Церковный календарь
Новости


2018-11-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 41-я (1922)
2018-11-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 40-я (1922)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово (2-е) въ Великій пятокъ (1883)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово (1-е) въ Великій пятокъ (1883)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Православная Русь въ Канадѣ (1975)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Тайна креста (1975)
2018-11-15 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 6-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-15 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 5-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Еще объ одной статьѣ (1996)
2018-11-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отвѣтъ (2-й) архіеп. Іоанну Шаховскому (1996)
2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 39-я (1922)
2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 38-я (1922)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (2-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (1-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Евангеліе въ церкви (1975)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Новый храмъ въ Бруклинѣ (1975)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 16 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.

Духовные писатели Русскаго Зарубежья

Монахиня Варвара (Суханова) († 1972 г.).

Монахиня Варвара (въ мірѣ Вѣра Суханова) († 1972), духовная писательница, вѣрное чадо РПЦЗ. Родилась въ 1896 г. въ купеческой семьѣ. Во время Первой міровой и Гражданской войнъ служила сестрой милосердія. Съ послѣдними частями Бѣлой Арміи оставила Россію. Работала учительницей въ русской гимназіи въ Панчевѣ (Сербія). Въ 1929 г. поступила послушницей въ Лѣснинскую женскую обитель въ Хопово (Сербія). Несла самыя разныя послушанія: была клиросной, занималась съ дѣтьми Хоповскаго пріюта, писала иконы. Въ 1932 г. была пострижена въ монашество. Въ 1950 г. вмѣстѣ съ другими сестрами обители переселилась изъ Югославіи во Францію. Мать Варвара много писала. Ея статьи и разсказы появлялись еще въ «Православной Карпатской Руси» (впослѣдствіи «Православная Русь») и въ приложеніи «Дѣтство во Христѣ», когда Братство преп. Іова Почаевскаго находилось еще на Карпатахъ, во Владиміровой. Составила около четырехсотъ «Житій святыхъ для дѣтскаго и юношескаго возраста», которыя подъ иниціалами «М. В.» (Монахиня Варвара) вначалѣ публиковались въ журналѣ «Православная жизнь», а затѣмъ отдѣльными выпусками издавались въ Свято-Троицкомъ монастырѣ въ Джорданвиллѣ (всего было напечатано двадцать такихъ сборниковъ). М. Варвара мирно скончалась послѣ продолжительной болѣзни 27 ноября (10 декабря) 1972 г. въ Лѣснинскомъ монастырѣ (Провемонъ, Франція).

Сочиненія мон. Варвары (Сухановой)

М. В.
Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста.
Выпускъ восемнадцатый. [1972 г.]

Страданіе святыхъ мучениковъ Ѳеопемпта и Ѳеоны.
Память 5-го января. Пострадали въ 303 г.

Царь Діоклитіанъ въ первый годъ воздвигнутаго имъ на христіанъ гоненья, однажды, во время своего путешествія прибылъ въ городъ Никомидію и здѣсь, поставивъ множество идольскихъ изображеній, поклонялся имъ.

Чрезъ нѣсколько дней, въ городскихъ окрестностяхъ былъ захваченъ епископъ Никомидійскій Ѳеопемптъ (онъ первый пострадавшій въ гоненіе христіанъ Діоклитіаномъ), который будучи представленъ на судъ царю, сказалъ: «Эти боги, серебряные и золотые, деревянные и каменные, которымъ ты покланяешься, — вовсе не боги, ибо они не могутъ ни дышать, ни говорить, ни содѣлать что либо доброе или злое. Всемогущій же Небесный Богъ сотворилъ небо, землю и море и все, что въ нихъ находится».

Когда святой говорилъ это и многое другое о вѣрѣ христіанской, царь во гнѣвѣ сказалъ ему: «Я призвалъ тебя для того, чтобы ты, безъ разговоровъ, принесъ жертву богу Аполлону».

Святой Ѳеопемптъ отвѣтилъ на это такими словами:

— «Такимъ богамъ я никогда не принесу жертву и никогда не испугаюсь мученій, какія ты можешь мнѣ назначить, ибо написано: «Не убойтеся отъ убивающихъ тѣло, души же не могущихъ убити» [1]. А ты, имѣя власть надъ моимъ тѣломъ, дѣлай, что тебѣ угодно!»

Тогда царь повелѣлъ растопить печь, чтобы потомъ бросить въ нее святого епископа, и воины растопили печь какъ можно жарче съ утра до полудня. Въ это время святой епископъ сказалъ имъ: «Подождите немного, и я покажу вамъ силу Господа Бога моего, за святое имя Котораго эта печь растопляется для меня».

Сказавъ это, святой бросился въ разгорѣвшуюся печь и сѣлъ въ ней посрединѣ, а воины полагая, что онъ тотчасъ же сгорѣлъ, ушли. Но въ полночь святой мужъ, выйдя изъ печи, вошелъ въ царскую почивальню, двери коей предъ нимъ отворились сами собою, и, разбудивъ царя, сказалъ ему:

— «Я — Ѳеопемптъ епископъ, служитель Іисуса Христа: я не умеръ, но живъ хотя ты и повелѣлъ меня умертвить».

Сказавъ это, св. мученикъ снова вошелъ въ печь. Царь, увидѣвъ святого и услышавъ его слова, пришелъ въ ужасъ, и какъ бы онѣмѣлъ отъ сильнаго страха. На утро, призвавъ своихъ воиновъ, онъ сказалъ имъ:

— «Бросили-ли вы въ разженую печь того христіанина, котораго я повелѣлъ вамъ бросить?»

Воины отвѣчали: «Мы сдѣлали, государь, какъ ты повелѣлъ — бросили его, и онъ вчера погибъ въ огнѣ».

Тогда Діоклитіанъ всталъ, пошелъ съ воинами къ печи и тамъ услышалъ, какъ святой епископъ посреди разженой печи пѣлъ и славословилъ Бога.

Это привело царя въ чрезвычайное удивленіе и, когда святой вышелъ изъ печи невредимымъ, царь сказалъ окружавшимъ его:

— «Смотрите, какъ сильно волшебство христіанское: я слышалъ, что христіане совершаютъ свои волшебныя дѣла во имя какого-то Іисуса». Послѣ этого царь тотчасъ повелѣлъ взять пса и бросить въ печь, чтобы видѣть, не останется ли цѣлымъ песъ, какъ чудесно остался цѣлымъ епископъ. Но песъ тотчасъ же сгорѣлъ. Увидѣвъ это, царь сказалъ человѣку Божію: «Я предалъ тебя жесточайшимъ мученіямъ, какъ нечестивца, потому что я убѣдился, что ты — обольститель и волшебникъ».

Онъ повелѣлъ заключить св. мученика въ тѣсную темницу и не давать ему ни хлѣба, ни воды до того дня, въ который царь захочетъ судить его; и человѣкъ Божій пробылъ въ той темницѣ двадцать два дня безъ пищи и питія, будучи укрѣпляемъ Богомъ. По окончаніи этого времени, царь сказалъ своимъ воинамъ: «Пойдемъ, посмотримъ, живъ ли тотъ христіанинъ или уже умеръ». Найдя его живымъ и радостнымъ, какъ бы послѣ царскаго обѣда, Діоклитіанъ разгнѣвался и, выведши блаженнаго епископа изъ темницы, разодралъ на себѣ одежды, всплеснулъ руками и сказалъ: «Смотрите же, какъ сильно христіанское волшебство!»

Но блаженный епископъ на это сказалъ: «Доколѣ, несчастный, ты будешь оставаться ослѣпленнымъ, и до какихъ поръ не будешь признавать Истиннаго Бога, въ Котораго я вѣрую? Ибо Онъ далъ мнѣ силу и крѣпость, чтобы я побѣдилъ тебя и возвысился надъ всѣми мученіями, какія ты для меня изобрѣтешь, и презрѣлъ ихъ». Царь же, при этихъ словахъ, повелѣлъ вырвать у святого правый глазъ и положить его въ правую руку мученика, а потомъ отвести его въ темницу. Когда св. мученикъ здѣсь сталъ молиться, великій свѣтъ возсіялъ предъ нимъ въ темницѣ и тотчасъ же зѣница ока его открылась и стала цѣла и здрава какъ и другая. Узнавъ объ этомъ и увидѣвъ святого, царь разгнѣвался еще больше и сказалъ. «Клянусь римскимъ Аполлономъ [2], что не успокоюсь до тѣхъ поръ, пока не найду болѣе сильнаго волшебника, который могъ бы разрушить всѣ твои хитрости и волшебныя дѣйствія». Сказавъ это, царь снова повелѣлъ увести его въ темницу, а самъ послалъ указы по всѣмъ странамъ, ему подвалстнымъ, такого содержанія: «Если какой-либо волшебникъ, — писалъ царь, — можетъ разрушить христіанскія волхованія, тотъ пусть какъ можно скорѣе явится. Онъ получитъ большіе подарки и великія почести».

И вотъ пришелъ одинъ волшебникъ по имени Ѳеона, который, представъ предъ лицо Діоклитіана, сказалъ: «По вашему повелѣнію я пришелъ, чтобы какъ можно скорѣе разрушить христіанское волшебство, и я непремѣнно исполню то, что обѣщаю тебѣ». Услышавъ это, царь обрадовался и сказалъ: «Есть у меня въ темницѣ одинъ христіанскій князь. Когда ты разрушишь его волшебную силу, то получишь отъ насъ великія почести». Ѳеона на это сказалъ ему: «Пусть этотъ христіанинъ сотворитъ предо мною какое-нибудь чудо и я, въ твоемъ присутствіи, разрушу всѣ его дѣла». Царь обрадовался этому и сказалъ Ѳеонѣ: «Однако мнѣ хотѣлось бы сначала видѣть какое-либо знаменіе, совершенное тобою». Ѳеона попросилъ тогда привести къ нему самаго свирѣпаго быка. Когда быкъ былъ приведенъ, Ѳеона пошепталъ ему въ уши какія-то слова и быкъ въ то же мгновеніе распался на двѣ части и каждая часть лежала особо. Тогда изумленный царь сказалъ: «Дѣйствительно, ты можешь разрушить христіанское волшебство!» — «Подожди еще царь, — отвѣчалъ ему Ѳеона — и ты поймешь все величіе происшедшаго чуда!» — Сказавъ это, онъ повелѣлъ принести себѣ вѣсы и положилъ на нихъ обѣ части вола, которыя оказались обѣ равными по вѣсу. Немедленно послѣ этого Діоклитіанъ повелѣлъ привести къ себѣ св. епископа Ѳеопемпта и, поставивъ его противъ волхва, сказалъ ему: «Знаю, что ты обманщикъ и волшебникъ! Вотъ этотъ волхвъ пришелъ изъ Египта, и я теперь хочу узнать, кто изъ васъ обоихъ сильнѣе въ волшебствѣ».

Тогда Ѳеона сказалъ св. епископу: «Я покажу надъ тобою два дѣйствія моей волшебной силы и если они не повредятъ тебѣ, то и я увѣрую въ Твоего Бога». Приготовивъ изъ муки двѣ круглыя лепешки, онъ предложилъ св. епископу съѣсть ихъ. Св. Епископъ взялъ и съѣлъ ихъ, и онѣ показались ему сладкими какъ медъ и не причинили ему никакого вреда. Увидавъ зто, Ѳеона удивился и сказалъ: «Я испытаю на тебѣ еще одно чудесное дѣйствіе моего искусства, и если оно тебѣ не повредитъ, то увѣрую въ Твоего Бога». Взявъ чашу съ водою, онъ положилъ въ нее одну ядовитую траву и призвалъ на помощь себѣ могущественнѣйшихъ бѣсовъ, чтобы ядъ подѣйствовалъ сильнѣе, а потомъ далъ выпить воду святому. Когда святой выпилъ ее безъ всякаго вреда для себя, Ѳеона тотчасъ же упалъ къ ногамъ святого епископа и сказалъ: «Нѣтъ другого Бога, на Котораго можно было бы уповать, кромѣ Единаго Іисуса!» А потомъ сказалъ царю: «Я христіанинъ и поклоняюсь Распятому». Услышавъ это, царь пришелъ въ большое смущеніе и воскликнулъ: «Велики чудеса христіанскихъ волшебниковъ!» И повелѣлъ обоихъ отвести въ темницу. Тамъ святой епископъ, научивъ Ѳеону вѣрѣ, переименовалъ его въ Синезія (что значитъ: исполненный разума, такъ какъ онъ чистымъ сердцемъ уразумѣлъ и позналъ Христа Бога и Господа) и окрестилъ его.

На утро царь повелѣлъ привести къ себѣ св. епископа и, преклонивъ предъ нимъ голову, сказалъ ему: «Здравствуй, учитель волшебниковъ!» И потомъ сталъ убѣждать его обратиться къ нечестивой эллинской вѣрѣ. Когда же святой отказался принести жертву богамъ, царь повелѣлъ растяуть его на землѣ, лицомъ къ верху, и привязать къ четыремъ деревьямъ за руки и за ноги, а потомъ принести довольно большой обломокъ каменнаго столба, который восемь человѣкъ едва могли снести, и положить его на чрево святого. Но св. епископъ обратился съ молитвою къ Богу — и тотчасъ же тотъ камень, который былъ положенъ ему на чрево, поднялся самъ собою и былъ отброшенъ отъ него на пятнадцать лактей разстоянія. Тогда Діоклитіанъ повелѣлъ повѣсить святого за ноги, внизъ головой, а на шеѣ привязать тяжелый камень и оставилъ его висящимъ въ такомъ положеніи съ утра до третьяго часа дня. Потомъ онъ приказалъ обрѣзать внезапно веревку, на которой святой былъ повѣшенъ за ноги. Онъ думалъ, что, при паденіи, онъ будетъ раздавленъ тяжелымъ камнемъ, расшибется и, такимъ образомъ, позорно погибнетъ. Но когда это было сдѣлано, святой епископъ, силою Божіей сталъ прямо на ноги свои.

Послѣ этого мучитель произнесъ надъ нимъ смертный приговоръ. Святой, съ радостью услышавъ его, громко воскликнулъ: «Благословенъ Богъ, Отецъ Господа моего Іисуса Христа, что Онъ сподобилъ меня достигнуть того дня, наступленіе котораго я всегда желалъ. Итакъ, молю Тебя, Господи, поминай меня во вѣки и въ настоящій часъ!» — Сказавъ это, онъ преклонилъ колѣна и, подвергшись усѣченію главы, преставился въ мирѣ, исповѣдуя Пресвятую Троицу.

Потомъ царь повелѣлъ привести къ себѣ волхва Ѳеону, увѣровавшаго во Христа, и когда ни ласкательствомъ, ни угрозами не могъ склонить его къ идольскому жертвоприношенію, то повелѣлъ бросить его въ глубокій ровъ и засыпать землею. Приведены были сюда и свирѣпые кони, которые топтали ногами землю, насыпанную на святого, брошеннаго въ ровъ. Такъ св. мученикъ Ѳеона, посыпаемый землею и долгое время попираемый конскими ногами, отошелъ ко Господу. Свой страдальческій подвигъ святые мученики, епископъ Ѳеопемтъ и Ѳеона, онъ же Синезій, совершили въ Никомидіи, при царѣ Діоклитіанѣ, пребывая подъ властію верховнаго Царя, Господа Нашего Іисуса Христа, Ему же со Отцемъ и Сыномъ и Святымъ Духомъ слава во вѣки, аминь.

Источникъ: Житія святыхъ на русскомъ языкѣ. Мѣсяцъ январь 1904 г. Изд. Московской Синодальной Типографіи.

Примѣчанія:
[1] Евангеліе отъ Матѳея 10, 28.
[2] Греко-римскій богъ, почитавшійся покровителемъ умственнаго просвѣщенія и божествомъ солнца.

Источникъ: М. В. Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста. Выпускъ восемнадцатый. [1972 г.] — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1972. — С. 3-7.

Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.