Церковный календарь
Новости


2018-08-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 3-я (1991)
2018-08-16 / russportal
Н. Д. Кузнецовъ. Основанія, приводимыя для учрежденія Патріаршества (1918)
2018-08-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 2-я (1991)
2018-08-15 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 41-е (15 ноября 1917 г.)
2018-08-14 / russportal
Свт. Іоаннъ, архіеп. Шанхайскій. Единообразіе въ богослуженіи (1994)
2018-08-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 40-е (14 ноября 1917 г.)
2018-08-12 / russportal
Обращеніе свт. Іоанна обще-приходскому годовому собранію (1994)
2018-08-12 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 39-е (13 ноября 1917 г.)
2018-08-11 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). "Русская Церковь передъ лицомъ господ. зла". Гл. 1-я (1991)
2018-08-11 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 82-е (12 февраля 1918 г.)
2018-08-10 / russportal
Митр. Анастасій (Грибановскій). Рѣчь при гробѣ митр. Антонія (1936)
2018-08-10 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 81-е (10 февраля 1918 г.)
2018-08-09 / russportal
Свт. Іоаннъ Шанхайскій. Слово къ Санъ Францисской паствѣ (1994)
2018-08-09 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 80-е (9 февраля 1918 г.)
2018-08-08 / russportal
2-й Всезаруб. Соборъ 1938 г. Докладъ графа П. М. Граббе (1939)
2018-08-08 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 77-е (5 февраля 1918 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 17 августа 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 7.

Духовные писатели Русскаго Зарубежья

Монахиня Варвара (Суханова) († 1972 г.).

Монахиня Варвара (въ мірѣ Вѣра Суханова) († 1972), духовная писательница, вѣрное чадо РПЦЗ. Родилась въ 1896 г. въ купеческой семьѣ. Во время Первой міровой и Гражданской войнъ служила сестрой милосердія. Съ послѣдними частями Бѣлой Арміи оставила Россію. Работала учительницей въ русской гимназіи въ Панчевѣ (Сербія). Въ 1929 г. поступила послушницей въ Лѣснинскую женскую обитель въ Хопово (Сербія). Несла самыя разныя послушанія: была клиросной, занималась съ дѣтьми Хоповскаго пріюта, писала иконы. Въ 1932 г. была пострижена въ монашество. Въ 1950 г. вмѣстѣ съ другими сестрами обители переселилась изъ Югославіи во Францію. Мать Варвара много писала. Ея статьи и разсказы появлялись еще въ «Православной Карпатской Руси» (впослѣдствіи «Православная Русь») и въ приложеніи «Дѣтство во Христѣ», когда Братство преп. Іова Почаевскаго находилось еще на Карпатахъ, во Владиміровой. Составила около четырехсотъ «Житій святыхъ для дѣтскаго и юношескаго возраста», которыя подъ иниціалами «М. В.» (Монахиня Варвара) вначалѣ публиковались въ журналѣ «Православная жизнь», а затѣмъ отдѣльными выпусками издавались въ Свято-Троицкомъ монастырѣ въ Джорданвиллѣ (всего было напечатано двадцать такихъ сборниковъ). М. Варвара мирно скончалась послѣ продолжительной болѣзни 27 ноября (10 декабря) 1972 г. въ Лѣснинскомъ монастырѣ (Провемонъ, Франція).

Сочиненія мон. Варвары (Сухановой)

М. В.
Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста.
Выпускъ восемнадцатый. [1972 г.]

Житіе и страданіе святаго священномученика Игнатія Богоносца.
Память его 20-го декабря и 29-го января.

Въ царствованіе римскаго императора Траяна епископомъ Антіохійской церкви былъ святый Игнатій, прозванный Богоносцемъ, который, принявъ епископскую каѳедру послѣ смерти Еводія, былъ рукоположенъ въ этотъ санъ самимъ ап. Петромъ. Существуетъ преданіе о Божественномъ Игнатіи Богоносцѣ, будто въ то время, когда Іисусъ Христосъ проповѣдывалъ народу ученіе о царствіе небесномъ, онъ, будучи тогда отрокомъ, находился тутъ же со своими родителями и вмѣстѣ съ ними слушалъ Божественныя слова, исходившія изъ устъ Спасителя. Господь, посмотрѣвъ на отрока Игнатія, подозвалъ его къ себѣ, обнялъ его и, взявъ на руки, сказалъ ученикамъ: «истинно говорю вамъ, если не обратитесь и не будете какъ дѣти, не войдете въ царство небесное» (Матѳ. 18, 3), и: «кто приметъ одно изъ такихъ дѣтей во имя Мое, тотъ принимаетъ Меня» (Марка 9, 37). Симеонъ Метафрасъ говоритъ, что святый Игнатій и названъ Богоносцемъ потому, что онъ былъ носимъ руками воплотившагося Богочеловѣка. Богоносцемъ онъ былъ названъ болѣе же потому, что носилъ Бога въ сердцѣ своемъ и въ устахъ и былъ во всемъ подобенъ апостолу Павлу, избранному самимъ Богомъ возвѣстить имя Божіе предъ всѣми народами и царями.

Сначала Игнатій вмѣстѣ со святымъ Поликарпомъ, епископомъ Смирнскимъ, былъ ученикомъ св. Іоанна Богослова. Совѣтомъ всѣхъ святыхъ апостоловъ онъ былъ избранъ на каѳедру епископа Антіохійскаго, гдѣ впервые было проповѣдано имя Христово. Принявъ санъ епископа, Игнатій съ неутомимымъ трудолюбіемъ и необыкновеннымъ усердіемъ проповѣдывалъ Евангеліе, вѣру въ Искупителя, принесшаго Себя въ жертву за народъ; и, вообще, во всемъ обнаруживалъ ревность апостольскую.

Но не однѣ только пастырскіе заслуги украшали св. Игнатія: онъ имѣлъ всѣ добродѣтели, какія только возможны людямъ: былъ праведенъ, благочестивъ, цѣломудръ и кротокъ. За такую примѣрную и достойную жизнь въ Богѣ онъ удостоивался, подобно своему великому учителю св. апостолу Іоанну, духовныхъ видѣній. Однажды въ видѣніи онъ созерцалъ ангеловъ, воспѣвавшихъ божественную пѣснь Пресвятой Троицѣ на двухъ хорахъ. Такой порядокъ церковнаго пѣнія, созерцаемый Игнатіемъ въ видѣніи, былъ немедленно введенъ имъ въ Антіохійской церкви, а затѣмъ изъ Антіохійской церкви мало-по-малу распространился и во всѣхъ христіанскихъ церквахъ.

Святый Игнатій былъ архіерей добрый, ревностный исполнитель пастырскаго служенія, за что и сподобился мученическаго вѣнца, бывъ растерзанъ львами. Но объ этомъ рѣчь впереди.

Траянъ, одержавъ блестящую побѣду надъ скиѳами, пожелалъ воздать своимъ богамъ благодарственное жертвоприношеніе по всему царству, но многіе изъ христіанъ воспротивились принести жертвы языческимъ идоламъ и за это были мучимы и убиваемы. Когда Траянъ отправлялся на другую войну, съ персами, случилось ему быть въ Антіохіи, гдѣ приближенные царя оклеветали св. Игнатія, какъ главнаго предводителя христіанъ, какъ проповѣдника ученія распятаго Христа, какъ установителя законовъ о цѣломудріи, о презрѣніи богатствъ и всѣхъ тѣхъ, чья жизнь была полна однихъ только удовольствій.

Услышавъ это, императоръ велѣлъ призвать къ себѣ св. Игнатія на судъ. Святитель, приготовивъ себя молитвою, отправился къ Траяну. Траянъ, увидѣвъ его, грозно спросилъ: «Ты ли называешься Богоносцемъ и ты ли противишься моимъ повелѣніямъ, развращая всю Антіохію своею пропвѣдью о Христѣ?» — Божественный Игнатій отвѣчалъ: «Да, — это я». — «Что означаетъ названіе Богоносецъ?» спросилъ царь. — «Богоносцемъ», отвѣчалъ Игнатій, «называется тотъ, кто имѣетъ въ своей душѣ и носитъ въ своемъ сердцѣ Господа Бога Іисуса Христа». — «Такъ ты носишь своего Христа въ самомъ себѣ?» опять спросилъ святаго Траянъ. — «Поистинѣ ношу», отвѣчалъ Игнатій, «ибо въ словѣ Божіемъ написано: «вселюсь въ нихъ и буду ходить въ нихъ (2 Кор. 6, 16). — «А развѣ ты думаешь», возразилъ Троянъ, «что мы не носимъ въ душѣ боговъ, которые помогаютъ намъ побѣждать враговъ?» Богоносецъ отвѣчалъ: «Увы, царь, ты по заблужденію своему называешь бѣсовъ богами: Богъ только одинъ Тотъ, Который сотворилъ небо и землю, и море, и все, что въ нихъ, только одинъ Іисусъ Христосъ, Единородный Сынъ Божій, Котораго царствію не будетъ конца, и если бы ты позналъ Его, то порфира твоя, и вѣнецъ твой, и царскій твой престолъ были бы весьма и весьма крѣпки». — Троянъ сказалъ: «Оставь все то, о чемъ ты говоришь, Игнатій; послушай меня и моего совѣта: оставь свою вѣру и; если хочешь сдѣлать мнѣ угодное и быть въ числѣ моихъ друзей, принеси жертву богамъ; тогда я сдѣлаю тебя первосвященникомъ Дія (Юпитера, главнаго языческаго бога) и назову тебя отцемъ сената». На это святой Игнатій отвѣчалъ: «Какая мнѣ польза быть первосвященникомъ Дія, когда я архіерей Христа? Я служу Ему во всѣ дни жизни своей, принося Ему жертву хвалы, и себя стараюсь принести Ему въ жертву, чтобы имѣть на себѣ подобіе его смерти». Траянъ, думая обличить св. Игнатія его же собственными словами, сказалъ ему: «Кому ты поклоняешься? Тому ли, Который отъ Понтійскаго Пилата былъ пригвожденъ ко кресту? Ты самъ говоришь, что Богъ твой умеръ: можетъ ли мертвый спасти и даровать жизнь?» Игнатій отвѣчалъ: «Тому я Богу жертвой, Который былъ пригвожденъ на крестѣ, Который сокрушилъ козни діавола и крестомъ низложилъ силу его». — «Мнѣ кажется», сказалъ царь, «что ты, Игнатій, не имѣешь здраваго ума и неправильно разсуждаешь, если прельстился подобнымъ христіанскимъ ученіемъ и не понимаешь того, насколько полезно повиноваться царскимъ приказаніямъ принести жертвы богамъ съ всѣмъ моимъ народомъ». Богоносецъ съ особеннымъ воодушевленіемъ сказалъ царю: «Если ты отдашь меня на съѣденіе звѣрямъ, если на крестѣ распнешь, если предашь меня мечу или огню, то все-таки я не преклонюсь предъ бѣсами, не убоюсь смерти, такъ какъ я ищу не временныхъ благъ міра сего, но единственно только желаю благъ вѣчныхъ и всячески забочусь о томъ, чтобы пойти ко Христу Богу, умершему за меня». Тогда члены сената, желая обличить Игнатія, сказали: «ты говоришь, что ты — жертва Бога своего; какъ можетъ помочь кому-либо умершій, — да еще такою позорною смертію? — Наши-же боги считаются безсмертными». — Отвѣчалъ Игнатій: «Господь мой и Богъ Іисусъ Христосъ, насъ ради сдѣлался человѣкомъ и для нашего спасенія принялъ крестъ, смерть и погребеніе: потомъ воскресъ въ третій день, низложивъ силу діавольскую, и взошелъ опять на небеса, откуда сходилъ возстановить насъ отъ паденія и вновь ввести насъ въ рай, изъ котораго мы такъ злополучно были извержены. Господь даровалъ намъ теперь благъ болѣе, нежели мы прежде имѣли. Почитаемые же вами боги ничего подобнаго не сотворили. Кто ваши боги? Люди безчестные и злые: Дій, первѣйшій вашъ богъ, былъ погребенъ на Критѣ; Асклипій погибъ пораженный молніей; гробъ богини Венеры показываютъ на островѣ Критѣ, въ въ Паѳосѣ; Геркулесъ сожженъ огнемъ. — Вотъ какова по дѣламъ и заслугамъ ихъ была имъ кончина!» Царь съ членами сената, боясь, чтобы св. Игнатій своими разсужденіями еще болѣе не унизилъ достоинства ихъ боговъ, велѣлъ отвести его въ темницу. Послѣ этого Траянъ всю ночь не спалъ, измышляя, какою бы смертію лишить жизни святителя Игнатія? Наконецъ, онъ рѣшилъ отдать его на съѣденіе звѣрямъ, считая такую смерть самою ужасною. На утро царь высказалъ свое намѣреніе членамъ сената, которые вполнѣ согласились съ нимъ, но совѣтовали ему сдѣлать это не въ Антіохіи, гдѣ и вѣрующіе во Христа и невѣрующіе будутъ видѣть мученическую за вѣру кончину Игнатія, а отправить связаннаго въ Римъ и тамъ предать на съѣденіе звѣрямъ. Это тѣмъ болѣе они считали удобнымъ, что и святитель будетъ наказанъ весьма тяжелымъ путешествіемъ, и римляне не будутъ знать, что онъ умираетъ за вѣру во Христа, а будутъ думать, что за какое-либо иное преступленіе наказанъ онъ такою позорною смертію, почему и память о немъ скоро изгладится. Очень понравился царю этотъ совѣтъ членовъ сената, и Игнатій былъ взятъ воинами и отведенъ въ Римъ на съѣденіе звѣрямъ, для забавы народа во время праздника. Такъ былъ осужденъ нечестивыми язычниками святитель Игнатій: «потому что мы сдѣлались позорищемъ для Ангеловъ и человѣковъ», говоритъ св. апостолъ Павелъ (I Кор. 4, 9). Услышавъ такой приговоръ, Богоносный Игнатій, обративъ взоры къ небу и громко воздавъ благодареніе Господу, съ величайшею радостію принялъ налагаемыя на него оковы. Императоръ съ войсками отправился въ походъ, а божественный страдалецъ, обложенный тяжелыми желѣзными оковами съ десятью жестокими и грубыми воинами поведенъ былъ въ Римъ. Уходя изъ Антіохіи, онъ горячо молился о церкви христіанской, оставляя свое стаду Единому Пастырю всѣхъ вѣрующихъ въ Него. Прощаясь со святителемъ, многіе христіане горько рыдали и плакали, — и одни сопровождали его на всемъ пути отъ Антіохіи до Рима, другіе кратчайшимъ путемъ отправились въ Римъ. Воины, ведшіе св. Игнатія, направили путь въ Селевкію, здѣсь сѣли на корабль и прибыли въ Смирну. Тамъ онъ поспѣшилъ къ Поликарпу, Божественному Апостолу, Смирнскому епископу, своему соученику, и, облобызавшись съ нимъ, утѣшалъ себя богодухновенною бесѣдою, радуясь о своихъ узахъ и красуясь веригами, такъ какъ никакого другого украшенія въ мірѣ не считалъ для себя лучшимъ, какъ вериги. Тамъ же онъ встрѣтился и съ другими епископами, пресвитерами и діаконами; много спѣшило къ нему христіанъ отъ Асійскихъ церквей и городовъ, желавшихъ видѣть его и слышать изъ устъ его, исходящія божественныя слова. Святитель всѣхъ ихъ просилъ молиться о немъ, чтобы скорѣе зубы звѣрей разрѣшили его душу отъ плотскаго союза и скорѣе явиться предъ лице Христово. Видя же ихъ смущеніе и нежеланіе съ нимъ разстаться, а также боясь, чтобы и находящіеся въ Римѣ христіане не вздумали попытаться спасти его и своими ходатайствами воспрепятствовать ему принять мученическую смерть, онъ рѣшилъ написать имъ посланія изъ Смирны, чтобы и тѣ помолились о немъ и не помѣшали ему скорѣе сдѣлаться пищею звѣрей и прейти къ возлюбленному Владыкѣ своему. Писалъ онъ такъ: «Игнатій; носящій имя Богоносца, епископъ святой Божіей церкви, находящейся въ Антіохіи, сподобившейся милосердія въ величествѣ Вышняго Бога Отца, Іисуса Христа, Единороднаго Его Сына, церкви, освященной и просвѣщенной волею Бога, сотворившаго все, что пребываетъ въ вѣрѣ и любви Іисуса Христа, Бога и Спаса нашего, находящейся въ римской странѣ, которую (церковь) и привѣтствую отъ имени Отца Вседержителя и Іисуса Христа, Сына Его; радуйтесь! Исполняя мою волю, Господь даруетъ мнѣ увидѣть васъ, чего я очень желаю. Узникъ Іисуса Христа, я надѣюсь привѣтствовать васъ, если угод но будетъ Богу, чтобы исполнилось до конца мое намѣреніе. Начало доброе положено; да дастъ мнѣ милость Божія воспринять и до конца жребій мой: но боюсь любви вашей, какъ бы не обидѣла меня. Мнѣ удобно прейти къ Богу; не мѣшайте мнѣ любовію вашею Теперь представляется мнѣ возможность прейти къ Богу, такъ какъ не хочу угождать вамъ, людямъ, но Богу, какъ и вы угождаете Ему, и если вы не помѣшаете тому, то лучшаго дѣла сдѣлать не можете: я тогда соединюсь съ Господомъ. Если же пожалѣете о тѣлѣ моемъ, то вновь предстоитъ мнѣ трудъ. Лучше дайте мнѣ быть жертвою Богу, когда жервенникъ уже готовъ, и съ любовію воспойте хвалу Господу Іисусу Христу. О томъ только молитесь, да подастъ мнѣ Господь силы, да не только назовусь христіаниномъ, но таковымъ окажусь и на дѣлѣ. Если же окажусь таковымъ, то и буду имѣть возможность назваться этимъ именемъ и тогда увижу себя вполнѣ увѣровавшимъ, когда уже болѣе не явлюсь міру: «ибо видимое временно, а невидимое вѣчно» (2 Кор. 4, 18). Если христіанина ненавидитъ міръ, то онъ любимъ Богомъ: «Если бы, говоритъ Іисусъ Христосъ, вы были от міра, то міръ любилъ бы свое; а какъ вы не отъ міра, но я избралъ васъ отъ міра, потому ненавидитъ васъ міръ» (Іоан. 15, 4). «Пребудьте во мнѣ» (Іоан. 15, 4). Я пишу всѣмъ церквамъ и всѣмъ говорю, что добровольно умираю за Христа, если только вы не воспрепятствуете мнѣ. Умоляю васъ, не удерживайте меня безвременною своею любовію, оставьте меня быть пищею звѣрей, чрезъ что я приближусь къ Богу. Я — пшеница Божія, да измолотъ буду зубами звѣрей, чтобы мнѣ оказаться чистымъ хлѣбомъ для Бога. Лучше научите звѣрей, чтобы они сдѣлались гробомъ моимъ и ничего не оставили отъ моего тѣла, дабы не быть мертвымъ кому либо въ тягость. Тогда я буду истиннымъ ученикомъ Христовымъ, когда міръ не будетъ видѣть моего тѣла. Молите Господа обо мнѣ, чтобы зубами звѣрей я сдѣлался чистою жертвою Богу. Не какъ Петръ и Павелъ это заповѣдаю вамъ: они Апостолы Іисуса Христа (судіи міра), я же — осужденный; они свободны, а я нынѣ рабъ; но если пострадаю, то буду свободенъ во Христѣ Іисусѣ и воскресну въ Немъ свободнымъ; нынѣ связанъ, но мірскаго и суетнаго ничего не желаю. Отъ Сиріи даже до Рима со звѣрями борюся, на сушѣ и на морѣ, днемъ и ночью связанъ я съ десятью леопардами, которые есть никто иной, какъ десять стерегущихъ меня воиновъ, которые тѣмъ дѣлаются грубѣе и хуже, чѣмъ болѣе добра я имъ дѣлаю. Перенося отъ нихъ всевозможныя обиды, я только болѣе и болѣе поучаюсь. О, какъ я стремлюсь скорѣе стать пищей звѣрей (въ Римѣ), для меня приготовленныхъ, и если они побоятся доброволньно уничтожить мое тѣло, какъ это неоднократно бывало съ другими, то я, насильно раздражая ихъ, заставлю это сдѣлать. Простите мнѣ: я знаю, что для меня полезно. Только теперь я начинаю быть ученикомъ Христовымъ, когда не желаю ничего ни изъ видимаго, ни изъ невидимаго, а чтобы только достигнуть мнѣ Христа. Огнь, крестъ, звѣрей собраніе, разсѣченіе, раздираніе, сокрушеніе костей, раздробленіе членовъ, сотреніе всего тѣла и всѣ діавольскія мученія пусть придутъ на меня, только бы мнѣ получить Іисуса Христа. Что пользы въ мірскихъ утѣшеніяхъ? Лучше мнѣ умереть за Іисуса Христа, нежели царствовать до конца земли: «Какая польза человѣку, если онъ пріобрѣтетъ весь міръ, а душѣ своей повредитъ» (Матѳ. 16, 26). Господа желаю, Сына истиннаго Бога Отца Іисуса Христа, Того ищу, Который за насъ умеръ и воскресъ. Простите меня, братія, и не мѣшайте мнѣ получить жизнь, ибо Іисусъ Христосъ есть жезнь вѣчная; не желайте мнѣ смерти; ибо жизнь безъ Іисуса Христа есть смерть. Дайте мнѣ увидѣть чистый свѣтъ, дайте мнѣ быть подражателемъ Христа, Бога моего.

Кто здѣсь имѣетъ Христа, тотъ да разумѣетъ, чего я хочу, и тотъ да помилусердствуетъ обо мнѣ, зная самъ, чѣмъ я одержимъ. Князь вѣка сего, діаволъ, хочетъ меня растерзать, и растлить душу мою и всѣ помыслы мои, которые направлены къ Богу. Никто изъ находящихся здѣсь да не помогаетъ ему, потому что со мною вы будете Божіи. Не слушайтесь меня, если бы я, увидясь съ Вами, сталъ просить объ иномъ, — объ избавленіи моемъ отъ смерти; вѣрьте и повинуйтесь тому, что я теперь пишу вамъ. Теперь я пишу, полный жизни, объятый желаніемъ любви умереть за Христа: моя любовь пригвождена ко кресту и во мнѣ нѣтъ огня любви къ мірскому, но вода живая течетъ во мнѣ внутри и говоритъ: иди къ Отцу! Не услаждаюсь я пищею тлѣнною и радостями этой жизни; хлѣба Божія хочу, хлѣба небеснаго, хлѣба жизни, который есть тѣло Христа, Сына Божія, рожденнаго отъ сѣмени Давида и Авраама. Желаю я питія Божія, крови того, Кто есть любовь негибнущая и жизнь вѣчная. Не хочу я больше жить по-человѣчески; это можетъ случиться лишь только тогда, когда вы захотите: «Я распялся Христу; и уже не я живу, но живетъ во мнѣ Христосъ» (Галат. 1, 19-20). Этими краткими посланіями умоляю васъ, не препятствуйте мнѣ умереть; вѣрьте мнѣ, что я люблю Іисуса, Который меня ради преданъ былъ: «Что воздамъ Господеви о всѣхъ, яже воздаде ми» (Псал. 115, 3). Самъ Богъ и Отецъ, и Господь Іисусъ Христосъ да явитъ вамъ, что я говорю истину. Вы же молитесь со мною, чтобы я получилъ желаемое Духомъ Святымъ. Не по плоти вамъ пишу, но по Божію изволеиію; если пострадаю, возлюбите меня, если же отверженъ буду, возненавидьте меня. Поминайте въ молитвахъ вашихъ церковь сирскую, которая имѣетъ, кромѣ меня, другого пастыря — Христа, сказавшаго: «Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагаетъ жизнь свою за овецъ» (Іоан. 10, 11). Тотъ пастырь посѣтитъ ее и позаботится о ней. Я же стыжусь называться однимъ изъ пастырей, почитая себя недостойнымъ носить это имя, хотя милостію Божіею и получилъ этотъ санъ. Привѣтствуетъ васъ мой духъ и любовь церквей, во имя Іисуса Христа принявшихъ меня, не какъ мимоидущаго; хотя вы и не были моими, и проводившихъ меня до городскихъ вратъ. Пишу вамъ это изъ Смирны чрезъ ефесскихъ достойно блаженнѣйшихъ христіанъ. Здѣсь со мною находится и Кроксъ со многими другими, идущими изъ Сиріи въ Римъ ради славы Божіей. Написалъ вамъ это въ 107 году двадцать четвертаго дня, мѣсяца августа. Здравствуйте всегда, братья, въ терпѣніи Іисусъ Христовомъ».

Отправивъ это посланіе въ Римъ, онъ, спустя нѣсколько дней, и самъ отбылъ изъ Смирны, въ сопровожденіи воиновъ. Приплывъ въ Троаду и Неаполь, онъ пѣшкомъ прошелъ Филиппополь и Македонію, посѣщая всѣ церкви, которыя встрѣчались на пути; преподавалъ имъ ученіе Христа и немощнѣйшихъ утверждалъ въ вѣрѣ, повелѣвая всѣмъ быть бодрыми и вести жизнь правильную. Когда онъ прошелъ Епиръ и проплылъ моря Адріатійское и Тарентское, то присталъ къ Путеолѣ, гдѣ тамошними христіанами былъ принятъ съ воинами весьма любезно. Оттуда онъ прибылъ въ Римъ и былъ переданъ на руки съ царскимъ письмомъ городскому епарху. Епархъ, узнавъ изъ письма о волѣ императора, велѣлъ приготовить звѣрей, и въ праздничный день предъ многочисленнымъ народомъ святитель былъ приведенъ въ амфитеатръ на казнь. Святитель Игнатій, поставленный въ амфитеатрѣ вмѣстѣ со львами, съ мужественной душой и свѣтлымъ лицомъ, радуясь приближенію смерти Христа ради, громко и безбоязненно сказалъ: «Мужи римскіе, смотрящіе на настоящій мой подвигъ! Знайте, что не за злодѣяніе и преступленіе осужденъ я на смерть, но за Единаго Бога моего, Котораго любовію я одержимъ, и Котораго ненасытно желаю. Я — пшеница Его и зубами звѣриными измалываюсь, чтобы мнѣ быть для Него чистымъ хлѣбомъ». Едва Святитель успѣлъ произнести эти слова, какъ выпущенные львы на свободу бросились на него, растерзали и пожрали его, оставивъ только однѣ кости. Такъ Господу угодно было допустить угоднику Своему принять смерть отъ звѣрей, по желанію его, чтобы гробомъ его были дикіе звѣри. Могъ бы Господь заградить уста львовъ, какъ предъ Даніиломъ во рву и предъ Ѳеклою также, однако не сдѣлалъ этого потому, что болѣе исполнялъ желаніе и прошеніе раба Своего, нежели желалъ прославить Свою всемогущую силу.

Такова была кончина Святаго Богоносца Игнатія, таковъ его подвигъ и такова была его любовь къ Богу!.. Когда всѣ удалились отъ позорнаго амфитеатра, вѣрные христіане римскіе, которымъ св. священномученикъ Игнатій писалъ посланіе изъ Смирны; собрали его кости, неутѣшно рыдали и положили ихъ честно на знаменитомъ мѣстѣ, внѣ города, декабря мѣсяца въ двадцатый день. Долго они скорбѣли и плакали о Святомъ, не отходя отъ гроба, пѣли пѣсни и псалмы. Однажды ночью явился къ нимъ Святой Игнатій, утѣшалъ ихъ въ скорби и обнималъ печальныхъ. Другіе же опять видѣли его стоящимъ и молящимся о городѣ; нѣкоторые же видѣли его предстоящимъ предъ Господомъ, покрытаго потомъ, какъ бы послѣ тяжелаго подвига и труда.

Когда же царь Траянъ узналъ о кончинѣ Игнатія Святаго, о его мужественномъ великодушіи и о томъ, какъ безбоязненно и радостно онъ шелъ умереть за Бога своего, то пожалѣлъ о немъ. Слыша же о христіанахъ, что они люди честные, кроткіе, живущіе воздержно, любящіе чистоту, избѣгавщіе всякихъ злыхъ дѣлъ, проводящіе непорочную жизнь, его царству не вредящіе, развѣ только не желающіе имѣть многихъ боговъ, но чтущіе единаго Христа, повелѣлъ не предавать ихъ болѣе смертной казни и оставить ихъ жить мирно. Впослѣдствіи честныя кости Святаго Игнатія Богоносца были съ благоговѣніемъ перенесены изъ Рима въ Антіохію на защищеніе граду и на исцѣленіе болящимъ, на радость всему его духовному стаду, а во славу Бога въ Троицѣ единаго, отъ всѣхъ славимаго во вѣки. Аминь. Св. Церковь чествуетъ празднованіемъ перенесеніе мощей св. священномученика Игнатія 29 января.

Источникъ: М. В. Житія святыхъ, переложенныя для дѣтскаго и юношескаго возраста. Выпускъ восемнадцатый. [1972 г.] — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1972. — С. 86-93.

Назадъ / Къ оглавленію


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.