Церковный календарь
Новости


2018-10-19 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). НЛО въ свѣтѣ православной вѣры (1991)
2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). По поводу обращенія МП къ Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Ново-мученичество въ Русской Правосл. Церкви (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Каноническое положеніе РПЦЗ (1992)
2018-10-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Письмо въ редакцію Вѣстника РХД (1992)
2018-10-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отрицаніе вмѣсто утвержденія (1992)
2018-10-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 103-й (14 марта 1918 г.)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 5-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 4-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Пятьдесятъ лѣтъ жизни Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Измѣна Православію путемъ календаря (1992)
2018-10-12 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Тайна беззаконія въ дѣйствіи (1992)
2018-10-12 / russportal
Опредѣленіе Архіер. Собора РПЦЗ отъ 13/26 октября 1953 г. (1992)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Григорію мірянину (1908)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Василію патрицію (1908)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 3-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - суббота, 20 октября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.

Духовные писатели Русскаго Зарубежья

Монахиня Варвара (Суханова) († 1972 г.).

Монахиня Варвара (въ мірѣ Вѣра Суханова) († 1972), духовная писательница, вѣрное чадо РПЦЗ. Родилась въ 1896 г. въ купеческой семьѣ. Во время Первой міровой и Гражданской войнъ служила сестрой милосердія. Съ послѣдними частями Бѣлой Арміи оставила Россію. Работала учительницей въ русской гимназіи въ Панчевѣ (Сербія). Въ 1929 г. поступила послушницей въ Лѣснинскую женскую обитель въ Хопово (Сербія). Несла самыя разныя послушанія: была клиросной, занималась съ дѣтьми Хоповскаго пріюта, писала иконы. Въ 1932 г. была пострижена въ монашество. Въ 1950 г. вмѣстѣ съ другими сестрами обители переселилась изъ Югославіи во Францію. Мать Варвара много писала. Ея статьи и разсказы появлялись еще въ «Православной Карпатской Руси» (впослѣдствіи «Православная Русь») и въ приложеніи «Дѣтство во Христѣ», когда Братство преп. Іова Почаевскаго находилось еще на Карпатахъ, во Владиміровой. Составила около четырехсотъ «Житій святыхъ для дѣтскаго и юношескаго возраста», которыя подъ иниціалами «М. В.» (Монахиня Варвара) вначалѣ публиковались въ журналѣ «Православная жизнь», а затѣмъ отдѣльными выпусками издавались въ Свято-Троицкомъ монастырѣ въ Джорданвиллѣ (всего было напечатано двадцать такихъ сборниковъ). М. Варвара мирно скончалась послѣ продолжительной болѣзни 27 ноября (10 декабря) 1972 г. въ Лѣснинскомъ монастырѣ (Провемонъ, Франція).

Сочиненія мон. Варвары (Сухановой)

М. В.
Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста.
Выпускъ восемнадцатый. [1972 г.]

Страданія святаго мученика Трифона.
Память его 1-го февраля.

Святый Трифонъ родился въ странѣ Фригійской, въ селеніи Кампсадъ, близъ города Апамеи [1]. Еще съ юныхъ лѣтъ почила на немъ благодать Божія и Господь даровалъ ему силу чудотворенія [2], дабы не только изъ устъ сего младенца, но и изъ чудесныхъ его дѣлъ совершить Себѣ хвалу. Въ великихъ Минеяхъ Четіихъ [3] много повѣствуется объ исцѣленіяхъ отъ всякихъ болѣзней, совершенныхъ святымъ отрокомъ Трифономъ, и объ изгнаніи имъ бѣсовъ изъ людей, обращавшихся къ нему. Мы же сначала разскажемъ объ одномъ изъ многихъ его чудесъ, свидѣтельствующихъ о великой благодати Божіей, почивавшей на немъ, а затѣмъ будемъ повѣствовать объ его страданіи за вѣру Христову.

Въ двѣсти тридцать восьмомъ году на престолъ римскій вступилъ императоръ Гордіанъ [4], который, хотя и былъ идолопоклонникъ, но христіанъ не преслѣдовалъ. Этотъ царь имѣлъ взрослую дочь, по имени Гордіану, — дѣвицу, отличавшуюся умомъ и красотою, такъ что многіе великіе и славные князья желали взять ее въ жены своимъ сыновьямъ. Но эту дѣвицу, а съ нею вмѣстѣ и все ея семейство, постигло великое несчастье: по Божію попущенію въ нее вошелъ діаволъ, который жестоко мучилъ ее, ввергая ее въ огонь и въ воду; приводимые къ больной дѣвицѣ, извѣстные своею мудростію врачи не могли помочь ей. Но вотъ, обитавшій въ дѣвицѣ нечистый духъ самъ, по повелѣнію Божію, провѣщалъ:

— «Никто не можетъ изгнать меня отсюда, кромѣ отрока Трифона».

Царь тотчасъ послалъ искать повсюду Трифона. Много было приводимо къ царю людей, носившихъ то же имя, но ни одинъ изъ нихъ не могъ изгнать бѣса изъ царской дочери. Наконецъ, привели къ царю святаго отрока Трифона, котораго нашли во Фригіи, въ селеніи Кампсадѣ, гдѣ онъ пасъ гусей при одномъ озерѣ; — отроку было тогда семнадцать лѣтъ. Когда святый приближался къ Риму, діаволъ, узнавъ объ его приходѣ и начавъ еще сильнѣе мучить дѣвицу, громко закричалъ:

— «Не могу больше здѣсь жить, потому что приближается Трифонъ, и на третій день придетъ сюда, не могу болѣе терпѣть».

Прокричавъ такъ, нечистый духъ вышелъ изъ дѣвицы.

На третій день въ городъ пришелъ святый Трифонъ и тотчасъ былъ приведенъ въ царскія палаты, гдѣ былъ весьма привѣтливо принятъ царемъ, ибо царь узналъ въ немъ того Трифона, о которомъ упоминалъ діаволъ, выходя изъ дѣвицы. Но чтобы больше убѣдиться въ томъ, что именно Трифонъ исцѣлилъ его дочь, царь умолилъ его показать діавола воочію такъ, чтобы можно было видѣть его тѣлесными очами. Святый согласился на просьбу царя и шесть дней пребывалъ въ постѣ и молитвѣ и послѣ того получилъ свыше еще большую и сильнѣйшую власть надъ духами нечистыми. На седьмой день, при восходѣ солнца, царь пришелъ къ блаженному со всѣмъ синклитомъ, желая видѣть діавола. Тогда Трифонъ, исполненный Святаго Духа и духовными очами взирая на невидимаго духа злобы, сказалъ ему:

— «Тебѣ говорю, духъ нечистый, во имя Господа моего Іисуса Христа, явись воочію передъ находящимися здѣсь, и покажи имъ свой мерзкій и безстыдный образъ, и яви немощь свою».

И тотчасъ діаволъ предсталъ предъ всѣми въ видѣ чернаго пса, который имѣлъ огненные глаза, а голову влачилъ по землѣ.

Святый обратился къ нему съ вопросомъ:

— «Кто послалъ тебя, демонъ, сюда, чтобы войти въ отроковицу, и какъ ты дерзнулъ войти въ созданную по образу Божію, самъ будучи столь безобразенъ и немощенъ, и исполненъ всякой мерзости?»

Діаволъ отвѣчалъ:

— «Я посланъ отцомъ моимъ, сатаною, начальникомъ всякаго зла, пребывающимъ въ адѣ, отъ котораго я получилъ повелѣніе мучить эту отроковицу».

Тогда святый спросилъ его опять:

— «Кто же далъ вамъ власть посягать на созданіе Божіе?»

Демонъ, хотя и противъ своего желанія, но принуждаемый невидимою силою Божіею, долженъ былъ сказать истину.

— «Мы не имѣемъ власти надъ тѣми, — сказалъ онъ, — которые знаютъ Бога и вѣруютъ въ Единороднаго Его Сына — Христа, за Котораго Петръ и Павелъ умерли здѣсь, — отъ этихъ людей мы со страхомъ бѣжимъ, и, только когда намъ бываетъ попущено, мы причиняемъ имъ совнѣ легкія искушенія. Которые же не вѣруютъ въ Бога и Сына Божія и, будучи послушны своимъ похотямъ, творятъ угодная намъ дѣла, надъ тѣми мы получаемъ полную власть, чтобы мучить ихъ. Угодны же намъ дѣла такія: идолопоклоненіе, хула, прелюбодѣяніе, чародѣйство, зависть, убійство, гордость: этими и имъ подобными дѣлами люди, какъ бы сѣтьми, опутываются, отчуждаются отъ Бога, Своего Создателя, и самовольно дѣлаются друзьями намъ и вмѣстѣ съ нами принимаютъ вѣчныя муки».

Услыхавъ это, царь и окружающіе его были поражены великимъ страхомъ и пришли въ ужасъ; и многіе, оставивъ нечестіе, увѣровали во Христа; а вѣрующіе получили еще большее утвержденіе въ своей вѣрѣ и прославили Бога.

Царь, щедро одаривъ святаго, отпустилъ его съ миромъ домой, но святый все, что получилъ отъ царя, роздалъ дорогою нищимъ; самъ же, возвратившись въ отечество, предался обычнымъ своимъ занятіемъ, исцѣляя недужныхъ и благоугождая Богу святымъ и непорочнымъ житіемъ.

Послѣ Гордіана римскій престолъ занялъ Филиппъ [5], который царствовалъ недолго, будучи убитъ своими воинами; а послѣ него воцарился свирѣпый Декій [6], воздвигшій жестокое гоненіе на христіанъ; во время этого гоненія было убито безчисленное множество христіанъ, причемъ многіе изъ боязливыхъ, страшась ужасныхъ мукъ, отвратились отъ Христа и склонились къ идолопоклонству. Царь этотъ издалъ приказъ своимъ епархамъ и игемонамъ всюду преслѣдовать христіанъ и убивать ихъ безпощадно. На востокѣ въ это время епархомъ былъ нѣкто Акилинъ; ему было донесено, что Трифонъ исповѣдуетъ Христову вѣру и, проходя различныя страны, врачуетъ болящихъ, какъ весьма свѣдущій врачъ, и въ то же время учитъ всѣхъ вѣровать во Христа и симъ прельщаетъ многихъ; повеленія же царскаго Трифонъ не слушаетъ, насмѣхаясь надъ всѣми богами. Тотчасъ были посланы воины разыскать Трифона, котораго вскорѣ и нашли: ибо не могъ укрыться свѣтильникъ, горящій ревностію по Богѣ и свѣтящій вѣрою и благими дѣлами. Но и самъ святый, узнавъ, что его ищутъ, не бѣжалъ въ пустыню и не скрывался въ горахъ и пропастяхъ земныхъ, но, вооружившись молитвою и крестнымъ знаменіемъ, смѣло вышелъ къ ищущимъ его и, отдавшись имъ въ руки, съ радостію пошелъ къ епарху Акилину, который въ то время находился въ Никеѣ [7]. Когда Акилинъ, окруженный оруженосцами, начальниками, слугами и множествомъ людей, возсѣлъ на судѣ, Помпиніанъ, скриніарій [8] большого чина, сказалъ ему:

— «Вотъ юноша изъ города Апамеи, присланный къ твоему величеству, предстоитъ предъ свѣтлымъ судомъ твоей власти».

Акилинъ сказалъ:

— «Предстоящій пусть скажетъ намъ свое имя и отечество и фортуну.

Святый отвѣчалъ:

— «Имя мое — Трифонъ, отечество мое — селеніе Кампсада, близъ города Апамійска, фортуны же мы не признаемъ, ибо вѣруемъ, что все совершается по Божію промыслу и неизреченною Его мудростію, а не фортуною, и не зависитъ ни отъ теченія звѣзды, ни отъ случая, какъ вѣруете вы. Въ жизни я руковожусь свободною своею волею, служа единому только Христу. Христосъ — вѣра моя, Христосъ — похвала моя, и вѣнецъ славы моея».

Епархъ на это сказалъ святому:

— «Вѣроятно, ты до нынѣшняго дня вовсе не слыхалъ о царскомъ повелѣніи, по которому всякій, кто называетъ себя христіаниномъ и не покланяется богамъ, долженъ умереть злою смертью; итакъ, образумься и оставь свою льстивую вѣру, чтобы не быть вверженнымъ въ огонь».

Но Трифонъ воскликнулъ:

— «О, если бы мнѣ сподобиться чрезъ огонь и всѣ муки получить кончину за имя Іисуса Христа, Господа моего и Бога!»

Епархъ продолжалъ:

Трифонъ, совѣтую тебѣ принести жертву богамъ, ибо вижу, что ты, хотя и молодъ тѣломъ, но имѣешь совершенный разумъ, и я не желаю, чтобы ты умеръ злою смертію!»

— «Я тогда буду имѣть совершенный разумъ, — отвѣчалъ святый, — когда принесу Богу моему совершенное исповѣданіе, и если сохраню неизмѣнною, какъ многоцѣнное сокровище, благочестивую вѣру въ Него, и сдѣлаюсь жертвою Тому, Кто Самъ принесъ Себя въ жертву ради меня».

Тогда епархъ, угрожая святому, съ гнѣвомъ вскричалъ:

— «Огню предамъ твое тѣло, душу же твою укрощу самыми лютыми казнями».

— «Ты угрожаешь мнѣ огнемъ, угасающимъ, — отвѣчалъ Трифонъ, — послѣ котораго остается только пепелъ, я же вамъ, невѣрующимъ, угрожаю огнемъ вѣчнымъ, неугасающимъ: оставь суетную вѣру твою и познай истиннаго Бога, чтобы не раскаяться тебѣ послѣ, когда впадешь въ огонь вѣчный».

Но Акилинъ, воспламенившись сильнѣйшимъ гнѣвомъ, повелѣлъ бить святаго, повѣсивъ его на деревѣ. Услыхавъ это приказаніе, Трифонъ самъ тотчасъ снялъ съ себя одежды и съ радостью отдалъ тѣло свое палачамъ на истязаніе. Палачи, повѣсивъ его на деревѣ, со связанными сзади руками, жестоко истязали его въ теченіе трехъ часовъ. Но святый мужественно терпѣлъ мученія, ни одного крика, н одного стона не издавъ за все время, пока его били. Когда кончили истязать его, Акилинъ снова обратился къ нему съ увѣщаніемъ:

— «Одумайся, Трифонъ, оставь свое безуміе, обѣщай поклониться богамъ, ибо никто изъ нежелающихъ повиноваться царскому повелѣнію не можетъ избѣжать ужасной смерти».

Святый дерзновенно отвѣчалъ:

— «И я тебѣ говорю, что никто, отвергающійся небеснаго Царя Христа, не можетъ наслѣдовать жизнь вѣчную, но будетъ посланъ въ огонь вѣчный, никогда не угасающій».

Епархъ на это сказалъ:

— «Нѣтъ другого царя небеснаго, кромѣ Зевса, сына Сатурнова [9], онъ есть отецъ и боговъ и людей, и если кто ему не кланяется, тотъ не можетъ оставаться въ живыхъ; поклонись и ты ему, если хочешь наслаждаться сладостію сей жизни».

Тогда святый, желая просвѣтить язычника свѣтомъ истины и изобличить всю мерзость язычества, сказалъ Акилину:

— «Пусть будутъ подобны твоему богу Зевсу всѣ покланяющіеся ему и надѣющіеся на него; а о немъ повѣствуется, что онъ былъ первымъ пребеззаконнымъ волхвомъ и пагубнымъ чародѣемъ, отцемъ всякаго нечестія и безбожія, по смерти котораго люди, желавшіе слѣдовать его злымъ дѣламъ, устроили ему золотыхъ и серебряныхъ идоловъ, назвавъ его богомъ; и сдѣлали это затѣмъ, чтобы имѣть оправданіе и для себя самихъ въ своей нечистотѣ и беззаконіи, дабы никто не укорялъ ихъ въ постыдныхъ дѣлахъ, потому что и богъ ихъ былъ таковъ же; подобнымъ образомъ и другіе мерзкіе и всезлобные люди были возведены на степень боговъ своими подражателями [10]; вы же, вѣруя въ эти древнія нечестивыя преданія и ложныя басни, покланяетесь бездушнымъ и нѣмымъ идоламъ, забывая о Богѣ живомъ, Который небо утвердилъ, землю основалъ на водахъ, и излилъ воздухъ; Богъ, создавшій каждую тварь и давшій ей видимый образъ, господиномъ надъ всѣмъ поставилъ человѣка, созданнаго послѣ; но человѣкъ, по зависти діавольской, прельщенный лукавымъ зміемъ [11], впалъ въ бесчисленныя бѣдствія; тогда Богъ-Слово, умилосердившись надъ нимъ, по Своему изволенію, Самъ благоволилъ воплотиться, и явился въ подобіи человѣческомъ, умеръ на крестѣ, былъ погребенъ, въ третій день воскресъ, восшелъ на небеса и сидитъ одесную Бога Отца, пока не познаетъ Его все созданіе; тогда Онъ опять придетъ съ силою и славою великою, и воздастъ каждому по дѣламъ его. Онъ есть Богъ боговъ и Царь царей, и Судія живыхъ и мертвыхъ; а почитаемые вами боги послужатъ на возженіе огня вѣчнаго со всѣми покланяющимся имъ».

Послѣ этого епархъ Аквилинъ, собравшись на охоту, велѣлъ захватить и святаго Трифона, приказавъ привязать его къ коню и вести за собою. Большія мученія пришлось выносить святому: пальцы ногъ его отрывались, потому что, при ужасномъ морозѣ, ноги его были босы, а конь наступалъ и давилъ ихъ своими ногами, — и ступни его растрескались, но мученикъ, вперивъ духовный взоръ къ Богу и пламенѣя любовію къ Нему, ни во что ставилъ эти мученія, и пѣлъ слова Давида: соверши стопы моя во стезяхъ твоихъ, да не подвижутся стопы моя [12], и другія: стопы моя направи (Господи) по словеси Твоему, и да не обладаетъ мною всякое беззаконіе [13], повторяя вмѣстѣ съ тѣмъ и слова святаго первомученика архидіакона Стефана [14].

— «Господи, не вмѣни имъ грѣха сего».

Возвратившись послѣ охоты, епархъ призвалъ къ себѣ мученика и сказалъ ему:

— «Теперь, несчастный, не надумалъ ли ты благоразумно принести жертвы богамъ, или остаешься въ своемъ прежнемъ безуміи?»

Святый отвѣчалъ:

— «Ты самъ, ослѣпленный діаволомъ, преисполненъ безумія и невѣжества, потому что не можешь познать Создателя всѣхъ и поклониться Ему; а я остаюсь премудрымъ, не отступая отъ спасающей меня истины».

Епархъ велѣлъ отвести святаго въ темницу; а самъ отправился въ ближайшіе предѣлы страны, гдѣ и оставался нѣкоторое время.

По прибытіи обратно въ Никею, епархъ, явившись въ судилище, снова вызвалъ Трифона и сказалъ ему:

— «Не научило ли тебя продолжительное пребываніе въ узахъ повиноваться царскому повелѣнію и обратиться къ богамъ?»

— «Богъ мой и Господь Іисусъ Христосъ, — отвѣчалъ святый, — Которому я служу чистымъ умомъ, поучая, наставилъ меня и утвердилъ меня, дабы я могъ неизмѣнно и непоколебимо сохранить вѣру въ Него: посему Ему, Единому истинному Царю и Богу, я повинуюсь, и къ Нему прибѣгаю, твою же и царскую гордость я презираю, а отъ почитаемыхъ вами боговъ отвращаюсь».

Епархъ, сильно озлобясь, вскричалъ слугамъ:

— «Вбейте острые гвозди въ ноги его, и, водя по городу, бейте его».

Слуги тотчасъ исполнили приказаніе мучителя. Святаго стали водить, или, лучше сказать, влачить по городу, подвергая истязаніямъ, и онъ переносилъ ужасныя страданія — какъ отъ вбитыхъ въ ноги гвоздей, такъ и отъ сильнаго мороза, по случаю суровой зимы. Но великій страдалецъ, имѣя предъ духовнымъ взоромъ своимъ Христа, и взирая на будущія воздаянія, все переносилъ съ великимъ терпѣніемъ и радостію; когда же онъ опять былъ приведенъ къ епарху, мучитель, удивляясь такому терпѣнію святаго, съ великою досадою сказалъ ему:

— «До какихъ же поръ, Трифонъ, ты будешь нечувствителенъ къ мукамъ, и когда же ты почувствуешь всю ужасную боль мученій?»

Святый отвѣчалъ:

— «Когда же и ты познаешь силу Христову, во мнѣ пребывающую; когда ты перестанешь, окаянный, искушать Святаго Духа?»

Тогда, пылая сильнѣйшей злобою, мучитель велѣлъ снова повѣсить его на деревѣ и нещадно бить желѣзомъ, а бока опалять горящими свѣчами. Все это слуги исполнили съ великимъ стараніемъ; но внезапно свѣтъ небесный осіялъ святаго, а на главу его спустился съ неба прекрасный вѣнецъ; пораженные этимъ видѣніемъ мучители отъ страха пали на землю. Святый же Трифонъ, ощутивъ въ себѣ пришедшую свыше помощь, исполнился радости и веселія и, молясь, говорилъ:

— «Благодарю Тебя, Господи, за то, что Ты не оставилъ меня безъ помощи въ рукахъ враговъ моихъ, но защитилъ меня въ день брани и далъ мнѣ спасеніе, и рука Твоя поддержала меня. И нынѣ молюсь Тебѣ, Господи, не оставляй меня, утверждая и защищая меня, и сподоби меня безпреткновенно совершить подвигъ этотъ, дабы сподобиться получить вѣнецъ правды со всѣми возлюбившими имя Твое святое, ибо Ты одинъ препрославленъ во вѣки. Аминь.

Послѣ этого мучитель, приказавъ развязать связаннаго святаго и призвавъ его къ себѣ, началъ съ ласкою увѣщевать его, говоря:

— «Трифонъ, принеси жертву великому Зевсу и поклонись царскому изображенію, и я отпущу тебя».

Но Трифонъ, съ улыбкою, отвѣчалъ:

— «Если я самому царю оказалъ презрѣніе и его нечестивыми повелѣніями пренебрегъ, то неужели я поклонюсь его бездушному изображенію? Этого не будетъ. О Зевсѣ же и другихъ ложныхъ богахъ ты спроси своихъ же мудрецовъ, которые скажутъ тебѣ о томъ, какія сочиняются басни объ этихъ богахъ для покрытія ихъ гнусныхъ дѣлъ, прилагая наименовнія ихъ къ другимъ вещамъ, назвавъ небо — Зевсомъ, воздухъ — Герою, землю — Церерой, море — Посейдономъ, солнце — Аполлономъ, луну — Діаною [15]. Эти же баснотворцы именами боговъ вашихъ назвали также различные дурные обычаи и страсти человѣческія, измысливъ бога гнѣва и войны — Марса, а блудную страсть названъ Венерою [16]. И вотъ вы, оставивъ Создателя всѣхъ Бога, наполнили безумно всю вселенную идолами и тварь предпочли Творцу: и не только сами, будучи лишены здраваго разума и совратившись съ истиннаго пути, стремглавъ падаете въ душепагубную пропасть, но и насъ стараетесь увлечь туда же, чтобы сдѣлаться участниками вашей погибели, но, льстецы, вы не будете имѣть никакого успѣха! Ибо вы никогда не будете въ силахъ совратить съ истиннаго пути и склонить къ вашимъ идоламъ надѣющихся на истиннаго и живаго Бога».

Выслушавъ эти слова, Акилинъ удивился такому дерзновенію святаго и, разгнѣвавшись, приказалъ бить его безъ всякаго милосердія; воины, взявъ святаго, истязали его въ теченіе многихъ часовъ самымъ жестокимъ образомъ.

Наконецъ, мучитель, видя, что не можетъ поколебать непоколебимаго столпа вѣры и отвратить его отъ Христа, сдѣлалъ о немъ слѣдующій окончательный приговоръ:

— «Трифонъ Апамейскій, противящійся царскому повелѣнію и, послѣ многоразличныхъ мукъ, не пожелавшій принести жертвы богамъ, долженъ быть казненъ чрезъ усѣкновеніе главы».

И тотчасъ воины, взявъ мученика, вывели его изъ города на мѣсто усѣкновенія. Святый же Трифонъ, ставъ лицомъ къ востоку, обратился къ Богу съ такою молитвою:

— «Господи Боже, Царь царствующихъ, святѣйшій паче всѣхъ святыхъ! Благодарю Тебя за то, что Ты сподобилъ меня совершить сей подвигъ безъ преткновенія. И нынѣ молюсь Тебѣ: не допусти коснуться меня уловляющей рукѣ лукаваго невидимаго врага, дабы онъ не свелъ меня во глубину погибели, но введи меня въ возлюбленныя селенія вмѣстѣ со святыми ангелами Твоими, и содѣлай меня наслѣдникомъ Твоего вожделѣннаго царствія; пріими въ мирѣ душу мою, всѣхъ же, которые будутъ воспоминать имя раба Твоего, и въ память мою святыя жертвы Тебѣ принесутъ, услышь съ высоты святыни Твоея; и призри на нихъ отъ святаго жилища Твоего, подавая имъ обильныя и нетлѣнныя дарованія, ибо Ты одинъ благій и щедрый податель во вѣки вѣковъ».

Такъ молился святый. И вотъ еще воины не успѣли усѣкнуть его главы, какъ Господь взялъ его душу; честное же тѣло Трифона осталось мертвымъ на землѣ. Находившіеся въ Никеѣ христіане обвили его чистыми плащаницами и умастили ароматами, намѣреваясь погребсти его у себя въ защищеніе своему городу. Но святый, явившись имъ въ видѣніи, велѣлъ перенести мощи его въ селеніе Кампсаду, мѣсто родины его, — и повелѣніе его было исполнено [17].

Такъ святый Трифонъ, отъ юности посвященный Богу, приведшій множество людей ко Христу, и исцѣлившій многихъ изъ нихъ отъ болѣзней, послѣ великихъ мученій, принятыхъ за истину, увѣнчанъ нетлѣннымъ вѣнцомъ отъ Отца, и Сына, и Святаго Духа, Единаго въ Троицѣ Бога, Которому слава во вѣки. Аминь.

Тропарь мученика, гласъ 4-й:

Мученикъ Твой Господи, Трифонъ, во страданіи своемъ вѣнецъ пріятъ нетлѣнный отъ Тебе Бога нашего: имѣяй бо крѣпость Твою, мучителей низложи, сокруши и демоновъ номощныя дерзости. Того молитвами спаси душы наша.

Кондакъ, гласъ 8-й:

Троическою твердостію многобожіе разрушилъ еси отъ конецъ, всеславне, честенъ во Христѣ бывъ, и побѣдивъ мучители во Христѣ Спасителѣ, вѣнецъ пріялъ еси мученичества твоего, и дарованія Божественныхъ исцѣленій, яко непобѣдимъ.

Примѣчанія:
[1] Фригія — одна изъ большихъ областей Малой Азіи. Апамея — самый значительный городъ Фригіи, съ оживленною торговлей.
[2] По греческимъ евхологіямъ, однажды молитвою святаго Трифона спасены были отъ голода жители Кампсады, гдѣ появившіеся вредные гады и насѣкомыя поѣдали хлѣбные злаки, древесные листья и всякую зелень.
[3] Великія Минеи-Четіи составлены московскимъ митрополитомъ Макаріемъ въ XVI столѣтіи.
[4] Гордіанъ царствовалъ отъ 238 г. до 244 г.
[5] Филиппъ (Аравитянинъ) царствовалъ съ 244 по 249 г.
[6] Декій царствовалъ съ 249 по 251 г.
[7] Никея (нынѣ Исникъ) — въ древности богатый и цвѣтущій городъ Виѳиніи (въ Малой Азіи), нынѣ весьма бѣдный и малонаселенный. Въ семъ городѣ происходили I и VII Вселенскіе соборы.
[8] Скриніарій — придворный казнохранитель, имѣвшій большую силу при епархѣ (правителѣ области), почему ему оказывалось особенное царское довѣріе и поручались разныя отвѣтственныя должности.
[9] Зевсъ (или Юпитеръ) — греко-римскій богъ.
[10] Вообще боги грековъ и римлянъ, по ихъ вѣрованію, отличались тѣми же страстями и преступными наклонностями, какъ и люди.
[11] Быт. гл. 3.
[12] Псаломъ 16, ст. 5.
[13] Псаломъ 118, ст. 133.
[14] Кн. Дѣяній Апостол. гл. 7, ст. 60. — Память святаго первомученика архидіакона Стефана, побитаго вамнями отъ евреевъ, празднуется Церковію декабря 27 дня.
[15] Гера (Юнона) почиталась древними греками и римлянами сестрой и женой Зевса, наиболѣе почитаемой между богинями; считалась богиней земли, покровительницей брака и родовъ. Церера (или Деметра) — римская и греческая богиня земли и плодородія. Посейдонъ (Нептунъ) почитался братомъ Зевса и полновластнымъ повелителемъ морей, рѣкъ и всѣхъ источниковъ и водовмѣстилищъ. Аполлонъ (Фебъ) — одинъ изъ наиболѣе почитаемыхъ древними греками и римлянами языческихъ боговъ, считавшійся богомъ солнца и умственнаго просвѣщенія, а также охранителемъ закона. Діана (Артемида) — извѣстная языческая богиня у грековъ и римлянъ, пользовавшаяся особымъ поклоненіемъ у нихъ; Діана считалась богиней луны и изображалась прекрасной, свѣтлой дѣвой-охотницей.
[16] Марсъ (или Арей) — греко-римскій богъ войны. Венера — греко-римская богиня красоты и любви. Празднества въ честь ея сопровождались проявленіями крайней разнузданности и разврата.
[17] Часть мощей святаго Трифона хранится въ Москвѣ, въ церкви его имени, его въ Напрудной.

Источникъ: М. В. Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста. Выпускъ восемнадцатый. [1972 г.] — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1972. — С. 14-22.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.