Церковный календарь
Новости


2018-08-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 2-я (1991)
2018-08-15 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 41-е (15 ноября 1917 г.)
2018-08-14 / russportal
Свт. Іоаннъ, архіеп. Шанхайскій. Единообразіе въ богослуженіи (1994)
2018-08-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 40-е (14 ноября 1917 г.)
2018-08-12 / russportal
Обращеніе свт. Іоанна обще-приходскому годовому собранію (1994)
2018-08-12 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 39-е (13 ноября 1917 г.)
2018-08-11 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 1-я (1991)
2018-08-11 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 82-е (12 февраля 1918 г.)
2018-08-10 / russportal
Митр. Анастасій (Грибановскій). Рѣчь при гробѣ митр. Антонія (1936)
2018-08-10 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 81-е (10 февраля 1918 г.)
2018-08-09 / russportal
Свт. Іоаннъ Шанхайскій. Слово къ Санъ Францисской паствѣ (1994)
2018-08-09 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 80-е (9 февраля 1918 г.)
2018-08-08 / russportal
2-й Всезаруб. Соборъ 1938 г. Докладъ графа П. М. Граббе (1939)
2018-08-08 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 77-е (5 февраля 1918 г.)
2018-08-07 / russportal
Свт. Іоаннъ. "Взойдите на гору и несите дерева и стройте храмъ" (1994)
2018-08-07 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 76-е (3 февраля 1918 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 15 августа 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 8.

Духовные писатели Русскаго Зарубежья

Монахиня Варвара (Суханова) († 1972 г.).

Монахиня Варвара (въ мірѣ Вѣра Суханова) († 1972), духовная писательница, вѣрное чадо РПЦЗ. Родилась въ 1896 г. въ купеческой семьѣ. Во время Первой міровой и Гражданской войнъ служила сестрой милосердія. Съ послѣдними частями Бѣлой Арміи оставила Россію. Работала учительницей въ русской гимназіи въ Панчевѣ (Сербія). Въ 1929 г. поступила послушницей въ Лѣснинскую женскую обитель въ Хопово (Сербія). Несла самыя разныя послушанія: была клиросной, занималась съ дѣтьми Хоповскаго пріюта, писала иконы. Въ 1932 г. была пострижена въ монашество. Въ 1950 г. вмѣстѣ съ другими сестрами обители переселилась изъ Югославіи во Францію. Мать Варвара много писала. Ея статьи и разсказы появлялись еще въ «Православной Карпатской Руси» (впослѣдствіи «Православная Русь») и въ приложеніи «Дѣтство во Христѣ», когда Братство преп. Іова Почаевскаго находилось еще на Карпатахъ, во Владиміровой. Составила около четырехсотъ «Житій святыхъ для дѣтскаго и юношескаго возраста», которыя подъ иниціалами «М. В.» (Монахиня Варвара) вначалѣ публиковались въ журналѣ «Православная жизнь», а затѣмъ отдѣльными выпусками издавались въ Свято-Троицкомъ монастырѣ въ Джорданвиллѣ (всего было напечатано двадцать такихъ сборниковъ). М. Варвара мирно скончалась послѣ продолжительной болѣзни 27 ноября (10 декабря) 1972 г. въ Лѣснинскомъ монастырѣ (Провемонъ, Франція).

Сочиненія мон. Варвары (Сухановой)

М. В.
Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста.
Выпускъ семнадцатый. [1971 г.]

Память блаженнаго Николая Кочанова, Христа ради юродиваго, иже въ Великомъ Новѣградѣ.
Отошелъ ко Господу 27-го іюля 1392 г.

Родители блаженнаго Николая, Максимъ и Іуліанія [1], были люди почетные въ Новгородѣ, и по роду, и по состоянію, и — что еще важнѣе — были люди благочестивые. Мать его проводила жизнь святую и, предваривъ смерть сына девятью годами, по кончинѣ своей стала извѣстна съ именемъ праведницы [2]. Подъ вліяніемъ такого примѣра блаженный Николай съ юности возлюбилъ благочестіе и усердно посѣщалъ храмъ Божій. Утѣшеніемъ его была молитва. «Изъ устъ его — говоритъ древнее извѣстіе — текла молитва къ Богу, какъ благовонное кадило». Святой любилъ чистоту, постъ, колѣнопреклоненіе.

Видя такую добродѣтельную жизнь, люди стали ублажать и славить его. Святой не желалъ славы человѣческой и началъ юродствовать для Господа. Онъ оставилъ все для Господа — села, имѣніе, множество рабовъ. Стяжавъ полное нестяжаніе, онъ мужественно переносилъ много страданій, терпя лютые зимніе морозы и нищету. Мученики обычно одно извѣстное время претерпѣвали страданіе, а блаженный Николай во всѣ дни жизни своей терпѣлъ муки, переносилъ насмѣшки и толчки невѣждъ, только молясь за нихъ.

Былъ въ Новгородѣ богатый вельможа, Случилось ему давать пиръ, на который была созвана новгородская знать. Блаженный Николай шелъ, по своему обыкновенію, по улицѣ. Вельможа, хорошо знавшій его, встрѣтившись съ нимъ, поклонился ему до земли и сказалъ: «Рабъ Христовъ! сотвори любовь — приди ко мнѣ покушать хлѣба моего». Блаженный отвѣчалъ: «Какъ Богу угодно, такъ и будетъ».

Спустя немного времени блаженный пришелъ въ домъ пригласившаго его вельможи, котораго въ это время не было дома. Прислуга начала издѣваться надъ юродивымъ: одни толкали его, другіе даже били, иные насмѣхались и говорили неприличныя слова. Вышедши изъ дома блаженный поскакалъ по улицамъ, какъ обыкновенно дѣлывалъ. Вельможа возвратился домой. Собрались гости. Хозяинъ приказалъ слугамъ подавать вино, медъ и всякіе напитки, какіе были въ его домѣ. Слуги пошли къ бочкамъ съ сосудами. Бочки были полны, — но теперь въ нихъ не было ни капли! Слуги въ недоумѣніи и страхѣ сообщили господину о случившемся. Тотъ, не вѣря слугамъ, пошелъ самъ и увидѣлъ то, что говорили ему слуги. Что было дѣлать? Гости созваны: нельзя оставаться безъ вина! Хозяинъ поспѣшилъ послать въ варяжскій дворъ купить напитковъ. Потомъ, вспомнивъ о блаженномъ Николаѣ, онъ спрашиваетъ слугъ: «Былъ здѣсь юродивый Николай Кочановъ?»

Слуги отвѣчали: онъ былъ здѣсь и нѣкоторые невѣжды надѣлали ему много оскорбленій. Блаженный же, не сказавъ ни слова, вышелъ изъ дому. Хозяинъ, понявъ грѣхъ своей челяди, послалъ лучшихъ изъ своихъ слугъ отыскать во что-бы то ни стало святаго Николая. Посланные нашли его и, поклонясь ему до земли, сказали: «Рабъ Христовъ! прости намъ согрѣшеніе, которое сотворили противъ тебя слуги господина нашего; и пойди съ нами къ господину нашему». Блаженный отвѣчалъ: «Какъ Богу угодно, такъ и будетъ!»

Всегда незлобивый, св. Николай пошелъ вмѣстѣ съ ними къ боярину. Вельможа съ радостію встрѣтилъ блаженнаго на крыльцѣ, поклонился ему до земли, посадилъ святого вмѣстѣ съ вельможами и сказалъ ему: «Блаженный Николай! прости мнѣ — согрѣшеніе слугъ моихъ и благослови внести питія». Св. Николай отвѣчалъ: «Пусть будетъ, какъ ты хочешь!» и пошелъ съ слугами къ бочкамъ. Бочки, оказались полными, какъ и прежде.

Блаженный сказалъ хозяину: «Не сказывай никому о посланной тебѣ благодати, пока Богъ не возьметъ меня отсюда». — и тайно вышелъ изъ дома.

По житію блаженнаго Ѳеодора юродиваго, Ѳеодоръ не дозволялъ святому Николаю бывать на Торговой Сторонѣ, на которой жилъ самъ онъ обыкновенно прогонялъ его съ Волховскаго моста на Софійскую сторону. Эта мнимая вражда двухъ блаженныхъ была урокомъ для буйной новгородской вольницы, а не враждою двухъ сердецъ — кроткихъ и незлобивыхъ.

Однажды блаженный Николай гнался за Ѳеодоромъ до Волхова, и Ѳеодоръ, не попавъ на мостъ, пошелъ по водѣ, какъ по мосту, а св. Николай бросилъ въ него попавшійся ему кочанъ (отсюда прозвище блаженнаго — Кочановъ).

Святой Николай преставился 27 Іюля 1392 года и погребенъ былъ въ концѣ Яковлевскаго Собора, на дорогѣ: такъ желалъ самъ блаженный.

Въ 1554 году надъ гробомѣ св. Николая былъ заложенъ каменный храмъ во имя св. великомученика Пантелеимона. По особенному уваженію къ блаженному Николаю, этотъ храмъ скоро стали называть храмомъ: «св. Николая чудотворца Кочанова».

Св. мощи блаженнаго Николая почивали въ благословенныя царскія времена подъ спудомъ, съ правой стороны иконостаса Пантелеимоновской церкви. Окладъ на верхней доскѣ раки (устроенной надъ его св. мощами), гдѣ изображена икона святого устроенъ на средства Государя Императора Николая Павловича.

«Въ признательное и благоговѣйное воспоминаніе особаго Всемилостивѣйшаго вниманія Высочайшихъ Особъ къ Новгороду и храму сему, по правую сторону раки сей, въ 1858 году освященъ престолъ во имя Праведнаго Николая Кочанова, устроенный на сумму, пожертвованную Его Императорскимъ Высочествомъ Великимъ Княземъ Николаемъ Николаевичемъ старшимъ, и другихъ благотворителей.

Иконы для иконостаса и алтаря сего придѣла писаны въ Академіи Художествъ по заказу Его же Императорскаго Величества».

Такова надпись на одной изъ сторонъ раки блаженнаго Николая Кочанова.

Въ Пантелеимоновской, или Николо-Кочановской, церкви въ благословенныя царскія времена были двѣ древнія иконы св. Николая Кочанова: на одной иконѣ святой изображенъ въ боярскомъ платьѣ, состоящемъ изъ пунцовой шубы съ золотымъ гасомъ и круглымъ лежачимъ воротникомъ въ видѣ малаго капишона, какъ видимъ на древнихъ царскихъ далматикахъ.

Ликъ блаженнаго Николая блѣденъ, волосы и брада съ просѣдью, подъ одеждою хитонъ голубого цвѣта, въ лѣвой рукѣ свернутый свитокъ, на ногахъ обувь.

Икона эта писана по правиламъ новгородской школы. Точно такъ же писана и икона, находящаяся на ракѣ.

На другой же иконѣ тотъ же блаженный Николай изображенъ въ голубомъ хитонѣ, босой съ откытой головой; лице, волосы и брада такого же вида, какъ на первыхъ двухъ.

Замѣчательно, что блаженный Николай нигдѣ не изображается такъ, какъ обыкновенно пишутся у насъ святые юродивые, напр. св. Андрей Юродивый, Василій Блаженный и другіе, т. е. нагими, едва прикрытыми пеленами и платами: блаженнаго Николая изображаютъ, подобно св. Ѳеодору боярину, Черниговскому чудотворцу, или Алексію человѣку Божію и Іоанну Кущнику.

Тропарь.

Горняя мудрствуя, свято жительствуя и славы міра отбѣгая, юродство Христа ради избралъ еси, блаженне Николае. И нынѣ вышнихъ Троицы предстоя, намъ честную память твою славящимъ и съ вѣрою къ рацѣ мощей твоихъ приходящимъ исцѣленіе подаеши и молиши Христа Бога спастися душамъ нашимъ [3].

Примѣчанія:
[1] Въ древнихъ сѵнодикахъ Новгородскихъ: Софійскаго собора, Михайло-Клопскаго, Кирилл-Бѣлозерскаго и другихъ монастырей и городскихъ церквей всюду записаны въ вѣчный покой имена родителей св. Николая: «Помяни Господи, родъ Николы Кочанова Максима и Іуліанію».
[2] Память праведной Іуліаніи празднуется мѣстно 21 декабря.
[3] Этотъ тропарь начертанъ на одной изъ сторонъ раки блаж. Николая.

Источникъ: М. В. Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста. Выпускъ семнадцатый. [1971 г.] — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1971. — С. 72-75.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.