Церковный календарь
Новости


2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 16-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 15-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (26-30) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (21-25) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-04 / russportal
Прот. М. Хитровъ. Слово на Введеніе во храмъ Пресв. Богородицы (1898)
2018-12-04 / russportal
Слово въ день Введенія во храмъ Пресвятой Богородицы (1866)
2018-12-03 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 124-й (1899)
2018-12-03 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 123-й (1899)
2018-12-03 / russportal
Прот. Михаилъ. Бесѣды св. Василія Великаго и прав. Іоанна Кронштадтскаго (1976)
2018-12-03 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Жизнь въ Церкви - жизнь въ благодати (1976)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 10 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 7.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Протопр. Георгій Граббе (буд. еп. Григорій) († 1995 г.)
ПРАВДА О РУССКОЙ ЦЕРКВИ НА РОДИНѢ И ЗА РУБЕЖОМЪ.
(По поводу книги С. В. Троицкаго «О неправдѣ Карловацкаго Раскола»).

[Глава первая.]
ВМѢСТО ПРЕДИСЛОВІЯ.

Русская богословская наука особенно сильно пострадала отъ революціи. Гоненія на Церковь, воздвигнутыя Совѣтской властью, прежде всего отразились на многихъ выдающихся нашихъ богословахъ, подвергшихся преслѣдованію. Духовныя Академіи были закрыты, богословскіе журналы и церковныя типографіи — уничтожены. Богословская наука замерла.

Лишь очень небольшое число профессоровъ богословія, оказавшихся за рубежомъ, могли продолжать свои ученые труды. Въ ихъ числѣ нашелся только одинъ спеціалистъ по церковному праву — С. В. Троицкій, получившій каѳедру въ Субботицкомъ Университетѣ въ Югославіи. Въ Россіи онъ былъ преподавателемъ въ С.-Петербургскомъ Духовномъ Училищѣ, чиновникомъ особыхъ порученій при Святѣйшемъ Сѵнодѣ и короткое время доцентомъ новороссійскаго Университета въ 1919-1920 г.

Будучи единственнымъ русскимъ спеціалистомъ канонистомъ за рубежомъ, онъ естественно пріобрѣлъ тамъ въ этой области такой большой авторитетъ, котораго можетъ быть не имѣлъ бы у себя на Родинѣ при нормальныхъ условіяхъ.

Во всякомъ случаѣ, къ нему неоднократно обращались русскіе іерархи за совѣтомъ по ряду вопросовъ. Казалось, что онъ могъ бы быть до послѣднихъ дней своей жизни продолжателемъ славной традиціи русскихъ ученыхъ канонистовъ и давать безпристрастную научную оцѣнку возникающихъ проблемъ церковной жизни.

Къ сожалѣнію, С. В. Троицкій нынѣ показалъ намъ, что внѣшнія условія — выгода или страхъ — могутъ вліять на его совѣсть и давать то или иное направленіе его трудамъ. Объ этомъ свидѣтельствуетъ недавно вышедшая въ Парижѣ его книжка «О неправдѣ Карловацкаго Раскола», напечатанная Экзархатомъ Московской Патріархіи въ Западной Европѣ.

С. В. Троицкій не впервые высказывается по вопросамъ зарубежной русской церковной жизни. Онъ опубликовалъ ранѣе /с. 4/ рядъ статей, оказавшихъ большую помощь въ выясненіи канонической нормы, которая должна была примѣняться въ условіяхъ изгнанія изъ своей страны многихъ іерарховъ и чадъ Русской Церкви.

Справедливость требуетъ признанія, что никто другой, какъ именно С. В. Троицкій разставилъ въ свое время вѣхи того пути, по которому идетъ каноническая мысль покойнаго протопресвитера М. Польскаго въ его книгѣ «Каноническое положеніе Высшей Церковной Власти въ СССР и Заграницей» (Джорданвилль, 1948 г.) и каждаго изъ насъ, защитниковъ правъ свободы Русской Церкви за рубежомъ.

Новая книга С. В. Троицкаго, какъ и всѣ его сочиненія, отличается большой обстоятельностью. Въ ней использованъ громадный и разнообразный матеріалъ. Однако, на этотъ разъ С. В. Троицкій оставилъ совершенно въ сторонѣ, безъ использованія и безъ опроверженія, весьма важные труды, которые совершенно иначе, чѣмъ его новая книга, трактуютъ многіе изъ затронутыхъ имъ вопросовъ... Я имѣю въ виду его собственныя статьи въ органахъ Зарубежной Церкви — Церковныхъ Вѣдомостяхъ и Церковной Жизни, а также его докладныя записки Архіерейскому Сѵноду Русской Православной Церкви Заграницей: 1) отъ 11-го апрѣля н. ст. 1937 г. по вопросу о томъ, къ кому, въ случаѣ смерти Митрополита Петра, должны перейти права и обязанности Патріаршаго Мѣстоблюстителя и 2) о возможности и юридической правильности основанія православной русской епархіи въ Бельгіи, подчиненной Русскому Сѵноду въ Югославіи. Оба доклада сохранились въ дѣлахъ Архіерейскаго Сѵнода Русской Православной Церкви Заграницей въ видѣ собственноручныхъ рукописей С. В. Троицкаго.

Къ этому надо прибавить, что, кромѣ того, С. В. Троицкій вмѣстѣ со мной, протоіереемъ Ломако и Т. Аметистовымъ былъ въ 1936 г. однимъ изъ каноническихъ совѣтниковъ при выработкѣ Совѣщаніемъ, созваннымъ Патріархомъ Сербскимъ Варнавой, Временнаго Положенія о Русской Православной Церкви Заграницей. Былъ онъ и членомъ Всезарубежнаго Собора 1938 г. Онъ былъ членомъ комиссіи, чрезъ которую проходилъ мой докладъ «Переходъ Митрополита Евлогія въ юрисдикцію Константинопольскаго Патріарха» (Дѣянія Второго Всезарубежнаго Собора Русской Православной Церкви Заграницей, Бѣлградъ, 1939 г.) и докладывалъ въ пленумѣ проектъ резолюціи, составленной мною на основаніи этого доклада и сужденій Комиссіи.

/с. 5/ Итакъ, С. В. Троицкій теперь утверждаетъ то, что отрицалъ и съ чѣмъ боролся ранѣе самъ. Пишетъ онъ это не отрекаясь отъ своихъ прежнихъ статей и записокъ, а умалчивая о ихъ содержаніи.

Но можетъ-ли считать ихъ «не бывшими» объективный читатель? Вѣдь писалъ ихъ не простой журналистъ, а, какъ говоритъ о себѣ самъ авторъ, «послѣдній изъ могиканъ, — русскихъ канонистовъ стараго времени» (стр. 6). Если такой «послѣдній изъ могиканъ» выступаетъ противъ книги о. Польскаго, чтобы «раскрыть неправду и недобросовѣстность» ея покойнаго автора, то работа его должна быть внимательно разобрана путемъ сопоставленія ея съ прежними сужденіями критика, писанными въ условіяхъ несомнѣнной свободы.

Читатель долженъ обратить вниманіе на это послѣднее обстоятельство.

Передъ нами трудъ автора, не мало писавшаго по тому же разбираемому имъ вопросу, но по содержанію діаметрально противоположный прежнимъ его сочиненіямъ.

Читателю остается рѣшить вопросъ, когда «послѣдній изъ каноническихъ могиканъ» выражалъ подлинное научное сужденіе, а когда онъ служитъ отголоскомъ чуждаго Церкви источника. Тогда-ли, писалъ онъ правду, когда былъ въ условіяхъ полной свободы или когда оказался въ условіяхъ коммунистическаго тоталитаризма?

Впрочемъ, я берусь за перо не для того, чтобы унизить стараго ученаго, который въ страхѣ за свою жизнь противорѣчитъ самъ себѣ и въ quasi-научной формѣ покрываетъ свои сѣдины безчестіемъ. Нѣтъ. Состраданіе къ нему скорѣе могло бы побудить меня къ молчанію.

Но печатное слово, къ которому приложена печать «послѣдняго изъ могиканъ» русской канонической науки, слишкомъ многихъ можетъ соблазнить. И это вынуждаетъ насъ передъ лицомъ высказанной печатно лжи въ такомъ же порядкѣ засвидѣтельствовать истину, хотя бы и пришлось при этомъ вскрыть безчестіе несчастнаго стараго профессора.

Въ своемъ изложеніи я не буду касаться всѣхъ деталей часто мелочной критики труда прот. М. Польскаго въ книгѣ С. В. Троицкаго.

Я не ставлю себѣ цѣлью оправдать каждую фразу о. М. Польскаго. Рѣчь идетъ не о томъ, былъ ли онъ безошибоченъ /с. 6/ въ каждой своей фразѣ, а о его трудѣ въ цѣломъ. Иначе говоря, рѣчь идетъ о всей его концепціи.

Если бы мы послѣдовали примѣру С. В. Троицкаго и шли подробно шагъ за шагомъ вслѣдъ за его мелочно-придирчивой критикой, то за кустарникомъ не увидѣли бы лѣса, и читатель могъ бы потерять главную нить въ трактуемыхъ вопросахъ. Однако, въ своемъ изложеніи мы въ общемъ будемъ слѣдовать порядку книги С. В. Троицкаго.

Источникъ: Протопресвитеръ Георгій Граббе. Правда о Русской Церкви на родинѣ и за рубежомъ. (По поводу книги С. В. Троицкаго «О неправдѣ Карловацкаго Раскола»). — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Holy Trinity Monastery, 1961. — С. 3-6.

Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.