Церковный календарь
Новости


2018-09-23 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Римъ и Халкидонскій Соборъ (1970)
2018-09-23 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 65-е (9 декабря 1917 г.)
2018-09-22 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святые Отцы на Вселенскихъ Соборахъ (1970)
2018-09-22 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 64-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-21 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Русская Зарубежная Церковь въ кривомъ зеркалѣ (1970)
2018-09-21 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 63-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Фантастическая исторія (1970)
2018-09-20 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 62-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-19 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №3 (18 марта 1906 г.)
2018-09-19 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 61-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святая Русь въ исторіи Россіи (1970)
2018-09-18 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №2 (16 марта 1906 г.)
2018-09-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Кончина и погребеніе Блаж. Митр. Антонія (1970)
2018-09-17 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 60-е (5 декабря 1917 г.)
2018-09-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Какъ Митр. Антоній создалъ Зарубежную Церковь (1970)
2018-09-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Митрополитъ Антоній какъ учитель пастырства (1970)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 24 сентября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.

Духовные писатели Русскаго Зарубежья

Монахиня Варвара (Суханова) († 1972 г.).

Монахиня Варвара (въ мірѣ Вѣра Суханова) († 1972), духовная писательница, вѣрное чадо РПЦЗ. Родилась въ 1896 г. въ купеческой семьѣ. Во время Первой міровой и Гражданской войнъ служила сестрой милосердія. Съ послѣдними частями Бѣлой Арміи оставила Россію. Работала учительницей въ русской гимназіи въ Панчевѣ (Сербія). Въ 1929 г. поступила послушницей въ Лѣснинскую женскую обитель въ Хопово (Сербія). Несла самыя разныя послушанія: была клиросной, занималась съ дѣтьми Хоповскаго пріюта, писала иконы. Въ 1932 г. была пострижена въ монашество. Въ 1950 г. вмѣстѣ съ другими сестрами обители переселилась изъ Югославіи во Францію. Мать Варвара много писала. Ея статьи и разсказы появлялись еще въ «Православной Карпатской Руси» (впослѣдствіи «Православная Русь») и въ приложеніи «Дѣтство во Христѣ», когда Братство преп. Іова Почаевскаго находилось еще на Карпатахъ, во Владиміровой. Составила около четырехсотъ «Житій святыхъ для дѣтскаго и юношескаго возраста», которыя подъ иниціалами «М. В.» (Монахиня Варвара) вначалѣ публиковались въ журналѣ «Православная жизнь», а затѣмъ отдѣльными выпусками издавались въ Свято-Троицкомъ монастырѣ въ Джорданвиллѣ (всего было напечатано двадцать такихъ сборниковъ). М. Варвара мирно скончалась послѣ продолжительной болѣзни 27 ноября (10 декабря) 1972 г. въ Лѣснинскомъ монастырѣ (Провемонъ, Франція).

Сочиненія мон. Варвары (Сухановой)

М. В.
Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста.
Выпускъ семнадцатый. [1971 г.]

Сказаніе о преподобномъ Сергіѣ Малопинежскомъ.
Память его празднуется мѣсяца ноября въ 16-й день. Отошелъ ко Господу въ 1585 году.

Преподобный Сергій, въ мірѣ Симеонъ, родился въ 1493 году. Отецъ его, Маркіанъ Стефановичъ Неклюдъ, изъ рода митрополичьихъ десятильничьихъ дѣтей боярскихъ [1], жилъ во Великомъ Новгородѣ въ тяжелую пору подчиненія вольнаго города державной волѣ великаго князя Московскаго Іоанна III-го [2].

Тогда Маркіанъ покинулъ родину и удалился «въ страну Студенаго (т. е. Бѣлаго) моря». Мѣстомъ своего жительства онъ избралъ Малую Пинежку по рѣкѣ Пинегѣ [3]. Маркіанъ здѣсь женился. Онъ былъ «навыченъ книжному ученію и грамотѣ». Это открыло ему путь въ духовное званіе, и онъ съ честью служилъ сначала клирикомъ, а потомъ священникомъ въ Сурскомъ погостѣ [4].

Какъ самъ Маркіанъ, такъ и жена его Аполлинарія, вели жизнь добродѣтельную и по взаимному согласію, въ старости облеклись въ иночество — Маркіанъ съ именемъ Матѳея, Аполлинарія съ именемъ Пелагеи. Матѳей скончался игуменомъ Воскресенскаго Монастыря въ городѣ Кевролѣ [5], а Пелагія — схимницею.

Отъ этой благочестивой четы и родился Симеонъ. Нѣтъ сомнѣнія, что родители воспитали его въ завѣтахъ строгаго благочестія. Ничего неизвѣстно о жизни Симеона до времени достиженія имъ тридцатилѣтняго возраста, когда онъ былъ уже іереемъ Малопинежскаго погоста [6], при только что устроенныхъ церквахъ въ честь Преображенія Господня и во имя великомученика Георгія. Шестьдесять два года Симеонъ самоотверженно несъ нелегкія обязанности приходскаго пастыря: не только руководилъ спасеніемъ овецъ своего словеснаго стада, но и умножалъ число ихъ, обращая ко Христу «некрещенную Чудь», то-есть инородцевъ — финновъ. Какъ свою ластву, такъ и присоединяющихся къ Церкви Симеонъ поучалъ не столько словомъ, сколько собственнымъ примѣромъ святой жизни. Онъ «имѣлъ душу милостиву и чистъ помыслъ, сердце бодро, смиреніе и крѣпость молчаливую и любовь воистину нелицемѣрную». При этомъ подвижникъ-пастырь имѣлъ внушительную и благолѣпную наружность. Добродѣтели и достоинства его привлекали къ святому не однихъ прихожанъ, изъ которыхъ многіе и родились при немъ и состарились, но — и окрестныхъ жителей: слава о Симеонѣ, какъ о человѣкѣ добродѣтельномъ и рѣдкомъ пастырѣ, далеко распространялась за предѣлы его прихода.

Чувствуя приближеніе кончины, блаженный Симеонъ принялъ сначала монашество, потомъ схиму съ именемъ Сергія отъ игумена Воскресенскаго монастыря Иринарха, прибывшаго въ село изъ города Кевролы для сбора церковной дани. 16 ноября 1585 года, будучи уже глубокимъ 92-тилѣтнимъ старцемъ, преподобный Сергій мирно почилъ. Тѣло преподобнаго, по завѣщанію его, было погребено близъ алтаря церкви Преображенія Господня .

«Памяти ради», чтобы не забыть мѣсто погребенія преподобнаго, поставили надъ его могилой «голбчикъ деревянный», то-есть нагробный памятникъ въ видѣ маленькой сѣни [7]. Подъ эту сѣнь вскорѣ стали стекаться ищущіе исцѣленія, потому что Господь прославилъ Своего угодника даромъ чудотвореній.

На другой годъ по кончинѣ преподобнаго Сергія клирикъ Преображенской церкви, страдавшій головными болями, услышалъ во снѣ голосъ, который побуждалъ его идти на могилу Сергія и взятой въ нея перстью потереть голову. И лишь только клирикъ исполнилъ повелѣніе, какъ избавился отъ своей болѣзни. Слухъ объ исцѣленіи быстро распространился среди многочисленныхъ почитателей памяти святого пресвитера и привлекъ къ его могилѣ многихъ больныхъ. Они также брали съ нея землю и, отираясь ею, по молитвенному ходатайству предъ Господомъ преподобнаго Сергія, получали исцѣленія. Новыя же исцѣленія еще болѣе укрѣпляли убѣжденіе въ святости Сергія.

Его раздѣлялъ и священникъ церкви Преображенія Господня Елисей, жившій 60 лѣтъ спустя послѣ преподобнаго. Ежегодно 16 ноября — въ день кончины преподобнаго Сергія, — онъ совершалъ его память. Этотъ чтимый Елисеемъ день ознаменовался для него слѣдующимъ видѣніемъ. Послѣ домашняго утренняго правила, Елисей пошелъ въ церковь служить утреню. Приблизившись къ храму, онъ съ удивленіемъ замѣтилъ, чта храмъ освѣщенъ какъ въ праздникъ, полонъ молящагося народа, и какой то священникъ уже совершаетъ въ немъ богослуженіе. Елисей подумалъ, что это присланный для сбора церковной дани десятильникъ началъ богослуженіе, не дожидаясь его. Смущенный, вступилъ священникъ въ трапезу и взглянулъ черезъ окно ея въ самую церковь, но въ ней уже ничего не увидѣлъ, а только почувствовалъ чудесное благоуханіе, распространившееся по трапезѣ изъ храма.

Сынъ Елисея Кипріанъ, служившій на мѣстѣ отца, также свято чтилъ память преподобнаго Сергія и особенно день его кончины. За двадцать восемь лѣтъ своего священства при храмѣ Преображенія онъ былъ свидѣтелемъ многихъ чудотвореній угодника Божія, а одно изъ нихъ проявилось даже надъ его семьею. Кипріанъ далъ обѣтъ построить часовню надъ могилой преподобнаго Сергія, но потомъ, откладывая день за днемъ исполненіе своего обѣщанія, онъ въ концѣ концовъ и совсѣмъ позабылъ объ немъ. Вдругъ въ 1648 году всѣхъ сыновей его постигла тяжелая болѣзнь, которая не поддавалась никакому лѣченію. Отчаявшись въ помощи человѣческой, родители обратились за помощію къ Богу: молились, дѣлали пожертвованія на церковь, давали обѣты, но ничто не помогало — болѣзнь дѣтей даже усилилась. И вотъ однажды младшему сыну Кипріана Нифонту является во снѣ преподобный Сергій и открываетъ, что болѣзнь есть наказаніе родителей, не исполнившихъ своего обѣта — построить надъ его могилою часовню. При этомъ угодникъ Божій обѣщалъ возвращеніе здоровья Нифонту и его братьямъ, если отецъ ихъ загладитъ свой грѣхъ, то-есть построитъ часовню. Уже потерявшій отъ болѣзни силы говорить, отрокъ, однако, послѣ явленія получилъ возможность разсказать родителямъ о своемъ сновидѣніи. Они поспѣшили поставить часовню, и болѣзнь дѣтей немедленно прекратилась!

Черезъ три года послѣ этого, въ 1651 году, было установлено по воскреснымъ днямъ еженедѣльное молебное пѣніе надъ могилой преподобнаго Сергія. Ближайшимъ поводомъ для этого послужило явленіе угодника Божія одной женщинѣ, по имени Ѳеодосіи. Ѳеодосія пришла въ Малопинежскую волость съ Двины, ничего не зная о преподобномъ Сергіи. Женщину эту постигла болѣзнь, во время которой въ сонномъ явленіи ей явился преподобный: обѣщая исцѣленіе, онъ велѣлъ ей идти въ часовню на его могилу и сказать клирикамъ церкви Преображенія, чтобы они совершали съ этого времени во всѣ воскресные дни молебное пѣніе «Всемилостивому Спасу», по обычаю въ часовнѣ надъ его гробомъ, и «память его творили бы, докамѣстъ Богъ восхощетъ, неотложно». Послѣ видѣнія больная тотчасъ же выздоровѣла. Она поспѣшила къ могилѣ преподобнаго Сергія и разсказала малопинежскимъ клирикамъ о всемъ происшедшемъ съ нею. Молебное пѣніе въ часовнѣ было тогда же установлено. Но, въ томъ же году, въ одинъ воскресный день почему-то не было совершено молебна, и въ слѣдующую ночь преподобный Сергій явился во снѣ одному изъ мѣстныхъ жителей и строго подтвердилъ, чтобы его повелѣніе соблюдалось «неотложно и неизмѣнно». Новыя чудотворенія у гроба угодника Божія побудили жителей Малопинежья въ 1655 году установить празднованіе памяти преподобнаго Сергія въ 16 день мѣсяца ноября и написать «образъ подобія его».

Честныя мощи преподобнаго Сергія въ благословенныя царскія времена почивали подъ спудомъ въ деревянной часовнѣ.

Источникъ: Житія святыхъ на русскомъ языкѣ, изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго, книга дополнительная 1-я.

Примѣчанія:
[1] Дѣти боярскія при древнихъ епископахъ были ихъ свѣтскими чиновниками. Должность десятильника или десятинника установлена въ глубокой древности для сбора десятины, жертвуемой богатыми людьми, главнымъ образомъ, князьями, въ пользу церкви. Въ послѣдующее время епископы стали поручать десятильникамъ, кромѣ сбора податей, надзоръ за жизнію и дѣятельностью духовенства, а также и разборъ нѣкоторыхъ судныхъ дѣлъ.
[2] Іоаннъ ІІІ княжилъ сь 1462 г. по 1505 г.
[3] Пинега — рѣка Вологодской и Архангельской губерній, правый притокъ Сѣверной Двины. Начало беретъ въ Сольвычегодскомъ уѣздѣ, гдѣ лежитъ и волость Малая Пинежка.
[4] Сурскій погостъ, теперь Архангельская губернія, расположенъ на лѣвомъ берегу рѣки Пинеги, отстоитъ 160 верстъ отъ Малопинежскаго погоста.
[5] На рѣкѣ Пинегѣ, теперь село Воскресенское, Архангельской губ., Пинежскаго уѣзда. Когда и кѣмъ основанъ монастырь, неизвѣстно.
[6] Сольвычегодскаго уѣзда, Вологодской губерніи, на верхней Пинегѣ.
[7] Слово «голбчикъ» (голбецъ, голубецъ) обозначаетъ деревянный памятникъ на кладбищѣ. Онъ строился чаще въ видѣ домика — деревяннаго сруба съ кровлей на два ската и съ крестомъ на ея серединѣ, рѣже въ видѣ деревяннаго столбика съ крышею или навѣсомъ. Надъ могилою преподобнаго Сергія голбчикъ былъ второго вида.

Источникъ: М. В. Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста. Выпускъ семнадцатый. [1971 г.] — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1971. — С. 110-114.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.