Церковный календарь
Новости


2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 16-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 15-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (26-30) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (21-25) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-04 / russportal
Прот. М. Хитровъ. Слово на Введеніе во храмъ Пресв. Богородицы (1898)
2018-12-04 / russportal
Слово въ день Введенія во храмъ Пресвятой Богородицы (1866)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 12 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 19.

Духовные писатели Русскаго Зарубежья

Монахиня Варвара (Суханова) († 1972 г.).

Монахиня Варвара (въ мірѣ Вѣра Суханова) († 1972), духовная писательница, вѣрное чадо РПЦЗ. Родилась въ 1896 г. въ купеческой семьѣ. Во время Первой міровой и Гражданской войнъ служила сестрой милосердія. Съ послѣдними частями Бѣлой Арміи оставила Россію. Работала учительницей въ русской гимназіи въ Панчевѣ (Сербія). Въ 1929 г. поступила послушницей въ Лѣснинскую женскую обитель въ Хопово (Сербія). Несла самыя разныя послушанія: была клиросной, занималась съ дѣтьми Хоповскаго пріюта, писала иконы. Въ 1932 г. была пострижена въ монашество. Въ 1950 г. вмѣстѣ съ другими сестрами обители переселилась изъ Югославіи во Францію. Мать Варвара много писала. Ея статьи и разсказы появлялись еще въ «Православной Карпатской Руси» (впослѣдствіи «Православная Русь») и въ приложеніи «Дѣтство во Христѣ», когда Братство преп. Іова Почаевскаго находилось еще на Карпатахъ, во Владиміровой. Составила около четырехсотъ «Житій святыхъ для дѣтскаго и юношескаго возраста», которыя подъ иниціалами «М. В.» (Монахиня Варвара) вначалѣ публиковались въ журналѣ «Православная жизнь», а затѣмъ отдѣльными выпусками издавались въ Свято-Троицкомъ монастырѣ въ Джорданвиллѣ (всего было напечатано двадцать такихъ сборниковъ). М. Варвара мирно скончалась послѣ продолжительной болѣзни 27 ноября (10 декабря) 1972 г. въ Лѣснинскомъ монастырѣ (Провемонъ, Франція).

Сочиненія мон. Варвары (Сухановой)

М. В.
Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста.
Выпускъ семнадцатый. [1971 г.]

Житіе св. равноапостольнаго царя Константина и и святой равноапостольной матери его Елены.
Память 21 мая.

Царствованіе Константина Великаго — одно изъ самыхъ важныхъ во всемірной исторіи: въ его царствованіе вѣра христіанская, такъ долго и жестоко гонимая, сдѣлалась господствующей въ обширной Римской имперіи. Христіанство восторжествовало надъ язычествомъ. Отецъ святого царя Константина, Констанцій Хлоръ, понялъ всю тщету язычества и позналъ, что Единый Истинный Богъ управляетъ міромъ. На Него единаго только надѣялся онъ, а не на бездушныхъ идоловъ. Онъ училъ и сына своего вѣровать въ Единаго Бога — Премудраго Создателя вселенной. Только у Него просилъ Констанцій помощи — не ждалъ ничего отъ суетныхъ, ничтожныхъ боговъ. Царь управлялъ западными частями Римской Имперіи. Онъ весьма милосердно относился къ христіанамъ, не гналъ Церковь Христову — даже защищалъ ее отъ гоненій. И христіане въ западной части Имперіи наслаждались покоемъ. А на востокѣ не прекращались гоненія. Восточными странами управлялъ Максиміанъ Галерій — зять лютаго гонителя христіанъ — царя Діоклитіана.

При дворѣ кроткаго и великодушнаго отца Константинъ познакомился съ христіанскою вѣрою и съ молодости привыкъ уважать ее. Онъ былъ старшій сынъ Констанція отъ перваго его брака съ Еленою, которая была незнатнаго происхожденія, но одарена умомъ и красотою. Констанцій потомъ развелся съ нею, женился второй разъ и имѣлъ нѣсколькихъ дѣтей. Но изъ всѣхъ его дѣтей Константинъ былъ особенно любимъ народомъ и войскомъ. Царевичъ былъ прекрасенъ собою, храбръ, уменъ и образованъ. У царя Констанція было при дворѣ множество христіанъ. Они занимали различныя должности. Однажды, желая испытать своихъ придворныхъ, онъ сказалъ имъ: «Кто желаетъ остаться при мнѣ, тотъ пусть поклонится моимъ богамъ». Нѣкоторые придворные, любя почести и богатство болѣе Господа нашего Іисуса Христа, согласились поклониться богамъ. Но другіе предпочли оставить свои должности, и остаться вѣрными своему Спасителю. Тогда Констанцій удержалъ при себѣ этихъ послѣднихъ, сказавъ имъ: «Я вижу, что вы вѣрно служите вашему Богу, а потому хочу, чтобы вы оставались моими служителями, совѣтниками и друзьями. Ибо я надѣюсь, что, будучи вѣрными Богу вашему, вы будете вѣрны и мнѣ и станете честно исполнять ваши обязанности». Прочихъ же Констанцій удалилъ, какъ людей ненадежныхъ, не заслуживающихъ довѣрія. И со стыдомъ отступники отъ Христа должны были удалиться. Настолько царь Констанцій былъ милосерденъ къ истиннымъ христіанамъ, любя и уважая ихъ!

Царь Констанцій, когда посѣтилъ Британію, заболѣлъ тамъ смертельно. Царство свое онъ передалъ сыну своему Константину, самому любимому изъ всѣхъ своихъ дѣтей.

По смерти своего отца, Константинъ былъ провозглашенъ, императоромъ. Это было въ 306 году. Тогда ему было 31 годъ. Подобно отцу, онъ правилъ своими подданными съ любовію и кротостію. Остальныя части Имперіи страдали подъ игомъ жестокихъ владѣтелей. Особенно тяжела была участь Италіи, находившейся подъ властію злого и корыстолюбиваго Максентія, который противъ желанія народа провозгласилъ себя римскимъ императоромъ. Онъ жестоко, подобно Максиміану Галерію, преслѣдовалъ христіанъ. Царь Константинъ послалъ къ нему пословъ, желая мира. Они передали Максентію, что императоръ разрѣшаетъ ему царствовать въ Римѣ, а самъ довольствуется тѣмъ, что владѣетъ Британіей. Но Максентій не хотѣлъ мира, не желалъ великаго Константина признать императоромъ — онъ хотѣлъ самъ владѣть всей имперіей. Укрѣпившись въ Римѣ, Максентій сталъ преслѣдовать не только христіанъ, но и язычниковъ. Онъ безъ суда убивалъ своихъ сенаторовъ, забиралъ себѣ ихъ имѣнія. Нечестивый правитель похищалъ женъ сенаторовъ, ихъ дочерей для своей распутной жизни. Гонитель христіанъ занимался волшебствомъ служа сатанѣ. Наконецъ, въ 313 году римляне не выдержали этого жестокаго безнравственнаго правленія и тайно послали просьбу царю Константину, который въ это время былъ въ Британіи со своей матерью Еленою, чтобы императоръ пришелъ и избавилъ ихъ отъ Максентія. Великій царь прежде всего написалъ Максентію дружески, уговаривая его измѣнить свое правленіе и съ любовію, съ кротостію управлять своими подданными.

Максентій не послушался мудраго совѣта Константина. Напротивъ, еще свирѣпѣе сталъ относиться къ людямъ, еще сильнѣе сталъ гнать христіанъ. Онъ сталъ готовиться къ войнѣ противъ императора, сталъ собирать войска противъ великаго царя. Максентій для успѣшнаго похода противъ императора заклалъ, какъ жертвы богамъ, многихъ невинныхъ отроковъ, прекрасныхъ дѣвушекъ; непраздныхъ женщинъ. Великій царь, собравъ войска, пошелъ въ Италію. Максентій приготовилъ противъ императора большія силы. Но Константинъ сталъ усердно молиться единому Богу, обладающему небомъ и землею, Которому служатъ христіане. И Господь дивнымъ образомъ явилъ Себя императору. Царь Константинъ усердно молился въ полдень, приближаясь къ Риму. И тутъ онъ ясно увидѣлъ на небѣ сіяющій Крестъ, изображенный звѣздами, съ надписью: «Симъ побѣждай». И всѣ его воины увидѣли Крестъ. Среди нихъ былъ воинъ Артемій, который впослѣдствіи былъ замученъ за Христа Іуліаномъ отступникомъ [1].

Воины удивлялись, но многіе убоялись, такъ какъ знакъ Креста для язычниковъ былъ знакомъ злополучія и смерти, вѣдь разбойники и злодѣи приговаривались къ распятію на крестѣ!

Въ ту же ночь, Великому царю явился въ видѣніи Самъ Господь нашъ Іисусъ Христосъ и повелѣлъ сдѣлать знамя въ подобіе креста, а также изобразить крестъ на оружіяхъ, щитахъ и шлемахъ. Господь сказалъ императору: «Повели знамя съ изображеніемъ креста понести предъ твоими полками и ты побѣдишь не только Максентія, но и всѣхъ твоихъ враговъ». Воспрянувъ отъ сна, потрясенный дивнымъ небеснымъ видѣніемъ царь объявилъ своимъ боярамъ о повелѣніи Господа.

Императоръ призвалъ искусныхъ златарей и приказалъ сдѣлать большой крестъ изъ золота, жемчуга и драгоцѣннаго камня. Воинамъ повелѣлъ на оружіяхъ, шлемахъ, щитахъ изобразить знакъ честнаго Креста.

Максентій, увидавъ, что Великій Константинъ направляется со своими ратями въ Римъ, собралъ множество воиновъ и дерзко, самоувѣренно, съ полною надеждою на свою побѣду, ополчился противъ ратей Великаго царя. Произошла битва, и, силою Креста Господня, былъ побѣжденъ нечестивый Максентій. Его многочисленное воинство погибло на полѣ брани. Самъ Максентій бѣжалъ, гонимый царемъ Константиномъ. Когда онъ перебѣгалъ мостъ черезъ рѣку Тибръ, который онъ самъ создалъ, — силою Божіей мостъ обрушился и нечестивый Максентій утонулъ вмѣстѣ со своими ратниками, какъ древній фараонъ, съ конями, всадниками и оружіемъ.

Великій Константинъ побѣдоносно вошелъ въ Римъ. Народъ съ ликованіемъ встрѣтилъ славнаго побѣдителя. Царь же только единаго Бога благодарилъ за побѣду, которая дана ему была силою Честнаго и Животворящаго Креста.

Жители города Рима поставили Великому царю Константину статую на одной изъ площадей города. Императоръ велѣлъ утвердить въ рукѣ статуи длинное копье, кончающее крестомъ, и сдѣлать внизу надпись: «Этимъ спасительнымъ знаменіемъ городъ освобожденъ отъ ига мучителя».. Эта чудесная побѣда еще болѣе усилила расположеніе великаго императора къ христіанамъ.

Царь уговорилъ Ликинія, бывшаго тогда правителемъ восточной части государства, дѣйствовать за одно съ нимъ, и они совмѣстно издали нѣсколько указовъ, благопріятныхъ для христіанъ. Ликиній, впрочемъ, неохотно соглашался на желаніе императора и впослѣдствіи возобновилъ въ своихъ областяхъ гоненіе противъ христіанъ. Но въ 324 году царь побѣдилъ Ликинія. По всей Имперіи исповѣдникамъ Христовымъ возвращены были гражданско-церковныя права, должности, преимущества и имѣнія, отнятыя у нихъ гонителями. Осужденные на изгнаніе за то, что не служили идоламъ, были вызваны и освобождены отъ наказанія. Имущество свв. мучениковъ, положившихъ жизнь свою за исповѣданіе вѣры, предписано было отдать ихъ родственникамъ, и за неимѣніемъ ихъ — Церкви.

Императоръ велъ войну противъ византійцевъ. Ихъ небольшой городъ Византіонъ создалъ грекъ Визасъ во время Манассіи, царя Іудейскаго, и назвалъ его своимъ именемъ. Императоръ два раза потерпѣлъ пораженіе отъ ратей византійцевъ и былъ въ великой печали. Однажды вечеромъ онъ молился, взглянулъ на небо и увидѣлъ звѣздами изображенныя слова: «Призови Меня въ день скорби, Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня» (Псал. 49, ст. 15). Вострепеталъ императоръ. Снова взглянулъ на небо и увидѣлъ Крестъ, изображенный звѣздами на небесахъ, какъ и раньше передъ побѣдою надъ Максентіемъ. Вокругъ креста была надпись: «Этимъ знаменіемъ ты одержишь побѣду». Императоръ приказалъ передъ полками нести большой крестъ и силою его побѣдилъ византійцевъ. По волѣ Божіей, здѣсь на мѣстѣ малаго незначительнаго городка Царь основалъ новый обширный городъ въ 330 году, назвавъ его своимъ именемъ: Константинополь. Этотъ новый великолѣпный городъ получилъ еще назвааніе Новаго Рима и Царьграда, ибо Императоръ перенесъ сюда столицу Римской имперіи. Царь молился, чтобы Господь и Пречистая защищали отъ всѣхъ бѣдъ этотъ новый городъ, въ которомъ было Константиномъ построено мнсжество храмовъ Божіихъ.

Великій императоръ еще велъ войну со скиѳами на Дунаѣ-рѣкѣ. Снова Константинъ передъ битвой увидѣлъ спасительное оружіе — Крестъ Честный, и снова одержана была блестящая побѣда!

Хотя Великій царь Константинъ исповѣдывалъ вѣру Христову, однако считалъ себя недостойнымъ Св. Таинства Крещенія. Къ концу своей жизни по волѣ Божіей императоръ заболѣлъ проказою — болѣзнью страшною и неизлѣчимою. Съ ногъ до головы онъ покрылся струпьями. Многіе премудрые врачи лѣчили царя — безуспѣшно! Изъ Персіи пріѣхали волхвы, но и они конечно не могли помочь люто страждущему императору. Наконецъ, жрецы константинопольскіе посовѣтовали царю сдѣлать ванну изъ крови малыхъ дѣтей; они говорили: «Если не вымоешься въ теплой крови младенцевъ — не исцѣлишься. Если же исполнишь нашъ совѣтъ, то будешь здоровъ. Другого лѣкарства нѣтъ для тебя». Царь приказалъ отовсюду собрать малыхъ дѣтей, чтобы приготовить изъ ихъ крови себѣ ванну. И собрано было въ Капитоліи великое множество младенцевъ еще ссущихъ сосцы своихъ матерей. И насталъ страшный день закланія невинныхъ младенцевъ. Царь шелъ къ Капитолію, гдѣ жрецы должны были приготовить императору кровавую ванну. Собралось множество женъ, которыя громко рыдали, терзали волосы, ногтями царапали свои лица. Императоръ спросилъ: «Почему такъ плачутъ, такъ страдаютъ эти женщины?» И ему отвѣтили, что это матери младенцевъ, которыхъ они принесли на закланіе. Императоръ былъ глубоко потрясенъ горемъ матерей и сказалъ: «О, какъ безчеловѣчны, какъ жестоки жрецы, которые посовѣтовали мнѣ такое страшное лѣченіе, для котораго надо пролить кровь многихъ невинныхъ младенцевъ! Они мнѣ не причинили никакого зла. Зачѣмъ проливать ихъ невинную кровь? Зачѣмъ причинить неизреченное горе множеству матерей?»

Великій царь возвратился въ свой дворецъ и повелѣлъ отдать младенцевъ ихъ матерямъ. Наградивъ ихъ золотомъ, онъ отпустилъ съ миромъ обрадованныхъ матерей. Преблагій Господь, видя милосердіе царя, даровалъ ему полное исцѣленіе отъ неизлѣчимой болѣзни и возвеселилъ душу царя — подалъ ему радость и покой душевный. Господь послалъ Константину своихъ первоверховныхъ апостоловъ — свв. Петра и Павла. Они явились во снѣ царю, встали возлѣ его постели. Царь спросилъ свв. апостоловъ: «Кто вы? Откуда вы?» «Мы — Петръ и Павелъ — апостолы Господа нашего Іисуса Христа. Мы Богомъ посланы къ тебѣ отъ Него, чтобы наставить тебя на путь спасенія. Мы укажемъ тебѣ такую купель, въ которой ты получишь здравіе для души и тѣла, и мы обѣщаемъ тебѣ, что ты черезъ эту купель получишь вѣчную жизнь отъ Бога. Это тебѣ награда за то, что ты пощадилъ жизнь многихъ, невинныхъ младенцевъ. Призови къ себѣ епископа Сильвестра. Онъ подвизается сейчасъ на горѣ Сорактесъ. Ты послушай его ученіе. Онъ покажетъ тебѣ купель, въ которой ты очистишься отъ всѣхъ твоихъ грѣховъ и выйдешь изъ этой купели здоровый душою и тѣломъ».

Произнесли свв. апостолы эти слова и стали невидимы...

Царь въ великомъ удивленіи воспрянулъ отъ сна. Когда къ нему утромъ явился врачъ, лѣчившій безуспѣшно императора, онъ сказалъ ему: «Мнѣ уже больше не надо твоего лѣченія. Я теперь только надѣюсь на Божественную помощь». И врачъ долженъ былъ удалиться изъ опочивальни императора.

Царь приказалъ всюду искать св. епископа Сильвестра и съ почтеніемъ привести его во дворецъ.

Съ Божіей помощію посланные нашли св. епископа и привели его къ царю. Императоръ съ честію встрѣтилъ блаженнаго. Увидѣвъ его, всталъ, дружески обнялъ св. Сильвестра и сталъ спрашивать: «Есть-ли у васъ Боги, которые называются Петръ и Павелъ?»

Св. Сильвестръ отвѣчалъ: «О, царь, у насъ есть только Единый Богъ, Который создалъ небо и землю. Свв. Петръ и Павелъ рабы Всемогущаго Бога, Творца вселенной. Царь Неронъ ихъ замучилъ — пролилъ ихъ святую кровь».

Императоръ обрадовался и сказалъ: «Прошу тебя, епископъ, покажи мнѣ икону этихъ святыхъ, чтобы я достовѣрно узналъ, что именно эти святые явились мнѣ во снѣ».

Св. Сильвестръ сейчасъ же попросилъ діакона принести икону свв. ап. Петра и Павла. Царь взглянулъ на образъ святыхъ апостоловъ и воскликнулъ: «Воистину это тѣ святые, которые явились мнѣ во снѣ!»

Императоръ подробно разсказалъ святому епископу о своемъ ночномъ видѣніи.

«Умоляю тебя», сказалъ Константинъ святому Сильвестру, «покажи мнѣ ту купель, въ которой я бы могъ очиститься отъ душевной и тѣлесной проказы — ту купель, на которую мнѣ указали святые Петръ и Павелъ, явившіеся мнѣ во снѣ».

Святой же епископъ Силвестръ сказалъ царю: «О, царь, нельзя тебя погрузиться въ эту купель, пока ты твердо, безъ сомнѣній, не повѣришь въ Того Бога, о Которомъ тебѣ проповѣдали явившіеся во снѣ святые апостолы».

«Если бы я не вѣровалъ во Іисуса Христа, какъ въ Единаго, Истиннаго Бога, то не вызвалъ бы къ себѣ твою святыню», сказалъ императоръ. «Но ты, прежде чѣмъ войти въ купель, долженъ поститься, молиться со слезами покаянья во всѣхъ твоихъ грѣхахъ. И ты долженъ искренно исповѣдаться, чтобы получить прощеніе грѣховъ и получить милость Божію. На семь дней сними съ себя царскую порфиру, вѣнецъ царскій, затворись въ своей спальной комнатѣ. Въ бѣдной одеждѣ твори покаяніе, плачь о грѣхахъ своихъ. Твори земные поклоны. Прикажи закрыть всѣ капища, запрети идоламъ приносить жертвы. Нищимъ вели подать щедрую милостыню, исполняй всѣ благія прошенія твоихъ подданныхъ».

Царь Константинъ обѣщалъ исполнить всѣ повелѣнія святого епископа. Св. Сильвестръ возложилъ руку на царя, помолился, огласилъ его и ушелъ.

Блаженный епископъ собралъ всѣхъ вѣрныхъ и повелѣлъ имъ тоже поститься и молиться, чтобы совершенно прекратилось идолослуженіе и въ душахъ всѣхъ людей возсіялъ Свѣтъ Христовъ.

Черезъ семь дней св. епископъ явился къ царю, наставилъ его въ вѣрѣ Христовой, научилъ вѣровать въ Пресвятую Троицу. Св. Сильвестръ проготовилъ для царя купель Святого Крещенія. Царь вошелъ въ нее, и погрузилъ его въ воду блаженный епископъ, призывая имя Пресвятой Троицы. Во время Крещенія вдругъ съ неба упалъ яркій свѣтъ — ярче солнечныхъ лучей — вся комната озарилась неизреченнымъ небеснымъ сіяніемъ — царь внезапно очистился отъ проказы. Всѣ струпья остались въ водѣ, отпали, словно рыбья чешуя. Великій Константинъ вышелъ изъ купели совершенно здоровымъ — болѣзнь безслѣдно исчезла! Царь облекся въ бѣлыя одежды и повѣдалъ: «Когда я погрузился въ воду, то почувствовалъ, какъ сверху простерлась Нѣкая Дивная Рука и коснулась меня. И я далъ обѣщаніе строго запретить хулить Христа моего и причинять зло христіанамъ». Послѣ великаго Таинства Св. Крещенія царь воздвигъ на царскомъ дворѣ храмъ во имя Спаса Христа. Было объявлено, что всѣ желающіе креститься и стать христіанами, могутъ получить бѣлыя одежды Крещенія изъ Царскихъ сокровищъ. И множество Божіихъ людей поспѣшили креститься. Съ каждымъ днемъ возростало число христіанъ, а идолопоклонники исчезали. Новые христіане радовались, и было ихъ великое множество. Вѣрные предложили царю изгнать изъ Рима всѣхъ идолопоклонниковъ. Но мудрый императоръ сказалъ, что онъ силой никого не заставляетъ вѣровать въ Единаго Господа, не заставляетъ креститься. Пусть каждый вѣруетъ, какъ хочетъ. Нельзя гнать невѣрныхъ, пусть по свободной волѣ станутъ христіанами. Не только въ Римѣ веселились новые христіане, но и по всей землѣ, гдѣ только были вѣрные.

Св. Равноапостольный царь Константинъ много заботился о внутреннемъ мирѣ Церкви Христовой. Услышавъ о тяжкомъ заблужденіи Арія и о расколѣ Мелетія, возмущавшихъ миръ Церкви, онъ въ 325 году созвалъ первый вселенскій соборъ въ Никеѣ, на которомъ присутствовало 318 отцевъ. 20 мая торжественно былъ открытъ соборъ въ одной изъ залъ императорскаго дворца, въ присутствіи самаго императора. Царь самъ открылъ соборъ вступительною рѣчью, въ которой призывалъ всѣхъ къ миру и согласію. Изъ собравшихся святителей многіе были прославлены святостью жизни, силою чудесъ и страданіями за вѣру во время послѣднихъ гоненій. Изъ нихъ въ особенности замѣчательны: святый Николай, архіепископъ мирликійскій, Іаковъ, епископъ Низибійскій, Спиридонъ Тримифійскій, Пафнутій изъ верхней Ѳиваиды и другіе. Всѣ они бодро встали на защиту православной вѣры. Участіе въ соборныхъ сужденіяхъ принимали нѣкоторые священники и діаконы, прибывшіе вмѣстѣ съ епископами. Среди нихъ въ особенности отличался даромъ краснорѣчія, знаніемъ Св. Писанія и искусствомъ въ спорахъ архидіаконъ Аѳанасій, впослѣдствіи александрійскій архіепископъ. Послѣ многихъ совѣщаній лжеученіе Арія было отвергнуто, и утвержденъ былъ догматъ единосущія Сына Божія съ Богомъ Отцомъ, а чтобы всѣ православные христіане могли точно знать истинное ученіе вѣры, оно было ясно и вразумительно изложено въ Символѣ. Это изложеніе почти безъ измѣненія составило первые семь членовъ теперь употребляемаго у насъ символа вѣры.

Символъ вѣры былъ дополненъ и законченъ на второмъ Вселенскомъ Соборѣ въ Константинополѣ въ 381 году.

Въ 335 году св. равноапостольный царь Константинъ созвалъ еще разъ, для умиротворенія Церкви, Соборъ въ Тирѣ, откуда отцы собора отправились въ Іерусалимъ для освященія церкви, построенной на мѣстѣ Святого Гроба и Воскресенія Христова. Съ этого времени Святой Городъ освободился отъ имени Эліи, даннаго ему за 200 лѣтъ передъ тѣмъ, и сталъ называться по прежнему Іерусалимомъ.

Послѣ многотрудной жизни святой равноапостольный царь Константинъ блаженно отошелъ ко Господу въ Никомидіи 22 мая 337 года. Св. царю было всего 65 лѣтъ! Празднованіе св. Равноапостольному царю Константину началось тотчасъ послѣ его кончины. Память святого царя издревле чтилась у египтянъ, сирійцевъ, англичанъ, богемцевъ, сицилійцевъ, неополитанцевъ, но не у римлянъ. Изъ службы, составленной святому царю Константину въ IX вѣкѣ, видно, что отъ его св. мощей подавались исцѣленія.

Мать св. царя Константина Великаго, святая Равноапостольная Елена, по обращеніи сына, не замедлила принять христіанство и сдѣлалась, по выраженію Руфина (Церковная Исторія, книга І-я глава 7-ая), женою, несравненною по вѣрѣ и благочестію. Святая отличалась милосердіемъ и усердіемъ къ храмамъ Божіимъ. Когда св. равноапостольный царь Константинъ возъимѣлъ намѣреніе построить храмъ на мѣстѣ распятія и воскресенія Христова, св. царица Елена, несмотря на свои преклонныя лѣта, сама отправилась во святой градъ Іерусалимъ съ письмомъ своего Державнаго сына къ епископу Іерусалимскому Макарію о созданіи храма. Святой Царь далъ своей матери очень большія средства для исполненія имъ задуманнаго великаго, святого дѣла.

Іерусалимскій патріархъ Макарій съ честію встрѣтилъ св. равноапостольную царицу Елену. И блаженная царица рѣшила найти великое сокровище — Животворящій Крестъ Господень, Который іудеи сокрыли въ землю. Св. Елена созвала всѣхъ іудеевъ, жившихъ въ Іерусалимѣ, и стала ихъ спрашивать, гдѣ находится Честный Крестъ Господень. Но всѣ евреи отказывались указать это мѣсто, говоря, что они не знаютъ, гдѣ закопанъ Крестъ Честный. Они сказали, что единственно во всемъ Іерусалимѣ только старецъ Іуда знаетъ это мѣсто, т. к. онъ сынъ пророка. Св. царица позвала этого старца и приказала ему указать то мѣсто, гдѣ зарытъ Честный Крестъ Господень. Іуда сталъ упорно отказываться указать, гдѣ находится великое сокровище христіанъ. Тогда св. Елена приказала Іуду бросить въ глубокій ровъ. Іуда, нѣкоторое время пробывъ тамъ, далъ обѣщаніе указать, гдѣ сокрытъ Животворящій Крестъ. На большой горѣ возвышался храмъ богини Венеры. Его создалъ римскій царь Адріанъ. Тамъ находился идолъ этой скверной богини. Іуда привелъ св. царицу и патріарха Макарія со множествомъ христіанъ на эту гору и показалъ гдѣ былъ сокрытъ Крестъ Господень. Святая равноапостольная царица приказала разрушить этотъ идольскій храмъ, освободить мѣсто отъ камней, щебня и начать выкапывать великое сокровище христіанъ. Патріархъ Макарій, святая царица, весь народъ горячо молились, и вдругъ отъ земли повѣяло дивнымъ, небеснымъ благоуханіемъ. Нашли три креста и честные гвозди. Люди размышляли, который же изъ крестовъ былъ Животворящимъ? Въ это время мимо проносили мертвеца для погребенія. Патріархъ Макарій остановилъ процессію. Положили одинъ крестъ на мертвеца, потомъ другой — мертвецъ оставался недвижимъ. Когда же возложили на него Животворящій Крестъ Господень — къ великой, неизреченной радости христіанъ — мертвецъ воскресъ! Силою Божественнаго Креста — онъ мгновенно ожилъ! Святая царица преклонилась предъ Честнымъ Крестомъ, облобызала его. Всѣ ея придворные стали прикладываться къ Великой Святынѣ. Всѣ христіане не могли приложиться къ Животворящему Кресту, такое ихъ было множество. Тогда патріархъ Макарій всталъ на возвышеніе, высоко поднялъ Честный Крестъ — и всѣ христіане повергались ницъ и взывали: «Господи помилуй!»

Такъ возникъ праздникъ Воздвиженія Животворящаго Креста Господня. Честный Крестъ былъ обрѣтенъ въ 326 году. Св. равноапостольная царица Елена взяла часть Креста Господня и хранила у себя это великое сокровище. Взяла и честные гвозди.

Іуда со множествомъ евреевъ увѣровали и крестились. Іуда во св. Крещеніи былъ названъ Киріакомъ. Потомъ онъ сдѣлался патріархомъ Іерусалимскимъ и при царѣ Іуліанѣ Отступникѣ былъ замученъ за Христа.

Святая равноапостольная царица Елена повелѣла во Іерусалимѣ создать храмы на святыхъ мѣстахъ, на которыхъ стояли идольскія капища и обрѣла множество честныхъ мощей.

Прежде всего былъ выстроенъ Храмъ Воскресенія Господа нашего Іисуса Христа на мѣстѣ Живоноснаго Гроба Господня, и Честнаго Креста. Созданъ былъ храмъ въ Геѳсиманіи, гдѣ находится Честный Гробъ Приснодѣвы. Св. царица воздвигала храмы и въ Виѳлеемѣ, и на Горѣ Елеонской. Создано было 18 церквей, которыя святая благолѣпно украсила. Одаривши щедро храмы, святая равноапостольная царица Елена вернулась въ Константинополь съ частію Животворящаго Креста и съ Честными гвоздями. Вскорѣ послѣ возвращенія изъ Святой Земли, Царица блаженно отошла ко Господу 18 августа 327 года, имѣя около 80-и лѣтъ. Паломникъ Антоній въ 1200 году видѣлъ, что св. равноапост. царь Константинъ и св. равноапост. царица Елена почивали въ одномъ гробѣ.

Примѣчаніе: Сербскій народъ издавна весьма чтилъ св. равноапостольнаго царя Констатнина и мать его св. равноапостольную царицу Елену. Въ исторіи Сербіи указано, что Великій Императоръ родился въ ихъ городѣ Нишѣ — въ теперешней Старой Сербіи. Сербы гордились этимъ. Св. равноапостольная царица Елена родомъ была изъ Британіи — Кельтская принцесса изъ тѣхъ кельтовъ, которые населяли теперешнюю Англію.

Тропарь, гласъ 8-й.

Креста Твоего образъ на небеси видѣвъ и якоже Павелъ званіе не отъ человѣкъ пріемъ, въ царѣхъ апостолъ Твой, Господи, царствующій градъ въ руцѣ Твоей положи, егоже спасай всегда въ мирѣ, молитвами Богородицы, Едине Человѣколюбче.

Кондакъ, глась 3-й.

Константинъ днесь съ матерію Еленою Крестъ являютъ — Всечестное Древо, всѣхъ убо іудеевъ посрамленіе суще, оружіе же на противныя вѣрныхъ царей: насъ бо ради явися знаменіе веліе и во бранѣхъ грозное.

Примѣчаніе:
[1] Память св. Артемія совершается 20 октября.

Источникъ: М. В. Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста. Выпускъ семнадцатый. [1971 г.] — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1971. — С. 48-57.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.