Церковный календарь
Новости


2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 16-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 15-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (26-30) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (21-25) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-04 / russportal
Прот. М. Хитровъ. Слово на Введеніе во храмъ Пресв. Богородицы (1898)
2018-12-04 / russportal
Слово въ день Введенія во храмъ Пресвятой Богородицы (1866)
2018-12-03 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 124-й (1899)
2018-12-03 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 123-й (1899)
2018-12-03 / russportal
Прот. Михаилъ. Бесѣды св. Василія Великаго и прав. Іоанна Кронштадтскаго (1976)
2018-12-03 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Жизнь въ Церкви - жизнь въ благодати (1976)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 10 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.

Духовные писатели Русскаго Зарубежья

Монахиня Варвара (Суханова) († 1972 г.).

Монахиня Варвара (въ мірѣ Вѣра Суханова) († 1972), духовная писательница, вѣрное чадо РПЦЗ. Родилась въ 1896 г. въ купеческой семьѣ. Во время Первой міровой и Гражданской войнъ служила сестрой милосердія. Съ послѣдними частями Бѣлой Арміи оставила Россію. Работала учительницей въ русской гимназіи въ Панчевѣ (Сербія). Въ 1929 г. поступила послушницей въ Лѣснинскую женскую обитель въ Хопово (Сербія). Несла самыя разныя послушанія: была клиросной, занималась съ дѣтьми Хоповскаго пріюта, писала иконы. Въ 1932 г. была пострижена въ монашество. Въ 1950 г. вмѣстѣ съ другими сестрами обители переселилась изъ Югославіи во Францію. Мать Варвара много писала. Ея статьи и разсказы появлялись еще въ «Православной Карпатской Руси» (впослѣдствіи «Православная Русь») и въ приложеніи «Дѣтство во Христѣ», когда Братство преп. Іова Почаевскаго находилось еще на Карпатахъ, во Владиміровой. Составила около четырехсотъ «Житій святыхъ для дѣтскаго и юношескаго возраста», которыя подъ иниціалами «М. В.» (Монахиня Варвара) вначалѣ публиковались въ журналѣ «Православная жизнь», а затѣмъ отдѣльными выпусками издавались въ Свято-Троицкомъ монастырѣ въ Джорданвиллѣ (всего было напечатано двадцать такихъ сборниковъ). М. Варвара мирно скончалась послѣ продолжительной болѣзни 27 ноября (10 декабря) 1972 г. въ Лѣснинскомъ монастырѣ (Провемонъ, Франція).

Сочиненія мон. Варвары (Сухановой)

М. В.
Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста.
Выпускъ восемнадцатый. [1972 г.]

Житіе святаго Евстаѳія, архіепископа Сербскаго [1].
Память 4-го января. — Отошелъ ко Господу около 1285-го года.

Святой Евстаѳій жилъ и подвизался во второй половинѣ тринадцатаго столѣтія, во дни благочестиваго сербскаго краля Стефана Уроша ІІ-го Милутина, правившаго Сербіей съ 1262-го года по 1320-ой годъ. Родился онъ въ области Будимиловской [2] отъ благочестивыхъ родителей. Въ дѣтствѣ избранникъ Божій не любилъ забавъ, а былъ всегда кротокъ, тихъ и задумчивъ. Съ раннихъ лѣтъ святой любилъ молиться въ уединеніи. Душа его всегда была устремлена ко Богу. Рано онъ полюбилъ церковь, съ наслажденіемъ внималъ божественному пѣнію и чтенію.

Разъ святой отрокъ приходитъ къ своимъ родителямъ и говоритъ: «У меня возгорѣлось сильное желаніе учиться, отдайте меня на изученіе словесъ книжныхъ». Богобоязненные родители св. избранника Божія, слыша такія слова, возрадовались, возблагодарили Господа, внушившаго такое благое желаніе ихъ дѣтищу. Они подыскали св. отроку учителя и отдали ему своего сына на обученіе книжной мудрости. Съ большимъ прилежаніемъ, съ радостію сталъ учиться избранникъ Божій. Онъ забывалъ объ ѣдѣ, питьѣ, одеждѣ, но всецѣло направлялъ умъ свой на Божественное ученіе. Уже юношею святой твердо рѣшилъ оставить домъ родительскій и уйти въ обитель. Святой юноша отправился въ область Зетскую [3] въ монастырь святого Архангела Михаила, гдѣ находилась Зетская епископская каѳедра. Здѣсь отъ епископа Неофита святой принялъ постриженіе въ иноческій чинъ. Юный святой инокъ сталъ строго подвизаться въ постѣ, бдѣніи, въ трудахъ. Святой подвижникъ неукоснительно спѣшилъ въ церковь на дневныя и ночныя службы, строго соблюдая келейное молитвенное правило. Не имѣя никакой собственности, святой подвижникъ старался сберегать отъ урочной своей доли въ пищѣ и одеждѣ для раздачи нищимъ. Подвизаясь въ монастырской тишинѣ съ полнымъ смиреніемъ, св. Евстаѳій скоро, однако, сдѣлался извѣстнымъ по всей той странѣ, какъ великій подвижникъ, подражавшій древнимъ отцамъ.

Не довольствуясь иноческимъ подвижничествомъ въ своемъ монастырѣ, св. Евстаѳій горѣлъ желаніемъ посѣтить Святой Градъ Іерусалимъ, чтобы поклониться гробу Господню и другимъ святынямъ на мѣстѣ страстей Господнихъ. Не открывая никому своего намѣренія, онъ обратился съ горячею молитвою ко Господу Іисусу Христу, чтобы Онъ сподобилъ его благополучно совершить путь во Святой Градъ и видѣть то мѣсто, гдѣ Онъ пролилъ Свою Божественную кровь за спасеніе рода человѣческаго и гдѣ сотворилъ великія чудеса.

Молитва угодника была услышана. Когда святой размышлялъ о томъ, гдѣ бы обрѣсти богобоязненныхъ спутниковъ, являются къ нему, какъ бы посланные Самимъ Господомъ, два инока и сообщаютъ въ бесѣдѣ, что они идутъ въ Іерусалимъ поклониться Гробу Господню и честнымъ страстямъ Христовымъ. Возблагодаривъ Господа Бога и поклонившись Пречистому Его образу и образу св. Архистратига Михаила, съ радостію и веселіемъ въ сердцѣ онъ пустился въ давно желанный путь.

При помощи Божіей св. Евстаѳій легко и благополучно совершилъ путь и достигъ Іерусалима. Здѣсь святой съ благоговѣніемъ поклонился Гробу Господню и всѣмъ святынямъ на мѣстѣ страстей Господнихъ. Угодникъ Божій не спѣша обходилъ всѣ святыя мѣста и насладился ихъ созерцаніемъ. Посѣтилъ св. Евстаѳій и всѣ окрестности Іерусалима, гдѣ жили преподобные и богобоязненные мужи-подвижники, наблюдалъ и усваивалъ ихъ правила жизни и подвиговъ. Пробывъ долгое время на Святой Землѣ, святой отправился въ обратный путь, но не прямо на родину, а на Святую Гору Аѳонскую, желая видѣть тамошнюю иноческую жизнь и насладиться душеполезными бесѣдами относительно подвижничества и чистоты душевной и тѣлесной. Придя на Святую Гору, преподобный Евстаѳій поселился въ сербскомъ монастырѣ Пресвятой Богородицы Хиландарскомъ, построенномъ святымъ Симеономъ — въ мірѣ великимъ сербскимъ жупаномъ Стефаномъ Неманей, и сыномъ его св. Саввою, первымъ архіепископомъ сербскимъ. Здѣсь онъ съ великимъ усердіемъ предался подвигамъ монашескимъ, со смиреніемъ и покорностію исполняя всякую работу, которая назначалась въ послушаніе, неопустительно посѣщая всѣ церковныя службы и предаваясь наединѣ ночной молитвѣ и богомыслію.

Такъ провелъ преп. Евстаѳій много лѣтъ и сдѣлался извѣстнымъ среди всѣхъ аѳонскихъ подвижниковъ. Многіе древніе старцы, а не только болѣе молодые иноки, почасту приходили къ преп. Евстаѳію и вели съ любовію и духовнымъ утѣшеніемъ душеспасительныя бесѣды.

Послѣ нѣсколькихъ лѣтъ такой подвижнической жизни, общимъ совѣтомъ и убѣжденіемъ собора всей Святой Горы, Евстаѳій возведенъ былъ въ санъ игумена Хиландарскаго монастыря. Ставъ правителемъ монастыря, Евстаѳій еще усерднѣе сталъ подвизаться, подавая примѣръ во всякомъ трудѣ и добродѣтели, уча словомъ и дѣломъ. Занявъ такое видное мѣсто и ведя добродѣтельную жизнь, преп. Евстаѳій пріобрѣлъ большую извѣстность и всеобщую любовь не только у аѳонскихъ подвижниковъ, но и у мірянъ, не только у простыхъ людей, но и у вельможъ и царей. Всѣ спѣшили оказать преп. Евстаѳію честь и давали щедрые дары. Но эти дары святой не для себя принималъ, а щедрою рукою раздавалъ бѣднымъ, вдовамъ, сиротамъ, не имущимъ пропитанія и крова. Неудивительно, что при такихъ достоинствахъ и добродѣтеляхъ преп. Евстаѳій былъ избранъ и рукоположенъ во епископа Зетской епархіи, въ которой онъ принялъ постриженіе. Ставъ владыкой, опытный въ духовной жизни и въ дѣлахъ церковныхъ, св. Евстаѳій, съ великимъ успѣхомъ отправляя свои пастырскія обязанности, сталъ самымъ выдающимся сербскимъ епископомъ. Когда скончался сербскій архіепископъ Іоанникій, благочестивый краль сербскій Стефанъ Урошъ Милутинъ созвалъ соборъ епископовъ, игуменовъ и бояръ, и этотъ соборъ единогласно избралъ на сербскій архіепископскій престолъ Св. Саввы благочестиваго Зетскаго епископа Евстаѳія. Преподобный Евстаѳій по своему смиренію пытался было отказываться отъ столь высокаго сана, соединеннаго и съ великою отвѣтственностію, но его словъ не послушали, и святой вскорѣ торжественно при всемъ соборѣ возведенъ былъ на архіепископскій престолъ. Св. Евстаѳій покорился промыслу Божію и возблагодарилъ Господа Бога въ горячей молитвѣ за Его великія милости, которыхъ онъ считалъ себя недостойнымъ.

Неослабно трудясь на спасеніе своей души, святой Евстаѳій приложилъ горячія заботы о благѣ ввѣренной ему сербской церкви. Архіепископская сербская каѳедра тогда уже обладала большими богатствами, и святой Евстаѳій приложилъ всѣ старанія къ тому, чтобы ни одна церковь его области не испытывала недостатка въ насущныхъ потребностяхъ, щедро удѣляя изъ сбереженій своей каѳедры на нужды бѣдныхъ церквей.

Немного лѣтъ правилъ святой Евстаѳій сербскою церковію: черезъ семь лѣтъ послѣ своего вступленія на высокую каѳедру онъ впалъ въ болѣзнь и увидѣлъ приближеніе своей кончины. Находясь въ предсмертной болѣзни, святой не ропталъ, но съ радостію ждалъ исхода изъ этого земного міра въ обители небесныя. Находясь тогда въ своей архіепископіи, въ Жичѣ [4], святой усердно готовился и молилъ Господа о дарованіи ему мирной кончины. Вокругъ постели больного собрался весь церковный сербскій соборъ: окрестные епископы, игумены монастырей и чернецы и весь причтъ церковный. Всѣ плакали, видя приближеніе кончины своего учителя и архипастыря. Но больной, привставъ съ постели, обратился къ плачущимъ: «Оставьте таковую жалость, возвеличите Господа со мною: и вознесемъ имя Его вкупѣ» [5]. Всѣ присутствующіе отъ плача обратились къ молитвѣ и пѣснопѣніямъ на исходъ души. Затѣмъ святой Евстаѳій пріобщился Святыхъ Таинъ и послѣ нѣкотораго отдохновенія обратился къ окружающимъ: «Идите, возлюбленные, воздадимъ взаимно послѣднее цѣлованіе, ибо я уже разлучаюсь съ вами!»

Много рыданій вызвало это прощаніе у духовныхъ чадъ святого Евстаѳія. Наконецъ, воздѣвъ руки къ небу, онъ произнесъ: «Вѣдающій кончину жизни каждаго, Боже боговъ и Господь господей, въ руцѣ Твои предаю духъ мой!»

Такъ благолѣпно и славно преставился святой Евстаѳій, радуясь о Господѣ. Собравшіяся при гробѣ духовныя лица, совокупно съ мірянами, совершили торжественное погребеніе въ Жичѣ въ храмѣ Спасителя, положивъ тѣло въ мраморной ракѣ, которую ранѣе приготовилъ себѣ самъ святой Евстаѳій. Вскорѣ послѣ этого погребенія, внутри помянутаго храма Спасителя, стали совершаться при ракѣ почившаго знаменія и чудеса. Иногда видѣли у раки какъ будто горящія свѣчи, иногда ночью ясно слышали у гроба какія-то рѣчи, говоръ, какъ будто тутъ собралось много тысячъ людей. Одинъ человѣкъ, служившій при храмѣ Спасителя, страдалъ болѣзнію носа. Много испробовалъ онъ средствъ и много истратилъ денегъ на излѣченіе, но пользы не было. Потерявъ надежду на земныя средства, больной обратился съ горячей молитвой къ Господу Богу и Пречистой Его Матери въ храмѣ Спаса, стоя неустанно за всякимъ богослуженіемъ у раки преподобнаго Евстаѳія. Въ одну ночь больной видитъ во снѣ, что онъ стоитъ, какъ по обычаю и наяву, подлѣ раки Св. Евстаѳія. Къ нему является благолѣпный мужъ въ святительской одеждѣ и спрашиваетъ, въ чемъ онъ нуждается. Больной разсказалъ все по ряду. Тогда пришедшій мужъ говоритъ: «Меня Господь послалъ исцѣлить тебя, только не согрѣшай болѣе, чтобы не пострадать хуже!» Съ этими словами святой перекрестилъ больного и коснулся его раны. Больной спросилъ: «Кто ты такой, владыка святой?» Пришедшій отвѣчалъ: «Я рабъ Христовъ, инокъ по имени Евстаѳій, лежащій на этомъ мѣстѣ».

Больной проснулся и ужаснулся. Съ трепетомъ онъ поспѣшилъ къ тогдашнему архіепископу Іакову и сообщилъ ему и всему собору объ этомъ чудесномъ видѣніи. Больной тогда же совершенно исцѣлился и всѣ прославили Господа и Его святого Евстаѳія.

Чудеса при гробѣ Евстаѳія стали умножаться. Однажды нашли три цвѣтка дивной красоты, выросшіе на его мраморной ракѣ, на камнѣ, — ни земли, ни даже влаги не было на ней. Это чудесное знаменіе навело всѣхъ на мысль, что Богъ прославляетъ Своего угодника и обновляетъ тѣло его нетлѣніемъ. Тогда же одному изъ иноковъ того монастыря, экклесіарху, въ нощномъ видѣніи является нѣкій страшный юноша съ пламеннымъ оружіемъ въ рукахъ и съ гнѣвомъ говоритъ: «Почему вы нерадите, видя таковыя знаменія? Или не разумѣете, что тѣлу усопшаго не предназначено видѣть истлѣнія, но оно должно быть изъято изъ земли!» О всѣхъ этихъ чудесахъ возвѣщено было благочестивому кралю Урошу Милутину, который, по совѣщаніи съ архіепископомъ, повелѣлъ торжественно открыть раку, въ которой и обрѣтено было тѣло святителя Евстаѳія нетлѣннымъ и положено открыто въ новой ракѣ. Спустя нѣкоторое время, въ виду опасности отъ непріятельскихъ нашествій, мощи святого Евстаѳія, стараніемъ архіепископа Іакова, перенесены были изъ Жичи въ Печь [6] и поставлены въ тамошнемъ архіепископскомъ каѳедральномъ храмѣ святыхъ апостоловъ Петра и Павла.

Источникъ: Житія святыхъ на русскомъ языкѣ, изложенныя по руководству Четьихъ-миней Св. Димитрія Ростовскаго. Книга 5-ая. Синодальная Типографія, 1904 г.

Примѣчанія:
[1] Житіе святого Евстаѳія написано его младшимъ современникомъ, святымъ Даніиломъ II, архіепископомъ Сербскимъ и вошло въ составъ его «Родослова» или «Цароставника».
[2] Будимльская область находилась тамъ, гдѣ теперь, въ сѣверо-восточной Черногоріи, живетъ сербское племя Васоевичи. Нынѣ существуетъ тамъ село Будимль. Въ древности Будимльская епархія имѣла каѳедру въ монастырѣ св. великомученика Георгія, который и теперь существуетъ въ развалинахъ къ сѣверу отъ городка Гусинье, въ селѣ Беране.
[3] Область Зетская, Зета, или въ древности Діоклея, нынѣ Черногорія. Монастырь св. архистратига Михаила находился на восточномъ берегу Которскаго залива, недалеко на югъ отъ города Котора.
[4] Монастырь Жича, существующій до настоящаго времени, находится на правомъ берегу рѣки Ибра, недалеко отъ впаденія ея въ Сербскую Мораву въ предѣлахъ теперешняго Сербскаго королевства.
[5] Псаломъ 33, ст. 4.
[6] Печь — второе мѣсто пребыванія Сербскихъ архіепископовъ. Этотъ городъ съ монастыремъ существуетъ и теперь и находится въ Старой Сербіи, на рѣчкѣ Быстрицѣ, впадающей въ Бѣлый Дринъ въ его верховьяхъ.

Источникъ: М. В. Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста. Выпускъ восемнадцатый. [1972 г.] — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1972. — С. 7-12.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.