Церковный календарь
Новости


2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Каноническое положеніе РПЦЗ (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Письмо въ редакцію Вѣстника РХД (1992)
2018-10-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отрицаніе вмѣсто утвержденія (1992)
2018-10-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 103-й (14 марта 1918 г.)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 5-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 4-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Пятьдесятъ лѣтъ жизни Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Измѣна Православію путемъ календаря (1992)
2018-10-12 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Тайна беззаконія въ дѣйствіи (1992)
2018-10-12 / russportal
Опредѣленіе Архіер. Собора РПЦЗ отъ 13/26 октября 1953 г. (1992)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Григорію мірянину (1908)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Василію патрицію (1908)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 3-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 2-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). О постановленіяхъ II Ватиканскаго собора (1992)
2018-10-11 / russportal
Епископъ Григорій (Граббе). Докладъ о положеніи экуменизма (1992)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 16 октября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 22.

Духовные писатели Русскаго Зарубежья

Монахиня Варвара (Суханова) († 1972 г.).

Монахиня Варвара (въ мірѣ Вѣра Суханова) († 1972), духовная писательница, вѣрное чадо РПЦЗ. Родилась въ 1896 г. въ купеческой семьѣ. Во время Первой міровой и Гражданской войнъ служила сестрой милосердія. Съ послѣдними частями Бѣлой Арміи оставила Россію. Работала учительницей въ русской гимназіи въ Панчевѣ (Сербія). Въ 1929 г. поступила послушницей въ Лѣснинскую женскую обитель въ Хопово (Сербія). Несла самыя разныя послушанія: была клиросной, занималась съ дѣтьми Хоповскаго пріюта, писала иконы. Въ 1932 г. была пострижена въ монашество. Въ 1950 г. вмѣстѣ съ другими сестрами обители переселилась изъ Югославіи во Францію. Мать Варвара много писала. Ея статьи и разсказы появлялись еще въ «Православной Карпатской Руси» (впослѣдствіи «Православная Русь») и въ приложеніи «Дѣтство во Христѣ», когда Братство преп. Іова Почаевскаго находилось еще на Карпатахъ, во Владиміровой. Составила около четырехсотъ «Житій святыхъ для дѣтскаго и юношескаго возраста», которыя подъ иниціалами «М. В.» (Монахиня Варвара) вначалѣ публиковались въ журналѣ «Православная жизнь», а затѣмъ отдѣльными выпусками издавались въ Свято-Троицкомъ монастырѣ въ Джорданвиллѣ (всего было напечатано двадцать такихъ сборниковъ). М. Варвара мирно скончалась послѣ продолжительной болѣзни 27 ноября (10 декабря) 1972 г. въ Лѣснинскомъ монастырѣ (Провемонъ, Франція).

Сочиненія мон. Варвары (Сухановой)

М. В.
Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста.
Выпускъ семнадцатый. [1971 г.]

Память преподобной матери нашей Анастасіи, переименованной Анастасіемъ скопцомъ.
Память 10 марта. Отошла ко Господу въ 567 г.

Въ правленіе императора Юстиніана Великаго [1] въ Константинополѣ проживала нѣкая благочестивая, богобоязненная вдова, дочь богатыхъ и благородныхъ родителей, первая патриціанка въ царскомъ дворцѣ по имени Анастасія [2]. Сохраняя въ сердцѣ своемъ страхъ Божій, она неуклонно и внимательно соблюдала заповѣди Божіи.

Анастасія, обладая необычайною тѣлесною красотою, отличалась и великою красотою душевною. Среди суеты мірской жизни душа ея была всегда устремлена къ Богу. Всѣ удивлялись кротости, спокойствію, добронравію, смиренію знатной патриціанки. Анастасія сохраняла во своемъ чистомъ сердцѣ страхъ Божій и неуклонно, внимательно, соблюдала заповѣди Божіи. Всѣ, зная ея высокую жизнь, смотрѣли на святую какъ на образецъ, и многіе старались подражать ея добродѣтелямъ. И самъ царь весьма почиталъ святую Анастасію. Но сѣющій плевелы, завидующій добродѣтелямъ — врагъ рода человѣческаго, возбудилъ противъ святой Анастасіи ненависть въ царицѣ Ѳеодорѣ. Она стала гнѣваться на святую, чистую рабу Божію. Услышавъ о томъ отъ одного расположеннаго къ ней человѣка и будучи исполнена Божественнаго разумѣнія, святая, собравшись съ мыслями, такъ разсуждала сама съ собою: « — Анастасія! непремѣнно спасай душу свою, пользуясь настоящей напастью, какъ благовременной. Избавь и царицу отъ грѣха несправедливой ненависти, да и для самой себя исходатайствуй Царство Небесное!»

Поразмысливши такимъ образомъ сама съ собою, Анастасія тайно наняла корабль и, захвативъ нѣкоторую часть принадлежавшаго ей золота, — все же прочее оставивъ, — никѣмъ незамѣченная отплыла въ Александрію [3]. Святая создала въ одномъ безмолвномъ, тихомъ мѣстѣ монастырь. Она ревностно стала работать для Господа, пребывая въ постѣ, молитвѣ и трудахъ. Въ рукахъ имѣла рукодѣліе, а на устахъ — непрестанное пѣніе псалмовъ и славословіе Бога. Святая старалась угождать Единому Господу.

Созданный ею монастырь, именовавшійся по имени основательницы патриціи Анастасіи патрикійскимъ, впослѣдствіи, еще до времени мусульманскаго владычества [4], сдѣлался большимъ и славнымъ, изобилующимъ всякимъ достаткомъ.

Но возвратимся къ первоначальной рѣчи о святой Анастасіи.

По прошествіи нѣсколькихъ лѣтъ послѣ удаленіи святой Анастасіи изъ Константинополя, гнѣвавшаяся на святую царица Ѳеодора скончалась. Царь, вспомнивши о патриціанкѣ Анастасіи, разослалъ повсюду пословъ, отыскивая ее съ большимъ стараніемъ. Скоро провѣдавъ о томъ, агница Божія ночью оставила свой монастырь, удалилась въ скитъ къ аввѣ Даніилу [5] и сообщила этому блаженному старцу обо всемъ съ нею случившимся. Тогда старецъ Даніилъ облекъ преподобную въ мужскую монашескую одежду, назвалъ вмѣсто Анастасіи — Анастасіемъ евнухомъ, отвелъ въ одну находящуюся вдали отъ Лавры пещеру, затворилъ святую тамъ. Преподавъ Анастасіи правило и уставъ жизни, онъ приказалъ ей самой никуда не выходить изъ пещеры и не дозволять къ себѣ приходить никому.

Одному изъ прислуживавшихъ при немъ братій блаженный Даніилъ указалъ мѣсто около пещеры, куда и приказалъ ему однажды въ теченіе недѣли приноситъ небольшой хлѣбъ и кувшинъ воды и класть все это на указанномъ мѣстѣ предъ пещерою, а затѣмъ, принявши молитвенное благословеніе отъ затворника, немедленно удаляться.

Здѣсь то непоколебимая, мужественная Анастасія безвыходно, никѣмъ невидимая, подвизалась двадцать восемь лѣтъ, строго соблюдая назначенное старцемъ правила. Къ преподобной Анастасіи никто не приходилъ, и никто, кромѣ приносящаго хлѣбъ и воду брата, не зналъ о ней. Но и послѣдній не зналъ того, что она женщина по природѣ, а считалъ ее мужчиной евнухомъ. Кто же въ состояніи постигнуть своимъ умомъ, или пересказать языкомъ, или передать письменно труды и подвиги преп. Анастасіи, принесенныя въ одиночествѣ Богу въ теченіе двадцати восьми лѣтъ въ пещерѣ? Слезы, стенанія, рыданія, бодрствованія, пѣніе, молитвы, чтенія, стоянія, колѣнопреклоненія, постъ, лишеніе необходимаго, а больше же всего бѣсовскія нападенія и борьба съ ними, постоянно напоминавшими объ оставленныхъ въ міру сладостяхъ плоти и всяческихъ иныхъ, мірскихъ наслажденіяхъ? Какимъ образомъ, все это въ пещерѣ отражала и побѣждала, пребывая безвыходно въ теченіе всѣхъ дней тѣхъ лѣтъ та, которая раньше, въ званіи боярыни и первой патриціанки, долгіе годы проживала въ царскихъ чертогахъ, проводя иногда время со множествомъ женщинъ и мужчинъ за мірскими трапезами и удовольствіями! Невольно ужасается умъ при мысли, какъ всѣмъ этимъ пренебрегла преп. Анастасія и изгладила обо всемъ томъ воспоминаніе изъ ума своего! Какъ достигла она такого смиренія, поста, воздержанія и тѣсноты скорбнаго пути? Столь доблестно подвизаясь, святая содѣлалась сосудомъ Святаго Духа и, до конца угодивъ Богу, приблизилась къ своей блаженной кончинѣ. Провидѣвши заранѣе свое отшествіе къ Богу, преп. Анастасія такъ написала на черепицѣ старцу Даніиду: «Святый отче! захвати съ поспѣшностію ученика, который приноситъ мнѣ хлѣбъ и воду, возьми также и необходимыя для погребенія орудія и приди, чтобы похоронить твое чадо евнуха Анастасія.»

Написавши это, преп. Анастасія положила черепицу внѣ пещеры предъ дверьми. Въ то же время и старецъ, узнавъ объ этомъ изъ бывшаго ему ночью откровенія отъ Бога, сказалъ своему ученику: «Чадо! поспѣши къ пещерѣ, гдѣ проживаетъ нашъ братъ евнухъ Анастасій и осмотри около пещеры. Тамъ ты найдешь исписанный черепокъ, захвативъ который, возвращайся поскорѣе къ намъ».

Найдя по слову старца исписанный черепокъ, братъ принесъ его старцу. Прочитавши написанное на черепкѣ, старецъ Даніилъ прослезился и, захвативъ все необходимое для погребенія, отправился съ означеннымъ братомъ къ пещерѣ. Открывъ послѣднюю, они нашли преподобную одержимою горячкою.

Авва Даніилъ припавши къ груди великой подвижницы плакалъ, говоря: «Блаженъ ты братъ Анастасій, потому что, непрестанно имѣя попеченіе о смертномъ днѣ и часѣ, ты презрѣлъ земное царетво!»

— «Блаженъ и ты, — отвѣчала на это преп. Анастасія, — новый Авраамъ!»

— «Итакъ, — продолжалъ старецъ, — помолись о насъ ко Господу».

— «Честный старецъ, — отвѣчала святая, — въ этотъ часъ я болѣе нуждаюсь въ вашихъ молитвахъ».

— «Если бы я послѣдній день своей жизни окончилъ прежде тебя, тогда и я помолился бы о тебѣ» — продолжалъ старецъ.

Тогда преп. Анастасія, сѣвши на рогожу, облобызала голову старца и, молясь о немъ, произнесла слова благословенія.

Старецъ, взявши своего ученика, приблизилъ его къ ногам святой, говорят «Благослови этого моего ученика, а твое чадо».

— «Предстоящій предо мною въ этотъ часъ, чтобы освободить меня отъ этого тѣла, Богъ отцов моихъ, — сказала преподобная Анастасія, — Знающій мои шаги въ этой пещерѣ и лишенія жизненныя ради Его имени и Видящій настоящую тѣлесную болѣзнь мою, Онъ да упокоитъ на немъ духъ отца его, подобно тому какъ почилъ духъ Иліинъ на Елисеѣ!»

Обратившись затѣмъ къ старцу, святая произнесла: «Отче! Господа ради не снимайте съ меня одежду, въ которую я облечена, лабы никто не узналъ того, что касается моего пола».

Причастившись затѣмъ Пречистыхъ Христовыхъ Тайнъ, преп. Анастасія сказала: «Отче, назнаменуй меня знаменіемъ Христовымъ и помолись обо мнѣ!»

Послѣ этого преп. Анастасія взглянула на востокъ и лицо ея просіяло какъ огонь. Затѣмъ, сама осѣнивши себя крестнымъ знаменіемъ, святая сказала: «Господи, въ руцѣ Твои предаю духъ мой», — и съ этими словами скончалась. Послѣ этого авва Даніилъ съ ученикомъ выкопали предъ пещерою могилу, а затѣмъ старецъ, снявши съ себя рясу, которую он носилъ, сказалъ ученику: «Чадо! одѣнь брата». Ученикъ, одѣвая святую, случайно замѣтилъ ея женскіе сосцы, высохшія на подобіе сухихъ листьевъ и, не разсказывая о томъ старцу, умолчалъ. Честное тѣло блаженной Анастасіи они похоронили съ обычнымъ надгробнымъ пѣснопѣніемъ. Когда они возвращались затѣмъ домой, ученикъ сказалъ старцу: «Отче! развѣ ты не зналъ, что евнухъ Анастасій была женщина?» — «Да, чадо, я зналъ это, — отвѣчалъ старецъ, — и по той причинѣ я одѣлъ ее въ мужскую одежду и назвалъ Анастасіемъ евнухомъ, чтобы не было подозрѣнія и чтобы никто не узналъ и повсюду не распространялась молва. Относительно ея было много поисковъ со стороны царя по всѣмъ странамъ, и въ особенности же въ этихъ мѣстностяхъ. Но вотъ, по благодати Божіей, у насъ она была сокрыта». Затѣмъ старецъ подробно разсказалъ ученику все житіе преп. Анастасіи, которое стало извѣстно во всемъ мірѣ и написано для пользы читающимъ и слушающимъ во славу Христа Бога, Прославляемаго во святыхъ Своихъ во вѣки [6]. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Императоръ Юстиніанъ царствовалъ съ 527 г. по 565 г. При немъ былъ созванъ пятый вселенскій соборъ въ 553 г.
[2] Патриція, жена патриція. Такъ назывались въ Римѣ люди благороднаго происхожденія. Санъ этотъ былъ очень великъ и его удостоивались супруги знаменитыхъ мужей за свои особыя заслуги.
[3] Александрія — главный городъ въ Египтѣ, основанный Александромъ Великимъ.
[4] Владычество мусульманъ въ Александріи началось съ конца VII вѣка.
[5] Упоминаемый здѣсь инокъ Даніилъ есть тотъ самый, который заставилъ говорить младенца 22-хъ дней.
[6] Мощи преп. Анастасіи перенесены были. въ Царьград и въ 1200 находились близъ Святой Софіи.

Источникъ: М. В. Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста. Выпускъ семнадцатый. [1971 г.] — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1971. — С. 44-47.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.