Церковный календарь
Новости


2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 16-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 15-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (26-30) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (21-25) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-04 / russportal
Прот. М. Хитровъ. Слово на Введеніе во храмъ Пресв. Богородицы (1898)
2018-12-04 / russportal
Слово въ день Введенія во храмъ Пресвятой Богородицы (1866)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 12 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 7.

Духовные писатели Русскаго Зарубежья

Монахиня Варвара (Суханова) († 1972 г.).

Монахиня Варвара (въ мірѣ Вѣра Суханова) († 1972), духовная писательница, вѣрное чадо РПЦЗ. Родилась въ 1896 г. въ купеческой семьѣ. Во время Первой міровой и Гражданской войнъ служила сестрой милосердія. Съ послѣдними частями Бѣлой Арміи оставила Россію. Работала учительницей въ русской гимназіи въ Панчевѣ (Сербія). Въ 1929 г. поступила послушницей въ Лѣснинскую женскую обитель въ Хопово (Сербія). Несла самыя разныя послушанія: была клиросной, занималась съ дѣтьми Хоповскаго пріюта, писала иконы. Въ 1932 г. была пострижена въ монашество. Въ 1950 г. вмѣстѣ съ другими сестрами обители переселилась изъ Югославіи во Францію. Мать Варвара много писала. Ея статьи и разсказы появлялись еще въ «Православной Карпатской Руси» (впослѣдствіи «Православная Русь») и въ приложеніи «Дѣтство во Христѣ», когда Братство преп. Іова Почаевскаго находилось еще на Карпатахъ, во Владиміровой. Составила около четырехсотъ «Житій святыхъ для дѣтскаго и юношескаго возраста», которыя подъ иниціалами «М. В.» (Монахиня Варвара) вначалѣ публиковались въ журналѣ «Православная жизнь», а затѣмъ отдѣльными выпусками издавались въ Свято-Троицкомъ монастырѣ въ Джорданвиллѣ (всего было напечатано двадцать такихъ сборниковъ). М. Варвара мирно скончалась послѣ продолжительной болѣзни 27 ноября (10 декабря) 1972 г. въ Лѣснинскомъ монастырѣ (Провемонъ, Франція).

Сочиненія мон. Варвары (Сухановой)

М. В.
Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста.
Выпускъ семнадцатый. [1971 г.]

Празднованіе въ память перенесенія Мальтійскихъ святынь.
Праздникъ совершается 12-го октября.

На Святой Руси въ благословенныя царскія времена особенно торжественно Русская Церковь праздновала этотъ праздникъ. Въ царствованіе императора Павла Петровича съ острова Мальты прибыли на Святую Русь великія святыни: часть Животворящаго Креста Господня, св. чудотворный образъ Филермской иконы Божіей Матери, которую написалъ св. евангелистъ Лука, и десная рука святаго Іоанна Крестителя. Опишемъ вкратцѣ исторію происхожденія каждой изъ этихъ великихъ святынь и установленіе въ честь ихъ праздника.

I.

Въ 326 году произошло чудесное обрѣтеніе на Голгоѳѣ Креста Господня святою царицею Еленою. Вскорѣ же послѣ этого по царскому повелѣнію былъ заложенъ здѣсь новый храмъ Воскресенія Христова, которому суждено было сдѣлаться на долгіе годы хранителемъ этой великой святыни всего христіанскаго міра. Хранитъ эту святыню этотъ храмъ и до настоящаго времени. Но ее нельзя представлять во всей цѣлости, какою она была при обрѣтеніи ея святою царицею Еленою. Отъ Святаго Животворящаго Креста были отдѣлены многія части. Такъ сама св. царица Елена отдѣлила часть отъ обрѣтеннаго Святаго Креста и отослала сыну своему св. равноап. Константину на благословеніе его царства. Преданіе сообщаетъ намъ о многихъ частяхъ Креста Господня, еще въ глубокой древности отдѣленныхъ отъ Него и разнесенныхъ по всѣмъ концамъ міра для освященія его. Въ V вѣкѣ частицы Креста Господня были уже не только достояніемъ многихъ церквей Востока, но, какъ свидѣтельствуетъ св. Іоаннъ Златоустъ, даже изъ частныхъ лицъ, многіе, обложивъ золотомъ частицу Креста, носили ее при себѣ на шеѣ.

Точно также и Святая Русь въ тысячелѣтній періодъ своей христіанской жизни не разъ получала съ Востока части Животворящаго Креста, которыя хранились въ благословенныя царскія времена и въ каѳедральныхъ соборахъ, и въ древнихъ монастыряхъ, и приходскихъ церквахъ, и царскихъ дворцахъ и даже частныхъ домахъ. Одну же изъ этихъ частицъ Святая Русь по лучила съ Запада, отъ рыцарей Мальтійскаго ордена. Судьба этого ордена всегда была тѣсно связана съ судьбами, выпавшими на долю Православнаго Востока, и даже съ судьбами того Честнаго Древа, которое было его всегдашнимъ незыблемымъ оплотомъ и побѣждающимъ орудіемъ противъ всѣхъ бѣдствій и козней со стороны иноплеменнаго мусульманскаго и языческаго міра. Палестина, въ которой проповѣдывалъ и пострадалъ Спаситель міра, была священною землею въ глазахъ христіанъ. Западные христіане съ посохомъ странника предпринимали благочестивыя путешествія на Востокъ для поклоненія его святынямъ, среди которыхъ всегда первое мѣсто, безспорно, принадлежало Животворящему Древу Креста. Когда арабы завладѣли Палестиной, они не препятствовали этимъ путешествіямъ, и число христіанскихъ паломниковъ возрастало съ каждымъ годомъ. Но въ XI столѣтіи Святая Земля подпала подъ власть грубыхъ и невѣжественныхъ турокъ сельджуковъ. Турки сельджуки начали притѣснять христіанъ и стали брать большія деньги за позволеніе поклониться Святому Гробу Господню. Разсказы и жалобы возвращавшихся богомольцевъ вызывали въ Западной Европѣ сильное негодованіе противъ невѣрныхъ. Люди воодушевились мыслію освободить Гробъ Господень отъ власти турокъ. Такъ возникли Крестовые походы. Духовныя лица, рыцари и даже крестьяне нашили на свои одежды красные кресты и съ этимъ священнымъ знакомъ шли вооруженными полками на невѣрныхъ. Нѣкоторые даже на тѣлѣ вырѣзали святые знаки креста. Нѣкоторыя христіанскія общества основывали на Святой Землѣ страннопріемные дома для паломниковъ. Другіе воздвигали госпиталя для раненыхъ рыцарей, для всѣхъ, кто проливалъ свою кровь, сражаясь съ невѣрными.

Однимъ изъ самыхъ древнихъ такихъ обществъ является орденъ Іоаннитовъ, называвшійся такъ потому, что церковь имѣвшагося при немъ госпиталя была посвящена святому Іоанну Крестителю. Орденъ Іоаннитовъ возникъ въ 1047 г. Основателемъ его считается богатый купецъ Мавръ, изъ Амальфи, который вмѣстѣ съ нѣкоторыми другими добился у Египетскаго халифа [2] разрѣшенія построить въ Іерусалимѣ для паломниковъ убѣжище и церковь.

Орденъ Іоаннитовъ былъ сначала учрежденіемъ, преслѣдовавшимъ только цѣли благотворительности, но впослѣдствіи, когда настоятельство въ немъ было отдано дѣятельному французу Раймунду де Пюи [2], онъ получилъ новый уставъ, по которому цѣлью его дѣятельности была уже и вооруженная защита паломниковъ на пути ихъ въ Іерусалимъ. Такое расширеніе его дѣятельности въ Европѣ было принято съ большимъ сочувствіемъ. Благочестивые рыцари разныхъ государствъ спѣшили вступить въ новый орденъ.

Семисотлѣтняя борьба съ невѣрными въ защиту христіанства покрыла Іоаннитовъ вѣчною славою. Вслѣдствіи Іоанниты должны были оставить Палестину, но необычайное мужество и самоотверженность они показали еще во времена своего пребыванія въ Іерусалимѣ (1118-1187 г.г.) въ битвахъ съ войсками Египетскихъ и Багдадскихъ халифовъ. Въ награду за свои подвиги они получили тогда частицу Животворящаго Креста Господня, которую и хранили незыблемо и въ Птолемаидѣ и на островахъ: Кипрѣ, Родосѣ и, наконецъ, Мальтѣ [3], откуда она и была перенесена ими въ Россію при императорѣ Павлѣ.

II.

Въ одно время съ частицею Животворящаго Древа Креста Господня съ острова Мальты была перенесена на Русь Іоаннитами и другая также благотовѣйно ими чтимая и долгое времи хранимая святыня: Филермская икона Божіей Матери — Одигитріи. Одигитріею — Путеводительницею Божія Матерь называется потому, что Она направляетъ людей на путь спасенія.

Идущее отъ глубокой древности преданіе говоритъ, что написана эта святая икона святымъ Евангелистомъ Лукою и освящена Самой Приснодѣвой, на благословеніе Которой имѣлъ обыкнвеніе приносить труды своихъ рукъ св. Евангелистъ живописецъ. Около 46 года святая икона была принесена на родину святого Луки, въ Антіохію, гдѣ и сохранялась до времени царствованія св. равноапостольнаго Константина Великаго, когда вмѣстѣ съ другими вещественными памятниками земной жизни Господа нашего Іисуса Христа и апостоловъ была перенесена въ возстановленный царемъ Константиномъ Іерусалимъ. Около 430 года императрица Евдокія переслала св. образъ Царицы Небесной, какъ благословеніе, въ Константинополь къ святой Пульхеріи, сестрѣ императора Ѳеодосія Младшаго. Здѣсь святой Пульхеріей былъ построенъ новый храмъ Влахернскій, гдѣ была помѣщена эта святая икона Божіей Матери, которая на многія столѣтія сдѣлалась хранительницею Константинополя. Еще со времени святой Пульхеріи во Влахернской церкви, — по волѣ строительницы, было положено совершать предъ образомъ Богоматери по вторникамъ молебствіе, а съ 626 года, со времени чудеснаго Ея прославленія, къ молебствію было присоединено еще чтеніе акаѳиста. Съ 626 года стали пѣть Акаѳистъ Пречистой, т. к. въ этомъ году Царица Небесная совершила дивное и великое чудо. Въ 626 г. въ царствованіе Византійскаго императора Ираклія, Сиваръ, полководецъ Персидскаго царя Хозроя, обложилъ съ моря и суши совершенно беззащитный Константинополь. Императоръ Ираклій съ войскомъ былъ въ далекомъ походѣ. И когда патріархъ Сергій погрузилъ ризу Богородицы въ воды залива, — поднявшаяся буря взволновала воды залива и потопила стоявшіе тамъ непріятельскіе корабли. Въ память этого великаго чуда была составлена благодарственная пѣснь Божіей Матери, которую молящіеся должны были выслушивать стоя, почему она и получила названіе «Несѣдальной пѣсни».

И неумолкаемыя похвалы въ честь Богоматери раздавались въ этой церкви, пока не настали тяжкія времена иконоборчества, когда ее, по словамъ одного современника, лишили «словно царицу порфиры».

По возстановленіи иконопочитанія, икона Богоматери снова заняла подобающее мѣсто въ построенной въ честь Ея церкви, которая еще разъ прославилась чудеснымъ явленіемгь въ ней Покрова Пресвятыя Богородицы и новымъ заступленіемъ Ея отъ давнихъ враговъ Константинополя — Сарацинъ [4].

Но оскудѣла вѣра жителей Константинополя, и они лишились своей Заступницы. Къ врагамъ мусульмавамъ приеоединились новые враги: западные христіане — крестоносцы. Во время четвертаго крестоваго похода въ 1202 году икона Одигитріи вмѣстѣ со многими другими святынями Константинополя была взята крестоносцами изъ Влахернской церкви и отправлена на Западъ. Перенесенная снова въ Палестину, она досталась Іоаннитамъ. Когда, по окончаніи крестовыхъ походовъ, послѣдніе должны были оставить Птолемаиду, гдѣ они до того времени жили, и переселиться на островъ Родосъ, то туда же была перенесена ими и святая икона. И этотъ чудотворный образъ былъ неотъемлемою ихъ собственностію во время всѣхъ ихъ дальнѣйшихъ переселеній, пока они не принесли ее въ даръ императору Павлу.

III.

Десная рука св. Іоанна Крестителя является третьею изъ святынь, въ честь которыхъ на Святой Руси было установлено празднованіе 12-го октября. Св. евангелистъ Матѳей, излагая обстоятельства мученической кончины св. Іоанна Крестителя, замѣчаетъ, что ученики его, пришедши, взяли тѣло его (кромѣ главы) и погребли его [5].

На мѣстѣ его погребенія въ Самарійскомъ городѣ Севастіи [6] уже въ III-мъ вѣкѣ была выстроена церковь, посвященная его имени. Чествованіе же его памяти и поклоненіе его честнымъ мощамъ совершалось еще во времена апостольскія.

По преданію, идущему отъ глубокой древности, святой Евангелистъ Лука, проповѣдуя Спаса нашего въ Севастіи, поклонился останкамъ мощей Его Крестителя и просилъ жителей Севастіи дозволить ему перенести ихъ въ Антіохію, гдѣ бы они могли быть спасены отъ поруганія и истребленія невѣрными. Но Севастійцы позволили святому Евангелисту Лукѣ взять только десницу Крестителя, которая съ благоговѣніемъ и была перенесена имъ въ Антіохію. Отъ временъ пребыванія этой великой святыни въ Антіохіи сохранилось преданіе объ одномъ замѣчательномъ чудѣ, отъ нея исшедшемъ.

Въ Антіохійскихъ предѣлахъ было какое-то чудовище, которому, по суевѣрію тамошнихъ язычниковъ, ежегодно приносилась въ жертву по жребію одна изъ непорочныхъ дѣвицъ города. Однажды роковой жребій палъ на молодую Антіохіянку, дочь христіанина. Удрученный горемъ отецъ ея, не желая отдать христіанскую кровь на поруганіе суевѣрнаго язычества, обратился къ помощи свыше. Послѣ пламенной молитвы въ храмѣ святому Предтечѣ, онъ, цѣлуя нетлѣнныя его мощи, тамъ хранившіяся, отнялъ губами отъ нихъ часть перста и скрылъ ее у себя. Когда настало время страшной жертвы и приблизившееся чудовище уже открыло свою пасть, чтобы схватить невинную дѣвицу, пришедшій къ тому времени ея отецъ бросилъ ему въ пасть имѣвшуюся у него часть перста отъ десницы Крестителя, и чудовище тотчасъ же пало бездыханнымъ! Велико было удивленіе присутствовавшихъ при этомъ чудѣ язычниковъ. Узнавъ истинную причину такой внезапной гибели чудовища, многіе изъ нихъ оставили свои прежнія суевѣрія и обратились ко Христу. На мѣстѣ суевѣрныхъ казней ими былъ построенъ храмъ въ честь Крестителя. Преданіе объ этомъ чудѣ поясняетъ нынѣшній видъ десницы Крестителя, у которой недостаетъ части меньшаго перста. И велика была вѣра Антіохійцевъ въ драгоцѣнную святыню, сохранявшуюся въ ихъ городѣ!

Зналъ объ этой святынѣ Юліанъ Отступникъ, зналъ и о любви къ ней Антіохійцевъ, потому что самъ въ юности жилъ въ Антіохіи. Обрекая въ жертву огню все напоминавшее о христіанствѣ, онъ не могъ оставить безъ вниманія этой великой святыни, когда, идя войною на Персовъ (въ 362 г.), прибылъ въ Антіохію. Случилось къ тому же, что какъ разъ въ это время сгорѣлъ любимый имъ храмъ Аполлона въ Дафни [7]. Подозрѣвая въ поджогѣ его христіанъ, разгнѣванный царь приказалъ въ отмщеніе имъ, публично сжечь главную святыню Антіохіи — десницу святого Іоанна Крестителя. Но вѣрующіе Антіохійцы, какъ оказалось, еще до прибытія къ нимъ Юліана, скрыли свою святыню въ одной городской башнѣ, и всѣ розыски ея исполнителями царской воли остались напрасными. По смерти Юліана, святыня эта вновь была положена ими въ главномъ храмѣ города, гдѣ и находилась еще около шестисотъ лѣтъ до времени завоеванія Сиріи мусульманами. Въ 639-мъ году пала Антіохія, а вмѣстѣ съ нею подпала мусульманскому плѣненію и десница Крестителя. Много разъ Византійскіе императоры пытались взять ее изъ Антіохіи, но всѣ старанія ихъ не достигали желанной цѣли. Наконецъ, Господь судилъ христіанской святынѣ быть перенесенною изъ порабощеннаго нечестивымъ народомъ города въ столицу христіанскаго царства.

Въ 959-мъ году благочестивый діаконъ Антіохійской церкви Іовъ, — старавшійся не разъ склонить сосудохранителя церкви святого Петра, гдѣ вмѣстѣ со священными сосудами и другими драгоцѣнными предметами хранилась въ особомъ помѣщеніи десница Крестителя, отдать ему эту святыню, но всегда напрасно, — рѣшился наконецъ во время крѣпкаго сна сосудохранителя взять ключи отъ церкви. И по воли Божіей Іову удалось исполнить свое намѣреніе. Благочестивый діаконъ ночью похитилъ десницу Крестителя изъ церкви святого Петра. Со своею драгоцѣнною ношею онъ отправился прямо въ Константинополь. Достигнувъ Халкидона [8], діаконъ Іовъ послалъ въ Константинополь извѣстіе объ унесенномъ имъ изъ Антіохіи великомъ сокровищѣ. Вскорѣ же за Іовомъ прибылъ въ Халкидонъ царскій корабль съ патріархомъ и царскими сановниками. Спустя немного времени, царь и весь народъ — съ великимъ торжествомъ, умиленіемъ и восторгомъ встрѣчали на Босфорѣ съ такимъ трудомъ добытую великую святыню. Встрѣчали какъ будто самого Крестителя съ небесъ пришедшаго. Святыня была отнесена въ дворцовую церковь. Замѣчательно, что десница Крестителя, нѣкогда прикоснувшаяся славѣ Владыки Господа, внесена была въ эту церковь, какъ разъ въ навечеріе Богоявленія и притомъ предъ самымъ освященіемъ воды. Такое совпаденіе событій усугубило торжество перенесенія и благоговѣйную радость царя и народа. Не соединяя праздника перенесенія десницы Крестителя съ Праздникомъ Богоявленія, Греческая Церковь постановила праздновать воспоминаніе этого событія въ день собора святого Іоанна Крестителя 7-го января. Какъ и въ Антіохіи, въ Константинополѣ было также установлено воздвизаніе десницы Крестителя Господня предъ народомъ, но обрядъ этотъ совершался не въ Воздвиженіе Креста Господня (какъ въ Антіохіи), а въ день Рождества Крестителя — 24-го іюня. Когда Константинополь палъ въ 1453 году подъ натискомъ турокъ, вступившій въ него султанъ Магометъ II приказалъ десницу Крестителя на ряду съ другими христіанскими святынями положить въ его царскую сокровищницу и запечатать его печатью. Но на защиту поруганнаго города и его поруганныхъ святынь возсталъ упомянутый выше орденъ Іоаннитовъ, имѣвшій въ это время мѣстомъ своего пребыванія островъ Родосъ. Іоанниты не только мужественно отразили всѣ нападенія турокъ на островъ Родосъ, но и стали угрожать ихъ собственнымъ владѣніямъ. Тогда преемникъ Магомета ІІ-го, Баязетъ II-ой, желая пріобрѣсти ихъ расположеніе къ себѣ [9], послалъ въ даръ магистру ихъ ордена, Петру Обюсону, десницу Крестителя. Нецѣнное сокровище для мусульманской сокровищницы было драгоцѣннымъ сокровищемъ для христіанскихъ рыцарей, орденъ которыхъ съ самаго основанія былъ отданъ подъ небесное покровительство святого Іоанна Крестителя. Вездѣ, куда только ни переселялись Іоанниты, выстраивались церкви въ честь Крестителя, а съ этихъ поръ вмѣстѣ съ каждымъ переселеніемъ переносилась въ новыя церкви и его десница. Такая церковь была построена Обюсономъ на островѣ Родосѣ, такая же церковь впослѣдствіи была выстроена Магистромъ ордена Ла-Валентомъ и на островѣ Мальтѣ.

IV.

Когда островъ Мальта взятъ былъ Наполеономъ, и корона магистра ордена перешла [10] къ русскому императору Павлу Петровичу, еще въ дѣтствѣ восхищавшемуся славною исторіей Мальтійскихъ рыцарей, благодарные царю за покровительство Іоанниты рѣшились передать въ его владѣиіе всѣ три великихъ сокровища, ни съ однимъ изъ которыхъ никогда еще они не разставались со времени полученія каждаго изъ нихъ.

Десница Іоанна Крестителя была первою изъ святынь, перенесенныхъ ими въ Россію. Въ 1798 году она временно была помѣщена въ орденскую капеллу, находившуюся въ Петербургѣ. Въ слѣдующемъ же 1799 году 12 октября были перевезены въ Гатчину [11] вмѣстѣ съ нею и остальныя двѣ святыни: частицы Креста Господня и икона Царицы Небесной Филермская.

Съ большимъ торжествомъ встрѣчалъ царскій Дворъ подносимыя ему въ даръ великія святыни. Въ десять часовъ утра въ этотъ день изъ Гатчинскаго дворца по направленію къ Ингебургу, гдѣ должна была произойти встрѣча святынь, выѣхалъ цѣлый поѣздъ съ Императоромъ во главѣ, съ членами царскаго семейства и съ многочисленною свитою. Встрѣча произошла у такъ называемыхъ Спасскихъ воротъ, откуда и началось шествіе торжественной процессіи обратно къ дворцу. Впереди крестнымъ ходомъ шло духовенство. За нимъ въ придворной золотой каретѣ везли въ золотомъ ковчегѣ на пунцовой бархатной подушкѣ десницу святого Іоанна Крестителя. Дальше такимъ же образомъ везли чудотворную Филермскую икону Царицы Небесной и частицу Животворящаго Креста Господня.

Самъ Имиераторъ въ полномъ облаченіи великаго магистра Мальтійекаго ордена шелъ за первою каретою. Когда процессія приблизилась ко дворцу, Императоръ самъ взялъ десницу Крестителя и, при пѣніи положеннаго ему тропаря, внесъ ее въ придворную, заново украшенную церковь, гдѣ и положилъ на приготовленномъ мѣстѣ. Здѣсь же положены были икона Богоматери и частица Животворящаго древа. Всѣ подробности этого торжественнаго событія впослѣдствіи были внесены въ службу, составленную по порученію Святѣйшаго Синода на день 12-го октября. Въ ней «Давиду кроткому и благочестивому уподобляется Богоизбранный царь, радостно переносящій въ домъ свой, яко-же древле въ Сіонъ, новый кивотъ древняго пречестнѣйшій. Тамо бо стамна манну носящая: здѣ же Образъ во чревѣ носившія Христа. Тамо скрижаль Ветхаго Завѣта: здѣ же рука, предначертающая Новый Завѣтъ, возвѣщающая міру спасеніе и велію милость. Тамо жезлъ: здѣ же Крестъ Христовъ, вселенныя хранитель» [12].

Искренняя радость императора Павла принесла въ даръ святынямъ богатые, золотые, украшенные брилліантами и другими драгоцѣнными камнями, ковчеги, а для чудотворной иконы Богоматери такую же драгоцѣнную новую ризу.

День 12-го октября Святѣйшимъ Сѵнодомъ былъ внесенъ въ число праздничныхъ дней русскаго мѣсяцеслова.

Гатчина однако не долго была мѣстомъ пребыванія Мальтійскихъ святынь. Царственная семья, отъѣзжая осенью въ Петербургъ, взяла ихъ съ собою, такъ что въ слѣдующемъ 1800 году праздникъ ихъ перенесенія былъ совершенъ уже въ церкви Зимняго дворца. Въ теченіе болѣе пятидесяти лѣтъ и самое празднованіе, установленное въ честь ихъ перенесенія на Русь, совершалось здѣсь, вмѣсто 12-го октября, 7-го января. Императоръ Николай Павловичъ вновь обратилъ вниманіе на забытую Гатчину. Въ память своего отца, основателя Гатчины, онъ выстроилъ въ ней соборный храмъ во имя апостола Павла. На освященіе этого храма [13], Мальтійскія святыни были вновь привезены изъ Зимняго дворца въ Гатчину. Осенью того же года посѣтилъ его Государь. Собравшіеся прихожане, благодаря Царя-храмоздателя, присоединили къ своей благодарности просьбу о томъ, чтобы новоустроенный храмъ явился постояннымъ мѣстопребываніемъ, нѣкогда въ первый разъ принесенныхъ въ Гатчину, Мальтійскихъ святынь.

Отвѣчая на эту просьбу, Государь сказалъ имъ, что достояніе Царствующаго Дома, онъ не можетъ отдать въ собственность частной церкви, а согласенъ только на временное ежегодное приношеніе ихъ туда изъ Петербурга. Такъ было возстановлено торжество праздника 12-го октября, которое совершалось въ благословенныя царскія времена, и въ придворной церкви, и въ Павловскомъ Соборѣ. Святыни привозились изъ Петербурга еще наканунѣ праздника. Чествованіе ихъ въ этотъ день происходило въ придворной церкви на всенощномъ бдѣніи. На другой день, послѣ ранней обѣдни въ придворной церкви, святыни переносилися въ соборъ, гдѣ и пребывали въ теченіе десяти дней до дня празднованія Казанской Иконы Божіей Матери, когда послѣ крестнаго хода по городу отвозилися обратно въ Петербургъ. 12-го октября былъ не только главный и всеобщій праздникъ Гатчинцевъ, но и день поклоненія Мальтійскимъ святынямъ многихъ богомольцевъ, которые прибывали въ Гатчину изъ столицы, окрестныхъ селъ и городовъ и даже изъ другихъ губерній Руси Святой. Вся Россія воздавала въ этотъ день славу Богу, «яко прославивый Ее, доселѣ множествомъ святынь, не оставляетъ прославляти и нынѣ: се бо многоцѣнное, сокровище, въ различныхъ странахъ доселѣ скрываемое, благоизволи даровати Ей» (Стихира праздника).

*     *     *

Кончились благословенныя царскія времена... Наступило красное лихолѣтіе. Мальтійскія святыни были съ Божіей помощію вывезены въ Югославію. Блаженнѣйшій митрополитъ Антоній передалъ эти сокровища королю-мученику Александру I-му. Король хранилъ святыни въ своей дворцовой церкви. Красные поработили и Югославію. Мальтійскія святыни не были вывезены. О судьбѣ этихъ великихъ святынь намъ ничего неизвѣстно.

Пособія: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя, по руководству Четьихъ-Миней св. Димитрія Ростовскаго. Книга 2-я. Изданіе Московской Синодальной Типографіи, 1902 г.

Примѣчанія:
[1] Халифъ или Калифъ — титулъ преемниковъ Магомета, обладавшихъ высшею духовною и свѣтскою властью у мусульманъ.
[2] Раймундъ де Пюи былъ избранъ начальникомъ ордена Іоаннитовъ въ 1118 г.
[3] Птолемаида — городъ Финикіи, къ югу отъ Тира. Кипръ — островъ на сѣверо-западѣ Средиземнаго моря близъ береговъ Малой Азіи. Родосъ — самый восточный островъ Эгейскаго моря. Мальта — островъ на Средиземномъ морѣ, между Сициліей и сѣвернымъ Африканскимъ прибрежьемъ.
[4] Сарацины или иначе арабы.
[5] Ев. отъ Матѳея, глава 14, ст. 12. По свидѣтельству нѣкоторыхъ писателей во время Юліана Отступника, мощи св. Іоанна Крестителя, почивавшія въ Севастіи, были сожжены и прахъ ихъ развѣянъ по вѣтру.
[6] Севастія — главный городъ Самаріи. Такое нзаваніе этотъ городъ получилъ послѣ того, какъ былъ подаренъ Августомъ Ироду Великому, который совершенно возстановилъ его и украсилъ, а въ благодарность Августу назвалъ его Севаста, или Севастія, что значитъ — городъ Августа.
[7] Дафни — предмѣстьс Антіохіи.
[8] Халкидонъ — городъ вблизи Константинополя.
[9] Это было въ 1484 г.
[10] Въ 1798 г., 29 ноября.
[11] Гатчина — городъ въ Царскосельскомъ уѣздѣ С.-Петербургской губерніи.
[12] Стихира на стиховнѣ.
[13] Освященіе храма было въ 1852 г.

Источникъ: М. В. Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста. Выпускъ семнадцатый. [1971 г.] — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1971. — С. 99-108.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.