Церковный календарь
Новости


2018-11-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ I-й, Ч. 2-я, Гл. 2-я (1922)
2018-11-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ I-й, Ч. 2-я, Гл. 1-я (1922)
2018-11-18 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 114-й (1899)
2018-11-18 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 113-й (1899)
2018-11-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Признаки Христовой Церкви (1976)
2018-11-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. О важности догмата о Церкви (1976)
2018-11-18 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 8-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-18 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 7-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Докладъ Архіерейскому Сѵноду РПЦЗ (1996)
2018-11-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Психіатрія и исповѣдь (1996)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 49-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 48-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 47-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 46-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 45-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 44-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 19 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.

Духовные писатели Русскаго Зарубежья

Монахиня Варвара (Суханова) († 1972 г.).

Монахиня Варвара (въ мірѣ Вѣра Суханова) († 1972), духовная писательница, вѣрное чадо РПЦЗ. Родилась въ 1896 г. въ купеческой семьѣ. Во время Первой міровой и Гражданской войнъ служила сестрой милосердія. Съ послѣдними частями Бѣлой Арміи оставила Россію. Работала учительницей въ русской гимназіи въ Панчевѣ (Сербія). Въ 1929 г. поступила послушницей въ Лѣснинскую женскую обитель въ Хопово (Сербія). Несла самыя разныя послушанія: была клиросной, занималась съ дѣтьми Хоповскаго пріюта, писала иконы. Въ 1932 г. была пострижена въ монашество. Въ 1950 г. вмѣстѣ съ другими сестрами обители переселилась изъ Югославіи во Францію. Мать Варвара много писала. Ея статьи и разсказы появлялись еще въ «Православной Карпатской Руси» (впослѣдствіи «Православная Русь») и въ приложеніи «Дѣтство во Христѣ», когда Братство преп. Іова Почаевскаго находилось еще на Карпатахъ, во Владиміровой. Составила около четырехсотъ «Житій святыхъ для дѣтскаго и юношескаго возраста», которыя подъ иниціалами «М. В.» (Монахиня Варвара) вначалѣ публиковались въ журналѣ «Православная жизнь», а затѣмъ отдѣльными выпусками издавались въ Свято-Троицкомъ монастырѣ въ Джорданвиллѣ (всего было напечатано двадцать такихъ сборниковъ). М. Варвара мирно скончалась послѣ продолжительной болѣзни 27 ноября (10 декабря) 1972 г. въ Лѣснинскомъ монастырѣ (Провемонъ, Франція).

Сочиненія мон. Варвары (Сухановой)

М. В.
Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста.
Выпускъ восемнадцатый. [1972 г.]

Сказаніе о преподобномъ Сергіи Малопинежскомъ.
Память его празднуется мѣсяца ноября въ 16-й день. Отошелъ ко Господу въ 1585 году.

Преподобный Сергій, въ мірѣ Симеонъ, родился въ 1493 году. Отецъ его Маркіанъ Стефановичъ Неклюдъ, изъ рода митрополичьихъ десятильничьихъ дѣтей боярскихъ [1], жилъ въ Великомъ Новгородѣ въ тяжелую пору подчиненія вольнаго города державной волѣ великаго князя Московскаго Іоанна III-го [2]. Тогда Маркіанъ покинулъ родину и удалился «въ страну Студенаго (то-есть Бѣлаго) моря». Мѣстомъ своего жительства онъ избралъ волость Малую Пинежку по рѣкѣ Пинегѣ [3]. Маркіанъ здѣсь женился. Онъ былъ «навыченъ книжному ученію и грамотѣ». Это открыло ему путь въ духовное званіе, и онъ съ честію служилъ сначала клирикомъ, а потомъ священникомъ въ Сурскомъ погостѣ [4]. Какъ самъ Маркіанъ, такъ и жена его Аполлинарія вели жизнь добродѣтельную, и въ старости, по взаимному согласію, облеклись въ иночество — Маркіанъ съ именемъ Матѳея, Аполлинарія съ именемъ Пелагіи. Матѳей скончался игуменомъ Воскресенскаго монастыря въ г. Кевролѣ [5], а Пелагія — схимницею. Отъ этой благочестивой четы и родился Симеонъ. Нѣтъ сомнѣнія, что родители воспитали своего святого сына въ завѣтахъ строгаго благочестія. Ничего неизвѣстно о жизни преподобнаго до времени достиженія имъ тридцатилѣтняго возраста, когда онъ былъ уже іереемъ Малопинежскаго погоста [6], при только что устроенныхъ церквахъ въ честь Преображенія Господня и во имя св. великомученика Георгія. Шестьдесять два года Симеонъ самоотверженно несъ трудныя обязанности приходскаго пастыря.

Святой проповѣдывалъ вѣру Христову среди финновъ, и многіе изъ нихъ сдѣлались хорошими православными христіанами. Онъ слѣдилъ за жизнію своихъ прихожанъ, поучалъ ихъ не только словами, но и иримѣромъ своей высокой жизни. Люди любили своего святого пастыря за необычайное смиреніе, милосердіе и кротость. Св. Симеонъ былъ великимъ молитвенникомъ и постникомъ. Люди чувствовали его близость къ Богу и просили его святыхъ молитвъ. При своихъ добродѣтеляхъ и достоинствахъ подвижникъ-пастырь имѣлъ благолѣпную наружность. Его чистая, святая душа отражалась во взорѣ, во всемъ его обликѣ. Добродѣтели и достоинства святаго Симеона привлекали къ нему не однихъ прихожанъ, изъ которыхъ миогіе и родились при немъ и состарились, но и окрестныхъ жителей: слава о св. Симеонѣ, какъ о великомъ подвижникѣ и рѣдкомъ пастырѣ, далеко распространилась за предѣлы его прихода.

Чувствуя приближеніе кончины, блаженный Отецъ Симеонъ принялъ сначала монашество, потомъ схиму, съ именемъ Сергія, отъ игумена Воскресенскаго монастыря Иринарха, прибывшаго въ село изъ города Кевролы для сбора церковной дани. 16 ноября 1585 года, будучи уже глубокимъ 92-лѣтнимъ старцемъ; преподобный Сергій блаженно, мирно почилъ послѣ своей многотрудной жизни. Святое тѣло преподобнаго, по завѣщанію его, было погребено близъ алтаря церкви Преображенія Господня. Чтобы не забыто было мѣсто погребенія преподобнаго, поставили надъ его могилой «голбчикъ деревянный», тоесть надгробный памятникъ въ видѣ маленькой сѣни [7]. Подъ эту сѣнь вскорѣ стали стекаться ищущіе исцѣленія, потому что Господь прославилъ Своего угодника даромъ чудотвореній.

На другой годъ по кончинѣ преподобнаго Сергія, клирикъ Преображенской церкви, страдавшій головными болями, услышалъ во снѣ голосъ, который побуждалъ его идти на могилу преп. Сергія и взятой съ нея землей потереть голову. И лишь только клирикъ исполнилъ повелѣніе, какъ избавился отъ своей болѣзни.

Слухъ объ исцѣленіи быстро распространился среди многочисленныхъ почитателей памяти почившаго святого пресвитера и привлекъ къ его могилѣ многихъ больныхъ. Они также брали съ нея землю и, отираясь ею, по молитвенному ходатайству предъ Богомъ преподобнаго Сергія, получали исцѣленія. Новыя же исцѣленія еще болѣе укрѣпляли убѣжденіе въ святости преподобнаго Сергія.

Его раздѣлялъ и священникъ церкви Преображенія Господня, Елисей, жившій спустя 60 лѣтъ послѣ преподобнаго; ежегодно 16 ноября — въ день кончины преподобнаго Сергія, онъ совершалъ его память. Этотъ чтимый Елисеемъ день однажды ознаменовался для него слѣдующимъ дивнымъ видѣніемъ. Послѣ домашняго утренняго правила, Елисей пошелъ въ церковь служить утреню. Приблизившись къ храму, онъ съ удивленіемъ замѣтилъ, что храмъ освѣщенъ какъ въ праздникъ, полонъ молящагося народа, и какой-то священникъ уже совершаетъ въ немъ богослуженіе. Отецъ Елисей подумалъ, что это присланный для сбора церковной дани десятильникъ, который началъ богослуженіе, не дожидаясь его. Смущенный, вступилъ въ трапезу и взглянулъ черезъ окно ея въ самую церковь, но въ ней уже ничего не увидѣлъ, а только почувствовалъ чудесное благоуханіе, распространившееся по трапезѣ изъ храма.

Сынъ о. Елисея, Кипріанъ, смѣнившій отца, также свято чтилъ память преподобнаго Сергія и особенно день его кончины. За двадцать восемь лѣтъ своего священства при храмѣ Преображенія онъ былъ свидѣтелемъ многихъ чудотвореній угодника Божія, и одно изъ нихъ проявилось даже надъ его семьею. О. Кипріанъ далъ обѣтъ построить часовню надъ могилою преподобнаго Сергія, но откладывалъ день за днемъ исполненіе своего обѣщанія, а въ концѣ концевъ и забылъ о немъ. Вдругъ въ 1648 году всѣхъ его сыновей постигла тяжелая болѣзнь, которая не поддавалась никакому лѣченію. Отчаявшись въ помощи человѣческой, родители обратились за помощію къ Богу: молились, дѣлали пожертвованія на церковь, давали обѣтъ, но ничто не помогало — болѣзнь даже усиливалась. И вотъ однажды младшему сыну Кипріана Нифонту является во снѣ преподобный Сергій и открываетъ, что болѣзнь есть кара, постигшая родителей, не исполнившихъ своего обѣта — построить надъ его могилою часовню. При этомъ угодникъ Божій обѣщалъ возвращеніе здоровья Нифонту и его братьямъ, если отецъ ихъ загладитъ свой грѣхъ, то-есть построитъ часовню. Уже потерявшій отъ болѣзни силы говорить, отрокъ послѣ явленія получилъ возможность разсказать родителямъ о своемъ сновидѣніи. Они поспѣшили поставить часовню, и болѣзнь дѣтей немедленно прекратилась.

Черезъ три года послѣ этого, въ 1651 году, было установлено по воскреснымъ днямъ еженедѣльное молебное пѣніе надъ могилой преподобнаго Сергія. Ближайшимъ поводомъ для этого послужило явленіе угодника Божія одной женщинѣ, по имени Ѳеодосіи. Ѳеодосія пришла въ Малопинежскую волость съ Двины. Она ранѣе ничего не слыхала о преп. Сергіи. Женщину эту постигла болѣзнь, во время которой въ сонномъ видѣніи ей явился преподобный. Святой сказалъ Ѳеодосіи, что она исцѣлится, если пойдетъ въ часовню на его могилу. Больной внушено было сказать клирикамъ церкви Преображенія, чтобы они съ этихъ поръ совершали во всѣ воскресные дни молебное пѣніе Всемилостивому Спасу въ часовнѣ надъ его гробомъ, и память его творили бы неотложно.

Послѣ этого видѣнія больная тотчасъ же выздоровѣла. Она поспѣшила къ могилѣ преподобнаго и разсказала малопинежскимъ клирикамъ о всемъ происшедшемъ съ нею. Молебное пѣніе въ часовнѣ было тогда установлено. Но въ томъ же году, въ одинъ воскресный день почему-то не было совершено молебна, и въ слѣдующую ночь преподобный Сергій явился во снѣ одному изъ мѣстныхъ жителей и строго подтвердилъ, чтобы его повелѣніе соблюдалось «неотложно и неизмѣнно!»

Множество чудесъ совершалось у гроба угодника Божія. Въ 1655 году жители Малопинежья установили празднованіе памяти преподобнаго Сергія въ 16 день мѣсяца ноября. Былъ написанъ образъ этого великаго чудотворца.

Въ благословенныя царскія времена честныя мощи преподобнаго Сергія почивали подъ спудомъ въ деревянной часовнѣ.

Сказаніе это взято изъ книги: Житія святыхъ на русскомъ языкѣ. Книга дополнительная 1-я. Изданіе Московской Синодальной Типографіи 1908 г.

Примѣчанія:
[1] Дѣти боярскіе при древнихъ епископахъ были ихъ свѣтскими чиновниками. Должность десятильника или десятинника установлена въ глубокой древности для сбора десятины, жертвуемой богатыми людьми, главнымъ образомъ князьями, въ пользу церкви. Въ послѣдующее время епископы стали поручать десятильникамъ, кромѣ сбора податей, и надзоръ за жизнію и дѣятельностію духовенства, а также и разборъ нѣкоторыхъ судныхъ дѣлъ.
[2] Іоаннъ III княжилъ съ 1462 г. по 1505 г.
[3] Пинега — рѣка Вологодской и Архангельской губерній, правый притокъ Сѣверной Двины. Начало беретъ въ Сольвычегодскомъ уѣздѣ, гдѣ лежитъ и волость Малая Пинежка.
[4] Сурскій погостъ расположенъ на лѣвомъ берегу рѣки Пинете, отстоитъ въ 160 верстахъ отъ Малопинежска.
[5] На рѣкѣ Пинегѣ — теперь село Воскресенское, Архангельской губ., Пинежскаго уѣзда.
[6] Сольвычегодскаго уѣзда Вологодской губерніи, на верхней Пинегѣ.
[7] Слово «голбчикъ» (голбецъ, голубецъ) обозначаетъ деревянный памятникъ на кладбищѣ. Онъ строился чаще въ видѣ домика — деревяннаго сруба съ кровлей на два ската и съ крестомъ на ея серединѣ, рѣже въ видѣ деревяннаго столбика съ крышею или навѣсомъ. Надъ могилою преподобнаго Сергія голбчикъ былъ второго вида.

Источникъ: М. В. Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста. Выпускъ восемнадцатый. [1972 г.] — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1972. — С. 82-85.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.