Церковный календарь
Новости


2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 16-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 15-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (26-30) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (21-25) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-04 / russportal
Прот. М. Хитровъ. Слово на Введеніе во храмъ Пресв. Богородицы (1898)
2018-12-04 / russportal
Слово въ день Введенія во храмъ Пресвятой Богородицы (1866)
2018-12-03 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 124-й (1899)
2018-12-03 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 123-й (1899)
2018-12-03 / russportal
Прот. Михаилъ. Бесѣды св. Василія Великаго и прав. Іоанна Кронштадтскаго (1976)
2018-12-03 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Жизнь въ Церкви - жизнь въ благодати (1976)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 10 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.

Духовные писатели Русскаго Зарубежья

Монахиня Варвара (Суханова) († 1972 г.).

Монахиня Варвара (въ мірѣ Вѣра Суханова) († 1972), духовная писательница, вѣрное чадо РПЦЗ. Родилась въ 1896 г. въ купеческой семьѣ. Во время Первой міровой и Гражданской войнъ служила сестрой милосердія. Съ послѣдними частями Бѣлой Арміи оставила Россію. Работала учительницей въ русской гимназіи въ Панчевѣ (Сербія). Въ 1929 г. поступила послушницей въ Лѣснинскую женскую обитель въ Хопово (Сербія). Несла самыя разныя послушанія: была клиросной, занималась съ дѣтьми Хоповскаго пріюта, писала иконы. Въ 1932 г. была пострижена въ монашество. Въ 1950 г. вмѣстѣ съ другими сестрами обители переселилась изъ Югославіи во Францію. Мать Варвара много писала. Ея статьи и разсказы появлялись еще въ «Православной Карпатской Руси» (впослѣдствіи «Православная Русь») и въ приложеніи «Дѣтство во Христѣ», когда Братство преп. Іова Почаевскаго находилось еще на Карпатахъ, во Владиміровой. Составила около четырехсотъ «Житій святыхъ для дѣтскаго и юношескаго возраста», которыя подъ иниціалами «М. В.» (Монахиня Варвара) вначалѣ публиковались въ журналѣ «Православная жизнь», а затѣмъ отдѣльными выпусками издавались въ Свято-Троицкомъ монастырѣ въ Джорданвиллѣ (всего было напечатано двадцать такихъ сборниковъ). М. Варвара мирно скончалась послѣ продолжительной болѣзни 27 ноября (10 декабря) 1972 г. въ Лѣснинскомъ монастырѣ (Провемонъ, Франція).

Сочиненія мон. Варвары (Сухановой)

М. В.
Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста.
Выпускъ восемнадцатый. [1972 г.]

Житіе святаго отца нашего Арсенія, епископа Тверскаго.
Память 2-го марта. Отошелъ ко Господу въ 1409 году.

Святой Арсеній родился въ Твери отъ благочестивыхъ, благородныхъ и зажиточныхъ родителей. Ни годъ его рожденія, ни имена родителей неизвѣстны.

Испросивъ у Бога себѣ сына, отецъ и мать блаженнаго всего болѣе заботились о томъ, чтобы насадить въ средцѣ его страхъ Божій. Родители святого отрока отдали для обученія грамотѣ сына своего любимаго, который былъ всегда имъ послушенъ, любилъ молиться, былъ тихъ, задумчивъ и кротокъ. Съ Божіей помощію святой отрокъ прекрасно учился, былъ прилежнѣе, способнѣе своихъ сверстниковъ. Арсеній поражалъ своихъ родителей недѣтскою мудростію. Живя въ богатствѣ, онъ скоро понялъ всю ничтожность земныхъ благъ. Рано онъ сталъ задумываться какъ бы лучше угодить Богу, какъ спасти свою душу. Рано остался св. Арсеній круглымъ сиротою. Передъ кончиной отецъ и мать блаженнаго юноши заповѣдали ему ревностно соблюдать вѣру православную, хранить заповѣди Господни. Родители оставили ему богатое наслѣдство. Предавъ погребенію своихъ родителей, святой юноша еще чаще сталъ помышлять о спасеніи своей души. Онъ думалъ: «Знаю, что я пришлецъ и странникъ на землѣ. Кратка и недолговременна жизнь здѣсь, а будущая жизнь безконечна. Большое имѣніе оставили мнѣ родители, но душа моя не радуется о томъ. Вѣдь сказано въ Писаніи: Какая польза человѣку, если онъ пріобрѣтетъ весь міръ, а душѣ своей повредитъ? Или какой выкупъ дастъ человѣкъ за душу свою? (Матѳ. 16, 26).

Размышляя такъ, св. юноша сталъ раздавать свое имѣніе бѣднымъ: одѣвалъ нагихъ, посѣщалъ больныхъ, помогалъ вдовамъ и сиротамъ, заступался за обиженныхъ. Но завистникъ рода человѣческаго, видя благочестивую жизнь св. юноши, возсталъ на него черезъ родственниковъ блаженнаго. Сатана вложилъ нѣкоторымъ родственникамъ святого мысль, что юноша нехорошо дѣлаетъ, щедро раздавая родительское имущество. Они стали уговаривать св. юношу вступить въ бракъ. Когда блаженный не внималъ ихъ совѣтамъ, то родственники поносили, укоряли его, говоря: «Святоша какой! Разоритель дома родительскаго! Бездѣльникъ!» Но святой не обращалъ вниманія на поношенія, онѣ не смущали его. Святой твердо рѣшилъ разстаться съ міромъ. Онъ отпустилъ на волю всѣхъ своихъ рабовъ, надѣливъ ихъ щедро, раздалъ нищимъ всѣ свои деньги и молилъ Господа указать ему путь. Одною ночью во время сна святой услышалъ нѣкій голосъ, повелѣвавшій ему направиться въ Кіево-Печерскую обитель. Проснувшись, юный подвижникъ тайно оставилъ родной домъ и пошелъ въ Кіевъ.

Придя въ Кіево-Печерскую обитель, святой упалъ на колѣна предъ настоятелемъ и просилъ его: «Помилуй меня, отче, помилуй грѣшнаго! Не удаляй меня изъ святой обители! Вспомни, что и Христосъ не отвергаетъ кающихся грѣшниковъ!» Такъ усердно просилъ юный подвижникъ игумена обители Печерской. Игуменъ удивился и спросилъ его: «Почему, чадо, ты такъ сокрушаешься о грѣхахъ своихъ? Вѣдь ты еще очень молодъ!» — «Я — великій грѣшникъ», отвѣчалъ святой юноша, «вѣдь нѣтъ человѣка, кто бы не согрѣшилъ, если даже онъ прожилъ всего одинъ день. Помилуй меня, отче, и не отгоняй отъ святой обители! Знаю, что и мнѣ нѣкогда предстоитъ явиться на страшное судилище Христово, — какой отвѣтъ я дамъ тогда нелицепріятному Судіи?» Удивился игуменъ отвѣту юноши. Онъ прозрѣлъ духовными очами, что на отрокѣ почиваетъ особенная благодать Божія. Но видя, что Арсеній еще очень молодъ, игуменъ Печерскій сказалъ ему: — «Трудна жизнь иноческая, много въ ней лишеній и скообей. Не легко тебѣ будетъ въ такихъ молодыхъ годахъ переносить всѣ подвиги монашескіе. Но много путей указалъ Господь для спасенія людей. Избери себѣ путь болѣе легкій».

— «Не страшусь я трудовъ иноческихъ, — отвѣчалъ святой, сладки и пріятны они для меня. Объ одномъ прошу тебя: сдѣлай меня послѣднимъ рабомъ въ святой обители. Я съ благодарностію буду все исполнять. Богъ да будетъ моимъ Покровителемъ и да помогутъ мнѣ твои святыя молитвы. Твердо помню я слова Святого Писанія: «Никто, возложившій руку свою на плугъ и озирающійся назадъ, не благонадеженъ для Царствія Божія» (Лук. 9, 62). Только пріими меня, отче!»

Удивленный благочестіемъ блаженнаго юноши, игуменъ принялъ св. Арсенія въ монастырь и облекъ его въ иноческое одѣяніе. Новоначальный инокъ былъ отданъ для руководства добродѣтельному, мудрому старцу, опытному въ духовныхъ подвигахъ.

Много подвижниковъ, какъ яркія звѣзды сіяли въ то время въ Кіево-Печерской обители. Добрый примѣръ показывали они святому юношѣ. Одинъ отличался твердой вѣрой, другой — на Единаго Господа возлагалъ все свое упованіе; тотъ процвѣталъ безмолвіемъ и послушаніемъ, иной велъ побѣдоносную брань со своей плотію и покорялъ ее духу. Святой Арсеній видѣлъ эти подвиги благочестія и началъ подражать каждому изъ нихъ, стараясь не оставлять ни одного добраго примѣра. Съ величайшимъ смиреніемъ блаженный исполнялъ всѣ повелѣнія своего игумена и другихъ иноковъ. Онъ непрестанно работалъ, не пропускалъ ни одной Божественной службы, довольствовался самой скудной пищей, лишь на самое короткое время забывался сномъ.

Въ Печерской обители было принято, чтобы всякій инокъ проходилъ всѣ степени послушанія, начиная съ самыхъ низшихъ до болѣе высокихъ. Подобно прочимъ и св. Арсеній исполнялъ всѣ послушанія и проходилъ онъ ихъ съ великою ревностію. День и ночь трудился, не оставляя рукъ своихъ въ праздностй ни на одинъ часъ. Святой смиренно готовилъ пищу для братьевъ, кололъ дрова и носилъ воду. Никогда никто не слыхалъ отъ него празднаго слова или ропотнаго. Блаженный такъ украсилъ себя добродѣтелями, что былъ выше всѣхъ иноковъ въ обители. Братья удивлялись его усерднымъ трудамъ и незлобію.

Въ Кіевѣ тогда проживалъ св. Кипріанъ, будущій святитель Московскій [1]. Увидѣвъ, что Арсеній отличается острымъ разумомъ и преуспѣваетъ въ добродѣтеляхъ, онъ приблизилъ его къ себѣ и полюбилъ молодого инока, часто бесѣдовалъ съ нимъ, наставляя его въ заповѣдяхъ Божіихъ. Когда святой Кипріанъ занялъ престолъ Московской митрополіи, онъ не пожелалъ разлучаться со святымъ Арсеніемъ. Святитель взялъ его съ собою въ Москву, поставилъ въ архидіаконы и поручилъ ему завѣдывать письмоводствомъ (т. е. сдѣлалъ его своимъ секретаремъ). Сначала св. Арсеній просилъ владыку не налагать на него бремени, говорилъ, что хотѣлъ бы въ тишинѣ молиться и подвизаться во иноческихъ добродѣтеляхъ. Но св. Кипріанъ убѣдилъ блаженнаго смиренно принять на себя новое послушаніе. Блаженный только умолялъ не возводить его на высшія степени священстѣа.

Между тѣмъ на родинѣ блаженнаго Арсенія въ Твери возникли нестроенія. Тверской епископъ Евѳимій внесъ немалое смущеніе въ свою паству; отличаясь неуступчивымъ характеромъ, вступался онъ въ мірскія дѣла. Онъ не имѣлъ христіанскаго смиренія, отличался великою гордостію и тщеславнымъ высокоуміемъ. Своимъ поведеніемъ епископъ вооружилъ противъ себя великаго князя Тверскаго Михаила, духовенство, бояръ и простыхъ мірянъ.

Великій князь Михаилъ Александровичъ [2], видя, что раздоръ умножается, отправилъ въ Москву посольство и звалъ митрополита Кипріана пріѣхалъ въ Тверь, чтобы разсудить дѣло. Святой митрополитъ Кипріанъ отпраѣился въ Тверь, пригласивъ съ собою двухъ греческихъ митрополитовъ — Михаила и Никандра, святого Стефана, епископа Пермскаго, епископа Смоленскаго Михаила, взялъ святого Арсенія, многихъ архимандритовъ и игуменовъ.

Когда освященный соборъ приближался къ Твери, самъ князь Михаилъ Александровичъ со множествомъ народа вышелъ ему навстрѣчу и съ честію принялъ прибывшихъ. Лишь только Кипріанъ съ прочими отцами достигъ города, тотчасъ же отправился въ церковь во имя честнаго и славнаго Преображенія, совершилъ здѣсь сначала молебенъ, потомъ Божественную Литургію и преподалъ всѣмъ свое благословеніе.

Четыре дня спустя митрополитъ со всѣмъ освященнымъ соборомъ разбиралъ дѣло Тверского епископа. Евѳимій сначала защиіцался. Но отцы собора обличили его неправыя дѣянія: его лишили сана и послали на заточеніе въ Московскій Чудовъ монастырь.

Уже давно въ Твери знали о добродѣтельной жизни Св. Арсенія. Теперь же князь Михаилъ Александровичъ просилъ митрополита поставить его епископомъ въ свой городъ. «Я думаю, что Арсеній можетъ утвердить миръ и тишину въ нашемъ городѣ, — говорилъ князь митрополиту. Другого мужа, болѣе добродѣтельнаго и болѣе достойнаго, я не знаю. Къ тому же онъ и родился здѣсь. Не только я, но многіе граждане знаютъ Арсенія и его благочестивыхъ родителей». Преосвященный Кипріанъ одобрилъ намѣреніе князя и призвалъ Арсенія. Когда святой услышалъ о желаніи князя, онъ рѣшительно отказался, говоря: «Простите мнѣ, господа мои, я человѣкъ грѣшный и недостоинъ такого сана. Призываю Господа во свидѣтели, что я никогда не имѣлъ и теперь не имѣю другого желанія, кромѣ того, чтобы въ уединеніи оплакивать свои грѣхи. Посему я и раньше отказался отъ сана пресвитерскаго; объ епископствѣ же мнѣ грѣшно и помыслить.» Долго еще отказывался святой, но наконецъ князь и митрополитъ сказали ему: «Если не хочешь повиноваться нашей волѣ, то мы съ освященнымъ соборомъ имѣемъ власть наложить на тебя запрещеніе». Святой Арсеній не могъ больше противиться и далъ свое согласіе. Но боялся святой толикаго бремени управленія, боялся раздоровъ и мятежей, которые не успѣли утихнуть въ Твери послѣ удаленія епископа Евѳимія, и всей душой желалъ подвизаться наединѣ. Потому, спустя нѣкоторое время, святой Арсеній вторично обратился съ просьбой къ митрополиту Кипріану, чтобы онъ снялъ съ него столь тяжелое бремя. Но митрополитъ ободрилъ святого и снова уговорилъ его. Видя въ этомъ промыслъ Божій, св. Арсеній покорился волѣ митрополита и 15 августа 1390 года былъ рукоположенъ во епископа Тверскаго.

Вступивъ на архипастырскій престолъ св. Арсеній болѣе всего старался утвердить миръ и согласіе въ своемъ духовномъ стадѣ, истребить мятежъ. Ревностно проповѣдывалъ блаженный слово Божіе. Всѣхъ, кто приходилъ къ нему, св. Андрей поучалъ, какъ чадолюбивый отецъ. Въ храмѣ Божіемъ назидалъ свою паству, какъ заботливый пастырь и своими словами привлекалъ къ себѣ всѣхъ. Граждане тверскіе съ великимъ усердіемъ стремились слушать своего мудраго, добраго пастыря. Въ самой своей жизни св. Арсеній подавалъ всѣмъ добрый примѣръ. Со вступленіемъ на престолъ онъ сталъ вести еще болѣе суровую и строгую жизнь. Онъ совершенно подчинилъ свою плоть духу. Всѣ удивлялись чистотѣ его жизни и непрестанному бдѣнію. Строгій къ самому себѣ, онъ кротко обращался съ другими и былъ милостивъ къ бѣднымъ: защищалъ притѣсняемыхъ, раздавалъ одѣянія и пищу неимущимъ, выкупалъ рабовъ и плѣнныхъ. Слава о его добродѣтельной жизни далеко распространялась повсюду; многіе приходили издалека, прося его молитвъ и благословенія.

За свою высокую жизнь святой удостоился воспріять отъ Господа даръ чудотвореній. Много народа стекалось къ нему. Всѣ болящіе обращались къ нему и, по милости Божіей, святой епископъ подавалъ исцѣленія. На однихъ больныхъ возлагалъ руки, надъ другими читалъ молитвы, иныхъ благословлялъ и окроплялъ святою водою или помазывалъ елеемъ — всѣхъ онъ исцѣлялъ усердной молитвой ко Господу. Находясь въ Твери, Арсеній не забывалъ и обители Печерской, гдѣ положилъ начало своимъ иноческимъ трудамъ и постоянно памятовалъ о святой жизни ея основателей — о преподобныхъ Антоніи и Ѳеодосіи. Святитель задумалъ основать свой монастырь, напоминающій ему Печерскій, и желалъ, чтобы въ немъ было положено его тѣло. О своемъ намѣреніи св. Арсеній сказалъ князю Тверскому. Князь Михаилъ Александровичъ похвалилъ доброе желаніе святителя и самъ обѣщалъ помогать ему во время постройки монастыря, снабдить его земельными угодьями, необходимыми для содержанія обители.

Святитель избралъ на рѣкѣ Тмакѣ, въ четырехъ верстахъ отъ Твери, одно мѣсто [3], которое ему очень понравилось. Призвавъ Божіе благословеніе, онъ повелѣлъ построить здѣсь деревянную церковь во имя преподобныхъ Антонія и Ѳеодосія Печерскихъ. Устроивъ келліи, святой собралъ братію, поставилъ имъ игумена. Это произошло въ 1394 году. Спустя десять лѣтъ, святитель заложилъ въ монастырѣ каменный храмъ и освятилъ его во имя Пречистой Богоматери, честнаго и славнаго Ея Успенія, конечно имѣя въ памяти Успенскій храмъ Печерскаго монастыря. Церковь была освящена 30 августа 1405 года. Храмъ былъ благолѣпно украшенъ и расписанъ дивными иконами. Великій князь Тверской исполнилъ свое обѣщаніе, — пожертвовалъ монастырю нѣсколько вотчинъ. Святитель часто пріѣзжалъ въ свой монастырь и принималъ участіе въ трудахъ братіи, являя всѣмъ примѣръ монашеской жизни. Святой не искалъ среди братьевъ чести и славы, но въ обители, устроенной имъ самимъ, желалъ быть простымъ инокомъ. Великій подвижникъ наставлялъ и просвѣщалъ всю братію. Какъ мѣсяцъ сіяетъ между звѣздами, такъ и святый Арсеній блисталъ своимъ благочестіемъ среди своей обители. Успенскій монастырь [4] святитель желалъ сдѣлать мѣстомъ своего упокоенія. Святой своими руками высѣкъ себѣ здѣсь изъ бѣлаго камня гробницу, а изъ другого — крышку къ ней.

Желая, чтобы иноки новой обители всегда назидались подвигами Печерскихъ отцовъ, св. Арсеній повелѣлъ списать древній Печерскій Патерикъ, — книгу, въ которой изложены были подвиги и великіе труды Кіево-Печерскихъ подвижниковъ [5]. Отсюда видно, что святитель старался и дѣломъ, и словомъ, и назидательными писаніями просвѣщать и поучать свою паству.

Немало церквей Божіихъ построилъ святитель въ самомъ городѣ и въ его окрестностяхъ. Онъ же возобновилъ и главный Спасо-Преображенскій соборъ въ Твери. Князь Михаилъ Александровичъ искренно уважалъ и любилъ достойнаго пастыря. Онъ часто бесѣдовалъ со святымъ Арсеніемъ и получалъ немалую душевную пользу отъ этихъ бесѣдъ. Кроткія слова смиреннаго, тихаго святителя дышали благодатію и глубоко западали въ сердце князя. Наставляемый св. Арсеніемъ, великій князь строилъ храмы Божіи, творилъ дѣла милосердія, помогалъ неимущимъ въ своемъ княжествѣ и даже посылалъ милостыню въ Царьградъ. Чувствуя приближеніе своей кончины, князь изъявилъ желаніе воспринять иноческій образъ. Святой Арсеній одобрилъ его благое намѣреніе, постригъ князя, причемъ нарекъ его во иночествѣ Матѳеемъ. Вскорѣ послѣ того, напутствуемый святителемъ, инокъ-князь отошелъ изъ этой временной жизни.

Любя миръ, св. Арсеній старался всегда примирять враждовавшихъ. Въ то время часто происходили раздоры между князьями, и святитель всегда старался положить конецъ княжескимъ распрямъ. Съ Божіей помощью ему удалось въ 1403 году примирить Тверского князя Іоанна Михайловича съ братомъ его, Кашинскимъ княземъ Василіемъ Михайловичемъ, котораго Тверской князь обидѣлъ. Но спустя нѣкоторое время вражда между князьями-братьями снова возгорѣлась. Тогда святитель, грозя страшнымъ Божіимъ гнѣвомъ и вѣчнымъ осужденіемъ, положилъ конецъ этой враждѣ въ день праздника Животворящей Троицы 1406 г.

Примиряя враждующихъ, святитель старался обходиться со всѣми тихо и кротко. Никого не позволялъ обидѣть, всякій приходящій къ нему находилъ защиту и прибѣжище. Святой былъ защитникомъ сиротъ и вдовъ. Съ любовію обходился съ нищими и убогими, ободрялъ ослабѣвшихъ, всѣмъ помогалъ добрымъ совѣтомъ, деньгами или отеческимъ наставленіемъ. Подражая Небесному Пастырю Христу, онъ всегда ревностно заботился о заблуждавшихся овцахъ своего стада и вводилъ ихъ въ ограду покаянія. Святитель Кипріанъ не разъ вызывалъ св. Арсенія въ Москву для соборныхъ совѣщаній.

Блаженная кончина святителя Арсенія послѣдовала Великимъ Постомъ 1409 года.

Въ воскресенье послѣ первой недѣли Великаго Поста, въ «Недѣлю Православія», былъ обычный соборъ духовенства Тверской епархіи. Въ воскресенье все духовенство привѣтствовало своего любимаго владыку. Во вторникъ святитель произнесъ поученіе къ пастырямъ, наставляя ихъ въ дѣлахъ пастырскаго служенія, и рѣшалъ дѣла. Въ тотъ же день онъ благословилъ собравшихся пастырей, простился съ ними и распустилъ соборъ. Въ четвергъ второй седмицы святитель тяжко заболѣлъ и лишился языка. Утромъ въ пятницу перваго марта пришелъ къ святому князь Іоаннъ Михайловичъ [6] съ братіею и боярами. Онъ созвалъ архимандритовъ, игуменовъ и священниковъ, чтобы совершить елеосвященіе надъ заболѣвшимъ святителемъ. У одра больного сидѣли десятъ иноковъ, которые желали услышать отъ своего епископа прощальное слово. Но онъ былъ безмолвенъ. Слѣдующею ночью святой Арсеній скончался. 19 лѣтъ и 7 мѣсяцевъ съ великою ревностію онъ пасъ врученное ему Богомъ словесное стадо.

Услышавъ о кончинѣ праведнаго святителя, князь Іоаннъ Михайловичъ со множествомъ народа пришелъ къ его мощамъ. Всѣ скорбѣли и плакали: «Померкло солнце наше! Лишились мы добраго пастыря и отца». На другой день мощи св. Арсенія были вынесены изъ архіерейскаго дома въ соборную церковь, гдѣ граждане тверскіе со слезами прощались со своимъ любимымъ, святымъ пастыремъ. Св. мощи были погребены въ его Желтиковомъ монастырѣ, въ притворѣ придѣла Успенской церкви, въ той самой каменной гробницѣ, которую смиренный святитель изготовилъ своими руками. При погребеніи святителя было много больныхъ. Они съ глубокою вѣрою просили святого объ исцѣленіи — и молитвами великаго св. пастыря выздоравливали.

Таково было житіе святого Арсенія, такова была его блаженная кончина. Теперь же святой предстоитъ предъ престоломъ Господнимъ вмѣстѣ съ ангелами, славя Пресвятую Троицу: Отца, Сына и Святаго Духа.

По смерти святого Арсенія граждане не переставали чтить его память. Видя многія чудеса, проистекавшія отъ его гроба, благочестивые жители Твери призывали въ молитвахъ святителя Арсенія и получали помощь и заступленіе въ бѣдахъ.

По истеченіи 74 лѣтъ послѣ его преставленія въ 1483 году епископъ Тверской Вассіанъ (въ міру князь Стригинъ-Оболенскій, управлялъ Тверскою епархіей съ 1477 г. до 1508 г.), по повелѣнію царя Іоанна Васильевича восхотѣлъ открыть мощи св. Арсенія. Епископъ Вассіанъ, собравъ соборъ со множествомъ народа, направился къ Желтикову монастырю. Гробъ, въ которомъ почивали св. мощи угодника Божія, былъ вынутъ изъ земли и внесенъ въ Соборный храмъ. Когда открыли крышку, вся церковь наполнилась благоуханіемъ. Тлѣніе не коснулось мощей святого Арсенія, даже самыя ризы оставались совершенно цѣлыми. Тогда епископъ повелѣлъ снова покрыть гробъ крышкой, приказалъ написать образъ святого [7] и поставилъ его у гроба на поклоненіе приходящимъ. На гробъ былъ возложенъ покровъ съ изображеніемъ чудотворца. По благословенію епископа Вассіана составлена была и служба св. Арсенію. Тогда было установлено мѣстное празднованіе святому Арсенію въ Желтиковомъ монастырѣ. Съ того времени еще болѣе чудесъ стало совершаться при его гробѣ. Мѣстное празднованіе святителя Арсенія въ Твери установлено Московскимъ соборомъ 1547 года.

Наиболѣе замѣчательное и поразительное изъ чудесъ святого Арсенія произошло въ 1566 году. Въ то время въ Твери проживалъ одинъ рыболовъ по имени Терентій. Сначала онъ имѣлъ великую вѣру къ святому Арсенію, а потомъ впалъ въ невѣріе и подвергся изступленію ума. Родители привезли его въ Желтикову обитель, надѣясь, что сынъ ихъ здѣсь получитъ исцѣленіе; но онъ умеръ! Спустя два дня его тѣло внесли въ храмъ Пречистой Богородицы, гдѣ почивали святыя мощи. Родители сильно скорбѣли, даже роптали на святителя: «мы надѣялись получить отъ тебя милость, а сынъ нашъ умеръ! Погасаетъ у насъ усердіе къ тебѣ и вѣра наша оскудѣваетъ!»

Не потерпѣлъ Господь такихъ укорительныхъ рѣчей на Своего угодника. Во время чтенія св. Евангелія мертвецъ вдругъ поднялся и сталъ громко плакать о своемъ прегрѣшеніи. Каялись и родители Терентія въ своемъ ропотѣ на святого. Акакій, бывшій тогда епископомъ Тверскимъ (съ 1522 г. по 1567 г.), мужъ праведный и благочестивый, самъ видѣлъ воскресшаго и удостовѣрился въ дѣйствительности этого великаго чуда.

Въ 1606 году, когда Земля Святорусская страдала отъ нашествія поляковъ и литовцевъ, непріятели опустошили многія области нашего государства, и въ томъ числѣ Тверскую область. Не пощадили враги и Желтиковой обители. Непріятели ворвались въ монастырь, думая найти много сокровищъ. Но иноки заблаговременно успѣли скрыть монастырскія сокровища и сами удалились въ Тверь. Только на мощахъ святого оставался шитый золотомъ покровъ съ изображеніемъ святителя Арсенія. Не найдя ничего въ обители, враги были сильно обмануты въ своихъ ожиданіяхъ. Одинъ изъ непріятелей, досадуя на неудачу, схватилъ съ мощей святого покровъ и положилъ на своего коня. Но лишь только онъ сѣлъ на лошадь, какъ вдругъ невѣдомою силою конь и всадникъ были приподняты на воздухъ, потомъ низвергнуты на землю. Отъ сильнаго удара всадникъ и лошадь умери, а покровъ дивнымъ образомъ поднялся на крышу Успенскаго храма. Этотъ покровъ сохранялся въ царскія, благословенныя времена въ обители Желтиковой.

Въ 1637 году въ монастырѣ строили новый соборъ каменный. Мощи святителя были перенесены на время въ деревянную церковь преподобныхъ Антонія и Ѳеодосія Печерскихъ [8]. Одинъ изъ братьевъ, по имени Гермогенъ, въ нетрезвомъ состояніи зашелъ послѣ вечерни въ церковь и заснулъ недалеко отъ мощей святителя. Проснувшись ночью, онъ былъ пораженъ дивнымъ видѣніемъ. Храмъ былъ ярко освѣщенъ. Святой Арсеній приподнялся и сѣлъ на своей каменной гробницѣ. Гермогенъ, объятый ужасомъ, хотѣлъ бѣжать. Но святой Арсеній, взглянувъ на него, грозно сказалъ: «Зачѣмъ ты, дерзновенный, нетрезвымъ вошелъ въ храмъ Божій!» Гермогенъ упалъ, какъ мертвый. Долго лежалъ онъ, но потомъ, придя въ себя, съ большимъ трудомъ вышелъ изъ храма сѣверными дверями, которыя запирались извнутри. Послѣ этого долго былъ онъ боленъ. Но святитель хотѣлъ только вразумить неразумнаго и избавить его отъ порока. Когда Гермогенъ, чистосердечно исповѣдавъ предъ всѣми свой грѣхъ, просилъ у святителя прощенія, онъ получилъ исцѣленіе отъ своего недуга предъ мощами святого Арсенія.

Часто святой угодникъ Божій являлъ страждущимъ свою дивную помощь, и по его молитвамъ болящіе получали исцѣленіе.

Изъ многихъ чудотвореній упомянемъ о слѣдующемъ:

Въ Твери проживалъ отрокъ Герасимъ, сынъ священника Василія. На свадебномъ пиру Герасима злые люди напоили виномъ, смѣшаннымъ съ ядовитымъ зельемъ. Онъ сильно заболѣлъ и уже помышлялъ о смерти. Страдая, Герасимъ обратился къ безмездному цѣлителю — святому Арсенію. Отрокъ пришелъ къ святымъ мощамъ чудотворца въ день его памяти, т. е. 2-го марта. Онъ со слезами, усердно молился и угодникъ Божій дивнымъ. образомъ исцѣлилъ болящаго отрока.

Спустя много лѣтъ Герасимъ, сдѣлавшись клирикомъ, переселился на жительство въ Москву. Въ его домѣ проживала племянница его Дарія, которая долго страдала болѣзнью глазъ. Чѣмъ больше проходило времени, тѣмъ болѣзнь усиливалась, такъ что Дарія не могла даже спать по ночамъ и все время стонала. Смотрѣть на свѣтъ она была не въ силахъ. Наконецъ, въ день памяти святого Арсенія священникъ изъ храма, посвященнаго его имени, пришелъ въ домъ Герасима со святою водою и омылъ ею глаза Даріи. Къ великой своей радости болящая сейчасъ же исцѣлилась и прославила Господа и Его угодника — чудотворца св. Арсенія! Велика была радость Герасима, когда онъ увидѣлъ свою племянницу здоровой. И ранѣе онъ всегда благодарилъ святителя за свое исцѣленіе. Онъ всегда глубоко чтилъ своего [небеснаго заступника.

Одинъ крестьянинъ, жившій близъ обители святаго Арсенія, закопалъ въ лѣсу свое сокровище, желая сохранить его. Спустя нѣсколько времени сей человѣкъ пришелъ опять туда, гдѣ были спрятаны его деньги, началъ отыскивать ихъ, но не могъ найти. Крестьянинъ впалъ въ великую скорбь, началъ тужить и плакать. Онъ хотѣлъ даже повѣситься и уже накинулъ петлю на дерево. Вдругъ предъ нимъ предсталъ благообразный мужъ и сказалъ:

— «Зачѣмъ ты, чадо, умыслилъ злое въ сердцѣ своемъ? Зачѣмъ хочешь ты погубить свою душу и обречь себя на вѣчное мученіе?»

На крестьянина напалъ трепетъ: онъ началъ плакать. На вопросъ дивнаго мужа, почему онъ такъ горько плачетъ, крестьянинъ сказалъ, что онъ спряталъ свои деньги и не можетъ отыскать.

Благообразный мужъ ударилъ жезломъ въ землю и сказалъ:

— «Въ семъ мѣстѣ ты найдешь то, что ищешь».

Крестьянинъ, раскопавъ землю, нашелъ свое сокровище. Пораженный этимъ, онъ сталъ благодарить явившагося и спросилъ его:

— «Откуда ты, честный отче, и какъ твое имя, чтобы я могъ возблагодарить тебя за свое спасеніе и за нахожденіе сокровища?»

— «Я — Арсеній и живу въ обители, построенной моими трудами. Ступай туда и воздай достойное благодареніе Богу»].

Крестьянинъ хотѣлъ, было, пасть на колѣни предъ святымъ старцемъ, но онъ сталъ невидимъ.

Тогда крестьянинъ понялъ, что его спасъ отъ вѣчнаго мученія самъ святитель Арсеній. Онъ поспѣшилъ въ Желтикову обитель, горячо, умиленно благодарилъ Милосерднаго Господа и Его великаго угодника. Крестьянинъ повѣдалъ игумену и братьямъ все, что съ нимъ произошло. И всѣ прославили Бога и покровителя ихъ св. обители — святителя Арсенія.

1657 году у раки святителя Арсенія произошло новое чудо:

Въ Желтиковой обители проживалъ діаконъ Іоаннъ. Наущаемый діаволомъ, онъ задумалъ украсть серебряную и золотую утварь изъ храма, гдѣ почивали мощи святителя. Однажды въ полдень онъ попросилъ у пономаря ключи отъ храма, пошелъ въ церковь и взялъ всю утварь серебряную и золотую, которая стояла недалеко отъ раки преподобнаго. Побуждаемый жадностію, діаконъ хотѣлъ еще взять съ мощей и серебряную панагію, которую святой носилъ на себѣ во время своей жизни. Вдругъ дерзкаго вора невѣдомой силой такъ далеко отбросило отъ св. мощей, что онъ ударился о церковный помостъ и лишился чувствъ. Черезъ нѣсколько времени, вошедшіе въ храмъ иноки увидѣли, что Іоаннъ лежитъ посреди церкви какъ мертвый. Понявъ случившееся, они вынесли вора изъ церкви, отправили въ Тверь къ архіепископу Іоасафу (управлялъ Тверской епархіей съ 1657 г. по 1676 г.). Иноки разсказали архипастырю все, что видѣли. Самъ же діаконъ не могъ говорить. Онъ не владѣлъ языкомъ и весь былъ разслабленъ. По повелѣнію архіепископа разслабленнаго Іоанна опять отвезли въ монастырь. Его стали ежедневно проводить въ церковь. Мало-по-малу діаконъ началъ приходить въ себя и, наконецъ, понявъ свой великій грѣхъ, сталъ горько каяться и Милосердный Господь простилъ Іоанна и онъ совершенно выздоровѣлъ.

Много другихъ чудотвореній происходило отъ св. мощей славнаго святителя Арсенія и пастыря стада Христова по благодати Господа нашего Іисуса Христа. Слава Богу во вѣки. Аминь.

Тропарь, гласъ 8-й.

Благочестно поживъ во святительствѣ, люди просвѣтилъ еси ученіемъ твоимъ, и о храмѣ Пречистыя вельми подвизався, и любитель монаховъ бывъ, сего ради отъ Христа паствы твоея вѣнецъ пріялъ еси. Тѣмже яко апостольскаго престола намѣстника и святителя великаго чтуще тя молимъ чада твоя, блаженне: отъ всѣхъ бѣдъ избави насъ, яже ко Христу молитвами твоими, святителю Христовъ Арсеніе отче нашъ.

Кондакъ, гласъ 8-й.

Воспріемши радостно честныя твоя мощи, пречистая Церковь, въ нюже честно вносимы множествомъ священномонаховъ, и князи благовѣрными, и яже пріемше, яко сокровище многоцѣнное. Тѣмъ же и мы нынѣ, твоея ограды словесныя овцы, окрестъ раки твоея предстояще, любезно вопіемъ ти: не забуди чадъ твоихъ, отче, ихже мудрѣ собралъ и возлюбилъ еси, яко да зовемъ ти: радуйся, святителю Арсеніе, пастырю и учителю нашъ.

Источникъ: Житія святыхъ на русскомъ языкѣ. Изданіе 1905 г. Московской Синодальной Типографіи.

Примѣчанія:
[1] Святой Кипріанъ поставленъ митрополитомъ Кіевскимъ и всея Россіи 2 декабря 1375 г. Въ Кіевъ онъ пріѣхалъ въ слѣдующемъ 1376 г. и проживалъ здѣсь до утвержденія Московской каѳедры въ маѣ 1381 г.
[2] Князь Михаилъ былъ княземъ Тверскимъ съ 1339 г. по 1399 г. Передъ смертію онъ принялъ иночество съ именемъ Матѳея.
[3] На урочищѣ Желтиковѣ.
[4] Или Желтиковскій, какъ его называли по мѣсту его нахожденія.
[5] Слово «Патерикъ» значитъ Отечникъ, т. е. книга объ отцахъ. Книга Патерикъ представляетъ собраніе краткихъ разсказовъ о подвижникахъ или ихъ изреченій. Въ составъ Печерскаго Патерика, списаннаго по повелѣнію св. Арсенія, входятъ: Житіе преп. Ѳеодосія Печерскаго, Собраніе сказаній Симона, епископа Владимірскаго и Поликарпа, инока Печерскаго о печерскихъ подвижникахъ, Сказаніе лѣтописи объ основаніи Печерскаго монастыря.
[6] Іоаннъ Михайловичъ былъ великимъ княземъ Тверскимъ съ 1499 по 1525 г. Предъ кончиною принялъ кноческое постриженіе съ именемъ Іова.
[7] Въ царскія времена этотъ образъ святого Арсенія былъ еще цѣлъ.
[8] Когда былъ воздвигнутъ новый соборъ, св. мощи были торжественно перенесены въ него.

Источникъ: М. В. Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста. Выпускъ восемнадцатый. [1972 г.] — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1972. — С. 23-33.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.