Церковный календарь
Новости


2018-08-21 / russportal
С. Г. Рункевичъ. Свящ. Соборъ Правосл. Россійской Церкви 1917-1918 г.г. (1998)
2018-08-21 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 47-е (21 ноября 1917 г.)
2018-08-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 7-я (1991)
2018-08-20 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 46-е (20 ноября 1917 г.)
2018-08-19 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 6-я (1991)
2018-08-19 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 45-е (18 ноября 1917 г.)
2018-08-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 5-я (1991)
2018-08-18 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 44-е (17 ноября 1917 г.)
2018-08-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 4-я (1991)
2018-08-17 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 42-е (16 ноября 1917 г.)
2018-08-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 3-я (1991)
2018-08-16 / russportal
Н. Д. Кузнецовъ. Основанія, приводимыя для учрежденія Патріаршества (1918)
2018-08-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 2-я (1991)
2018-08-15 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 41-е (15 ноября 1917 г.)
2018-08-14 / russportal
Свт. Іоаннъ, архіеп. Шанхайскій. Единообразіе въ богослуженіи (1994)
2018-08-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 40-е (14 ноября 1917 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 22 августа 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.

Духовные писатели Русскаго Зарубежья

Монахиня Варвара (Суханова) († 1972 г.).

Монахиня Варвара (въ мірѣ Вѣра Суханова) († 1972), духовная писательница, вѣрное чадо РПЦЗ. Родилась въ 1896 г. въ купеческой семьѣ. Во время Первой міровой и Гражданской войнъ служила сестрой милосердія. Съ послѣдними частями Бѣлой Арміи оставила Россію. Работала учительницей въ русской гимназіи въ Панчевѣ (Сербія). Въ 1929 г. поступила послушницей въ Лѣснинскую женскую обитель въ Хопово (Сербія). Несла самыя разныя послушанія: была клиросной, занималась съ дѣтьми Хоповскаго пріюта, писала иконы. Въ 1932 г. была пострижена въ монашество. Въ 1950 г. вмѣстѣ съ другими сестрами обители переселилась изъ Югославіи во Францію. Мать Варвара много писала. Ея статьи и разсказы появлялись еще въ «Православной Карпатской Руси» (впослѣдствіи «Православная Русь») и въ приложеніи «Дѣтство во Христѣ», когда Братство преп. Іова Почаевскаго находилось еще на Карпатахъ, во Владиміровой. Составила около четырехсотъ «Житій святыхъ для дѣтскаго и юношескаго возраста», которыя подъ иниціалами «М. В.» (Монахиня Варвара) вначалѣ публиковались въ журналѣ «Православная жизнь», а затѣмъ отдѣльными выпусками издавались въ Свято-Троицкомъ монастырѣ въ Джорданвиллѣ (всего было напечатано двадцать такихъ сборниковъ). М. Варвара мирно скончалась послѣ продолжительной болѣзни 27 ноября (10 декабря) 1972 г. въ Лѣснинскомъ монастырѣ (Провемонъ, Франція).

Сочиненія мон. Варвары (Сухановой)

М. В.
Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста.
Выпускъ семнадцатый. [1971 г.]

Житіе преподобнаго Иродіона Илоезерскаго [1].
Память его 28 сентября. — Отошелъ ко Господу въ 1541 году.

Неизвѣстно, когда и гдѣ родился преп. Иродіонъ, кто и какого званія были его родители. Святой былъ ученикомъ Корнилія Комельскаго [2] и подвизался въ Комельской обители до самой его кончины. Когда же скончался преп. Корнилій (въ 1538 г.) въ его обители произошли нестроенія. Братья начали жить каждый по своей волѣ. Многіе добивались начальническихъ должностей въ монастырѣ, заботясь только о своей славѣ и о тѣлесномъ покоѣ. Но другіе, храня въ памяти образъ святого учителя, восхотѣли подражать ему и предпочли узкій путь и жизнь, преисполненную скорбей и трудовъ. Стараясь найти уединеніе и избѣжать мірской суеты, они оставили Комельскую обитель. Одни отправились на востокъ, другіе на сѣверъ къ Бѣлому морю. Тогда и преп. отецъ нашъ Иродіонъ, оставивъ Комельскій монастырь, пришелъ къ Бѣлоозеру, къ селенію, называемому Илоское. Въ этомъ пустомъ и тихомъ мѣстѣ и поселился подвижникъ. Создавъ здѣсь своими руками часовню, онъ ревностно трудился во славу Божію, безпрестанно возсылая пѣніе и молитвы ко Господу. Срубилъ святой также себѣ и небольшую келлійцу. Въ строгомъ уединеніи отшельникъ прожилъ немного лѣтъ. Но много потрудился для Господа. Одному Богу вѣдомы его великіе подвиги: моливенныя бдѣнія, постъ, пустынные труды и страхи. Въ одну ночь, послѣ продолжительнаго бодрствованія, преподобный погрузился въ легкій сонъ. Тогда явился къ нему ангелъ Господень и сказалъ: «Встань, старецъ!» Затѣмъ, указывая перстомъ, посланникъ Божій продолжалъ: «Иди на островъ на озерѣ Илѣ [3], и поставь тамъ церковь во имя Пресвятой Богородицы въ честь Ея славнаго Рождества, — иди, ибо Богъ тамъ уготовалъ тебѣ мѣсто». Преподобный тотчасъ же проснулся. Его охватилъ трепетъ и смятеніе, и онъ сталъ на молитву. Сильно поразило святого необычайное видѣніе, и онъ размышлялъ, что же будетъ далѣе? Послѣ молитвы, укрѣпившей его душу, исполняя волю Божію преподобный отправляется въ путь. Придя на нѣкоторую рѣку, святой снова молился и во снѣ услышалъ звонъ на полуостровѣ, который вдавался въ озеро Ило и былъ необитаемъ. Этимъ звономъ указано было свыше пр. Иродіону мѣсто его подвиговъ. Вскорѣ пришелъ онъ на указанное мѣсто и осмотрѣлъ его. Искателю уединенія сильно полюбился этотъ пустынный полуостровъ, покрытый густымъ лѣсомъ, удобный для подвиговъ.

Такъ какъ земля эта принадлежала одному христолюбивому мужу, по имени Анисимъ, то преподобный купилъ ее и поставилъ на ней церковь во имя Пресвятой Богородицы, честнаго и славнаго Рождества, какъ приказалъ ему ангелъ. При храмѣ была устроена теплая трапеза. Построивъ церковь, преподобный благолѣпно украсилъ ее иконами, священною утварью и всѣмъ необходимымъ. Самъ онъ поселился въ трапезѣ церковной. Однако не долго преподобный Иродіонъ подвизался и здѣсь. Услышавъ о добродѣтельной и благочестивой жизни преподобнаго, многіе изъ окрестныхъ жителей стали приходить къ нему, прося его наставленій и поученій, и въ благодарность приносили отшельнику пищу. Преп. Иродіонъ приносимое раздавалъ нищимъ, а самъ вкушалъ лишь столько, чтобы не умереть отъ голода.

Однажды на пустынный полуостровъ, по Божію изволенію, пришелъ благочестивый мужъ по имени Елисей и принесъ святому пищу. Ставъ передъ трапезой, въ которой жилъ преподобный, Елисей сотворилъ молитву и ждалъ отвѣта, но отвѣта не было. Постоявъ немного, Елисей во второй разъ сотворилъ молитву, но и на этотъ разъ не услышалъ отвѣтнаго возгласа. Не получивъ его и въ третій разъ, посѣтитель удивился, потомъ осмѣлился самъ войти въ трапезу. Осматриваясь туда и сюда, Елисей сначала нигдѣ не видѣлъ святого. Только тогда онъ смогъ его замѣтить, когда подошелъ къ печи. Преподобный Иродіонъ лежалъ на горящихъ угольяхъ. Ужаснулся Елисей. Преподобный же думая, что онъ пришелъ по нуждѣ и въ скорби, быстро вышелъ невредимымъ изъ печи и сказалъ Елисею: «Бога ради, прости меня, братъ». Еписей же сильно поразился тѣмъ, что видѣлъ: печь была сильно растоплена, а преподобный лежалъ въ ней какъ въ прохладномъ мѣстѣ. Тогда святой строго запретилъ разсказывать о видѣнномъ имъ чудѣ. Елисей же послѣ того, привязавшись всею душою, сталъ часто приходитъ къ преподобному Иродіону. И всѣ окрестные жители, мужи и жены, все чаще и чаще и чаще посѣщали великаго подвижника, прося его святыхъ молитвъ и благословенія. Съ теченіемъ времени у церкви, построенной преподобнымъ Иродіономъ, стали погребать умершихъ, приходили и съ другими церковными требами: крестить младенцевъ, совершать таинства брака. Являясь на пустынный полуостровъ толпами, крестьяне приносили съ собою и угощеніе: мясо и хмельные напитки, ѣли, пили и шумѣли. Упившись, спорили и ссорились, оглашая тихую окрестность скверными и срамными оловами. Преподобный сильно тяготился этими безпорядками, весьма сожалѣлъ о томъ времени, когда на уединенномъ островѣ царила полная тишина, и онъ, одинъ среди окружающаго безмолвія, возносилъ горячія молитвы къ Богу. Онъ усердно молилъ Господа, чтобы миръ и безмолвіе возвратились въ его пустыню.

Неохотно преподобный вступалъ въ разговоръ съ посѣтителями, съ еще большей неохотой принималъ ихъ приношенія, и то лишь для того, чтобы не обидѣть принесшаго, а потомъ все раздавалъ нищимъ. Свои подвиги святой усиливалъ все болѣе и болѣе: ночи проводилъ въ молитвахъ безъ сна, непрестанно утруждая свое тѣло воздержаніемъ. Каждую субботу причащался преподобный Святыхъ Христовыхъ Таинъ. Спустя нѣкоторое время, преподобному Иродіону было возвѣщено ангеломъ Господнимъ отшествіе въ новую лучшую жизнь. Священноинокъ Исаія, жившій вмѣстѣ со св. Иродіономъ, пріобщилъ его Святыхъ Таинъ, и на слѣдующую ночь преп. Иродіонъ отошелъ ко Господу.

Когда на другое утро Исаія посѣтилъ преподобнаго, то увидѣлъ, что тѣло его лежитъ бездыханно, облеченное въ схиму и съ крестообразно сложенными на груди руками. Вся его келлія была наполнена благоуханіемъ. Священноинокъ Исаія, почитатель преподобнаго Елисей и другіе мужи, собравшись, погребли трудолюбное тѣло великаго подвижника и положили его на томъ самомъ полуостровѣ, гдѣ онъ подвизался, въ часовнѣ, около воздвигнутой имъ церкви въ честь славнаго Рождества Пресвятой Богородицы. Такъ блаженно отошелъ ко Господу преподобный отецъ нашъ Иродіонъ 28 сентября 1541 года, всего черезъ три года послѣ оставленія Комельской обители.

Спустя нѣкоторое время, надъ гробомъ преподобнаго Иродіона построена была церковь въ честь Похвалы Пресвятыя Богородицы, собрались братья и устроилась обитель. Отъ гроба великаго подвижника стали происходить, по Божіей милости, многія чудеса и исцѣленія всѣхъ, кто съ вѣрою притекали къ нему: слѣпые получали зрѣніе, хромые — хожденіе, нѣмые — даръ рѣчи, прогонялись бѣсы. Изъ многихъ чудесъ преподобнаго Иродіона упомянемъ о слѣдующихъ.

Въ часовню, гдѣ была могила преподобнаго Иродіона, пришелъ нѣкто Софонія. По простотѣ своей онъ воткнулъ посохъ въ могилу святого и — тотчасъ же лишился зрѣнія. Спустя нѣсколько времени, Софонія понялъ, за что постигло его наказаніе. Тогда онъ началъ сильно плакать и каяться въ своемъ прегрѣшеніи, часто приходилъ ко гробу преподобнаго, прося отпущенія грѣха своего. Однажды, послѣ молитвы на могилѣ, слѣпого отвели въ келлію, гдѣ нѣкогда жилъ великій подвижникъ — блаженный Иродіонъ. Тамъ Софонія заснулъ. Во снѣ явился ему преподобный и сказалъ: «Для чего ты ударилъ въ гробницу мою своимъ посохомъ? Но если ты раскаялся отъ всего сердца во всѣхъ прегрѣшеніяхъ, то ступай снова ко гробу моему, тамъ подучишь прощеніе».

Софонія всталъ и тотчасъ просилъ вести себя къ гробницѣ угодника. Со многими слезами онъ припалъ къ ней и молилъ преподобнаго объ исцѣленіи: «Угодникъ Божій, помилуй меня, прости мнѣ грѣхъ, который я совершилъ по невѣдѣнію!»

Тогда возвратилось ему зрѣніе, — онъ сталъ видѣть по прежнему. Въ благодарность за свое исцѣленіе Софонія приказалъ написать образъ преподобнаго Иродіона въ томъ видѣ, какимъ онъ явился ему въ видѣніи, и поставилъ эту икону при гробницѣ святого.

Инокъ Вассіанъ иконописецъ, ѣхалъ однажды чрезъ Илозеро. Поднялась сильная буря. Волны опрокинули лодку Вассіана. Онъ началъ уже тонуть. Онъ уже отчаялся въ своемъ спасеніи, такъ какъ по близости некому было помочь ему. Но тутъ, вспомнивъ преподобнаго Иродіона, погибающій съ вѣрою сталъ просить его: «Угодниче Божій, подай мнѣ грѣшному руку помощи, избавь меня отъ напрасной смерти!» Скорый на помощь преподобный Иродіонъ явился утопающему и сказалъ: «Не бойся, братъ мой Вассіанъ, Господь избавляетъ тебя отъ утопленія». И тотчасъ старецъ очутился стоящимъ на берегу. Онъ съ радостными слезами молился Богу и Его угоднику Иродіону. Исполненный благодарности къ преподобному, Вассіанъ пришелъ на Илозерскій полуостровъ и въ подвигахъ благочестія провелъ здѣсь остальные дни своей жизни.

Священникъ Евѳимій, жившій по близости отъ мѣста подвиговъ преподобнаго Иродіона, часто приходилъ къ гробницѣ святого, такъ какъ питалъ къ нему великую вѣру. Однажды Евѳимій, отравился въ сосѣднее селеніе. Проходя по озеру, онъ ировалился подъ ледъ и началъ утопать. Когда же онъ призвалъ преподобнаго, то былъ поднятъ какъ бы на рукахъ, перенесенъ на безопасное мѣсто и такъ избавленъ отъ смерти.

Въ Смутное время, когда враги напали на Русскую землю, разорили они и городъ Бѣлоозеро. Шайка ихъ явилась къ той часовнѣ, въ которой покоилось тѣло преподобнаго Иродіона. Одинъ изъ враговъ сталъ снимать оклады съ иконъ, бывшихъ въ часовнѣ, при гробѣ чудотворца. Вдругъ грабитель невидимой рукой былъ поверженъ на землю. Долго лежалъ онъ, какъ мертвый. Товарищи, схвативъ и привязавъ разслабленнаго къ лошади, объятые ужасомъ, бѣжали.

И другими многими чудесами чрезъ угодника Своего Богъ прославилъ Великое и Святое Имя Свое. Слава Ему во вѣки. Аминь.

Тропарь преподобному, гласъ 4-й.

Возсія днесь свѣтло, радуется градъ Бѣлоезеро, имѣя во области своей великаго свѣтильника блаженнаго отца Иродіона. Сошедшеся убо и видѣвши людіе многоцѣлебную раку его, пресвѣтло осіявающу многими дѣяніи чудесъ дара. Просящимъ съ вѣрою исцѣленія, страждущимъ отъ различныхъ недуговъ подаетъ здравіе. Яко финиксъ насажденъ въ дому Божія Матери, яко кедръ при водахъ благодатію Христовою растущь. И якоже шипокъ благовоненъ обстояніи водами огражденъ. И мы чада твоя суще, припадающе молимтися: моли Пресвятую Троицу, еже сохранитися граду нашему отъ нахожденія иноплеменникъ и отъ врагъ видимыхъ и невидимыхъ. Яко да твоими къ Господу молитвами спасаеми, всегда просимъ вѣрою у тебе: моли о насъ Христа Бога спастися душамъ нашимъ.

Кондакъ, гласъ 1-й.

Слышавше отцы и братія немедленно притецемъ, и немолчно и усердно вопіемъ ему, глаголюще: о пресвѣтлый нашъ о Господѣ учителю отче Иродіоне! Во спасаемыхъ подвигахъ ревнитель былъ еси преподобному Корнилію и стопамъ послѣдовалъ еси его. И единъ Единому Богу изволи служити: слезами и постомъ и бдѣніемъ изнурялъ тѣло свое вѣчныя ради жизни, Господеви работая, крестъ Господень на рамо вземъ, послѣдовалъ еси Ему бодренными Си молитвами воружаяся невидимо на врага. И нынѣ зрѣти сподобися во свѣтѣ неизреченныя радости Пресвятую Троицу. Слава Богу Всельшемуся въ тя, слава укрѣпльшему тя, слава дѣющу тобою всѣмъ исцѣленіе.

Примѣчанія:
[1] Древнее житіе преп. Иродіона написано Митрофаномъ, архимандритомъ Кирилло-Бѣлозерскаго монастыря (съ 1652 по 1657 г.).
[2] Память преп. Корнилія 19 мая.
[3] Илоезеро или Илозеро находится въ Бѣлозерскомъ уѣздѣ. Самая мѣстиость называется Озадками и представляетъ собою полуостровъ, вдавшійся въ озеро Ило. Мѣстность поселенія преп. Иродіона отстоитъ на 42 версты къ югу отъ города Бѣлозерска.

Источникъ: М. В. Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста. Выпускъ семнадцатый. [1971 г.] — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1971. — С. 95-99.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.