Церковный календарь
Новости


2018-10-20 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Харизмат. возрожденіе" какъ знаменіе времени (1991)
2018-10-19 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). НЛО въ свѣтѣ православной вѣры (1991)
2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). По поводу обращенія МП къ Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Ново-мученичество въ Русской Правосл. Церкви (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Каноническое положеніе РПЦЗ (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Письмо въ редакцію Вѣстника РХД (1992)
2018-10-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отрицаніе вмѣсто утвержденія (1992)
2018-10-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 103-й (14 марта 1918 г.)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 5-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 4-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Пятьдесятъ лѣтъ жизни Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Измѣна Православію путемъ календаря (1992)
2018-10-12 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Тайна беззаконія въ дѣйствіи (1992)
2018-10-12 / russportal
Опредѣленіе Архіер. Собора РПЦЗ отъ 13/26 октября 1953 г. (1992)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Григорію мірянину (1908)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Василію патрицію (1908)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - суббота, 20 октября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.

Духовные писатели Русскаго Зарубежья

Монахиня Варвара (Суханова) († 1972 г.).

Монахиня Варвара (въ мірѣ Вѣра Суханова) († 1972), духовная писательница, вѣрное чадо РПЦЗ. Родилась въ 1896 г. въ купеческой семьѣ. Во время Первой міровой и Гражданской войнъ служила сестрой милосердія. Съ послѣдними частями Бѣлой Арміи оставила Россію. Работала учительницей въ русской гимназіи въ Панчевѣ (Сербія). Въ 1929 г. поступила послушницей въ Лѣснинскую женскую обитель въ Хопово (Сербія). Несла самыя разныя послушанія: была клиросной, занималась съ дѣтьми Хоповскаго пріюта, писала иконы. Въ 1932 г. была пострижена въ монашество. Въ 1950 г. вмѣстѣ съ другими сестрами обители переселилась изъ Югославіи во Францію. Мать Варвара много писала. Ея статьи и разсказы появлялись еще въ «Православной Карпатской Руси» (впослѣдствіи «Православная Русь») и въ приложеніи «Дѣтство во Христѣ», когда Братство преп. Іова Почаевскаго находилось еще на Карпатахъ, во Владиміровой. Составила около четырехсотъ «Житій святыхъ для дѣтскаго и юношескаго возраста», которыя подъ иниціалами «М. В.» (Монахиня Варвара) вначалѣ публиковались въ журналѣ «Православная жизнь», а затѣмъ отдѣльными выпусками издавались въ Свято-Троицкомъ монастырѣ въ Джорданвиллѣ (всего было напечатано двадцать такихъ сборниковъ). М. Варвара мирно скончалась послѣ продолжительной болѣзни 27 ноября (10 декабря) 1972 г. въ Лѣснинскомъ монастырѣ (Провемонъ, Франція).

Сочиненія мон. Варвары (Сухановой)

М. В.
Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста.
Выпускъ семнадцатый. [1971 г.]

Житіе, подвиги и страданіе св. апостола Варнавы.
Память 11 іюня.

Святой апостолъ Варнава (то есть сынъ утѣшенія), называвшійся прежде Іосифомъ или Іосіей, былъ родомъ съ острова Кипра, который находится на Средиземномъ морѣ. Родители его были богатые евреи, изъ колѣна Левіина. Онъ былъ посланъ родителями въ Іерусалимъ учиться у знаменитаго тогда законоучителя Гамаліила. Вмѣстѣ съ нимъ учился другой молодой еврей по имени Савлъ, съ которымъ Іосифъ очень подружился. Въ это время Спаситель міра начиналъ свою общественную дѣятельность. Онъ пришелъ изъ Галилеи въ Іерусалимъ, и за Нимъ слѣдовало множество народа, желая слышать Слово Божественнаго нашего Учителя и видѣть чудеса, которыя творилъ Спаситель міра. Іосифъ увидѣлъ тогда Сына Божія, былъ свидѣтелемъ многихъ Его чудесъ и, прилѣпившись къ Нему всѣмъ сердцемъ, сдѣлался однимъ изъ учениковъ Спаса нашего. Преданіе говоритъ, что Іосифъ пришелъ къ родственницѣ своей Маріи (матери Іоанна, называемаго также Маркомъ, одного изъ 70-ти учениковъ) и сказалъ ей: «Приди и посмотри на Того, Котораго отцы наши желали видѣть. Пророкъ Іисусъ изъ Назарета Галилейскаго учитъ въ храмѣ и творитъ великія чудеса, и многіе думаютъ, что Онъ есть ожидаемый Мессія». Марія поспѣшно встала и пошла въ храмъ, гдѣ тогда училъ Господь нашъ Іисусъ Христосъ, Павъ къ ногамъ Спасителя, она воскликнула: «Господи! если я обрѣла благодать предъ Тобою, приди въ домъ рабыни Твоей и пришествіемъ Твоимъ благослови домашнихъ моихъ». Спаситель, видя ея вѣру, вошелъ въ домъ ея и благословилъ всѣхъ находившихся въ немъ.

Съ тѣхъ поръ юноша Іосифъ уже постоянно слѣдовалъ за Господомъ нашимъ. Когда Спаситель избралъ семьдесять учениковъ и послалъ ихъ на евангельскую проповѣдь, Іосифъ былъ въ числѣ ихъ. Святые апостолы прозвали Іосифа Варнавою, что значитъ сынъ утѣшенія (Дѣян. 4, 36).

Это имя дано было ему, какъ полагаетъ св. Іоаннъ Златоустъ, потому, что онъ имѣлъ особенный даръ утѣшенія скорбящихъ.

Послѣ Вознесенія Господня, когда св. апостолы, получивъ Святого Духа, жили вмѣстѣ въ Іерусалимѣ въ общеніи любви со всѣми вѣрующими, Варнава, продавъ имѣніе свое, принесъ деньги святымъ апостоламъ на общую пользу. Въ это время, по сказанію преданія, онъ часто встрѣчался съ товарищемъ своимъ по ученію, Савломъ, ненавидѣвшимъ вѣру Христову и преслѣдовавшимъ вѣрующихъ. Сожалѣя объ упорствѣ Савла, Варнава старался обратить его. Но Савлъ не хотѣлъ слушать его и хулилъ Господа нашего, одобрялъ убійство первомученика Стефана и даже выпросилъ себѣ у первосвященниковъ полномочіе преслѣдовать вѣрующихъ и въ другихъ городахъ и предавать ихъ суду. Варнава часто плакалъ объ упорствѣ бывшаго товарища, котораго любилъ, и молилъ Бога просвѣтить его душу свѣтомъ истины. Извѣстно, какъ Спасъ нашъ чудеснымъ образомъ обратилъ Савла на пути въ Дамаскъ. Варнава встрѣтился съ нимъ, когда Савлъ, уже обращенный, пришелъ изъ Дамаска въ Іерусалимъ. Савлъ старался пристать къ ученикамъ. Но они не довѣряли ему, помня, какъ онъ гналъ Церковь Божію, не зная еще о его обращеніи. И Варнава, увидѣвъ Савла, говорилъ ему: «Савлъ! долго-ли ты будешь еще хулителемъ Христа и гонителемъ вѣрныхъ рабовъ Его? Долго-ли будешь противиться тому Таинству, о которомъ предсказали пророки и которое нынѣ совершилось для спасенія нашего?»

Тогда Савлъ палъ къ ногамъ Варнавы и воскликнулъ: «Прости меня, учитель правды! Нынѣ я позналъ истину того, что ты мнѣ говорилъ о Христѣ! Нынѣ я исповѣдую Того, Котораго хулилъ и называлъ сыномъ плотника, — исповѣдую Его Единороднымъ Сыномъ Божіимъ!» Затѣмъ Савлъ разсказалъ св. ап. Варнавѣ о своемъ обращеніи, и св. ап. Варнава, обрадованный, привелъ его къ св. апостоламъ и разсказалъ имъ, какъ Савлу явился Господь нашъ и какъ гонитель вѣры сдѣлался съ тѣхъ поръ ревностнымъ служителемъ Божественнаго Учителя. Слово Божіе распространялось быстро, чему способствовало самое гоненіе, потому что увѣровавшіе разсѣялись по разнымъ городамъ, проповѣдуя вездѣ іудеямъ Святое Евангеліе. Но нѣкоторые кипряне и киринейцы начали проповѣдывать еллинамъ (язычникамъ) въ Антіохіи Сирской. Господь споспѣшествовалъ имъ и очень многіе изъ жителей Антіохіи увѣровали. Св. апостолы, узнавъ объ этомъ, послали въ Антіохію Варнаву для утвержденія новообращенныхъ въ вѣрѣ, т. к. св. ап. Варнава былъ мужъ добрый и исполненный Духа Святого и вѣры (Дѣян. 11, 24). Господь благословилъ его труды, и число вѣрующихъ умножалось съ каждымъ днемъ. Св. ап. Варнава призвалъ къ себѣ на помощь друга своего Савла. Они трудились въ дѣлѣ благовѣстія вмѣстѣ и провели годъ въ Антіохіи, гдѣ увѣровавшіе стали впервые называться христіанами.

Въ это время въ Іудеи сдѣлался голодъ. Антіохійскіе христіане, собравъ посильное пожертвованіе, послали съ нимъ св. ап. Варнаву и Савла къ страждущимъ братьямъ. Исполнивъ возложенное на нихъ порученіе, св. апостолы возвратились въ Антіохію, взявъ съ собою изъ Іерусалима племянника св. ап. Варнавы, Іоанна Марка, который служилъ имъ. Затѣмъ св. ап. Варнава вмѣстѣ со св. апостоломъ Павломъ благовѣствовалъ во многихъ городахъ Малой Азіи и нерѣдко терпѣлъ гоненія и оскорбленія. Пробывъ вторично нѣкоторое время въ Антіохіи Сирской, святые апостолы предприняли новыя путешествія для проповѣданія Слова Божія. Св. ап. Варнава хотѣлъ взять съ собою Іоанна Марка, но св. ап. Павелъ не соглашался на это, потому что Іоаннъ прежде уже отсталъ разъ отъ святыхъ апостоловъ. По этому поводу святые апостолы разлучились: Павелъ съ ученикомъ своимъ Силою отправился въ Дервію и Листру. А св. ап. Варнава, взявъ Марка, отплылъ въ Кипръ, отечество свое. Тамъ св. ап. Варнава продолжалъ дѣло благовѣстія. Потомъ онъ посѣтилъ Италію, былъ въ Римѣ и положилъ начало Церкви христіанской въ Миланѣ. Послѣ этого св. ап. Варнава возвратился въ Кипръ. Въ Саламинѣ, главномъ городѣ острова, проповѣдь его возбудила злобу находившихся тамъ соплеменниковъ его, св. ап. Варнава предчувствовалъ, что ему предстоитъ принять мученическую смерть въ своемъ отечествѣ, и онъ готовился отойти ко Господу. Онъ поручилъ Марку передать обо всемъ св. ап. Павлу и завѣщалъ положить вмѣстѣ съ нимъ въ гробъ св. Евангеліе отъ Матѳея, съ которымъ онъ никогда не разставался и которое было написано его рукою. Причастившись Святыхъ Таинъ и простившись съ вѣрующими, онъ отправился въ собраніе іудеевъ, чтобы проповѣдывать имъ о Пришедшемъ Мессіи, Сынѣ Божіи. Евреи съ яростію бросились на святого проповѣдника и побили его каменьями. Іудеи захотѣли потомъ сжечь св. мощи великаго апостола, но его святое тѣло осталось невредимымъ въ огнѣ и было похоронено св. ап. Маркомъ.

Мученическая кончина св. ап. Варнавы послѣдовала 11 іюня 76-го года.

Св. мощи св. ап. Варнавы были обрѣтены въ концѣ 5-го вѣка.

Блаженному архіепископу Кипрскому Анѳимію три раза являлся въ сонномъ видѣніи весь сіяющій, въ бѣлой ризѣ самъ великій апостолъ Варнава. При третьемъ явленіи блаженный епископъ осмѣлился спросить св. апостола: «Кто ты? Умоляю тебя, господинъ мой, скажи мнѣ, кто ты?»

Св. апостолъ отвѣтилъ: «Я — Варнава, ученикъ Господа нашего Іисуса Христа. Духомъ Святымъ я былъ посланъ со святымъ апостоломъ Павломъ къ язычникамъ на проповѣдь Св. Евангелія. Чтобы ты зналъ, что слово мое — истина — выйди изъ города на западъ и на томъ мѣстѣ, которое называется «Мѣсто здоровья» (благодаря моимъ молитвамъ Богъ подаетъ чудесно на этомъ мѣстѣ болящимъ здоровья), начни копать землю подъ рожковымъ деревомъ и ты найдешь пещеру и раку, въ которой положены мои мощи и Св. Евангеліе отъ Матѳея мною переписанное.» Сказалъ св. апостолъ и сталъ невидимъ. Въ великой радости проснулся архіепископъ Анѳимій, созвалъ клиръ, градоначальниковъ и народъ и возвѣстилъ имъ о своемъ троекратномъ видѣніи св. ап. Варнавы. Архіепископъ съ торжественнымъ крестнымъ ходомъ пошелъ на «Мѣсто здоровья» и по слову св. ап. Вавнавы стали копать землю подъ рожковымъ деревомъ и обрѣли пещеру и въ ней раку съ многоцѣлебными мощами великаго апостола Варнавы. Святое тѣло издавало дивное благоуханіе. Нашли и Святое Евангеліе отъ св. ап. Матѳея, которое лежало на груди великаго апостола. Множество народа стало прикладываться къ св. мощамъ и многіе болящіе получили исцѣленіе.

Блаженный архіепископъ не дерзнулъ тронуть съ «Мѣста здоровья» честныхъ мощей св. ап. Варнавы. Онъ на время запечаталъ раку и повелѣлъ духовенству день и ночь совершать псалмопѣніе возлѣ св. мощей.

Архіепископъ отправился въ Царьградъ и объявилъ царю и патріарху объ обрѣтеніи св. мощей великаго ап. Варнавы.

Возрадовался царь Зенонъ, что обрѣтено такое безцѣнное сокровище. Блаженнаго архіепископа царь сталъ особенно почитать и далъ ему самостоятельное управленіе Кипрскимъ островомъ, ради святыхъ мощей св. апостола Варнавы.

Царь Зенонъ попросилъ блаженнаго архіепископа дать ему святое Евангеліе, найденное на груди св. апостола Варнавы. Царь украсилъ его золотомъ, драгоцѣнными камнями, и положилъ его въ храмъ св. ап. и первомученика архидіакона Стефана.

Со славою, съ великою честью возвратился блаженный архіепископъ на островъ Кипръ и вскорѣ создалъ дивную церковь въ честь св. апостола Варнавы. Честныя его мощи были положены въ алтарѣ. Св. архіепископъ Анѳимій установилъ праздновать память св. ап. Варнавы 11 іюня, во славу Христа Бога нашего со Отцемъ и Святымъ Духомъ славимаго, нынѣ и присно и во вѣки вѣковъ, аминь.

Пособія: Минея Четья, іюнь, Св. Димитрія Ростовскаго. Вѣчный календарь Тихомирова.

Примѣчаніе: Мощи св. ап. Варнавы въ Кипрѣ видѣлъ игуменъ Даніилъ въ XII вѣкѣ.

Тропарь святымъ апостоламъ Варѳоломею и Варнавѣ, гласъ 3-й:

Апостоли святіи, молите милостиваго Бога, да прегрѣшеній оставленіе подастъ душамъ нашимъ.

Кондакъ св. ап. Варнавѣ, гласъ 2-й:

Господень былъ еси всеистинный служитель, апостоловъ же явился еси седмидесятихъ первый: озарилъ еси и съ Павломъ проповѣдь твою, всѣмъ возвѣщаяй Христа Спаса: сего ради пѣснопѣніи Божественную память твою, Варнаво, совершаемъ.

Кондакъ св. ап. Варѳоломею, гл. 4-й:

Явился еси, великое солнце вселенной, ученій сіяньми и чудесъ страшныхъ, свѣтоводя почитающія тя Варѳоломее, Господень апостоле.

Источникъ: М. В. Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста. Выпускъ семнадцатый. [1971 г.] — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1971. — С. 57-61.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.