Церковный календарь
Новости


2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Каноническое положеніе РПЦЗ (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Письмо въ редакцію Вѣстника РХД (1992)
2018-10-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отрицаніе вмѣсто утвержденія (1992)
2018-10-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 103-й (14 марта 1918 г.)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 5-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 4-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Пятьдесятъ лѣтъ жизни Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Измѣна Православію путемъ календаря (1992)
2018-10-12 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Тайна беззаконія въ дѣйствіи (1992)
2018-10-12 / russportal
Опредѣленіе Архіер. Собора РПЦЗ отъ 13/26 октября 1953 г. (1992)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Григорію мірянину (1908)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Василію патрицію (1908)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 3-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 2-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). О постановленіяхъ II Ватиканскаго собора (1992)
2018-10-11 / russportal
Епископъ Григорій (Граббе). Докладъ о положеніи экуменизма (1992)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 16 октября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 38.

Духовные писатели Русскаго Зарубежья

Монахиня Варвара (Суханова) († 1972 г.).

Монахиня Варвара (въ мірѣ Вѣра Суханова) († 1972), духовная писательница, вѣрное чадо РПЦЗ. Родилась въ 1896 г. въ купеческой семьѣ. Во время Первой міровой и Гражданской войнъ служила сестрой милосердія. Съ послѣдними частями Бѣлой Арміи оставила Россію. Работала учительницей въ русской гимназіи въ Панчевѣ (Сербія). Въ 1929 г. поступила послушницей въ Лѣснинскую женскую обитель въ Хопово (Сербія). Несла самыя разныя послушанія: была клиросной, занималась съ дѣтьми Хоповскаго пріюта, писала иконы. Въ 1932 г. была пострижена въ монашество. Въ 1950 г. вмѣстѣ съ другими сестрами обители переселилась изъ Югославіи во Францію. Мать Варвара много писала. Ея статьи и разсказы появлялись еще въ «Православной Карпатской Руси» (впослѣдствіи «Православная Русь») и въ приложеніи «Дѣтство во Христѣ», когда Братство преп. Іова Почаевскаго находилось еще на Карпатахъ, во Владиміровой. Составила около четырехсотъ «Житій святыхъ для дѣтскаго и юношескаго возраста», которыя подъ иниціалами «М. В.» (Монахиня Варвара) вначалѣ публиковались въ журналѣ «Православная жизнь», а затѣмъ отдѣльными выпусками издавались въ Свято-Троицкомъ монастырѣ въ Джорданвиллѣ (всего было напечатано двадцать такихъ сборниковъ). М. Варвара мирно скончалась послѣ продолжительной болѣзни 27 ноября (10 декабря) 1972 г. въ Лѣснинскомъ монастырѣ (Провемонъ, Франція).

Сочиненія мон. Варвары (Сухановой)

М. В.
Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста.
Выпускъ семнадцатый. [1971 г.]

Преставленіе святаго отца нашего Іоны, Митрополита Кіевскаго и всея Россіи.
Память 31 марта. Отошелъ ко Господу въ 1464 году.

Святой Іона былъ родомъ изъ города Галича, который находится около Казанской земли [1]. Онъ родился отъ благочестиваго отца по имени Ѳеодора. Въ двѣнадцатилѣтнемъ возрастѣ, въ одномъ изъ монастырей Галичской земли облекся во иноческій образъ. Затѣмъ онъ пришелъ въ Москву, въ Симоновъ монастырь [2], гдѣ долго трудился въ монастырскихъ послушаніяхъ. Въ то время въ Москвѣ митрополитомъ былъ Фотій [3]. Придя однажды въ Симоновъ монастырь, Фотій отслужилъ тамъ молебенъ въ церкви Пресвятой Богородицы и, преподавъ благословеніе архимандриту съ братіей, пожелалъ видѣть также монастырскихъ послушниковъ и благословить ихъ. Митрополитъ зашелъ въ пекарню и увидалъ тамъ блаженнаго Іону, уснувшаго послѣ усиленныхъ трудовъ. Правая рука святого была согнута такъ, какъ будто онъ благословлялъ ею. Фотій не велѣлъ будить его, но, благословивъ спящаго, предсказалъ бывшимъ съ нимъ, что этотъ монахъ будетъ святителемъ въ странахъ Россійскихъ и наставитъ многихъ на путь спасенія.

Пророчество святителя Божія впослѣдствіи исполнилось. Чрезъ нѣсколько лѣтъ, по Божію изволенію, по избранію освященнаго собора и желанію царя, блаженный Іона былъ поставленъ епископомъ городовъ Рязани и Мурома, гдѣ онъ обратилъ къ Богу и крестилъ многихъ невѣрныхъ [4]. Когда преставился ко Господу блаженный митрополитъ Фотій, великій князь Василій Васильевичъ [5], созвалъ архіепископовъ и епископовъ Россійской земли и весь освященный соборъ и повелѣлъ имъ избрать достойнаго мужа на великій престолъ Россійской митрополіи. По согласію и желанію всѣхъ былъ избранъ тогда святой Іона, епископъ Рязанскій. Онъ былъ избранъ, вѣроятно, не позднѣе 1432 г. Извѣстна одна грамота св. Іоны, «нареченнаго въ святѣйшую митрополію» отъ 11 марта 1433 г.

Русскіе люди свято чтили новаго митрополита за его высокую, святую жизнь.

Святой Іона отправился съ посланіемъ великаго князя въ Царьградъ къ царю Іоанну Палеологу (царствовалъ съ 1425 г. по 1448 г.) и къ святѣйшему патріарху Іосифу — принять поставленіе на митрополію. Но здѣсь встрѣтились препятствія. Греческая имперія переживала свои послѣдніе годы. Турки со всѣхъ сторонъ подвигались къ Константинополю. Единственною надеждою спасенія представлялась помощь Запада, а ее можно было купить путемъ униженія предъ римскимъ папою. Предприняты были сношенія о соединеніи церквей. Со стороны латинянъ подготовлялись на Востокѣ лица, которыя могли бы согласиться на унію, и имъ отдавались вліятельныя мѣста и должности. Однимъ изъ такихъ лицъ былъ нѣкто Исидоръ, человѣкъ весьма даровитый и образованный, но въ нравственномъ отношеніи онъ былъ не особенно стоекъ и способенъ былъ мѣнять убѣжденія, и его-то, до прибытія святого Іоны въ Константинополь, поспѣшили тамъ поставить митрополитомъ въ Москву. Святому Іонѣ обѣщана была митрополія послѣ Исидора.

Исидоръ, вскорѣ послѣ прибытія въ Москву, объявилъ, что въ Италіи готовится восьмой вселенскій соборъ для соединенія церквей, на которомъ необходимо быть и ему, и сталъ собираться въ путь. Великій князь Василій Васильевичъ всячески отклонялъ Исидора отъ участія въ соборѣ. Наконецъ, сказалъ ему: «Если уже ты непремѣнно желаешь идти на восьмой соборъ, то принеси намъ оттуда наше древнее православіе, которое мы приняли отъ предка нашего Владиміра, а новаго и чужого не приноси намъ, мы его не примемъ». Исидоръ далъ клятву стоять за православіе, но на Флорентійскомъ соборѣ особенно хлопоталъ объ исходѣ дѣла благопріятномъ для папы. По окончаніи собора и принятіи уніи, Исидоръ, въ санѣ кардинала, возвратился въ Москву, и при первомъ священнослуженіи сталъ поминать папу, вмѣсто константинопольскаго патріарха. Великій князь всенародно назвалъ его латинскимъ прелестникомъ и еретикомъ и велѣлъ посадить подъ стражу впредь до соборнаго рѣшенія дѣла. Русскіе епископы собрались на соборъ въ Москву и осудили Исидора, который вмѣстѣ съ ученикомъ своимъ Григоріемъ, убѣжалъ въ Тверь, изъ Твери въ Литву, наконецъ въ Римъ, гдѣ и остался навсегда при папѣ. А на Россійскую митрополію былъ избранъ святой Іона [6]. По благословенію святѣйшаго патріарха Григорія Мелиссины [7], святой былъ посвященъ своими архіереями въ Москвѣ въ соборной церкви. Итакъ, св. Іона былъ первый митрополитъ, посвященный архіереями россійскими, по благословенію отъ апостольскаго константинопольскаго престола.

Вступивъ на престолъ Россійской митрополіи, святой Іона еще болѣе усилилъ свои подвиги, прилагая труды къ трудамъ, а главное заботясь о томъ, чтобы повсюду утвердить благочестіе. Одушевленный этою цѣлію, святой непрестанно поучалъ пасомыхъ, посылая посланія. Какъ истинный пастырь, онъ утверждалъ вѣру православную, что особенно ясно видно изъ его посланій [8]. Вообще великій пастырь имѣлъ большую заботу о томъ, чтобы соблюсти невредимою врученную ему Богомъ паству.

Святый Іона жилъ предъ самымъ окончаніемъ удѣльной системы и татарскаго ига. Предъ своимъ паденіемъ, удѣльные князья въ особенности волновались противъ великокняжеской власти. Болѣе всего отличались непокорнымъ духомъ дѣти князя Юрія Галицкаго — Василій Косой и Димитрій Шемяка. Послѣдній взялъ въ плѣнъ великаго князя Василія Васильевича, ослѣпилъ его и сослалъ въ Угличъ. Туда же сосланы были и сыновья Василія Темнаго. Святый Іона ревностно вступился за великаго князя и его сыновей. По его настоянію Василій Васильевичъ получилъ въ удѣлъ Вологду. Но и слѣпой Василій или, какъ стали его звать, «Темный» оставался въ глазахъ народа все прежнимъ великимъ княземъ. Немногіе соглашались служить Шемякѣ, большая часть бояръ разбѣжалась, кто въ Литву, кто на окраины государства, собирая полки, и шли на помощь Василію.

Святой Іона не только самъ дѣятельно помогалъ великому князью въ борьбѣ съ мятежниками, но звалъ къ этому и другихъ русскихъ святителей. Наконецъ, соборъ русскихъ архипастырей послалъ Шемякѣ грозное посланіе, въ которомъ сравнивалъ поведеніе его съ поведеніемъ Каина и Святополка (убійцы святыхъ князей Бориса и Глѣба) и угрожалъ ему отлученіемъ отъ Церкви, если онъ не покорится великому князю. Въ этомъ посланіи строго осуждается весь удѣльный безпорядокъ. Сторонники Шемяки отъ него отшатнулись. Много разъ разбитый, Шемяка умеръ изгнанникомъ въ Новгородѣ, а Василій утвердился на Великомъ Княженіи.

Святой Іона содѣйствовалъ великому князю и въ борьбѣ съ татарами. Чрезъ мѣстныхъ епископовъ онъ склонялъ къ тому же и удѣльныхъ князей. «Кому случится умереть на той брани», писалъ онъ имъ, «тѣ, подобно древнимъ мученикамъ, примутъ отъ Христа вѣнецъ за подвигъ мученія». Во время одного нашествія татаръ на Москву, онъ показалъ удивительный примѣръ твердости духа: страшный пожаръ опустошалъ столицу, вражескія стрѣлы летѣли въ Кремль, а святой Іона по стѣнамъ его спокойно совершалъ крестный ходъ. Опасность была велика: одинъ инокъ, стоявшій подлѣ святителя, былъ умерщвленъ непріятельскою стрѣлою. Ночью враги услышали великій шумъ въ городѣ и отъ страха бѣжали.

Освобожденіе отъ татарскаго ига было самымъ завѣтнымъ желаніемъ святителя Іоны. У него былъ другъ, Іона же, архіепископъ Новгородскій. Они положили между собою завѣтъ ежедневно горячо молиться Богу, чтобы Господь далъ торжество надъ всею Ордою Россіи и самодержавное царство ея правителямъ. Молитва великаго святителя была услышана: при сынѣ и преемникѣ Василія Темнаго Іоаннѣ III пали одновременно и удѣльная система и татарское иго. Такимъ образомъ, святитель Іона завершилъ великое дѣло своихъ знаменитыхъ предшественниковъ Петра и Алексія.

Великій молитвенникъ, Святый Іона сподобился получить отъ Бога даръ чудотворенія — исцѣлять недуги и предсказывать будущее. Такъ молитвою своею, онъ воздвигъ отъ одра болѣзни дочь великаго князя, бывшую при смерти. Видя это чудо, одинъ невѣрный, по наущенію діавольскому, сталъ говорить святому, что великая княжна исцѣлилась отъ болѣзни не по его молитвѣ, — а что болѣзнь прошла сама по себѣ. Блаженный Іона, призвавъ человѣка того, поучалъ его не хулить благодати Святаго Духа и говорилъ ему: «Сынъ мой, не сомнѣвайся ни въ чемъ, ибо «невозможная у человѣкъ, возможна суть отъ Бога» (Лука 18, 27). Богъ даровалъ жизнь отроковицѣ по вѣрѣ, а главное, — по надеждѣ ея державныхъ родителей».

Но тотъ не повѣрилъ святому и началъ произносить еще болѣе хульныя слова.

Тогда святой Іона сказалъ ему:

— «Пусть свяжется твой языкъ, пусть заградятся хульныя уста твои! Вмѣсто той дѣвицы, бывшей при смерти, умрешь ты!»

И тотчасъ богохульникъ упалъ на землю безгласнымъ: отнялся языкъ его. Онъ только поводилъ глазами и чрезъ нѣсколько времени испустилъ духъ свой. Такъ покаранъ былъ тотъ, кто осмѣлился хулить даръ Святаго Духа, находящійся въ великомъ святителѣ.

У святаго митрополита былъ одинъ инокъ по имени Пименъ, завѣдовавшій погребомъ. Ему поручено было поить приходящихъ немощныхъ нищихъ. Однажды пришла къ нему убогая вдова и попросила его дать ей немного меду, вслѣдствіе ея болѣзни. Но инокъ тотъ со злобою сказалъ ей: «Уйди, теперь еще не время давать пить!»

Вдова ушла со скорбію. Узнавъ о томъ, святитель Божій призвалъ Пимена и сказалъ ему: «Братъ! Не знаешь, какую оскорбилъ ты вдову! Она — угодница Божія. За это Богъ наказываетъ тебя смертью. Пойди, покайся въ грѣхахъ своихъ, такъ какъ настало время тебѣ умереть!»

И повелѣлъ святый Іона духовнику своему постричь Пимена въ схиму, и въ самый день постриженія онъ скончался, по слову святителя Божія.

Въ другой разъ св. Іона далъ одному изъ послушниковъ своихъ много денегъ для раздачи бѣднымъ, но тотъ часть денегъ раздалъ, а часть утаилъ себѣ. Случилось, что однажды пришла къ святому бѣдная вдова съ жалобою на послушника и говорила: «Святитель Божій! Твой послушникъ ничего не далъ мнѣ изъ завѣщанныхъ тобою денегъ».

Святитель призвалъ послушника, спросилъ его: «Зачѣмъ ты оскорбилъ эту вдову и не далъ ей ничего?»

Онъ отвѣчалъ: «Я далъ ей много, но она безстыдно проситъ большаго».

Вдова же отрицала то и настойчиво утверждала, что не получала отъ него ничего.

Послушникъ воскликнулъ съ гнѣвомъ: «Уходи! ты умрешь, потому что лжешь!» Тогда святый сказалъ ему: «Не будетъ такъ! Вдова эта говоритъ правду, а ты крадешь и лжешь! Она будетъ жива, а ты умрешь!» Тотчасъ же послушникъ заболѣлъ горячкою и умеръ.

Одинъ бояринъ, по имени Василій, а по прозванію Кутузъ, не имѣя вѣры въ чудотворную силу святого Іоны, никогда не приходилъ къ нему и не хотѣлъ принимать отъ него благословенія. Однажды онъ заболѣлъ сильною зубною болью, отъ которой онъ очень страдалъ и не могъ никакъ излѣчиться. Случилось боярину тому, у котораго болѣли зубы, быть въ соборной церкви, когда въ ней совершалъ Божественную литургію святитель Божій Іона. По окончаніи литургіи святой, подозвавъ къ себѣ того боярина, благословилъ его, далъ ему просфору и, преподавъ ему назиданіе отъ Божественнаго Писанія, внезапно ударилъ рукою его по щекѣ такъ, что многимъ былъ слышенъ звукъ удара.

Василій сильно закричалъ: «Ой, больно мнѣ: ты выбилъ мнѣ послѣдніе зубы!»

И тотчасъ больной почувствовалъ облегченіе и зубная боль его прошла. Онъ отправился домой радуясь, благодаря Бога и похваляя угодника Его святителя Іону.

Въ 1451 году за грѣхи предковъ нашихъ, по попущенію Божію, произошло нашествіе безбожныхъ татаръ на русскую землю. Одинъ ордынскій князь со множествомъ татаръ неожиданно подступилъ къ Москвѣ, пожегъ окрестности ея и началъ со всѣхъ сторонъ тѣснить самый городъ.

Блаженный митрополитъ Іона, со всѣмъ клиромъ своимъ, пошелъ крестнымъ ходомъ съ пѣніемъ молебныхъ пѣсней по стѣнамъ города, со многими слезами вознося горячую молитву къ Богу о градѣ и людяхъ.

Увидавъ одного престарѣлаго старца, инока Чудова монастыря, по имени Антонія, который отличался добродѣтельнымъ житіемъ и котораго онъ зналъ, святый Іона обратился къ нему съ такими словами: «Сынъ и братъ мой Антоній! Помолись Милостивому Богу и Пречистой Богородицѣ объ избавленіи города и всѣхъ православныхъ христіанъ отъ безбожныхъ агарянъ».

Антоній сказалъ святому: «Великій святитель! Благодаримъ Бога и Пречистую Его Матерь, Крѣпкую и Скорую Помощницу нашу: услышала Она молитвы твои и умолила Сына Своего Господа нашего Іисуса Христа, да спасенъ будетъ ради тебя городъ этотъ и всѣ православные христіане. Враги агаряне скоро будутъ побѣждены и прогнаны невидимою силою. Только мнѣ одному суждено отъ Господа быть убитому до смерти врагами».

Едва старецъ сказалъ это, вдругъ прострѣлила его пущенная татарами стрѣла, отъ которой онъ вскорѣ умеръ, послѣ чего онъ съ честью былъ погребенъ митрополитом Іоною со всѣмъ соборомъ.

Когда же наступилъ праздникъ положенія ризы Пресвятой Богородицы, іюля 2-го дня, — произошло смятеніе у татаръ: внезапно напалъ на нихъ страхъ и ужасъ, и они обратились въ бѣгство, будучи гонимы отъ города невидимою силою. Святый митрополитъ Іона повелѣлъ какъ можно скорѣе соорудить на своемъ дворѣ церковь положенія ризы Пресвятой Богородицы, въ память избавленія, по Ея молитвамъ, отъ татаръ, такъ какъ въ тотъ день они сняли осаду съ города.

Потомъ по прошествіи многихъ лѣтъ, достигнувъ глубокой старости, святый Іона предъ честною своею кончиною сподобился слѣдующаго откровенія о ней отъ Бога.

Церковный сторожъ соборной церкви, по имени Максимъ, обходя въ одну ночь, по долгу службы своей, вокругъ церкви, нашелъ ее отпертой и увидалъ, что въ ней горятъ свѣчи и поютъ священники. Онъ очень испугался и побѣжалъ сказать о томъ ключарю, іерею Іакову.

Тотъ поспѣшно отправился, но нашелъ церковь запертою, какъ и была, но изнутри быдъ видѣнъ свѣтъ. Онъ отперъ двери, вошелъ въ храмъ и не нашелъ тамъ никого, но свѣчи горѣли! Онъ устрашился и услыхалъ голосъ изъ олтаря, говорящій: «Іаковъ! Пойди, скажи рабу моему митрополиту Іонѣ, что, такъ какъ онъ проситъ у меня ради своего душевнаго спасенія болѣзни тѣлесной, — я услышалъ его просьбу: пошлю ему на ногу язву, отъ которой онъ умретъ. Пусть ввиду скораго преставленія, не медлитъ окончить дѣла, возлагаемыя обязанностью архипастыря».

Іаковъ исполнился страха и ужаса, недоумѣвалъ и никому не разсказывалъ своего видѣнія, даже самому святителю Іонѣ.

Утромъ, на разсвѣтѣ дня, святый Іона, призвавъ къ себѣ Іакова, спросилъ его: «Гдѣ ты былъ ночью, Іаковъ? Что ты видѣлъ и слышалъ? Почему ты не возвѣстилъ мнѣ того, что было тебѣ открыто обо мнѣ?»

Іаковъ устрашился, упалъ къ ногамъ святителя и сказалъ: «Владыко, прости меня! Я не смѣлъ сказать тебѣ объ этомъ, но я вижу, что тебѣ открылъ объ этомъ Святый Духъ!»

Святитель сказалъ: «Богъ да проститъ тебѣ, сынъ мой, но скажу тебѣ, что Богъ отниметъ у тебя супругу твою. Пойди же, позаботься поскорѣе о душѣ ея, чтобы скончаться ей въ покаяніи.»

До этого времени жена ключаря была совершенно здорова. Когда же онъ возвратился домой, то нашелъ ее уже больною, а чрезъ три дня она умерла, исполнивъ, какъ подобаетъ, христіанскій долгъ покаяніемъ и причащеніемъ Святыхъ Христовыхъ Таинъ.

Не долго пожилъ послѣ того и самъ великій святитель Іона. Исполненный благодати Святаго Духа и добрыхъ дѣлъ, онъ въ преклонныхъ лѣтахъ сподобился блаженной кончины. Святитель заболѣлъ язвою на ногѣ. Ослабѣлъ тѣломъ, не ослабѣлъ онъ духомъ, продолжая и въ болѣзни посѣщать церковь Божію.

Готовясь предать святую душу свою въ руцѣ Божіи, онъ благословилъ великаго князя, его потомство и весь народъ и, съ молитвою на устахъ, отошелъ ко Господу въ 1464-мъ году, марта въ 31-й день [9]. Великій архипастырь пасъ Церковь Божію двѣнадцать съ половиною лѣтъ.

Чрезъ нѣсколько лѣтъ по смерти святаго Іоны, скончался и великій князь Василій Васильевичъ. Ему наслѣдовалъ сынъ его великій князь Іоаннъ Васильевичъ, самодержецъ земли Россійской. По изволенію Божію и по благословенію преосвященнаго митрополита Геронтія, великій князь пожелалъ построить новую соборную церковь, вмѣсто прежней ветхой. «Взявши честныя мощи святителя и чудотворца Петра митрополита, перенесли ихъ на время въ другую церковь.

И вотъ, когда разобрана была старая церковь и стали копать рвы для закладки фундамента новой великой церкви, найдены были мощи прочихъ митрополитовъ: Ѳеогноста, Кипріана, Фотія, а также и святаго чудотворца Іоны.

Когда во время обрѣтенія этихъ честныхъ мощей стали совершать соборныя панихиды, былъ принесенъ туда одинъ семилѣтній отрокъ по имени Симеонъ, разслабленный со дня рожденія своего. Онъ былъ сынъ священника Петра, служившаго при храмѣ святаго Іоанна Лѣствичника, что въ колокольнѣ. Соборный пресвитеръ Алексій, поднявъ на руки разслабленнаго отрока, поставилъ въ ногахъ у раки святителя Іоны и, держа его, велѣлъ ему молиться.

Отрокъ поддерживаемый тѣмъ іереемъ, молясь, крикнулъ громко: «Дождь идетъ!»

День былъ ведреный, на небѣ не было видно ни одного облака. Тотчасъ отрокъ тотъ сдѣлался здоровымъ, и уже безъ посторонней помощи пошелъ самъ домой. Всѣ дивились этому чуду и прославили Бога и его угодника святого Іону.

Когда окончена была постройка соборной церкви Успенія Пресвятой Богородицы въ 1479-мъ году, она была торжественно освящена, и въ нее перенесены были честныя мощи святыхъ митрополитовъ: во первыхъ святаго чудотворца Петра, потомъ Ѳеогноста, Кипріана, Фотія и угодника Христова Іоны. Мощи его оказались цѣлыми и нетлѣнными, и ихъ положили въ раку и поставили открыто въ соборной церкви, какъ онѣ и почивали въ царскія благословенныя времена и сподобляли многихъ вѣрующихъ, приходящихъ къ нимъ съ молитвою, просимой благодати [10].

Одинъ человѣкъ по имени Іоаннъ, будучи нѣмымъ и не могущимъ ничего говорить, пришелъ однажды къ ракѣ святаго и приложился къ честнымъ его мощамъ, поцѣловалъ его святую руку. Тутъ онъ почувствовалъ, что святитель протянулъ руку свою, схватилъ его за языкъ и крѣпко держалъ. Онъ началъ громко кричать. Священники и народъ, бывшіе тогда въ церкви, поспѣшили къ нему на крикъ, недоумѣвая, какъ онъ кричитъ, нѣмой! Тутъ онъ почувствовалъ, что святой выпустилъ изъ рукъ языкъ, и пересталъ кричать. Но теперь онъ могъ ясно говорить и разсказалъ всѣмъ, какъ чудесно разрѣшился отъ нѣмоты языкъ его.

Всѣ, бывшіе тамъ, пришли въ ужасъ отъ того дивнаго чуда и, прославляя дѣла Божіи, величали и великаго чудотворца святителя Іону.

Много и другихъ чудесъ происходило отъ честныхъ мощей святого митрополита Московскаго Іоны всѣмъ, приходящимъ къ нимъ съ вѣрою, во славу Христа, Бога нашего, со Отцемъ и Святымъ Духомъ Славимаго, нынѣ и присно и во вѣки вѣковъ. Аминь.

Это житіе взято изъ книги: «Житія святыхъ на русскомъ языкѣ, изложенныя по руководству Четьихъ-Миней св. Димитрія Ростовскаго». Книга 7-я, мартъ. Изданіе Московской Синодальной Типографіи.

Примѣчанія:
[1] Св. Іона родился въ древней Галической области, близъ города Содигалича, нынѣшней Костромской губерніи.
[2] Симоновъ монастырь былъ расположенъ на лѣвомъ берегу рѣки Москвы, основанъ въ 1370 г. въ дни великаго князя Димитрія Донского, ученикомъ и племянникомъ преп. Сергія Радонежскаго Ѳеодоромъ, по благословенію св. митрополита Алексія. Названіе свое монастырь получилъ отъ мѣста, которое, по имени владѣльца своего, прозывалось Симоново.
[3] Былъ митрополитомъ съ 1408 по 1431 годъ.
[4] Въ предѣлахъ обширной епархіи св. Іоны, обнимавшей нѣкоторыя части и нынѣшнихъ епархій Тамбовской и Воронежской, находились цѣлыя селенія донскихъ племенъ: мордвы, мещеры, муромы, державшихся идолопоклонства. Изъ этихъ невѣрныхъ святой Іона и привелъ многихъ къ истинному Богу.
[5] Съ 1425 по 1434 г.
[6] Поставленіе св. Іоны на каѳедру русской митрополіи было приговорено великимъ соборомъ изъ епископовъ, архимандритовъ, игуменовъ и изъ всего священства. Самое поставленіе совершено 15 декабря 1443 г., о чемъ 2-я Софійская лѣтопись говоритъ: «Совершается приношеніе божественныя службы и возглагается на плечо его (т. е. св. Іоны) честный омофоръ и посохъ великій митрополичій дается въ руки его, и такъ съ благобоязнствомъ совершается и благословляетъ народъ.
[7] Патріархъ Григорій Мелиссина занималъ патріаршую каѳедру въ Константинополѣ съ 1445 по 1450 г.
[8] Извѣстны слѣдующія учительныя грамоты св. Іоны: двѣ на Вятку, двѣ въ Новгородъ и одна въ Псковъ.
[9] 1-я Софійская лѣтопись такъ говоритъ о преставленіи св. Іоны: «Въ лѣто 6969, мѣсяца марта въ 31 день, преставися преосвященный Іона, митрополитъ Кіевскій и всея Руси. Бѣ же тогда зрѣти лице его не яко же бѣ обычай мертвымъ, но яко спящу показуяся за великое и преславное его житіе, яко же слышахомъ о немъ, еже отъ юности якоже древніи святые отцы».
[10] По обрѣтеніи св. мощей, великій князь Иванъ Васильевичъ съ митрополитомъ Филиппомъ поручили извѣстному творцу каноновъ и житій Пахомію Сербину написать канонъ на обрѣтеніе св. мощей и установили ему мѣстное празднованіе въ соборѣ. Торжественное обще-церковное празднованіе памяти св. Іоны было установлено при митрополитѣ Макаріи въ 1547 г.

Источникъ: М. В. Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста. Выпускъ семнадцатый. [1971 г.] — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1971. — С. 35-43.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.