Церковный календарь
Новости


2018-12-17 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Св. Обитель и духовная школа на служеніи Церкви (1976)
2018-12-17 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Чѣмъ каждый изъ насъ долженъ служить Церкви? (1976)
2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Соборность и церковное сотрудничество (1976)
2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Существуетъ ли невидимая Церковь? (1976)
2018-12-15 / russportal
Первое посланіе къ Коринѳянамъ св. Климента Римскаго (1860)
2018-12-15 / russportal
О святомъ Климентѣ Римскомъ и его первомъ посланіи (1860)
2018-12-14 / russportal
Свт. Зинонъ Веронскій. На слова: "егда предастъ (Христосъ) царство Богу и Отцу" (1838)
2018-12-14 / russportal
Краткое свѣдѣніе о жизни св. священномуч. Зинона, еп. Веронскаго (1838)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 126-й (1899)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 125-й (1899)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 18 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.

Духовные писатели Русскаго Зарубежья

Монахиня Варвара (Суханова) († 1972 г.).

Монахиня Варвара (въ мірѣ Вѣра Суханова) († 1972), духовная писательница, вѣрное чадо РПЦЗ. Родилась въ 1896 г. въ купеческой семьѣ. Во время Первой міровой и Гражданской войнъ служила сестрой милосердія. Съ послѣдними частями Бѣлой Арміи оставила Россію. Работала учительницей въ русской гимназіи въ Панчевѣ (Сербія). Въ 1929 г. поступила послушницей въ Лѣснинскую женскую обитель въ Хопово (Сербія). Несла самыя разныя послушанія: была клиросной, занималась съ дѣтьми Хоповскаго пріюта, писала иконы. Въ 1932 г. была пострижена въ монашество. Въ 1950 г. вмѣстѣ съ другими сестрами обители переселилась изъ Югославіи во Францію. Мать Варвара много писала. Ея статьи и разсказы появлялись еще въ «Православной Карпатской Руси» (впослѣдствіи «Православная Русь») и въ приложеніи «Дѣтство во Христѣ», когда Братство преп. Іова Почаевскаго находилось еще на Карпатахъ, во Владиміровой. Составила около четырехсотъ «Житій святыхъ для дѣтскаго и юношескаго возраста», которыя подъ иниціалами «М. В.» (Монахиня Варвара) вначалѣ публиковались въ журналѣ «Православная жизнь», а затѣмъ отдѣльными выпусками издавались въ Свято-Троицкомъ монастырѣ въ Джорданвиллѣ (всего было напечатано двадцать такихъ сборниковъ). М. Варвара мирно скончалась послѣ продолжительной болѣзни 27 ноября (10 декабря) 1972 г. въ Лѣснинскомъ монастырѣ (Провемонъ, Франція).

Сочиненія мон. Варвары (Сухановой)

М. В.
Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста.
Выпускъ семнадцатый. [1971 г.]

Память блаженнаго Никиты, тайнаго угодника Божія, котораго видѣлъ діаконъ Созонтъ.
Память 9-го сентября.

Тайный угодникъ Божій, блаженный Никита, называемый хартуларій [1], былъ рожденъ и воспитанъ благородными родителями въ Царьградѣ. Подвизался св. Никита въ этомъ городѣ въ XII столѣтіи. Живя въ мірѣ и тайно служа Богу, святой настолько угодилъ Ему, что и церковныя двери сами отверзались, когда онъ въ полночь приходилъ на молитву, и свѣтильникъ, зажженный не человѣческими руками, освѣщалъ его, и былъ онъ въ состояніи показать діакону Созонту умершаго священника, какъ живого, о чемъ существуетъ такое сказаніе.

Одинъ благочестивый священникъ и благоговѣйный діаконъ возымѣли любовь въ Богѣ другъ къ другу, но, спустя нѣкоторое время, оба, подъ вліяніемъ бѣсовскаго навѣта, превратили любовь во вражду. Имя діакону было Созонтъ, а имя священника осталось неизвѣстнымъ. Много времени находились они во враждѣ, и въ этихъ чувствахъ священнику пришлось умереть. Тогда діаконъ началъ смущаться мыслію и терзаться совѣстію, что онъ не прекратилъ вражду со священникомъ и не уничтожилъ гнѣвливость прощеніемъ. Потому Созонтъ отправился искать мудраго духовнаго отца, которому можно было бы открыть свою совѣсть, и ходилъ онъ по пустыннымъ мѣстамъ, отыскивая врача для болѣзни своего сердца. Наконецъ, найдя одного, великаго въ добродѣтеляхъ святого старца, признался ему въ своемъ грѣхѣ и враждѣ, какую имѣлъ со священникомъ, и просилъ прощенія. Св. старецъ сказалъ Созонту:

— «Всякій просящій съ вѣрою получитъ и ищущій находитъ, и стучащему отворяютъ (Матѳ. 7, 7; Лук. 11, 10-11). Хорошо дѣлаешь, братъ, заботясь о скоромъ разрѣшеніи отъ великаго грѣха. Да поможетъ тебѣ Господь, такъ какъ не мое дѣло помирить тебя, чадо, съ умершимъ. Однако, возвращайся въ Царьградъ, откуда ты пришелъ. Придя ночью къ Великой церкви Святой Софіи [2], стань у Великихъ прекрасныхъ дверей, и первому, кого ты увидишь подходящимъ къ дверямъ, тому поклонись, сообщи о насъ и дай это запечатанное письмо. Отъ него и будетъ тебѣ исправленіе во твоемъ грѣхѣ».

Діаконъ, исполняя повелѣніе своего духовнаго отца, пошелъ въ городъ, достигъ ночью церковныхъ дверей Святой Софіи и сталъ въ ожиданіи прихода неизвѣстнаго лица. И вотъ, увидѣлъ онъ нѣкоего приближающагося къ дверямъ мужа, — то и былъ блаженный Никита, о которомъ идетъ повѣствованіе. Діаконъ поклонился ему, поцѣловалъ его, подалъ письмо старца и высказалъ ему свою печаль. Мужъ тотъ, выслушавъ признаніе діакона и прочитавъ полученное письмо старца, облился слезами и сказалъ:

— «Какъ я могу рѣшиться на дѣло, превышающее мои силы? Однако, надѣясь на молитвы пославшаго тебя, и насколько поможетъ мнѣ Богъ, приступлю къ тому, что мнѣ повелѣно».

Сказавъ это, онъ сталъ предъ дверями и, поднявъ руки къ небу, началъ шепотомъ молиться. Потомъ, преклонивъ колѣна и приложивъ голову къ землѣ, сталъ тихо творить молитву. По прошествіи нѣкоего времени, онъ, вставши, сказалъ:

— «Господи, отверзи намъ врата Твоей милости!»

Тотчасъ преддверіе храма само собой открылось, и блаженный Никита, взявши діакона, взошелъ на паперть и, подошедши къ самымъ церковнымъ дверямъ, сказалъ ему:

— «Стой здѣсь неподвижно».

Самъ же сдѣлалъ поклонъ на порогѣ церкви. Двери открылись, и онъ вошелъ внутрь. Когда, молясь, сталъ онъ посреди церкви, зажженный свѣтильникъ съ потолка церкви спустился надъ головой того мужа и освѣтилъ всю церковь. Потомъ блаженный Никита пошелъ къ жертвеннику, и тамъ двери сами открылись. Преклонивъ голову и молча помолившись, святой вышелъ къ діакону, и снова всѣ двери сами собой закрылись. Видя это, діаконъ ужаснулся и не смѣлъ приблизиться къ тому мужу, такъ какъ великій страхъ объялъ его. Кромѣ того, и лицо блаженнаго казалось діакону какъ бы лицомъ ангела. И подумалось діакону: не ангелъ-ли это? Не скрылось это отъ святого, и онъ сказалъ діакону:

— «Зачѣмъ ты смущаешься мыслями о мнѣ? Вѣруй, что я — человѣкъ изъ крови и плоти, родившійся въ честномъ домѣ и воспитанный въ этомъ городѣ. Благодать Божія, если восхощетъ, дѣйственна и въ немощахъ. Пойдемъ же въ путь, намъ предстоящій!»

Послѣ этого блаженный Никита направился къ торговому мѣсту, а діаконъ послѣдовалъ за нимъ. Когда они достигли здѣсь церкви Пресвятой Богородицы, двери церковныя по молитвѣ св. Никиты опять открылись. Пробывши въ церкви и помолившись, угодникъ Божій вышелъ, и двери сами затворились. Діаконъ, смотря на это, только съ ужасомъ говорилъ про себя: «Господи, помилуй!» Такъ пошли они ко Влахернской церкви. Впослѣдствіи уже діаконъ сообразилъ, что замѣченное имъ шествіе по церквамъ совершалось столь быстро, будто подобно летанію птицъ. Когда они подошли къ дверямъ Влахернской церкви [3], и святой Никита со слезами совершилъ молитву, тотчасъ, какъ и въ другихъ церквахъ, двери сами открылись. Поставивъ діакона въ дверяхъ и приказавъ внимательно смотрѣть внутрь, самъ онъ вошелъ въ церковь, преклонилъ колѣна и началъ усердно молиться. Діаконъ же, стоя въ дверяхъ, увидѣлъ внутри церкви свѣтъ, освѣщающій все кругомъ, и нѣкоего свѣтовиднаго діакона, вышедшаго изъ алтаря и кадящаго по всей церкви. Спустя немного времени, онъ увидѣлъ ликъ священниковъ, одѣтыхъ въ бѣлыя одежды и вышедшихъ изъ алтаря на средину церкви. Созонтъ увидѣлъ и другой ликъ священниковъ, одѣтыхъ въ красныя ризы. Всѣ вмѣстѣ собралиеь они среди церкви и пѣли прекрасныя, какія-то совсѣмъ особенныя, церковныя пѣсни, изъ которыхъ діаконъ не могъ запомнить ни одной, кромѣ, «Аллилуіа». Св. Никита, вставъ послѣ своей молитвы, сказалъ діакону:

— «Братъ, войди внутрь церкви безъ страха и посмотри на лѣвый ликъ стоящихъ священниковъ: не узнаешь-ли ты того священника, съ которымъ имѣлъ вражду?»

Діаконъ съ трепетомъ приблизившись къ Божьему человѣку, посмотрѣлъ на лѣвый ликъ и не нашелъ искомаго священника. Ангеловидный мужъ повелѣлъ діакоиу разсмотрѣть также и правый ликъ священниковъ. Діаконъ, посмотрѣвъ, увидѣлъ того священника, съ которымъ имѣлъ вражду, и указалъ на него Божьему человѣку. Святой же сказалъ діакону:

— «Иди, скажи священнику, котораго узналъ: Никита Хартуларій стоитъ снаружи храма и зоветъ тебя, чтобы ты пришелъ къ нему».

Діаконъ пошелъ по приказанію, взялъ священника за правую руку и привелъ къ Божьему человѣку, который въ то время уже вышелъ изъ церкви. Кротко онъ посмотрѣлъ на священника и тихимъ голосомъ сказалъ:

— «Отче пресвитеръ, побесѣдуй съ братомъ твоимъ, и прекратите вражду, какую имѣете между собою».

Тотчасъ священникъ и діаконъ стали другъ противъ друга на колѣни и, послѣ продолжительныхъ привѣтствій, прекратили вражду. Священникъ, послѣ прощенія, вошелъ въ церковь и сталъ на свое мѣсто, а Никита, человѣкъ Божій, на порогѣ церковномъ сдѣлалъ поклонъ, и тотчасъ двери церковныя затворились! Затѣмъ, вмѣстѣ съ діакономъ пошелъ онъ въ обратный путь. Прошедщи нѣкоторую часть пути, блаженный Никита сказалъ діакону:

— «Братъ Созонтъ, спаси душу свою для себя и для моей пользы: отцу же, пославшему тебя, скажи, что чистота, его святыхъ молитвъ и упованіе на Бога могутъ и мертвыхъ воздвигать!»

Сказавъ это, блаженный исчезъ изъ глазъ діакона. Созонтъ же, поклоннвшись на томъ мѣстѣ, гдѣ стояли ноги этого дивнаго мужа, пошелъ къ старцу, духовному отцу своему — со страхомъ и радостію, славя и благодаря Бога за то, что Онъ сподобилъ его дивнымъ и чудеснымъ образомъ примириться съ умершимъ священникомъ, по молитвамъ тайнаго раба Божія Никиты Хартуларія, столь угодивщаго Богу среди народа и мірскихъ смятеній.

Это житіе взято изъ книги «Минея Четья на русскомъ языкѣ» св. Димитрія Ростовскаго. Книга I-я. Изданіе Московской Синодальной Типографіи 1903 г.

Примѣчанія:
[1] Хартуларіями назывались въ Греческой Церкви письмоводители при должностныхъ лицахъ церкви.
[2] Здѣсь разумѣется величественнѣйшій, великолѣпный соборъ во имя Святой Софіи, Премудрости Божіей, построенный Императоромъ Византійскимъ Юстиніаномъ Великимъ въ Константинополѣ въ 537 г. Въ 1453 году, по завоеваніи Константшополя Турками, Софійскій соборъ обращенъ въ мечеть.
[3] Влахерны — мѣстность въ Константинополѣ на западномъ углу города. Во времена Византійской Имперіи она славилась по всему востоку своими святынями. Особенно прославилась Богородичная церковь, построенная императоромъ Львомъ Великимъ, при которомъ въ этой церкви въ 474 г. положены были Честныя Ризы Пресвятыя Богородицы, принесенныя изъ Палестины.

Источникъ: М. В. Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста. Выпускъ семнадцатый. [1971 г.] — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1971. — С. 91-94.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.