на Карпатахъ, во Владиміровой. Составила около четырехсотъ «Житій святыхъ для дѣтскаго и юношескаго возраста», которыя подъ иниціалами «М. В.» (Монахиня Варвара) вначалѣ публиковались въ журналѣ «Православная жизнь», а затѣмъ отдѣльными выпусками издавались въ Свято-Троицкомъ монастырѣ въ Джорданвиллѣ (всего было напечатано двадцать такихъ сборниковъ). М. Варвара мирно скончалась послѣ продолжительной болѣзни 27 ноября (10 декабря) 1972 г. въ Лѣснинскомъ монастырѣ (Провемонъ, Франція).

Сочиненія мон. Варвары (Сухановой)

М. В.
Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста.
Выпускъ семнадцатый. [1971 г.]

Святаго мученика Маврикія и сына его Фотина и съ ними 70 воиновъ.
Память 22 февраля. — Пострадали около 305 г. въ Апаміѣ Сирской.

Императоръ Максиміанъ былъ однимъ изъ жесточайшихъ гонителей христіанъ. Пылая ненавистію къ вѣрнымъ, онъ самъ объѣзжалъ свою имперію. Ему недостаточно было изъ Рима писать своимъ градоправителямъ, чтобы они принуждали христіанъ приносить жертвы богамъ, онъ самъ въ городахъ приносилъ жертвы богамъ и съ неизреченною жестокостію мучилъ христіанъ, которые отказывались отъ жертвоприношеній, безбоязненно исповѣдуя свою вѣру. Этотъ беззаконный, лютый гонитель христіанъ, объѣзжая восточныя страны, посѣтилъ и Сирскій городъ Апамію. Тамъ жрецы идольскіе стали доносить лютому царю на христіанъ, что они не почитаютъ боговъ, которые защищаютъ его царство. Узналъ царь и о томъ, что полководецъ Маврикій и его 70 воиновъ, которыхъ царь обогатилъ великими дарами, исповѣдаютъ вѣру христіанскую. Пришелъ въ ярость беззаконный императоръ-мучитель: его воины отказались отъ почитанія боговъ — тѣ воины, которымъ онъ довѣрялъ и которые получили отъ него награды! Императоръ рѣшилъ немедленно судить Маврикія и его 70 воиновъ. Передъ сѣверными городским воротами было большое свободное пространство земли. Царь велѣлъ собраться тамъ всѣмъ горожанамъ и туда привести на судъ Маврикія и его воиновъ. И всѣ горожане, всякаго возраста, явились на судъ, какъ на зрѣлище. Даже дѣвы должны были присутствовать на царскомъ судѣ.

Максиміанъ сѣлъ на возвышеніи. Оруженосцы привели святыхъ мучениковъ — Маврикія, сына его Фотина и всю дружину. Беззаконный царь сталъ укорять св. Маврикія, что онъ возсталъ противъ его повелѣній: вмѣстѣ съ своими воинами онъ не приноситъ жертвы богамъ! Св. муч. Маврикій громко, смѣло сказалъ царю, что только безумные люди почитаютъ безчувственныхъ идоловъ, а не Единаго, Истиннаго Бога, сотворившаго небо и землю, море — не почитаютъ премудраго Создателя вселенной! Послѣ св. муч. Маврикія, царь приступилъ къ 70-и воинамъ: «Кто васъ прельстилъ и научилъ оставить поклоненіе богамъ и называть богомъ человѣка, распятаго за злодѣянія? Оставьте заблужденія ваши!»

Изъ среды 70-и воиновъ вышли воины Ѳеодоръ и Филиппъ и стали прославлять Пресвятую Троицу, объясняя все могущество вѣры христіанъ. Они говорили, что желаютъ и царю избавиться отъ заблужденій, отъ которыхъ избавились они, познавъ Единаго Истиннаго Бога. Теперь они не воины земные, а воины Царя Небеснааго. И остальные воины стали смѣло прославлять Христа Бога нашего. Въ ярости нечестивый царь приказалъ снять съ воиновъ одежды ихъ и пояса, что считалось большимъ позоромъ. Тогда воины Христвы безстрашно сказали императору: «Ты отнялъ у насъ военныя одежды и пояса, но Царь Небесный въ вѣчной жизни облечетъ насъ въ нетлѣнныя, нерукотворенныя одежды и пояса!»

Жестокій царь сталъ поносить Христовыхъ воиновъ, называя ихъ проклятыми, безчестными. Святые мученики мудро внушали царю, что его честь — есть безчестіе, потому что онъ не почитаетъ Вѣчнаго Царя, который далъ ему власть царскую.

Безумный гонитель не терялъ, однако, надежды, что воины все же исполнятъ его приказаніе — принесутъ жертвы богамъ, устрашившись лютыхъ мученій, а потому приказалъ своимъ слугамъ заключить ихъ въ темницу на три дня. Царь предлагалъ святымъ воинамъ хорошо подумать о своей участи, и, поразсмысливъ, исполнить его приказаніе — принести жертвы богамъ.

Въ темницѣ свв. мучениковъ заковали въ цѣпи. А воины Христовы едиными устами стали прославлять Господа нашего Іисуса Христа. Они молили Его, чтобы Онъ, Премудрый, Благой, Милосердный, умудрилъ ихъ какъ отвѣчать на допросахъ Царю нечестивому, чтобы злой мучитель понялъ всю высоту, всю истину вѣры Христовой. Воины Христовы молили Господа дать имъ силу духа претерпѣть грядущія муки и послѣ ихъ смерти сопричислить ихъ къ воинству небесному.

Черезъ три дня царь снова явился къ сѣвернымъ воротамъ, сѣлъ на возвышенномъ мѣстѣ и приказалъ привести святыхъ воиновъ Христовыхъ. Снова стеклось множество гражданъ всѣхъ возрастовъ. Снова злой мучитель пытался склонить къ жертвоприношенію богамъ святыхъ воиновъ. Но святые мученики сказали ему, что они всемъ сердцемъ, всею душою любятъ своего Господа и ненавидятъ временную жизнь, крѣпко вѣруя, крѣпко надѣясь, что они за кратковременныя страданія получатъ отъ Христа вѣчную жизнь, вѣчное блаженство. Слушая воиновъ Христовыхъ, царь вдругъ замѣтилъ среди нихъ благолѣпнаго юношу и спросилъ его:

— «Какъ тебя зовутъ? Изъ какого ты рода?»

— «Имя мое — Фотинъ. Я получилъ это имя отъ истиннаго Свѣта. Я — воинъ Христа моего, Который побѣдилъ отца твоего сатану. Я — римскій гражданинъ. Я — сынъ по плоти и по духу святѣйшаго Маврикія. Отъ него рожденъ и отъ него принялъ познаніе Единаго Истиннаго Бога. Я воспитанъ въ святой вѣрѣ. Я вѣрую во Христа, Господа нашего, Котораго ты отвергаешь. Ты подобенъ несмысленнымъ скотамъ, если ты не позналъ Единаго Истиннаго Бога, и ты живешь, какъ несмысленные скоты!»

Мучитель возразилъ смѣлому юношѣ: «О юноша, ты обезумѣлъ! Ты произнесъ эти слова по своему неразумію, по своей молодости. Ты ясно долженъ понять, что полезно для жизни и что вредно, пагубно. Пощади свою цвѣтущую юность, пощади! Принеси жертву богу Дію!»

— «Я не исполню твоей воли, не поклонюсь бездушнымъ идоламъ. Ты меня считаешь безумнымъ, а я разумнѣе васъ, старыхъ, такъ какъ крѣпко вѣрую въ Господа моего Іисуса Христа, а вы не вѣруете въ Него, вы не познали Его».

Мучитель, видя, что онъ не сможетъ убѣдить юнаго поклониться богамъ, обратился къ другимъ воинамъ съ требованіемъ принести жертву богамъ. И отвѣчали святые воины Христовы царю нечестивому: «О, скверный служитель бѣсовъ, неужели ты не позналъ черезъ премудрыя слова юнаго Фотина, насколько чиста, сильна наша вѣра, какъ крѣпка наша сила, какъ велика наша любовь къ Спасу нашему! Фотинъ, несмотря на свой юный возрастъ, посрамилъ твое нечестіе правою нашею вѣрою. Онъ, юный, позналъ Христа. А мы жаждемъ мукъ, желаемъ смерти, чтобы посрамить отца твоего діавола. Мы готовы на страданія, чтобы угодить Христу Богу нашему!»

Только теперь понялъ царь, что напрасно онъ уговаривалъ святыхъ мучениковъ измѣнить своей вѣрѣ, отказаться отъ Христа. Мучитель въ ярости приказалъ обнажить воиновъ Христовыхъ и безпощадно бить ихъ воловьями жилами. Слуги царскіе, исполняя его приказаніе, жестоко стали бить святыхъ страдальцевъ. Они разсѣкали плоть страстотерпцевъ, земля обогрилась ихъ святою кровію. Мужественно терпѣли пытку воины Христовы, взывая о помощи къ Милосердному Господу. И Спасъ нашъ подавалъ имъ облегченіе, ниспосылалъ терпѣніе. И ради любви ко Господу стойко терпѣли муки избранники Божіи. Палачи изнемогли отъ своей страшной работы, а святые воины только молились. Жестокій царь снова пытался уговорить страдальцевъ принести жертву богамъ для сохраненія жизни. Воины Христовы объяснили мучителю, что онъ не понимаетъ Истиннаго Свѣта, Истинной жизни и Любви Божественной. Временная жизнь для нихъ — ничто. «Наложи на насъ лютѣйшія муки — наша душа жаждетъ пройти черезъ великія страданія, чтобы увидѣть Бога Вѣчно Живого, Котораго царство — вѣчно!»

Видя, какъ непреклонны, тверды во своей вѣрѣ страстотерпцы — въ ярости царь приказалъ приготовить огромный костеръ и бросить въ него святыхъ страдальцевъ. Святые воины не стали ждать, когда палачи бросили бы ихъ въ пламя: сами устремились они въ костеръ, словно въ прохладную воду. Но огонь не повредилъ святыхъ воиновъ по волѣ Божіей — какъ святыхъ отроковъ въ пещи вавилонской. Среди пламени святые мученики чувствовали себя словно въ вешнемъ саду. Всѣ люди, видя это великое чудо, преклонялись предъ нимъ. Одинъ безумный царь — своей ослѣпленной душою не понималъ, что благодать Божія охлаждаетъ огонь для воиновъ Христовыхъ. Онъ повелѣлъ вывести ихъ изъ огня, привязать къ деревянымъ орудіямъ пытокъ и строгать ихъ святыя тѣла желѣзными когтями. Святые мученики съ молитвою на устахъ терпѣли эти жестокія страданія. Народъ удивлялся жестокости своего царя, а святой Маврикій сказалъ ему: «Неужели ты до сихъ поръ не понялъ своего ничтожества, своей слабости? О, нечестивый мучитель! Мой юный сынъ Фотинъ стойко, мужественно претерпѣвъ любыя муки — побѣдилъ твою царскую силу, сокрушилъ твое царство! Какъ ты можешь побѣдить этихъ воиновъ, когда тебя одолѣлъ малый юноша?»

Максиміанъ яростно взглянулъ на святого Маврикія, заскрежеталъ зубами и тотчасъ, на глазахъ отца, приказалъ заколоть его сына — святого мученика. Онъ хотѣлъ причинить св. Маврикію великое горе, а воинъ Христовъ благодарилъ Господа, что сынъ его любимый сподобился вѣнца мученическаго.

Послѣ страдальческой смерти св. Фотина, св. Маврикій сказалъ царю: «Ты исполнилъ мое желаніе: ты отослалъ къ Богу моего сына. Изъ жизни временной послалъ въ вѣчную, блаженную жизнь, въ царство небесное. Теперь намъ легче будетъ уйти въ вѣчную жизнь — вслѣдъ за нимъ. Кто изъ насъ отстанетъ отъ юнаго Фотина — воина Христова? Онъ отошелъ къ Богу и посрамилъ сатану — отца твоего. Изобрѣти еще болѣе жестокія муки. Пусть видятъ люди, что и въ лютѣйшихъ страданіяхъ мы не отказываемся отъ нашей истинной вѣры».

Максиміанъ не зналъ какія еще придумать сильнѣйшія муки. Для совѣщанія злой гонитель христіанъ собралъ своихъ приближенныхъ. Многіе изъ нихъ предлагали для наложенія на святыхъ различныя муки. Одинъ, самый лютѣйшій, самый нечестивѣйшій, корень злобы и безчеловѣчія, сказалъ царю: «О царь! Теперь лѣтнее, жаркое время — іюль мѣсяцъ. За городомъ есть въ западной сторонѣ большой, болотистый лугъ между двумя рѣками и озеромъ. Надъ болотомъ роится огромное множество насѣкомыхъ: комаровъ, оводовъ, осъ, шершней. Черезъ этотъ лугъ съ трудомъ можно пройти. Ты вели завести туда этихъ воиновъ, привязать нагими къ деревьямъ, помазать ихъ тѣла густо медомъ, чтобы насѣкомыя жалили ихъ. Пусть эти воины, потерпѣвъ такія муки, хорошо бы поняли, что нельзя злословить нашихъ непобѣдимыхъ боговъ!»

Царю и его приближеннымъ понравился этотъ безчеловѣчный, жестокій совѣтъ, и святые воины были осуждены на это лютое мученіе.

Святыхъ воиновъ Христовыхъ связали и повели на это болотистое мѣсто, надъ которымъ роилось множество насѣкомыхъ. Страдальцевъ привязали къ деревьямъ надъ источникомъ. Ихъ нагія тѣла густо смазали медомъ — отъ головы до ногъ. А тѣло блаженнаго Фотина бросили къ ногамъ его святого отца. Мучители исполнили свою страшную работу и ушли. И начались невыразимыя муки воиновъ Христовыхъ. Великое множество осъ, оводовъ, шершней, комаровъ, мухъ облакомъ покрыло ихъ святыя тѣла. Насѣкомыя уязвляли Христовыхъ страдальцевъ. Десять дней и десять ночей стойко терпѣли св. мученики это неизреченное страданіе. Черезъ десять дней въ молитвѣ они предали свои святыя души въ руки Божіи и сподобились вѣчнаго покоя, вѣчнаго блаженства въ чертогахъ Господнихъ.

Свирѣпый царь въ ярости своей приказалъ отрубить имъ головы и разметать головы и тѣла св. мучениковъ по всему лугу, чтобы птицы и звѣри пожрали святыя мощи. Но нѣкоторые христіане со страхомъ и трепетомъ ночью явились на болото, собрали св. мощи, и съ великимъ благоговѣніемъ здѣсь же ихъ погребли, прославляя Господа нашего Іисуса Христа со Отцомъ и Святымъ Духомъ славимаго во вѣки. Аминь.

Источникъ: М. В. Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста. Выпускъ семнадцатый. [1971 г.] — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1971. — С. 28-32.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.