Церковный календарь
Новости


2018-10-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Что дѣлать малому стаду? (1992)
2018-10-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Догматизація Сергіанства (1992)
2018-10-20 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Харизмат. возрожденіе" какъ знаменіе времени (1991)
2018-10-19 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). НЛО въ свѣтѣ православной вѣры (1991)
2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). По поводу обращенія МП къ Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Ново-мученичество въ Русской Правосл. Церкви (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Каноническое положеніе РПЦЗ (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Письмо въ редакцію Вѣстника РХД (1992)
2018-10-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отрицаніе вмѣсто утвержденія (1992)
2018-10-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 103-й (14 марта 1918 г.)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 5-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 4-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Пятьдесятъ лѣтъ жизни Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Измѣна Православію путемъ календаря (1992)
2018-10-12 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Тайна беззаконія въ дѣйствіи (1992)
2018-10-12 / russportal
Опредѣленіе Архіер. Собора РПЦЗ отъ 13/26 октября 1953 г. (1992)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - суббота, 20 октября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.

Духовные писатели Русскаго Зарубежья

Монахиня Варвара (Суханова) († 1972 г.).

Монахиня Варвара (въ мірѣ Вѣра Суханова) († 1972), духовная писательница, вѣрное чадо РПЦЗ. Родилась въ 1896 г. въ купеческой семьѣ. Во время Первой міровой и Гражданской войнъ служила сестрой милосердія. Съ послѣдними частями Бѣлой Арміи оставила Россію. Работала учительницей въ русской гимназіи въ Панчевѣ (Сербія). Въ 1929 г. поступила послушницей въ Лѣснинскую женскую обитель въ Хопово (Сербія). Несла самыя разныя послушанія: была клиросной, занималась съ дѣтьми Хоповскаго пріюта, писала иконы. Въ 1932 г. была пострижена въ монашество. Въ 1950 г. вмѣстѣ съ другими сестрами обители переселилась изъ Югославіи во Францію. Мать Варвара много писала. Ея статьи и разсказы появлялись еще въ «Православной Карпатской Руси» (впослѣдствіи «Православная Русь») и въ приложеніи «Дѣтство во Христѣ», когда Братство преп. Іова Почаевскаго находилось еще на Карпатахъ, во Владиміровой. Составила около четырехсотъ «Житій святыхъ для дѣтскаго и юношескаго возраста», которыя подъ иниціалами «М. В.» (Монахиня Варвара) вначалѣ публиковались въ журналѣ «Православная жизнь», а затѣмъ отдѣльными выпусками издавались въ Свято-Троицкомъ монастырѣ въ Джорданвиллѣ (всего было напечатано двадцать такихъ сборниковъ). М. Варвара мирно скончалась послѣ продолжительной болѣзни 27 ноября (10 декабря) 1972 г. въ Лѣснинскомъ монастырѣ (Провемонъ, Франція).

Сочиненія мон. Варвары (Сухановой)

М. В.
Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста.
Выпускъ семнадцатый. [1971 г.]

Страданія святаго великомученика Никиты.
Память 15 сентября. — Пострадалъ около 372 г.

Память св. великомученика Никиты совершается на слѣдующій день послѣ праздника Воздвиженія Животворящаго Креста Господня. Св. великомученикъ Никита прославилъ Крестъ Господень своею жизнію, страдальческимъ подвигомъ, пролитіемъ крови за Распятаго Спаса нашего.

Въ царствованіе св. равноапостольнаго царя Константина Великаго святая вѣра стала распространяться во всей вселенной. Святое благочестіе возсіяло въ Готской странѣ, по ту сторону рѣки Дуная, Въ числѣ обратившихся къ вѣрѣ Христовой былъ и воинъ Никита — рода знатнаго, благороднаго. Его просвѣтилъ готскій епископъ Ѳеофилъ и крестилъ во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Просвѣщенный свѣтомъ вѣры Христовой, самъ св. Никита многихъ своихъ соотечественниковъ обратилъ ко Христу.

Между тѣмъ въ Готской странѣ возгорѣлась междоусобная война. Два князя спорили о власти: одинъ былъ христіанинъ — звали его Фритигерномъ, а другой язычникъ, по имени Аѳанарихъ — жестокій мучитель христіанъ. Произошло великое кровопролитіе — сошлись на бой единоплеменники. У Аѳанариха были большія силы. Его ратники побѣдили войска Фритигерна.

Благочестивый князь не палъ духомъ и послѣ пораженія. Онъ бѣжалъ въ Грецію и сталъ тамъ искать помощи и обратился къ царю Валенту [1]. Императоръ повелѣлъ всему войску, бывшему во Ѳракіи идти на помощь Фритигерну противъ Аѳанариха. Фритигернъ со всѣми оставшимися своими ратниками и съ собраннымъ во Ѳракіи греческимъ войскомъ, выступилъ противъ своего соперника. Переходя черезъ рѣку Дунай, онъ приказалъ сдѣлать изображеніе Святаго Креста и это изображеніе носить предъ своими полками. И, крѣпко надѣясь на помощь Божію, на Великую силу Честнаго Креста, напалъ князь Фритигернъ на Аѳанариха. Произошла великая битва, и христіанскія рати побѣдили войска Аѳанариха. Однихъ воиновъ убили, другихъ взяли въ плѣнъ. Аѳанарихъ едва успѣлъ бѣжать съ малою дружиною. И послѣ этой побѣды стала свободно распространяться среди готовъ спасительная вѣра Христова. Многіе готы ясно познали, какъ великой силой Честнаго Креста войска христіанина Фритигерна побѣдили рати Аѳанариха. И множество готовъ обратилось ко Христу. Многіе язычники познали неодолимую силу крестную и приняли святое крещеніе.

Послѣ кончины епископа Ѳеофила на его каѳедру вступилъ Урфилъ. Онъ былъ ревностнымъ проповѣдникомъ христіанства среди готовъ (жилъ отъ 314 до 383 г.)

Онъ совершилъ великое святое дѣло для готовъ. Урфилъ изобрѣлъ для готовъ азбуку и перевелъ съ греческаго языка на готскій много священныхъ книгъ. Готы читали на своемъ родномъ языкѣ священныя книги и просвѣщались свѣтомъ вѣры Христовой. И такъ православная вѣра распространялась по всей Готской странѣ.

Усердно проповѣдывалъ вѣру Христову и славный воинъ Никита. Своимъ благочестіемъ, богодохновенными словами, онъ многихъ привелъ ко Христу.

Однако, спокойствіе продолжалось не долго. Новообращеннымъ послѣдователямъ Христовымъ пришлось среди мученій и гоненій доказать свою твердость въ вѣрѣ. Спустя нѣкоторое время нечестивый Аѳанарихъ снова возвратился къ себѣ на родину. Достигнувъ власти и силы, онъ, научаемый діаволомъ, воздвигъ въ своей области страшное гоненіе на христіанъ, стараясь отомстить за свое униженіе, такъ какъ онъ былъ побѣжденъ и посрамленъ христіанами въ битвѣ.

Безстрашный св. воинъ Христовъ и во время гоненія продолжалъ проповѣдывать вѣру православную. Святой Никита вѣрныхъ готовилъ къ вѣнцу мученическому. Онъ безбоязненно обличалъ Аѳанариха, укоряя его въ безчеловѣчіи, въ безбожіи. Нечестивый князь схавитлъ св. воина Христова и предалъ его жестокимъ мукамъ. Онъ св. мученика вынуждалъ отказаться отъ Христа, но никакія истязанія не могли поколебать твердости страстотерпца. Самъ мучитель былъ въ недоумѣніи, почему онъ при всемъ своемъ могуществѣ не можетъ заставить отказаться отъ Христа твердаго и неколебимаго воина Христова. Жестоко избивали святого великомученика, налагали многія раны, раздробляли члены его многострадальнаго тѣла. Наконецъ, св. великомученика бросили въ огонь, но силою Божіею въ пламени не сгорѣлъ страстотерпецъ. Его святое тѣло съ безчестіемъ было брошено и лежало непогребеннымъ.

Въ то время въ странѣ Готской проживалъ одинъ благочестивый христіанинъ по имени Маріанъ. Онъ былъ родомъ изъ Киликійской страны, изъ города Мопсуестіи [2]. По нѣкоторому дѣлу Маріанъ пришелъ въ Готскую землю и здѣсь остановился на довольно продолжительное время. Маріанъ познакомился со святымъ Никитою, который полюбилъ его чистую, высокую душу. А Маріанъ видѣлъ передъ собою истиннаго христіанина, который былъ готовъ пролить кровь свою за Спасителя міра. И между св. воиномъ и Маріаномъ возникла дружба. Маріанъ, узнавъ, что тѣло его святого друга, великомученика, осталось безъ погребенія, задумалъ отнести къ себѣ на родину святыя мощи. Но онъ боялся открыто взять тѣло страстотерпца, такъ какъ нечестивый князь запрещалъ хоронить тѣла замученныхъ за Христа. Маріанъ рѣшилъ тайно ночью взять св. тѣло своего друга.

Дождливою, темною, ненастною ночью пошелъ Маріанъ на свое святое дѣло. Трудно ему было идти во мракѣ. Онъ не видѣлъ куда идти, гдѣ найти тѣло св. великомученика. Но Всесильный Господь утѣшилъ Маріана, помогъ ему. Вдругъ передъ Маріаномъ засіяла яркая звѣзда и озарила тьму. Звѣзда шла передъ Маріаномъ, яркимъ сіяніемъ разгоняя ночной мракъ. Онъ съ радостію, восхваляя Бога, пошелъ за звѣздою. Достигнувъ того мѣста, гдѣ находилось св. тѣло великомученика, звѣзда остановилась надъ св. мощами. Маріанъ обвилъ чистою плащаницею св. тѣло воина Христова и понесъ его въ домъ, гдѣ жилъ. Явившаяся звѣзда освѣщала ему обратный путь. Проводивъ его до воротъ дома, она стала невидима. Маріанъ тщательно скрылъ въ домѣ это великое сокровище. Вскорѣ послѣ этого онъ возвратился къ себѣ на родину и принесъ съ собою св. тѣло великомученика.

Пришедши въ городъ Мопсуестію, Маріанъ съ честію похоронилъ въ своемъ домѣ св. мощи своего друга.

Многіе болящіе стали приходить къ святымъ мощамъ воина Христова и получали исцѣленіе. И всѣ горожане и жители окрестныхъ селъ стали притекать къ святымъ мощамъ. Домъ Маріана не вмѣщалъ поклонниковъ. И была создана прекрасная церковь во имя св. великомученика Никиты. Храмъ благолѣпно украсили. Туда были принесены въ ковчегѣ св. мощи страстотерпца, и погребены въ землѢ. Маріанъ взялъ только одинъ палецъ отъ св. мощей и благоговѣйно хранилъ его у себя дома. Никому болѣе не было разрѣшено взять хотя бы частицу отъ св. мощей великомученика.

Однажды блаженный Авксентій, епископъ Мопсуестійскій, создавъ церковь въ честь святыхъ мучениковъ Тараха, Прова и Андроника [3], отправилъ посланіе въ городъ Аназарвъ [4], гдѣ почивали мощи этихъ трехъ святыхъ. Въ своемъ посланіи онъ просилъ гражданъ Аназарва дать нѣкоторую часть мощей святыхъ мучениковъ для вновь построеннаго храма. Тогда граждане Аназарва попросили епископа Авксентія [5], чтобы онъ взамѣнъ далъ имъ нѣкоторую часть мощей святаго великомученика Никиты на благословеніе ихъ городу. Желая исполнить ихъ просьбу, епископъ приказалъ открыть гробъ святого великомученика. И вотъ, безъ всякой видимой причины, мраморный камень, бывшій на гробѣ святаго, распался на двѣ половины. Одинъ изъ присутствующихъ здѣсь дерзновенно коснулся своей рукой святыхъ мощей, но тотчасъ же рука его высохла, а на него самого напалъ ужасъ. Въ то же время раздался съ неба сильный ударъ грома и блеснула яркая молнія. Всѣ пришли въ страхъ. Тогда епископъ понялъ, что Богъ не благословляетъ раздроблять мощи святого, и раскаялся въ своемъ намѣреніи. Взявъ за изсохшую руку человѣка, дерзко прикоснувшагося къ мощамъ св. великомученика, онъ снова дотронулся ею до св. мощей и сталъ молиться: «О святой мученикъ Христовъ Никита! Тебѣ болѣе подобаетъ исцѣлять, чѣмъ вредить, такъ какъ ты благъ и подражаешь Всеблагому Господу, и если ты скоро наказалъ этого человѣка, то не еще ли скорѣе помилуешь его!» Лишь только епископъ произнесъ эти слова, тотчасъ исцѣлѣла высохшая рука того человѣка, и всѣ удивлялись чудесамъ святого великомученика Никиты и прославляли Бога. Не осмѣливаясь уже болѣе касаться мощей страстотерпца, епископъ, совершивъ надъ ними благоговѣйное пѣніе, снова съ честію закрылъ его гробницу, славя Отца и Сына и Святаго Духа, Единаго въ Троицѣ Бога, Коему подобаетъ всякая слава, честь и поклоненіе во вѣки. Аминь.

Источникъ: Минея Четья Св. Димитрія Ростовскаго. Мѣсяцъ сентябрь.

Тропарь св. великомученика Никиты, гласъ 4-й.

Крестъ Христовъ, яко нѣкое оружіе, усердно воспріимъ, и къ боренію враговъ притеклъ еси, и за Христа пострадавъ, послѣди огнемъ священную твою душу Господу предалъ еси, отонудуже и даровъ исцѣленія отъ Него сподобился еси пріяти, велимучениче Никито, моли Христа Бога спастися душамъ нашимъ.

Кондакъ, гласъ 2-й.

Прелести посѣкъ державу стояніемъ твоимъ и побѣды пріимъ вѣнецъ во страдальчествѣхъ твоихъ, со ангелы, славне, радуешися, Никито тезоимените, съ ними Христа Бога моля непрестанно о всѣхъ насъ.

Примѣчанія:
[1] Императоръ Валентъ царствовалъ съ 364-378 г.
[2] Этотъ городъ былъ расположенъ въ равнинѣ на берегахъ рѣки Пирама.
[3] Память ихъ празднуется 12 октября.
[4] Аназарвъ или Аназарва — городъ въ Киликіи.
[5] Епископъ Авксентій II жилъ въ половинѣ V вѣка. Участвовалъ въ 451 году на IV Вселенскомъ соборѣ въ Халкидонѣ.

Источникъ: М. В. Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста. Выпускъ семнадцатый. [1971 г.] — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1971. — С. 87-91.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.