Церковный календарь
Новости


2018-08-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 7-я (1991)
2018-08-20 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 46-е (20 ноября 1917 г.)
2018-08-19 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 6-я (1991)
2018-08-19 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 45-е (18 ноября 1917 г.)
2018-08-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 5-я (1991)
2018-08-18 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 44-е (17 ноября 1917 г.)
2018-08-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 4-я (1991)
2018-08-17 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 42-е (16 ноября 1917 г.)
2018-08-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 3-я (1991)
2018-08-16 / russportal
Н. Д. Кузнецовъ. Основанія, приводимыя для учрежденія Патріаршества (1918)
2018-08-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 2-я (1991)
2018-08-15 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 41-е (15 ноября 1917 г.)
2018-08-14 / russportal
Свт. Іоаннъ, архіеп. Шанхайскій. Единообразіе въ богослуженіи (1994)
2018-08-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 40-е (14 ноября 1917 г.)
2018-08-12 / russportal
Обращеніе свт. Іоанна обще-приходскому годовому собранію (1994)
2018-08-12 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 39-е (13 ноября 1917 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 21 августа 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 7.

Духовные писатели Русскаго Зарубежья

Монахиня Варвара (Суханова) († 1972 г.).

Монахиня Варвара (въ мірѣ Вѣра Суханова) († 1972), духовная писательница, вѣрное чадо РПЦЗ. Родилась въ 1896 г. въ купеческой семьѣ. Во время Первой міровой и Гражданской войнъ служила сестрой милосердія. Съ послѣдними частями Бѣлой Арміи оставила Россію. Работала учительницей въ русской гимназіи въ Панчевѣ (Сербія). Въ 1929 г. поступила послушницей въ Лѣснинскую женскую обитель въ Хопово (Сербія). Несла самыя разныя послушанія: была клиросной, занималась съ дѣтьми Хоповскаго пріюта, писала иконы. Въ 1932 г. была пострижена въ монашество. Въ 1950 г. вмѣстѣ съ другими сестрами обители переселилась изъ Югославіи во Францію. Мать Варвара много писала. Ея статьи и разсказы появлялись еще въ «Православной Карпатской Руси» (впослѣдствіи «Православная Русь») и въ приложеніи «Дѣтство во Христѣ», когда Братство преп. Іова Почаевскаго находилось еще на Карпатахъ, во Владиміровой. Составила около четырехсотъ «Житій святыхъ для дѣтскаго и юношескаго возраста», которыя подъ иниціалами «М. В.» (Монахиня Варвара) вначалѣ публиковались въ журналѣ «Православная жизнь», а затѣмъ отдѣльными выпусками издавались въ Свято-Троицкомъ монастырѣ въ Джорданвиллѣ (всего было напечатано двадцать такихъ сборниковъ). М. Варвара мирно скончалась послѣ продолжительной болѣзни 27 ноября (10 декабря) 1972 г. въ Лѣснинскомъ монастырѣ (Провемонъ, Франція).

Сочиненія мон. Варвары (Сухановой)

М. В.
Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста.
Выпускъ семнадцатый. [1971 г.]

Память преп. отца нашего Арсенія Коневскаго, Новгородскаго чудотворца.
Память 12-го іюня.

Въ 1373 году въ Новгородской Лисичьей обители, что близъ Хутыня, облеченъ былъ въ монашество молодой человѣкъ, съ именемъ Арсенія. Откуда и чей онъ былъ сынъ — неизвѣстно. Но по тому, что онъ умѣлъ уже ковать мѣдныя издѣлія, можно было видѣть, что онъ воспитанъ добрыми и заботливыми родителями. Въ Лисичьей обители онъ терпѣливо проходилъ разныя послушанія и прожилъ 11 лѣтъ. Затѣмъ онъ отправился на Аѳонскую гору, гдѣ подвизался три года. Онъ безмездно готовилъ для святогорскихъ старцевъ разную мѣдную посуду и этимъ снискалъ ихъ любовь. Возвращаясь въ отечество, преп. Арсеній получилъ отъ игумена Іоанна въ благословеніе двойную икону, на которой съ одной, стороны было изображеніе Божіей Матери, а съ другой — Нерукотвореннаго Спаса.

Въ 1393 году преп. Арсеній возвратился съ чудотворною иконою въ Новгородъ. Испросивъ у святителя Іоанна благословеніе на устройство обители во имя Рождества Богородицы, онъ отплылъ внизъ по Волхову въ Ладожское озеро. Сперва онъ присталъ къ Валаамской обители, а потомъ перешелъ на пустынный островъ Коневскій (Коневъ островъ - Коневецъ). Выстроивъ часовню ца высотѣ острова, святой велъ скитскую жизнь. Многотрудна была жизнь св. подвижника на холодномъ и дикомъ островѣ! Но преподобный стойко терпѣлъ и подвизался въ постѣ, бдѣніи, въ усердной денно-нощной молитвѣ. До поселенія святого Арсенія на Коневцѣ береговые жители пользовались островомъ для конскаго пастбища. Темные люди вѣрили, что ихъ скотъ здѣсь остается цѣлымъ и невредимымъ отъ того, что его берегутъ духи, живщіе подъ огромнымъ камнемъ, и въ знакъ благоговѣйной признательности оставляли у камня каждую осень одного коня. Конь погибалъ отъ голода въ какой-нибудь трущобѣ, а суевѣры вѣрили, что онъ благосклонно принятъ въ жертву духами. Оттого огромный камень называли Конь-камень, а островъ — Коневымъ или Коневцемъ. Преп. Арсеній, узнавъ о такомъ языческомъ суевѣріи народа отъ рыбака Филиппа, еще въ началѣ поселенія своего на островъ, приступилъ къ камню съ молитвою, окропилъ его святою водою, и — духи лжи отлетѣли въ видѣ вороновъ на выборгскій берегъ въ Большую Губу, которая и понынѣ называется Чертова Лахта.

Когда къ преподобному Арсенію собрались для сожитія странники и ученики его, онъ, при ихъ помощи, соорудилъ деревянную церковь во имя Рождества Богородицы, устроилъ кельи и ограду. Начали посѣщать обитель святого Арсенія граждане новгородскіе, и самъ святой Евѳимій — архіепископъ новгородскій, посѣтивъ преподобнато, въ знакъ благоволенія, подарилъ ему свой бѣлый клобукъ. Въ память этого высокаго и дорогого посѣтителя, преп. Арсеній назвалъ заливъ, при которомъ была его обитель, «Владычною Лахтою» [1]. Обитель при Владычной Лахтѣ существовала 25 лѣтъ. Необыкновенное наводненіе въ Ладожскомъ озера заставило преп. Арсенія перенеети обитель на то мѣсто, гдѣ она процвѣтала въ царскія благословенныя времена. Здѣсь св. Арсеній построилъ уже каменную церковь, также во имя Рождества Богородицы. Кельи же и ограды были деревянныя. Преп. Арсеній преставился 12 іюня 1444 года и погребенъ въ паперти упомянутой церкви, гдѣ скоро былъ построенъ придѣлъ во имя св. Онуфрія [2]. Въ 1842 г. настоятель Коневскаго монастыря, игуменъ Амфилохій, устроилъ серебряную раку преподобному Арсенію. Вверху на крышѣ вычеканено было изображеніе этого великаго подвижника, какъ бы снятое съ его святыхъ мощей, представляющее преподобнаго усопшимъ. На главѣ святого вѣнецъ съ надписью: «Святый Боже». Преп. Арсеній былъ представленъ въ облаченіи евященнослужителя. Кругомъ всей гробницы изображены дѣянія преподобнаго во иноческомъ санѣ. На одной же сторонѣ было представлеио прибытіе преподобнаго на островъ, на которомъ святой положилъ основаніе своей обители, слишкомъ за 400 лѣтъ до нашего времени.

Пособіе: Вѣчный Календарь Тихомирова, изданіе Москва, 1879 г.

Богородице-Рождественскій Коневскій мужской монастырь.

Богородице-Рождественскій монастырь былъ расположенъ на островѣ Коневецъ, на Ладожскомъ озерѣ, въ сѣверо-западной его части, отъ С. Петербурга находидся въ 180 верстахъ. Въ Коневецъ можно было ѣхать лѣтомъ на пароходѣ. Для паломниковъ имѣлось двѣ гостинщщы, и платы особой не полагалось. Для бѣдныдъ было особое помѣщеніе. Святая обитель, которую омновалъ великій подвижникъ преп. Арсеній, находилась подъ особымъ покровительствомъ Царицы Небесной. Монастырь мирно процвѣталъ, какъ при жизни своего основателя, такъ и послѣ его кончины, съ. 1444 г. по 1610 г.

Въ 1610 году Россія уступила Швеціи всю Корельскую сторону, а вмѣстѣ съ ней и Коневецъ. И пришлось братьямъ Коневскаго монастыря переселиться въ Новгородскій Деревянницкій монастырь, а мощи преп. Арсенія иноки скрыли въ могилѣ.

Въ 1718 году при Петрѣ Великомъ Коневская обитель была вновь возстановлена. И съ тѣхъ поръ, благодаря заботамъ энергичныхъ настоятелей, изъ которыхъ особо замѣчательны: Адріанъ, Варѳоломей, Иларіонъ и Израиль, Коневская обитель постепенно развивалась и постепенно приняла вполнѣ благоустренный видъ.

Входомъ въ монастырь служили художественно расписанныя Святыя Врата съ возвышающейся надъ ними красивой колокольней. Отъ воротъ въ обѣ стороны тянулись бѣлокаменные флигеля, образующіе четыреугольникъ, въ центрѣ котораго величественно возвышался 2-хъ этажный каменный соборъ. Внизу его находилась церковь Срѣтенія съ придѣломъ Коневской иконы Божіей Матери, а въ верхнемъ этажѣ находился храмъ Рождества Богородицы.

Въ храмѣ находились главныя святыни обители: чудотворная Коневская икона Царицы Небесной и на обратной ея сторонѣ — Нерукотворенный образъ Христа Спасителя.

На лѣвой сторонѣ у входа покоились подъ спудомъ нетлѣнныя мощи преп. Арсенія, надъ ними богато устроенная рака подъ балдахиномъ. Здѣсь же большой ковчегъ съ крестами и ковчежцами, въ которыхъ хранились частицы св. мощей разныхъ угодниковъ Божіихъ.

Кромѣ собора въ обители возвышались двѣ церкви, во имя Святителя Николая съ древнимъ иконостасомъ и преподобнаго Арсенія.

Ризница имѣла много достопримѣчательностей и царскихъ приношеній.

Въ окрестностяхъ острова находились два скита: одинъ на Святой Горѣ, гдѣ подвизался преп. Арсеній, а другой на Владычной Лахтѣ, гдѣ первоначально помѣщался монастырь. Въ первомъ скитѣ была церковь во имя Казанской иконы Божіей Матери, а въ другомъ — во имя Коневской иконы Пречистой.

Въ С. Петербургѣ скитъ на Загородномъ проспектѣ имѣлъ прекрасную каменную часовню. Монастырь занималъ весь островъ, имѣющій въ окружности до 14 верстъ, но негодный къ сельскому хозяйству: пахотной земли было всего 50 десятинъ. Главный праздникъ въ обители 8 сентября. Въ благословенныя царскія времена братіи въ обители было до 300 человѣкъ.

Описаніе Коневскаго монастыря взято изъ книги Павловскаго «Всеобщій Путеводитель по монастырямъ Россійской Имперіи» изд. 1907 г.

Примѣчанія:
[1] Этотъ заливъ, давно занесенный пескомъ и камнями, теперь уже поросъ травой. На все еще въ царскія благословенныя времена сохранялъ свое историческое названіе.
[2] Память преп. Онуфрія Великаго — 12 іюня.

Источникъ: М. В. Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста. Выпускъ семнадцатый. [1971 г.] — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1971. — С. 66-68.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.