Церковный календарь
Новости


2018-08-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 7-я (1991)
2018-08-20 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 46-е (20 ноября 1917 г.)
2018-08-19 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 6-я (1991)
2018-08-19 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 45-е (18 ноября 1917 г.)
2018-08-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 5-я (1991)
2018-08-18 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 44-е (17 ноября 1917 г.)
2018-08-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 4-я (1991)
2018-08-17 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 42-е (16 ноября 1917 г.)
2018-08-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 3-я (1991)
2018-08-16 / russportal
Н. Д. Кузнецовъ. Основанія, приводимыя для учрежденія Патріаршества (1918)
2018-08-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 2-я (1991)
2018-08-15 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 41-е (15 ноября 1917 г.)
2018-08-14 / russportal
Свт. Іоаннъ, архіеп. Шанхайскій. Единообразіе въ богослуженіи (1994)
2018-08-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 40-е (14 ноября 1917 г.)
2018-08-12 / russportal
Обращеніе свт. Іоанна обще-приходскому годовому собранію (1994)
2018-08-12 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 39-е (13 ноября 1917 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 21 августа 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 7.

Духовные писатели Русскаго Зарубежья

Монахиня Варвара (Суханова) († 1972 г.).

Монахиня Варвара (въ мірѣ Вѣра Суханова) († 1972), духовная писательница, вѣрное чадо РПЦЗ. Родилась въ 1896 г. въ купеческой семьѣ. Во время Первой міровой и Гражданской войнъ служила сестрой милосердія. Съ послѣдними частями Бѣлой Арміи оставила Россію. Работала учительницей въ русской гимназіи въ Панчевѣ (Сербія). Въ 1929 г. поступила послушницей въ Лѣснинскую женскую обитель въ Хопово (Сербія). Несла самыя разныя послушанія: была клиросной, занималась съ дѣтьми Хоповскаго пріюта, писала иконы. Въ 1932 г. была пострижена въ монашество. Въ 1950 г. вмѣстѣ съ другими сестрами обители переселилась изъ Югославіи во Францію. Мать Варвара много писала. Ея статьи и разсказы появлялись еще въ «Православной Карпатской Руси» (впослѣдствіи «Православная Русь») и въ приложеніи «Дѣтство во Христѣ», когда Братство преп. Іова Почаевскаго находилось еще на Карпатахъ, во Владиміровой. Составила около четырехсотъ «Житій святыхъ для дѣтскаго и юношескаго возраста», которыя подъ иниціалами «М. В.» (Монахиня Варвара) вначалѣ публиковались въ журналѣ «Православная жизнь», а затѣмъ отдѣльными выпусками издавались въ Свято-Троицкомъ монастырѣ въ Джорданвиллѣ (всего было напечатано двадцать такихъ сборниковъ). М. Варвара мирно скончалась послѣ продолжительной болѣзни 27 ноября (10 декабря) 1972 г. въ Лѣснинскомъ монастырѣ (Провемонъ, Франція).

Сочиненія мон. Варвары (Сухановой)

М. В.
Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста.
Выпускъ семнадцатый. [1971 г.]

Страданіе святыхъ мучениковъ Евстратія, Авкентія, Евгенія, Мардарія и Ореста.
Память 13-го декабря.

При царяхъ Діоклитіанѣ и Максимиліанѣ стала христіанская вѣра распространяться въ Арменіи и въ Каппадокіи. Для борьбы съ христіанами, для ихъ уничтоженія царь Діоклитіанъ послалъ туда двухъ жеетокихъ гонителей вѣрныхъ — начальниковъ Лисія и Агриколая. Эти лютые мучители христіанъ стали безпощадно ихъ избивать. Великое множество вѣрныхъ пострадало при этихъ правителяхъ. Лисій, находясь въ городѣ Саталіонѣ, жестоко мучилъ находившихся тамъ христіанъ.

Въ этомъ городѣ былъ градоначальникомъ знатный, милосердный ученый человѣкъ — тайный христіанинъ Евстратій: онъ былъ родомъ изъ города Аравракіи. Онъ болѣлъ душою за гонимыхъ, мучимыхъ христіанъ. Евстратій пребывалъ въ постѣ и молитвѣ. Молился со слезами, съ воздыханіями, неизреченно скорбя, что истребляются неповинные люди. Евстратій готовъ былъ самъ пострадать за Христа, открыто признавъ, что и онъ христіанинъ. Но онъ не зналъ, угодно ли Богу будетъ его признаніе? Поможетъ ли ему Господь вытерпѣть мужественно лютыя муки? Для того, чтобы узнать волю Божію, Евстратій поступилъ такъ. Помолившись усердно, онъ отдалъ свой военный поясъ своему слугѣ и приказалъ ему идти въ церковь города Аравракіи. Тамъ пресвитеромъ былъ Авксентій — истинный рабъ Божій. Евстратій поручилъ слугѣ положить въ алтарѣ его поясъ и наблюдать, кто его возьметъ. Если войдетъ въ алтарь священникъ Авксентій и возьметъ поясъ, то слуга, не говоря ни слова, долженъ вернуться домой. Если же кто-либо изъ клириковъ попытается взять поясъ — не дать ему этого сдѣлать, а принести эту часть военной одежды обратно своему господину. Сдѣлавъ такое распоряженіе, Евстратій подумалъ: если самъ пресвитеръ возьметъ мой поясъ, это будетъ знаменіе Божіе, чтобы я открыто призналъ себя христіаниномъ и пострадалъ за Спасителя міра; а если какой-либо клирикъ попытается взять мой поясъ — это будетъ знакомъ, чтобы я оставался тайнымъ христіаниномъ и не шелъ на страданія.

Черезъ нѣсколько дней вернулся слуга Евстратія и объявилъ ему, что какъ только онъ положилъ поясъ сейчасъ же явился священникъ Авксентій и взялъ его. Узнавъ объ этомъ, возрадовался Евстратій. Лицо его просіяло отъ внутренняго веселія. Свидѣтелемъ этой радости былъ его другъ Евгеній. Онъ наблюдалъ это сокровенное веселіе души будущаго мученика и — удивлялся.

А въ это время съ другими христіанами былъ захваченъ пресвитеръ Авксентій. Онъ безбоязненно объявилъ себя рабомъ Христовымъ. Его жестоко мучили съ другими христіанами и бросили въ темницу. Лисій посреди города устроилъ судъ. Онъ гордо сѣлъ на возвышенномъ мѣстѣ и приказалъ всѣхъ вѣрныхъ, находящихся въ темницѣ, привести на судъ. Святой Евстратій вошелъ въ тюрьму и сталъ умолять находящихся тамъ христіанъ усердно помолиться о немъ, т. к. онъ самъ жаждалъ страдальческаго подвига. И всѣ святые узники преклонили колѣна и стали молиться о Св. Евстратіи. Вѣрные сказали: «Аминь», и пошли вслѣдъ за св. Евстратіемъ. Лисій повелѣлъ по одному подводить къ нему тѣхъ, кто раньше были брошены въ темницу. И подвели къ нему святого священника Авксентія. Св. Евстратій, указывая на св. іерея, смѣло сказалъ мучителю: «Сюда приведенъ Авксентій — человѣкъ извѣстный своею честною жизнію, благородствомъ. Онъ мужественно перенесъ муки за Христа — Царя Небеснаго. Ты повелѣлъ вывести его на допросъ вмѣстѣ съ его святою дружиною. Вотъ здѣсь стоятъ всѣ предъ тобою. Они готовы всѣ своимъ мужествомъ, своею крѣпкою вѣрою посрамить отца твоего діавола, разрушить всѣ его козни!» Удивился Лисій такому дерзновенію св. Евстратія. Онъ безбоязненно признался, что и онъ христіанинъ, что преклоняется предъ мужествомъ св. Авксентія и другихъ христіанскихъ узниковъ. Съ неизреченною злобою взглянулъ мучитель на св. Евстратія и, неистово возопивъ, повелѣлъ снять съ него поясъ и одежду военную. Узнавъ отъ воиновъ, здѣсь присутствовавшихъ, что св. Евстратій уже 27 лѣтъ служитъ въ воинствѣ, онъ сталъ уговаривать святого отказаться отъ Христа. Св. Евстратій сталъ въ отвѣтъ говорить мучителю о Спасѣ нашемъ. Лисій и слушать не хотѣлъ, а приказалъ мучить святого. Крѣпкими веревками палачи приподняли отъ земли св. Евстратія, положили хворостъ подъ св. мученикомъ, разожгли огонь и стали снизу опалять святого страдальца, а сверху неистово избивали по плечамъ тремя дубинами, связанными вмѣстѣ. Молча мужественно терпѣлъ св. Евстратій лютыя муки. Онъ даже въ лицѣ не измѣнился, словно не онъ, а кто-то другой терпѣлъ эти неизреченныя страданія. Самъ Лисій удивлялся терпѣнію св. мученика. Мучитель приказалъ опаленное, израненое тѣло св. Евстратія поливать соленою водою, смѣшанною съ уксусомъ. Язвы приказалъ крѣпко терѣть острыми черепицами. И въ этихъ мукахъ даже не застоналъ св. Евстратій. Лисій думалъ, что святой какими-то чарами обладаетъ и потому не чувствуетъ страданій. А св. Евстратій только радостно прославлялъ Господа. И вдругъ въ одно мгновеніе словно чешуя отпали всѣ струпья съ израненаго, опаленнаго тѣла св. муч. Евстратія. Онъ былъ въ одно мгновеніе исцѣленъ Всемогущимъ Господомъ — даже слѣда не оказалось отъ раненій и ожоговъ. Всѣ присутствующіе при этомъ великомъ чудѣ поразились и прославили Единаго Истиннаго Бога. Другъ св. Евстратія Евгеній, который былъ тоже изъ города Аравракіи и находился въ томъ же военномъ отрядѣ, въ которомъ находился и св. муч. Евстратій, громко воскликнулъ: «Лисій и я — христіанинъ! Да, и я христіанинъ, какъ и господинъ мой Евстратій!» Услышавъ это признаніе св. Евгенія, Лисій приказалъ пріостановить судъ. Мучитель повелѣлъ сковать свв. Евстратія и Евгенія и съ другими христіанами заключить въ темницу. Святые узники вмѣстѣ съ мученикомъ Евстратіемъ въ темницѣ славословили Бога и готовились къ страданіямъ. Такъ прошелъ день въ псалмопѣніяхъ, а ночью Лисій отдалъ приказъ своимъ воинамъ готовиться въ путь, чтобы идти въ городъ Никополь. Мучитель самъ явился въ темницу и съ насмѣшкою передалъ св. муч. Евстратію желѣзные сапоги, внутри которыхъ были набиты большіе, острые гвозди, которые должны были пронзить ступни страдальца. На св. мученика надѣли эти сапоги, да еще крѣпко привязали къ ногамъ ремнями. Съ другими связанными святыми узниками долженъ былъ идти св. муч. Евстратій въ этихъ сапогахъ; чтобы онъ шелъ скорѣе Лисій приказалъ воинамъ въ пути бить его, подгонять. Св. мученикъ бѣжалъ два дня впереди воиновъ. Гвозди пронзали ступни св. страдальцу. Сапоги наполнялись кровію. Такъ достигъ св. Евстратій своего родного города Аравракіи, въ которомъ родился и другъ его — св. Евгеній. Когда св. мученики приблизились къ этому городу — всѣ жители вышли имъ навстрѣчу, желая увидѣть блаженнаго св. Евстратія. Но подойти къ нему боялись, чтобы не открыть, что и они христіане. Святыхъ проводили мимо дома, который принадлежалъ простому, незнатному, небогатому человѣку по имени Мардарій. Онъ въ это время покрывалъ крышею свой новый домъ. Увидѣвъ ведомыхъ святыхъ узниковъ, онъ быстро спустился и сказалъ женѣ своей по-армянски: «Видишь-ли ты, жена, властелина этой страны, знатнаго, богатаго, отличнаго воина? Видишь ли какъ онъ пренебрегъ всѣмъ земнымъ? Онъ будетъ Богу жертва благопріятная! Блаженъ тотъ, кто и въ этой жизни былъ славенъ и у Владыки Нашего Христа получилъ великое дерзновеніе! Вмѣстѣ съ ангелами онъ сподобится неизреченной сладости!»

Блаженная жена этого святого человѣка такъ отвѣтила ему: «О, милый мой мужъ! кто тебѣ возбраняетъ, чтобы и ты пошелъ тѣмъ же путемъ? Пойдешь вмѣстѣ съ нимъ и сподобишься такой же кончины! Предъ престоломъ Всевышняго ты будешь заступникомъ для меня, молитвенникомъ для всѣхъ твоихъ родныхъ и для нашихъ малыхъ дѣтей». И отвѣтилъ женѣ мужественный св. Мардарій: «Дай мнѣ скорѣй сапоги, чтобы и я пошелъ тѣмъ же святымъ путемъ». Жена Мардарія тотчасъ же съ радостію исполнила просьбу своего мужа. Онъ обулся, одѣлся, препоясался, обнялъ двухъ своихъ малыхъ сыновей, повернулся къ востоку и помолился Богу, говоря: «Владыко Боже Отче Вседержителю и Господи Іисусе Христе и Святый Душе, Едино Божество и Едина Сила, помилуй меня грѣшнаго, милосердствуй, будь хранителемъ этой женщины и этихъ двухъ младенцевъ! О, Боже, Отецъ, Заступникъ вдовъ и сиротъ. Я, о мой Владыко, съ великою радостію, съ великимъ усердіемъ иду къ Тебѣ!»

Такъ сказалъ св. Мардарій, поцѣловалъ своихъ дѣтокъ возлюбленныхъ и сказалъ: «Будь здорова жена моя! Не скорби, не плачь, но радуйся и веселись! Я тебя и нашихъ дѣтей, какъ и душу свою, полагаю въ руки Всемогущаго, Благого Бога нашего!»

Съ этими словами св. Мардарій быстро вышелъ изъ своего дома, съ радостію провожаемый мужественной своей женой на мученическій подвигъ.

Онъ пошелъ къ одному знатному, богатому человѣку, жившему въ томъ же городѣ и сказалъ: «Я иду сейчасъ къ другу твоему и родственнику Кирисику (такъ по-армянски было имя св. муч. Евстратія) и по воли Божіей буду ему спутникомъ, вмѣстѣ съ нимъ пріиму подвигъ страдальческій. Ты же, ради Господа, не оставь моей жены и дѣтей — будь имъ помощникомъ въ этой жизни. Если же я буду достоинъ Божіей благодати, то я помогу тебѣ, когда мы всѣ предстанемъ предъ Господомъ, и ты за свое доброе дѣло получишь награду отъ Бога!» Благочестивый Мукароръ (такъ звали этого милосерднаго человѣка) съ великимъ благоговѣніемъ отнесся къ рѣшенію св. Мардарія принять мученія за Христа. Онъ съ великой любовью сказалъ ему: «Иди съ миромъ, дитя мое, соверши свой прекрасный путь. Не заботься ни о чемъ: я исполню твое желаніе. Я буду отцомъ для жены твоей и для твоихъ дѣтей».

Поблагодарилъ св. Мардарій добраго человѣка, попрощался съ нимъ и быстро пошелъ. Когда достигъ св. узниковъ, грядущихъ на страданія, онъ, обращаясь къ св. мученику Евстратію, громко воззвалъ: «Господинъ Кирисикъ! Какъ овца бѣжитъ за своимъ пастыремъ, такъ и я прибѣжалъ къ тебѣ! Я хочу быть вашимъ попутчикомъ; пріими меня и присоедини къ твоей дружинѣ». Произнесъ св. Мардарій послѣднія слова и громко воскликнулъ: «И я христіанинъ, какъ и мой господинъ Евстратій! Слышите ли вы, слуги діавола, слышите?» Воины схватили св. Мардарія, связали съ другими святыми мучениками и бросили въ народную темницу. Когда о св. муч. Мардаріи доложили Лисію, онъ зарычалъ отъ ярости. Вотъ онъ сталъ судить св. узниковъ. Первымъ былъ приведенъ на допросъ нагой, связанный веревками св. пресвитеръ Авксентій. Лисій напрасно пытался уговорить св. мученика отказаться отъ Христа и спокойно жить. Св. страдалецъ радъ былъ терпѣть лютѣйшія муки за Спаса нашего. Тогда Лисій приказалъ палачамъ увести его въ лѣсную дебрь ц тамъ усѣчь мечемъ его святую главу. Вдали отъ людей казнили его, чтобы лишить святого подобающаго погребенія. Затѣмъ Лисій приказалъ освободить отъ веригъ св. муч. Мардарія и привести къ нему. Когда сняли воины вериги со св. Мардарія, онъ воззвалъ къ св. муч. Евстратію, спрашивая, какъ надо отвѣчать при допросѣ хитрому Лисію, «Говори только: я — христіанинъ. Я рабъ Христовъ!»

А когда святого Мардарія самъ сталъ допрашивать Лисій, онъ только восклицалъ: «Я — христіанинъ! Я рабъ Христовъ». Судья въ ярости приказалъ провертѣть щиколки его ногъ острыми сверлами, пропустить черезъ отверстія ранъ веревки и повѣсить страдальца внизъ головой. Потомъ повелѣлъ мучитель пронзать его святое тѣло раскаленными желѣзными остріями и опалять его огнемъ. Долго страдалъ св. мученикъ Мардарій въ этой злѣйшей пыткѣ. Наконецъ воскликнулъ: «Господи, благодарю Тебя, что ты сподобилъ меня этихъ благъ. Я жажду Тебя! Я люблю Тебя! Пріими душу мою въ мирѣ!» Воскликнулъ св. мученикъ и предалъ свою простую, чистую душу въ руки Спаса нашего.

Когда съ орудія пытокъ было снято святое тѣло св. муч. Мардарія, на допросъ былъ приведенъ другъ св. муч. Евстратія — св. муч. Евгеній, который дерзновенно сталъ обличать въ жестокости злого мучителя христіанъ. Лисій въ ярости приказалъ ему отрѣзать языкъ, мечемъ отсѣчь руки, перебить дубинами ему ноги. И въ этой пыткѣ св. муч. Евгеній предалъ душу свою Господу.

Послѣ этихъ казней Лисій устроилъ смотръ своимъ войскамъ въ полѣ. Воины должны были показать свое искусство владѣть оружіемъ. Вышелъ и воинъ Орестъ — высокій ростомъ, красивый собою. Когда онъ взмахнулъ копіемъ, поднялъ руку, вдругъ на груди его блеснулъ золотой крестъ, показавшійся изъ-подъ его одежды. Всѣ увидѣли этотъ священный знакъ христіанина. И самъ мучитель замѣтилъ его. Мучитель приказалъ подвести къ нему св. воина Ореста. Лисій взялъ въ руки святой крестъ и спросилъ: «А это что такое? И ты вмѣстѣ съ другими почитаешь Распятаго?» Безбоязненно отвѣтилъ св. воинъ — «Да, я рабъ Распятаго! Его знаменіе — святой знакъ Креста ношу на себѣ. Св. Крестъ избавляетъ меня отъ всякаго зла!» Лисій повелѣлъ, чтобы св. воинъ Орестъ былъ связанъ вмѣстѣ съ другими осужденными христіанами, и всѣ, со св. Евстратіемъ, должны идти въ Никополь.

Когда Лисій подошелъ къ городу Никополю многое множество воиновъ вышло къ нему навстрѣчу, и, какъ единая душа, всѣ воины воскликнули: «И мы воины Господа нашего Іисуса Христа! Дѣлай съ нами что хочешь».

Сначала Лисій ужаснулся, боясь, чтобы эти воины не возстали противъ него. Но онъ успокоился, когда они кротко передали ему свои военные пояса. Лисій приказалъ ихъ всѣхъ бросить въ темницу и сталъ думать какъ бы ихъ уничтожить, какую бы казнь для нихъ приготовить, но онъ боялся народнаго мятежа и рѣшилъ отправить св. муч. Евстратія и св. воина Ореста къ Агриколаю въ Севастію. Мучитель размышлялъ, что если онъ снова будетъ здѣсь мучить св. Евстратія и снова онъ на глазахъ народа окажется совершенно здоровымъ, — тогда множество грековъ увѣруютъ въ Распятаго. Утромъ Лисій приказалъ воинамъ вести св. Евстратія и св. воина Ореста къ Агриколаю и передалъ для него письмо, въ которомъ онъ писалъ, что знаетъ его умѣніе судить христіанъ — потому отправляетъ къ нему св. Евстратія и воина Ореста.

Воины связали святыхъ Евстратія и Ореста и повели въ Севастію. По дорогѣ святые мученики въ радости восхваляли Господа. Св. Евстратій спросилъ св. Ореста, какъ скончался св. пресвитеръ Авксентій. Св. воинъ повѣдалъ ему о страдальческой кончинѣ св. мученика. «Когда св. пресвитеръ выслушалъ свой смертный приговоръ, то сталъ просить воиновъ отвести его къ тебѣ», разсказывалъ св. воинъ, «онъ хотѣлъ съ тобою проститься передъ казнію. Но воины не захотѣли исполнить его послѣдней просьбы и поспѣшили отвести въ лѣсъ св. Авксентія. По дорогѣ св. пресвитеръ пѣлъ псаломъ: «Блажени непорочніи въ путь, ходящіи въ законѣ Господни.» До конца пропѣлъ псаломъ св. мученикъ. Потомъ преклонилъ колѣна, простеръ руки, словно готовясь принять нѣкій даръ, сказалъ «Аминь» и, обернувшись, увидѣлъ меня, близъ него стоявшаго. «Попроси господина Евстратія помолиться обо мнѣ. Мы вѣдь съ нимъ скоро встрѣтимся. Я его уже ожидаю!» При послѣднихъ словахъ св. пресвитера подошелъ къ нему воинъ и отсѣкъ ему его святую главу. Воины разогнали народъ, который слѣдовалъ за св. Авксентіемъ на мѣсто его казни, предполагая, что сопровождающіе св. мученика — всѣ христіане.

«Св. мощи мученика были ночью тайно взяты священниками города Аравракіи. Только они не могли найти его святой главы. Тогда по Божію повелѣнію громко каркнулъ воронъ, сидящій на вѣткѣ дуба. Священники подошли къ дубу и увидѣли св. главу мученика, которая лежала въ разсѣлинѣ дубовой вѣтви. Они взяли св. главу и присоединили къ св. мощамъ мученика. Священники перенесли св. тѣло пресвитера Авксентія на хорошее, чистое мѣсто и тамъ съ честію его похоронили».

Св. муч. Евстратій плакалъ, слушая разсказъ св. Ореста о страдальческой кончинѣ св. пресвитера, и сказалъ св. воину Оресту: «Поспѣшимъ и мы къ св. муч. Авксентію.»

Св. муч. Евстратія и св. воина Ореста привели въ городъ Севастію. Агриколай заточилъ святыхъ въ самую крѣпкую темницу и приставилъ къ нимъ самыхъ строгихъ сторожей.

Черезъ пять дней Агриколай сталъ судить святыхъ узниковъ. Весь городъ собрался, чтобы посмотрѣть на судимыхъ. Агриколай прочиталъ народу письмо къ нему Лисія. Обращаясь къ св. муч. Евстратію, онъ сказалъ: «Буду тебя мучить до смерти, если ты не послушаешь царскихъ законовъ и не принесешь жертву богамъ.»

«Но есть царскій законъ, по которому подсудимому разрѣшено свободно говорить. И есть царскій законъ, по которому судья долженъ не только устрашать подсудимаго, но обязанъ съ кротостію его судить.» Такъ сказалъ премудрый св. мученикъ, знавшій хорошо государственные заканы, которыхъ не исполняли мучители невинныхъ христіанъ. Агриколай не посмѣлъ возразить св. мученику, такъ какъ такіе царскіе законы дѣйствительно существовали. Сталъ св. муч. Евстратій даже доказывать, что даже мудрецъ Платонъ вѣрилъ въ Единаго Истиннаго Бога и осуждалъ безнравственные поступки суетныхъ боговъ. Св. муч. Евстратій сталъ говорить Агриколаю о Христѣ, о Его высокомъ ученіи. Повѣдалъ ему о грѣхопаденіи первыхъ людей и объ искупительной жертвѣ Спасителя міра. Долго говорилъ св. премудрый Евстратій, и Агриколай терпѣливо его слушалъ. Возразить святому онъ не могъ, слушалъ благодатныя рѣчи св. мученика и — молчалъ. Наконецъ Агриколай сказалъ; «Мы должны безъ разсужденія повиноваться царскимъ законамъ. Ты долженъ принести жертву богамъ, если откажешься, то пріимешь неслыханныя муки!»

Св. Евстратій: сказалъ судьѣ: «Очень жалѣю, что напрасно пытался тебя привести ко Христу и что ты раньше не началъ меня мучить!»

Агриколай приказалъ принести желѣзную постель, раскалить ее до красна и на нее положить св. воина Ореста. Мучитель сказалъ св. муч. Евстратію: «Посмотри сначала какъ будетъ страдать этотъ воинъ, а послѣ него и тебя ожидаетъ такая же пытка».

Св. муч. Орестъ подошелъ къ раскаленной кровати и — вдругъ устрашился. Взгдянувъ иа св. Евстратія онъ сказалъ: «Молись обо мнѣ! Я боюсь этой страшной пытки!»

Св. Евстратій сталъ ободрять св. воина, говрря: «Самъ Господь нашъ Іисусъ Христосъ поможетъ тебѣ вынести муки, а на небесахъ ждетъ тебя вѣчное блаженство за кратковременные страданія!»

Выслушавъ св. муч. Евстратія, св. воинъ Орестъ вдругъ преобразился. Онъ мужественно вскочилъ на раскаленную кровать, всталъ, перекрестился и легъ на огнемъ дышущій одръ. Св. мученикъ громко воскликнулъ: «Господи Іисусе Христе, въ руки Твои предаю мою душу!» И принялъ Спасъ нашъ душу Своего святого воина. «Аминь,» произнесъ св. муч. Евстратій.

Послѣ мученической кончины св. Ореста, Агриколай приказалъ св. муч. Евстратія отвести въ темницу. Тамъ святой написалъ завѣщаніе и передалъ его своему рабу, который былъ при немъ. Св. Евстратій заповѣдалъ, чтобы его тѣло было перенесено въ его родной городъ Аравракію и было похоронено вмѣстѣ съ мучениками Авксентіемъ, Орестомъ, Мардаріемъ и Евгеніемъ на мѣстѣ, называемомъ «Аналикозора». Св. Евстратій распорядил ся и о своихъ имѣніяхъ, которыя у него были въ Аравракіи. Часть далъ на пропитаніе церковныхъ служителей. Деньги приказалъ раздать нищимъ, убогимъ, рабовъ велѣлъ отпустить на свободу, одѣлилъ и своихъ сестеръ. Написавъ завѣщаніе, св. муч. Евстратій цѣлый день и ночь провелъ въ постѣ и молитвѣ. Ночью его посѣтилъ блаженный епископъ Власій, который въ это время скрывался отъ гонителей. Онъ далъ золото тюремнымъ сторожамъ и былъ ими пропущенъ къ св. муч. Евстратію. Блаженный епископъ слышалъ о великой премудрости святого, какъ онъ посрамилъ Агриколая съ его суетными, ложными богами, зналъ и о его страданіяхъ и потому, войдя въ темницу, святитель палъ ницъ передъ святымъ мученикомъ. Св. Евстратій просилъ блаженнаго епископа не дѣлать этого, т. к. онъ долженъ ему кланяться, какъ епископу. Св. Евстратій открылъ святителю, что онъ завтра, въ третій часъ дня, предстанетъ предъ Господомъ и передалъ ему написанное завѣщаніе. Св. мученикъ просилъ епископа взять его тѣло и тѣло св. мученика Ореста и похоронить вмѣстѣ со святыми Авксентіемъ, Мардаріемъ и Евгеніемъ на мѣстѣ называемомъ «Аналикозора».

Блаженный епископъ Власій обѣщалъ въ точности исполнить завѣщаніе св. муч. Евстратія.

Святой мученикъ попросилъ епископа причастить его святыхъ Божественныхъ Таинъ Христовыхъ. И когда св. Евстратій принялъ Святое Причастіе — внезапно вся темница озарилась яркимъ небеснымъ свѣтомъ и послышался голосъ: «Евстратій, ты мужественно подвизался, терпя муки, теперь восходи на небеса, чтобы принять твой вѣнецъ!»

Всѣ бывшіе въ темницѣ слышали этотъ Дивный Небесный Гласъ и отъ страха пали на землю. Всю ночь пробылъ блаженный епископъ Власій со святымъ мученикомъ Евстратіемъ. Святитель наслаждался его благодатными словами. На утро онъ покинулъ темницу, обѣщая исполнить завѣщаніе св. мученика.

Утромъ среди города начался судъ. Агриколай сталъ ему говорить, что, глубоко жалѣя его, совѣтуетъ только притворно поклонаться богамъ, оставаясь вѣрнымъ въ душѣ своему Богу.

«Мнѣ жаль, что погибнетъ такой премудрый, такой ученый человѣкъ! Я вѣдь всю ночь не могъ спать отъ печали, жалѣя: тебя,» сказалъ Агриколай.

«Я ни подъ какимъ видомъ не поклонюсь богамъ!» сказалъ св. муч. Евстратій. «Для меня страданія — веселіе! Ты можешь въ этомъ самъ убѣдиться.» Мужество св. Евстратія тронуло душу Агриколая. Онъ закрылъ лицо рукою и заплакалъ. Весь народъ бывшій на судѣ замѣтилъ его слезы. Люди поняли, что онъ жалѣетъ неповиннаго св. мученика Евстратія и стали громко рыдать. Всѣ горожане проливали слезы.

«Я — рабъ Владыки Христа и не исполню царскаго повелѣнія!» Твердо повторилъ св. муч. Евстратій. Агриколай понялъ, какъ крѣпокъ въ вѣрѣ святой, и приказалъ сжечь его. Когда вели св. муч. Евстратія на сожженіе, онъ въ радости молился. говоря: «Величая величаю Тя, Господи, яко призрѣлъ еси на смиреніе мое, и нѣси мене затворилъ въ рукахъ вражіихъ, но спаслъ еси отъ нуждъ душу мою: и нынѣ, Владыко, да покрыетъ мя рука Твоя, и да пріидетъ на мя милость Твоя, яко смятеся душа моя, и болѣзненна есть во исхожденіи своемъ, отъ окаяннаго моего и сквернаго тѣлесе сего: да не когда лукавый супостата совѣтъ срящетъ и препнетъ ю во тьмѣ, за невѣдомыя и вѣдомыя, въ житіи семъ бывшыя мои грѣхи. Милостивъ буди, ми, Владыко, и да не узритъ душа моя мрачнаго взора лукавыхъ демоновъ: но да пріимутъ ю ангели Твои свѣтліи и пресвѣтліи. Даждь славу Имени Твоему Святому, и Твоею силою возведи мя на Божственное Твое судище, внегда судитися ми, да не пріиметъ мя рука князя міра сего, еже исторгнути мя грѣшника во глубину адову, но предстани ми, и буди ми Спасъ и Заступникъ: тѣлесная бо и сія мученія веселія суть рабомъ Твоимъ. Помилуй, Господи, осквернившуюся страстьми житія сего душу мою и чистую покаяніемъ и исповѣданіемъ пріими, яко благословенъ еси во вѣки вѣковъ, аминь [1].

Когда св. муч. Евстратій подошелъ къ раскаленной печи, то перекрестился и съ пѣніемъ вошелъ въ пламя, говоря: «Господи Іисусе Христе, въ руки Твои предаю духъ мой!» И такъ въ мирѣ предалъ св. муч. Евстратій свою чистую душу въ руки Божіи. Но огонь не повредилъ св. тѣла мученика — даже не опалилъ его волосъ. Св. муч. Евстратій пострадалъ 13 декабря. Блаженный епископъ Власій взялъ св. мощи Евстратія и Ореста и исполнилъ завѣщаніе св. мученика, славя Отца и Сына и Святаго Духа, единаго въ Троицѣ Бога, Ему же слава и держава во вѣки, аминь.

Примѣчаніе:
[1] Эта предсмертная молитва св. муч. Евстратія читается на субботней полунощницѣ.

Источникъ: М. В. Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста. Выпускъ семнадцатый. [1971 г.] — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1971. — С. 117-126.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.