Церковный календарь
Новости


2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). По поводу обращенія МП къ Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Ново-мученичество въ Русской Правосл. Церкви (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Каноническое положеніе РПЦЗ (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Письмо въ редакцію Вѣстника РХД (1992)
2018-10-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отрицаніе вмѣсто утвержденія (1992)
2018-10-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 103-й (14 марта 1918 г.)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 5-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 4-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Пятьдесятъ лѣтъ жизни Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Измѣна Православію путемъ календаря (1992)
2018-10-12 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Тайна беззаконія въ дѣйствіи (1992)
2018-10-12 / russportal
Опредѣленіе Архіер. Собора РПЦЗ отъ 13/26 октября 1953 г. (1992)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Григорію мірянину (1908)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Василію патрицію (1908)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 3-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 2-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 19 октября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.

Духовные писатели Русскаго Зарубежья

Монахиня Варвара (Суханова) († 1972 г.).

Монахиня Варвара (въ мірѣ Вѣра Суханова) († 1972), духовная писательница, вѣрное чадо РПЦЗ. Родилась въ 1896 г. въ купеческой семьѣ. Во время Первой міровой и Гражданской войнъ служила сестрой милосердія. Съ послѣдними частями Бѣлой Арміи оставила Россію. Работала учительницей въ русской гимназіи въ Панчевѣ (Сербія). Въ 1929 г. поступила послушницей въ Лѣснинскую женскую обитель въ Хопово (Сербія). Несла самыя разныя послушанія: была клиросной, занималась съ дѣтьми Хоповскаго пріюта, писала иконы. Въ 1932 г. была пострижена въ монашество. Въ 1950 г. вмѣстѣ съ другими сестрами обители переселилась изъ Югославіи во Францію. Мать Варвара много писала. Ея статьи и разсказы появлялись еще въ «Православной Карпатской Руси» (впослѣдствіи «Православная Русь») и въ приложеніи «Дѣтство во Христѣ», когда Братство преп. Іова Почаевскаго находилось еще на Карпатахъ, во Владиміровой. Составила около четырехсотъ «Житій святыхъ для дѣтскаго и юношескаго возраста», которыя подъ иниціалами «М. В.» (Монахиня Варвара) вначалѣ публиковались въ журналѣ «Православная жизнь», а затѣмъ отдѣльными выпусками издавались въ Свято-Троицкомъ монастырѣ въ Джорданвиллѣ (всего было напечатано двадцать такихъ сборниковъ). М. Варвара мирно скончалась послѣ продолжительной болѣзни 27 ноября (10 декабря) 1972 г. въ Лѣснинскомъ монастырѣ (Провемонъ, Франція).

Сочиненія мон. Варвары (Сухановой)

М. В.
Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста.
Выпускъ семнадцатый. [1971 г.]

Святой блаженный Іоаннъ, Христа ради юродивый, Московскій чудотворецъ.
Отошелъ ко Господу 3 іюля 1589 г.

Блаженный Іоаннъ родился въ странѣ Вологодской. Краткое его житіе рукописное, которое хранилось въ Московскомъ Покровскомъ соборѣ, свидѣтельствуетъ, что святой въ юныхъ лѣтахъ оставилъ своихъ родителей, всѣхъ родственниковъ, «всю красоту міра сего», и для спасенія души поступилъ на очень тяжелую работу на солеваренномъ заводѣ. За свой тяжкій трудъ святой не бралъ денежнаго вознагражденія. По роду своего занятія онъ называется Водоносцемъ. Съ тяжелой, изнурительной работой блаженный соединялъ строгій постъ и постоянную молитву. Движимый желаніемъ къ вышимъ подвигамъ, блаженный Іоаннъ, по истеченіи нѣкоторого времени, тайно удалился изъ Вологды въ Ростовъ. Здѣсь начался новый подвигъ его, подвигъ особаго рода. Не довольствуясь строгою трудовою жизнью, этотъ пламенный ревнитель благочестія избралъ особенный подвигъ: юродство о Христѣ. Въ Ростовѣ блаженнаго прозвали Большимъ Колпакомъ, такъ какъ онъ носилъ на головѣ очень тяжелый, огромный желѣзный колпакъ. На свое святое тѣло онъ возложилъ вериги [1], состоявшія изъ толстыхъ желѣзныхъ крестовъ. На пальцахъ у него были мѣдныя кольца. Въ рукахъ носилъ деревянныя четки.

Въ Ростовѣ былъ у св. Іоанна другъ — затворникъ Иринархъ [2]. Посѣтивъ однажды преп. Иринарха, блаженный далъ ему совѣтъ носить на себѣ кресты желѣзные и сказалъ пророчески: «Дастъ тебѣ Богъ — поучать людей отъ востока до запада, наполнять землю учениками, отводить людей отъ пьянства. За беззаконное же пьянство и развратъ Господь Богъ нашлетъ на русскую землю иноплеменныхъ. И они подивятся и почудятся великому терпѣнію твоему и твоимъ подвигамъ. Мечъ ихъ тебя не повредитъ, и они прославятъ тебя болѣе вѣрныхъ. А я теперь иду въ Москву просить у царя земли, потому что у меня въ Москвѣ столько будетъ видимыхъ бѣсовъ (т. е. литвы), что едва уставятся хмѣлевыя тычины. Но ихъ Святая Троица Своею силою прогонитъ».

Въ Москвѣ блаженный Іоаннъ ходилъ босой въ самые жестокіе морозы, почти нагой, съ распущенными волосами. Какъ истинный сынъ отечества, онъ не только совершалъ собственное спасеніе, но не менѣе заботился о спасеніи своихъ ближнихъ. Имѣя отъ Бога даръ прозорливости, онъ предсказывалъ грядущія бѣдствія и тѣмъ велъ своихъ согражданъ къ молитвѣ объ избавленіи отъ нихъ и к покаянію. Его духовный взоръ, способный проникать въ тайники человѣческой души, позволялъ великому подвижнику правдиво обличать грѣховную жизнь другихъ, Юродивый открыто обличалъ порочную жизнь своихъ соотечественниковъ, высказывая имъ горькую правду. Такъ блаженный Іоаннъ, встрѣчаясь съ Борисомъ Годуновымъ, говорилъ вслухъ: «Умная голова, разбирай Божьи дѣла. Богъ долго ждетъ, да болъно бьетъ!»

Предчувствуя скорую кончину, святой пришелъ къ церкви Живоначальныя Троицы и Пресвятыя Богородицы, честнаго и славнаго Ея Покрова, и блаженнаго Василія и просилъ у протоіерея Димитрія мѣста себѣ «гдѣ бы ему лечь». Протоіерей понялъ, чего желаетъ св. Іоаннъ, и обѣщалъ похоронить его. Блаженный указалъ на мѣсто могилы.

По выходѣ изъ храма блаженный Іоаннъ пошелъ къ Живому мосту, на Москву рѣку. Здѣсь святой встрѣтилъ хромого, именемъ Григорія. Блаженный спросилъ о причинѣ болѣзни и давно ли онъ хромаетъ. Тотъ разсказалъ, что два года уже, какъ повредилъ правую ногу, и съ того времени не владѣетъ ею. Въ отвѣтъ на это блаженный, какъ бы нечаянно, наступилъ хромому на больную ногу и нога исцѣлѣла. При этомъ блаженный сказалъ Григорію «Человѣкъ Божій, не скрывай исцѣленія, которое далъ тебѣ Господь чрезъ меня. Разскажи обо всемъ протоіерею и служащимъ при церкви Покрова Богоматери и святаго Василія блаженнаго».

Потомъ Іоаннъ пошелъ за рѣку въ баню и тамъ въ первый разъ, снявъ съ себя вериги и всѣ свои обременительныя тяжести, трижды облился водою, готовя себя къ погребенію. Потомъ святой легъ на скамью, положилъ подъ голову всѣ свои тяжести и сказалъ присутствующимъ: «Простите меня, братіе. Когда умру отнесите къ церкви Покрова Богородицы, ко гробу блаженнаго Василія, чтобы протоіерей съ братіею похоронили мое тѣло». Съ этими словами великій подвижникъ блаженно отошелъ ко Господу. Это было 3-го іюля въ третій часъ по полудни 1589 г. Желаніе блаженнаго поспѣшили исполнить. Протоіерей съ прочимъ духовенствомъ собора перенесли мощи св. Іоанна въ свою церковь, при великомъ стеченіи народа. Утромъ протоіерей и вся братія, священники и діаконы и весь причетъ церковный стали пѣть надъ блаженнымъ панихиду. Когда святыя мощи были положены въ гробъ, исцѣлился боярскій сынъ Елеазаръ Юрьевъ, который 20 лѣтъ страдалъ болѣзнею глазъ и едва, едва видѣлъ. Святой Іоаннъ подалѣ болящему совершенное исцѣленіе. По волѣ благочестиваго царя Ѳеодора Іоанновича, много слышавшаго о подвигахъ блаженнаго, юродиваго отпѣвалъ весь освященный соборъ царствующаго града Москвы: Казанскій митрополитъ, владыка Рязанскій сѣ архимандритами и игуменами, протоіереи, священники, діаконы, клирики. Собралось многое множество народа. Собрались на погребеніе мужи, жены, дѣти, старые, малые.

Во время погребенія было грозное знаменіе съ неба. Поднялась страшная буря съ громомъ и молніею. Во храмахъ Божіихъ попадали образа. Множество народа было убито молніею. Ризничаго рязанскаго владыки въ церкви Покрова въ алтарѣ до смерти убило. Діакона Покровскаго собора Пимена едва живого вынесли. Священника Іоанна (Коломенскаго уѣзда) подняло бурею выше дверей церковныхъ и такъ ударило о землю, что долго лежалъ онъ безъ чувствъ. Два часа онъ не могъ говорить и едва успѣлъ исповѣдываться, какъ умеръ. Много было убито и изъ народа. Нѣкоторыхъ оглушило, другихъ спалило грозою. «Единый Богъ вѣдаетъ тайну сей небесной кары», заключаетъ лѣтописецъ, описавшій это страшное событіе.

Въ скоромъ времени, въ 1589-1590 году, послѣ преставленія блаженнаго начались совершаться чудеса у могилы этого великаго подвижника. Многіе вѣрующіе, съ усердною молитвою искавшіе его заступленія и помощи, получали благодатныя исцѣленія. Такихъ чудесныхъ исцѣленій въ рукописной записи Покровскаго собора значатся 17. Вотъ нѣкоторыя изъ нихъ:

Послѣ смерти блаженнаго Іоанна, 14 іюля, пришла ко гробу его женщина Варвара, болѣвшая 20 лѣтъ ногами, и по усердной молитвѣ праведнику получила исцѣленіе. 20 іюля исцѣлилъ святой Іоаннъ нѣкую жену Анну, которая страдала болѣзнью глазъ пять лѣтъ. Исцѣлилъ блаженный и боярскаго сына Тарасія Сунтурова-Плохова, страдавшаго глазами 25 лѣтъ. 17 іюля получилъ исцѣленіе нѣкто Михаилъ, страдавшій падучею болѣзнею. 3-го августа исцѣлилъ св. Іоаннъ жену Марію, страдавшую внутреннею болѣзнію и не владѣвшую ногами 17 лѣтъ.

Также даровалъ слухъ Ѳеодору, страдавшему шесть лѣтъ отъ глухоты.

Нефедъ Ерополчанинъ шесть лѣтъ жестоко страдалъ падучею болѣзнею. Однажды, когда онъ находился въ дорогѣ, ему явился блаженный Іоаннъ и сказалъ: «Поди ко гробу моему и исцѣлишься отъ болѣзни».

Нефедъ, послѣ усердной молитвы у гроба праведника, получилъ исцѣленіе.

Въ городѣ Орѣшкѣ воевода Борисъ Петровичъ Благовъ одержимъ былъ тяжкою болѣзнью, былъ при смерти. Ночью онъ впалъ въ забвеніе и услышалъ таинственный голосъ: «Молись Господу и Пречистой Его Матери и призывай на помощь Іоанна Водоносца, называемаго Большой Колпакъ, молитвами его исцѣлитъ тебя Господь».

Послѣ этого таинственнаго посѣщенія тяжко больной воевода выздоровѣлъ и прославилъ угодника Божія.

Святыя мощи блаженнаго Іоанна были обрѣтены нетлѣнными 12 іюня 1672 г. Въ благословенныя царскія времена его святое тѣло почивало подъ спудомъ въ церкви Василія Блаженнаго (Покровскаго Собора), въ Москвѣ, въ придѣлѣ Рождества Пресвятыя Богородицы.

По иконописному подлиннику блаженный Іоаннъ «былъ старообразенъ, брада не велика, едва мало знать. Главою былъ плѣшивъ, лицомъ морщиноватъ, власы русы, назадъ свилися. Свита празеленная, пуговицы до подолу. Въ лѣвой рукѣ — клюка, и колпакъ великъ, ноги босы».

Составилъ это житіе Священникъ І. Ковалевскій. Изданіе 1894 г. Москва.

Примѣчанія:
[1] Вериги блаженнаго сохранялись въ царскія благословенныя времена въ Покровскомъ Соборѣ у мощей святого. Колпакъ утраченъ — вѣроятно въ 1812 г.
[2] Житіе преп. Иринарха см. «Православная Жизнь» №1 1971 г.

Источникъ: М. В. Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста. Выпускъ семнадцатый. [1971 г.] — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1971. — С. 69-72.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.